Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мойдодыр. Светлый праздник Пасха. Улучшить личностные отношения между детьми

Проект в группе раннего возраста детского сада «Мыло пенится, смотрите!»

Выполнили: Гараева Е. Н., Гудырева А.В. воспитатели.

декабрь, 2016 год.

Актуальность:

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.

Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.

Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.

  • Побуждать к речевому общению.
  • Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.

Вид проекта: Краткосрочный, групповой — 1 неделя.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).

Продукт проекта:

  • Фото отчёт проведения проекта.
  • Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста.
  • Коллективная работа с детьми. Работа с родителями:
  • Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома. Чтение сказок.
  • Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков».
  • Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий.
  • Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.
  • Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных моментов.Этапы реализации проекта.

I . Подготовительный этап:
Наблюдение за детьми.
Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

II .Основной этап реализации проекта:


1 день:
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).А над ручками, как тучки (руки вверх).Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).

Игра «Сделаем пену»


Цель: Уточнить знания о свойствах воды(вода пенится).
В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод – мыло в воде – появляется пена.

2 день:

«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»


Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная)
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

3 день:

Игра- эксперимент «Поймай пузыри!»


Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены(лёгкая, воздушная).Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!Игра- эксперимент «Дорожки по зеркалу»

Цель: Развивать творческое мышление, мелкой моторики.
Дети совместно с воспитателем намыливают руки и проводят прямые линии.
Вывод – пеной можно рисовать.

4 день:

Игра – эксперимент «Найди игрушки»


Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.
Вывод- пена прячет игрушки (она на прозрачная)

5 день:

Игра «Помощники Мойдодыра»


Цель: Обогащение игрового опыта,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод- мыльная вода отмывает «грязь».

Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри»

Вывод:

У детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.

Галина Руднева
Проект для детей 2–3 лет «Домашние животные»

Малыши – начальное звено жизненного пути, все интересно. Хочется посмотреть, подержать, погладить, потрогать все своими ручонками. Это – признак любознательности. А нескончаемый поток вопросов? (Кто, что, зачем, почему и т. д.) .

Тип : познавательно-развивающий.

Срок : краткосрочный (2 недели) .

Актуальность :

Прививая любовь, заботливое отношение к животным , мы воспитываем в детях чувство доброты, отзывчивости, сопереживания. Каждому родителю, хочется, что бы их ребенок обладал этими качествами. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними животными , взрослые развивают в ребенке чуткость, внимательность.

Цель : расширить представления детей о домашних животных ; закрепить название домашних животных и их детенышей , их повадки и внешний вид.

Задачи :

1. Познавательная. Расширять кругозор детей , формировать умение различать взрослых животных от их детенышей .

2. Развивающая. Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию артикуляционного аппарата.

3. Воспитывающая. Воспитывать интерес, любовь к домашним животным .

Реализация проекта в 3 этапа .

1. Подготовительный.

Подборка совместно с родителями художественной литературы (книжки, иллюстрации, фотографии, энциклопедии) . Подбор игрушек, дидактических игр. Изготовление атрибут к подвижным играм.

2. Выполнение проекта . 1 неделя.

Чтение потешек : «Как у нашего кота» , «Петушок, петушок…» , «Пошел котик на торжок» , «Куры-куры» К. Авдеенко, «Из-за леса, из-за гор…» , «Наш кот» .

Чтение стихов : А. Барто «Лошадка» , «Козленок» , К. Чуковский «Свинки» , В. Степанов «Ослик» ,В. Берестов «Бычок» .

Дид. игры : «Кто чем питается?» , «Чей хвост?» , «Кто как кричит?» , «Кто где живет?»

Пальчиковая гимнастика «Два козлика» .

Подвижные игры : «Куры и кошка» - совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным. «Уточки и собачка» - совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию, вызвать радость от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Просматривание мультика : сказка В. Сутеева «Пропал Петя-петушок»

Рисование. Тема : «Дорожки для собачки» .

Цель : учить правильно держать в руке карандаш (фломастер) ;рисовать «дорожки» - прямые горизонтальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; воспитывать интерес к рисованию.

Физ. минутка : «Котенька – коток» .

Чтение сказок и рассказов : В. Сутеев «Цыпленок и утенок» ; В. Берестов «Курина с цыплятами» ; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» ; запись текста Т. Деревянко, Е. Хорватовой «Необыкновенные приключения кота и пса» ; мордовкая сказка «Как собака друга искала» .

Дид. игры : «Чья мама?» , «Любимые детки» , «Третий лишний» , «Узнайте по описанию» , «Кто где спит?» .

Рассматривание картин : «Домашние животные » , «На ферме» , «» .

Пальчиковая гимнастика «Поросята» .

Подвижные игры : «Кот Васька» - развивать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий. «Вышла курочка гулять» - Учить подражать,выполнять действия согласно текста, развивать внимание. «Лошадка» - учить бегать галопом, развивать внимание, воображение.

Просматривание презентации : «Домашние животные и их детеныши » .

Просматривание музыкального мультика : «Как говорят животные . Цыпленок Piu-piu».

Лепка. Тема : «Покормим курочку» .

Цель : продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; воспитывать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Физ. минутка : «Лошадка» .

Конструирование. Тема : «Заборчик для коровы с теленком» .

Цель : учить делать заборчик из кирпичиков, работать коллективно, развивать моторику, воспитывать желание заботиться о животных .

Работа с родителями : Папки - передвижки, консультации : «Дети и домашние животные » ; «Домашние животные в жизни ребенка » ; «Взаимодействие детей и животных » .

Выставка рисунков (родитель и ребенок) : «Домашнее животное » .

Фотоконкурс : «Домашний питомец » .

Проект

«Дикие животные наших лесов»

для детей 2-3 лет

по образовательной области «Экологическое воспитание»

1. Целевой раздел ………………………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………… 3
1.2. Цели и задачи программы………………………………………... 3
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………… 4
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы…………………………………………………………..
1.5. Планируемые результаты………………………………………… 6
1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности... 6
1.7. Контроль результатов работы……………………………………. 7
2. Содержательный раздел ………………………………………... 7
2.1. Описание образовательной деятельности………………………. 7

Средства, формы, способы реализации программы…………….

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………

Форма взаимодействия с семьей…………………………………

Организационный отдел………………………………………….

Организация занятий……………………………………………..

Материально-техническое обеспечение программы

Методика диагностики……………………………………………

Методическое обеспечение программы………………………….

Приложение…………………………………………………………

19

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 2-3 лет.

1.2. Цели и задачи программы:

Цель : формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

  • формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
  • заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
  • развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
  • установление связей, зависимостей, решение проблемных ситуаций
  • развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа.
  • развитие логического мышления, творческих способности детей.
  • расширять и углублять представления животном мире;
  • формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать желание сохранять окружающий мир природы.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы:

  • программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие экологического сознания у детей раннего возраста
  • программа соответствуют возрастным особенностям воспитанников раннего возраста, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
  • программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в формировании предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста
  • образовательная деятельность в программе строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.
  • программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей раннего возраста, благодаря чему возможно формирование у ребенка целостного представления о мире.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы

В раннем дошкольном возрасте большое значение имеет интереса к окружающему миру, к природе и к жизни животных. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает ребенка более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

В решении задач экологического развития существенную роль играет подбор объектов природы разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, птицы одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств, привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно наблюдающих один объект, следует переключить их наблюдение другого объекта.
Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.
Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом объект природы или действие, как ребенок запоминает их названия. действиями.
Детей на втором году жизни надо учить отыскивать интересные для них объекты природы.
На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в объектах и явлениях окружающей действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают объекты по внешним более ярким признакам, например, кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют объекты уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, даже если эти объекты изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать объекты и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.
В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, ворона каркает, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название объекта или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.
Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала.
Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им объектов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных наблюдений.

С целью развития познавательной активности ребенка рекомендуется широко использовать показ объектов природы с называнием. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими объектами природы, учат выбирать названный объект из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные объекты, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.
Предметная наглядность (объекты природы, явления природы) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей.

1.5. Планируемые результаты

  • знать и различать диких животных
  • делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • проявлять стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • проявлять понимание и любовь ко всему живому, преодолевать потребительского отношения к природе.
  • должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с животными)

1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности:

Формы подведения итогов работы по программе:

1.7. Контроль результатов работы:

  • итоговые занятия;
  • диагностика;
  • анкетирование родителей.

2.1. Описание образовательной деятельности

Календарно-тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год

Месяц Тема занятия Задачи Содержание
Январь «Волк» Познакомить детей с диким животным «волком», активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность, научить узнавать и называть части тела животного. Рассматривание иллюстраций с изображением волка, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»
«Где живет волк?» Познакомить детей с местом обитания волка, изучить, какие условия нужны для жизни животного, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы.
«Волк и его волчата» Познакомить детей с детенышами волка, как волк за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни волчат, Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением волка и волчат, беседа, чтение художественной литературы.
«Как волк живет» Продолжать формировать знания о животном. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни зверя, активизировать словарь детей словами по теме.

Рассматривание иллюстраций с изображением волка и волчат, леса;

Февраль «Лиса» Познакомить детей с лисой, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением лисы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание песен о лисе.
«Лиса – лесное животное» Познакомить детей с местом обитания лисы, изучить, какие условия нужны для жизни животного, научить находить животное на картинке, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.
«Лисята» Познакомить детей с детенышами лисы, как она за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни лисят, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и лисят, беседа, чтение художественной литературы.
«Как живет лиса»

Продолжать формировать знания о животном. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни зверя, о его питании,

активизировать словарь детей словами по теме.

Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и лисят, леса, норы;

рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Март «Заяц» Познакомить детей с зайцем, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением зайца, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание песен о зайце, словесные и пальчиковые игры
«Зайка-попрыгайка» Познакомить детей с местом обитания зайца, изучить, какие условия нужны для жизни животного, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы, настольно-печатные игры
«Зайчатки-малые ребятки» Познакомить детей с детенышами зайца, как зайчиха за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни зайчат, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением зайчихи и зайчат, беседа, чтение художественной литературы, игра в набор «Дикие животные»
«Как живет заяц»

Продолжать формировать знания о животном. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни зверя, о его питании, узнать о смене меха в период зимовки,

активизировать словарь детей словами по теме.

Рассматривание иллюстраций с изображением зайца, леса, норы;

рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»

Апрель «Медведь» Познакомить детей с медведем, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением медведя, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание песен о медведе, словесные пальчиковые игры
«Мишка-косолапый» Познакомить детей с местом обитания медведя, изучить, какие условия нужны для жизни животного, его питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы, настольно-печатные игры (пазлы) с изображением медведя, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»
«Медвежата» Познакомить детей с детенышами медведя, как медведица за ними ухаживает, учит добывать пищу, какие условия нужны для жизни медвежат, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением медведицы и медвежат, беседа, чтение художественной литературы, игра в набор «Дикие животные», д. игра «Чей малыш?»
«Как мишутка спит зимой» Познакомить детей с условиями и особенностями зимовки зверя, изучить, какие условия нужны для зимовки, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением медведя, зимнего леса, берлоги;

рассказ воспитателя.

Май «Кабан» Познакомить детей с кабаном, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением кабана, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«На кого похож кабан» Провести параллель между кабаном и животным на него похожим (свинья); найти сходства и различия; активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением кабана и свиньи, рассказ воспитателя.
«Кабан и его детеныши» Познакомить детей с детенышами кабана, как кабаниха за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни кабанов, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением кабанов и кабанят, беседа, чтение литературы.
«Кабан-житель леса» Познакомить детей с местом обитания кабана, изучить, какие условия нужны для жизни кабана, его питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением кабана в лесу, норы кабана, изображение желудей;

рассказ воспитателя.

Сентябрь «Ёж» Познакомить детей с ежом, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением ежа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
«Ёжик-колючие иголки» Познакомить детей с местом обитания ежа, изучить, какие условия нужны для жизни животного, его питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»
«Ежата» Познакомить детей с детенышами ежа, какие условия нужны для жизни ежихи и ежат, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением ежихи и её выводка, беседа, чтение художественной литературы
«Колючий клубочек» Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением ежика, зимнего леса, норы ежа;

рассказ воспитателя.

Октябрь «Белка» Познакомить детей с белкой, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме. Рассматривание иллюстраций с изображением белки, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«Белка зенышки грызет» Познакомить условиями жизни белки, её питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением белки, запасов белки; рассказ воспитателя.
«Бельчата» Познакомить детей с детенышами белки, как белка за ними ухаживает, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением белки и бельчат, беседа, чтение литературы.
«Белкин дом» Познакомить детей с местом обитания белки, изучить, какие условия нужны для жизни белки, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением лесных деревьев, дупла белки, изображение желудей и орехов;

рассказ воспитателя.

Ноябрь «Лось» Познакомить детей с лосем, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме. Рассматривание иллюстраций с изображением лося, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«Жизнь лосей» Познакомить условиями жизни лося, его питание, его место обитания, условия обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением лося в лесу; рассказ воспитателя.
«Детёныши лосей» Познакомить детей с детенышами лося, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением лося и его детеныша, беседа, чтение литературы.
«Лакомство для лося» Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких животных в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Учить организовывать совместно с родителями подкормку лосей в лесу.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимнего леса, кормушек для лося;

рассказ воспитателя, чем лакомится лось зимой.

Декабрь «Олень» Познакомить детей с оленем, научить узнавать и называть части тела животного, активизировать словарь детей словами по теме. Рассматривание иллюстраций с изображением оленя, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«Как олень живет» Познакомить условиями жизни оленя в лесу, его питание, условия обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением оленя в лесу; рассказ воспитателя.
«Оленята» Познакомить детей с детенышами оленя, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением оленя и олененка, беседа, чтение литературы, игра в набор «Дикие животные», д. игра «Чей малыш?»
«Для чего оленю рога?» Рассказать детям, для чего нужны рога оленю, как рога растут и когда они появляются, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением оленя и его рогов, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

2.2. Средства, формы, способы реализации программы

Методы обучения:

  • Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, демонстрация моделей, видеофильмы и мультфильмы на ноутбуке;
  • Практические: занятия
  • Словесные: рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о диких животных, беседы
  • Иллюстративно-наглядные: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии.
  • Игры-занятия: настольно-печатные, словесные

Формы обучения

  • Индивидуальные
  • Подгрупповые
  • Групповые
  • Самостоятельная деятельность детей

В процессе образовательной деятельности используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать экологическую культуру детей в детском саду и дома

Основные задачи:

  • информирование друг друга о возможностях познавательного развития детей в условиях детского сада и семьи;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях связанных с экологическим воспитанием, организуемых в группе, ДОУ;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

2.4. Формы взаимодействия с семьей

Направления работы Формы работы
Взаимопознание и взаимоинформирование встречи-знакомства, анкетирование семей, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте
Непрерывное образование воспитывающих взрослых лекции, семинары, семинары-практикумы, родительские и общие детсадовские собрания, мастер-классы, игры
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей акции, семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, праздники, проектная деятельность, экскурсии

3.Организационный отдел

3.1. Организация занятий

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию экологических понятий. Сюжетные и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки экологического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

Программа рассчитана на 1 год на детей ­­­­2-3 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 10 минут.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

  • дидактические игры
  • настольно-печатные игры
  • иллюстрации с изображением диких животных наших лесов
  • художественная литература о диких животных
  • игровой набор «Дикие животные наших лесов»
  • театр теней «Сказки о диких животных»

3.3. Методика диагностики:

Вопросы для проведения диагностика усвоения данной программы

1. знать названия диких животных;

2. узнавать диких животных на изображениях;

3. знать место обитания диких животных;

4.различать части тела дикого животного;

5. называть детенышей диких животных;

6. знать образ жизни диких животных;

7. различать больших и маленьких диких животных;

8. группировать предметы по образцу;

9. уметь отгадывать загадки о диких животных;

10. Находить картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не выполняет задания, не следует инструкциям воспитателя и не принимает помощь;

2 балла – ребёнок выполняет задания в основном с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок выполняет задания правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

5 –8 баллов – низкий уровень

9 – 12 баллов – средний уровень

13 – 15 баллов – высокий уровень.

3.4. Методическое обеспечение программы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  5. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  6. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  7. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  8. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». - 2004
  9. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение детский сад «Сказка»

Проектная деятельность с детьми 2-3 лет

Подготовила:

Нечаева Н. М.

Сергиевск, 2015

Название проекта: «Водичка, водичка, умой мое личико»

Проблема: недостаточность культурно-гигиенических навыков детей младшей группы.

Цель: повысить культурно- гигиенические навыки детей.

Задачи:

Приобщение детей к процессу познания окружающего мира;

Речевое развитие, обогащение словарного запаса;

Приобретение навыков здорового образа жизни.

Вид проекта : творческо- поисковый.

Состав участников: первая младшая группа- 8 человек.

Материально- технические ресурсы: магнитофон, ноутбук, фотоаппарат, интернет, презентации.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Сроки

Поисковый

Постановка проблемы, поиск возможных путей решения

2 дня

Аналитический

Подбор нужного материала: тексты физминуток, подвижных игр, х\л, изготовление макета аквариума с рыбами.

3 дня

Практический

Беседа с детьми о воде, о ее пользе о мыле, о зубной щетке, проведение опытов «Вода льется», «Теплая и холодная», «Лед- это тоже вода», п\игры «Найди капельки», умывание с потешками «Умываем ушки», «Водичка, водичка», эксперимент «Цветные льдинки», наблюдение за рыбками в «аквариуме».

4 дня

Презентационный

Оформление материалов и фотографий

1 день

Контрольный

Проведение развлекательного досуга «Да здравствует мыло душистое».

1 день

Формы работы над проектом: заучивание потешек, чтение х\л, подвижные игры, физминутки, развлекательный досуг, наблюдения, опыты и эксперименты.

Форма проведения презентации: оформление папки с материалами и фотографиями.

Пояснительная записка

Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования. Особенно остро стоит эта проблема в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Сюда входят гигиенические и водные процедуры:

  • умывание с использованием художественного слова;

Мытьё рук;

Игры с водой;

соблюдение питьевого режима;

  • ежедневно 2 раза в день
  • ежедневно
  • 1 раз в неделю
  • ежедневно

Приложение

Рассматривание аквариума

Подвижная игра «Пузырь»

Надувайся пузырь, большой,

Оставайся такой,

Да смотри не лопайся!

Умывание с потешками

Льется чистая водица,

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

В одичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Опыты с водой

N1: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
N2: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Игра «Найди капельки»

Воспитатель сообщает детям, что сегодня прибегала тучка утром в группу, но улетела до их прихода. Но она так торопилась, что растеряла все свои капельки, поэтому их нужно будет найти и принести быстро в ведерко.

Цель: способствовать быстрому выполнению задания.

Игра- опыт "Теплая и холодная"

Цель : развивать тактильные ощущения, внимание и память.

Материал : два тазика с водой.

Ход игры . Перед детьми два тазика с холодной и теплой водой. Вместе с детьми опускаем кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения:

"Посмотри, что это в тазиках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная".

Познавательный досуг

Тема: «Да здравствует мыло душистое»

Цель:

Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;

Задачи:

Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;

Подвести детей к понятию «Чистота – залог здоровья»;

Воспитывать культурно- гигиенические навыки.

Материал к занятию : кусочки туалетного мыла, коробочка,мыло туалетное, банное, хозяйственное, жидкое. Для опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля. Сказка К. Чуковского «Мойдодыр».

Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла разного цвета и запаха.

Воспитатель : сегодня нам принесли посылку и пока мы не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет,

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми.

Узнали без труда!

Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно сказать о нем?

Ответы: (дети обследуют кусочки мыла) гладкое, душистое, розовое, скользкое, желтое, белое…

Воспитатель: (обобщает ответы детей) Мыло имеет запах, цвет и форму.

Какое мыло нравится вам? А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетным.

А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в киоск, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает не только туалетным.

Дети проходят к полочке, где лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, банное, жидкое.

Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла, где и как оно применяется, при этом привлекает к высказываниям детей.

Теперь, дети, придя в магазин, вы без труда себе выберете необходимое мыло.

После экскурсии воспитатель вместе с детьми проводит опыты.

  1. В баночку с чистой водой насыпаются стружки мыла, наблюдаем, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
  1. С помощью трубочки для коктейля выдуваем воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра «У кого пена выше и пышнее».

Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение.

Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Воспитатель предлагает прослушать сказку К. Чуковского «Мойдодыр», обращает внимание на окончание произведения.

Для чего люди моются, стирают белье, убирают в доме?

(Чтобы в доме было чисто, уютно, не было микробов, все были чистыми, опрятными, аккуратными, а главное, здоровыми, ведь чистота- залог здоровья.)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ТОПОЛЕК»

Подготовила воспитатель МДОУ детский сад КВ № 14 «Тополёк» Красильникова Любовь Михайловна г.Южноуральск
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 - май 2014
Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники, родители.
Описание проекта:

Ожидаемые результаты проекта:
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень

Значимость проекта
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
I квартал
Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству
2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием
3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.
II квартал
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными
Формами.
2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,
заклички
III квартал
Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания
колыбельной песни
2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной
жизни в соответствующих ситуациях.
Литература:
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.