Развитие мелкой моторики рук детей через кружковую деятельность «Мягкая игрушка. Развитие мелкой моторики пальцев рук у младших дошкольников посредством художественно-творческой деятельности

В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук?
«Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, — считает Дудьев В.П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)
Анна Шлотгауер отмечает, что «мелкая моторика-это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения» (Библиотека-словарь)
Почему так важно развивать мелкую моторику рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь «Возвращаясь к анатомическим отношениям,- пишет М. М. Кольцова ,- мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики» (4, с.102). «Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка» (1, с.3).

Как отмечает Л. В. Фомина: «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы». Кольцова подчеркивает: «До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.» (4,с.103) Она утверждает, что все проведенные исследования позволяют «отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.»(4,с. 104) Кольцова считает: «речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук»(4,с. 106).

От того, как развита рука, пальцы ребенка зависит и то, как будет учиться ребенок в школе, как освоит письмо, чтение. Поэтому в подготовительной группе одной из важных задач подготовки к школе является развитие мелкой моторики рук.

Существует много упражнений на развитие мелкой моторики руки: пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация. Для развития мелкой моторики рук я решила использовать шитье детьми мягкой игрушки. Почему я выбрала для развития мелкой моторики рук кружок «Мягкая игрушка»? Еще Ткаченко отмечала, что одним из важных сторон развития мелкой моторики рук является вышивание и шитье. Как же развивается мелкая моторика рук у детей при шитье? Вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. Завязывая узелок, дети тренируют пальцы на руках, а, упражняясь в выполнении рабочих швов: вперёд иголку, назад иголка движения становятся более точными что впоследствии поможет детям в красивом, аккуратном письме. Кроме того, обучаясь рабочим швам, дети проговаривают, рассказывают, показывая, как делать тот или иной шов, соединить детали игрушки. В результате кропотливой работы, ребёнок получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Сшитая своими руками игрушка помогает ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей: внимание, память, мышление, воображение. Дети внимательно слушают воспитателя для того, чтобы узнать, как шить игрушку, как кроить, как выполнять тот ли иной шов, как пришивать пуговицы, глаза, рот, нос игрушке. Внимание развивается и при самостоятельном шитье ребенком игрушки, он старается быть аккуратным, чтобы игрушка была красивой и радовала всех. Когда ребёнок шьет, у него тренируется память. Он вспоминает объяснение и показ воспитателя, действует в соответствии с ними. У ребенка развивается также и мышление: он думает, размышляет, как лучше пришить голову, мелкие детали, какую ткань использовать, как сделать выкройку для этой игрушки, делает выводы, умозаключения. Воображение ребенка крепнет с каждым днем: он представляет себе игрушку, которую он сошьет, передает ее движения, делает прическу ей. Делая выкройку, ребёнок учится владеть разнообразными принадлежностями: ножницами, карандашом. лекалами, линейкой. Знакомясь с тканями, ребёнок ощупывает каждую ткань, определяет свойства ткани, у него развиваются мышечные ощущения, которые помогают решить, подойдёт ткань для той или иной игрушки или нет. Умелые руки и глаз способствует развитию у детей художественного вкуса. Умения делать красивые работы, получать удовлетворение от прекрасно и аккуратно сшитой игрушки-все это поможет ребенку в школе. Старательность, терпение, аккуратность, сила воли, умение доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие трудности, желание достичь высоких результатов-эти качества, сформированные при шитье детьми игрушки помогут детям в будущем добиться огромных успехов в учебе. Почему же я взяла не просто шитье, а шитье мягкой игрушки? А потому, что игрушка всегда являлась и является спутником ребенка, его другом. Она воспитывает его чувства, его интерес к познанию, пробуждает мысль, будит фантазию.

Цель кружка: Вызвать у детей интерес к процессу изготовления игрушки, развить мелкую моторику рук и глазомер при шитье детьми игрушки.

Задачи:

1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.
2. Развивать у дети желание самостоятельно изготовить игрушку.
3.Развивать творчество детей в процессе выкраивания деталей, пришивание частей друг к другу, выполнение мелких деталей.
4. Учить детей самостоятельно придумывать игрушку и выкройку к ней.
5. Развивать мелкую моторику рук, глазомер при выкраивании деталей, пользовании ножницами, карандашом, пришивании пуговиц, шитье игрушек
.6.Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

В кружке «Мягкая игрушка учитываются основные принципы дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Дети с удовольствием шьют мягкую игрушку, выбирают игрушку, которую будут шить, ткань, мелкие детали для своей игрушки. В кружке участвуют 10 детей, которым интересен сам процесс изготовления игрушки.
Вторым принципом, предусмотренным ФГОС, является «полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. Кружок дополнительного образования помог детям развить мелкую моторику рук, психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, а также речь.
Третьим принципом ФГОС является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений.»(5 ,с. 1) В кружке воспитатель предлагает ребенку игрушку, выкройку, ткань, объясняет, показывает, как шить, а за ребенком остается выбор, шить эту игрушку или выбрать другую, выявить, какая ткань лучше подойдет для этой игрушки, какой шов лучше использовать. Воспитатель помогает советом, напоминанием, показом. оказывает посильную помощь в шитье игрушки.
Четвертым принципом по ФГОС является поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности. В кружке ребенок инициативен в выполнении собственной поделки, сам дополняет свою игрушку, придумывает прическу, украшает игрушку, придумывает глаза, рот, нос.
Пятый принцип-сотрудничество с семьей. Родители оказывают помощь в обеспечении различными видами тканей и меха, швейными принадлежностями, ватой, синтепоном. Я предлагаю родителям сшить с детьми похожую игрушку, придумать самим эту игрушку, выкройку. Игрушка получается очень привлекательная и интересная. Дети, принося игрушку, сшитую дома, показывают всем, радуются своим успехам. Шестым принципом по ФГОС предусмотрен принцип «приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.»(5,с.1) Дети учатся в кружке выполнять коллективную работу, договариваются между собой, вежливы, добиваются наивысших результатов совместными усилиями.

План кружка «Мягкая игрушка»

Учебная деятельность:

1. Показ мягких игрушек, подушек, ковриков, прихваток, рассматривание слайдов с их изображением. Знакомство с забавными клоунами Ниткиным и Иголкиным, которые будут помогать в изготовлении мягких игрушек. Знакомство с песней клоунов -портных.
Задачи: Вызвать интерес детей к пошиву мягкой игрушки.
2. Путешествие в Город Швейных принадлежностей (шкатулка со швейными принадлежностями). Ознакомление с обитателями этого города: наперстком, катушками ниток, игольницей, иголками, сантиметром, мелком, ножницами и правилами безопасной работы с ними.
Задачи: Познакомить детей с швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с ними.
3. Дидактическая игра «Волшебный магазин тканей». Ознакомление со свойствами и видами тканей, меха.
Задачи: Познакомить детей с разными видами тканей. Учить детей распознавать разные ткани. Называть их, выявлять их свойства.
4.Ознакомление с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад». Освоение швейных операций (вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье)
Задачи: Познакомить детей с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад».
Помочь детям освоить швейные операции: вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье
Развивать глазомер, четкую координацию рук.
5.Обучение пришиванию пуговиц. Выполнение индивидуальных работ: шишечка, жираф, лягушка, бабочка.
Задачи: Научить детей пришивать пуговицы.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать творчество в процессе придумывания образа игрушки, ее индивидуальности.
6. Практическая работа по освоению шва «вперед иголку». Мягкая игрушка «гусеница», выполненная из шариков, сшитых детьми. (коллективная работа)
Задачи: Научить детей шить шарики швом «вперед иголку»
Развивать мелкую моторику рук при шитье.
Воспитывать умение договариваться между собой, выполняя коллективную работу
7. Грибок» (из 2 шариков) для сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Задачи:
Учить соединять два шарика.
Развивать умение подбирать ткань для своей работы.
Вносить элементы творчества в свою работу.
Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Развивать сосредоточенность, усидчивость.
8. «Рыбка» (из шарика)
Задачи: Продолжать упражнять детей в освоении шва «вперед иголку»
Развивать творчество в процессе выбора ткани, пришивании глаз, хвоста рыбке.
Развивать усидчивость, радость от успешно выполненной работы.
9.Ознакомление с элементами кроя. Освоение элементов кроя на бумаге и перенос выкройки на ткань. Мягкая игрушка «Дед Мороз» (совместная работа-3 ребенка)
Задачи: Научить детей кроить.
Развивать творчество в процессе выбора ткани для игрушки, в пришивании глаз рта, носа, частей игрушки.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук при вдевании нитки в иголку, завязывании узелка, шитье.
Воспитывать умение договариваться между собой
10. Изготовление выкройки для шитья подушки для иголок в виде цветка.
Задачи: Развивать умение кроить.
11. Практическая работа по шитью подушечки. Упражнение в освоении шва «назад иголку»
Задачи:
12. Игрушки-прихватки «Рыбка», «Петушок»
Задачи: Поупражнять детей в освоении шва «назад иголку»
Развивать творчество, инициативность.
Развивать мелкую моторику рук
13.Мягкая игрушка «Мышка». Упражнение в шве « через край»
Задачи: Упражнять детей в шве «через край»
Развивать усидчивость
14.Кукла плоская с одной стороны
Задачи: Учить детей кроить и обтягивать картон тканью. Развивать творчество.
15.Подарок подружке. Резинка-заколка для волос из велюра, бархата.
Задачи: Учить сшивать резинку швом «через край» или «назад иголку» Учить вставлять резинку внутрь
16. Подарок маме «Сердечко, украшенное кружевами».
Задачи: Развивать у детей желание как можно лучше, аккуратнее, красивее сделать поделку маме.
Научить детей пришивать кружева
Упражнять детей в выполнении швов. Развивать умение выбирать удобный для шитья игрушки и для него самого шов
17. Игрушки для пальчикового театра.
Задачи: Развивать творчество детей при выборе игрушки для пальчикового театра, ткани, выкройки, шва.
Развивать умение шить свою игрушку. Развивать аккуратность.
18.Мягкая игрушка «Краб»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки.
Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки.
Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
19.Изготовление мягкой игрушки в подарок детскому саду
Задачи:
Развивать желание сделать аккуратную и красивую игрушку в подарок детскому саду.
Развивать умение выбирать ткань для своей игрушки, шов, выкройку, мелкие детали.
Развивать творчество, самостоятельность, инициативность в процессе
придумывания своей игрушки, составлении своей выкройки
20.Прощание Ниткина и Иголкина с детьми. Праздник мягкой игрушки.
Задачи: Вызвать гордость за удачно сшитые своими руками игрушки.

В кружковой деятельности «Мягкая игрушка» участвовало 10 детей. В начале года и в конце года проведена диагностика по развитию мелкой моторики рук у этих детей и остальных, не участвующих в процессе шитья игрушки. Результат превзошел все ожидания. У детей, посещавших данный кружок, была намного лучше развита мелкая мускулатура рук, они более усидчивы, всегда добиваются поставленной цели, умеют преодолевать трудности. Дети очень внимательны: у них сформированы многие мыслительные процессы: обобщение, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Они умеют делать выводы умозаключения, с помощью мышечных ощущений выявляют вид ткани и меха, выясняют, для какой игрушки какая ткань подойдет. У этих детей более точны и скоординированы движения пальцев рук, развит глазомер, сформирован интерес к процессу обучения, они любознательны, активны, самостоятельны, инициативны. Дети сами предлагают сшить определенную игрушку, составляют ее эскиз, придумывают выкройку, то есть у них развито воображение, есть творческий потенциал.

Итак, кружок «Мягкая игрушка» наилучшим образом влияет на развитие мелкой моторики рук, психических процессов, помогает в подготовке детей к школе.

Литература:
1.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» -М., Мозаика-синтез, 2007
2.Агапова И. А. ДавыдоваМ. А. «Мягкая игрушка своими руками», Айрис-Пресс,2004
3.Неботова З., Кононович Т. « Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры.» М..Эксмо,2004
4.Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить».
. — М.: «Сов. Россия», 1973.
5. ФГОС дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо регулярно, в системе, без давления и принуждения.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, паралона, трубочек, тряпочек и т.п. развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов и др.
  12. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка и т. д.
  13. Переборка круп, пуговиц, бусин и т.п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер. И педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

Наверное, каждый мог бы привести примеры ярких дарований маленьких детей, восхищавшие и поражавшие взрослых. В дошкольном и даже младшем школьном возрасте творческие проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

В качестве примера я представляю презентацию к уроку “Макаронная фантазия”, в которой дети выбирали в качестве материала для аппликации макаронные изделия. В качестве альтернативы для тех же работ можно использовать различные материалы: природные материалы, семена, мелкие пуговицы, паетки, бисер, крупа, опилки и т.п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №1 с. Завьялово"

Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом

Должность: воспитатель

Стаж работы: 8,5 лет.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).

Мелкая моторика - волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем.

Мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.

"Рука - развивает мозг" - это утверждение уже многократно доказано. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для успешного обучения в школе. Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения. Увидев, что у большинства ребят в группе возникают большие трудности: пальцы малоподвижны, движения не точны.

Поэтому я и выбрала тему: "Развитие мелкой моторики рук в процессе занятия ручным трудом". Значение трудового воспитания в развитие мелкой моторики дошкольника.

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через организацию ручного труда - оригами, вышивание лентами.

Строя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики;

Собрать практический материал по ручному труду;

Совершенствование знаний, умений, навыков детей.

Расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве.

Развитие психических познавательных процессов, таких как воображения, восприятия, память, внимание.

Развитие личностных качеств - усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия.

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Развивать точность и координацию движений руки.

Умения доводить начатое дело до конца.

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

1.1 Что такое мелкая моторика и почему она важна именно для детей?

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Мелкая моторика - это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Неуклюжесть пальчиков "говорит" о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учёных доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время "учат" глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться "напротив" кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка "щипцами".

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.

Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по письму.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

1.2 Проблемы развития мелкой моторики

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления, а так же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная. И.П. Павлов считал, что речь - это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Многие ученные, в том числе и современные считают, что все способности детей находятся в кончиках их пальцев. Важно развитие мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. В настоящее время разработано достаточно много упражнений, которые помогают развить пальцевую моторику, их мы рассмотрим чуть позже.

Известна книга М.М. Кольцовой "Ребенок учиться говорить" (М.М. & М.С., 2004), в ней подчеркивается важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Ряд наблюдений и исследований привел автора к выводу существования возрастных особенностей. Например, развитие движений пальцев соответствует возрасту то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи. В своей книге М.М. Кольцова говорит о таких исследованиях как, связь функции кисти рук и речи. Они оказались связанны, и тренировки пальцев рук являются мощным физиологическим стимулом развития речи детей. (М.М. & М.С., 2004)

1.3 Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей

Развитие происходит постепенно. Как уже сказано выше это происходит последовательно, начиная от периода новорожденности. Мы остановились на том, что ребенок, начиная брать и удерживать предмет, перекладывает предмет, например, какую либо игрушку из руки в руку. Начинает узнавать предметы на расстоянии. При захвате предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре ребенок начинает исследовать предметы различными путями. В возрасте 1.6-3 года у ребенка формируется зрительное восприятие предметов. А так же появляется преобладающая рука, которая со временем может меняться. В возрасте 3-4 года ребенок должен уметь обводит по конурам, хорошо брать мяч. В возрасте 4-5 лет ребенок должен закрашивать простые формы. Копировать печатные буквы. Рисовать различные круги, квадраты, диагонали т.д. Например, рисование человечка. В 5-6 лет должны быть навыки аккуратно раскрашивать картинки, писать буквы и числа.

Развитие моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В возрасте 1-2 года ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом различные каракули, переворачивать страницы книги. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое. В 4-5 лет рисует карандашами, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина несколько частей, т.е. например ручки, ножки, голова и т.д. Умеет шнуровать ботинки.

В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Соответственно развивать мелкую моторику начинают задолго до поступления в школу. Это значит, что родители и работники детских учреждений должны этим активно заниматься. Вообще развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста, например у малышей новорожденных можно массировать кончики пальцев, всем известны такие игры как " Сорока" и многое в этом роде. Все это благоприятно влияет. Должно уделяться много времени играм, упражнениям и т.д. все это поможет развить ребенка интеллектуально, да и вообще проводить время в приятной игре с малышом. А в дальнейшем это благоприятно отразиться на школьном обучении. Родители должны замечать все "мелочи" поведения ребенка в играх и увлечениях. Так же малышам нужно прививать самообслуживание, например, учить застёгивать пуговички, шнуровать обувь, держать ложку и т.д. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Для этого используются приемы:

Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

Последовательность (от простого к сложному).

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Любое достижение ребёнка должно быть оценённым.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание. Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, вышиванием, бумагопластикой, ребёнок не научиться писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребёнка умелой.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперёд к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приёмы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Глава 2. Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук

2.1 Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

2.2 Что ручной труд развивает у детей?

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом, помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда - это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной труд заключается в разнообразной предметной деятельности:

Застёгивание и расстёгивании пуговиц;

Шнурование ботинок;

Шнуровка на специальных рамках;

Нанизывание колец на тесьму;

Игры с мозайкой;

Сортировка мозайки по ячейкам;

Игры с конструкторами;

Перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

2.3 Анализ работы по развитию мелкой моторики рук

Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. У них не были сформированы навыки самообслуживаниям. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности.

На первом этапе мною производилась диагностика координационной работы левой и правой рук.

Для этого дети выполняли следующие упражнения:

1. Ребенку предлагается положить перед собой руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

2. "Шагать" пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)

3. "Загибание пальчиков" (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).

4. "Щепоть-ладонь" - "ладонь-щепоть" (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

5. Проделать движение - чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

6. "Поскакать" (пальцами обеих рук, начиная с мизинца Кроме пальчиковых упражнений мною были использованы также различные графические упражнения. На втором этапе диагностики применяла следующие методики:

1. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Результаты диагностики: На каждом этапе были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. Этап пальчиковых упражнений: При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

При выполнении 2-го задания неточность отмечалась в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданы в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно. Этап графических упражнений: С рисованием домика удовлетворительно справились 50% детей, которым понадобилась незначительная помощь педагога, у остальных детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 60% детей, остальные сделали это с моей помощью, 10% детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать. Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто "малевать". Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием40% детей, остальные - с моей помощью.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Для решения этой задачи было принято решение - создать в группе мини-центр "Мелкой моторики". Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. На сегодняшний день мини-центр оборудован фабричными играми: разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревяннный, "Мелкое лего"; магнитные игры, шнуровки; игры Воскобовича: "Чудо - крестики", "Чудо - цветик"; игры Никитина: "Сложи узор", "Сложи квадрат"; и играми, изготовленными родителями: "орехи" "Золушка", дидактические игры.

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители - поделились опытом семейного воспитания. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.

Второе направление - работа с бумагой. Я часто использую в работе с детьми такой вид как оригами. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами. Свои "игрушки" дети дарят родителям на праздники. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, воспитывать у детей трудолюбие. Детей очень привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Конструирование из бумаги представляет для детей дошкольного возраста некоторые трудности, так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объемные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приемам работы с бумагой. Воспроизведение действий показанных взрослым, не является для ребенка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпали.

Третье направление - работа с пластилином.

Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности. Такая деятельность интересна и разнообразна. Дети с удовольствием выполняют задания. моторика дошкольный ручной труд

Четвертое направление - работа с тканью. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является вышивание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе вышивания. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз.

При планировании работы по ручному труду всегда учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могут видеть на выставках. Стенды регулярно обновляются к праздникам. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что ручной труд трудовое воспитание является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Заключение

Проводимая работа дала положительные результаты.

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:

Совершенствованию мелкой моторики рук

Совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

Совершенствованию активной речи, словарного запаса;

Совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

Совершенствованию навыков учебной деятельности.

Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики.

3. Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

Список литературы

1. Артемов А.В. "Декоративно-прикладное искусство", изд., М., 1990 г.

2. Навицкая О.П. "Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей". М., 2006 г.

3. Аксенова М.Н. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи".

4. Кольцова М.М. "Развитие моторики".

5. Строгонова И.А. "Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка".

6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал "Дошкольное воспитание" №1, 2005 г.

7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000 г.

8. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал "Дошкольное воспитание" №3, 2005 г.

9. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал "Дошкольное воспитание" №9, 1998 г.

10. Соловьёва Н.Г. "Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика" Айрис Пресс 2004г.

11. Горунович Е. "Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду". - Минск, 1989.

12. Давыдова, Г.Н. "Пластилинография. Цветочные мотивы". - М., - 2011 г.

13. Кошелев В.М. "Художественный и ручной труд в детском саду". - М.: - "Просвещение", 2002 г.

14. Соколова С. В. " Оригами для дошкольников". - С.-П., 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего (раннего дошкольного) возраста. Роль мелкой моторики в становлении личности, правильное развитие которой определяет формирование сенсомоторной координации. Мелкая моторика у детей с ЗПР.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Недоразвитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития. Разработка, апробация технологии развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2015

    Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Психолого–педагогические особенности и диагностика детей старшего дошкольного возраста. Оригами как вид конструирования из бумаги для развития мелкой моторики. Работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте. Структура и сущность дополнительного образования в системе образовательного единства России. Разработка методики развития мелкой моторики ребенка, организация ее экспериментальной проверки.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2013

    Патогенез, клинические проявления умственной отсталости. Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью. Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей. Пальчиковая гимнастика.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2010

    Особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Методика исследования мелкой моторики у детей 3-4 лет с речевым нарушениями. Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию моторики в процессе изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2017

    Физиологические особенности развития моторики у дошкольников. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей этого возраста. Рекомендации по организации занятий со столом-планшетом для рисования песком на развитие моторики рук у младших дошкольников.

Ключникова Елена Васильевна
Проскурина Наталия Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

В ходе наблюдений за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности и анализа её, педагогом была выявлена необходимость развития мелкой моторики. Поскольку у малышей была плохо развита зрительно-двигательная координация. Дошкольники быстро уставали, имели низкую работоспособность. Не у всех были сформированы навыки самообслуживания. Перед тем, как приступить к практической части своей работы, педагог изучила следующие положения: младшие дошкольники ощущают повышенную потребность в развитии мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки; продуктивная художественно-творческая деятельность возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые благотворно влияют на развитие мелкой моторики; в изобразительной деятельности дошкольники проявляют творческую активность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и внимание, мышление и связная речь. Это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Практическая часть работы воспитателя проводилась в форме сотрудничества педагога и детей. Для этого был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников через художественно-творческую деятельность. Начиная с первой младшей группы, педагог постепенно реализовывала технологию развития мелкой моторики детей посредством изобразительной деятельности через ряд последовательных этапов: создания мотивации на приобретение художественно-творческих умений; ознакомления детей со средствами и способами развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности; творческого применения в продуктивной деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики дошкольников педагог начинала с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж ладоней, игры и упражнения, пальчиковые разминки, которые проводятся систематически («Гладим руки щёточками», «Прокатывание между ладошками мячиков, карандашей, фломастеров и т.д.). Особенно детям нравится пальчиковая гимнастика. Она обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев («Бутоны», «Бабочка», «Шагающие человечки», «В гости к пальчику большому…», «Моя семья» и т.д. )

Использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать весёлые и эмоциональные минутки отдыха и в тоже время повышает эффективность работы. Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, педагогом в группе создана предметно-развивающая среда. В свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Прекрасно оснащён уголок художественно-творческой деятельности. Подобраны наборы красок, фломастеров, цветных и восковых карандашей, акварельных мелков и мягкого пластилина. Шаблоны трафаретов по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Имеется цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры, наклейки, самоклеющаяся плёнка. В большом количестве нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки). Разнообразный материал для занятий с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: цветные салфетки, гофрированная бумага, фантики, природный материал, крупы и т.д. Весь материал, пособия и игры находятся в свободном доступе для детей. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, воспитатель обогатил техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными и новыми материалами, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствовало развитию у дошкольников мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , педагог учит их держать палочку, кусочек поролона, другой, приятный на ощупь материал тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время деятельности. На протяжении двух лет педагогом ведётся работа по внедрению методики развития мелкой моторики рук и психических функций детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами работы с бумагой в технике салфеточной аппликации на клеевой основе. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, украшающей группу. («Бабочка и весна», «Первые подснежники» «Я родился!», «Желтые мимозы») Также большая роль воспитателем отводится обрывной аппликации. Детям предоставляется выбор цвета бумаги, фактуры. Педагог с воспитанниками обдумывает тему и придумывает сюжет. («Вечный огонь», «Галстук для папы», «Сказочные облака», «Пушистый цыплёнок», «Нарядное платье» ). Художественная техника создания аппликаций очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Конструируя из бумаги различные работы, ребёнок находит им применение в играх, использует в повседневной жизни. Дети дарят свои шедевры родным, украшают с педагогом группу, приёмную. Основную деятельность дошкольников педагог связывает с обследованием предметов. Воспитанники любят играть с песком, рисуя на нём зигзагообразные и круговые движения, создавать отпечатки причудливых узоров на поверхности песка: солнышка, травки, зайчика, тучки, машины, обкладывать рисунки камешками, семенами. В деятельности, развивающей мелкую моторику, воспитатель нашла применение и крупам (гороху, манке, гречке, пшену и т.д.) Воспитатель предлагает дошкольникам дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания разных круп. Детям нравиться делать дорожку из гороха для колобка, солнышко из пшена и макарон, облака из фасоли, снег из манки и т.д. («Весёлый снеговичок», «Завтрак для птиц», «Солнышко и облака», «Выпал беленький снежок» ). Такие упражнения увлекательны для малышей.

В самостоятельной деятельности воспитанники выкладывают узоры из бутылочных крышек, пластмассовых палочек, геометрических фигур и т. д. Дети упражняются, обводя квадраты, круги по контуру, трафареты всевозможных животных, птиц. Хорошей тренировкой для развития мелкой моторики пальцев рук является обведение готовых рисунков. С целью развития ручной умелости детей младшего дошкольного возраста педагог много времени уделяет такому творчеству, как пластилинография. Данная техника вносит новизну в деятельность малышей, делает работу с пластилином более увлекательной и интересной. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» забавных животных, морских обитателей, природу. («Любимое животное», «Рыбка в аквариуме» ). Особое внимание педагог отводит индивидуальным особенностям каждого ребёнка, его возрасту, настроению, желанию и возможностям. Есть дети, которые плохо ощущают своё тело, долго сидеть не могут, устают. Воспитатель постоянно в контакте с ребёнком. Игровые задания, благодаря которым рука ребёнка становилась более гибкой, послушной глазу, были добровольными, а результат обсуждался только положительно. Ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Поэтому педагогом составлен перспективный план работы с родителями, в котором разработан цикл мероприятий по теме опыта.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала хорошие результаты: повысился интерес дошкольников к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребёнка на свой, более высокий для него уровень развития; у родителей сформировалась потребность принимать активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский.
    В 6 т. Т.2. – М.: Педагогика, 2009. – 424 с.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
  3. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 255 с.