Проект организации поисковой деятельности «Волшебный песок» Ермолаева Л.Г. Тема проекта: «От песчинки к песку» Подготовила: Гребенникова В.Д. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

Надежда Дымова

Образовательные задачи.

- Познакомить детей со свойствами песка , установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав из отдельных зернышек-песчинок.

Дать знания о том, что сухие песчинки легко двигаются, сдуваются.

Развивающие задачи.

Уточнять знание о том, что песок – неживая природа.

Систематизировать знания о неживой природе.

Развивать моторику пальцев, умение выполнять упражнения для глазных мышц.

Воспитательные задачи.

Развивать память детей, внимание, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Формировать познавательные навыки, интерес к новым знаниям.

Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа.

Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы о том, как человек использует песок.

Наблюдения и игры на прогулке, в природе.

1. Организационный момент

Воспитатель загадывает детям загадку :

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его

Сразу слепишь хоть чего. (Песок)

2. Беседа о свойствах песка (с демонстрацией свойств сухого и влажного песка ) .

Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

Из чего состоит песок? Речной, морской и другой песок состоит из кварца, полевого шпата и слюды.

3. Рисование на песке .

Воспитатель : на влажном песочке можно оставить любые следы. Возьмите игрушки, камушки, палочки и попробуйте оставить на песочке следы от них.

Дети выполняют задание. Показывают результаты работы воспитателю, своим товарищам.

Воспитатель : еще на песке можно оставить следы и отпечатки наших рук (воспитатель прижимает свою раскрытую ладонь к влажному песку и делает отпечаток ладони, дорисовывает к большому пальцу гребешок, клювик, внизу ножки).

Воспитатель : посмотрите, какой забавный петушок получился!

Дети пытаются сами сделать отпечатки своих рук. Воспитатель помогает дорисовывать контур.

Воспитатель : Вот как много петушков у нас получилось! Какой у меня петушок получился? (большой) А у вас? (маленькие) Почему?

4. Самостоятельная деятельность

Дети самостоятельно печатают рыбок и выкладывают по контуру камешки, из ракушек выкладывают хвостики рыбкам.

Публикации по теме:

«Осенние листочки». Занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами песка и воды Тема: «Осенние листочки» Возраст: от 2 до 3 лет Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.

Дошкольный возраст самый интересный и насыщенный тем, что дети открывают и познают мир, они его трогают, пробуют на вкус, и пробуют что-то.

Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта. Знакомство со свойствами песка и глины Конспект образовательной деятельности по лепке из глины в средней группе: "Что в коробочке лежит?" Тема: «Что в коробке лежит?». Цель:.

Конспект НОД «Знакомство детей с водой и её свойствами» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. На тему: " Знакомство детей с водой и ее свойствами. "Цель: расширение и углубление знаний.

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами песка в первой группе раннего возраста «Сказка про волшебный песочек» Цель: 1. Закрепить свойства сырого песка (лепится, можно лепить пирожки) Задачи: 1. Побуждать ребенка к активному контакту с взрослым и.

Конспект прогулки по ознакомлению со свойствами песка «Сыплем, лепим» Цель: пополнить знания детей о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить). Задачи: учить детей пользоваться лейкой; различать.

НОД «Знакомство детей со свойствами снега» средняя группа Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» комбинированного вида Конспект непосредственно образовательной.

в старшей группе

НОД ДО Познание (ПИ)

Тема: «Особенности песка».

Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

ЗИ: Закрепление правил безопасности работы с песком; формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.

Ф: Сюрпризный момент, беседа, показ иллюстраций, проведение опытов и исследований, показ опытов, выполнение аппликации.

1. Сюрпризный момент, беседа.

2. Проведение опытов.

3. Работа с искусственным песком – аппликация.

4. Анализ.

Материалы:

образцы песка,

1 стакан с водой,

1 стакан с воронкой, поднос, ложечка, лупа, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; иллюстрации, презентация, банка с песком, шланг, трубочка склеенная из тонкой бумаги, карандаш, поднос с песком, 2 емкости с песком (влажным и сухим), микроскоп.

I. Орг. Момент.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

(дети приветствуют гостей).

Воспитатель.: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

Воспитатель: Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.

(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.

II. Показ презентации про песок.

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

ВЫВОД: песок создан природой.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1. Лупа, на ощупь.

Обследовать сухой песок пальцами;

рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Экран (фото).

Опыт 2 Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

Опыт 3 Пропускает или нет воду?

Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да, песок пропускает воду.

Опыт 4 Фильтрация воды.

Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.

(Пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. Замутить воду крахмалом или окрасить ярко. Нальем часть в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. Сравним отфильтрованную воду с «грязной»).

Воспитатель: Как она изменилась?

Дети: Вода стала прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.

Гимнастика для глаз.

Опыт 5 У ящиков с песком.

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к тазу или ящику с песком влажным.) У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

Дети: Полить его.

(Просим полить из лейки)

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?

Дети: Сухой песок легко пересыпается.

Опыт 6 «Своды и тоннели»

Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Опыт 7 Барханы

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите,

(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

(Воспитатель берет банку с песком, вставляет шланг (грушу))

Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернутся к иллюстрации с изображением пустыни.

Воспитатель: Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?

Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).

Посмотрите, как вы думаете, такое может быть в пустыне? Что это? Это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни. Я предлагаю вам сделать такой же оазис.

Воспитатель: У вас у каждого на столах лежат детали оазиса. И еще что такое разноцветное? Как вы думаете? Это искусственный песок. Каждый берет деталь, кладет перед собой и намазывает всю поверхность клеем, потом берем ложкой и насыпаем на клей. Аккуратно стряхиваем на клеенку. Вот у нас и получился оазис. Молодцы.

Итог.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз).

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе .

Подготовила : воспитатель

Лазарченко Татьяна Ивановна

г. Рыльск

2016 г.

Тема: Знакомство со свойствами песка

Цель:

- развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи:

образовательные:

Познакомить песком как с природным компонентом и его составом;

Дать о свойствах песка;

- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

- через опыты учить детей определять физические свойства песка ; показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;

Формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.

развивающие:

- развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;

Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

Развивать фантазию, творчество, воображение;

Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

Способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща;

Воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа :

- беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком ;

Рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка;

Слушание музыки ветра, шума дождя ;

- наблюдения и игры с песком на прогулке; «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др.;

Рисование на песке палочками, пальчиком;

Игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки);

Сюжетно- ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»;

- чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н. Дилакторской «Песочная страна»;

- заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок» ;

- чтение сказки «Песок и солнечный свет» ;

- просмотр фильма «Рисование песком . Сказка» ;

- рисование на тему: «Где живет песок» ;

- рассматривание через лупу мелких игрушек из киндера.

Материалы и оборудование:

- мешочки с разными веществами (соль, песок, вата, камешки, каштаны);

Желтая ленточка;

- сухой чистый песок;

- пластиковые одноразовые тарелки;

- лупы;

- маленькие пластиковые бутылки с отверстиями в крышках ;

- весы;

- влажные салфетки;

- мультимедийное оборудование;

- аудио записи.

Методы и приемы:

Практические: проведение опытов, для определения свойств песка.

Наглядные: наблюдение, рассматривание песка.

Словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.

Словарная работа:

Обогатить речь детей прилагательными: «сыпучий», «липкий»

Ход занятия:

I .Организационный момент.

1.Приветствие.

Дети под музыку входят и становятся кругом на ковре.

Воспитатель : Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро, дети!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную

улыбку. Молодцы, а сейчас повторяйте за мной:

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)

Солнышко лучик нам протянуло, (Протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку нам полоскало, (Погладить ладонями щечки)

Доброго утра всем пожелало! (Прижать ладони к груди)

Я очень рада вас видеть здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении! Желаю

2.Отгадывание загадки.

Воспитатель: Сегодня у нас будет возможность провести увлекательные опыты и эксперименты. Но сначала давайте отгадаем загадку:

Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И в песочнице он даже.
Он может быть мелкий -
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой,
Одному не поднять.

Воспитатель: Правильно, это песок. Именно с ним и будет связанно наше путешествие.

II .Основная часть.

1. Исследовательская работа.

Воспитатель: Ребята, а вы любите экспериментировать? Солнышко нас приглашает отправиться в волшебную лабораторию , где мы с вами станем учеными. Там много песка, с которым можно проводить опыты и эксперименты. Вы хотите туда отправиться? Тогда в путь! Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:

Солнышко ты нам помоги,

В волшебную лабораторию перенеси,

И там все дружно окажемся мы!

Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте займем свои рабочие места.

2.Д/и «Чудесные мешочки».

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к экспериментированию, давайте с вами поиграем. У меня есть 4 таких вот замечательных мешочка в них находятся разные вещества,среди которых есть и песок. Вам необходимо на ощупь найти в каком из мешочков находится песок.

Воспитатель: Молодцы, а как вы догадались, что это песок?

Воспитатель: Да, верно, потому что он мягкий и рассыпчатый.

3.Беседа: «Что такое песок?»

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите у каждого из вас на тарелочки

есть песок. Давайте с ним поздороваемся:

«Здравствуй песок, здравствуй, дружок.

Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!

В кулачке тебя сожмём и в тарелочку вернём.

Отдохнут ладошки, полежат немножко,

А потом, а потом в мир песочный попадём!».

Послушайте…Песочек тоже с нами здоровается, но только очень тихим голосом.

Воспитатель: Ребята, а кто скажет,что такое песок?

Воспитатель: Да, песок - полезное ископаемое. Это то, что осталось от гор, скал, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в огромное количество, миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

3.Просмотр видео «Для чего людям нужен песок».

Воспитатель: Для чего нам людям нужен песок? (слайды №1,2,3,4,5,6)

Воспитатель: Правильно, ребята, а давайте с вами посмотрим на экран. Песок нужен для игр, им посыпают дорожки зимой, для строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла.

4.Гимнастика для глаз «Лучик солнца».

Воспитатель: Ребята, а теперь пусть нашим глазкам отдохнут. Посмотрите на меня.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

5.Опытная деятельность.

Воспитатель: А я вот думаю почему песочек с нами поздоровается очень

тихо? Да, потому что ему грустно и он хочет, что бы мы с ним поиграли.

Давайте его развеселим! Погладьте его между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко сожмите, потихоньку отпустите, аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую, что вы почувствовали? Приятно стало нашим ладошкам. Песок мы немного развеселили.

6.Беседа по картинкам.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что песок бывает разного цвета. Посмотрите на картинки и скажите какого же цвета бывает песок. (Рассматривание картинок с изображением песка разного цвета.)

Воспитатель: Верно, песок бывает оранжевый , зеленый, черный, каричневый, желтый, белый, красный. А еще я вам хочу сказать о том, что место на Земле, где больше всего песка, называется пустыня. Вот посмотрите.

(Показ картинки с изображением пустыни.)

7.Опыт 1 «Из чего состоит песок».

Воспитатель: Из чего же состоит песок?

Воспитатель: Правильно, песок состоит из мелких песчинок, которые не

прилипают друг к другу. Что нам поможет рассмотреть песчинки?

Воспитатель: Верно, лупа. Итак, как настоящие ученые мы проведем

сейчас эксперимент.Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки .

Воспитатель: Какие они?

Воспитатель: Они круглые, жёлтые, коричневые, чёрные, прозрачные.

Воспитатель: Песчинки вместе или отдельно в сухом песке?

Воспитатель: Песчинки все отдельно.

Воспитатель: А сколько песчинок мы видим?

Воспитатель: Правильно, много.

8.Физминутка.

Воспитатель: А хотите превратиться в песчинки? Встали. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь . (Звучит музыка, танец детей).

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

9.Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Молодцы, мы немножко отдохнули, а теперь давайте порисуем. А как же мы с вами будем рисовать, ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок?

Воспитатель: Значит, будем рисовать на песке, а чем же можно рисовать на песке?

Воспитатель : Правильно, пальчиками, а рисовать мы будем солнышко. Давайте приступим к работе.

Нарисуем желтый круг,

После лучики вокруг

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились.

Молодцы!Ваши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.

Ребята, а какое сейчас время года?

Воспитатель: Да, осень, а так как осенью бывает часто дождик,появляется

много тучек, вот к сожалению и в нашей лаборатории погода немного

испортилась, и наши солнышки спрятались за тучки. Давайте спрячем

наши солнышки, нарисуем тучки. Рисуем всеми пальчиками.

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду.

10.Опыт 2 «Сухой – мокрый».

Воспитатель : Ребята, давайте потрогаем песок.

Воспитатель : Какой он?

Воспитатель : Правильно, сыпучий, легко рассыпается на песчинки.

Воспитатель : А теперь посмотрите, у каждого на столе стоят бутылочки с водой, возьмите их и аккуратненько налейте в сухой песок воды. Что с песком произошло?

Воспитатель : Песок стал мокрый и липкий,перестал сыпаться.

Воспитатель : Изменился ли цвет?

Воспитатель : Да, изменил, он стал темный.

11.Упражнение «Необыкновенные следы» .

Воспитатель : Ребята, можно ли на мокром песке оставить следы? Мы сейчас попробуем это сделать.

«Идёт медведь»

Воспитатель : Давайте наши руки превратим в лапы медведя.Для этого сожмите кулачки и с силой надавливайте на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ.

«Прыгают зайцы»

Воспитатель : А сейчас кончиками пальцев ударьте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях .

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок .

«Бежит сороконожка»

Воспитатель : Теперь всеми пальцами « побежали» по песочку.

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Воспитатель : Что мы видим на сыром песке?

Воспитатель : Да,следы от наших пальчиков.

Воспитатель : Возьмите влажные салфетки и вытрите руки.

12.Опыт 3 «Какой песок тяжелее? »

Воспитатель : Ребята, как вы думаете какой песок легче, сухой или мокрый?

Воспитатель : А чтобы это выяснить мы сейчас проведем опыт. Посмотрите, что это у меня?

Воспитатель: Правильно, это весы, вот с помощью их мы и определим какой песок легче.

Воспитатель : Какой же легче песок сухой или мокрый?

Воспитатель : Верно, сухой песок легче мокрого. А какой же тяжелее?

Воспитатель : Да, мокрый песок тяжелее, чем сухой.

III. Заключительная часть:

Рефлексия.

Воспитатель : Ребята вам понравилось в волшебной лаборатории? Что мы сегодня делали?

Воспитатель : Рассматривали песок через лупу; рисовали на песке пальчиками солнышко и тучки; превращали сухой песок в мокрый, ходили по мокрому песку следами разных животных; определяли какой песок легче сухой или мокрый.

Воспитатель : Ребята, но это еще не все. Так как вы сегодня были лучшими учеными, которые провели самые значимые опыты и эксперименты, то я хочу наградить вас медалями.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы -

В детский сад пора идти.

Вставайте в круг, возьмитесь за руки,

Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем раз, два и три,

В детском саду окажемся мы!


Цель проекта Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека. Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.


Задачи проекта Формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Расширение средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка. Расширение средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка. Познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека. Познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.


Гипотеза проекта Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования, НОД и т.д) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства и значения песка: Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования, НОД и т.д) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства и значения песка: Развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков; Развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков; Развитие наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение; Развитие наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение; Формирование умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; Формирование умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; Увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать. Увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.


Вопросы на которые будем искать ответы 1. Все ли мы знаем о песке? 2. Для чего нам нужно изучать свойства песка? 3. Из чего состоит песок? 4. Какого цвета песок? 5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить? 6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать? 7. Может ли песок двигаться? 8. Где и как люди могут использовать песок? 9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?


Предварительная работа Беседа «Для чего нужен песок» Беседа «Для чего нужен песок» Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук) Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук) НОД по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице») НОД по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице») Игры, эксперименты по ознакомлению со свойствами песка Игры, эксперименты по ознакомлению со свойствами песка Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека


Методы и приемы работы Наглядные (наблюдение, иллюстрация) Наглядные (наблюдение, иллюстрация) Словесные (беседы, чтение художественной литературы) Словесные (беседы, чтение художественной литературы) Практические (игры эксперименты, опыты) Практические (игры эксперименты, опыты)
















Игра с песком Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. И неудивительно! Ведь в песке можно строить очень интересные вещи. Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры.


Стихи А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?! А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?! И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок. И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок.


Это интересно Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто. Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто. Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах. Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах. Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве. Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику. Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка. Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка. Песок стали использовать в своей работе и психологи. Помещенный в специальную психологическую песочницу он играет в ней разные роли. Песок стали использовать в своей работе и психологи. Помещенный в специальную психологическую песочницу он играет в ней разные роли.


Результаты проекта Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе. Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе. Мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет), тяжелее в весе. Мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет), тяжелее в весе. Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве. Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.


Выводы Песок лучший тип почвы Песок лучший тип почвы Песок твердый и сыпучий Песок твердый и сыпучий Движение песка похоже на течение Движение песка похоже на течение Песок пропускает воду Песок пропускает воду Песок не горит Песок не горит Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу


Литература Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год «Организация опытно – эксперементальной деятельности детей 2-7 лет Е.А Мартынова И.М. Суркова. «Организация опытно – эксперементальной деятельности детей 2-7 лет Е.А Мартынова И.М. Суркова.

План выполнения проекта

Этап работы

Задачи

Форма работы

Постановка и обсуждение проблемы

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, умение определять возможные способы решения проблемы

Беседа «Откуда появляется песок в песочнице», «Что такое песок»

Работа с родителями: «Что вы знаете о происхождении песка»

Поиск и сбор информации

Развивать аналитическое мышление.

Расширять знания о свойствах песка.

Развивать наблюдательность.

Рассматривание книг, иллюстраций, изучение интернет-материалов.

Проведение опытов, экспериментов.

Беседы по ОБЖ «Безопасное обращение с песком»

Результативный (создать условия для продуктивной деятельности)

Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Развивать навыки коммуникативного общения.

Развивать мелкую моторику.

Развивать творческое мышление.

Конкурс построек из песка

Рисование песком на зеркале.

Создание работ для выставки рисунков «Чудо песок».

Викторина «Что мы знаем о песке?».

Оформление буклета опытов.

Презентация

Развивать связную монологическую речь

Оформление портфолио проекта.

Оформление и представление выставки «Чудо-песок».

Презентация буклета.

Представление презентаций с родителями.

Распределение деятельности по этапам проекта «Чудесный песок»

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Постановка и обсуждение проблемы.

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают и лично воспринимают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

1. Вводит в игровую ситуацию.

2. Формирует проблему.

3. Определяет задачи.

Поиск и сбор информации.

Обработка информации

1. Подбор энциклопедий, познавательной литературы.

2. Подбор интернет-материаловс помощью родителей.

3. Систематизируют информацию.

4. Проводят опыты, эксперименты.

5. Активно дискутируют.

6. Играют в ролевые, дидактические и подвижные игры.

1. Помогает в подборе необходимой литературы.

2. Организует выставку литературы в групповой библиотеке.

3. Популяризирует информацию.

4. Организует проведение опытов и экспериментов.

5. Организует разные виды игр.

6. Предлагает темы для активного обсужденияс детьми.

7. Решает задачу организации деятельности.

Практическая деятельность по решению проблемы.

1. Моделируют, конструируют из песка.

2. Создают рисунки.

3. Участвуют в викторине.

4. Создают пособие «Чудесный песок».

1. Организует викторину.

2. Создаёт условия для продуктивной деятельности.

3. Оказывает практическую помощь.

Презентация продукта деятельности

1. Презентация буклета.

2. Представление выставки.

3. Представление домашних

презентаций.

4. Делают вывод о решении проблемы.

1. Помогает готовить

презентацию.

2. Оказывает помощь в случае затруднения.

3. Подводит детей к формированию вывода о решении проблемы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Удивительный песок»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация».

Задачи:

- продолжать знакомить со свойствами песка, его происхождением;

Развивать смекалку, наблюдательность.

Материал: сухой, влажный песок, прозрачная вода, три стеклянные банки, лопатка, лупа, магнит, пластинка из оргстекла.

Ход деятельности:

Воспитатель предлагает познакомиться со свойствами и качествами песка, его происхождением.

Воспитатель : Какие правила безопасности при работе с песком вы знаете? (Не брать песок и грязные пальцы в рот. Не тереть грязными руками глаза.)

Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившееся на нём мелкие частички металла рассматривают в лупу. В баночку с водой опускают горсть песка, не размешивая его.

Воспитатель : Что происходит? (Песок оседает). На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Дети пересыпают сухой песок из одной баночки в другую.

Воспитатель : Какой песок? (Сыпучий) . Попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок.

Воспитатель :Какой влажный песок? (Плотный, мягкий).

Дети делают из него колечки, оставляют их на некоторое время (пока песок высохнет). Затем под руководством воспитателя поливают сухой и влажный песок.

Воспитатель : Что вы наблюдаете? (Влажный песок быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).

Вместе с детьми воспитатель делает вывод: песок – это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по пустыне»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация».

Задачи:

Дать представление о пустыне;

Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях;

Развивать у детей логическое мышление, способность видеть причинно-следственные связи в природе;

Активизировать речь детей;

Материал: макет пустыни, фотография верблюда, макет ноги верблюда: кусочек поролона с воткнутой в него палочкой или гвоздиком, схематические изображения погодный условий в пустыне.

Ход деятельности

Воспитатель : Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Жил на Востоке один знаменитый путешественник; звали его Али. Была у него внучка Рафиля, которая жила в городе. Приехала она как-то к дедушке в гости, но его не предупредила. А он в это время собрался в далёкое путешествие в город Чарджу. Неблизкий путь выбрал Али, ведь дорога проходила через пустыню Кара-Кум, по которой нужно было ехать 10 дней. Рафиле очень захотелось поехать вместе с Али. Она так просила, что дедушка согласился.

Весь следующий день они посвятили подготовке к путешествию. Рано утром пригналАли из степи двух верблюдов, у которых было по два огромных горба. Приготовили путешественники запас пищи и воды, а на следующий день отправились в путь.

Ребята, для чего они взяли с собой так много пищи и воды? Посмотрите на пустыню, что вы там видите? А кто запомнил, сколько дней должно было продлиться их путешествие? (Ответы детей) .

Рафиля сидела между двух горбов. Перед ней открылся огромный мир из жёлтого песка до горизонта, а над ним – голубое небо. Изредка она видела кусты верблюжьей колючки – растения пустыни. (Дети рассматривают всё на макете, а воспитатель показывает с помощью фигурок, как идут верблюды ). Солнце палило нещадно. Дедушка и Рафиля очень уставали за день, но лишь на ночь они остановились, чтобы отдохнуть и набраться сил.

На одной из таких установок Рафиля спросила: «Дедушка, а почему я, как только слезаю с верблюда, сразу же проваливаюсь в песок, а верблюд не проваливается? Может у него ноги какие-нибудь особенные?».

Ребята, а давайте посмотрим, как устроена нога верблюда. Давайте представим, что гвоздик – это нога верблюда. Паша, опусти в песок гвоздик острой стороной. А теперь переверни и попробуй проткнуть песок той стороной, где поролон. Ребята, почему нога верблюда не проваливается? Рассмотрите фотографии верблюдов (Ответы детей).

Вот так и сказал дедушка своей внучке: «Посмотри, какая широкая у него стопа».

«Дедушка, почему он ноги не обжигает? Песок такой раскалённый, а он идёт босиком. Мы с тобой можем к песку прикасаться только ночью, когда он остынет».

Ребята, кто-нибудь слышал, почему так бывает? (Ответы детей) .

«А потому, моя девочка, что у верблюда на стопе очень толстая и твёрдая кожа. Она напоминает мозоли, которые иногда появляются у человека, поэтому всех верблюдов называют Мозоленогими».

«А почему у него на шее и на груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине, а у него – впереди».

Ребята, а вы как думаете? Посмотрите на модель, на фотографии. Какие растения растут в пустыне? Что ест верблюд? Как ему помогает шерсть на шее? (Ответы детей).

Дедушка ответил: «Он ест жёсткие и колючие растения; чтобы на уколоться, впереди у него густая и длинная шерсть». «Дедушка, а почему здесь колючек совсем не видно? Раньше их было больше».

Ребята, а как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Вот и дедушка так же объяснил: по краям пустыни воды побольше, а в центре – один песок; здесь даже верблюжьи колючки расти не могут.

Рафиля подошла к верблюду, погладила его и спросила дедушку: «Зачем верблюду такая густая и длинная шерсть? Ведь в пустыне так жарко». «А зачем нам халаты и мохнатые шапки?» - спросил дедушка. (Ответы детей ). «Как, зачем? – усмехнулась Рафиля. – Ведь это спасает нас от жары. Без них наша кожа сгорела бы на солнце».

Ребята, так что же спасает верблюда от ожогов? (Ответы детей).

После разговора они уснули, а на следующее утро снова двинулись в путь. Ехали они долго, у Рафили совсем уже не было сил. Она хотела пить, как вдруг впереди показались зелёные деревья. И когда они приблизились, то увидели между деревьями ручей, бьющий из глубины. Это был оазис. (Показывают его на макете) Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев. До города оставалось ещё три дня пути.

Долго ли, коротко длилось их путешествие, устали дедушка и Рафиля от путешествия. Устали и верблюды; горбы у них свалились на сторону. Рафиле стало неудобно сидеть, и она спросила дедушку, почему горбы стали такими

Ребята, а вы как думаете? Верблюды 10 дней не ели ничего, кроме колючек, и почти не пили воды. Может быть, дело в горбах? (Ответы детей).

А дедушка показал Рафиле мешок, в котором лежала их еда: «Не знаешь, почему он вначале был полный, а теперь стал пустой?». «Мы же всё съели», - ответила девочка. «Вот видишь, мы маленькие, а столько съели, а верблюд – такой большой, да ещё столько работал, вёз нас и наши вещи. Ему и еды надо гораздо больше. А он почти ничего не ел и не пил; колючек ведь было мало». «Так он, что, носит еду в горбах?» - догадалась девочка. «Да, - ответил Али. – До того, как отправиться в путешествие, я его хорошо кормил, и он отложил в горбах про запас и еду и воду, а потом ими всю дорогу питался. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходиться без воды и еды».

Дедушка Али и Рафиля благополучно добрались до города. Рафиля опустилась на землю и с нежностью погладила своего верблюда, приговаривая: «Спасибо тебе, верблюд! Какой ты хороший, надёжный и сильный. С тобой не страшны никакие пески. Недаром тебя называют «кораблём пустыни».

Ребята, давайте составим модель пустыни. Каким цветом обозначим пустыню? (жёлтым ) Какая там температура? (очень высокая ) Сколько там воды? (мало ) Света? (много ) Какая почва? (очень бедная ).

Модель см. в прикрепленном файле.

Конспект познавательно-спортивного развлечения«Пустыня»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Задачи:

Закрепить представление о пустыне, её климатических условиях, растительном и животном мире;

Совершенствовать культуру движений детей, учить двигаться легко, непринуждённо в осложненных условиях;

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к переживаниям других;

Способствовать благоприятному эмоционально-психологическому микроклимату.

Материал: макет пустыни, иллюстрации (черепаха, кобра, верблюд, осёл, саксаул, кактус), скакалка, плоские следы (10 шт.), две стойки; разноцветные ленточки с кольцами – по одной на каждого ребёнка, фонограммы песен «Али-баба» В. Преснякова и Д. Маликова, «Облака» В. Шаинского.

Ход развлечения

Воспитатель : Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие. Однако мы отправимся не на автобус и не на поезде. На чём? Отгадайте.

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако )

Давайте, ребята, поймаем облачко, сядем на него и поплывём по небу.

Дети «ловят облако»: подпрыгивают, как бы пытаясь до него достать, «притягивают» облако к себе. Затем они садятся на пол по-турецки и исполняют песню по выбору.

Воспитатель показывает макет пустыни.

Воспитатель : Ой, посмотрите, ребята в низ. Облако принесло нас в пустыню. Что же такое пустыня? (Ответы детей )

Вы всё правильно сказали. Пустыня – место, где выпадает мало осадков – дождя или снега. Такие места бывают там, где почва песчаная, бывают и там, где глина или камни. Оранжевым светом пустыня одета, оранжевым светом пустыня согрета. Над пустыней ярко светит палящее солнце. Оно отбрасывает от саксаула (это такое корявое дерево, растущее в пустыне) причудливые тени. Хорошо в жаркий день встретить тётушку Тень! Мы смеялись в тени, мы играли в тени. Хорошо в жаркий день встретить тётушку Тень!

Коммуникативная игра «Тень». Дети встают в шеренгу. Они будут тенью ведущего, стоящего перед ним. Ведущий выполняет различные движения (приседает, нагибается, поднимает руку, неожиданно поворачивается и т.д.) Дети должны быстро и чётко повторить его движения. После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель : Наше облако плывёт дальше. Гонит его знойный пустынный ветер – суховей.

Там, где солнышко не гаснет много дней,

Жил среди барханов знойных суховей –

Властелин степей пустынных и песков.

Подвижная игра «Песчинки».

Воспитатель : приглашаю вас на игру. Вокруг себя повернись и в песчинки превратись. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели.

Дети кружатся.

Воспитатель : Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.

Дети садятся на корточки.

Воспитатель : Вдруг вновь подул ветер и поднял весь песок вверх. Полетели песчинки, закружились.

Дети кружатся.

Воспитатель : Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейкус водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю.

Дети садятся на корточки.

Воспитатель : Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь за руки и образуйте круг-каравай.

Дети берутся за руки и образуют круг.

Воспитатель : Но что это? Среди пустыни я вижу зелёный островок – озеро, пальмы.

Под песню «Али-баба» входит Али-баба.

Али-баба (кланяясь ): Здравствуйте, о, желанные путники! Рад вас приветствовать Али-баба, великий путешественник.

Дети : Здравствуй, Али-баба.

Воспитатель : Скажи, Али-баба, как ты добрался до этого чудесного оазиса? Ведь кругом пустыня. Мы вот на облаке прилетели.

1-й ребёнок:

Почему пустыня пуста? Ни листа в ней нет, ни куста?

И не слышится говорка торопливого ручейка?

2-й ребёнок:

Почему на небе ни тучки? Почему лишь тучи песка

Гонит вихрь да несёт колючки?

Почему не шумят сады, а в садах не висят плоды?

Дети : Почему?

Али-баба : Пустыня только кажется необитаемой. Хотя в ней очень жарко и мало воды, растения и животные приспособились к таким условиям жизни. Ползут по песку ядовитые скорпионы,проворно бегут ящерицы, маленькие зверьки-тушканчики прячутся от солнца в песчаных норах, даже антилопы скачут по песчаным барханам. Только все животные прячутся днём от жары. Многие из них умеют долго обходиться без воды и всё жаркое время – несколько месяцев подряд спят в своих норах.

Воспитатель : Али-баба, очень хочется узнать, что это за животные?

Али-баба: Пожалуй, я вас с ними познакомлю. Но сначала проверю вашу смекалку, о, достойнейшие.

Игра: «Отвечайте, правда ли?». Дети отвечают: правду или нет сказал Али-баба.

Али-баба:

В этот час, весёлый час я поспрашиваю вас. Аландали-дандали!

Посмотрите, туп да туп – по песку идёт верблюд.

Отвечайте, правда ли?

Бродит мишка по пустыне, ищет мишка куст малины.

Отвечайте, правда ли?

Поглядите, средь барханов путь находят караваны.

Отвечайте, правда ли?

Зря вы шубы позабыли – летом холодно в пустыне.

Отвечайте, правда ли?

Целый день с утра до ночи тёплый дождь пустыню мочит.

Отвечайте, правда ли?

Солнце светит ярко-ярко. Очень всем в пустыне жарко.

Отвечайте, правда ли?

Вот стихам пришёл конец. Кто ответил – молодец!

А вот, теперь, о, умнейшие, я вам загадаю загадки о животных, которые живут в пустыне:

Очень медленно ползёт,

На спине свой дом несёт,

Этот дом – броня-рубаха.

Дети, это…(черепаха ).

Динамическое упражнение «Черепаха».

Живёт спокойно,Ходят на коленях, положив руки за голову,

Не спешит,Стараясь держать корпус прямо.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет черепаха. Сидят на пятках, руки

Черепаха, не скучая,на поясе, корпус прямой.

Час сидит за чашкой чая.Наклоны головы влево-вправо.

Али-баба : Вот следующая загадка. Вьётся верёвка, на конце головка (змея ). В пустыне водится много ядовитых змей. Но я для вас принёс совсем не опасную, чтобы мы с ней могли поиграть, о, самые ловкие дети на свете.

Игра «Змейка». На полу по кругу садятся дети. За кругом стоит Али-баба с длинной скакалкой-«змейкой» в руке. Неожиданно он бросает один конец скакалки в середину круга. Все вскакивают и стремятся как можно быстрее встать на верёвку-«змейку». Кому места не хватит, выбывает из игры. Оставшиеся игроки опять садятся по кругу. Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивает её (складывая пополам) до тех пор, пока на неё сможет встать только один человек. Он и будет победителем в игре.

Али-баба : Теперь же, о, достойнейшие, прошу вас вспомнить, какое животное называют кораблём пустыни? (Верблюда) Это выносливое животное удивительно приспособлено для жизни в жарких песках. Ноги его устроены так, что не страдают от накалённой солнцем почвы и не проваливаются в сыпучий песок; шерсть его густая и длинная, помогает переносить палящий зной днём и холод ночью. Верблюд очень не требователенк пище и удовлетворяется колючими кустарниками, горькой полынью, которые не едят другие животные. Но и эта скромная пища даёт ему возможность накопить в горбах запас жира. Расходуя этот запас, верблюд может много дней обходиться вообще без пищи и воды. Долгое время верблюды оставались единственным транспортом пустынь.

Али-баба показывает изображение верблюда.

Воспитатель :

Оранжевый, оранжевый

Идёт вожак верблюд.

Верблюды вслед идут.

Оранжевый, оранжевый

Плетётся караван в оранжевый туман.

Эстафета «Караван». В игре участвуют две команды по четыре человека. Играющие должны пройти по следам, разложенным на полу, остановиться у «верблюжьей колючки» (стойки), пожевать её (три раза сказать: «Ам!», сжимая и разжимая пальцы), вернуться к своей команде на «четырёх ногах» (ходьба с опорой на ступни и ладони) и передать эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первая выполнявшая задание.

Воспитатель : Расскажи нам Али-баба о растениях пустыни.

Али-баба : В пустыне растёт трава, чаще всего полынь, только сухая и редкая. Даже деревья бывают сухие, корявые и без листьев, саксаулами называются. А так же всеми известные кактусы.

Воспитатель : Мы знаем стихотворение про кактус.

1-й ребёнок:

Ты ответь нам кактус на вопрос:

Почему ты весь колючками зарос?

2-й ребёнок:

Парикмахер удирает от меня,

Он меня боится больше, чем огня!

Али-баба : Но даже колючему кактусу хочется быть красивым. Давайте попробуем его украсить.

Эстафета «Кто быстрее украсит кактус». Дети делятся на две команды. Один участник от команды встаёт на расстоянии 5-6 метров от остальных игроков и широко раздвигает пальцы рук. Это – «кактус». У каждого играющего в руках ленточка, прикреплённая к кольцу. Дети по очереди подбегают к «кактусу» и вешают ему на палец ленточку. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

Воспитатель : Спасибо, Али-баба, за интересный рассказ о пустыне. Нам пора возвращаться. Садитесь, ребята, на облако и мы возвращаемся домой.

Дети исполняют песню.

Стихи про песок

Е. Шамрова

Мы на море отдыхали,
Там купались, загорали.
Я решил построить башню
Из густой песчаной каши.
Папа смотрит и смеётся:
- Как тебе так удаётся:
- На песке построить дом?
- Не подумал ты о том:
- Если набежит прибой -
- Смоет весь твой дом водой!
- Далеко я башню строю,
- Не достать её прибою.
- И к тому же - крепкий дом,
- Ему волны - нипочём!
Дунул с моря ветерок…
- Посмотри - волна, сынок!
- Ты бросай скорее башню
- И спасай одежду нашу!
… Дом песчаный смыт волной -
Виноват во всём прибой!

Н. Хилтон
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!


И. Финк
Песочница, песочница!
А в ней песок , песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

А. Сметанин
Мы на пляже вместе с мамой
Возвели песчаный замок:
Стены, лестницы, бойницы,
Башня круто в высь стремится.
Перед замком вырыт ров
Для защиты от врагов.
Через ров проложен мост,
У ворот поставлен пост.
Вот бы у морской водицы
В этом замке поселиться.
Жаль, что скоро уезжать…
Как его с собою взять?

А. Орлова
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны.
Песочные воды
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
И может услышу
Как где-то на дне
Солёное море
Дышит во сне.
Лепить пироги – это очень легко.
Дворцы возводить и лачуги совком,
А рядом фигурки лепить.
Мы едем туда, где ни леса, ни скал,
Мы едем туда где простор из песка
Под солнцем… и тысячи спин…
Рассыпалась башня в бесформенный ком,
Так много воды по соседству с песком.
Кто только её натаскал?
Мы крепость построим, а рядышком - ров.
Но ты убегаешь куда-то с ведром.
Вода что ли лучше песка?

Загадка

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал… (Песок )!

Он жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок )

З. Ямпольский
Я строю крепость-город,
Когда шумит прибой
На берегу у моря,
Не смыть его водой!
Целый день тружусь я тут,
Башни крепости растут.
Жаль, что город мой пока
Из песка!
Волна штурмует город,
А я с волной борюсь,
Мне этот город дорог,
Я им не зря горжусь.
С башни, словно маячок,
Смотрит на море флажок.
Жаль, что город мой пока
Из песка!
Я стану взрослым скоро,
Построю города,
Ты их разрушить, море,
Не сможешь никогда!
А пока всё время тут
Башни крепости растут.
Жаль, что город мой пока
Из песка!

А. Полетаева
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

М. Ершова
Песочница , песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.

В. Бредихин
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,

Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

С. Кашлев
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.

Владимир Бредихин

Про песок

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,


Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.

Литература

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель:Транзиткнига, 2006.

3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Институт общегуманитарных исследований, 2002.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.

6. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.

7. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

10. Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.

11. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009

12. Сигимова М.Н. Экологические наблюдения. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995

13. Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

14. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: Детство-пресс, 2011.

Ирина Петрова , воспитатель детского сада комбинированного вида №19 города Ангарска Иркутской области

Приложения в прикрепленных файлах - опыты с песком, рекомендации для родителей.

Фото с сайта