Развитие познавательных психических процессов в подростковом возрасте. Основные новообразования у подростков. Возрастные особенности психического развития подростка

Отрочество -- этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10--11 до 13--14 лет, совпадающий в современной школе с временем обучения детей в V--VIII классах. Понятие отрочества объединяет младший и средний подростковый возраст, а также начало старшего подросткового возраста.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в младшем подростковом возрасте (10--11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в среднем (11 -- 12 лет) и старшем (13--14 лет) подростковом возрасте. Основная особенность подросткового периода -- резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности -- ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности -- в самоутверждении, общении -- не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых.. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение.

Отрочество -- время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии -- способности делать предметом своей мысли саму мысль, дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания. Центральное личностное новообразование этого периода -- становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие -- уникальность и неповторимость.. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими -- взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд -- «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я-идеальном».

Вопрос 20. Психическое развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте . Центральные психологические новообразования подросткового периода.

1. Социальная ситуация развития подростков.

Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет . Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в работах культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и др.) показано, что в так называемых примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты , межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности , генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания.

При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы . До 17-18 столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование . В XIX в. во многих странах было введено систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку . Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе , где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо . Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление» . Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска» . Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности» . К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами - миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой . Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения .

Часто весь подростковый период трактуют как кризисный , как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко):

Реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр.; причина - резкая перемена привычных условий жизни, например, отрыв от семьи, перемена школы; почва - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости);

Реакция оппозиции, протеста (демонстративная бравада, прогулы, побеги, протестные поступки);

Реакция имитации (объектом подражания становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий идеалам подростка; характерна для личностно незрелых подростков);

Реакция компенсации (стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой; если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения);

Реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность: при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности - к общественной деятельности и т.п.).


При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко):

Реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых, что при неблагоприятных средовых условиях может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, асоциальных поступков);

Реакция "отрицательной имитации" (поведение, контрастное по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, как отражение борьбы за независимость);

Реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых отношений, что при неблагоприятных средовых условиях может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков);

Реакция увлечения (хобби-реакция) (увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, коллекционирование - более характерны для мальчиков, тогда как занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание, - более типичны для девочек; при этом интеллектуально-эстетические увлечения - интерес к литературе, музыке, технике и т.п., - могут наблюдаться у подростков обоих полов);

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).


2. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности.

Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание.

Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п .

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании подростка полностью отделить себя от семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет "отделаться" подросток, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение подростка во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке . Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость . Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности . Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым . Здесь складывается новая социальная ситуация развития.

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем : то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым.

Такую специфику поведения подростков он объясняет так:


  • Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации , по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

  • Во-вторых, это специфический вид механических отношений . Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

  • В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта . Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек . С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.

Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным , зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному , а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами , а девочки - по двое или по трое .

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь .

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп . В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.


Особенности общения со сверстниками с подростковом возраст. Ритуалы в общении подростков со сверстниками .

Говоря о секретном мире общения подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир.

1. Самый известный ритуал - ритуал закрепления дружбы . Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростковой (чаще всего мужской) группе, так и между двумя близкими друзьями. Обычай скрепления дружбы кровью описывает девушка: «…Хорошие, верные подруги, чтобы подтвердить свою дружбу, разрезали себе бритвой пальцы и соединяли их, чтобы кровь перемешалась. А делали это, чтобы дружба была крепче. Но на такой шаг решались не все. В детстве я очень боялась крови, но все равно решилась разрезать себе палец».

2. Обмен письмами и подарками между постоянно встречающимися девочками

Вероятно, в одном случае девочек привлекает наличие тайны и «ритуального» обмена подарками («В школе мы с подружкой писали друг другу письма, хотя учились в одном классе, просто было интересно: высылали друг другу подарочки-открытки, свои фотографии, даже денежки. Это все, в общем-то, не имело смысла, просто свой такой секрет, и приятно получать письма»;), в других - возможность перевоплощения («Лет в 9 мы с подругой решили переписываться , хотя мы жили в соседних домах. Письма мы относили друг другу сами, придумывали себе новые имена и рассказывали в письмах все, что с нами происходило»).

3. Ритуалы принятия в группу. В некоторых подростковых группах прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями. Вновь примкнувшему дается какое-либо задание, которое должно выявить у него наличие качеств важных в этой группе. Так в дворовых группах достаточно часто проверяется сила и мужественность (обычно это драка с одним из членов группы).


3. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития).
Пубертатный период - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек , акселерация и ретардация).

Возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 - 13 лет) и начинается вторая (13 - 15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет.

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности . Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью . Это ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста.

Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек.

У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими . У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими.

В 13 - 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет).

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии . Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через8 - 10 минут.

С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени . Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость.

Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.

Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

С нарушениями двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший ещё к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму.

Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

Процесс созревания влияет и на развитие речи , особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14 - 15 лет, мальчики не только догоняют, но и часто опережают их в этом умении. В связи с особенностями речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками объяснений учителя, на то, что «им надо двести раз все повторять».

Следует помнить, что подростки очень переживают собственную неуклюжесть и косноязычие, повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст - период, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными видами спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.
4. Кризис психического развития в подростковом возрасте.

КРИЗИС 13-ти ЛЕТ

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление . Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц . С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь . Эту стадию можно сравнить только с ранним детством , когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения:


      • Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

      • Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

      • Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

5. Психологические новообразования подросткового возраста
- Чувство взрослости - новый уровень самосознания;

Стремление к самоутверждению;

Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;

Я - концепция;

Формально-логическое (рассуждающее) мышление;

Рефлексия.


Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости . Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми. Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения. Стремление к самоутверждению – естественная возрастная особенность подростка, поэтому важно уметь тактично контролировать выбираемые ими формы самоутверждения и при необходимости корректировать их выбор.
Психические процессы у школьников-подростков развиваются в процессе учебной деятельности, которая становится значительно более сложной. С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом,
2012 -> Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
2012 -> Тема опыта
2012 -> Вопросы к экзамену Планирование и организация работы кадровой службы Современные концепции управления персоналом

Старший подростковый возраст, время которого условно отсчитывают с начала 14-го года жизни, считается одним из самых важных периодов развития личности. Неслучайно Жан-Жак Руссо дал ему наименование - «возраст второго рождения личности». В облике старшего подростка еще просматриваются детские черты, более свойственные младшему школьному возрасту, и вместе с тем более определенно выражены черты, наметившиеся в предподростковом и младшем подростковом возрасте.

В первую очередь эти особенности проявляются в сфере общения со сверстниками. Потребность иметь друзей-сверстников и интенсивно с ними общаться, явно проявившееся ранее, в старшем подростковом возрасте приобретает новое качество. Одну из самых существенных ролей в психосоциальном развитии старшего подростка играет его принадлежность к группе сверстников, в первую очередь его статус в ней. Оценка и мнение других членов группы для старшего подростка значительно важнее мнения собственного. Принадлежность к группе формирует у подростка ощущение защищенности и одновременно диктует ему жесткие требования. В специальных исследованиях неоднократно отмечалось не только отсутствие толерантности внутри подростковой группы и при установлении ее внешних контактов со средой, но откровенная агрессивность и жестокость по отношению к «другим». Это касается не только взрослых, но и подрост- ков-нонконформистов, которые выбиваются из их среды. Такое жесткое деление всех на «своих» и «чужих» имеет для подростка большое значение и часто недооценивается, а потому не учитывается взрослыми.

Для того чтобы добиться признания со стороны сверстников, подростку необходимо соответствовать их требованиям. Требования эти обычно складываются стихийно и нередко существенно расходятся с общепринятыми нормами. В ситуации конфликта групповых и общепринятых норм выбор подростка, как правило, однозначен - он обычно выбирает нормы своей группы. Для характеристики подобной «товарищеской солидарности», «взаимопомощи» и «взаимовыручки» Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова ввели понятие «принцип товарищества». Эти стихийно складывающиеся групповые нормы оказывают существенное влияние на мировоззрение подростка, его поведение и отношения с социумом, а их расхождения с нормами, принятыми в обществе, нередко доставляют массу проблем всем, и прежде всего людям, ответственным за воспитание подростков.

Степень включенности подростка в группу зависит от его индивидуальных особенностей и воспитания. Она может быть различной и колеблется от полного растворения в группе до весьма поверхностной, исключительно внешней идентификации с групповыми нормами. Во многих исследованиях отмечается, что для подростка выглядеть как все значительно важнее, чем думать и делать как все. В исследованиях Л. И. Божович было обнаружено, что влияние группы на подростка тем больше, чем неблагополучнее его взаимоотношения с родителями, чем более беден и узок круг его увлечений, чем более подросток неуверен в себе. Этим объясняется наибольшее влияние подростковых группировок на нодростков-деликвентов. В этом кроются корни склонностей ряда подростков к мелким правонарушениям, провинностям, проступкам, первоначально не носящим криминального характера. Исследования свидетельствуют о том, что факт чрезмерной автономности подростка от группы также нежелателен. Подростки, ориентированные в этом возрасте на семью и мир взрослых, в дальнейшем, в юношеском и взрослом возрасте имеют личностные проблемы. У них чаще возникают личностные проблемы и трудности в общении.

Одной из наиболее сложных воспитательных проблем подросткового возраста является проблема «отверженности». Некоторые подростки не только не принимаются группами сверстников, но становятся с их стороны объектами издевательств, насмешек и даже физической агрессии. Причины отверженности чрезвычайно разнообразны и всегда индивидуальны, поэтому и преодоление возникающих в результате их трудностей в каждом случае требует особых подходов. В связи с этим особого внимания воспитателей заслуживает проблема физической и моральной агрессии подростков по отношению к сверстникам. Стремление подростковых групп утвердить свою власть часто приобретает асоциальные формы. Нередко стремление усилить ощущение группового единения достигается путем открытого притеснения отверженных.

Невключенность подростка в ту или иную группу может иметь разные причины и, как показывают исследования, не всегда является следствием его отверженности. Нередко это результат низкой общительности подростка. Важным индикатором, свидетельствующим об отличии малообщительного подростка от отверженного, по данным ряда исследований, является наличие у него одного-двух близких друзей. По утверждению А. М. Прихожан дифференцировать эти явления можно также потому как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. В случае отверженности имеют место негативные переживания при адекватном осознании своего положения и позитивные - при неадекватном (подросток осознает свое положение как благополучное). При низкой общительности все несколько иначе, адекватности осознания своего положения соответствуют позитивные переживания.

Следует отличать от отверженности «квазиодиночество». Ощущение подростком отверженности, одиночества часто бывает мнимым, корни его кроются в осознании и переживании своей непохожести на других. Это мысленное, часто мнимое переживание роли изгоя оценивается как значимое для развития «Я-концепции» подростка. «Квазиодиночество», как правило, ситуативно и вызывает у подростка амбивалентные чувства.

Само по себе осознание подростком собственной уникальности часто для него весьма привлекательно и вместе с тем оно вызывает тревогу. Понимая это, воспитателям следует различать свойственное подросткам острое переживание своей уникальности и почти театральные, демонстративные проявления «квазиодиночества». Эти демонстративные проявления «квазиодиночества» часто являются следствием острой неудовлетворенности подростка местом, занимаемым в группе сверстников. Для достижения цели изменения статуса в группе сверстников он обычно и начинает эксплуатировать квазиодиночество. Его стремление выделиться, не быть одним из многих и невозможность занять место лидера, заставляет демонстративно играть роль отверженного.

Стремление подростка к самоутверждению, так же как и стремление подростковой группы к доминированию, нередко может принимать опасные, социально неприемлемые формы. Ни для кого не секрет, что при попытках добиться лидирующего положения в группе, подростки далеко не всегда разборчивы в средствах. В этих случаях в ход могут идти и кулаки, и угрозы, и самые разнообразные моральные притеснения реальных и мнимых противников.

Средством самоутверждения подростка в глазах сверстников может служить особая, называемая «подростковой» ложь. В сущности, она безобидна, и обычно используется для приукрашивания собственной персоны, инфантильными, с заниженной самооценкой подростками. Придумывая рассказы о вымышленных выдающихся чертах и несуществующих доблестях своих близких, подросток стремится добиться особого внимания сверстников и повысить свой социальный статус. Не менее характерен для подростков и другой вид лжи, нередко называемый «патологической ложью».

Причиной подростковой лжи может служить и расхождение норм и ценностей подростковой группы с нормами и ценностями взрослых. С одной стороны, подросток старается вести себя так, как того требуют нормы группы сверстников, с другой - он, не желая огорчать взрослых, или боясь наказания, начинает их обманывать (П. Экман, 1991). Нередко это приводит к тому, что в попытках найти компромисс, подросток вынужден лгать и тем и другим. В этих случаях у взрослых возникает ощущение, что подросток врет постоянно, что и вынуждает их говорить о явлении «патологической» лжи.

Существенным фактором воспитания старшего подростка является «подростковая субкультура». Она охватывает широкий спектр явлений, куда кроме особых подростковых норм и ценностей, входят: стиль общения, особая одежда (либо какой-то специфический элемент одежды), интересы, взгляды, предпочтения. Осознание факта принадлежности к этой субкультуре для подростка чрезвычайно значимо. Именно приобщение к подростковой субкультуре ассоциируется у подростка с собственной взрослостью.

Снижение влияния семьи на личностное развитие подростков, вызванное конкуренцией со стороны сверстников, - явно наблюдаемый факт. Однако для старшего подростка семья продолжает оставаться важным фактором воспитания. По данным исследований М. Кле, подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а также там, где они имеют долгосрочные последствия. Напротив, на стандарты, установленные сверстниками, подростки готовы ориентироваться в тех случаях, где речь идет об изменчивых моделях и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь.

В качестве одной из характерных особенностей поведения подростков многие исследователи отмечают гипертрофированную потребность в эмоциональном насыщении (Л. И. Божович, А. М. Прихожан, X. Ремшмидт и др.). Поиск этих новых, сильных ощущений часто сопряжен с риском. Так, например, жажда новых ощущений, соединяясь с характерной для подростков высокой поисковой активностью (В. В. Аршавский, В. С. Ротенберг и др.), приводит к первому знакомству с алкоголем и наркотиками. Одна из характерных черт подростков - бурное выражение эмоций (радость, гнев, удивление и т.п.), сдерживать которые подростки часто не в состоянии. При этом, как отмечала Л. И. Божович, у подростков значительно чаще, чем у взрослых, сильные эмоции блокируют разумные решения.

Подростковый период — период через который проходит человек в своем развитии в возрасте от 11 -12 до 14-15 лет, от детства до юности. Психическое развитие в подростковом возрасте проходит через ряд особенностей: внутренние конфликты с собой, близкими или просто знакомыми людьми, через трудности, срывы и подъемы, формируя личность.

Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте подросток стремится занять статус взрослого, что малодоступно для него, у отрока не получается обрести чувство взрослости, он скорее открывает для себя чувство своей неполноценности.

Живя в материальном мире с детства, подросток попадает под влияние вещей, и отводит предметам в своей жизни определенную значимость, и часто использует вещи для поддержания своего имиджа и статуса.

Общение с другими подростками тоже не проходит мимо мира вещей. Приобретая вещи в личное владение подросток как бы подчеркивает свою значимость, и тем самым, получает одобрение своей значимости в глазах других ребят.

Психологические особенности подросткового возраста находят свое отражение в стремлении овладеть вещами, которые по-мнению подростка придадут значимость для обладателя у сверстников.

Современный мир и подросток

Для подростка становится значимым приобретение определенного набора вещей, чтобы поддержать и сохранить свое чувство личности.

С переходом в общество потребления, подростковые аппетиты становятся огромными. Общество потребления подталкивает подростка к приобретению и обновлению вещей, которые не так уж важны на самом деле, без которых ребенок может обойтись, которые не приносят развития и не дают ни физического, ни духовного роста.

Опасность для подростка, которую таит в себе повышенный вещизм:

  • замена полноты жизни вещами, мотивация на приобретение вещей, вещи становятся смыслом жизни;
  • человек превращается в раба вещей;
  • зависимое положение от дарителей, возникновение чувства зависти и агрессии.

В современном мире подростку следует соблюдать умеренность в приобретении вещей, научиться себя контролировать.

Отношения в семье

В период отрочества подросток по-новому оценивает свои отношения с семьей. Некоторые подростки пересматривают свое отношение к семье, стремясь вырваться из семейного круга, где по их мнению, на них оказывалось влияние. Так появляется отчуждение, и зарождается негативизм.

Многие подростки стремясь психологически отделиться от семьи находят понимание в подростковых группах.

Общение со сверстниками

Другой особенностью подросткового возраста является стремление к общению со сверстниками.

Особенность общения в подростковом возрасте со сверстниками заключается в том, что подросток придает общению со сверстниками большую ценность и значимость.

Общение со сверстниками закрывает насущную потребность подростка — потребность в друге. Иметь друга и служить другу — значимая ценность в отрочестве.

Значимость дружбы

Именно через дружбу подросток понимает человеческое взаимодействие: сотрудничество, помощь друг другу, выручку. Дружба дает возможность лучше узнать другого человека и самого себя.

Почему подростки требовательны к друзьям? Именно через дружбу отрок узнает либо радость отношения и дружбы, либо как глубоко может ранить предательство и измена. Не правильно выбранный друг может изменить еще такую хрупкую личность, может оставить печальный след, последствия которого будут еще долго исправляться его носителем.

Какие качества раскрывает в человеке дружба

Дружба в подростковом возрасте не только учит прекрасным порывам и служению другому человеку, но и сложным рефлексиям.

Дружба повышает конформность в отношениях, если в семье подросток ведет себя как негативист, то в отношениях с другом не редко проявляет комфортные черты характера.

Личностные особенности в подростковом возрасте находят свое отражение в стремлении подростка изменить свою манеру поведения и общения, выработать более продуктивные формы общения со своими новыми друзьями и значимыми взрослыми.

Постепенно перестраиваясь, учитывая тот опыт, который есть в арсенале (восприятие, память, речь, особенности мышления, самостоятельность, сила воли), подросток создает себя как новую личность.

Стремление познать себя

Стремление познать себя через постоянные рефлексии не дает подростку спокойной жизни. Подростковый период — период полный волнения, огорчения и новых открытий: о себе, мире и своих друзьях. В подростковом периоде наблюдается противоположный диапазон чувств — от буйного порыва, до полной опустошенности.

Рефлексия на себя и других дает возможность подростку заглянуть в себя и других. Понимание несовершенства других людей и свое собственное, толкает подростка к началу психологического кризиса.

Эти переживания обогащают подростка такими знаниями и глубинами чувств о которых он не знал в детстве. Проходя трудный путь идентификации с собой и другими, через муки, подросток обогащает свои чувства и мышление, овладевает опытом обособления. Все это помогает подростку отстаивать свое право быть личностью.

Введение.

Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е формальная жесткая логика овладает умом подростка. Именно так: не он овладает этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антонагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия.

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

В своем реферате я хочу рассмотреть не только развитие психики в подростковом возрасте, но и проблемы которые могут коснуться подростка в этот достаточно трудный период: «Социально-психологические особенности подростков, как причина нарушения поведения», «Познавательные процессы», «Формирование личности».

Глава I пункт 1

Социально – психологические особенности подросткового возраста как причина нарушения поведения

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название “подросткового комплекса» , а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза»

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухими мудрствованием.

В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция E.Erikson(1968) о « кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования « сверх - Я» и т.п. Самой идентичности, процессу познания самого себя придаётся самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков. По мнению G.Nissen (1971), пубертатный криз слагается не только из кризиса идентичности, также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводит как следствие «эдипова комплекса», как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведёт к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессия и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации. С нашей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. Кризис сексуальности объясняется по З. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

Реакция эмансипации

Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших- родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин «реакция эмансипации», нам представляется, более точно отражает суть явления, чем «кризис авторитетов».

Возможно, реакция эмансипации имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или в стае. Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социо-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку).

Проявление реакции эмансипации может быть весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему» и «самостоятельно».

Реакция эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью».

Реакция группирования со сверстниками

Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных времен.

C. Haffter полагает, что распространение в развитых капиталистических странах, начиная с 50-х годов, подростковые “банды” с социологической точки зрения явление отнюдь не новое, а скорее архаическое.

Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи «подросткового возраста» образуют отдельные временные стада. Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляции от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии, таким образом, не удается. Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также может служить моделью для изучения подростковых групп, возникших и функционирующих по социо-психологические закономерностям. Эти закономерности ещё недостаточно изучены.

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды, – например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё.

По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп.