Поведение ребенка в семье. Как скандалы в семье влияют на ребенка: что делать родителям. Формирование специфических нежелательных черт характера

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это - управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми в отношениях любви. Но безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка».

Стиль - приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию - это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

На процесс социального становления ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия и др. Кроме того, на процесс социального обучения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи: полная семья или нет, работают ли все члены семьи, проживают ли вместе с семьей бабушка и дедушка или кто-то из родственников, каковы бытовые (жилищные) условия жизни семьи. Если условия жизни семьи и ее структура претерпевают серьезные изменения, особенно в худшую сторону, социальный опыт ребенка может заметно меняться.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций.

Авторитетный стиль родительского поведения: образ действия родителей отличается твердым контролем над детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, понятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют их смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается подчинением собственного поведения, жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, так же исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержанны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения.

Либеральный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля над детьми при добрых, сердечных отношениях с ними; дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным; они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Вместе с тем многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности, устанавливать необходимые запреты для своих детей.

Индифферентный стиль родительского поведения: образ действий родителей характеризуется отсутствием интереса родительских функций к собственным детям. Такие родители практически не контролируют детей и не проявляют к ним теплоты и сердечности. Они не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей.

Традиционный стиль поведения родителей. При таком стиле родители исполняют отчасти устарелые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть довольно авторитарным, а мать - более заботливой и либеральной. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. В любом случае, если брак удовлетворяет обоих супругов, и они поддерживают друг друга, оба родителя добиваются большего успеха в рамках своих семейных ролей.

Стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка. Так, например, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей либерального стиля поведения противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к положительным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей так же могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Но в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Дети авторитетных родителей адаптированным лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверенны в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стиля поведения.

Хуже всего с детьми индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, что бы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывает, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.

Наряду с рассмотренными выше стилями семейного воспитания и педагогическими позициями родителей, которые могут встречаться в любой семье, независимо от того, является она благополучной или относится к категории неблагополучных, имеет смысл остановиться отдельно на характеристике стилей воспитания в неблагополучных семьях, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска».

Попустительско-снисходительный стиль. Для родителей характерно благодушное, самоуспокоенное настроение, они в серьез не реагируют на проблемные моменты в поведении ребенка. Родителями не придается серьезного значения поступкам детей, они не видят в них ничего страшного.

Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители всегда агрессивно настроены по отношению ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они продолжают искать виновных на стороне. Обычно дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, отличаются лживостью и жестокостью и весьма трудно подаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, жалуется на своего ребенка, на каждом углу рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. В конечном итоге подобного рода «воспитательного усилия» родителей приводят к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои проступки, у них снимается внутренний контроль над собственным поведением, появляется озлобленность по отношению к взрослым, в первую очередь, к родителям.

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят и не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать их от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, увлечений и общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. Обычно такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко наказать (избить) ребенка. Он считает, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Угрозы, постоянная боязнь наказания могут сделать одного ребенка боязливым, безвольным, несамостоятельным, а другого - озлобленным и раздражительным.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Они предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни или карьеры. Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся как можно меньше бывать дома, болезненно воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу «кумир семьи» чаще всего возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти безоговорочно выполняются, что приводит к формированию у него крайнего эгоцентризма, эгоизма, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль. У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, словесных оскорблений до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей.

Рассмотренные стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель родителей - помочь ребенку научиться решать проблемы; родитель добьется того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.

Существует несколько автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблему, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и не желанности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают, либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям не до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и вседозволенность и безнаказанность. Ребенок не должен ощущать различия педагогических позиций родителей, иначе он будет дезориентирован, не понимая, что можно и чего нельзя, или начнет злоупотреблять их несогласием друг с другом.

Семья - это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь - детей. Социальные факторы, в той или иной степени обуславливающие трудности в осуществлении семьей ее воспитательной функции, таковы:

  • 1. Разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;
  • 2. Все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка - на работе и в семье;
  • 3. Дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;
  • 4. Жилищные и материальные затруднения.

Нарушения родительского отношения к ребенку или родительских установок приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка, например, отсутствие должного контроля над поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств формирует истерические черты характера. Те же последствия возникают и при безразличном отношении (по типу «отвержения»). Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой - могут подтолкнуть его, в дальнейшем, к покушению на самоубийство.

Дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи - к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций. У них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и вследствие этого не чувствовать себя в праве контролировать ребенка и направлять его развитие.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье - предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Ошибки, часто встречающиеся в семейном воспитании, условно можно разделить на три группы:

Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;

Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований ребенку;

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и не желание родителей строить свои взаимоотношения с детьми, на основе разумной любви.

Рассматривая ребенка как личную, «частную» собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жесткие средства воздействия, либо всяческими способами уклоняться от занятий с ним, предоставляя ему полную свободу.

Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка или же возведение даже незначительных его успехов в ранг выдающихся способностей - воспитание по типу «кумир семьи»).

Не редко в основе гиперопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в «сокровище» - мерило родительского престижа. За гиперопекой может скрываться сильная враждебность по отношению к ребенку. Иногда гиперопека мотивированное тревогой из-за собственного одиночества у родителей и навязчивой потребности в психологической защите скорее себя, чем ребенка.

Гиперопека может возникнуть в результате каких-то нарушений психического здоровья у матери. Такие нарушения приводят к появлению аномальной «потребности» матери в зависимом положении и ребенка.

К такому же негативному результату в развитии личности ребенка может привести педагогическая позиция родителей противоположного характера - строгая, да жестокости, власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие - наказывают. Порой, не только наказывают, а испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: грозят расправой, ставят в угол на колени, бьют.

Различают четыре основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:

  • 1. Физическое насилие.
  • 2. Сексуальное насилие или развращение.
  • 3. Психическое (эмоциональное) насилие.
  • 4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их замещающими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, а так же и психического здоровья, стать причиной отставания в их развитии.

Росс Кэмпбелл, специалист в области детской психологии и психиатрии, считает, что главная опасность в использовании физических наказаний как средства контроля над поведением состоит в том, что оно, во-первых, резко облегчает чувство вины, во-вторых, может привести к отождествлению себя с агрессором.

Телесное наказание приводит к деградации, дегуманизации и уничтожению ребенка. В результате ребенок может чувствовать, что порка - это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Без основ безусловной любви ребенок не сможет пройти все фазы развития, особенно отождествление себя с родителями, что навредит формированию здоровой психики и адекватной самооценки.

Ребенок становиться на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Использование телесных наказаний (или угроз их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое и не осознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Наиболее часто встречается проявление психического (эмоционального) насилия, которое характерно для семей как с явной (открытой), так и скрытой неблагополучия. Этот вид внутрисемейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности. К этой форме относятся:

  • 1. Открытое неприятие и критика ребенка;
  • 2. Оскорбление и унижение его достоинства;
  • 3. Угроза в адрес ребенка, в словесной форме без физического насилия;
  • 4. Преднамеренное физическая или социальная изоляция ребенка;
  • 5. Предъявление к ребенку чрезмерных требований, несоответствующих его возрасту и возможностям;
  • 6. Лож и невыполнение обещаний со стороны взрослых;
  • 7. Нарушение доверия ребенка;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) довольно частое явление в неблагополучных семьях. При этом со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности. В основе жестокого обращения родителей с детьми могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего родители, как их ребенок, являются жертвами собственных представлений. Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне, обычно жестоко обращаются с детьми родители, задавленные тяжестью задачи воспитания своих детей.

Во всех этих ситуациях ребенок совершает «преступление» против системы ценностей его родителей. Родители пытаются защитить свои ценности (уважение, послушание, порядок, достижения, чистоту и т.д.) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих реакциях заходят дальше поставленной цели. Результатом становится жестокое обращение с ребенком.

Люди, жестоко относящиеся к детям, настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить их насущные потребности. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребенку или не заботящийся о нем, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введенным в заблуждение, беспомощным в вопросах воспитания или страдающим от какой-либо патологии.

Психологические причины родительской жестокости:

В семьях, где принято жестокое обращение к детям есть «ребенок-мишень», на которого члены семьи, в том числе и супруги, пытаются спроецировать все свои проблемы. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его «мучителя», считается «злым», иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет нежеланным.

Критическая ситуация в семье или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения (потеря работы, разлука с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательная беременность, эмоциональная подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важно для взрослого, который сам отчаянно нуждается в утешении).

Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которую налагают на них материнство и отцовство, и зачастую либо слишком близко к сердцу принимают неприятности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказание не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Весьма типична для семей, в которых существует насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замкнуто и не пользуются ничьей помощью.

В современном обществе во многих семьях физическое насилие приобретает систематических и хронический характер.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющим ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребенке, получила название «гипоопеки» или «гипопротекции».

При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей и замедлиться их психическое развитие.

Недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка, наиболее часто проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка при обращении с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте.

Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу: существует мнение, что в ребенке все свойства характера положены природой - и с этим ничего не поделаешь. Проявление характера у детей они замечают уже в раннем возрасте и склоны считать, что особенности личности и характер ребенка развиваются помимо их влияния: дети якобы от рождения могут быть ленивыми, злыми, обидчивыми.

Несмотря на то, что дети растут в одной семье, отношение взрослых к ним может быть разным.

Характер ребенка, действительно складывается очень рано, его развитие определяется и отношением родителей к ребенку, и особенностями их собственной личности, и внутрисемейными отношениями.

Мысли о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

Недооценка личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка, которые имеют позитивную направленность и обеспечивают родительскую поддержку в формировании у него положительных черт и качеств.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно, он не может быть мягким и воспитанным ребенком, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые, обычно, не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме.

Замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения, полагая, что ребенок еще мал и ничего не понимает, а когда подрастет научиться и исправиться. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющихся в виде различных отклонений в поведении.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка - после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

В мире и в других людях такой ребёнок, прежде всего, видит себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других.

Нарушения родительского отношения к ребенку или родительских установок приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка.

Родителям необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, а стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка.

Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития. Поэтому так важно родителям не допускать серьезных ошибок в своих отношениях с детьми, потому что от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых.

Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и вседозволенность и безнаказанность. Ребенок не должен ощущать различия педагогических позиций родителей, иначе он будет дезориентирован, не понимая, что можно и чего нельзя, или начнет злоупотреблять их несогласием друг с другом.

Пожалуй, большинству семей свойственны ссоры. Психологам давно известно, чем чаще ругань между родителями, тем больше вероятность проблем, затрагивающих детской физическое здоровье, психику. Также ссоры в семье негативно сказываются на будущей взрослой жизни ребенка. К сожалению, многие родители не думают, что их ругань не может навредить их чаду. Это они объясняют тем, что ребенок не участвует в ссорах. В реальности это не так. Это подтвердит любой детский психолог.

Реакция ребенка на ругань родителей

Нарастающий конфликт между родителями в определенное время приводит к принятию ребенком одной из поведенческих моделей, которые мы рассмотрим ниже.

Следует отметить, что особенности ответной реакции на ссоры зависят от возраста, личностных качеств и прочих факторов.

В семье, в которых часты ссоры между супругами, ребенок может выбрать 3 модели поведения:

    стать миротворцем,

    быть защитником слабой стороны,

    может замкнуться.

В первом случае ребенок-миротворец делает все для примирения родителей. При этом его действия могут быть сознательными или неосознанными. Основное орудие маленького миротворца - привлечение внимания. Поэтому ребенок начинает чаще жаловаться на какие-то проблемы со здоровьем. Доходит до того, что ребенок из-за самовнушения действительно заболевает. Часто дети при такой модели поведения, не зная причин ссор, видят их в себе и винят себя в этом. Часто это чувство преследует малыша всю будущую жизнь. А это заниженная самооценка, тревожность, замкнутость.

Ребенок-защитник легко определяет участников семейных конфликтов - нападающую сильную сторону и обораняющуюся более слабую. Ребенком принимается второй участник ссор. Такая детская реакция характерна для мальчиков, отцы которых являются относительно мам тиранами. Нередки случаи, когда повзрослевший ребенок вовсе прекращает общаться с родителем-агрессором.

У многих девочек с такой моделью в будущем не складывается личная жизнь, так как они испытывают сложности в плане построения отношений с представителями противоположного пола.

Ребенок, ушедший в себя , характеризуется следующими особенностями поведения: замкнутость, отсутствие общительности, скрытность. Такому ребенку во взрослой жизни сложно адаптироваться к социуму.

Существует еще масса других негативных последствий для будущей взрослой жизни малыша. Рассмотрим самые частые из них.

Постоянный внутренний конфликт

При таком состоянии человек не может принять себя таким, какой он есть, не любит себя и не уважает. Следствие этого - заниженная самооценка, которая часто становится причиной неуверенности в себе, депрессий, а также различных неврозов. Такой вот «букет» проблем может получить малыш во взрослой жизни, будучи постоянным свидетелем родительских ссор.

Формирование специфических нежелательных черт характера

Детям, в чьих семьях часто возникают конфликтные ситуации, обычно присущ набор определенных личностных черт таких, как агрессивность, сильная тревожность, чрезмерная замкнутость, некоторая жестокость, озлобленность и нелюдимость. Согласитесь, полезными для жизни эти качества точно назвать нельзя.

Закрепление неправильной модели семейного поведения

Хорошо известно, что ребенок практически всегда заимствует родительское поведение, в том числе и семейные. Иными словами, ребенок еще в детстве учится, как нужно вести себя со своим будущим мужем или женой. А если мама и папа постоянно ссорятся, придираются и проявляют неуважение друг к другу, то какие же семейные отношения в будущем может построить малыш? Правильно, аналогичные. И эта модель поведения будет передоваться последующим поколениям.

Пессимистичное восприятие всего

Редко из детей, чьи родители постоянно ругаются, вырастают оптимисты с позитивным взглядом на мир. Обычно у них формируется крайне пессимистичное мировоззрение. Жизнь для них становится мрачной, скучной, окрашенной лишь в темные краски. Они сами мешают себе стать счастливыми и радоваться каждому прожитому дню.

Профилактика семейных ссор

1. Надо сократить количество конфликтов. Полностью их избежать, безусловно, не получится, ведь идеальных отношений не бывает. Зато можно выяснить самую частую причину ссор, и принять меры по ее исключению из жизни. Это поможет не только избежать нежелательного влияния конфликтов на малыша, но и укрепить супружеские отношения.

2. Если ссоры все-таки не получается избежать, ни в коем случае нельзя выяснять отношения при ребенке. Постарайтесь хотя бы отложить это на время, когда малыш ляжет спать.

3. Установите категорический запрет на угрозы в адрес друг друга. Учтите, угрозы родителей во время ссоры становятся причиной возникновения детских страхов, депрессий, повышают степень личностной тревожности.

4. Ни в коем случае нельзя критиковать при ребенке другого родителя, стараться склонить малыша встать на вашу сторону. Это внесет разлад не только в ваши супружеские отношения, но и в отношения ребенка со вторым родителем.

5. Если ссора все-таки произошла, после того, как страсти улягутся, обязательно объясните малышу, что мама и папа его любят, хотя иногда и ругаются. Также скажите, что кроха никак не причастен к конфликту, и ни в коем случае не является его причиной.

Так, конфликты, которые происходят между родителями, оказывают сильнейшее негативное влияние на еще неокрепшую психику ребенка и могут приводить к серьезным психоэмоциональным проблемам в его будущей взрослой жизни. Поэтому родителям, во что бы то ни стало необходимо постараться оградить малыша от семейных ссор и жить дружно.

Лекторий: «Этика поведения детей и взрослых в семье»

Уважаемые родители!

Вам доводилось встречать детей, закативших истерику в магазине, шумящих и бегающих по театру во время спектакля? Наверняка, вы тогда задавались вопросом, неужто родители не могут объяснить правила поведения в общественных местах, научить хорошим манерам.

Что же такое этикет? Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.

Когда у вас появится свой малыш, со всей ответственностью подойдите к эмоциональной стороне воспитания и развития. Придется искать правильный стиль, подходящий вашему чаду. Разработано много теорий, рассказывающих как вырастить ответственного и нравственно здорового человека. Новорожденный, как чистый лист. Не зря их часто сравнивают с губкой, впитывающей знания и поведение окружающих с огромной скоростью. Процесс воспитания детей является одной из самых трудоемких задач.

Молодые родители не до конца понимают принципы свободного от стресса обучения, позволяя делать все, что захочется. Взрослые, как правило, для ребенка «друзья», когда сорванец ведет себя плохо - не реагируют. Объясняют свою позицию, что кроха еще мал, многие вещи поймет с возрастом. Они также полагают, что таким образом дети будут иметь высокую самооценку и без лишних трудностей вольются в мир. Произойдет ли это?

В 70-80-х годах прошлого века в скандинавских странах получила популярность идея свободного от стрессов образования. Для отечественных школ ее начали внедрять ориентировочно с конца 90-х. С тех пор пролетело почти двадцать лет. Эта концепция характеризуется полным отказом от наказаний. Требования к поведению детей минимальны. По мнению современных специалистов отсутствие границ между разрешенным и запрещенным стимулировало появление целого поколения эгоистичной, беспомощной и ориентированной на потребление молодежи.

Уроки хороших манер и правила социального поведения формируются с пеленок, копируются именно у вас - родителей. Не обманывайте себя, что они просто маленькие дети. Не успеете оглянуться, как они вырастут, а поведение глобально не изменится. Процесс перевоспитания всегда протекает тяжело, сопровождаясь семейными конфликтами и даже проблемами со здоровьем членов семьи. Чтобы не испытывать мучительную неловкость за свое чадо, прививайте ему правила поведения в семье, с другими детьми в школе, детском саду, дома и на улице.

Хочу предостеречь от применения телесных наказаний в отношении малышей (физических), это неэффективный метод воспитания. Родители, которые практикуют подобное, разгружают свой собственный стресс и эмоции, показывая свою беспомощность и некомпетентность. Телесные наказания оказывают негативное и непосредственное влияние на психологическое развитие. Последствием "штрафов" становятся заниженная самооценка, чувство стыда и вины, чрезмерный уровень агрессии (даже членовредительство), отторжение, тревожность и гиперактивность.

Нормы общественного поведения детей попали под пристальный интерес, потому что учат быть внимательными к близким. Помогают переключиться от собственных потребностей и желаний на окружающих. Приучая к этому с рождения, вы облегчите будущую жизнь. Станет проще адаптироваться в коллективе сверстников, социуме в целом. Ведь эгоизм нигде не приветствуется.

Правила не внедряются в одночасье, они достигаются со временем. Развитие социальных навыков ребенка - это процесс, длиною в жизнь, начинающийся с младенчества. Благодаря простому обмену игрушками мальчики учатся быть заботливыми мужьями, а девочки женами. Развивается сострадание, верность и дружба. Если каждый родитель задумается над этим вопросом, то совокупность правил поведения для детей и хорошие манеры станут понятиями, присущими всему обществу, а не только классу под названием "элита".

Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?

1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.

2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.

3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.

4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.

5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.

6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.

Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.

7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.

8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.

9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.

10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.

Рамками одной публикации все правила этикета расписать невозможно, но начало положено. Осваивайте, дорогие родители, тему дальше, претворяйте в жизнь и делитесь опытом.

1) Дети всегда копируют поведение своих родителей.

* Каким был родитель таким примерно будет и ребенок,
* главное в воспитании детей - воспитывать себя.

* для мальчика - образ, каким должен быть настоящий мужчина.
* для девочки - каким должен быть ее будущий муж.
* Отец учит сына Ответственности, Порядочности, Смелости, Трудолюбию, Твердости, Уважению к Женщине.

3) Мать - олицетворение Любви и Чистоты.

* Для мальчика - какой должна быть жена,
* для девочки - какой должна быть женщина.
* Мать учит дочку как вести хозяйство, как создавать атмосферу уюта и любви, учит отношению к Мужчине.

4) Если дети начинают наглеть их можно наказывать.

* самое страшное наказание для детей это отстраненность, безучастность родителей.
* Если требуется физическое наказание мальчика это делает только отец - строго, но с добрым сердцем.
* Мать не должна наказывать и ругать сына, ей нужно отстраниться от него, показать свою душевную боль и призывать мужскую силу.
* Девочку наказывает мать, бить ее нельзя не при каких условиях, ей достаточно строгости и отстраненности матери.

5) Дети - отдельные личности, а не продолжение тела родителей.

* нужно понять их предназначение, определить их склонности и помочь реализоваться в этой сфере.
* Не наслаждайтесь детьми, не заставляйте их жить так как хочется вам, это не ваша собственность.
* Уделяйте больше внимания своим детям
* Воспитывать детей правильно - значит растить их для Бога, для людей, для них самих, но не для себя.
* Дети воспитанные эгоистами, повзрослев бросают совоих родителей и не помогают им.
* Дети воспитанные правильно, вырастают талантливыми людьми, благодарными своим родителям.

Отношения Дети - Родители

1) Нужно чтить и уважать своих родителей, какие бы они не были
2) Уважение детей - самая большая радость родителей.
3) Недопустимо хамское, грубое общение.
4) Нельзя заниматься откровенным поучением родителей, советы нужно давать смиренно.
5) Внимание - чаще звоните, пишите, рассказывайте о своей жизни, спрашивайте совета.
6) Заботиться о родителях, обеспечить безбедную старость, вы в неоплатном долгу перед ними.

Наличие в наше время таких социальных явлений, как трудные подростки, дети-сироты, детский и подростковый алкоголизм, зависимость от табачных изделий, наркомания, преступность, жестокость и так далее является очень острой проблемой для общества.

Причины возникновения всех этих явлений достаточно сложны и неоднозначны, однако очень часто все они сводятся к неправильному семейному воспитанию, точнее даже к не очень благоприятному климату в семье.

Порой дети совершенно неосознанно повторяют поведение своих родителей, либо наоборот - становятся их полной противоположностью. Определенные взаимоотношения в семье заставляют ребенка уже в раннем возрасте сделать выбор либо в сторону подражания, либо в сторону противостояния поведению своих родителей.

Даже в неполных и внешне неблагополучных семьях добрые и доверительные отношения между ее членами могут оказать решающее положительное воздействие на формирование поведения ребенка. Педагогике известны случаи, когда отцы и матери, страдающие алкоголизмом, воспитывали добрых, порядочных и ответственных людей. Совершенно обратная ситуация наблюдалось во внешне благополучных семьях, где взаимоотношения между ее членами носили формальный, показной характер. Лицемерие и неискренность хотя бы одного из родителей превращает семью в чуждое ребенку сообщество, в котором ему неуютно, в котором он не чувствует себя защищенным и не может развиваться как личность.

Семья для ребенка является колыбелью эмоционального формирования личности , это для него самый первый в жизни устойчивый коллектив. В этом коллективе собственно и рождается личность ребенка, формируются его основные черты характера, привычки, предпочтения, убеждения и так далее.

Наблюдаемые в раннем детском возрасте проявления агрессивного поведения часто напрямую связаны с подобными взаимоотношениями между отцом и матерью, редко между другими близкими родственниками или соседями. Взрослый коллектив, в котором ребенок дошкольного возраста проводит большую часть своего времени, семья, является для него своеобразным эталоном и служит предметом для подражания.

С первых лет обучения в школе ребенок сталкивается с детьми из разных семей, с разным воспитанием, разным мировоззрением, разными культурными ценностями, этическими представлениями и семейными и национальными традициями. В это время в сознании ребенка происходит проекция доминирующего поведения сверстников на свое собственное поведение. Как правило, доминирующим оказывается именно девиантное поведение, выраженное в проявлении агрессии, нарушении всех правил и норм, демонстративном неподчинении педагогам.

Те дети, в семье которых взаимоотношения между родителями носили неискренний , формальный характер, могут обладать неустойчивым поведением в результате недостаточно сформированной личности. Они склонны неосознанно или осознанно перенимать девиантное поведение сверстников, во всем им подражать. Если родители вовремя не заметят перемен в поведении своего ребенка и не предпримут соответствующих коррекционных мер, процесс может быть запущен.

Типичные детские реакции нарушения поведения

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например когда «домашний ребенок» начинает посещать детский сад, когда семья лишается кого-то из близких и т. д.

Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. К плачевным результатам приводит ситуация, когда кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом; чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.

Особенно часто возникают конфликты родителей с подростками . Им присуща эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, перепады настроения, сочетание противоречивых свойств и стремлений (застенчивость – развязность, самостоятельность – нерешительность, мягкосердечность – черствость, зависимость от авторитетов – борьба с ними, излишняя самоуверенность – острая потребность в одобрении).

В подростковом возрасте проявляются следующие поведенческие реакции :

1) реакция эмансипации (освобождения) проявляется в желании вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями; стремление поступить по-своему, наперекор родителям и даже здравому смыслу; не воспринимают даже справедливую критику в свой адрес со стороны других;

2) реакция группирования со сверстниками (смешанные неустойчивые группы в зависимости от увлечения, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией; такие группы обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными объединениями);

3) реакция увлечения – хобби – реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе; увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование, стихотворчество, радиотехника), телесным (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, рукоделие), лидерским (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать), накопительским (коллекционирование), эгоцентрическим (выделиться модной одеждой, внешностью; увлечение литературным или философским течением), азартным (пари, карты, ситуация риска), коммуникативным;

4) реакция гиперсексуальности – повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе и т. д.

Если родители не были готовы к закономерным подростковым реакциям эмансипации, группирования, сексуальным и др., с негодованием их воспринимают, то конфликт неизбежен . Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе большой тактичности и терпимости – путь к ликвидации конфликта .