Социальные нормы регулирующие поведение примеры. Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны

В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А . Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

Олифирович Н.И.
канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
Велента Т.Ф.
канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия

Системе, обратившейся за помощью,
необходимо дать решающий импульс:
«Подталкивание вместо проработки».

А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер

Введение
К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.

Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
Пример . В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
Семейные нормы и правила
Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
Пример . Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

Пример . Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
. на несогласованности правил семейной жизни;
. на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
. на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
Пример . За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
Семейные ценности

Право разработано для укрепления семейных отношений, построения отношений на любви, взаимопонимании, также, согласно закону, для регулирования личных имущественных, неимущественных отношений между партнерами, заключившими, или прекратившими отношения в браке, свои обязательства по алиментным выплатам. На основании закона свобода выбора исключена, сфера семейных отношений строится на четко обозначенных правилах построения отношений между детьми, родителями.

Брачные, семейные отношения урегулированы законодательством нашей страны, согласно которому:

  • женщина и мужчина могут заключить брачный союз на добровольной основе, а также расторгнуть его;
  • между супругами в семье существует только равноправие;
  • пары имеют право решать внутренние запросы, по взаимному согласию;
  • вместе заботиться о детках , имея при этом равные приоритеты;
  • вставать на защиту прав и интересов детей , не достигших совершеннолетнего возраста, отстаивать их в суде;
  • при вступлении в брак расовая, национальная, социальная, языковая, религиозная принадлежность не имеет особого значения.

К субъектам семейного права относятся также все члены семьи, кровные родственники. Кроме супругов к семье принадлежат: дедушки, бабушки, родители, братья, сестры, попечители, опекуны, усыновители, мачехи и отчимы.

Граждане подобными правами наделяются со своего рождения, но изменение прав возможно с возрастом, например, в случае достижения совершеннолетнего возраста, ограничения дееспособности лиц, наличии у родственников психических, наследственных заболеваний. Некоторые ограничения согласно семейному праву у отдельных категорий граждан все же имеются, возможно, ограничение в опеке, вступление в брак.

В чем особенности отношений регулируемых семейным правом?

Отношения особенные, так как:

  • сугубо личные;
  • не предусмотрено ограничений по их длительности;
  • они не могут быть отчуждены, передаваться на основании правопреемства и даже по соглашению сторон;
  • безвозмездные;
  • имеют императивный характер.

Санкции имущественного, неимущественного характера на семейные отношения могут быть возложены в виде неустоек, убытков, нанесенных государству.

Семейные отношения в семье нельзя назвать чисто имущественными, их нельзя измерить, в основе лежат чувства, физические потребности человека. Семьи вправе наследовать имущество, причем наследование, дарение имущества осуществляется безвозмездно.

Семейный кодекс гласит, что диспозитивные нормы сегодня увеличены, изменился сам метод урегулирования семейных прав. Лицам, вступившим в брак, разрешается составление брачных договоров, оговаривание условий по алиментам при разводе.

Семейное право не предусматривает возрастные ограничения при вступлении в брак. Вступление разрешено с 18 лет, не запрещено законом оно и в 60 — 70 лет, что еще до революции было совершенно незаконно. Вступление в брак с престарелыми людьми считалось заведомо ложным, с умыслом имущественного характера.

Право семьи самостоятельная отрасль, отделить которую от гражданского права практически невозможно.

Общественные отношения, регулируемые семейным правом

Отношения в семье отчасти становятся общественными при вступлении в брак. Как правило, сначала отношения имеют неимущественный характер, создание и построение семьи на любви, взаимной симпатии, уважении, привязанности, совместном доверии друг к другу. Пары имеют свободу, право выбора. Неимущественные отношения в приоритете, хотя во многих семьях сегодня брак выгладит по расчету, имущественные отношения берут верх.

Совместная жизнь, общее ведение хозяйства, содержание детей порождают имущественные отношения, все виды отношений становятся взаимосвязанными между собой.

Человек живет в социуме, поэтому от общественных отношений ему никуда не деться, гражданин обязан следить за моральными нормами, поведением в обществе, обычаями, придерживаться канонов своей религии, семейного законодательства.

Без общественного вмешательства вступление в брак, рождение детей, усыновление, попечительство невозможно. Общество может влиять на семейные отношения, соединение уз не может быть тайным, однако, права и интересы семьи охраняются законом. Каждый член семьи имеет право на защиту своих интересов в суде, по закону ограничений нет, все члены семьи наделены одинаковыми правами и обязанностями. Другие родственники имеют определенные рамки, пределы, урегулированные и установленные семейным законодательством.

Имущественные отношения, регулируемые семейным правом

Семейное право урегулировало отношения мужа и жены к родителям, детям, усыновленным, усыновителям, детям — сиротам. До принятия закона отношения не были урегулированы семейным правом, кроме алиментных обязательств, урегулированием отношений занималось гражданское право.

Только пересмотренный Семейный кодекс от 1995 года дает право вмешиваться и устанавливать определенные ограничения, пределы, то есть лишить родительских прав на детей при неисполнении своих прямых обязанностей, жестокого обращения со своими и приемными детьми. Также отношения становятся зависимыми, например, от органов опеки и попечительства, при взятии чужого ребенка в семью на воспитание.

Законодательство не может регулировать все отношения имущественного и неимущественного характера, имущественные отношения зависят от материального критерия, но разделить данные отношения между родителями и детьми практически невозможно. Другое дело – нормы права, регулирующие отношения.

Регулирует ли семейное право личные неимущественные отношения

Личные неимущественные отношения регулируются гражданским, а не семейным правом.

Отношения, связанные с:

  • результатами творческих идей, научными трудами;
  • разного рода изобретениями;
  • созданием научных, литературных произведений.

Природа объектов – нематериальная, в основу положены идеи, образы, символы, то есть мысли создателя. Сегодня любой неимущественный объект может использоваться как товар, то есть продаваться, переходить в имущественные отношения между людьми.

Имущественная сторона является производной от неимущественной, все отношения связаны между собой, поэтому нуждаются в гражданско–правовом урегулировании, или оформлении.

Человек имеет право на блага цивилизации: здоровье, личную семейную тайну, деловую репутацию, неприкосновенность к частной жизни. Блага не могут прекратиться, забраться, передаваться, гражданское право стоит на защите нематериальных благ человека, охраняет честь и достоинство своих граждан. При нарушении прав интересов человек вправе обратиться в суд, также может претендовать на возмещение материального, морального вреда.

Нормы права, регулирующие семейные отношения

Нормы права отрегулированы законодательством, в основе лежат принципы, ведущие только к одному равноправию отношений между супругами.

  1. Каждый из членов семьи не может нарушать права других членов , другие же члены семьи не могут без причины лишить свободы своих кровных родственников.
  2. Права охраняемы законом, защищены судом.
  3. Для вступивших граждан в брак, или решивших его прекратить , признать недействительным, установлен порядок проведения процедур.
  4. Имущественные, неимущественные отношения вправе регулировать все совершеннолетние члены семьи.
  5. Усыновленные дети тоже являются членами семьи, опекунство и попечительство в нашей стране разрешено, но только под контролем госорганов.
  6. Между государством и семьей налажены взаимные отношения. Процедура в связи с рождением детей, заключением, расторжением брака, усыновлением, оформлением опекунства проходит через органы ЗАГСа, а значит, становится зависимой от общества. Права и обязанности всех членов семьи предусмотрены и охраняются законом, также их право на свободу, законные интересы, посягнуть без причины, влезать в семью посторонние люди не имеют права.

Известны нормы права, разделить их можно по следующим принципам:

  • все граждане равноправны между собой по этнической принадлежности, независимо от обрядов, расы;
  • супруги наделены равными правами и обязанностями;
  • многоженство исключено , не соответствует нормам закона;
  • граждане могут добровольно заключать брак, также расторгать его;
  • все члены семьи обязаны проявлять моральную, материальную заботу друг о друге;
  • государство гарантирует помощь и поддержку в случае произвола, безосновательного вмешательства в жизнь семьи;
  • каждый из членов семьи имеет право на выступление и защиту в суде , может заявлять, отстаивать свои законные права;
  • ограничить родителей в правах возможно только на основании закона , по суду, самосуд недопустим.

Семейное право бережет и учитывает интересы детей, их мнение приоритетно для законодательных органов в случае споров между родителями. Каковы бы ни были отношения в семье, все они предопределены законом. Кроме прав каждый гражданин страны наделен обязанностями, соблюдение которых необходимо для налаживания контактов с законом, госструктурами, проживания своей жизни по совести и, конечно, по справедливости.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Само по себе некий стандарт или правило, которых необходимо придерживаться в обществе , чтобы не быть изгнанным из него.

Что такое социальные нормы, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Что такое социальные нормы

Социальные нормы представляют собой предписания , исполнение которых мы требуем друг от друга в социуме.

Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Приходя на работу, в ресторан или магазин, вы точно знаете, что вас там ожидает.

Бывают, конечно, исключения , когда кто-то решает нарушить данные нормы. Например, вы пришли в поликлинику, а врач отказывается вас осматривать, или ваш супруг завел на стороне любовницу. Нарушения правил осуждается обществом, а многие еще и преследуются законом. Есть люди (), которые полностью их игнорируют.

Нормативы социального поведения впервые возникли в далекой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы.

Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно: его могли убить представители других племен либо съесть дикие хищники. Правила менялись вместе с – изменением и ростом его потребностей.

это правила , которые имеют следующие признаки:
  1. они одобряются всеми людьми (большинством);
  2. имеют своей целью регуляцию общественных отношений;
  3. контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
  4. объективны и не зависят от желаний индивида (воровать плохо для всех);
  5. имеют разные степени обязательности исполнения.

Виды социальных норм с примерами

Все нормы можно разделить на ряд основных групп:

  1. Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
  2. – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
  3. Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
  4. Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
  5. Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
  6. Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
  7. – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
  8. Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, и т.д.)

Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

Также виды социальных норм делят на формальные и неформальные . Первые закреплены на юридическом уровне: их нарушение приведет к проблемам с законом (штраф за разбитое окно). Вторые существуют на «честном слове», доброй воле личности (по идее чужую жену нельзя уводить из семьи, но если очень хочется, то можно).

Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:

  1. запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
  2. побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
  3. рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
  4. повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).

По масштабу социальной группы , к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

Функции правил социального поведения

Социальные нормы в обществе выполняют три функции:

  1. Регуляция – правила регулируют всевозможные поведенческие модели: призывают, поощряют одобряемые и порицают, ограничивают негативные (например, правила дорожного движения: выезд на встречную полосу запрещен).
  2. Социализация – помогают стать полноценным членом общества, облегчают его «вливание» (пример: Петя знает, что бить девочек нельзя, за это его уважают в классе).
  3. Оценочная функция делит поступки, с неформальной точки зрения, на хорошие и плохие, законные и незаконные, а право в системе социальных норм указывает на их законность или незаконность.

Зачем людям соблюдать нормы?

На мой взгляд, основной задачей социальных норм является сохранение человеческих ценностей в отдельных малых группах, что позитивно влияет на все общество в целом. Одной из наиболее значимых ценностей является , ведь именно оттуда человек выносит свои первые знания о том, что такое хорошо и что такое плохо .

Если в семье люди любят и уважают друг друга, то они также ведут себя и в обществе. Если ребенка учат быть добрым и отзывчивым, поступать по совести и приносить пользу людям, то из него вырастает эффективный .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое этикет - его функции, виды и правила Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Что такое право - определение, признаки, принципы и отрасли права, правовые нормы и его источники Что такое социальные роли - их характеристики и виды Что такое этика и что изучает эта наука Маргинал или изгой общества

Признаком права, от­ли­ча­ю­щим его от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм, является

1) фор­маль­ная неопределённость

2) ра­ци­о­наль­ный характер

3) обес­пе­чен­ность исполнения силой государства

4) со­ци­аль­ная значимость

Пояснение.

Основные отличия:

по про­ис­хож­де­нию - нормы права уста­нав­ли­ва­ют­ся и санк­ци­о­ни­ру­ют­ся государством, нормы мо­ра­ли формируются обществом, ис­хо­дя из пред­став­ле­ний о добре и зле, спра­вед­ли­во­сти и несправедливости, чести и достоинства, бес­че­стии и т. д.

по сфере дей­ствия - нормы права ре­гу­ли­ру­ют те отношения, ко­то­рые государством воз­ве­де­ны в закон, обес­пе­чи­ва­ют­ся и охра­ня­ют­ся его при­ну­ди­тель­ной силой, в то время как нормы мо­ра­ли оказывают вли­я­ние не толь­ко на пра­во­вые отношения, но и на со­во­куп­ность общественных отношений, не уре­гу­ли­ро­ван­ных правом;

по форме за­креп­ле­ния - пра­во­вые нормы по­лу­ча­ют закрепление в офи­ци­аль­ных нормативных актах, а нормы мо­ра­ли содержатся в со­зна­нии людей.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Пояснение.

1) Пра­во­вые нормы (согласно Кон­сти­ту­ции РФ, Мест­ное са­мо­управ­ле­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го значения, владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной собственностью;

2) ре­ли­ги­оз­ные нормы (согласно нор­мам синтоизма, че­ло­ве­ку нужно раз­ви­вать в себе добросердечие, со­чув­ствие к окру­жа­ю­щим и спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с ними);

3) эти­че­ские нормы (золотое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти гла­сит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы от­но­си­лись к тебе». Могут быть на­зва­ны иные нормы, при­ве­де­ны иные примеры.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Виды социальных норм:

а) мораль;

в) эстетические нормы;

г) политические нормы;

д) религиозные нормы и др.

4. Причины возникновения социальных норм.

5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:

а) контроль;

б) регулирование;

в) оценка;

г) социализация и др.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Пояснение.

Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм разделяют по масштабу: в малых группах, в больших группах. По форме правления: стандарты поведения (мужчины - сильные), ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину). По строгости исполнения: обычай (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство), манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты), этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников), привычка (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; могут быть групповые, например, спать лёжа, и индивидуальные, например, пить кофе утром, вредные, например, пьянство и курение и невредные), нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин), законы, табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, канибализм).

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства - нет, неверно.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм - да, верно.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения - нет, неверно.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами - да, верно.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества - да, верно.

Ответ: 245.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Социальная норма - уста­нов­лен­ное в об­ще­стве пра­ви­ло поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щее от­но­ше­ния между людьми. Су­ще­ству­ют раз­ные виды со­ци­аль­ных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)

Социальный кон­троль - механизм, ре­гу­ли­ру­ю­щий от­но­ше­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства с целью укреп­ле­ния по­ряд­ка и стабильности, опи­ра­ет­ся на со­ци­аль­ные нормы.

Санкция - ре­ак­ция на по­ве­де­ние со сто­ро­ны остальных; меры воздействия, воз­на­граж­де­ния (позитивные) и на­ка­за­ния (негативные) за со­ци­аль­ные действия.

Отклоняющееся по­ве­де­ние - поведения, не со­от­вет­ству­ю­щее об­ще­при­ня­тым правилам.

Самоконтроль - форма внут­рен­не­го со­ци­аль­но­го контроля, когда че­ло­век сам кон­тро­ли­ру­ет свое поведение.

Выпадающие термины: со­ци­аль­ная мо­биль­ность (перемещение ин­ди­ви­да или груп­пы в со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества, из­ме­не­ние их статуса.) и социальная структура

Ответ: 1, 4.

Ответ: 14|41

А. В со­ци­аль­ных нормах от­ра­жа­ют­ся ценностные пред­став­ле­ния общества.

Б. Тра­ди­ции и обы­чаи являются раз­но­вид­но­стя­ми социальных норм.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А верно. На­при­мер нормы морали, яв­ля­ю­щи­е­ся разновидностью со­ци­аль­ных норм, от­ра­жа­ют ценностные пред­став­ле­ния общества.

Суждение Б верно. Тра­ди­ции и обы­чаи − вид со­ци­аль­ных норм.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.

Пояснение.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм по строгости исполнения: обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу. Значит, ролевые нормативные требования - элемент системы социальных норм.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества - да, верно.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым - да, верно.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей - нет, неверно.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль - нет, неверно.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Социальные нормы

Пояснение.

Пропущенное слово: морали.

Ответ: морали.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

3. Структура морали:

б) принципы;

4. Мораль и нравственность.

5. Этика - наука о морали.

6. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) По­ня­тие права.

2) При­зна­ки права: а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством; б) пись­мен­ная форма; в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности.

3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм.

4)Структура си­сте­мы права: а) от­рас­ли права; б) ин­сти­ту­ты права; в) нормы права

5) Ис­точ­ни­ки права: а) пра­во­вой обычай; б) юри­ди­че­ский прецедент; в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт и др. Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана.

Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Личность «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б. Гиппенрейтер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:

1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"

- "приобретения":

Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.

Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями

2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".

- "приобретения"

Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;

Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;

Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.

Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие права.

2. Признаки права:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.

3. Отличия права от других видов социальных норм.

4. Система права:

а) отрасли права;

6) институты права;

в) нормативные правовые акты.

5. Источники права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

А. вклю­ча­ют в себя как универсальные, не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени, так и ак­ту­аль­ные только в определённые эпохи пра­ви­ла поведения.

Б. су­ще­ству­ют исключительно в виде не­пи­са­ных правил, пе­ре­да­ю­щих­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Социальные нормы - уста­нов­лен­ные в об­ще­стве правила поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щие отношения между людьми, об­ще­ствен­ную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, пра­во­вые нормы, ре­ли­ги­оз­ные нормы, по­ли­ти­че­ские нормы, эс­те­ти­че­ские нормы - все это со­ци­аль­ные нормы. Сред них есть не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени (нормы морали), а есть ак­ту­аль­ные только в опред­ме­чен­ные эпохи пра­ви­ла поведения, на­при­мер обычай за­щи­ты чести среди дво­рян на дуэли т. д.

Социальные нормы су­ще­ству­ет как в виде не­пи­са­ных правил, так и в виде пра­во­вых норм, один из при­зна­ков которых - пись­мен­ная форма.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

1) Моральные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде.

2) Моральные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мнением.

3) Моральные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

4) Моральные нормы спо­соб­ству­ют со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го поколения.

5) Моральные нормы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и предъ­яв­ля­ют­ся государством.

Пояснение.

1) Мо­раль­ные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде - нет, неверно, наоборот.

2) Мо­раль­ные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем - да, верно.

3) Мо­раль­ные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции.

Пояснение.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции - нет, неверно.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям - да, верно.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция - нет, неверно.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции - да, верно.

По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .="">

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

(Н. И. Матузов )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие от­ли­чия права от морали:

1. По происхождению. Нормы мо­ра­ли скла­ды­ва­ют­ся в об­ще­стве на ос­но­ве пред­став­ле­ний людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они при­об­ре­та­ют обя­за­тель­ное зна­че­ние по мере осо­зна­ния и при­зна­ния их боль­шин­ством чле­нов общества. Нормы права, уста­нав­ли­ва­е­мые государством, после вступ­ле­ния в за­кон­ную силу сразу же ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми для всех лиц, на­хо­дя­щих­ся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы мо­ра­ли не за­креп­ля­ют­ся в спе­ци­аль­ных актах. Они со­дер­жат­ся в со­зна­нии людей. Пра­во­вые же нормы по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в офи­ци­аль­ных го­су­дар­ствен­ных актах (законах, указах, постановлениях).

3. По спо­со­бу охра­ны от нарушений. Нормы мо­ра­ли и нормы права в пра­во­вом граж­дан­ском об­ще­стве в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев со­блю­да­ют­ся доб­ро­воль­но на ос­но­ве есте­ствен­но­го по­ни­ма­ния лю­дь­ми спра­вед­ли­во­сти их предписаний. Ре­а­ли­за­ция и тех и дру­гих норм обес­пе­чи­ва­ет­ся внут­рен­ним убеждениям, а также сред­ства­ми об­ще­ствен­но­го мнения. Такие спо­со­бы охра­ны впол­не до­ста­точ­ны для мо­раль­ных норм. Для обес­пе­че­ния же пра­во­вых норм при­ме­ня­ют­ся еще и меры го­су­дар­ствен­но­го принуждения.

4. По сте­пе­ни детализации. Нормы мо­ра­ли вы­сту­па­ют в виде наи­бо­лее обоб­щен­ных пра­вил по­ве­де­ния (будь добрым, справедливым, честным). Пра­во­вые же нормы пред­став­ля­ют собой детализированные, по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми нормами, пра­ви­ла поведения. В них за­креп­ля­ют­ся четко опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков об­ще­ствен­ных отношений.

Могут быть при­ве­де­ны и иные фор­му­ли­ров­ки отличий, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм