Общественные отношения которые возникают в процессе. Виды общественных отношений

Общественные отношения являются предметом изучения множества научных дисциплин гуманитарного характера, таких как социология, социальная философия, социальная психология и др. Рассмотрим данное понятие подробнее, используя основные подходы к определению термина "общественные отношения" в социальных науках.

Для начала рассмотрим в отдельности термины "общество" и "отношения". "Социологический энциклопедический словарь" даёт такое определение: "общество" - сложившаяся в процессе исторического развития относительно-устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей; Общество поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т.д. Таким образом, мы видим, что термин "общество" a priori предполагает отношения. Немецкий социолог Фердинанд Тённис, считает, что общество характеризуется противообразующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчётом, сознанием полезности и ценности. "Отношения" - взаимосвязь и характер расположения элементов определённой системы или одной системы по отношению к другой.

Таким образом, общественные отношения - это многообразные связи между социальными группами и структурами (классами, нациями и т.д.), а также внутри них; совокупность отношений политических, социально-экономических и др.

Всемирная энциклопедия даёт такое определение:

"Общественные отношения - многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень общественных отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и тем самым человек оказывается субъектом многочисленных и различных отношений.

Общественные отношения можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации.

  • Ш Уровень социальных общностей:
    • · Классовые отношения
    • · Национальные отношения
    • · Групповые отношения
    • · Семейные отношения;
  • Ш Уровень занятия той или иной деятельностью групп:
  • Ш Уровень взаимодействия между людьми в группе:

Можно даже выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффектные отношения к кому-либо).

Все вышеназванные виду представляют в совокупности систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу но индивиды как представители определённых общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни - политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определённого положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер: их сущность не во взаимодействии отдельных личностей, но скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порождённые деятельностью реальных людей, общественные отношения существуют лишь как формы, алгоритм этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную неопределённость".

Словарь "Социальная философия" даёт такое определение:

"Отношения общественные - в широком смысле - вся система связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком и специальном смысле - опосредованные связи между людьми определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта, а зачастую и вне прямого осознания "механики" подобных взаимодействий.

Жизненная необходимость этих связей закрепляется, с одной стороны, предметными условиями, средствами и результатами деятельности людей, существующими в обществе как бы независимо от создающих их людей, с другой стороны, потребностями, интересами, желаниями, установками человеческих индивидов, "направляющими" людей на контакт с опредмеченными социальными качествами и человеческими силами.

В архаических обществах общественные отношения и непосредственные социальные зависимости людей почти не отделены друг от друга. Конечно, структура рода как целого, его традиции, мифы и ритуалы опосредуют жизнь индивидов, их отношения друг к другу и к родовой целостности, однако эти опосредования в основном подкрепляют личностную зависимость индивидов от их родичей и социальной организации. Общественные отношения - в собственном смысле выделяют тогда, когда возникновение средств межэтнического, межкультурного, а затем и торгово-экономического общения между различными общественными образованиями создаёт целую систему социальных опосредований, "вклинивающуюся" в непосредственные связи людей, групп, социальных слоёв и других человеческих сообществ.

Развитие индустриального общества формирует машинное производство, экономику, оперирующую абстрактными социальными качествами, особую логику вещей для измерения человеческих потенций и действий.

Появляется возможность изучать людей по воплощениям и опосредованиям их деятельности. Возникающая общественная наука начинает исследовать бытие людей по их отношениям, сводит последнее к вещественным и квазивещественным формам".

"Большая советская энциклопедия" рассматривает общественные отношения, как многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы. В этом взаимодействии общественные отношения определяют существенные стороны личных отношений. Теоретически несостоятельно и практически вредно отождествление личных и общественных отношений, перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на общественных отношениях. Ф. Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что "отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое".

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.

Из всех общественных отношений главными, ведущими, определяющими являются материальные - экономические, производственные отношения. В последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистический монизм марксистско-ленинской теории общественного развития. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей.

Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и идеологические позволяет не только различать в общественных отношениях определяющие и производные, но и анализировать совокупность общественных отношений, в которых сочетаются и материальные, и идеологические элементы (например, отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества.

В "Словаре конфликтолога" общественные отношения характеризуются, как относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и др. объединениями людей, возникающие в производственно-экономической, социально-политической сферах человеческой деятельности различных видах культуры и определяющие специфику данного конкретного общества, его качественные характеристики, его социальную структуру. Носителями общественных отношений являются социальные группы. Их индивидуальный состав меняется, но сама структура общественных отношений при этом сохраняется. Этим общественные отношения отличаются от личных, которые привязаны к конкретным людям. Отдельный человек является носителем общественных отношений не сам по себе, а как представитель общественной группы или социального института, выполняющий определённую функцию: крестьянин, рабочий, капиталист, менеджер или чиновник, дипломат, профсоюзный деятель, партийный функционер и т.д. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застаёт готовые общественные отношения и, реализуя свои цели, воспроизводит общественные отношения в прежнем или изменённом виде. Деятельность людей осуществляется в системе общественных отношений, а отношения существуют в деятельности и поддерживаются ею.

Существуют материальные, базисные общественные отношения и надстроечные отношения, идеологически зависимые от базисных, вторичные общественные отношения. Но в реальных ситуациях иерархия изначально определяющих и определяемых общественных отношений перерастает в их взаимодействие, где причина и следствие меняются местами. Политика зависит от экономики, но, в свою очередь, может оказывать решающее воздействие на ход экономических процессов. Общественные отношения проявляются в виде интересов, которые определяются местом каждой социальной группы и их конкретного носителя, и определяют стимулы и направленность деятельности. Интересы людей могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Соответственно и общественные отношения могут быть отношениями сотрудничества, солидарности или включать в себя непримиримые противоречия, конфликты. То или иное разрешение противоречий в общественных отношениях ведёт к их изменению. Различные эпохи человеческой истории, общественные формации отличаются друг от друга типом общественных отношений, образующих некую целостную систему. В переходные периоды, когда зарождаются новые общественные отношения и сходят со сцены старые, изменяется общественный строй, в обществе происходят глубокие структурные преобразования. Конфликт является одним из видов общественных отношений в ситуации развития социального противоречия. Поэтому он подчиняется общим закономерностям динамики общественных отношений.

Из вышеперечисленных суждений, трактовок и дефиниций термина "общественные отношения" вырисовывается восприятие их как связи, взаимодействия между различными общественными группировками, вроде организаций, фирм, государственных учреждений, социальных институтов и т.д. Ключевым словом здесь является связь. Неважно насколько развиты эти группы, главное чтобы постоянно происходила коммуникация между ними. Без взаимодействия внутри общества, оно попросту развалится и деградирует.

Так кто же занимается этой связью, кто осуществляет взаимодействие между системами, тем самым, позволяя нашему обществу, расти и развиваться? Конечно же человеческая природа такова, что он сам по себе, как индивид не способен достичь самореализации без отношений с другими людьми. "Человек - животное общественное".

Человек сам же и формирует специальные структуры, облегчающие установление связи между группами. Общественные отношения в наши дни управляются традициями, регулируются законом, нормами нравственности, морали. И они сегодня становятся предметом профессионального интереса, таких направлений социальной практики как менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз.

Люди, находясь в обществе, постоянно взаимодействуют друг с другом. За счет этого процесса они решают различного рода задачи, определяют перспективы, добывают необходимые вещи, предметы, информацию. Общественные отношения - сложное явление, которое изучается различными науками.

Все основано на социальных связях. Под данным термином понимается взаимозависимость людей, которая обусловлена теми или иными положениями. На основании ее индивиды объединяются в общности. Общественные отношения - разновидность социальных связей.

Природа общества определяет специфику такого рода отношений, они же, в свою очередь, поддерживают общество, обеспечивают его стабильность, развитие и процветание.

Общественные отношения - это специфические взаимодействия, которые урегулированы всевозможными Возникают они между двумя и более людьми, которые играют определенную имеют какую-либо социальную позицию. Возникают они также и между группами людей, между человеком и группой.

Социологи пришли к выводу, что именно такие отношения являются наиболее развитой формой изучаемых ими явлений. действие и взаимодействие им значительно уступают.

Вообще же отметим, что разные ученые по-разному описывают сущность общественных отношений. Единого определения, которое устроило бы всех, не существует до сих пор.

Для одних общественные отношения - это те, которые сложились между людьми в конкретных исторических условиях, в конкретное время, в определенном месте. Для других они являются явлениями, которые возникают из сопоставления равенства и превосходства их субъектов. В данном случае большой акцент делается на распределении материальных и духовных ценностей, средств производства и так далее.

Виды общественных отношений различны. Они могут быть классовыми, этническими, групповыми, межличностными, национальными. Складываются они в различных сферах жизни.

Общественное взаимодействие может выражаться в различных формах. Одна из них - сотрудничество. Оно специфично тем, что обе стороны находятся во взаимовыгодных условиях. Ни одна из них не ущемляется в интересах. Совместные действия направлены на максимально быстрое достижение результата, который будет считаться общим. Подобного рода общественные отношения строятся на взаимной необходимости друг друга, координации действий и, как правило, на уважении друг друга.

Соперничество - это еще одна форма Оно связано со стремлением сторон обойти друг друга, добиться большего результата, продвинуться вперед быстрее, чем кто-то другой. В данном случае общая цель отсутствует, но важно, чтобы все стороны преследовали аналогичные цели. Без данного условия о соперничестве не может идти и речи. В этом процессе стороны считают позиции конкурентов препятствиями на своем пути. Длительное соперничество может стать причиной зарождения в людях отрицательных эмоций, ненависти, скрытой или открытой агрессии.

Конкуренция - это групповая или индивидуальная борьба за какие-то определенные блага, которые относятся к дефицитным. Под конфликтом же понимается особое взаимодействие участников общественных отношений, при котором происходит столкновение взглядов, мнений, интересов и так далее. Конфликт может быстро испортить взаимоотношения.

Социальные отношения только тогда становятся общественными, когда появляется определенная стабильность. Со временем они меняются. По причине этого их исследование и изучение никогда не прекращается. Управление общественными отношениями без их понимания невозможно.

Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают друг с другом в многочисленные взаимоотношения. Такие отношения весьма разнообразны, люди порой даже не замечают, что являются их участниками. Это семейные, трудовые, имущественные (например, отношения, возникающие между продавцом и покупателем) и многие другие.

Люди вступают в эти отношения, как правило, по своей воле, хотя она зависит от различных жизненных обстоятельств, прежде всего от условий материальной жизни людей, от экономического строя общества.

Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников. Общественные отношения между людьми становятся правовыми отношениями в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения.

Право выступает организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни.

«Безжалостное неравенство, существующее в реальной жизни,- указывалось в одной из работ того времени, - получает в праве некоторое смягчение, когда, например, все люди объявляются правоспособными - больные и здоровые, старые и малые, бедные и богатые, знатные и незнатные». Это был первый шаг к установлению первых правил поведения, элементарной юридической справедливости, устранению социальной дискриминации. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Правоотношения можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные правом.

В догосударственном родовом обществе правоотношений не было, так как там не было права. Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, то есть становятся правовыми отношениями.

Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая возникает на основе норм права.

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т. е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством. Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов.

Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности - обязанными.

Правоотношения, возникающие до закона, служат источником юридических норм. Правоотношения, возникающие на основе юридических норм, в основе своей имеют юридический факт (фактический состав).

В правоотношениях возникает связь между лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта связь носит волевой характер.

Правоотношению присущи следующие признаки:

1. Правовые отношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

3. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

4. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником после смерти родственника, но и в этом случае для принятия наследства он должен выразить соответствующую волю.

5. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Защита и охрана других общественных отношений осуществляется обществом или самим субъектом. Участник же правоотношений имеет возможность обратиться в суд или другие компетентные органы за защитой своих прав и законных интересов. Государство участвует в правоотношениях как гарант тех правомочий и обязанностей, которыми наделены субъекты конкретных правоотношений. В случае необходимости государство использует принудительные меры государственно-властного характера, пресекая незаконные правоотношения, применяя юридические или другие санкции к участникам, нарушающим права контрагентов или недобросовестно выполняющим свои обязанности.

Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.

Еще по теме 1. Правовые отношения – особый вид общественных отношений:

  1. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
  2. Жилищные отношения как вид гражданских правоотношений
  3. Принципы гражданско-правового регулирования общественных отношений
  4. Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)

В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так-же связи, возникающие между различными социальными груп-пами (или внутри них), принято называть общественными от-ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про-цессе общения и совместной деятельности относят к обществен-ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения - это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше-ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо-гут быть условно разделены на две группы:

Материальные;

Духовные.

Материальные отношения возникают и складываются непо-средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про-ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.

Особым видом общественных отношений являются меж-личностные отношения - отношения между отдельными инди-видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей-ствий:

Между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

Между тремя индивидами (например, семья);

Между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша-тели);

Между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

С давних пор люди пытались объяснить причины возникно-вения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, геро-ях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией . Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных об-щественных проблемах, об отношении мироздания с его закона-ми и людей также пытались найти религия и философия. Имен-но философское учение об обществе на сегодняшний день явля-ется наиболее разработанным.

Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды , которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литерату-ра не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве ин-дийского общества - деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм - это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.


В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на-капливались в недрах философии, выделилась и стала состав-лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня-тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом .

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн-гельс разработали учение об общественно-экономических фор-мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест-венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически-ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю-дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи-талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде-ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель-ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона , Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри-ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео-рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

Первая - доиндустриальная (аграрная);

Вторая - индустриальная;

Третья - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятель-ности является сельское хозяйство, на второй - промышлен-ность, на третьей - сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо-го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест-венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче-ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со-циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе-ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро-вождаются социальными конфликтами и социальными ре-волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео-рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци-вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.

ОБЩЕСТВО :

  1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
  2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).
  3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
  4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

  1. Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
  2. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
  • преобразование природной и социальной среды обитания,
  • выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.
Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:
  1. Цель –
  2. Средства достижения цели –
  3. Действия, направленные на достижение цели –
  4. Результат.
Потребности человека:
  • Биологические (самосохранение, дыхание),
  • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
  • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

Виды человеческой деятельности: Практическая:

  • материально-производственная,
Духовная:

Норма – это образец, правило поведения, а социальные нормы – это для человека являются мерой и правилом его поведения в обществе.

Поведение людей регулируется через:

  • дозволение – желательные варианты поведения,
  • предписания – это указанные правила поведения,
  • запреты – это деяния, которые запрещены или их не следует совершать.
Виды социальных норм:
  • обычаи,
  • традиции,
  • моральные нормы,
  • религиозные,
  • политические,
  • правовые.

Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы, общепринятые в рамках социальной общности или группы правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют главный регулятор поведения людей в обществе и необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Сфера позитивных, одобряемых обществом или группой, отклонений – это таланты и гении.

Сфера негативных, осуждаемых обществом или группой, отклонений – это алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, преступное поведение.

Начнем с положения о том, что общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

Сфер жизни выделяют несколько:

  • экономическая (отношения в процессе материального производства),
  • социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп),
  • политическая (деятельность государственных организаций, политических партий),
  • духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Общественная жизнь сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики - законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Общество имеет свою специфику в сравнении с природой. «Во всех областях природы... господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,- писал крупнейший ученый-физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же - это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой. При этом выявляются коренные отличия человека от других живых существ. Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т. п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интерсы, интеллект, потребности и способности. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве - его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности. В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на духовную и практическую. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда). Как и в предшествующей классификации, выделение этих видов носит условный характер.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

Труд - это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входя т в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах: что следует делать? Что можно делать? Чего делать нельзя? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Существующие в обществе нормы можно представить в ряде их разновидностей.

Обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

При ответе обратите внимание на то, что эта тема связана с историей человечества, ибо общество - это результат развития человечества.

Представьте себя на месте исследователя, когда будете отвечать на задания о человеке, индивиде, личности.

Примеры социальных норм и к чему приводит отклоняющееся поведение человека или группы людей Вам известны с детства.

Пробуйте высказывать свое мнение.


Для выполнения заданий по Теме 1 Вам необходимо уметь:

1. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, науки, изучающие человека.

2. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Общество, бытие человека, творчество, человеческая деятельность, образ жизни.

3. СРАВНИВАТЬ:
Общество и природу, роль игры, общения, труда в жизни человека.

4. ОБЪЯСНЯТЬ:
Соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.


Рекомендованная литература:
  • Боголюбов Л.Н. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.