Индивидуальный маршрут одаренного ребенка в средней группе. Мероприятия по социальной адаптации ребенка. Цель и направления ИОМ

Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

«Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в образовательном учреждении»

педагогика

БРЯНСК 2014

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Цели и задачи работы…… ………………………………………………..4

3. Научно –теоретическое обоснование проблемы………………………....6

3.1. Одарённость и её признаки………………… …… ………….…..6

3.2. Основные идеи работы с одаренными детьми в школе … ………..6

3.3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми 7

3.4. Формы работы с одарёнными детьми……………………………….....8

3.5. Группы умений, на которые КЦП оказывает наибольшее влияние 9

3.6. Участники реализации данной программы 10

4. Этапы и план реализации программы.11

5. Планируемый результат реализации программы ……………..……..14

6. Заключение…………………………………………………………………………………….……..15

7. Список литературы 16

8. Приложение 17

Введение

В настоящее время современная педагогика базируется на личностно - ориентированном подходе к воспитанию детей. Будущее – это наши дети, а нет образования – нет и будущего России.

Целью современного образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов.

Педагогическая поддержка – это основной элемент образования.
Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Поддержать можно начинающее проявляться. Увидеть это можно, когда ребёнок уже сделал шаг: проявил талант, способность.

В этом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться.

Девизом работы стали слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце надо только, чтобы оно светило». Поиск и развитие одаренных и талантливых детей, работа с ними – задача каждой страны. В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высокоинтеллектуальными детьми является крайне необходимой. Она продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Программа в комплексе решает проблемы развития детской одаренности - охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

· Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

· В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

· В школе должны быть свои традиции.

· Школа должна давать современное образование.

· В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе внеурочной деятельности .

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования.

Цели и задачи:

Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

· формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Научно – теоретическое обоснование проблемы

Одаренность-системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки одарённости:

· Высокие интеллектуальные способности

· Высокие творческие способности

· Способность к быстрому усвоению и отличная память

· Любопытство, любознательность, стремление к знаниям

· Высокая личностная ответственность

· Самостоятельность суждений

· Позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой

Основные идеи работы с одаренными детьми в школе:

· способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

· одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

· одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

· в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;

· деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.

· Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одаренного ребенка.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального внимания к любому таланту, любой неординарной личности;

· принцип усиления разнообразной внеурочной работы с детьми, поиск талантов;

· принцип создания условий для творческой деятельности через различные формы индивидуальной работы;

· принцип свободы выбора вида деятельности, доступа к образовательным услугам;

· принцип «В каждом человеке есть солнце»;

· принцип «Я готов тебе помочь в любое время»;

· принцип сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Формы и методы обучения

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций рассматривается проблема развития способностей одаренных детей, как реализацию их индивидуальности.

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

Форма

Задачи

Спецкурс

Факультатив

Элективный курс

· Учет индивидуальных возможностей учащихся.

· Повышение степени самостоятельности учащихся.

· Расширение познавательных возможностей учащихся.

· Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности .

Ученическая конференция

· Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой .

· Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Работа по индивидуальным планам

· Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

Группы умений, на которые КЦП оказывает наибольшее влияние:

· Исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

· Коммуникативные (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций);

· Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

· Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию);

· Презентационные (Выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

· Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

· Менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения);

Участники реализации данной программы:

1. Администрация школы (директор, заместители);

2. Рабочая группа, состоящая из творчески работающих учителей;

3. Руководители школьных методических объединений;

4. Учителя – предметники;

5. Классные руководители;

6. Психолог, социальный педагог

7. Руководители кружков и секций.

Этапы и план реализации

программы «Одаренные дети.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в образовательном учреждении »

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи

Этапы реализации

этап

сроки

направления

результаты

I .Диагностический

углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития

Сентябрь-октябрь

2. исследования эмоционально-личностной сферы

3. диагностика межличностных отношений

4. диагностика психологического здоровья

Создание:

Творческой группы учителей по разработке критериев одаренности учащихся;

Банка творческих работ учащихся;

Банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

Портфолио одаренных детей школы;

II . Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

октябрь

1.прогнозирование;

2.проектирование;

3.конструирование;

Создание:

Индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в

какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа

1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии

2).Разработка программы здоровьесбережения

1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки

составление программы здоровьесбережения;

3).Интеграция с другими специалистами

в течении года

1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей

2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня

3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы , тренинги, мозговые штурмы, исследования

4.Создание системы стимулов и поощрений

Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов

III .Определение способов оценки и са мооценки успехов воспитанника

апрель-май

показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа

Планируемый результат реализации программы

Модель одаренного ребенка:

1. Личность, здоровая духовно-нравственно и социально;

2. Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

3. Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

4. Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

5. Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

6. Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Вывод

1. Внедрение системы работы с одаренными детьми позволяет создать условия для успешной самореализации школьников.

2. Позволяет подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Заключение

Показатели эффективности реализации программы работы

с одаренными детьми

1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

2. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

3. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

4. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование в 2 кн. М., 1982.

2. , Дидактика для одаренных детей Одар. ребенок№ 6. - С. 50-55.

3. Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910.104 с.

4. Голубева и индивидуальность. - М., 1993

5. Матнешкин творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989, №6, с.29-33.

6. , Сиск и талантливые дети. Вопросы психологии. 1988, №4. с.94-97.

7. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / // Одар. ребенок№ 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.

8. Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. , . - М.: Прогресс, 19с.

9. Одаренные дети / Под ред. М. Карне. - М., 1991.

10. Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка. - Челябинск, 1996.

11. Одаренные дети: проблемы и перспективы / Под ред. . - Челябинск, 1995.

12. , Юркевич, дар или испытание. М., Знание, 1990, 76 с.

https://pandia.ru/text/79/147/images/image005_58.gif" alt="Подпись:" width="147" height="522 src=">

зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами - не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

6. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

7. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах . Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8. се одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В. Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе , слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем"

Любовь Юрьевна Лазарева
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Наименование учреждения : МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222» г. Саратов

Воспитатель : Лазарева Любовь Юрьевна.

Сведения о ребёнке :

Ф. И. О Золотова Дарья Дмитриевна 5 лет.

Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка

Девочка развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна.

Даша очень коммуникабельна, на занятиях внимательна, быстро и уверенно отвечает. Она обладает хорошей памятью, имеет богатый словарный запас. Девочка отличается высокой любознательностью. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверх трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.

Любимым занятием Даши являются познавательное развитие, музыка, речевое развитие. Она отлично называет достопримечательности родного города, герб, флаг,столицу России,. Имеет представление о космосе, планете Земля. Знает и называет зверей, насекомых. способы измерения величины, длины, массы а так же геометрические фигуры. Девочка легко запоминает и с выражением читает стихи. Разучивает танцы и песни.

Социальная характеристика семьи.

Степень участия в воспитании : большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы

Условия проживания, условия быта - семья из четырёх человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната у ребенка . Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Результаты диагностики

Методы диагностики Эксперт Сумма баллов Результат

Опросник экспертной оценки одаренности №1 Воспитатели /родители

Характеристика способностей к обучению

Мотивационно – личностные характеристики

Творческие характеристики

Лидерские характеристики

Изучение познавательной потребности дошкольника №1 Воспитатели /родители

Методика музыкальная импровизация Воспитатели

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) Педагог - психолог

Диагностика художественно-эстетического развития Музыкальный руководитель

Для сохранения и раскрытия творческого потенциала Даши был составлен индивидуальный образовательный маршрут .

Направление одаренности : познавательная, творческая и коммуникативная.

Цель разработки индивидуального маршрута : создание оптимальных условий для развития и реализации познавательных и творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей .

Группа сопровождения : воспитатели, педагог – психолог, родители.

Планируемые результаты :

Повышение интеллектуального уровня;

Повышение уровня индивидуальных достижений в познавательной, творческой и художественной деятельности;

Увеличение количества победителей и призеров творческих конкурсов различного уровня.

Перспективный план мероприятий на первое полугодие 2014-2015 уч. год

Сроки проведения Содержание работы Результативность

Сентябрь Диагностика

Дети : наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества.

Педагоги : заполнение экспертных листов на ребенка (Опросник экспертной оценки одаренности , изучение познавательной потребности дошкольника).

Родители : беседы, анкетирование.

Выявление направления одаренности

Участие во всероссийском конкурсе рисунков «Я пешеход» 1 место

Разучивание танца, стихов и песни про день знаний. Ведущая роль в развлечении «День Знаний»

Октябрь Упражнения «Солнечный зайчик» , «Волшебный круг» , Назови быстрее».

Музыкальная игра «Угадай мелодию» . Развитие памяти, мышления.

Разучивание песен, стихов об осени. Роль лисички на осеннем празднике.

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения

(педагог – психолог) . Положительное эмоциональное состояние ребёнка

Презентация «Развиваем память» Развитие памяти.

Творческое задание : изготовление осенней поделки. 1 место в МДОУ в конкурсе «Осенние мотивы»

Консультация для родителей «Как распознать таланты ребенка » .

Просвещение родителей.

Участие во всероссийском конкурсе «Яркие краски осени» . 1 место

Ноябрь Разучивание песни и стихов ко Дню матери. Сольный номер на празднике.

Развивающие упражнения в картинках :

«Дорисуй» , «Четвертый лишний» , «Найди предметы» и т. д. Развитие воображения, мышления.

Развивающие упражнения на развитие коммуникативных навыков : «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» , «Если да- похлопай, если нет – потопай» . Развитие коммуникативных навыков, слухового внимания.

Декабрь Рисование «Зимний пейзаж» . Развитие творческих способностей.

Новогодние развивающие задания.

Участие в конкурсе «Зимние забавы» . 1 место в МДОУ

Участие в познавательном конкурсе- игра «Мудрый совёнок» Диплом

ТРИЗ - задания

«Тёплый - холодный»

«Нарисуй музыку»

«Ожившие предметы» . Развитие мышления.

Упражнения «Быстрее нарисуй» , «Послушай и назови» . Развитие памяти, внимания

Памятка для родителей «Чтобы ребенок стал одаренным » Просвещение родителей.

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ (аутизм) на месяц Индивидуальный маршрут воспитанника с ОВЗ. (аутизм) Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного.

Индивидуальный маршрут сопровождения детей с РАС Индивидуальная программа на ребенка с РАС Имя ребенка: Навык: «Различение цвета и формы» улучшить зрительноное внимание и навык соотнесения.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 102 г. Томска

Проверено: Утверждено:

Старший воспитатель Заведующий МАДОУ № 102

И.И. Синогина________ О.В. Кузнецова___________

«____»__________2017г. «___»______________2017г.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Составила воспитатель:

Микова А.Н.

Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.

Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.

Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности;
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способству- ющей развитию одаренности ребенка;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Использование новых образовательных технологий

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действитель- ности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Соколова Арсения. Проведя с ним диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Артём проявляет способности к словотворчеству.

Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Арсения.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Фамилия, имя ребенка – Соколов Арсений.
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности – разучивание стихотворений, прозы, пословиц, поговорок, самостоятельное чтение художественной литературы, участие в различных мероприятиях.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – воспитатель Микова Александра Николаевна
Партнёры – родители.

Характеристика на Соколова Арсения - воспитанника подготовительной группы :

Арсений в группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.

Мальчик обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Арсений имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.

При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с

большой любовью и уважением.

Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию текстов, актёрских способностей.

Задачи:
способствовать развитию навыков чтения и разучивания.
продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
развивать память;
содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональ- ности и выразительности в движениях и речи;
воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Сентябрь

Этюд «Весёлые человечки» Этюд

«В гости к Хозяюшке»

Развитие воображения, эмоциональности.

Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры.

Октябрь

Разучивание стихотворения «Старинный Томск»

Игры «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова».
«Придумай имя»
«Добавь словечко», «Придумай красивое предложение»
«Чудесные вещи».

Использование разных частей речи, активизация словаря.
Развитие воображения, обучение словесной импровизации
Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения
Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации

Выступление на конкурсе в рамках МАДОУ 102 «Родина любимая моя» Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность
Художественная деятельность, творческие игры

Ноябрь

Сочинение сказки
Игра «Придумай, о чём может идти речь»
Творческое задание «Необычная машина»
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность)
Обучение формированию фраз, согласованию частей речи
Развитие фантазии, обучение модифицированию сюжета
Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма

Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры.

Декабрь

Игра «Как лучше сказать? »
Творческое задание «Нарисуем портрет»
Составление рассказов;
Употребление образных слов и выражений, разных частей речи, придумывание рифм. Придумывание окончания стихов, игры - фантазии

Формирование представления об описании и его структурных элементах
Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество

Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь
Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность

Январь

Работа с малыми фольклорными формами

Малые фольклорные формы (придумывание загадок)
Упражнения-фантазии по стихотворениям
Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок.

Февраль

Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»
Сопоставительный анализ сказок
Работа со сказкой Д. Родари «Хитрый Буратино» (картинка-идея)

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа
Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок
Радость от общения со сказкой, развитие речетворческих способностей

Игровая деятельность.
Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность.
Самостоятельное сочинение, словотворчество,
Сочинение стихов, загадок.

Март

Работа с басней
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»
Сравнение рассказа и сказки, творческие задания
Творческое задание по стихотворению И. Сурикова «Зима»

Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни
Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления
Обучение составлению лирических рассказов и сказок
Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Чтение художественной литературы
Художественная деятельность и восприятие произведений искусства.
Сочинение стихов, загадок, словотворчество.

Апрель

Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа»
Работа со сказками Д. Родари «Сказки, у которых три конца»
Творческое задание «Придумай сказку»
Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме

Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов
Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях
Развитие умения применять полученные знания.
Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения

Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество
Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры - импровизации, драматизации
Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках, открытом занятии,
участие в конкурсах.

Разучивание русских народных песен, закличек, стихотворного текста, роли.

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы
Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений

Участие в семинаре - практикуме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной культуры» для педагогов г. Томска в рамках областных Макарьевских чтений

Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно читает, проявляет повышенный интерес к чтению. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.

Игры для развития речи.

    «Отгадай, что я вижу». Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

    «Добавь словечко». Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

    «Сочинялки». Предложить ребенку сочинить сказку, про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка.

    «Звуки улицы». Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все, что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь.

    «Бывает - не бывает». Предложить ребенку подтвердить правиль ность высказывания словами бывает - не бывает. Такая игра развивает слухо вое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

    «Найди неправильную букву». Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

    «Скажи слово руками». Попросить ребенка прохлопать, протопать, прокивать заданное слово.

Диагностические задания:

По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А
Задание 1
Цель: определение способности к самостоятельному построению наглядной модели - подсказки, отражающей услышанную сказку.
Оборудование: набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».
Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.
Итоги задания:
Показатель - овладение детьми действием построения модели истории.
Низкий уровень - отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.
Средний уровень - изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных) .
Высокий уровень - построенная модель точно соответствует структуре рассказа.
Задание 2
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.
Оборудование: лист бумаги с изображенной на нем моделью.
Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок, и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку - надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка: два белых и черно-белый, а в сказке два героя - в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются) .
Итоги задания:
Показатель - использование символических средств при сочинении сказок и историй.
Низкий уровень - не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа: «Как ты думаешь, какой характер у наших героев? » «Обрати внимание на кружки, какого они цвета? »
Средний уровень - превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.
Высокий уровень - находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.
Задание 3
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.
Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются). Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.
Итоги задания
Показатель - элементы творчества при сочинении сказок.
Низкий уровень - не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.
Средний уровень - самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.
Высокий уровень - самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.

Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.
Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище - невиданное», значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище».
Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания.
Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли не торопясь передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию: попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делал партнер в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.
Итоги задания
1-й показатель - сочинительское творчество.
Нулевой уровень - отказываются выполнять задание вообще; повторяют известные по обучению способы передачи образа с заметным несоответствием заданному смыслу.
Низкий уровень - повторяют показ партнера в первой попытке; подбирают уже известные способы передачи образа в соответствии с общим заданным смыслом; используют в большинстве случаев схематические движения, без деталей; оригинальность двигательно-пластического образа проявляют в движениях, которые не осваивались в ходе обучения, не встречаются в композициях других детей и самим «автором» демонстрируются впервые; выстраивают «рваную» композицию, без «связок» между эпизодами.
Средний уровень - самостоятельно подбирают подходящие по смыслу способы воплощения образа, близкие к известным по обучению, иногда превнося некоторые оригинальные штрихи вспомогательного плана (существенно не изменяя основной способ) ; показывают более или менее детализированные способы; композиция имеет связки между эпизодами, но не во всех случаях.
Высокий уровень - находят собственные оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные штрихи, наиболее точно передающие заданный смысл; хорошо детализируют двигательно-пластический образ; композиция этюда связная, целостная.
2-й показатель - исполнительское творчество.
Нулевой уровень - отказываются выполнять задание; выполняют движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.
Низкий уровень - есть фрагменты перестройки пластики в соответствии с характерными особенностями образа, но при этом движение охватывает не все тело (например, руки и ноги - в образе, а мимика - свойственна самому ребенку); пытаются скорректировать свое исполнение, но неудачно.
Средний уровень - показывают (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное); попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.
Высокий уровень - достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживают образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремятся к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.

оксана григорьевская
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Одним из пунктов инициативы «Наша новая школа» является создание системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость , оценить её должным образом и помочь её раскрытию, и это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС. Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости .

Основные принципы организации работы с одаренными детьми :

Обучение на более высоком уровне трудности

Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка

- Индивидуализация и дифференциация обучения

Психолого-педагогическая поддержка ребенка

Использование новых образовательных технологий

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей , которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действительности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Артёма О. Проведя с ним диагностику, с помощью методического пособия «Развитие авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Артём проявляет способности к словотворчеству. Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Артёма О .

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Ф. И – Артёма О.

Возраст – 6,5 лет

Вид одарённости – художественная

Склонности – сочинение сказок, стихов, загадок

Форма работы – индивидуальная работа

Сопровождающий педагог – воспитатель Григорьевская Оксана Николаевна

Партнёры – родители

Характеристика на воспитанника подготовительной группы Артёма О

Мальчик поступил в группу в сентябре 2011 года, в возрасте 3 –х лет. Адаптация к воспитателям и детям в группе прошла успешно.

В группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует с взрослыми Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета .

Он обладает достаточно высоким уровнем умственного развития , включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Психические процессы и речь развиты в соответствии с возрастной нормой Ребенок имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности. Старателен, прилежен.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относиться к родителям и младшей сестре с большой любовью.

Цель : создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к сочинительству.

Задачи :

Способствовать развитию навыков чтения

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;

развивать память ;

Содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;

Воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;

Месяц Неделя Используемые приёмы Цель Применение детского творчества

Сентябрь 3-я

4-я Этюд «Весёлые человечки»

Этюд «Собираемся на бал» Развитие воображения , эмоциональности Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры

Октябрь 1-я

4-я Игры и упражнения «Семья слов» , «Какой? Какая? Какое?» , «Подбери слова» .

Развивающая игра «Придумай имя»

Игры «Добавь словечко» , «Придумай красивое предложение»

Игра «Чудесные вещи»

Использование разных частей речи, активизация словаря

Развитие воображения , обучение словесной импровизации

Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения

Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации Подготовка к обучению грамоте

Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность

Художественная деятельность, творческие игры

Ноябрь 1-я

4-я «Сочинение сказки»

Игра «Придумай, о чём может идти речь»

Творческое задание «Необычная машина»

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность)

Обучение формированию фраз, согласованию частей речи

Развитие фантазии , обучение модифицированию сюжета

Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма

Художественно – речевое творчество, создание книжек - малышек

Подготовка к обучению грамоте

Продуктивная деятельность, творческие игры

Придумывание окончания стихов, игры - фантазии

Декабрь 1-я

Игра «Как лучше сказать?»

Творческое задание «Нарисуем портрет»

Составление рассказов

Употребление образных слов и выражений, разных частей речи, придумывание рифм

Формирование представления об описании и его структурных элементах

Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество

Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь

Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность

Февраль 3-я

4-я Работа с малыми фольклорными формами

Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»

Сопоставительный анализ сказок

Работа со сказкой Д. Родари «Хитрый Буратино» (картинка-идея)

Малые фольклорные формы (придумывание загадок)

Упражнения-фантазии по стихотворениям

Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа

Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок

Радость от общения со сказкой, развитие речетворческих способностей

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы

Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений Игровая деятельность, художественно-речевое творчество

Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы, художественно-речевая деятельность

Продуктивная деятельность, создание книжек-малышек

Самостоятельное сочинение, словотворчество, игровая деятельность

4-я Работа с басней

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Сравнение рассказа и сказки, творческие задания

Творческое задание по стихотворению И. Сурикова «Зима» Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни

Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления

Обучение составлению лирических рассказов и сказок

Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры Чтение художественной литературы

Художественная деятельность и восприятие произведений искусства

Чтение художественной литературы, художественная деятельность

Сочинение стихов, загадок, словотворчество

Апрель 1-я

Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа»

Работа со сказками Д. Родари «Сказки, у которых три конца»

Творческое задание «Придумай сказку»

Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов

Развитие фантазии , умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях

Развитие фантазии , воображения, умения применять полученные знания и умения самостоятельно

Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество

Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры - импровизации, драматизации

Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках

Создание книжек - малышек, участие в конкурсах

Май Изготовление книжки стихов и сказок и создавление мультфильма по придуманному рассказу «Полёт к планете «Дружба» » в программе Стрейч Онлайн

Вывод : в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно научился читать, проявляет повышенный интерес к чтению, посещает городскую библиотеку. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие .

Игры для развития речи .

«Отгадай, что я вижу» . Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

«Добавь словечко» . Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

«Сочинялки» . Предложить ребенку сочинить сказку про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка .

«Звуки улицы» . Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все , что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь .

«Бывает- не бывает» . Предложить ребенку подтвердить правильность высказывания словами бывает-не бывает. Такая игра развивает слуховое внимание , которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Найди неправильную букву» . Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

«Скажи слово руками» . Попросить ребенка прохлопать , протопать, прокивать заданное слово.

Диагностические задания :

По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А

Задание 1

Цель : определение способности к самостоятельному построению наглядной модели - подсказки, отражающей услышанную сказку.

Оборудование : набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» .

Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.

Итоги задания :

Показатель - овладение детьми действием построения модели истории.

Низкий уровень - отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.

Средний уровень - изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных) .

Высокий уровень - построенная модель точно соответствует структуре рассказа.

Задание 2

Цель : диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.

Оборудование : лист бумаги с изображенной на нем моделью.

Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок , и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку - надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка : два белых и черно-белый, а в сказке два героя - в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются) .

Итоги задания

Показатель - использование символических средств при сочинении сказок и историй.

Низкий уровень - не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа : «Как ты думаешь, какой характер у наших героев?» «Обрати внимание на кружки, какого они цвета?»

Средний уровень - превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.

Высокий уровень - находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.

Задание 3

Цель : диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.

Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются) . Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.

Итоги задания

Показатель - элементы творчества при сочинении сказок.

Низкий уровень - не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.

Средний уровень - самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.

Высокий уровень - самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель : выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.

Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.

Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище - невиданное» , значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище» .

Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания.

Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли не торопясь передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию : попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делал партнер в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.

Итоги задания

1-й показатель - сочинительское творчество.

Нулевой уровень - отказываются выполнять задание вообще; повторяют известные по обучению способы передачи образа с заметным несоответствием заданному смыслу.

Низкий уровень - повторяют показ партнера в первой попытке; подбирают уже известные способы передачи образа в соответствии с общим заданным смыслом; используют в большинстве случаев схематические движения, без деталей; оригинальность двигательно-пластического образа проявляют в движениях, которые не осваивались в ходе обучения, не встречаются в композициях других детей и самим «автором» демонстрируются впервые; выстраивают «рваную» композицию, без «связок» между эпизодами.

Средний уровень - самостоятельно подбирают подходящие по смыслу способы воплощения образа, близкие к известным по обучению, иногда превнося некоторые оригинальные штрихи вспомогательного плана (существенно не изменяя основной способ) ; показывают более или менее детализированные способы; композиция имеет связки между эпизодами, но не во всех случаях.

Высокий уровень - находят собственные оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные штрихи, наиболее точно передающие заданный смысл; хорошо детализируют двигательно-пластический образ; композиция этюда связная, целостная.

2-й показатель - исполнительское творчество.

Нулевой уровень - отказываются выполнять задание; выполняют движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.

Низкий уровень - есть фрагменты перестройки пластики в соответствии с характерными особенностями образа, но при этом движение охватывает не все тело (например, руки и ноги - в образе, а мимика - свойственна самому ребенку ); пытаются скорректировать свое исполнение, но неудачно.

Средний уровень - показывают (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное) ; попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.

Высокий уровень - достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживают образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремятся к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.