Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности. Применение поговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологичес

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ ДС «Золотой ключик» г. Волгодонска Ростовской области по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании. Музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» , наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.

Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения» .

Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, на занятиях фольклорного кружка и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

Но назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».

Каждое музыкально - художественное впечатление, каждый музыкально - художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».

Сегодня в работе с ребенком мы не обязаны работать по унифицированной программе по музыке, не должны относиться к ребенку в своей музыкальной работе как к некоему «усредненному» существу.

Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.

Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: - понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;

  • желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я» , познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей
  • создание поли художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка
  • овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества
  • активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками) .

Одним из важных принципов функционирования и музыкального развития образовательной системы ДОУ явился принцип культуросообразности.

Реализация принципа культуросообразности в музыкальном образовательном пространстве ДОУ:

  • насыщение образовательной среды ДОУ атмосферой русской народной культуры посредством развития системы основного и дополнительного образования в таких видах творческой деятельности, как театральная, музыкальная, изобразительная, художественно-речевая
  • углубленная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка, позволяющая не только выявить проблемы и недостатки его развития, но и определить наиболее значительные ресурсы индивидуально-личностного и культурного развития
  • реализация педагогами и родителями совместных развивающих стратегий на основе русских народных традиций
  • целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности родителей, особенно при реализации базовых личностных и социокультурных потребностей ребенка.

Учитывая, что функции педагогов заключаются в том, что он создает условия для внутрикультурного диалога, диалога искусств, стимулирует, у детей общение, поиск способов художественно-эстетической музыкальной деятельности, вызывает желание утверждать самоценность «Я – ребенок» через ценности русской народной культуры, особое внимание было обращено на формирование культуры педагога.

Формирование культуры педагога осуществлялось в различных формах организации:

  1. Постоянно действующие наглядные рубрики по искусству, русскому народному творчеству содержали искусствоведческий материал для воспитателей, музыкального руководителя, данные психолого-педагогических исследований, посвященные анализу особенностей восприятия дошкольников произведений русского народного творчества, методические рекомендации по организации общения с детьми в данном направлении.
  2. Семинары помогали приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.
  3. Практикумы по русскому народному творчеству помогали педагогам подготовиться к общению с детьми, а также овладеть языком того или иного вида музыкально-художественной деятельности.
  4. Профессиональные игры способствовали развитию музыкального, творческого опыта по применению развивающих технологий музыкального художественно эстетического цикла.
  5. Педагогические фестивали были направлены на организацию совместного детско-взрослого сообщества по демонстрации уровней развития музыкальных, творческих способностей, развивающих технологий, образцов, личностной культуры.

Организация данной работы предполагала её осуществление посредством разнообразных профессиональных объединений, где осуществлялась координация между педагогами и музыкальными руководителями, педагогами и родителями, педагогами и администрацией учреждения. Деятельность объединений способствовала созданию творческо-инициативной группы специалистов, близких по творческим замыслам и духовно-профессиональным интересам. Творчество педагогов проявилось в создании перспективных планов по знакомству с русскими народными традициями, внедрению в практику ДОУ технологий по приобщению детей к русской народной культуре.

Формами взаимодействия всех подразделений учреждения явились: педсоветы (общие для всех) и совещания, круглые столы и семинары, консультации и собеседования, создание проблемных ситуаций, деловые игры, обучающие тренинги, и т.д.

Для успешного построения системы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием русских народных традиций, в ДОУ было создано интегрированное музыкально-образовательное пространство. Это давало возможность укрепления и расширения знаний, умений и навыков в образовательном процессе дошкольников, их взаимодополняемости и взаимообогащения.

Был подобран музыкальный репертуар, отражающий русские народные традиции:

  • Пение русских народных песен: «Сеяли девушки яровой хмель» , «Во поле береза стояла» , «Как у наших у ворот» , «Как пошли наши подружки» , «Вот уж зимушка проходит» , «Прялица» , «Во кузнице» , «Два гуся» и других.
  • Прослушивание русских народных мелодий: «Барыня» , «Камаринская» , «Трепак» , «Ах, ты, береза» , «Зимушка-зима» , «Коробейники» , «Полянка» .
  • Русские народные танцы: «Кадриль» , «Яблочко» , «Лебедушка» , «Калинушка» , «Березка» , «Русский сувенир» , «У самовара» .
  • Народные игры: «Плетень» , «Кто у нас хороший?» , «Селезень и утка» , «Капуста» , «Огородники» , «Муха» , «Заинька серенький» , «Черный жук» , «В смолу» , «Бабка - Ежка» и другие.
  • Игра на музыкальных инструментах: «Андрей-воробей» , «Сорока-сорока» , «Лиса по лесу ходила» , «Кукушечка» , «Во поле береза стояла» , «Частушки» , «Курочки и петушки» , «Ах, вы сени» и другие.

Был разработан календарно-тематический план обрядовых праздников, сценариев развлечений, составлены методические рекомендации по проведению этих мероприятий: «Зимние святки» , «Масленица» , «Пасха» , «Троица» , «Веселая ярмарка» , «Покров» , «Кузьминки» , «Герасим-Грачевник» и других.

Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, им давали возможность слушать народную музыку, сказки. В нашем детском саду есть видео- и фонотека с записями народной музыки и сказок в исполнении выдающихся мастеров-исполнителей.

Дети знакомились со звучанием оркестра. Им давались и раскрывались понятия: «народная музыка» , «оркестр народных инструментов» , «народный хор» .

Со старшими дошкольниками знакомились с выдающимися русскими композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.

Детям раннего возраста давались коротенькие байки (колыбельные) , потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши правильно реагировали на веселую музыку, начинали прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихали, покачивались в такт музыки.

Содержание народных произведений для старших дошкольников иное. В них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Всегда фиксировалось внимание детей на характере песни, а иногда предлагалось его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные («Коровушка» , «Прялица» ,) ; легкие, подвижные («Как на тоненький ледок» , «Земелюшка-чернозем» ) ; шуточные («Тень-тень, потетень» , «Где был, Иванушка?» ) ; задорные, плясовые («Ах, вы, сени» , «Как у наших у ворот» ) .

Многие народные песни использовали в качестве распевок. Пели с детьми в разных тональностях: «Две тетери» , «Андрей - воробей» , «Лиса по лесу ходила» , «Сорока- сорока» . Песни «Кукушечка» , «Гуси» пели с солистами.

Русскую народную музыку широко использовали на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развивались творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.

Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых ребят.

Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами) . Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.

Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай» , «Кошки-мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризовали какой-то персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору» , кота – в игре «Кот Васька» и т.д.) , изображали картинки жизни

(в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и складывали около дорожки) .

Любимый вечер досуга детей – отгадывание загадок. В гости к малышам приходила Бабушка - загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик (кукольный театр) . Сначала они предлагали загадки детям, потом дети загадывали им свои загадки. Народные загадки-шутки способствовали развитию у детей сообразительности, наблюдательности, находчивости, кроме того, они развлекали детей. Народные загадки часто включали в музыкальные занятия. Например, перед прослушиванием песни «Во поле береза стояла» предлагалась загадку о березе. (Зелена, а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а не человек…)

Народному творчеству мы посвящали тематические концерты «Родные напевы» , «Времена года» , «Донские просторы» , которые оставили в душе ребенка глубокий след, радость общения с природой через песню и народную музыку, и поэтическое слово.

Ребята старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, металлофонах и ксилофонах. Детям нравилось

исполнять лирические, спокойные произведения – «Во поле береза стояла» ;

подвижные, веселые мелодии – «Ой, там на горе» , «Как под горкой под горой» ; задорную, напевную «Калинку» , «Вареньку» . Игра на детских музыкальных инструментах использовалась и в игровой деятельности ребят.

Дети с радостью выступали перед воспитанниками других групп

или на празднике перед гостями, дошкольниками такие праздники, как:

«Кузьминки» , «Троица» , «Герасим-Грачевник» .

Особенно любимы старшими «Покров праздничек» , «Осенние посиделки» , «Ярмарка» , «Рождественские вечера» , «Масленица» .

В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным праздникам приходят исконно русские народные.

Русскую народную музыку и сказки использовали на праздниках и развлечениях. Через театр игрушек показывали для младших ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка Ряба» , «Колобок» , «Маша и медведь» . Потешку «Кисонька-мурысенька» разыгрывали по ролям. Сказку «Теремок» с пением русской народной песни показывали в кукольном театре. Потом на занятии с детьми старших групп разучивали эту песню. Дети полюбили игру «Теремок» и с удовольствием играли в нее в свободное время. С подгруппой старших ребят подготавливали музыкальные сказки «Лиса и заяц» , «Аленушка и лиса» , «Снегурочка» и другие, показывали в часы досуга детям всех групп.

Детский сад «Золотой ключик» на протяжении многих лет взаимодействует с музыкальной школой №2 им. Рахманинова. Учащиеся школы – желанные гости в детском саду. На таких концертах дошкольники с большим интересом слушали игру юных музыкантов на баяне, домре, балалайке. Программа ранее согласовывалась с преподавателем музыкальной школы. В заключении дети детского сада пели свои любимые песни, показывали хороводы и т.д. В ценности таких концертов сомневаться не приходится.

Крайне важно взаимодействие с семьей на основе опыта «народной педагогики» . Только в тесном сотрудничестве с родителями мы можем решить задачи воспитания и развития ребенка.

Взаимодействуя с родителями, выяснилось, что эффективность проводимой в детском саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Налаженный тесный контакт с семьями дошкольников позволяет оказывать помощь родителям в правильной организации воспитания детей, опираясь на русские народные традиции.

Взаимодействие с родителями способствовало обогащению развивающей среды группы, музыкального зала по русской народной культуре. Совместно с родителями изготавливались русские народные украшения, шапочки, праздничная одежда и отдельные элементы праздничного убранства; атрибуты для игр, хороводов, плясок, сценок и т.д.

Устраивались совместные с детьми и родителями фотовыставки, выставки рисунков и других работ. Родители становились участниками праздничных действий вместе со своими детьми.

Для выявления семейных традиций был составлен экспресс – опрос родителей «Традиции нашей семьи» . Проводились индивидуальные беседы с родителями, другие мероприятия, такие как «Творческая гостиная» , родительские собрания, где идеи и опыт народной педагогики являлись предметом обсуждения. Мы же, педагоги детского сада, помогали родителям в овладении народной мудростью, корректировали совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.

Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

  • создание и развитие семейных традиций
  • наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности
  • постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям
  • владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики:

фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить

праздники и игры дома;

  • постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм

праздникам и т.д.

Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствовали развитию у детей художественного вкуса, создавали возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Подводя итог деятельности по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной культуре, следует отметить:

  1. Использование русской народной культуры в развитии музыкальных способностей дошкольников позволило объединить детей, педагогов и родителей единым интересом, творческим поиском.
  2. Использование русского народного творчества в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности создало основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до творчески свободной деятельности.

Показателями художественно-эстетического и музыкального развития личности ребенка выступили:

  • умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ
  • пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание особенностей и средств выразительности языка народного искусства
  • освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности
  • умение находить новые решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

3) Художественно-эстетическая модель музыкально-образовательного процесса изменила не только личность ребенка, но и личность педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребенка и родителя.

Родители стали полноправными участниками музыкально-образовательного процесса в ДОУ. Они активно принимали участие в изготовлении атрибутов для музыкального образовательного процесса; в мастерских - по изготовлению кукол для кукольного театра; шили костюмы к русским народным праздникам; участвовали в постановках сказок, сценок; заучивали с детьми тексты потешек, загадок, пословиц и поговорок, песен. Они активно принимали участие в беседах, в анкетировании, мастер-классах по русскому народному творчеству, которые проводили для них музыкальные руководители ДОУ.

Родители помогали детям впитывать народный дух, прививали любовь к культурным ценностям русского народа.

Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства.

Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые нами в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.

Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, ценностного отношения, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет ребенку найти не только язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями будущих культур. Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.

Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.


Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детейВведение

Актуальность. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

сотрудничество педагога и ребенка;

использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Цель исследования – провести анализ особенностей русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка.

2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Малахова Л., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. , Зацепина М.Б. и других.

Глава 1. Фольклор как средство развития ребенка

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используются загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость.

Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.

Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать” .

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях “Лошадка”, “Мишка”, “Зайка”.

Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.детей принимала бабушка, она рассказывала детям русские народные сказки, пела колыбельные...

  • Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-

    Реферат >> Педагогика

    В деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия... М.: Просвещение, 1991. – 248с. Внеклассные формы музыкально -эстетического воспитания детей и юношества / Практ. рекомендации. - Тамбов: ...

  • Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патрио

    Курсовая работа >> Педагогика

    Дошкольная педагогика» Тема: Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста... музыкально -поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической , педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные ...

  • Эстетическое воспитание (4)

    Реферат >> Педагогика

    Наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный... эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных ...

  • РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

    Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

    Тюнькова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ дскв №3 «Радуга» , Г.о. Подольск

    Одним из пяти, согласно (ФГОС ДО), направлении развития и образования детей, является художественно-эстетическое развитие.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает:

    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;

    Искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление;

    Эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных;

    Представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы;

    Фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

    Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

    Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

    К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

    Музыкальные занятия;

    Использование музыки в повседневной жизни ДОО;

    Праздники и развлечения;

    Музыкальное образование в семье;

    Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, способствующей музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия, которые в свою очередь делятся на индивидуальные и по подгруппам, а по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные. Независимо от формы организации детей для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка перед собой я ставлю следующие задачи:

    • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие воспитанников.
    • Развивать музыкальные способности детей;
    • Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков каждого ребёнка;
    • Воспитывать уважение к культуре своего народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
    • Развивать сенсорные и моторные функции;
    • Формировать потребности в двигательной активности;
    • Прививать любовь к музыке и умение эмоционально реагировать на неё;
    • Развивать творческую самостоятельность детей;

    Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учёными доказано, что, ещё находясь в утробе матери ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, петь под неё можно танцевать, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном развитии детей занимает восприятие музыки, дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться голосовой аппарат, слух, ритм. В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие более осознанное, появляется интерес к музыке и мотивация к музыкальной деятельности, т. к. меняется мышление детей от наглядно-действенного к наглядно-образному. Во многом успех музыкального развития зависит от методов, приёмов, используемых педагогом в организации музыкальных занятий.

    Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю с психогимнастики, в виде валеологических игр-распевок с элементами самомассажа. Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.

    Как пример, игра-распевка: «Доброе утро».

    Доброе утро!

    Поворот головы вправо.

    Улыбнись скорее!

    Поворот головы влево.

    И сегодня весь день

    Будет веселее.

    Три хлопка в ладоши.

    Мы погладим лобик,

    Носик

    И Щёчки.

    Выполняют движения по тексту.

    Будем мы красивыми,

    Медленно поднимают руки вверх.

    Как в саду цветочки!

    Выполняют «фонарики».

    Разогреем ладошки

    Сильнее, сильнее!

    А теперь похлопаем

    Смелее, смелее!

    Движения по тексту.

    Ушки мы теперь потрём

    И здоровье сбережём.

    Движения по тексту.

    Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!

    Разводят руки в стороны.

    В каждое занятие я включаю музыкальные пальчиковые игры в качестве физкультминуток во время слушания, пения и проведения музыкально-дидактических игр. Игровая форма таких упражнений позволяет незаметно для детей укреплять их здоровье, развивать их внимание и память, формировать образное мышление дошкольников.

    Одним из любимых детьми видом деятельности на музыкальных занятиях являются логоритмические упражнения. Опять же игровая форма таких упражнений способствует развитию навыков общения, координации речи с движением, развитию чувства ритма. Выполняя эти упражнения в детях формируется умение перевоплощаться в разные образы, развивается воображение, обогащается словарный запас, развиваются художественно-творческие способности, укрепляется здоровье детей.

    В основном в каждое занятие, проводимое мною включены все виды музыкальной деятельности. Конечно, я стараюсь формировать певческие навыки у детей, навыки исполнения танцевальных движений, учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. Ещё раз хочу заметить, что эмоциональное состояние детей и моё собственное для меня – практически главная задача. «Идти к детям только на позитиве» - мой девиз.

    Восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. Вместе с детьми мы размышляем о музыке, переживаем, оцениваем, стараемся в разных формах выразить услышанное музыкальное произведение.

    Приведу пример, как дети полюбили творчество Петра Ильича Чайковского и запомнили этого великого русского композитора. Перед знакомством с произведением «Сладкая грёза» я объяснила детям, что «грёза» - это светлая мечта, приятное, радостное мечтание. Затем, дети прослушали произведение, узнали о характере и форме его. А уже потом, мы слушали, мечтали под музыку и делились впечатлениями. Какую радость вызывали у меня некоторые так называемые детские «мечты», например, мальчик представил себе, как он дарит маме цветы, девочка – «летала» и любовалась красотой нашей земли, другая девочка представляла себя в красивом лесу. Было много также интересных «грёз», были и обычные мечты об игрушках и новых вещах, хотя, наверное, и это тоже важно. В этом случае я применяла метод пассивного слушания (дети сидели на ковре с закрытыми глазами).

    Мы с детьми слушали ещё два других произведения Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Но здесь уже мною был применён метод активного слушания. Я придумала сказку о кукле и её хозяйке, провела пример из реальной жизни: «мамы заботятся о детках, когда они болеют» и т. д. Затем, я предложила желающим детям во время звучания музыки, «пожалеть» кукол. Вначале откликнулись только несколько детей, в основном девочки, остальные стеснялись, зажимались, некоторые мальчики даже несколько возмущались, как же им предлагают жалеть куклу. Пришлось опять говорить с детьми о жизни: «папы тоже могут и должны уметь пожалеть своих деток, если тем более ребёнок болен. Раз за разом армия желающих «пожалеть» увеличилась практически до всей группы. Но самое радостное для меня наступило потом, когда по моему плану у нас не было ничего из репертуара Петра Ильича, дети сами у меня спрашивали: «мы сегодня будем слушать Чайковского»? Спустя некоторое время, дети таким же образом услышали новое произведение «Новая кукла».

    Это произведение по характеру совершенно другое – радостное, весёлое. Дети с удовольствием выражают свои эмоции при прослушивании, и стеснения почти совсем уже нет. Далее прибавилось произведение «Марш оловянных солдатиков» - опять же другое по характеру произведение. Здесь мы - «маршируем». Зная уже несколько произведений, дети вполне справляются с задачей сравнения их меду собой. Мне радостно, что ребята эмоционально реагируют на музыку, различают характер, хорошо знают великого русского композитора, и самое главное, проявляют инициативу и желание слушать музыку. Это, конечно, малая часть творчества Петра Ильича, но мы с детьми продолжим знакомство с произведениями Чайковского, и произведениями других композиторов.

    Ещё хочу немного сказать о ритмопластике на занятиях. Музыкально-ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребёнок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его мало, хочется, чтобы детки как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально-образное содержание. Для меня самое главное не заставлять детей выполнять те или иные упражнения, а заинтересовать.

    Для этого я применяю танцевально-игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где есть ведущий ребёнок, который по правилам выбирает кого-то из детей, далее один ли он, вдвоём или может быть какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, игра «Колпачок»: дети водят хоровод, вокруг выбранного, кстати, считалочкой – что уже вызывает интерес у детей- ведущего, со словами: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» ребёнок выбирает пару, они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по моему плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему – то учатся. Таких игр очень много: «займи место», «игра с бубнами», «весёлый танец» и т. д.

    Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей, поэтому на музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей в том числе и на фольклорном материале, так как фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями дети получают первые представления о культуре своего народа. В народных плясках воплощён идеальный образ человека, поэтому движения девочек становятся более нежными, плавными, когда звучит неторопливая лирическая музыка, и наоборот, появляется некоторая стремительность, удаль мальчиков при исполнении движений под весёлые плясовые песни.

    Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен, самое главное, что при этом дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то определённых действий и движений. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей. Русскими народными играми мы часто заканчиваем занятия. В таких играх дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём.

    Импровизация мелодий детьми тоже является фольклором. Например, мы разыграли игру - спектакль по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» где дети импровизировали, сочиняли собственные мелодии колыбельных песен, старались передать образ во время исполнения. В это же время дети получили нравственный урок, который мы так и назвали «урок послушания».

    В фольклорной форме мы проводим праздники: «Масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Троица», «Покров».

    (10)

    Большим подспорьем в моей работе служит мультимедийная система, с помощью которой раскрываются возможности наглядности. Слушая классические музыкальные произведения, дети имеют возможность любоваться красивыми пейзажами, закреплять знания о временах года и т. д. Современные технологии позволяют педагогу не тратить время на наклеивание, вырезание, искание подходящих теме картинок. Я постоянно пополняю электронную базу наглядного материала для подготовки различных презентаций, используемых мною на занятиях, праздниках, развлечениях. В перспективе ставлю перед собой цель освоить интерактивную доску

    Для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта перед возвращением детей из музыкального зала к себе в группу, я применяю различные релаксационные логоритмические упражнения с использованием музыкальных произведений спокойного характера, например, звучит стихотворение, дети выполняют движения по тексту:

    Раньше всех на свете солнце встало,

    А как встало – принялось за дело:

    Обошло всю землю и устало –

    Отдыхать за лесом тёмным село.

    Вместе с солнцем мы гуляли,

    Вместе с солнцем мы устали.

    И легли на коврик спать,

    Глазки надо закрывать.

    Тише, тише, тишина,

    Разговаривать нельзя!

    Мы на спиночке лежим,

    Ровно дышим, сладко спим.

    Звучит мелодия спокойного характера, дети лежат на ковре на спине, закрыв глаза.

    Вот мы глазки открываем,

    Ручки кверху поднимаем,

    Свои ножки напрягаем.

    Все зевнули, потянулись,

    Встали, солнцу улыбнулись.

    Поглядели мы вокруг –

    Видим мы цветущий луг.

    Видим мир всегда прекрасным:

    Белым, жёлтым, синим, красным,

    Удивительным и разным.

    (11)

    В заключение хочу сказать, что, работая с детьми я понимаю, какие они удивительные и разные, и для меня большая награда и мощный заряд к собственному творческому развитию, когда дети, уходя с занятия посылают мне «воздушный поцелуй» и «обещают ещё прийти».

    Спасибо за внимание!


    Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

    Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

    Существуют компоненты, специфичные для каждой деятельности. К ним следует отнести способы и средства создания образа. Компоненты определяются спецификой того или иного вида искусства, лежащего в основе художественной деятельности. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное) в той или иной деятельности выступает в качестве приоритетного, другие же могут лишь дополнять его: в музыкальной деятельности ведущим выступает слуховое и слухо-двигательное восприятие.

    Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения к изображению, создаваемому по заданию педагога, картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т.д. Для развития воображения используют разнообразные игры: словесные, изобразительные, музыкальные и др.

    Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей: в их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского, «Осенняя песенка», слушая произведения П.И.Чайковского «Времена Года». Это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно.

    Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет и т.д.; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оттенки, ритмический рисунок и др.)

    Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных видах художественно-творческой деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

    Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

    – в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

    – в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

    – в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);

    – в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

    Все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

    Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

    «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

    Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они поднимают одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.

    Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

    Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

    В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру.

    Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

    Л.C. Выготский писал: «... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».

    Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.

    Индивидуальные проявления музыкальных способностей у одних детей выражены очень ярко (что является, конечно, признаком наличия природных задатков), у других – нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способностей. Дело в том, что проявление музыкальных способностей зависит и от природных задатков, и от воспитания.

    Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

    Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.

    Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

    Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство разностороннего, гармоничного развития личности. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.

    Список литературы:

    1. Айзенк Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана и др. - М., 2000.
    2. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. – Казань, 1999.
    3. Готсдинер А. Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Дис.... д-ра психол наук. - М., 1989.
    4. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
    5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М., 2003.
    6. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие творческих способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург, 2001.
    7. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. – М., 1998.

    Наталья Тарасова

    ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство , в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство . В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа , которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции . Обычаи. Особенности жизни своего народа , приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему . Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности . И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития . И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей , и поэтому на основе выделения элементов народного искусства , цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка ; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

    1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей ,

    2) сотрудничество педагога и ребенка.

    3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения , которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

    Без ущерба для творческих проявлений ребенка .

    Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает , если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен , плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям .

    В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия , творческой активности , формирование эстетической оценки.

    Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

    Доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

    привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

    Наглядность

    Возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

    Коллективность эстетических переживаний и творчества

    Индивидуальный подход

    Учет возрастных особенностей.

    На этой же основе строится и детская художественная деятельность .

    Публикации по теме:

    «Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

    Консультация для воспитателей «Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

    В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры " Дымковские народные игрушки".

    Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного - эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

    Игра - как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

    Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

    Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна.