Музыкальное воспитание в детском саду. Что это? «Музыкальное воспитание в детском саду

наиля газизова
Доклад «Музыкальное воспитание в детском саду»

Доклад на тему :

«Музыкальное воспитание в детском саду »

Для чего, скажи мой друг, музыка нужна ?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроения

Мы без слов могли понять!

Значимость музыкального воспитания в детском саду является

одним из основных компонентов эстетического воспитания

дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко

и эмоционально реагируют на музыку .

Она является важнейшим элементом психологического

комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть

творческие способности детей, развить артистизм и воображение,

развивает физическую координацию движений.

Музыка – источник особой детской радости в дошкольном

детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу

искусства при достаточном богатстве впечатлений, стремится

выразить их в собственном «творческом продукте» через

музицирование.

Цель : Создать условия, развития особого неравнодушного

активно преобразующего отношения ребёнка к миру

эстетического отношения в котором переплетаются качества

нравственности, эстетического и эмоционального начала,

его образного мышления, творческих способностей.

Задачи :

Способствовать формированию у дошкольников эмоционально

ценностного отношения к миру :

Развивать эмоционально чувственную сферу ребёнка и его

художественно-образное мышление как основу развития

творческой личности;

Способствовать развитию у детей способности к восприятию

произведений искусства;

. воспитывать понимание красоты произведений искусства,

потребность общения с ними;

Расширение культурного кругозора дошкольников создание

предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической

и современной музыки ;

Приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной

речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу

для последующего самостоятельного знакомства с музыкой ,

музыкального самообразования и самовоспитания .

Помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании

музыкальной культуры ребёнка . а через неё и художественной

и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства,

развить его воображение, фантазию, художественные способности

через систему творческих заданий.

Что делает музыкальный руководитель ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально художественной

деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке ,

знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений ,

композиторами. Совершенствует у детей навык различения

звучание музыкальных инструментов , формирует певческие

навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения-

танцевальных движений. Музыкальный руководитель в

начале и в конце года проводит диагностику музыкальных

способностей детей. На основе полученных данных подбирает

индивидуальные музыкальные упражнения для детей. Организует

тематические музыкальные праздники и развлечения, театрали-

зованные представления и концерты. Проводит работу по

развитию творческого потенциала дошкольников средствами

театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети

разучивают музыкальные игры , считалки, скороговорки, которые

способствуют развитию творческой активности. Проводит

нестандартные занятия.

Музыкальные занятия в детском саду .

Музыкальные занятия позволяют ребёнку войти в увлекательной форме

в мир музыки , развивают умственные, физические способности.

Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки и классическая

музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности

ребёнка, формирование его творческих способностей.

Занятия развивают двигательные навыки, координацию,

Концентрацию внимания, речь. Дети учатся взаимодействию

в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на

музыкальных инструментах . В нашей работе используется много

фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки,

частушки. Музыкальные занятия раскрепощают ребёнка, обогащают

ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные

способности.

Праздники в детском саду .

Это особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания

детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Праздники помогают выразить свои эмоции в музыке , в

художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает

интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями.

закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус,

активизирует их.

Памятка для родителей.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости

начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков.

Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения

что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают

подобные желания, то пение на ваш взгляд кажется далёким от

совершенства, а движение смешным и неуклюжим. Не расстраивайтесь!

Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.

Для этого потребуется время и терпение

3. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный , если вы

ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание в детском саду Патриотическое воспитание в детском саду Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.

Доклад «Проектная деятельность в детском саду» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Гендерное воспитание в детском саду Гендерное воспитание в ДОУ. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Образовательная область «Музыка» из ФГТ плавно влилась.

Задачи музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное воспитание относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной деятельности .

Музыкальное воспитание в детском саду - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека, которое включает целенаправленное формирование личности дошкольника в процессе активной музыкальной деятельности путём воздействия музыкального искусства. Формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

В раннем возрасте творческая активность ребёнка развивается во всех видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и танцах; подпевании попевок, песен . Впоследствии, по мере накопления песенно - танцевального опыта, дети будут учиться самостоятельно применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Музыкальный руководитель обогащает музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, содействует возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

(2-3 ГОДА)

Дети раннего возраста имеют краткосрочную память, их познавательная деятельность сосредотачивается ис- ключительно в «данный момент». Ребенок видит и по- знает только то, что видит и ощущает. Он не учитывает и не осознает прошлое и будущее, не может опираться ни на чей опыт, поэтому играет, действует, живет «здесь и сейчас». Ребенок может смеяться и сразу рассердить- ся, если кто-то засмеялся рядом, он может взять игрушку и попытаться забрать другую. Он не может самостоятель-но сделать осознанный выбор каких-то занятий, а дей- ствует сиюминутно, ситуативно. Малыши с трудом вос- принимают все новое (вспомним первые дни посещений дошкольного учреждения).

В то же время маленький ребенок открыт всему, что его окружает, и способен узнавать знакомые предметы, начи-нать действовать (бегать или пританцовывать) под знако-мую мелодию, поскольку для ребенка очень важен процесс восприятия и узнавания уже знакомого.

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радост- ную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движе- ния, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), разви- вать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкаль- ную память, слух. Формирование активности в музыкаль- ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется боль-шой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что проис- ходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в ум- ственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате раз- вивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо од- ном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов му-зыкальной деятельности. Содержание музыкального заня- тия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчи вость и развивается музыкальная активность, что особенно важно для детей с нарушением зрения. На занятиях органично используются такие виды музыкаль-ной деятельности, как слушание музыки, музыкально-рит- мические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в со- вершенно другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная де- ятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тес- ная работа музыкального руководителя и воспитателя.

В определенные моменты воспитатель имеет возмож- ность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ла- дошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимны- ми моментами и ситуациями (умывание, одевание, сбо- ры на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкаль- ные минутки, используя интересные аранжировки мате- риала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Большое значение для малыша имеет взаимодействие (совместная деятельность) со взрослым, в частности с музыкальным руководителем и воспитателем.

Первоначальные занятия музыкальный руководитель проводит в группе: знакомится с детьми и просто с ними играет, рассматривает игрушки. Д етям нужно привыкнуть к новой форме общения и новому человеку. В дальнейшем музыкальный руководитель приглашает детей «в гости», в музыкальный зал.

Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогаща- ет эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспи- та нию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, за- поминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, из-менять движения с изменением характера мелодии, эмо-ционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное). Выра-батывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать нож-ками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музы- кально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бу- бен, погремуш-ка, колокольчик и др.).

Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны раз- личия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенно- стями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреж- дение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что есте-ственно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять оди- наковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правиль- но организованной музыкальной деятельности являет- ся ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методи-чески грамотно и исходить, прежде всего, от их педаго-гической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празд- ничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в ко- торой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполня- ют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.

Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнако- мых людей рядом всегда стресс.

Разделы музыкального занятия в 1-й младшей группе

Музыкально-ритмические движения.

Развитие чувства ритма.

Пальчиковые игры.

Слушание музыки.

Подпевание.

Пляски, игры.

Музыкально-ритмические движения

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Развитие музыкального слуха.
  3. Формирование основных движений (ходьба, бег,
    прыжки).
  4. Знакомство с элементами плясовых движений.
  5. Формирование умения соотносить движения с му- зыкой.
  6. Развитие элементарных пространственных пред ставлений.

Развитие чувства ритма

Задачи:

  1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.
  2. Уметь маршировать и хлопать в ладоши.

Пальчиковые игры

Задачи:

1.Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

  1. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки.
  2. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки

Задачи:

1.Формирование эмоциональной отзывчивости на му-зыку.

2.Развитие представлений об окружающем мире.

3.Расширение словарного запаса.

Подпевание

Задачи:

  1. Расширение кругозора и словарного запаса.
  2. Формирование активного подпевания.
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
    различного характера.
  4. Развитие умения выполнять движения в соответствии
    с текстом песен.

Пляски, игры

Задачи:

1.Формирование активности в играх, плясках.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование элементарных плясовых навыков.

4.Формирование коммуникативных отношений.

5.Развитие координации движений.

Выбор репертуара

Репертуар формируется следующим образом: сборник Н. Ветлугиной, И. Дзержинской, Л. Комисаровой «Музыка в детском саду» (песни, игры, пьесы), сборник И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ясельки», которые включают русские народные потешки, прибаутки, колыбельные, пьесы для слушания, в соответствии с возрастом, произведения композиторов - классиков детской песни: Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, М. Раухвергера, М. Красёва, Т. Попатенко, В. Карасёвой. Используется музыкальный материал современных педагогов - композиторов, работающих в детских садах: Е. Гомоновой, Г. Вихарёвой, М. Картушиной.

Заключение

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в детском саду и в семье через знания о музыке, приобретение умений и навыков. Знания, умения и навыки способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Р азвивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, мы приобщаем его к музыкальной культуре, закладываем её основу.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей.

Цель музыкального воспитания в детском саду: воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. воспитание

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста», соответствует ФГОС ДО, изд. 2-е, дополненное и переработанное, Спб, «Невская Нота»

музыкальный руководитель МБДОУ № 201 Зайцева Ю.А.

Музыкальное воспитание в детском саду

контрольная работа

1. Цели, задачи и содержание музыкального воспитания

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

· Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

· Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

· Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

· Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

· Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

· Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Сухомлинский В.А. писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.

В музыкальной педагогике методы музыкального обучения рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Теплов Б.М., не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Дошкольный возраст - сензитивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи

Слово грамматика многозначно. С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении "грамматический строй", т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку...

Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования

Дифференцированный подход к обучению иностранному языку в школе

Работа в условиях разноуровневой дифференциации предоставляет каждому учителю возможность творческого решения педагогических задач, применения нестандартных подходов в обучении и развитии...

Использование моделей при обучении первоклассников чтению и письму

Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности

Музыкальный лекторий является одной из действенных форм внеклассной деятельности. Лекторий (лат. - lectorium) рассматривается как 1) учреждение, организация по устройству публичных лекций...

Обучение первоклассников чтению и письму

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня ориентации ребенка в системе языковых единиц. Задачи: 1) оценить, насколько эффективной была работа со схемой слова; 2) выявить...

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию...

Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета...

Педагогические условия воспитания готовности детей 7 года к школе на основе экономических знаний

Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: 1...

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

Исходя из целей музыкального воспитания...

Проблема формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет в современной педагогике

По - мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях: 1. Познание себя как социальной личности. 2...

Психолого-педагогическая коррекция недостатков семантической стороны речи слабослышащих дошкольников

Цель констатирующего этапа эксперимента - выявление исходного уровня развития речи у слабослышащих дошкольников раннего возраста. В эксперименте принимали участие трое детей с нарушениями слуха раннего возраста...

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

О чем говорить с детьми, как строить свои занятия с ними так, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его умение мыслить и сопереживать. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка...

Совершенствование лексической стороны английской речи в средних классах школы

Изменение роли и места изучения иностранного языка оказало большое влияние на обучение лексике. Так как целью обучения является развитие устных и письменных форм общения...

Труд как средство эстетического воспитания

Как и любая деятельность - эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую и конечную цели...

КУРСОВАЯ РАБОТА

Музыкальное воспитание детей в детском саду


Введение

дошкольник воспитание музыкальный ребенок

Огромно влияние музыки на духовный мир человека. Воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его нравственного и эстетического воспитания. Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.»

Большое значение имеет то окружение, в котором ребенок растет (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей проявляется, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Если человек растет в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

В зависимости от того, какие чувства - положительные или отрицательные - преобладают у ребенка, у него создается то или иное настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное). Поэтому важно стараться как можно чаще вызывать у детей положительные чувстваи предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций - проявления гнева, страха, неудовольствия и других нежелательных чувств. Необходимо обогащать и углублять эстетические чувства ребенка: вызывать любовь и интерес к музыке, пению, вызывать радостные переживания при виде красивого и отрицательное отношение ко всему некрасивому, неряшливому, грубому.

С самого рождения человека окружают звуки. Через звуковое восприятие он познает окружающий его мир, его красоту и разнообразие. С младенчества ребенок слышит колыбельные, напеваемые мамой. Шум дождя, шорох осыпающихся с деревьев листьев, завывание метели или журчание ручейка, щебет птиц - все это люди научились переносить в музыкальные произведения. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыка выполняет важнейшую социальную роль. Насколько беднее был бы наш мир, если в нем не присутствовала бы музыка, помогающая людям лучше понимать друг друга.


1. Теоретические основы музыкального воспитания детей


.1 Значение и задачи музыкального воспитания детей в детском саду


Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать не только на взрослого, но и на ребенка на самых ранних этапах его развития. Доказано, что даже музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка и очень важна для внутриутробного развития младенца.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Многочисленные исследования подтверждают, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, то есть развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры, с трудом восполнимо в дальнейшем. У детей в возрасте после двух-двух с половиной лет появляется чувство восприятия музыки. Ребенок может внимательно слушать музыку, подпевать и именно с этого возраста нужно давать ребенку слушать хорошую музыку.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Как для овладения речью необходима речевая среда, так и для приобщения к музыке ребенок должен научиться воспринимать музыкальные произведения разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. И от того, какую звуковую информацию он впитает в себя с раннего детства, будет зависеть его дальнейшее общее развитие, эстетическое и эмоциональное восприятие, мышление, интересы и вкусы. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить представления детей о чувствах человека в реальной жизни, так как у них еще слишком мал опыт в этой области.

Музыкальное воспитание дошкольников способствует постижению ценного культурного опыта поколений, познанию эталонов красоты.

Помимо сведений о музыке, что несет познавательный опыт, беседы о ней включают характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. А умение представить и воспроизвести высоту звука и мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, запоминание, сопоставление, что влияет на музыкальное, а равно и на общее развитие ребенка. Эмоциональная отзывчивость на музыку тесно связана и с эмоциональной отзывчивостью в жизни, с воспитанием таких качеств как доброта, умение сопереживать.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Музыкальные произведения отражают переживания человека, исторические вехи человеческого общества. Печальные звуки помогают выразить горе людей (войны, беды, болезни и потери близких); торжественные и радостные мелодии отражают счастливые моменты жизни человека (победа над врагом, встреча после долгой разлуки, рождение человека и др.). То есть музыка объединяет людей в горе, становится средством общения, сопереживания между ними. Ребенок, с ранних лет слушающий музыку, учится чувствовать настроение мелодии, передающей душевное состояние человека, передавать эмоциональное отношение к услышанному, рождает импровизации и ассоциации. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. У человека есть врожденные задатки, предрасположенности, особенности, но сами музыкальные способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от врожденных задатков, но получают развитие в процессе воспитания и обучения. В программе музыкального воспитания постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей, осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.


1.2 Специфика возрастных особенностей музыкального развития детей дошкольного возраста


Определенное значение имеют возрастные возможности и индивидуальные особенности ребенка. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать интересы и особенности каждого ребенка. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы. Учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности.

У детей рано появляется слуховая чувствительность: двухнедельный малыш уже реагирует на звуки и с первых месяцев жизни радуется или успокаивается в зависимости от характера музыки.

На втором году жизни ребенок может различать высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание.

С трех-четырех лет у детей отмечаются индивидуальные различия в слуховой чувствительности и некоторые малыши даже могут точно воспроизвести несложную мелодию.

На пятом году развития все больше проявляются индивидуальные склонности и особенности каждого ребенка. Он осмысленно подходит к требованиям музыкального педагога, может сделать простейшие обобщения явлений и событий, способен определить характер музыки и инструмент, на котором исполняется данная мелодия.

Шестой и седьмой годы - период подготовки к школе. Дети на основе полученных знаний о музыке могут самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой, разобраться в ее выразительных средствах. Более ярко проявляются музыкальные интересы и индивидуальные способности ребят.

Поэтому очень важно на каждом возрастном отрезке в процессе музыкального развития помнить об индивидуальнодифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании. В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов. Индивидуально - дифференцированный подход необходим на всех возрастных этапах развития дошкольника, но чем моложе ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе со стороны педагога.


2. Методы музыкального воспитания детей в детском саду


2.1 Программы музыкального воспитания детей в детском саду


В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей.

В советский период развития нашей страны большинство дошкольных учреждений работало по программе музыкального воспитания Н.А. Ветлугиной. Целью данной программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество и музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены три формы занятий: фронтальные (со всей группой), индивидуальные и небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, то есть используется концентрический способ построения программы. Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар по слушанию музыки строится в программе Н.А. Ветлугиной на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Она рекомендует слушать одно произведение несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д. В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Автор считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Музыкально - ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном, народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами. Для исполнения оркестром Н.А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессах игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребенок мог бы выразить свое настроение, свое чувствование музыки.

В дошкольном музыкальном воспитании применяется и другая программа - программа О.П. Радыновой. Эта программа составлена группой авторов А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили и О.П. Рыдановой, под редакцией последней. Это последователи и ученики Н.А. Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают. Авторы считают, что музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Всего этого можно достигнуть через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально - эстетического сознания. Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, авторы предлагают оркестрировать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Авторы вводят в программу такое понятие, как «словарь эмоций», то есть накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке. Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обязательно использование за занятиях карточек, других музыкально - дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно - образное восприятие. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные.

В дошкольных детских учреждениях наряду с перечисленными выше применяется также программа «Синтез», основанная на синтезе искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития искусство носило синкретичный характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: синтез дает возможность соединения различных искусств в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности. Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. И начинать нужно с детского возраста, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно - творческой деятельности. Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребенка. Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми: специальный подбор музыкального репертуара, использование синтеза искусств, использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных - пения, игры в оркестре, дирижирования. В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам: высокой художественности и доступности. Для достижения доступности детям предпочтение отдается сказке - сказке в балете и сказке в опере. Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Музыка подается на уровне ассоциативных связей, что будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. В программе различают разные возрастные периоды развития ребенка и материал подается с нарастанием глубины и сложности. При работе с программой для более полного впечатления широко используются кассеты со студийными записями музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Если сравнивать все представленные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, то две первые - во многом схожи между собой, но ест в них и отличия. В программе Ветлугиной главной задачей ставится овладение детьми действиями, навыками, умениями в области в области восприятия музыка (пения, движения, игре на музыкальных инструментах). Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально - эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. В программе Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, а у Ветлугиной они существуют несколько оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения вторая программа более совершенна. Во второй программе форма занятий менее ограничена и педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. Программа «Синтез» значительно отличается от двух предыдущих и более продвинута в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент здесь делается на слушание музыки, а такие виды деятельности как пение, движение под музыку, игра на инструментах авторы рекомендуют использовать как вспомогательные. Эта программа отличается большой вариативностью занятий.


2.2 Используемые приемы воспитания детей на уроках музыки в детском саду


На протяжении всей своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, развиваются наиболее успешно. В деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, ощущение, воображение.

Также и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Музыкальная деятельность дошкольников заключается в различных способах и средствах познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально - слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально - ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться и отдыхать. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В ней слышится живая речь - спокойный или взволнованный рассказ, плавное или прерывистое повествование, вопросы, ответы, возгласы. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Нужно развивать восприятие музыки как активную деятельность, подобную игре на инструментах или пению. Необходимо прежде всего добиваться понимания того, о чем «рассказывает» музыка. Восприятие является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Программа по слушанию музыки строится на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке.

Восприятие музыки у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. В дошкольном возрасте закладываются элементарные основы музыкальной культуры. На младших этапах развития дети в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие и яркие по своим образам произведения, особенно песни. Их эмоции в виде удивления, восхищения выражаются в прихлопываниях, подпрыгиваниях и быстро возникая, также быстро исчезают. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, дети могут воспринимать музыку более осмысленно. Появляется заинтересованность содержанием произведения, возникают вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка, выразить свои настроения после прослушивания музыкального произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется и закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. К концу пребывания в детском саду дети способны узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение, может различать виды музыкальных произведений и их особенности (марш, пляска, колыбельная).

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно использовать для развития музыкального восприятия все виды музыкального исполнительства, которые осуществляются в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Детское исполнительство требует заданных тренировочных действий, повторений и упражнений.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, способствует развитию и укреплению легких, укреплению голосового аппарата. По мнению врачей, пение - лучшая форма дыхательной гимнастики. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка. Оно наиболее близко и доступно детям. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах и ансамблях. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни детей, занимает его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Подробно методика работы с детским голосом была дана музыкальным деятелем и педагогм Н.А. Метловым.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются через движения. На протяжении многих лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводится особое место, так как музыканты признают за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Китай, Греция, Древняя Индия).

Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно - образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз впервые обосновал ритмику как метод музыкального воспитания. Ритмика помогает развитию музыкальных способностей ребенка, его пластичности и. выразительности движений. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, ее непростой язык. Движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки помогают моделировать движения рук, танцевальные и образные движения. Музыкальное воспитание средствами движений осуществляется в процессе разучивания игр и плясок, хороводов и танцев, упражнений и драматизаций, доступных и интересных детям. Но, занимаясь ритмикой, необходимо помнить, что центром занятия является музыка, а не исполнение движений.

В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам и детским игрушкам, которые вызывают у ребят большой интерес. Ими широко используют в детских дошкольных учреждениях, вовлекая тем самым малышей в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольный период: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. Некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные дидактические пособия, которые помогают педагогу развивать музыкально - сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. Названия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх в младших группах детского сада. В старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. Обучение игре на детских музыкальных инструментах развивает у детей восприятие пьес, исполненных взрослыми. Детские инструменты часто являются маленьким подобием настоящих. В детском саду желательно подобрать полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Известный педагог и музыкальный деятель Н.А. Метлов уже в 20-е годы XX столетия говорил о важной роли этого вида детской музыкальной деятельности. Он стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах, провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, а затем и смешанного). Н.А. Метлов был первым автором программ музыкальных дисциплин, которые изучаются на разных уровнях подготовки педагогов - музыкантов и воспитателей детских садов. В своих публикациях он дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на м узыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения и характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых окрасок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

На музыкальных занятиях дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства. Нельзя ограничиваться лишь разучиванием данного произведения или репертуара. Важно, чтобы занятия носили творческий характер, создавать для этого предпосылки: дать возможность ребенку выбрать инструменты для исполнения той или иной пьесы, предоставить условия для проявления импровизации. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения (накопленные впечатления от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником). В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Детское музыкальное творчество и исполнительство обычно не меют художественной ценности для окружающих. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, разнообразия и оригинальности. Необходимо развивать у детей основные музыкальные способности для того, чтобы они могли сочинить и спеть мелодию. Необходимо развивать воображение и фантазию, свободную ориентировку в непривычных ситуациях для проявления своего творчества во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

В дошкольный период развития дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Развитие ладового чувства (различие эмоциональной окраски музыки - характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена; что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску; что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика) создают определенное настроение (веселое или торжественное, нежное или грозное). Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые вижутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.).

Основная форма образовательной работы с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности и важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности им не должны осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей и интересов. В противном случае процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим. Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими радостными эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях.

Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой и их содержание и структура зависит от возраста детей. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. На музыкальных, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу.

Во время музыкального занятия детей обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т.д.), что отличает данные занятия от других (лепка, рисование, математика и другие).

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо переключать внимание ребят с одного вида деятельности на другой, не снижая при этом эмоционального подъема. Вызывает трудность и последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. Учебный материал различен по степени трудности. Поэтому задания более сложные следует давать в начале занятий. Необходимо также к концу занятия снижать общую нагрузку.

Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный и игровой характер. В практике обучения в более старшем возрасте считается целесообразным распределение различных видов деятельности в определенной последовательности. В начале занятия даются небольшие музыкально - ритмические упражнения, которые организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. Затем ребята слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание нескольких песен. Заканчивается занятие музыкально - ритмической деятельностью - игрой, пляской, хороводом. Спокойные задания, чередуяс с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно на протяжении всего занятия. Организованному и четкому проведению музыкальных занятий способствует составление планов обучения на занятиях.

Большое значение в развитии активности и творчества ребят играет правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально- игровой, изобразительной, художественно - речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии, исполняют несложные пляски. Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке - сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить. На музыкальных занятиях педагог систематически побуждает детей к самостоятельным действиям, к использованию полученных знаний и навыков. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «музыкальные концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие» ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей - «артистов», для своих товарищей - «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительнымидля музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия ребят носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть. Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», оборудованный соответствующей мебелью. Его нужно размещать в отдаленном месте. В распоряжении ребят должно находиться небольшое количество музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов, настольных музыкально - дидактических игр, наглядный материал. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы ребят.

Основная роль воспитателя - в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью ребят, соучастие в ней. Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя является залогом появления потребности у ребят к самостоятельному музицированию, достижения успехов детей.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах: на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, интересы и склонности ребят, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Часто в практике детских садов организуется поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности ребят, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческий способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан и другие). Слушая танцевальную музыку в записи, дети стараются определить ее характер: полька, вальс или русская плясовая. Этому иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоции, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. На прогулке подвижные игры проводятся с пением. Летом можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.

На художественных занятиях музыка также может найти широкое применение. Знакомя ребят с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. И здесь у ребят развивается музыкальность, основные ее компоненты - эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности.

Важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия являются развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры - драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и другое). Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, хореографические миниатюры, хороводы), в другом - применяются частично (спектакли, игры - драматизации). Правильное нахождение места музыки в развлечениях помогает точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и тем самым более целенаправленно осуществить педагогическое воздействие на детей.

Различные виды музыкальной деятельности занимают ведущее место на детских утренниках. Праздники в детском саду посвящены знаменательным событиям и являются важным звеном педагогического процесса. Разнообразна художественная деятельность детей на утренниках: торжественные шествия, перестроения, пение, игры, танцы. Новый год, встреча весны, мамин день, праздник Победы, прощание с детским садом и встреча со школой - разнообразная тематика утренников создает у детей приподнятое настроение, вызывает патриотические и эстетические чувства, эмоциональный отклик.


Заключение


Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению в духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребность, эмоции, чувства, интересы, вкусы детей (музыкально - э стетическое сознание) можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножить.

Работая некоторое время в дошкольных учреждениях, занимаясь с детьми на музыкальных занятиях, я убедилась, как это важно для дошкольников, начиная от самых малых лет прививать им любовь к музыке, как они эмоционально воспринимают эти занятия и как благотворно влияют они их развитие.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.


Список литературы


1. Диалоги о музыкальной педагогике. М. 2002 г.

Царева Н.А., Ратников В.Г. Слушание музыки. Методическое пособие. М. 2002 г.

Озерова Н.Н. Планета детства. С-Пб. 2000 г.

Программа воспитания и обучения в детском саду. М. 2001 г.

Ветлугина Н.А. Методика воспитания в детском саду. М. Просвещение. 2000 г.

Рыданова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000 г.

В. Попов Методика музыкального воспитания. М. 2002 г.

Музыка в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной М. Музыка, 2000 г.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных возможностей деток. Ярославль, «Академия развития», 2001 г.

А.Л. Готсдинер Музыкальная психология. М., 2002 г.

Психология музыкальной деятельности. Сборник под ред. Г. Цыпина. М., Академия, 2003 г.

Метлов Н.А. Музыка-детям, М. Просвещение, 2001 г.

Рыданова О. Дошкольный возраст - задачки музыкального воспитания. Дошкольное образование, 2002 г.

Фурмина Л. Музыка в хизни младенца. Дошкольное воспитание, 2003 г.

М.Н. Баринова О развитии творческих способностей. С-Пб..2003 г.

О.А. Апраксина Методика музыкального воспитания в дошкольном учреждении. М. Просвещение, 2008 г.

Д. Камыно Музыкальное воспитание дошкольников. Теория и практика, Нобель Пресс, 2012 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Статья музыкального руководителя МБДОУ №52 Глазковой К.А.

«Музыкальное воспитание в детском саду». Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.Задачи музыкального воспитания:

Воспитывать интерес к музыку.

Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

Развивать творческую активность во время доступных детям видах музыкальной деятельности. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Наша основная задача – воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир, переживать различные явления и события, осознавать и выражать свое отношение ко всему происходящему.Во время проведения музыкальных мероприятий музыкальный руководитель:

Развивает музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память);

Выбирая музыкальный материал, формирует способность ребенка воспринимать разностилевую музыку, прививает вкус, развивает певческий диапазон, знакомит с азами теории музыки;

Развивает эмоциональность, сопереживание, способность созерцать;

Формирует способность передачи музыки через движение, пластику, развивает двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и партнерства;

Увлекает детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности;

Предлагает богатый выбор образов, приемов исполнения, а ребенок, подражая педагогу, развивает и совершенствует себя.

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Если вы, уважаемые взрослые, хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение.

Лучше выбирать для слушания небольшое произведение.

Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (громко, тихо, умеренно громко и т. д.)

Слушать вокальную музыку легче. Ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Выделите для этого специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой.

Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Формы музыкальной работы в детском саду

Музыкальные занятия.

Праздники и развлечения.

Работа воспитателя в группе.

Кружковая работа (дополнительное образование).

Концерты и театральные представления.

Музыкальные гостиные.

Музыкально-театральные постановки и пр.

В детском саду музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. На этих занятиях дети учатся слушать и понимать музыку, петь, обучаются движениям под музыку, танцам, играм, игре на музыкальных инструментах. Один раз в месяц проводятся музыкальные развлечения, которые углубляют музыкальные представления детей, совершенствуют музыкальное восприятие. Несколько раз в году проводятся праздники – Осенний, Новый год, 8 марта, Выпуск в школу и другие, которые способствуют всестороннему развитию детей. Они воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. В повседневной жизни музыкальное воспитание осуществляет воспитатель. В каждой группе есть музыкальный уголок. Есть определенный набор музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, которые дают возможность воспитателю осуществлять художественное развитие всех детей.