Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя доу. Мастер- класс «применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности доу, в контексте фгос». ала

Подготовила музыкальный руководитель

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :

- дыхательная гимнастика , повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Дыхательная гимнастика.

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- артикуляционная гимнастика , вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

- игровой массаж , повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры , развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

- речевые игры , развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Ис­пользование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

- музыкотерапия , способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка

Повышение уровня речевого развития

Снижение уровня заболеваемости

Стабильность физической и умственной работоспособности

Играйте вместе с нами

Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты

Видим далеко!

Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа

Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята, покружиться

А веселые зверята! похлопать в ладоши

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, загибать пальцы по одному

Ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши

Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»

Ах ты, Зимушка-зима,

Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была,

Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была,

Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела.

Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие,

Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие,

Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные,

Качание рук над головой

И метели дружные.

Моталочка через верх вправо-влево

Активное слушание «Море»

Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

Музыка для релаксации

Классические произведения:

  • Т. Альбиони «Адажио»;
  • И. Бах «Ария из сюиты №3»;
  • Л. Бетвохен «Лунная соната»;
  • Э. Григ «Песня Сольвейг»;
  • К. Глюк «Мелодия»;
  • К. Дебюсси «Лунный свет»;
  • Колыбельные;
  • Н. Римский-Корсаков «Море»;
  • Г. Свиридов «Романс»;
  • К. Сен-Сакс «Лебедь»;
  • П. Чайковский «Осенняя песнь»;
  • П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;
  • Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
  • Ф. Шуберт «Аве Мария»;
  • Ф. Шуберт «Серенада»;
  • Р. Шуман «Грезы».

Терпугова Людмила Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Елыкаевская СОШ"
Населённый пункт: г.Кемерово кемеровская обл
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий на

музыкальных занятиях в ДОУ

Написала:

Терпугова Людмила Михайловна

Кемеровский район МБОУ

«Елыкаевская СОШ»

Введение

Актуальность

Анализ теории

Понятие здоровьесберегающие технологии

Цель и задачи

Музыкальные

занятия

здоровьесберегающие

технологии

занятиях

3.1. Валеологические песенки –распевки

3.2. Дыхательная гимнастика

3.3. Артикуляционная гимнастика

3.4. Игровой массаж

3.5. Пальчиковые игры

3.6. Речевые игры и упражнения

3.7. Музыкотерапия

3.8. Ритмопластика

4. Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий

4.1. Работа с детьми. Алгоритм проведения музыкальных занятий с

использованием здоровьесберегающих технологий

4.2. Правила здоровьесбережения

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее

время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью,

а в XXI веке они становятся первостепенными.Болезненный, отстающий в

физическом

развитии

утомляется,

неустойчивое

внимание, слабая память, низкая работоспособность. Несмотря на тенденцию

возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его

пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не

заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему

любви к окружающим его людям, природе и самому себе.

Иметь абсолютно здорового ребенка – это не просто призрачная мечта, к

стремятся

родители.

болезней

реальность. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок»,

проблемы

воспитания

социально

адаптированной

личности

невозможно

осуществления

мероприятий

оздоровлению

Анализ теории

Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и

оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан

научно. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили,

какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например,

лечения нервных

заболеваний

скрипичная

фортепьянная

незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с

больными почками,

помощь печени, флейта

поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский)

хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.

Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.

рок-музыка

небольших

количествах

способна

снять нервное

напряжение и мышечную усталость.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение

организма.

П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на

самочувствие,

положительном

мелодического

ритмического

компонентов

работоспособность

человека.

В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что

регулирует

улучшает

координацию,

уверенность

движений.

Развитие

эмоциональной

отзывчивости

музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

2.1. Понятие здоровьесберегающие технологии

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением

в музыкальном воспитании дошкольников.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на

сохранение

укрепление

здоровья

воспитанников.

Комплекс

настоящее

название

«здоровьесберегающие

технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных,на

сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа

жизни на всех этапах его обучения и развития.

осуществляется

здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации

используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья

дошкольников

педагогов.

Технология

греческих

искусство,

совокупность

способов деятельности.

Цель и задачи

Цель

внедрения

здоровьесберегающих

технологий:

обеспечить

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать

необходимые

умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового

использовать

полученные

повседневной

Задачи

1.Систематизировать

проведение физкультминуток на занятии (во время

малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),

2.В начало и конец

занятия внедрить элементы, позволяющие настроить

детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),

Внедрять

элементы

здоровьесбережения

драматизаций.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости.

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех

сезонах года независимо от погоды.

Музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии на

занятиях

С дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть

привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой

для здоровья детей. Например, пассивное слушание музыки можно менять с

активным,

разучивание

перемежать

массажем,

самомассажем

пальчиковой

заниматься

дыхательной,

артикуляционной

гимнастикой,

игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями (та же

логоритмика), с игрой на детских музыкальных инструментах.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

музыкальном

следующих

здоровьесберегающих

технологий:

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты

поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего

мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к

пению. Их можно использовать в группе.

Валеологические

песни-распевки

усваивают,

запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные

для восприятия и воспроизведения тексты и приятная мелодия поднимают

настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на

Дыхательная гимнастика

Упражнения

развитие

оздоровления дошкольников.

ослабленное

полностью

проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни –

приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

Тренировать силу вдоха и выдоха.

Развивать продолжительный вдох.

Особенностью

дыханием

является

постепенное

индивидуальное

увеличение

нагрузок

контролем

педагога.

упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

предшествующей

дыхательной

гимнастикой

оказывает

психотерапевтическое,

оздоравливающее

лечебное

воздействие:

положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению

центральной

улучшает

дренажную

восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в

процессе

заболеваний

различные

деформации

позвоночника.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной

гимнастикой

называются

специальные

упражнения

развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и

ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык

(главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения

тонких, целенаправленных движений.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять

перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно

активизирует

помогает

устранить

напряженность

скованность

артикуляционных

разогреть

артикуляционную

моторику,

выразительную дикцию.

Упражнения

артикуляцию

интересны,

доступны,

проводятся

ситуация

усиливает

певческой

деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями

речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. В результате этой работы

повышаются

показатели

развития

певческих

навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж.

Обучение

простейшим

массажным

происходит

музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются,

ритмодекларируются,

закрепляют

правильного

выполнения

элементарного

самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было

ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок,

вообразить

скульпторами,

художниками,

«лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.

посредством

правильного

выполнения

игрового

массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно

влиять на внутренние органы.

указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка

надавливая или легко поглаживая. Проводя массаж определенных частей

используют

поглаживание,

разминание,

растирание,

постукивания.

Упражнения

проходят

эффективнее,

разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые

ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.

Пальчиковые игры.

Особый интерес представляют пальчиковые игры, потому, что на ладонях

людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях.

Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество,

фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно

неторопливый,

распевный

рифмованных

воспитывает

плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют

разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на

все внутренние органы.

Речевые игры и упражнения

Речевоемузицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в

тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор.

звучанию

добавляются

музыкальные

инструменты,

звучащие

движение, сонорные и колористические средства.

эффективно

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности,

позволяют

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые

могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в

речевоемузицирование

пантомимические

театральные

возможности.

Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности.

Музыкотерапия

Важная составляющая музыкально-оздоровительнойработы ДОУ. Это

создание

музыкального

сопровождения,

способствует

коррекции

психофизического

процессе

двигательно-

игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и

мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Слушание правильно

подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и

раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

Ритмопластика.

Основная

направленность

элементов

ритмопластики

музыкальных

занятиях, - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего

собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические

движения

мобилизуют

физические

вырабатывают

грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают

мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Упражнения на ритмопластику проводится в основном во время танцев и

драматизаций,

танцевальную

импровизацию

совместить

музыкотерапией. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и

развлечениях.

Алгоритм проведения музыкального занятия, с использованием

здоровьесберегающих технологий

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические

движения, логоритмические

упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая

или жестовая игра- 1 упр.

песенное

творчество:

распевки,

артикуляционная

гимнастика,

дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или

жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

Театральное

творчество

элементами

логоритмики,

ритмопластики,

психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Заключение

Музыкальные

использованием

технологий

здоровьесбережения

эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого

интересов.

соответствии

строятся

планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания,

и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и

невозможен

совместной

деятельности

музыкального

руководителя

воспитателя,

помогает,

организует самостоятельноемузицирование детей в группе.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как

одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов

и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Список литературы

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду: занятия, игры, упражнения г. Волгоград «Учитель», 2011

2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми

3-4 лет. (Программа развития.) г. Москва, ТЦ «Сфера» 2005

3. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет -г.Москва,

ТЦ «Сфера» 2008

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры г.Москва, 1999.

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е

изд., испр. и доп. - С-П «ЛОИРО», 2000

6.Подольская Е.И Формы оздоровления детей 4-7 лет г. Волгоград, изд.

«Учитель», 2009

Приложение

Практический материал №1

«Весёлое путешествие» (занятия по ритмопластике)

Конспект занятия по ритмической пластике во 2 младшей группе

"Весёлое путешествие"

Приоритетные задачи:

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

Развитие слухового внимания, умения выполнять движения в

соответствии с характером и темпоритмом музыки;

Обогащение слушательского и двигательного опыта, умение

осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с

музыкально-игровым образом, умение выполнять упражнение о начала

до конца, не отвлекаясь- по показу взрослого.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Садятся на стульчики. Будят ручки и ножки.

№ Приветствие «Доброе утро »

Педагог: Я хочу отправиться в путешествие и взять вас с coбoй.

Вы согласны? Но сначала мне нужно проверить ваши сильные ножки.

Ходьба сидя на стульчиках.

А теперь мне нужно проверить ваши ручки.

Ритмические хлопки.

Ну, что ж, можно отправляться в путешествие, но куда, пока не скажу.

№ Композиция-«Весёлые путешественники»

(сл. С. Михалков, муз.М.Старокадомский сб. 2 «Ритмическая мозаика»

А. И. Буренина)

Педагог: Мы приехали с вами в лес, полон сказок и чудес!

Посмотрите, под ёлочкой спит мишка. Почему?

Правильно, потому что сейчас зима. Разбудим мишку?

№ Игра «Разбудим мишку» (2-3 раза)

Педагог: Мишка сердится, потому, что мы ему спать не даём.

Пусть он спит. А я с вами поиграю и попляшу.

(превращение в медведя)

Педагог: У меня есть волшебные КОЛОКОЛЬЧИКИ

(показывает большой колокольчик)

Правильно низкий.

(показывает маленький колокольчик)

А это какой колокольчик? Правильно маленький. Голосок у него, какой?

(Раздать детям колокольчики)

№ «Игра - пляска с колокольчиками»

(музыка «Льдинки и Дед Мороз » сб. "Танцуй, малыш № 2 Т.И. Суворова)

(I часть музыки - педагог пляшет с большим колокольчиком, II часть - дети-

с маленькими)

Педагог: А хотите тоже мишками стать? (превращение детей)

№ Композиция «Плюшевый мишка » (сб. "Ритмическая мозаика" А. И.

Буренина)

(превращение детей)

Педагог: Ну что пусть медведь спит. А мы поедем дальше.

№ Читает стихотворение «Лошадка» (А. Барто)

«Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглашу хвостик

И верхом поеду в гости»

№ Лошадка (прямой галоп)

Что нужно сказать лошадке, чтобы она поехала?

А как можно остановить лошадку?

Тр-р-р-р…

№ Движение под музыку Н. Потоловского «Лошадки».

Педагог: Посмотрите, под ёлочкой кто-то оставил бантики.

Ой, какие красивые бантики! Разноцветные!(закрепление основных цветов)

Как девочки себя украшают бантиками?

Как мальчики себя могут украсить бантиками?

Я догадалась - это зайчики оставили бантики после праздника.

Давайте с ними потанцуем.

№ «Пляска с бантиками»

(музыка «Мяу-мышки» сб. «Танцуй, малыш» № 2Т.И. Суворова)

Педагог: Сложим бантики в корзину и оставим под ёлочкой, пусть зайки

танцуют. Не хочется уезжать, но надо возвращаться в детский сад.

Занимайте места в вагончиках.Поехали.

Музыкальная игра «Поезд» (муз.Е.Филиппенко)

Педагог: Вот мы и в детском саду.

Какое весёлое путешествие было у нас.

Вам понравилось?

№ Игровой самомассаж (поглаживание рук, ног, головы)

Педагог: Помогали нам в путешествии наши сильные ножки.

Спасибо, ножки! - гладят.

И весёлые ручки.

Спасибо ручки! - гладят

И ребята, молодцы! - гладят головки

До СВИДАНИЯ!

Дети говорят до свидания и уходят из зала.

Опыт работы музыкального руководителя детского сада


Описание: опыт работы предоставлен для ознакомления музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
валеологические песенки-распевки


Песенки-распевки проводятся в начале занятия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
логоритмические распевки и упражнения


Логоритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания – один из разделов лечебной ритмики, созданной на основе методики музыкально – ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза.
Комплекс распевок и упражнений логопедической ритмики направлен на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой, движением.
В связи с тем, что у детей с каждым годом идет тенденция к снижению уровня речевого развития, а это напрямую связано с музыкальным воспитанием (правильная артикуляция), то мной создана картотека логоритмических распевок, игр, речевых игр. Широко используются материалы таких авторов, как М. Картушина, Т. Овчинникова, К. Орф, Е. Макшанцева.
Например, в средней группе мною используются упражнения на основе фольклора – это потешки: «Солнышко», «Огуречик», «Зайка», «Мыши» и др.
В старшей группе используются речевые упражнения: «Осенины», «В доме моем тишина», «Ворона», «Солнышко-колоколнышко», «Герасим – грачевник», «Шире круг» и др.
Ряд других логоритмических упражнений созданы мной на основе динамических пауз с добавлением мелодий и используются, как разновидность распевок с движением. Например, «Огород», «Кошка», «Облако», «Утром гномы», и др. Картотека создана на основе гимнастики в стихах из журналов «Дошкольного воспитания».
В подготовительной группе используются игры и упражнения М. Картушиной «Быть здоровыми хотим», а также упражнения из картотеки – «Зимние развлечения», «Поспи и попляши», «На грядке и на ветке», «Подарки», «Липы», «В огороде», «Коровушка», «Динь – дон», «Закружились, завертелись» и т.д.
дыхательная гимнастика


Очень часто встречаются нарушения дыхательной функции (подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметный добор воздуха). Суть дыхательной гимнастики – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Это упражнения Беляковой Л.И. , Семеновой Н., Стрельниковой А.Н. и др., которые отобраны мной в картотеку и систематизированы для поэтапного использования. Например, старшая группа: сентябрь – упражнение «Зоосад», октябрь – «Знакомство», ноябрь – «Веточка», декабрь – «Певец», январь – « Снежинка», февраль – «Свечи», март – «Шарик», апрель – «Аист», май – «Ракета».
психогимнастика и театральные этюды


Начиная со второй младшей группы , на занятиях используются вышеназванные технологии для создания положительного эмоционального фона, когда помимо изучения самих эмоций, происходит: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, более тонкое чувствование внутреннего мира других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и т. д.. Для каждой возрастной группы создана картотека на основе журналов «Дошкольное воспитание» таких авторов, как Чистякова, Сорокина и др..Например, подготовительная группа: сентябрь – «Круглые глаза», «Карлсон», октябрь – «Раздумье», «Негаданная радость», ноябрь – «Битва», «Грязь», декабрь – «Ласка», «Тише», январь – «Два клоуна», «Разъяренная медведица», февраль – «Кривляка», «Разное настроение», март –«Гадкий утенок», «Чунга – Чанга», апрель – «Три характера», «»Удивление», май – «Страх», «Валерка».
В каждой возрастной группе разучиваются коммуникативные танцы и игры на развитие соответствующего качества, что напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Например, в средней группе – «Здравствуй, друг!», в старшей – «Потанцуй со мной, дружок!», в подготовительной - «Хоровод дружбы» и др.
артикуляционная гимнастика


Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Сюда же относится и мимическая гимнастика. На занятиях используются упражнения из книги Абелян Л. «Как Рыжик научился петь», а также из сборника Арсеневской О. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду».
оздоровительные и фонопедические упражнения


Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения вышеназванных авторов. Например, такие упражнения, как «Наше оружие», «Весенние голоса», «Метель», «Резиновая игрушка», «Страшная сказка» и др.. Такие оздоровительные упражнения, как всевозможные тренинги, физкультпаузы способствуют развитию осмысленности, обогащению воображения, созданию позитивного психосоматического состояния, ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, осознания их значимости и уникальности. Наиболее эффективны такие тренинги, как «Я - доктор», «Преодоление трудностей», «Я все могу», «Лепим руку».
игровой массаж


Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т. к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку, либо песенку, либо под стихотворение,либо просто под текст. Наиболее эффективными являются массажи биологически активных зон в периоды неблагоприятных природных условий, особенно – это осень – весна. Очень нравятся детям коммуникативные массажи, такие, как «Дружок», «Твои ручки хороши, а у соседа лучше». Детям младшего возраста предлагаются массажи «Дождик», «Вот они, ручки». И плавно переходим к пальчиковым играм, как одному из компонентов массажа вообще.
пальчиковые игры


Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и упражнения, которые исполняют как стихи или под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Упражнения на развитие мелкой моторики - «Барабанщики», «Молоточек и топорик», «Цветочек», «Стирка», «Фонарики», «Веселые брызги» и многие другие (автор Е. Рогожина) – выполняются без слов, только под музыку. По словам немецкого философа Канта: «Рука – это выведенный наружу мозг». Работа мелких мышц руки аналогична работе высших отделов коры головного мозга, обеспечивающих работу мысли и функций речи. Этой задаче подчинены и пальчиковые игры, используемые мной, как физкультурные паузы, поскольку они очень нравятся детям, потому что привлекательны по тексту. Например, «На блины», «Утречко» и многие другие из созданной картотеки.
музыкотерапия


Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет ребенка, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Пользуясь своим опытом работы, я позволила себе отобрать к применению на практике из огромного предложенного программами музыкального материала только те музыкальные произведения, которые отвечают вышепоставленным задачам. Произведения предпочтительно исполнять «вживую», кроме, конечно, оркестровой музыки.
Наиболее удачными в музыкотерапии считается прослушивание следующих произведений – Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», Огинский «Полонез», Грибоедов «Вальс». Именно эта музыка используется во время релаксации на занятиях.
музыкально – оздоровительные досуги


(проводятся один раз в квартал для всех групп)
Это также практическое применение здоровьесберегающих технологий, но в виде развлечения и как своеобразный очередной этап в музыкально-оздоровительной работе в детском саду.
К задачам данных досугов относятся:
- способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- формировать у детей позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за его укрепление, расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
- развивать музыкальные и творческие способности, физические качества детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- проводить в игровой форме профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний опорно – двигательного аппарата, зрения, слуха и т.д.;
- улучшить эмоциональное благополучие каждого ребенка.
План музыкально-оздоровительных досугов - это проект, рассчитанный на три года (для данного детского сада).
Первый год: «В гости к дядюшке Ау», «Зимнее путешествие Колобка», «Зимние олимпийские игры», «Вокруг света».
Второй год: «Репка», «Семеро козлят», «Про куклу», «В гостях у Водяного».
Третий год: «Тит и Варфоломей», «Путешествие в джунгли»,
«Морское царство», «Птичий праздник».
При разработке сценариев досугов мною используются оздоровительные сценарии М.Ю. Картушиной. Естественно, каждый сценарий адаптируется, проводится подготовка и детей (каждая группа разучивает песню на тему здоровья, гигиены, спорта и т. д.), и взрослых (в каждом досуге участвует какой-либо сказочный персонаж). В проведении музыкально-оздоровительных досугов используются все вышеизложенные здоровьесберегающие технологии в той или иной комплектации. Многие досуги планируются и проводятся совместно с родителями.

Мастер- класс

«Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ, в контексте ФГОС».

Цель:

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.

Задачи:

Раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

Познакомить с методикой их проведения;

дошкольников в музыкальной деятельности;

Распространить педагогический опыт по применению

здоровьесберегающих технологий;

Познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы, провести с вами мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Начать нашу встречу я хочу со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Я предлагаю вам встать в круг. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего мастер-класса, я предлагаю вам присесть.

На сегодняшний день ФГОСы диктуют нам новые условия, новые правила, акцент делается на всестороннее развитие ребенка и конечно же на применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности.

А начнем мы с вами с точечной гимнастики «Будь здоров», которую мы с детьми используем практически на всех музыкальных занятиях. Данная гимнастика очень эффективна в период обострения заболеваемости у детей, тем более дети ее могут выполнять и самостоятельно дома.

Сядьте поудобнее и начнем…(звучит спокойная релаксирующая музыка)

Детский точечный массаж делается не дольше 15 минут. Он проводится с помощью надавливаний и вращательных движений в разные стороны. Если манипуляции имеют профилактическую цель, то воздействие должно быть слабым, лечебную - посильнее.

Точка Область воздействия Результат
1 Стимулируется скорейшее выздоровление и активное выведение мокроты при кашле, бронхите. Улучшается кроветворение.
2 Область вилочковой железы Укрепляется гортань. Нормализуется работа вилочковой железы, повышается способность сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.
3 Под ушком, в области нижней челюсти Точечный массаж этой зоны нормализует обмен веществ ребенка, процесс обращения крови, ее гормональный и химический состав. Способствует: укреплению защитных функций глотки, гортани, исчезновению хрипоты, улучшению голоса.
4 Шея за ухом Стимулируются защитные функции задней поверхности глотки и гортани, активизируется обмен веществ во всем теле. Происходит нормализация вегетососудистого тонуса. Прекращает кружиться и болеть голова.
5 Зона 1 грудного и 7 шейного суставчиков позвоночника

Укрепляются защитные функции органов дыхания (бронхов, трахеи, гортани, глотки), пищевода, а также сердечно-сосудистая система.

6 Две симметричные области у основания крыльев носа Точечный массаж этой зоны активизирует работу гипофиза. Происходит стимуляция защитных функций носоглотки, гайморовых пазух. Ускоряется развитие речи ребенка, исчезают ушные боли, происходит профилактика заикания, уменьшается разбалансированность вестибулярного аппарата.
7 Парные зоны, расположенные в начале бровей Улучшается кровообращение полости носа, зрение. Исчезает косоглазие. Проходят боли в голове. Активизируется внимание, память.
8 Точки на ушках, между раковиной и личиком С помощью массажа улучшается слух, нервная система, происходит нормализация массы тела и роста.
9 «Прищепки»- щиплем уши сверху вниз Происходит общее укрепление всех органов
10 «Чебурашка»- тянем уши вверх, вниз, в стороны общее укрепление организма
11 На кистях, между указательным и большим пальцами стимуляция работы мозга
12 Точка между бровей (третий глаз) Стимулирует умственную деятельность, работу мозга, укрепляет иммунитет
13 Точка «крупинки» косточки на основании носа Улучшается носовое дыхание, кровообращение
14 Точка на подбородке от стресса и страха Улучшается работа нервной системы и всего организма

Манипуляции необходимо выполнять строго в последовательности от первой точки до последней. Массаж парных точек проводится одновременно. Если какие-то движения вам были неприятны, то необходимо снизить силу воздействия. Если вы испытываете болезненные ощущения, нужно проверить органы, соответствующие этим точкам, а на сами места воздействовать чаще, доводя их чувствительность до нормальной.

Следующим этапом нашего мастер класса будет кудалини -йога. Эта форма объединяет в себе несколько видов деятельности - стретчинг, релаксацию и ритмопластику. Йога для детей очень похожа на игру, в которой дети изучают свое тело, превращаясь в животных, растения и предметы. Все упражнения рекомендуется выполнять с закрытыми глазами.

(Звучит релаксирующая музыка)

Упражнение «Ом»- руки сложены у сердечного центра, произносим ом и слушаем вибрацию всего тела.

1 упражнение – «Голова»- повороты головой вправо и влево, на вдох -вправо, на выдох - влево, используется брюшное дыхание.

2 упражнение- «Езда на верблюде»- и.п. сидя, на вдох вытягиваем и открываем грудь вперед, на выдох-округляем спину, имитируя покачивание при езде на верблюде.

3 упражнение – «Шторы»- акцент делаем только на выдрхе, выполняется скрещивание рук перед собой.

4 упражнение- «Свеча»- дыхание спокойное, руки сложены ладошка к ладошке над головой, ладошки открываются, имитируя горение свечи.

5 упражнение- «Свеча сзади»- руки сложены ладошка к ладошке за спиной.

6 упражнение- «Стрела»- руки тянутся вперед ладошка к ладошке, имитируя полет стрелы.

7 упражнение- «Орел»- руки в стороны одна ладошка смотрит вверх, другая- вниз, руки меняем по очереди.

8 упражнение- «Дерево»- и.п. – стоя на одной ноге, вторая прижата к другой ноге, руки на вдох прижимаем ладошка к ладошке над головой, на выдох- открываем, движения повторяются несколько раз.

9 упражнение – «Водопад» - завершающее на вдох руки поднимаем вверх, на выдох- опускаем вниз- имитируя падающий водопад. После выполнения упражнений рекомендуется спокойно посидеть и послушать свое дыхание, отгоняя посторонние мысли, как походящие облака.

При разработке данного комплекса дыхательной гимнастики я учитывала:

  • эффективность каждого упражнения для оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

Итак, начнем… для начала сделаем глубокий вдох и глубокий выдох.

1 упражнение- «Дышим разными ноздрями»- вдох через правую выдох через левую ноздрю, по очереди закрываем то одну, то другую ноздрю пальцем.

2 упражнение – «Дыхание огня» - быстро дышим носом, при это используем брюшное дыхание йогов.

3 упражнение- «Кошечки» - руки перед грудью, как лапки кошечки, вдох через рот, выдох через нос, нюхаем мяско, рыбку, молочко.

4 упражнение – «Насос»- вдох через нос, выдох через рот, имитируем накачивание колес.

5 упражнение «Шарики»- на вдох поднимаем руки вверх, на выдох опускаем вниз на звук «с».

6 упражнение «Пастушок»- подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

7 упражнение - «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).

8 упражнение - «Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)

9 упражнение - «Пушка» - на вдох поднимаем руки вверх, задерживаем дыхание, накапливая весь негатив, который в вас скопился, на выдох опускаем руки на слог пух, освобождаясь от всего негатива.

Рефлексия

Уважаемые коллеги мы сегодня с вами плодотворно поработали и ознакомились с некоторыми здоровье сберегающими технологиями, которые я применяю в своей практике. А теперь я хочу на память о нашей встрече подарить вам буклеты, которые будут служить вам подсказкой в вашей работе.

Наша память сохраняет из 100% информации:

10% - то, что мы слышим;

50% -то, что мы видим;

90% - то, что мы делаем.

Вносите в вашу образовательную деятельность больше действий, творите, выдумывайте и вас и ваших воспитанников всегда будет ждать только успех.

Всем удачи!

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Подснежника» города Канска Красноярского края

Проект

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Трубина Наталья Александровна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад «Подснежник» г. Канска

Вид проекта : творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

    Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD -диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

    Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

    Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

    Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

    Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

    Картотека игр.

    По музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.
    - по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,
    разработки В. Емельянова.

    План занятия.

Презентация проекта:

    Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.

Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

    Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка .

    С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

    Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Этапы реализации проекта:

1 этап

Организационный

    Изучение литературы по данной проблеме

    Накопление методического материала

    Самообразование

    Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.

Декабрь

2012 г.

2 этап

Практический

Создание методических разработок для реализации проекта

    Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

    Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

    Музыкально- валеологические занятия

    Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

    Кружок «Домисолька»

    Музыкально- физкультурные развлечения

    Самообразование

Музыкальные занятия, развлечения, консультации

В течение всего периода

3 этап

Обобщающий

    Исследование результатов практической деятельности

Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий

В течение всего периода

Содержание и структура проекта.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные и музыкально-валеологические мероприятия проводятся в групповых комнатах, музыкальном зале и на территории ДОУ.

Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают гигиеническим требованиям.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники,. Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

    музыкальные инструменты: пианино, аккордеон;

    библиотека методической и музыкальной литературы;

    аудио- и видиотека;

    подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

    ноутбук для показа презентаций и фильмов;

    для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

    музыкальные игрушки;

    атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

На территории ДОУ расположены различные безопасные спортивные снаряды, яма с песком для прыжков в длину. Здесь проходят утренняя гимнастика в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Разработаны примерные схемы музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная группа)

Общая длительность занятия – 30 мин

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

    Валеологические песенки-распевки;

    Дыхательная гимнастика;

    Артикуляционная гимнастика;

    Оздоровительные и фонопедические упражнения;

    Игровой массаж;

    Пальчиковые игры;

    Речевые игры;

    Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

    И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

    И.С.Бах. "Шутка".

    И.Брамс. "Вальс".

    А.Вивальди "Времена года"

    Й.Гайдн. "Серенада"

    Д.Кабалевский "Клоуны"

    Д.Кабалевский "Петя и волк"

    В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

    В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

    И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

    "Антошка" В.Шаинский

    "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

    "Будьте добры" А.Санин

    "Веселые путешественники" М.Старокадомский

    "Все мы делим пополам" В.Шаинский

    "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

    "Если добрый ты" Б.Савельев

    "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко

    "Настоящий друг" Б.Савельев

    "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

    Л.Боккерини "Менуэт"

    Э.Григ "Утро"

    А.Дворжак "Славянский танец"

    Лютневая музыка XVII века

    Ф.Лист "Утешения"

    Ф.Мендельсон "Песня без слов"

    В.Моцарт "Сонаты"

    М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

    М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

    К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

    Т.Альбиони "Адажио"

    И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

    Л.Бетховен "Лунная соната"

    К.Глюк "Мелодия"

    Э.Григ "Песня Сольвейг"

    К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

    Н.Римский-Корсаков "Море"

    Г.Свиридов "Романс"

    К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

    Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

    Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

    Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.