Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Юные граждане России. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе Патриотическое воспитание в старшей группе доу


Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, есть темы направленные на краеведение, как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Я, ты, мы» авторы О. М. Князева, Р. Б. Стеркина, «Я – человек» автор С.А. Козлова, «Дружные ребята» авторский коллектив: Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович и др., «Приобщение к истокам русской народной культуры»:О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Я люблю трудиться» Л.В.Куцакова и др.


Цель и задачи нравственно- патриотического воспитания Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширять и углублять знания детей о своем крае, его истории; развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей; формировать бережное отношение к природе и всему живому; формировать художественно- эстетическое восприятие; вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.


Родная семья. Мир ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах со мной дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. В результате у дошкольников формируется гуманное отношение к своим близким.


Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья. По этому направлению в группе была проведена большая работа. Прошло открытое занятие: «Моя семья», дети выстроили родословные древа своей семьи, совместно с родителями были изготовлены семейные альбомы каждой семьи. В ходе данной работы дети поняли что такое семья, как взаимосвязаны члены семьи, историю своей семьи, связь времен, что вызвало чувство гордости за своих предков.


Наш любимый детский сад В группе регулярно проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, литературе, основам математики и т.д. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Дети научились соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, проявлять самостоятельность, общаться со сверстниками, дружить и делиться, а в случае необходимости и постоять за себя.


Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашей группе. Сколько интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Это: «Чтоб здоровье сохранить-научись его ценить»(физкультурно- валеологическое мероприятие), «Мы за чаем не скучаем!» и другие. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Дети на праздниках очень интересно показывают свою артистичность и развитие речи.


Общение со сверстниками Общение со сверстниками в повседневной жизни через игру, развивает у детей память, мышление и речь. Дети в группе научились прислушиваться и уважать мнение своего товарища, прийти к нему на помощь и даже оказать ее в случае необходимости.


Чувство Родины… Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.


Родной город. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Барнауле, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И моя задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и настоящее города. В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях. В группе создан альбом о знаменитых земляках прославивших наш Алтайский край.Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Обращаю внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих улиц.


Барнаул – частица Родины. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу к пониманию, что повсюду живут люди разных национальностей, - есть общие национальные и общественные праздники. В музее группы есть уголок, где стоят куклы разных национальностей. На занятиях и через игру формирую у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, т.е. закладываю основы толерантности.


Родная природа В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку, ромашковое поле и понимают, что это наше родное. Я прививаю детям любовь к родной природе через чтение книг о природе, знакомлю со стихами известных поэтов, просмотров презентаций и видеороликов. Ребята знают названия деревьев и растений произрастающих в нашей местности. У ребят сформировано чувство ответственности за сохранение природы родного края, они знают как правильно вести себя наедине с природой.


Природа родного уголка Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. В группе организовывались занятия, проводились наблюдения, формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами -бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом. Наши дети приобретают поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также учатся «научно» мыслить. В ходе работы ребята научились понимать взаимосвязь некоторых природных явлений,и конечно опираются на собственный опыт. Дети учатся хозяйствованию, правильному и экономному распределению материальных благ.


Любить свой город – значит и любить природу в нем. Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. В беседах с детьми, при чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, картин великих художников воспитываю интерес к красивому. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить свои знания и впечатления в своем рисунке. Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «кончик», насыщать кисточку краской. Умеют использовать тот или иной цвет в рисунке, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки, воображение.


Родная страна. Знакомя детей с родной страной, я стараюсь расширить их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Таким образом, у детей формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Дети с национ. куклами


Родная культура. Стараюсь приобщить детей и к культуре своего народа через русские народные праздники «Осенины», «День матери», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», «Коляда», «Рождество», «Иван Купала», «Пасха», «Новый год» поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение, гордость за землю, на которой живешь.


Я стремлюсь в своей работе широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. Дети получают представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с фольклором дети приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям: чувству любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.


С помощью родителей в группе создан музей кукол, который посещают наши дети. С большим интересом они рассматривают экспозиции. В музее мы проводим экскурсии и беседы. Именно здесь для ребенка открывается возможность узнать историю своего народа, а именно историю кукол, которыми играли их бабушки. В процессе творчества, когда ребята изготавливают куклу, я приобщаю детей к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.


«Никто не забыт, ничто не забыто». Дети с танками. Дети любят слушать рассказы о войне с участием детей, беседовать о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. Сопереживая героям, дети учатся по- настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.




Считаю, что театральная деятельность с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка. Для этого я постоянно учу с детьми потешки, считалки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые очень обогащают их словарный запас. Дети любят читать и показывать сказки, они побуждают их думать, ребята научились анализировать, делать выводы и обобщения, у детей развиты и сформированы эмоции.


Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Ребятки нашей группы тоже очень любят работать на территории детского сада. В ходе работы дети научились договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Оказывают помощь товарищу.


В группе создан патриотический уголок «Моя Родина Россия» для формирования гражданско- патриотической позиции у детей. В уголке много книг об Алтае, о Барнауле. Книга нашего земляка Валерия Золотухина «На исток речушку, к детству моему». Есть наборы открыток старого и нового Барнаула. Сборник стихов и песен о Барнауле, патриотические песни для детей. Игры: «Государственная символика», «Игры всей семьей», «Русские народные игры, праздники», различные картотеки и т.д.




Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине «Нет земли краше, чем Родина наша!» Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7, г. Кизел, Пермский край Доклад Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе. Разработала: воспитатель Долманова Надежда Николаевна 2015 г

2 Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Патриотическое воспитание сегодня одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания

3 чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М.М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет воспитание чувств, то есть динамика от чувств к идеям». Что включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»: 1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях. 2. Взгляды на патриотизм в летописях. 3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли). 4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее. 5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль 6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование чувство любви к своему Отечеству. Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателем проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию патриотизма в новых условиях. В связи с этим воспитатель должен включать в предметную среду те материалы, которые вызывают интерес у воспитанников его группы, обеспечивает разнообразие и сменяемость материалов, как по форме, так и по содержанию. Книги, игры, игрушки обновляются в зависимости от тем, которые обсуждают с детьми в настоящий момент, и от тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес. Решая задачи развития представлений о родной стране, интереса к ней у детей, воспитатель использует разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы детей и взрослых, рассматривание фотографий и иллюстраций, экскурсии и целевые прогулки, игры-путешествия,

4 дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, совместную деятельность с детьми с картами и схемами. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родному городу, стране, жизни других народов. Это создание тематических выставок рисунков, коллективных коллажей, аппликаций «Моя Родина», «Летят птицы мира», «Дружат дети всей Земли», проведение музыкальных досугов и праздников. Работу, направленную на обогащение представлений дошкольников о родной стране по каждой теме, воспитатель должен начинать с организации активных форм накопления детьми наглядно-практического опыта просмотра слайдов и видеофильмов о родном городе, России и других странах, совместных с родителями посещений краеведческого музея, музея истории города, прогулок к памятным местам города. В повседневной работе воспитатель должен проводить беседы с детьми: «Как назывался наш город раньше?», «Самый красивый уголок России?», «Что интересного есть в разных странах?», «Чем похожи и чем отличаются разные народы России?». Патриотическое воспитание это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям к отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой ребёнок живёт, детскому саду, городу. Уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран, что наше общество укреплялось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя его безоблачного детства. Необходимо осуществлять работу по воспитанию любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать о Москве столице нашей Родины, городе, где они живут. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов и родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях ВОВ и труда. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины эти черты Российского воина понятны старшим дошкольникам. В старшей группе работа по воспитанию патриотических чувств у детей проводится через вовлечение воспитанников в художественноречевую, изобразительную, театральную, музыкальную, спортивную

5 деятельность, что в конечном итоге способствует достижению определённых результатов в патриотическом воспитании. Интересной формой взаимодействия педагогов, детей и родителей, которая помогает расширить представления старших дошкольников о родной стране, развить детскую любознательность, сблизить родителей и детей, является метод совместных проектов. В ходе организации таких проектов педагогу очень важно заинтересовать родителей, показать им значимость реализации совместных проектов с детьми для развития любознательности дошкольников, расширения их кругозора, развития познавательной деятельности.


Проект Малая Родина Тема: Творческо исследовательский проект по развитию нравственно патриотического воспитания «Моя малая родина - мой поселок» для детей старшей группы с ОНР. Актуальность проекта: «Любовь

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино» Творческо исследовательский проект «Моя малая родина» Воспитатели групп 4-10. 2017 Актуальность проекта: «Любовь к родному краю, родной культуре,

Воспитатели 1 группы: Мачнева С.М. Наумова Е.Е Проблема: Сформировать у детей представление: о Великой Отечественной войне; о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Идея: В преддверии празднования

Воспитатель: Мальцева Оксана Яковлевна Знать страну и город свой И гордиться ими, Помогает уголок «Узнаем о мире». Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей» "Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле". Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 99 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Проект «Мой любимый город - Уфа» (Ознакомление дошкольников с родным городом

Выполнила: Балохина Ольга Геннадьевна Великие Луки 2016 год творческий, практико - ориентированный краткосрочный педагоги, дети, родители Сегодня мы живем под мирным небом; все дальше от нас трудные, горькие

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 13 «Радуга» ИНН 0318009037 КПП 031801001 ОГРН 1020300817712 Адрес г. Гусиноозерск, ул. Ключевская 13, тел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 18 имени В.Г.Соколова Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «Край родной в огне войны» 3 4 класс (9 10 лет)

Проект «Мы - правнуки Великой Победы» (МДОУ д/с 9 «Сказка» общеразвивающего вида города Фурманова) 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В 2015 году исполняется знаменательная дата 70-летие Победы в Великой Отечественной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 12 «Берёзка» Личный опыт представила: Воспитатель I квалификационной категории Дихтяр Виктория Александровна

Проект «9 мая День Победы!» Паспорт проектной деятельности 1.Введение. Патриотическое воспитание это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников». Подготовила: Воспитатель Козлова Елена Алексеевна С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Формирование патриотизма. 2. Цели и задачи патриотического воспитания.

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край» Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой еѐ ты в детстве увидал Симонов Актуальность. Родина, Отечество. В корнях

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «Детям о войне» НЕФТЕЮГАНСК 2017 г.. ПОДГОТОВИЛИ воспитатели

МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «МУЛЬТЯШКИ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТВЕЧЕСТВА «НАША АРМИЯ!» Воспитатели: Шевцова Л.Н. Черненькая И.В. 2018 год. Актуальность Родина, Отечество.

МАДОО «Детский сад 6 «Матрёшка» г.о. Звенигород Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «День Победы 9 Мая!» Подготовила: воспитатель Кожина Елена Львовна Цель проекта: Цель и задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 комбинированного вида» г. Луга Воспитание патриотизма у дошкольников, приобщение к истории и культуре родного края Автор проекта: Иванова

РЕЦЕНЗИЯ на методическое объединение воспитателей представлен опыт работы педагога МБДОУ 19 «Аленушка» г. Южно- Сахалинска Стратон Людмилы Александровны по теме «Нравственно- патриотическое воспитание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся

Паспорт проекта «Герои войны наши земляки» к70-летиюпобеды в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Выполнила: Воспитатель Уткина Г.И. МДОУ Детский сад 1 п. Молоково 2015 год Вид проекта: долгосрочный,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина-нефтеюганск» Подготовительная

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 33 «Звёздочка» муниципального образования Абинский район Социальный детско родительский проект «Спасибо бабушке и деду за их великую

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «РОМАШКА» города Фурманова ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Воспитатель Матеева Э.Р. Проект в подготовительной группе Тема:

Проект в подготовительной к школе группе «Солнечные зайчики» «23 февраля - красный день календаря. В этот день отца и деда поздравляет вся семья» Подготовили: воспитатели Фёдорова Е.В. Пяткина Л.В. МБДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 3 «Снежинка» Пушкинского муниципального района Проект по социально-коммуникативному развитию у детей среднего

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» город Белоярский» Проект на тему: «Богатыри - защитники земли русской» Срок

Проект выполнили: Лисейкина Е.А. Гурова Л.Н. декабрь 2017- февраль 2018 «Я часть России» Вид проекта: педагогический, творческий, продуктивный, групповой. Продолжительность проекта: среднесрочный, 3 мес.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 124 Тема проекта: «Путешествие в прошлое и настоящее родного города» Автор проекта: Сердечникова С. В. Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории 74 Ворошиловского района города Ростова-на-Дону СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом

Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне у детей дошкольного возраста, воспитание в детях духа патриотизма, любви к Родине. Задачи: - формировать представление об истории ВОВ, используя

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных

МБДОУ «Детский сад 165» Проект «Моя малая родина-барнаул» Чернова Ю.С. Степанова И.В. Тип проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети, педагоги, родители ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Познакомить детей с

Патриотическое воспитание дошкольников. Консультация. Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «ДЕТСКИЙ САД 41» ПРИНЯТО: на педагогическом совете протокол 3 от 28.02.2017 г. Парциальная программа «Моя малая Родина

Паспорт социально-педагогического проекта «День победы» Авторы проекта: Диденко Инга Васильевна, Василенко Наталья Викторовна. Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1352» ПРОЕКТ "О МОСКВЕ" Авторы проекта: воспитатели

МБОУ «Таксимовская СОШ 1 имени А.А.Мезенцева» СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Автор проекта: Спицына Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по ВР п. Таксимо. 2017 год. Пояснительная записка «Любовь к Отчизне начинается

МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида Педагогический проект «Великий праздник День Победы» Руководители: Шешегова Н.М. Казанцева Г.С. Здвинск 2015 Вид проекта: информационно-исследовательский,

Муниципальное дошкольное образовательная организация «Дашковский детский сад комбинирован вида «Колобок» Серпуховского муниципального района Московской области ПРОЕКТ «Моя малая Родина» посѐлок Большевик

Детско-родительский проект «Дорога жизни» для детей старшего возраста Тип проекта: - творческий информационный - игровой Цель проекта: - Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад 9 комбинированного вида Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников Подготовила: воспитатель разновозрастной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 общеразвивающего вида» г.великого Новгорода «Патриотическое воспитание в физкультурнооздоровительной работе» Подготовила:

Проблема. Не достаточно сформированы патриотические чувства детей к событиям ВОВ, к празднованию дня Победы и героико-патриотическое воспитание в семье. Актуальность проекта. Дошкольный возраст это время,

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»

Латышева Ксения Сергеевна, воспитатель, МКДОУ д/с №233, г.Новосибирск
Данный конспект занятия ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, он будет полезен воспитателям, работающим по теме "нравственно - патриотическое воспитание".
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным образом Россиночки – России;
2. Познакомить с представлениями России в творчестве людей разных творческих профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи, стихах;
3. Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна; Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, «богатырская сила», отвага, мужество, храбрость, верность); Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
4. Расширять представления о защитниках Родины – Богатырях;
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
6. Развивать интерес к творчеству и самовыражению, способность создавать, творить в коллективе, развивать самостоятельность в выборе красок для самовыражения и в самой творческой деятельности; воспитывать любовь к музыке и ее красоте.Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям;
7. Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание; Вызвать желание оказывать помощь друг другу и окружающему миру, приходить на выручку;
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу;
5. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех кого они любят, свою Родину: «Крепыш», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Мальчик с уздечкой», «Дед Мазай и зайцы»;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказка «Финист – Ясный Сокол»;
8. Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Окружающая среда, оборудование: колокольчик, видео презентация «Это моя Родина», волшебная полянка (зеленый коврик с цветами), подушки-черепашки, песни о Родине: «Хохлома», «У моей России длинные косички» (музыка Г.Струве, слова Н. Соловьёва), песня «Вместе весело шагать» (слова: М. Матусовский, музыка: В. Шаинский), карточки «Плохо», «Хорошо» (защищают Родину или нет), круги красного и зеленого цветов для дидактической игры «Светофор», канат (веревка для физ. разминки «Мостик через речку»), круги – кочки зеленого цвета – 9 штук (физ.разминка «Переправа через болото»), столы для творчества, репродукции: из серии «Защитники Земли Русской»: Васнецов «Три богатыря», Н.К. Рерих «За морями Земли великие»(Девушка, как образ Россияночки), « Александр Невский. Битва», «Князь Игорь. Поход», из серии «Родные просторы»: фото «Вид на озеро Байкал», В.Ф. Аммон «Летний пейзаж», А.Н. Шильдер «Лес», И.С. Остроухов «Речка в полдень (Купавы на пруду»), Г.И. Чорос-Гуркин «Водопад Балык-суу. Алтай», «Катунь весной», В.Е. Маковский «Гречиха в цвету», В.Д. Поленов «Река. Родные просторы», Шишкин « Березовая роща»; Материалы для творчества: клеенка на стол, краски гуашевые (белая, синяя, красная) для флага и пальчиковые, кисти, вода, влажные салфетки, фартучки и заготовка рисунок «Защитим Родину все вместе» для совместной работы «Детские руки держат землю».Орг.момент
Дети вместе с воспитателем под музыку «Солнечный круг» и видео ряд на проекторе заходят в муз. зал и становятся в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята! Мы пришли сегодня в этот зал, чтобы отправиться вместе в путешествие по нашей замечательной стран, нашей Родине. Но отправимся мы не одни. Смотрите - сколько нас!
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
(Дети здороваются с окружающим миром, а на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в соответствии с текстом здравия)
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать (встречать) с хорошим настроением. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети!). Всем желаем доброго дня!
Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие. Вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
Отправимся путешествовать мы пешком. Не боитесь!
Ребята! В пути мы можем встретить огромные зеленые леса, широкие реки, озера, болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас ожидает много трудностей. Но мы ведь обязательно придем на выручку друг другу. Мы будем смелыми, ловкими, сильными и внимательными. Сможем?
(Ответы детей)
Физразминка
Звучит песня «Вместе весело шагать»
- Отправляемся!
(Дети начинают на месте, а потом по канату, предстающим в детском воображении упавшим в грозу деревом, переходят реку и обегают преграды (горы) взявшись за руки)
Воспитатель:
- А вот и широкая река! А упавшее дерево совсем узкое. Давайте помогать друг другу. Не бросаем их в беде.
- А вот и полянка! Сядем и немного передохнем!
Беседа и видео просмотр
(Дети садятся на подушки, положенные среди полянки перед проектором)
Воспитатель:
- Ребята! Все дошли? (ответы детей)
На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов. Много разных людей.
(На проекторе появляется слайд «Земля из космоса»)
Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте все вместе скажем – Россия!
(На проекторе появляется слайд «Флаг России»)
Воспитатель:
- Смотрите! Это наш флаг! Какого же он цвета? (Ответы детей)
- А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага?
(Ответы детей)
- Конечно это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А что означает синий цвет?
(Ответы детей)
- Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет?
(Ответы детей)
- Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
(Демонстрируется много флагов различных государств)
- Ребята! Давайте посмотрим, есть ли среди представленных флагов наш, российский? (Ответы детей)
- Как можно не любить нашу страну! Россия – самая огромная, необыкновенная страна – наша Родина. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте.
(На проекторе демонстрируется слайд «Карта России»)
- Это карта нашей страны. Большая – неправда-ли? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
-Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее. О нашей стране сложено много песен, некоторые мы с вами слушали и пели. О Родине написано много стихов и картин, снято мультфильмов. (Дети перечисляют мультфильмы, которые мы смотрели вместе в детском саду) Много пословиц и поговорок о Родине есть у нашего народа.
- А вы знаете какие -нибудь пословицы или стихи?
(Ответы детей)
1 Нет Земли краше, чем Родина наша!
2 Береги Землю любимую, как Маму!
3 Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
- Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от ее врагов. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
- А что же такое – Родина? Что мы Родиной зовем? (Дети все вместе – все, что в сердце нашем бережем. Перечисляют)
Дети:
- Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные и другое.
(Дети вместе с воспитателем встают и рассказывают стихотворение «Большая семья» с движениями)
Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинки, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все наше, все родное!
Это Родина моя, твоя,
Это наша с вами Страна, Земля!
Воспитатель:
- Для всех для нас своя Россия! Все мы видим ее по-разному, но все же она одна.
(На проекторе демонстрируется слайд «Образы Россияночки» и звучит песня «У каждого из нас своя Россия»)
Знакомство с образом Россияночки

А какие же еще богатства есть в нашей стране? Давайте узнаем!
- Видеопросмотр «Моя Россия» под музыкальное сопровождение – песня «Хохлома» и «У моей России длинные косички».
- Вот сколько разных богатств, красоты есть у нашей Родины. Но кажется нам пора отправляться дальше. Вперед!
Физразминка под музыку «Вместе вся Россия»
(Дети по кочкам – кругам зеленого цвета – переправляются через болото и оказываются в музее, где представлены репродукции картин «Защитники Земли Русской»)
Воспитатель:
- Ребята! Смотрите, мы оказались в картинной галерее. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах? (Ответы детей)
Дети:
- Это солдаты, рыцари, защитники, войны, богатыри.
-Конечно же это богатыри. В разное время люди называли защитников Родины по-разному. Богатыри сильные как ветер, могучие как ураганы. Они защищают нашу Землю.
Воспитатель:
- Какие же они, богатыри? Люди говорят, что они обладают «богатырской силой»? (ответы детей)
Дети:
- Сильные, отважные, храбрые.
-Да, Они могучие, решительные, отзывчивые, защитники Земли родной.
Дети рассматривают картины и задают вопросы по их содержанию.
Физминутка
Ребята! А мы можем быть такими же как богатыри? Что бы ими стать нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Богатырь – вот он каков (показываем силача)
Он силен и здоров.
Он из лука стреляет (имитация движений),
Метко палицу бросает (имитация),
На границе стоит, зорко-зорко глядит (имитация).
Подрастем и мы, смотри (поднимаем руки вверх)
Станем как богатыри! (руки на поясе)
Ведь в нашей стране есть горы - высокие (Имитация движения – поднимаемся на гору),
Реки глубокие (качание руками внизу),
Степи, поля – широкие (руки в стороны влево и вправо),
Леса большие (руки вверх),
А мы ребята – вот такие (имитация)
Дидактическая мемо - игра «Светофор»
(Дети берут круги красного и зеленого цветов по два на каждого ребенка)
Красный цвет поднимаем – так поступать нельзя, не бережем, не защищаем нашу страну;
Зеленый цвет - так поступать нужно, бережем, защищаем Родину.
Воспитатель:
- Ребята! Теперь мы сильные, дружные, никакой враг нам не страшен!
А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор» Возьмите себе по два круга – красный и зеленый. Смотрите! Кто догадается на что похожи эти круги? (Ответ детей)
- Правильно! Это цвета светофора. (вспоминаем с детьми, что означают цвета светофора)
-Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его водой, землей и тканью.
Художественное творчество под музыкальное сопровождение «Я, ты, он, она» и «Лети туда, где солнца свет»
- Ребята! Мы с вами видели, как изображают нашу Родину художники. Каждый видит ее по-своему.
А давайте тоже изобразим нашу страну. Ведь ее красота- в наших с вами руках.

Шушкова Галина Витальевна
Консультация для родителей «Нравственное-патриотическое воспитание детей в старшей группе»

Нравственно – патриотическое воспитание детей одно из основных задач дошкольного образования.

Первым университетом нравственно патриотического воспитания является семья и дошкольное учреждение, в котором находится ребенок. Важно, чтобы ребенок воспитывался в атмосфере любви , комфорта и внимания.

Нравственно- патриотическое воспитание , начинается с любви к семье, родителям , родной улице и детскому саду. Для формирования чувства патриотизма важно познакомить его с понятиями семья, родной город, Родина , родная культура.

Первое представления о нравственном воспитании ребенок берет из семьи и дошкольном учреждении. Важно на начальном этапе проводить беседы с ребенком, что такое семья – мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки.

В семье все должны любить друг друга, проявлять заботу и внимание, оказывать помощь, поддержку. В семье у всех есть свои обязанности, старшие заботятся о младших , выполнение поручений, просьб, уточняются понятия семейные традиции, праздники.

На следующем этапе ребенка знакомят с понятиями родная улица, родной город. Проводятся экскурсии по городу, знакомят ребенка с названиями близ лежащих улиц, домами, магазинами, парками, памятниками. В этом возрасте ребенок должен знать свою фамилию и имя, домашний адрес. Обращать внимания ребенка на субботники, объяснять, что город должен быть чистым и красивым, так же обратить внимание на труд людей, профессии которых связаны с облагораживанием улиц.

На следующем этапе, познакомить ребенка с названием города, его гербом, с историей города, его памятниками, их названиями и историей, посетить музей. Познакомить со стихотворениями о родном городе, праздниками, например - День города.

Так, у ребенка формируется понятие малая родина .

Очень важно познакомить ребенка с природой родного края.

Дать сведения о реках и озерах, их названиях, какие растения произрастают на территории края, какие животные обитают, отметить, что нужно очень бережно относиться к природе. Тем самым воспитать у ребенка чувство гордости и любви за любимый край, видеть красоту окружающего мира.

Ознакомив ребенка с понятиями семьи, малая родина , красотой родного края, мы расширяем кругозор ребенка.

Любовь к стране родной, России.

На этом этапе мы знакомим ребенка с названием страны, с ее символами : герб, флаг, гимн.

Предложить ребенку рассмотреть карту мира, указать на карте расположение нашей страны, уточнить как огромна наша страна, познакомить с названием столицы нашей родины . Отметить как много в нашей стране озер, рек, лесов, морей, гор. На следующем ознакомительном этапе, рассмотреть иллюстрации с их изображениями. Важно отметить, как огромна наша страна и многонациональна, познакомить с национальностями людей проживающих в нашей стране, отметить, что каждая нация имеет свою культуру, традиции и обычаи.

Важно подробно остановиться на культуре нашей страны и ее традициям.

Хорошо начать с чтения русских народных сказок, потешек, попевок, стихотворений, былин. Заучить полюбившиеся стихи и потешки.

Познакомить детей с народным творчеством, с предметами

народно – прикладным искусством. Здесь хорошо остановиться на истории возникновения матрешки, отметить, что она так же является символом России, рассказать о дымковской игрушке и ее истории, хохломской росписи.

Очень важно остановиться на праздниках. Рассказать о народном празднике Масленица и обязательно в нем принять участие. Интересно будет организовать праздник на территории детского сада.

Не забыть и о таких праздниках, как «День защитника Отечества» , «8 Марта» , «День матери» , «День пожилых людей» , «День космонавтики» . Рассказать детям историю праздника, поведать о героическом подвиге Юрии Гагарина, какой вклад он внес в историю нашей страны.

Тема Великой Отечественной войны, очень важная часть истории нашей страны. Именно на этой теме нужно подробно остановиться. Рассказать о празднике «День Победы» , о Великой Отечественной войне, в которой вся страна встала на защиту нашей Родины от вражеских завоевателей, о роли детей в ВОВ . Именно эта тема как нельзя лучше раскрывает для ребенка такие понятия как : Родина , патриотизм, героизм, смелость, отвага, чувство товарищества, взаимовыручка, благодаря этим качествам мы стали победителями в этой войне, не смотря на все тяжелые испытания которые пришлось пережить. Именно на таких примерах дети испытывают гордость за нашу великую Родину , вырастают достойной сменой старшего поколения .

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к труду.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Формировать элементарные знаний о правах человека.
Расширять представлений о городах России.
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
- Детский сад

Семья
- Родная улица, район
- Родной город город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) Непрерывность и преемственность педагогического процесса
Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
Деятельностный подход
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

3.Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Цель: развивать речь детей

4. Занятие «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

5.Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.

6. Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

Октябрь

«Моя семья»

1.Занятие «Моя семья».

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Беседа «Наша Родина-Россия».

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

3. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

4. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

5. Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

6. Занятие «Пеку, пеку хлебушек».

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

Ноябрь

«Наша Родина-Россия».

  • Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
  • Занятие «Государственный флаг РФ».
  • Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
  • Конкурс чтецов «Стихи о маме».
  • Занятие «Государственный гимн России»
  • Беседа «Дом, улица, адрес».

Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях

Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

7.Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

8.Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!»

Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

9.Рисование на тему «Моя Родина».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.

Декабрь

«По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».)

1.Занятие: «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

2. Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

3. Занятие «Страна моя родная!».

Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России.

4. Изготовление альбома «Родная сторонушка».

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном Ставропольском крае.

5. Развлечение «Я и мои права».

Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

6. Беседа «Животный мир нашего края».

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

7.Праздник «Новогодний карнавал».

Цель: создать у детей радостное настроение.

8.Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

Январь

«Народные праздники»

1.Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»

Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. Занятие «Доведи дело до конца».

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

4. Беседа «История моего города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

5. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.

6. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления;

Февраль

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества)

1.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: расширение кругозора.

2. Экскурсия в зимний парк.

Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.

3. Беседа «Мои друзья».

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

4. Занятие «Государственный герб России».

Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

5. Праздник «Масленица».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

6. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

7. Занятие «Кто сторожит тишину?».

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

8.Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».

Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.

Март

«Моя мама»

1.Занятие «О мамах родных и очень важных».

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

4. Игра – путешествие «Москва– столица России».

Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

6.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Апрель

«Наши космонавты»

1.Занятие «Покорение космоса».

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».

Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

3. Беседа «Я и моѐ имя».

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

4. Занятие «Праздник Пасхи».

Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.

5. Развлечение «Праздник Родины – России!»

Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России.

«Праздник Весны»

1.Развлечение «Веснянка».

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

2. Беседа «знамя Победы».

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

3. Занятие «Этот день Победы».

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

7. Занятие «День защиты детей.»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

8.Конкурс рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями). Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

1. Развлечение «День знаний».

Цель. Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

2. Занятие «Я и мои права».

Цель. Продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

3. Рисование дома для своей семьи.

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. Воспитывать любовь и уважение к членам их семей.

4. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель. Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

5. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Цель. Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

6.Занятие «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Цель. Формировать у детей доброе отношение к близким людям, умение исправлять свои ошибки, прося прощения.

7.Выставка рисунков на тему «Моя малая Родина»

Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к родному городу.

8.Беседа «Звонок на работу маме».

Цель. Формировать основы этикета.

Октябрь

1.Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Цель. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

3. Рассматривание фотографий об исторических местах города и его знаменитых людях.

Цель. Расширять знания детей о нашем городе, прививать желание совершать экскурсии по городу вместе с родителями.

4. Развлечение «Дары природы».

Цель. Расширять представление детей о пользе овощей и фруктов; показать значение хлеба в жизни человека. Воспитывать уважение к труду овощеводов, хлеборобов.

5. Дидактическая игра «Где был Петя».

Цель. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания; воспитывать уважение к людям труда.

6. Беседа «Какими должны быть мальчики и девочки».

Цель. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

7.Выставка совместного творчества родителей и детей на тему: «Осенняя палитра».

Цель. Воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе

8. КВН «Осенний марафон».

Цель. Закреплять знания детей об окружающей природе, прививать бережное отношение к ней.

Ноябрь

1. Занятие «Земная жизнь пресвятой Богородицы».

Цель. Закреплять и расширять знания детей о земной жизни пресвятой Богородицы. Воспитывать любовь и уважение к маме.

2. Беседа «Расскажи, где ты живешь?»

Цель. Расширять знания детей о родной станице, развивать коммуникативные умения.

3. Развлечение «Мама, ты на свете лучше всех».

Цель. Воспитывать желание заботиться о маме, поздравить с Днем матери. 4.Конкурс чтецов " Мамочка любимая".

Цель. Воспитывать любовь, уважение, заботливое отношение к маме.

5. Развлечение «Казачья ярмарка».

Цель. Продолжать знакомить детей с историей родного края, с его традициями, народной культурой; с развитием края в наши дни, с достижениями и богатствами кубанцев.

6. Фотовыставка «Очень бабушку свою, маму мамину люблю».

Цель. Воспитывать желание заботиться о своей бабушке, гордиться, любить ее.

7. Развлечение «Праздник сказки».

Цель. Углублять интерес детей к сказкам, прививать любовь к устному народному творчеству.

Декабрь

1. Занятие «О правах играя».

Цель. Расширять знания детей о правах ребенка; о его обязанностях.

2. Беседа «Законы, по которым мы живем».

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием «Конституция»; расширять их знания о правах и обязанностях ребенка.

3. Чтение сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино».

Цель. Побеседовать с детьми о справедливости сказочного государства.

4. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Цель. Расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних обычаях.

5. Дидактическая игра «Куда пойдѐшь и что найдѐшь».

Цель. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Понимать смысл пространственных отношений.

6. Оформление группы к празднику.

Цель. Вызвать желание всем вместе украсить группу, трудиться сообща.

7.Праздник " Здравствуй, здравствуй Новый год!".

Цель. Вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение.

8. Проведение конкурса " Новогоднее чудо". Цель. Воспитывать у родителей и детей желание придумывать новогодние игрушки и делать их вместе.

Январь

1. Занятие «Школа зелѐного огонька».

Цель. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

2. Физкультурный досуг «Рождественские колядки».

Цель. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.

3. Беседа «Березка-символ России».

Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке. Прививать любовь к Родине.

4. Кубанская народная игра «Три бабки»

Цель. Прививать интерес к кубанскому народному творчеству, желание играть в кубанские народные игры.

5. Беседа «Народные промыслы».

Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

6. Составление рассказов о своей Родине, о ее будущем.

Цель. Прививать интерес к жизни людей в России, любовь к нашей Родине-России, гордость за Россию и ее граждан.

7. Беседа «Зимушка - зима».

Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

8. Выставка рисунков «Зимние праздники».

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к национальным праздникам.

Февраль

1. Беседа «Мы все разные, но мы все равны».

Цель. Расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием «гражданин»; знакомить с национальными праздниками разных народов.

2. Занятие «Наша армия».

Цель. Продолжать расширять представление детей о Российской армии; закреплять знания детей о военных профессиях; прививать уважение к людям этих профессий.

3. Физкультурное развлечение «Русские богатыри».

Цель. Развивать у детей быстроту, силу, выносливость, внимание.

4. Занятие «Моя родословная».

Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.

5. Просмотр видеопрезентаций «Защитники Родины».

Цель. Рассказать детям о людях, прославивших нашу страну в годы войны и в наше время.

6. Изготовление подарков папам и дедушкам.

Цель. Прививать внимательное, заботливое отношение к близким людям.

7. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ лицея № 14 «Весѐлое путешествие друзей».

Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе.

8. Фотовыставка «Защитники Родины - наши деды и отцы».

Цель. Прививать желание больше узнавать о своих родных людях.

Март

1. Занятие «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Цель. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.

2. Изготовление подарков для мам, бабушек.

Цель. Прививать желание дарить родным людям подарки.

Цель. Воспитывать желание поздравить мам, бабушек и заботиться о них.

4. Выставка детских рисунков «Подарю рисунок маме».

Цель. Прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

5. Занятие «Москва-столица нашей Родины».

Цель. Формировать у детей понятие о Москве-столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

6. Беседа «Государственные символы России».

Цель. Продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине.

7. Занятие «Прогулка по весеннему парку».

Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них.

Апрель

1. Занятие «Наши космонавты».

Цель. Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.

2. Спортивное развлечение «Мы - космонавты».

Цель. Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость.

3. Беседа «Наше государство - Российская Федерация».

Цель. Знакомить детей с различными городами России. Закреплять знания детей о государственных символах Российской Федерации; воспитывать любовь к своей Родине.

4. Развлечение «Весенние посиделки».

Цель. Уточнять и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре и фольклору русского народа.

5. Беседа о школе, экскурсия в школу.

Цель. Расширять знания детей о школе; вызывать желание учиться в ней.

6. Занятие «Земля - наш общий дом».

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием «Земля - наш общий дом», с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

7. Праздник «Неразлучные друзья - взрослые и дети!».

Цель. Воспитывать у детей желание веселиться, соревноваться вместе с родителями.

8. Выставка рисунков «Моя воспитательница».

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему.

1. Тематическое занятие, посвящѐнное Дню Победы.

Цель. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства.

2. Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

Цель. Показать детям, что спустя много лет люди помнят о Великой Отечественной войне и чтят память погибших.

3.Высаживание цветов в саду детского сада в память о погибших солдатах.

Цель. Формировать у детей патриотические чувства.

4. Беседа «Моя семья».

Цель. Продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях. 5.Дидактическая игра «Собственный город».

Цель. Способствовать развитию воображения. Воспитывать чувство сопричастности к жизни города, страны, края.

6.Развлечение - беседа «Путешествие к морю».

Цель. Закреплять знания детей о морской фауне и флоре.

7.Занятие «Цветы».

Цель. Прививать интерес к жизни растений, бережное отношение к окружающей природе.

8.Выпускной бал «До свиданья, детский сад!».

Цель. Воспитывать у детей желание играть, веселиться вместе со своими сверстниками и родителями.

Список использованной литературы:

1. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

2. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.

3. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.