Театрализованная деятельность старшая группа перспективное. План работы театрального кружка «Веселый балаганчик

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным.

А.Богуш

Пояснительная записка

При составлении плана программы: «Театр и дети» был проанализирован Базовый компонент дошкільної освіти України, и использованы следующие альтернативные программы: «Дитина», «Дитина в дошкільні роки».

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.

Главной целью программы: «Театр и дети», является приобщение детей к разнообразным видам театральной деятельности. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности: специально организованная - в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность - при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, конечно же, итог артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст - это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т.д. Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Театральная деятельность расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства. Театральная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.

Программа состоит из трех разделов по возрастам: младший, средний и старший возраст.

Структура программы

В программе выделено три типа задач:

1 тип задач — развитие выразительной речи;

2 тип задач образовательные задачи, которые непосредственно связаны с изучением, театрально-эстетического искусства, развитием артистизма, навыков сценических воплощений в играх инсценировках и драматизациях, а также навыков овладения вождения кукол;

3 тип задач — это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, чувства эмпатии а также коммуникативных способностей театрального искусства.

Организация театральной деятельности

Театральные занятия проводятся один раз в неделю для каждой возрастной группы: время проведения занятий

II младшая группа — 20-25 минут, средняя группа 25-30 минут, старшая группа — 30-35 минут

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Существует и комплексное занятие: театр + музыка, театр + лепка, (фигурки отдельных персонажей или целые сценки), театр + ИЗО (рисование различных эпизодов сказки) театр + ЛЕГО конструктор и т. д.

Постепенность и последовательность этой программы позволяет ребенку познакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Общие задачи театральной деятельности

Реализовывать творческий потенциал ребенка, знакомить с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;

Последовательно и поэтапно знакомить детей от 3 до 6 лет с театральным искусством, через эстетическое восприятие;

Приобщатъ детей к театрально-эстетической культуре знакомить с устройством театра;

Развивать выразительную речь включая в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности;

Обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом пространстве;

Учить передавать характер, особенности образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движениями;

Обучать детей кукловедению;

Учить с выражением декламировать текст;

Развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях);

По средствам личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;

Воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честностъ, взаимопомощь и т.д.);

Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов;

Младший дошкольный возраст

Узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;

Сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;

Учиться говорить правильно, четко, выразительно;

В игровой деятельности:

Выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

Повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

Выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

Разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

Инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

О малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

Про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);

Про смысл театральной постановки.

Игры импровизации;

Игры забавы;

Показ драматизации;

Показ настольного театра;

Показ театра игрушек;

Показ пальчикового театра.

Инициатива детей

Ряженье

Инсценировка стихов, сказок;

Проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

Пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игри игр с игрушками.

Книжка — игрушка;

Книжка-раскладушка;

Книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;

Настольный театр;

Пальчиковый театр;

Резиновые, пластмассовые игрушки;

Активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе

Показа театрального действия и театрализованной игры;

Имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

С интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

Инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

С интересом слушает;

Манипулирует с игрушками;

Инициатор ряженья.

Планирование занятий во второй и младшей группе

Сентябрь

1 неделя: «Давайте познакомимся». Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи свое имя ласково», народная игра.

2 неделя : рассказывание народной сказки: «Курочка Ряба» или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, веселый танец с детьми на тему сказки.

3 неделя: пересказ сказки с использованием игрушек, подвижная игра: «Курочка и цыплята».

4 неделя: подвижная игра: «Курочка и цыплята», драматизация по сказке «Курочка Рябa».

Октябрь

1 неделя: рассказывание «Пiшла киця по водицю», беседа по содержанию, подвижная игра: «Котята».

2 неделя: рассказывание вместе с детьми: «Пiшла киця по водицю», упражнение: «Изобрази героя», веселая песня «Про котенка».

3 неделя: отгадывание загадок, разучивание колыбельной песни.

4 неделя: подвижная игра «Гуси», хороводы.

Ноябрь

1 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения, знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок», подвижная игра «Курочка-хохлаткa».

2 неделя: рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение.

3 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», свободные веселые танцы

4 неделя: драматизация сказки К.Чуковского «Цыпленок», слушание спокойной музыки.

Декабрь

1 неделя: знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию, подвижная игра.

2 неделя: отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала, драматизация сказки С. Маршака «Перчатки».

3 неделя: рассмотрение иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», имитационные упражнения.

4 неделя: пересказ сказки с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения, прослушивание песен о дружбе.

Январь

1 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационное упрaжнение «Изобрази героя», танец «Маленьких утят».

2 неделя: игра «Изобрази героев», драматизация сказки «Репка», хоровод.

3 неделя: игра «Назови друга ласково», рассказывание сказки «Рукавичка», беседа по содержанию сказки.

4 неделя: отгадывание загадок, рассказывание сказки «Рукавичка» вместе с детьми, подвижная игра.

Февраль

1 неделя: рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям, пантомимические упражнения.

2 неделя: отгадывание загадок, драматизация сказки «Рукавичка».

3 неделя: рассказывание «Кто сказал мяу», имитация движений и голосов героев.

4 неделя: подвижная игра «Воробей и кот», рассказывание «Кто сказал мяу» вместе с детьми.

Март

1 неделя: отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, имитация движений персонажей «Кто сказал мяу».

2 неделя: подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация рассказа «Кто сказал мяу», веселый танец.

3 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, подвижная игра «Лиса и зайцы».

4 неделя: беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные упражнени

Апрель

1 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми, имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов.

2 неделя: отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку.

3 неделя: отгадывание загадок «Заюшкина избушка».

4 неделя: рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность.

1 неделя: игра: «Угадай, о ком говорю», рассказывание сказки «Теремок» вместе с детьми, имитационные упражнения.

2 неделя: отгадывание загадок про пальчиковый театр по сказке «Теремок», веселый танец.

3 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения под музыку, веселый танец

4 неделя: отгадывание загадок по костюмам, драматизация сказки «Теремок», хоровод.

Средний дошкольный возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления:

Следить за развитием действий в художественных произведениях, театральных постановках;

Эмоционально воспринимать театральные постановки;

Сопереживать героям спектакля, эмоционально реагируя на их положительные и отрицательные поступки (смеяться, плакать, стараться помочь) понимать мораль сказки, отличать добро и зло;

Рассказывать свои впечатления от просмотренных спектаклей, от своего участия в драматизации.

В игровой деятельности:

Передавать характерные особенности персонажа во время исполнения роли;

Исполнять роли во время совместной с воспитателем театральной деятельности;

Исполнять роль во время совместной с сверстниками игр, диалогов;

Оживлять героев, исполняя роли за себя или за куклу;

Самостоятельно пересказывать с имитацией движения фольклорных произведений;

В ходе драматизации знать текст выразительно и на память;

Исполнять движения, жесты, действия героев в театральных костюмах, дословно проговаривать текст творчески подбирая интонацию.

В сценической деятельности:

Разыгрывать отдельные эпизоды сказок по интонации взрослого;

Принимать участие в сюжетно-ролевых играх и игр драматизации;

Устраивать импровизационные театры вместе со сверстниками и самостоятельно;

Принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

О малых поэтических жанрах народного фольклора (потешки, стихи, песни, пословицы, поговорки, колядки, щедровки), запоминает их, понимает их смысл и значение;

Получает основные сведения о театре (работа актеров, название помещений театра, оборудование, знакомится с отдельными видами театра, выделяет структуру сказки, повтор, начало, основная часть, концовка).

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

Драматизация сказок;

Показ настольного театра;

Показ театра игрушек;

Организация игр, имитация;

Инсценировка диалога;

Инициатива детей

Ряженье, организация хороводов;

Инсценировка сказок с сверстниками;

Импровизированные игры в театр;

Самостоятельная или со сверстниками в зоне театральной деятельности;

Показатели успехов и достижений:

Активно общается со взрослыми и со сверстниками во время драматизации, инсценировок, игр имитации;

Действует в игровых ситуациях соответственно словам из коротких стихотворений, потешек, артистично передает характерные особенности образов персонажа;

С интересом слушает чтение сказки, смотрит театральные постановки;

Принимает участие в играх драматизациях, сюжетно-ролевых играх, читает стихи по ролям;

Использует костюмы в уголке ряженых и атрибуты.

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

Инициатор совместной деятельности, помощник.

Ребенок:

Участник игр, инициатор совместной деятельности со сверстниками.

Планирование занятий в средней группе

Сентябрь

1 неделя: экскурсия в уголок театральной деятельности, знакоместо с новыми детьми, игра «Назови свое имя ласково», игра «Что тебе нравится в твоем друге», хоровод.

2 неделя: ряженье в костюмы, имитационные этюды, игра «Измени свой голос».

3 неделя: показ театра живых теней, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика.

4 неделя: игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», ведения понятия жесты (определенные движения) и мимика (выражение лица), подвижная игра.

Октябрь

1 неделя: показ теневого театра,Колобок», игра забава.

2 неделя: слушание сказки В.Бианки «Колобок колючий бок» с показом настольного театра, вопросы по содержанию, рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

3 неделя: отгадывание загадок с изображением их героев, показ детьми настольного театра сказки «Колобок колючий бок» и рассказывание хором, индивидуально и в диалогах между героями.

4 неделя: игра «Изобрази настроение героя», показ диалога детьми во время рассказывания сказки «Колобок колючий бок», пение песен.

Ноябрь

1 неделя: рассматривание костюмов и ряженье, драматизация сказки «Колобок колючий бок».

2 неделя: чтение стихотворений о дружбе, беседа о друзьях, рассказывание сказки «Под грибком», беседа по содержанию, игра «Скажи о друге ласковое слово».

3 неделя: отгадывание загадок по содержанию сказки, этюды на выразительность передачи образа, пение песни Шаинского «Если с другом вышел в путь».

4 неделя: прослушивание песен о дружбе, беседа с детьми, рассказывание детьми сказки «Под грибком», общий танец.

Декабрь

1 неделя: драматизация сказки «Под грибком», показ сказки младшим детям.

2 неделя: игра «Что я умею» (например: я зайчик, я умею прыгать и веселиться и т.д.), чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».

3 неделя: упражнение на выразительность движений и мимики, чтение сказки «Кот, лиса и петух», упражнение на интонационную выразительность.

4 неделя: упражнение на выразительность движений, мимические этюды у зеркала.

Январь

1 неделя: драматизация сказки «Кот, лиса и петух», показ детям младшей группы.

2 неделя: игровое занятие, этюды на выразительность движений, этюды на выражение основных эмоций. Игры: «Изобрази жестом слова» (высокий, маленький, До свидания. Здравствуй. Иди сюда), игра: «Пройди тише», игра: «Покажи, какая конфета на вкус». Игра «Покажи свое настроение».

3 неделя: пантомимические этюды, подвижные народные игры.

4 неделя: чтение сказки «Пан Коцький», пантомимическая игра «Угадай кого покажу», пение украинских песен.

Февраль

1 неделя: упражнения в интонировании диалогов, пантомимическая игра «Угадай, кто пришел к коту».

2 неделя: драматизация сказки «Пан Коцький», показ сказки старшим детям.

3 неделя: чтение стихотворения «Добрые слова», игра «Назови вежливое слово», рассказывание сказки «Лиса и журавель».

4 неделя: загадывание загадок, беседа по содержанию сказки «Лиса и журавель», игры на интонационную выразительность речи.

Март

1 неделя: повторение, что такое эмоция, игра «Покажи настроение героя», теневой театр «Лиса и журавель», народная игра.

2 неделя: прослушивание диалогов между детьми по сказке «Лиса и журавель».

3 неделя: придумывание окончаний сказочных историй, рассказывание сказок по очереди, подвижная игра.

4 неделя: игра «На выразительность мимики», рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко», беседа по содержанию, слушание музыкальных фрагментов, интонационное упражнение.

Апрель

1 неделя: музыкальные загадки, рассматривание отличительных особенностей в сказке В. Сутеева «Яблоко», разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

2 неделя: рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью пальчикового театра, пантомимическая игра «Пойми меня».

3 неделя: драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко», подвижная игра «Дождь».

4 неделя: показ драматизации сказки «Яблоко» детям детского сада, пение песен о дружбе.

1 неделя: просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Под грибком», игра-конкурс «Попросись под грибок».

2 неделя: отгадай загадку и покажи без слов героя, игра-имитация «Пойми меня».

3 неделя: игровое занятие, народные игры, игра «Покажи любимого героя и скажи из какой он сказки».

4 неделя: драматизация сказки детьми и родителями по желанию, веселая пляска.

Старший дошкольный возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления:

Понимать смысл сказки, театральный образ как живую актерскую деятельность с использованием речевого общения, мимики, жестов, движений, музыки, танцев, песен;

Оценивать свои поступки и поступки товарищей сравнивать их с поступками персонажей сказок, сопереживать положительным героям;

Узнавать в силуэтах и тенях характерные образы персонажей, оценивать характер героев (хитрый, жадный и т.д.), подсказывать героям, как лучше выйти из трудных ситуаций

В игровой деятельности:

Изображать характерные особенности образа театральных персонажей (движением и словом, движением и мимикой, жестами);

Своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, самостоятельно организовывать игры драматизации, театрализованные игры, игры в театр (Театр);

Распределять роли, подбирать самостоятельно роль, включатся в роль предоставленную взрослым

В сценической деятельности:

Принимать активное участие в подготовке театральных игр;

Творчески перевоплощаться в образ персонажа, разыгрывать сюжет, четко, выразительно исполнять роль;

Вносить творческие фрагменты в игру по сказке, иметь желание играть в уголке театрализованной деятельности, изготовлять атрибуты, костюмы, декорации;

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

О театре как средстве выражения жизненных ситуаций в актерской игре;

О разных видах театра их особенностях и значениях;

Про театральную терминологию (коллектив театра, актер, труппа, режиссер, костюмер, гример, художник, декоратор, зрители, успех, аплодисменты; спектакль - сюжет, сценарий, премьера, части спектакля, антракт; театр - афиша, касса, билет, зал, кулисы, звонок, занавес, балкон, фойе, декорации);

Коллективный характер подготовки к театральной постановке, важность ориентировки на партнеров во время игровых действий;

Творчески подходить к исполнению роли.

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

Театрализация эпизодов сказок;

Драматизация сказок;

Показ настольного театра;

Показ театра игрушек;

Организация игр, имитация;

Кукловедение;

Инсценировка и чтение по ролям стихотворений, сказок;

Оснащать сюжетно-игровое поле;

Разработка сценария;

Инициатива детей

Ряженье;

Инсценировка стихотворений, сказок самостоятельно и со сверстниками;

Обогащение атрибутами игровое поле или театрализованное действие;

Желание водить марионетки и показывать кукольный театр;

Показатели успехов и достижений:

Составление сюжета на наглядной, словесной основе и самостоятельно;

Составляет сценарии по стихотворным текстам или на основе комбинирования сюжета;

Самостоятельно реагирует на смысл украинского фольклора;

Использует малые жанры фольклора сюжетно-ролевых игр;

Самостоятельно показывает спектакли с игрушками настольным, теневыми театрами;

Организовывает сюжетно-ролевую игру (Театр)

Организовывает самостоятельно или по просьбе воспитателя игры-драматизации, театральные игры, по сюжетам известных произведений;

Принимает участие в инсценировке сказок;

Изготовляет вместе с воспитателем атрибуты, костюмы, декорации;

Проявляет себя как эмоциональный, чуткий зритель;

Классифицирует чувства и поступки персонажей и сопоставляет их с собственными поступками;

Проявляет собственную позицию в процессе перевоплощения в сценический образ;

Запоминает сюжетную последовательность;

Вовремя включается в действие;

Использует музыкально-пластично-песенный опыт;

В театрализации различных жанров литературных произведений

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

Организатор предметно-игровой среды;

Помощник;

Зритель;

Участник игры;

Режиссер

Ребенок:

Участник игры;

Режиссер;

Исполнитель;

Инициатор совместной деятельности;

Организатор сверстников.

Планирование занятий в старшей группе

Сентябрь

1 неделя: формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке, способствовать возникновению дружеских взаимоотношений, игра «Расскажи о себе», рассказ об устройстве театра.

2 неделя: познакомить детей с понятиями мимика, жест, упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, развивать способность понимать и слушать собеседника, пантомимические упражнения.

3 неделя: развивать фантазию творчества в процессе придумывания диалога к сказке, учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость, активизировать использование в речи детей понимание, мимику, жест. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба», хоровод.

4 неделя: развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса, активизировать словарь, закрепляя умение пользоваться понятиями, мимика жест, игра «Я прочту стихотворение, а ты покажи действие мимикой и жестами», народная игра.

Октябрь

1 неделя: способствовать объединению детей совместной деятельностью, расширять словарь жестов и мимики, введение понятия (пантомима) творческая игра «Что за сказка», пение песни из мультфильма «Пластилиновая ворона».

2 неделя: учить характерной передачи образов движениями рук и пальцев, закрепить в речи понятие пантомима, игровые упражнения с помощью пальцев, игры-инсценировки с помощью пальцев, веселые танцы.

3 неделя: развивать фантазию, совершенствовать выразительность движений, чтение сказки В.Бианки «Теремок», игра «Кто это?», слушание спокойной музыки.

4 неделя: создать положительный и эмоциональный настрой, вызвать интерес к новому произведению, учить понятно, логично, отвечать на вопросы по содержанию сказки, развивать умение охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. Беседа по сказке В.Бианки «Теремок», слушание песен о дружбе.

Ноябрь

1 неделя: развивать умение выразительно рассказывать сказку. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность передачи образов, народные игры.

2 неделя: учить узнавать героев по характерным признакам в игре «Узнай героя», совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Драматизация сказки «Tepeмок».

3 неделя: введение понятия интонация, игры на отработку интонационной выразительности. Развитие коммуникативных способностей, слушание спокойной музыки.

4 неделя: введение понятие скороговорка, отработать дикцию проговариванием скороговорок, подвижная игра.

Декабрь

1 неделя: уточнить понятие скороговорка, развивать дикцию, ввести понятие рифма, упражнять в придумывании рифмы к словам, подвижная игра.

2 неделя: упражнять в подборе рифм к словам, дидактическая игра «Придумай как можно больше слов», поощрять совместное стихосложение.

3 неделя: показать, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения, помочь детям понять смысл сказки «Хвостатый хвастунишка», совершенствовать средство выразительности в передачи образов сказки.

4 неделя: учить логично и понятно, отвечать на вопросы сказки, используя в речи сложноподчиненные в речи предложения. Дать понятия, что музыка и иллюстрации верное средство выразительности, характеристика персонажей сказки, народная игра.

Январь

1 неделя: пантомимические упражнения, интонационные упражнения, передача образов через средство выразительности. Конкурс «На лучший показ героя сказки».

2 неделя: драматизация сказки «Хвостатый хвастунишка», учить коллективно и согласованно взаимодействовать, проявлять свою индивидуальность. Парный танец.

3 неделя: знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик», беседа по содержанию, сочинение продолжения сказки. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

4 неделя: пантомимическая игра, придумывание сказки, драматизация придуманной сказки, развивать творческое воображение, развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе

Февраль

1 неделя: учить распознавать эмоциональное состояние по мимике, учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации изображать соответствующую мимику у себя на лице.

2 неделя: объяснение понятия эмоция, знакомство с пиктограммами, изображающими эмоции, эмоциональное чтение стихов игрушки, подвижная игра.

3 неделя: драматизация сказки «Снежная королева», способствовать обогащению словаря и эмоциональной среды ребенка;

4 неделя: знакомство со сказкой К.Чуковского «Айболит и воробей», пение песен.

Март

1 неделя: воспитывать у детей эмпатию, закрепить умение последовательно излагать мысли по сказке К.Чуковского, игра «Изобрази настроение героев»;

2 неделя: помочь детям понять взаимозависимость людей, их необходимость друг другу. Игры с куклами марионетками.

3 неделя: управление куклами бибабо из сказки «Репка», показ кукольного театра по сказке «Репка».

4 неделя: слушание сказки «У страха глаза велики», изображение эмоций страха, танец под фонограмму к песне В.Шаинского «Улыбка».

Апрель

1 неделя: беседа по сказке «У страха глаза велики», пантомимические игры, ряженье в костюмы, хоровод.

2 неделя: закрепить умение изображать страх, рассматривать картины «Страшно», рисование свои страхов, игра «Преодолеем страх», настольный театр «Красная Шапочка».

3 неделя: распределение ролей, ряженье в костюмы, драматизация сказки «У страха глаза велики».

4 неделя: знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна», игра «Найди и покажи эмоции», подвижная игра.

1 неделя: учить детей распознавать злость, совершенствовать умение передавать настроение героев с помощью различных интонаций, рассматривание картинки «Злость». Упражнение на выразительность голоса, мимики и голоса.

2 неделя: неделя беседа о злости, упражнение «Изображаем эмоцию», рассказывание детьми сказки, «Как поссорились Солнце и Луна».

3 неделя: закрепить умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки драматизации, распределения ролей, ряженье. Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Лунa».

4 неделя: викторина «Мы любим сказки», драматизация любимой сказки, игра «Я называю героев вы называете сказку», отгадывание загадок, игра «Покажи эмоции». Игра «Покажи героя», веселые песни. Награждение.

Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа).

Игра «Назови свое имя ласково».

Занятие 2. Попробуем измениться.

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

2. Развивать способность понимать собеседника.

3. Познакомить детей с понятиями «мимика, жест».

4. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

ü Игра «Назови ласково соседа».

ü Вопросы к детям.

ü Творческое задание.

ü Пантомимические загадки и упражнения.

Занятие З. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?

1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

ü Игра «Театральная разминка».

ü Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Занятие 4. Игровой урок.

1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

ü Сюрпризный момент.

ü Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

Октябрь.

Занятие 1. Одну простую сказку

Хотим мы показать.

1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

3. Расширять «словарь» жестов и мимики.

ü Пантомимическая игра.

ü Введение понятия «пантомима».

ü Творческая игра «Что это за сказка?»

Занятие 2. Играем пальчиками.

1. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

2. 3акрепить в речи детей понятие «пантомима».

ü Повторение и закрепление понятия «пантомима».

ü Игровые упражнения с помощью пальчиков.

ü Игра-инсценировка с помощью пальчиков.

Занятие 3. Постучимся в теремок.

1. Развивать фантазию.

2. Совершенствовать выразительность движений.

3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

ü Игра-загадка «Узнай, кто это?»

ü Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».

ü Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно.

1. Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.

2. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

3. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки.

4. Совершенствовать интонационную выразительность.

ü Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».

ü Интонационные упражнения.

Ноябрь.

Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил.

1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

ü Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

ü Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

Занятие 2. Косолапый приходил.

Теремочек развалил.

1. Учить узнавать героя по характерным признакам.

2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

3. Формировать дружеские взаимоотношения.

ü Игра «Угадай героя».

ü Драматизация сказки.

Занятие 3. Учимся говорить по-разному.

1. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.

2. Развивать интонационный строй речи у детей.

3. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

4. Развивать коммуникативные способности.

ü Вводная беседа.

ü Введение. Объяснение понятия «интонация».

ü Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

Занятие 4. Учимся четко говорить.

1. С помощью сказки развивать фантазию детей.

2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

ü Погружение в сказочную ситуацию.

ü Введение понятия «скороговорка».

ü Игра-упражнение «Едем на паровозе».

ü Физкультминутка «Буратино».

ü Обобщение.

Декабрь.

Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять –

Стихи мы будем сочинять.

1. Уточнить понятие «скороговорка».

2. Развивать у детей дикцию.

3. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».

4. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

5. Учить работать вместе, сообща, дружно.

ü Повторение понятия «скороговорка».

ü Игра «Едем на поезде».

ü Введение понятия «рифма».

ü Дидактическая игра «Придумай рифму».

ü Физкультминутка.

ü Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово - рифму добавляем.

1. Создать положительно эмоциональный настрой.

2. Упражнять детей в подборе рифм к словам.

3. Закрепить понятие «рифма».

4. Поощрять совместное стихосложение.

ü Погружение в сказочную атмосферу.

ü Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».

ü Физкультминутка.

ü Придумывание рифмующихся слов.

Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки.

1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2. Учить связно и логично передавать мысли.

3. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

4. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

ü Вводная беседа.

ü Рассказы детей по ассоциациям.

ü Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился.

1. Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.

2. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.

3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

ü Беседа по содержанию сказки.

ü Слушание сказки с музыкальными фрагментами.

ü Физкультминутка.

ü Рассматривание иллюстраций к сказке.

ü Характеристика персонажей сказки.

Занятие 1. Гордится Петенька красой, ног не чует под собой.

1. Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

2. Воспитать уверенности в себе, в своих силах.

ü Погружение в сказку.

ü Пантомимические упражнения.

ü Интонационные упражнения.

Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался.

1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к ДРУГУ-

ü Отгадывание загадок.

ü Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

ü Драматизация сказки.

ü Заключительный танец.

Занятие 3. Сочиняем новую сказку.

2. Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета.

3. Совершенствовать навыки групповой работы.

ü Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» (3).

ü Беседа по содержанию.

ü Сочинение продолжения сказки.

Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем.

1. Развивать у детей творческое воображение.

2. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

ü Погружение в сказку, придуманную детьми.

ü Пантомимическая игра «Узнай героя».

ü Драматизация сказки.

Февраль.

Занятие 1. Наши эмоции.

1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «страх», «злость».

2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице.

3. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

ü Рассматривание сюжетных картинок.

ü Беседа.

ü Упражнение «изобрази эмоцию».

ü Практическое задание.

ü Обсуждение.

Занятие 2. Изображение различных эмоций.

1. Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

3. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

ü Введение. Объяснение понятия «эмоция».

ü Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.

ü Этюды на изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса.

1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

3. Обогащать и активитивизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

ü Рассматривание графических карточек.

ü Беседа.

ü Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья.

1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.

2. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

ü Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»

ü Беседа о настроении героев сказки.

ü Практическое задание.

Март.

Занятие 1. Пропал бы бедный воробей,

если б не было друзей.

1. Воспитывать у детей симпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

2. Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

3. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

ü Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

ü Беседа о друге.

ü Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».

ü Упражнение «Изобрази настроение».

Занятие 2. Друг всегда придет на помощь.

1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

4. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки.

ü Чтение стихотворения о друге.

ü Рассказ из личного опыта.

ü Беседа о сказках.

ü Игра - загадка «Зеркало».

Занятие 3. Слава, слава Айболиту,

Слава, слава всем друзьям!

1. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2. Развивать социальные навыки общения.

ü Отгадывание загадок.

ü Ряжение в костюмы.

ü Драматизация сказки «Айболит и воробей»

Занятие 4. Когда страшно, видится то, чего нет.

1. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

2. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.

3. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

ü Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики»

ü Беседа по сказке

ü Изображение эмоции страха.

ü Рассказы детей из личного опыта.

Апрель.

Занятие 1. Каждому страх большим кажется.

1. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

2. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.

3. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.

ü Беседа по сказке «У страха глаза велики».

ü Пантомимическая игра «Изобрази героя».

ü Повторное слушание сказки.

Занятие 2. Преодолеем страх.

1. Закрепить умение детей изображать страх.

2. Учить преодолевать это состояние.

3. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

ü Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

ü Изображение различных степеней страха.

ü Игра «Преодолеем страх».

ü Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

Занятие 3. У страха глаза велики.

1. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

2. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

ü Распределение ролей.

ü Ряжение в костюмы.

ü Драматизация сказки «У страха глаза велики».

Занятие 4. Если с другом ты поссорился...

1. Показать детям, как легко могут возникать конфликты.

2. Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

3. Закрепить умение различать и изображать злость.

4. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

ü Рассматривание картинки с изображением двух мальчиков и беседа по ней.

ü Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

ü Игра «Найди и покажи эмоцию».

Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

Продолжать учить детей распознавать злость.

Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Рассматривание картинки «Злость».

Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее содержанию.

Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил.

1. Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности.

2. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки.

3. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи , дружбы.

ü Сюрпризный момент.

ü Беседа о злости.

ü Упражнение «Изображаем эмоцию».

ü Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна.

1. Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

2. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

ü Распределение ролей, ряжение.

ü Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки».

i. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

ü Проведение викторины.

ü Драматизация любимой сказки.

Один из пунктов ФГОС дошкольного образования говорит о необходимости вовлекать детей, в деятельность, способствующую развитию творческого потенциала, речевых, мыслительных и социально-коммуникативных навыков, художественно-эстетического образования детей. Один из таких видов – театрализованная деятельность в подготовительной группе детского сада.


Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольника

Театрализованные игры особенно пользуются популярностью у детей подготовительной группы. Это возраст, когда ребенок уже начинает осознавать свою роль в обществе и стремится понять, как себя вести в обществе, учится брать ответственность за поступки, выполнять обязанности.

Важно! Одна из задач воспитателя при организации деятельности – обеспечить научно-обоснованный и системный подход.

Для этого составляется тематическое планирование театральной деятельности. Чтобы запланировать темы занятий, воспитатель должен учесть:

  • требования ФГОС дошкольного образования;
  • возрастные особенности детей;
  • образовательные и развивающие возможности данного вида деятельности;
  • особенности внедрения театральных игр в воспитательный процесс.

Функции театрализованной деятельности

Возможности театрализации в развитии ребенка довольно широки:

  • знакомство с окружающей действительностью через звуковые, цветовые, художественные образы;
  • развитие аналитического и логического мышления;
  • совершенствование речевых навыков;
  • пополнение лексического запаса;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • развитие актерского мастерства.

Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе

Дошкольники старшей группы интересуются театром не только как игрой, но и как видом искусства. Составлять тематическое планирование театрализованной деятельности для данной группы следует с учетом следующих особенностей:

  1. Дети подготовительной группы уже знакомы с правилами поведения в общественных местах, поэтому их можно свободно водить на экскурсии в театр, на сценические постановки.
  2. У детей вызывает интерес теория театрального искусства. В занятия можно включать рассказы об истории театра, об известных актерах, о театральных традициях и профессиях.
  3. Дошкольники справятся не только с актерской ролью, но и с обязанностями режиссера-постановщика. В этом случае актерами станут куклы. Причем, куклы можно изготавливать вместе с детьми на занятиях, как показано в данном видео: Театрализованная деятельность в детском саду
  4. Работать по готовым сюжетам детям будет интересно работать не всегда, значит, нужно помочь им освоить профессию сценариста. Дошкольники с удовольствием придумают собственные сюжеты, наделят кукол ролями, характерами.

Важно! Основной характер театрализации в подготовительной группе должен быть направлен на то, чтобы детям давать больше свободы, возможности проявить инициативу, творческую фантазию.

Особенности планирования театральной деятельности согласно ФГОС ДО

Театрализация как творчество может включаться в:

  • образовательную деятельность;
  • в содержание вариативной и факультативной части образования;
  • в самостоятельную и совместную с родителями деятельность.

Исходя из образовательного и развивающего потенциала театральной деятельности, выделяются следующие цели в работе с детьми:

  • развитие творческого мышления;
  • активизация познавательного интереса;
  • развитие общих знаний, умений и навыков;
  • развитие умения играть по ролям, разыгрывать сценки;
  • вовлечение родителей в театрализацию.

Программное содержание в тематическом планировании занятий должно примерно соответствовать образцу:

Сроки Тематика Программное содержание
сентябрь Вводное занятие Знакомство с театром, как с видом искусства
Театральные профессии Знакомство с театральными профессиями, пополнение лексического запаса.
Сюжетно-ролевые игры Знакомство с культурой поведения в театре.
Инсценирование знакомых сказок (на выбор воспитателя) Развитие познавательного интереса, актерского мастерства.
Октябрь Виды театра Пополнение лексикона, знакомство с видами театра
Ритмика Развитие умения держаться на сцене, двигаться по сценической площадке.
Чтение сказок по ролям (на выбор воспитателя) Развитие речевых навыков, дикции, умения подражать животным.
Подготовка к инсценировке Подготовка детей реквизитов, расширение лексического запаса.
Декабрь Техника речи Работа над речью, дикцией.
Работа над мимикой, жестами, передача характера героя.
Инсценировка сказки (на выбор воспитателя)
Новогодняя инсценировка Пробуждение живого интереса к театрализации
Январь Рождественская инсценировка Знакомство с праздником, развитие творческих навыков через игру на сцене.
Святки
Эмоции Работа над выражением различных эмоций. Передача эмоционального состояния персонажа сценки.
Домашние животные Знакомство со сказками о животных. Работа над передачей образа, характера героя сказки.
Февраль Лесные животные
Дружба Работа над понятиями «дружба», «взаимоподдержка», развитие эмоциональной сферы.
Инсценировка по плану Участие в инсценировании произведения. Проявление актерских и декламационных способностей,
Март 8 марта Участие в концерте для мам. Демонстрация умений выступать на сцене, играть, читать выразительно.
Кукольный театр Знакомство с кукольным театром. Работа с умением управлять куклами.
Кукольные персонажи Наделение каждой куклы именем, характером. Работа над словарным запасом, эмоциональным фоном и дикцией.
Подготовка к постановке Заучивание слов, работа над речью, интонацией, дикцией.
Апрель-май Кукольная постановка Показательное выступление с куклами в роли актеров.
Инсценировки сказок Демонстрация полученных умений в течение года, развитие познавательного интереса и творческого потенциала.

Перспективное планирование театральной деятельности согласно ФГОС должно осуществляться с учетом дидактических и развивающих возможностей данного вида деятельности. Подробности об оформлении образовательных документов можно узнать у сотрудников компании «Арбор Прайм», занимающейся разработкой подобных проектов.

Анжелика Лёвочкина
Перспективный план развития руководства театрализованной игрой по сказке «Колобок»

Перспективный план развития руководства игрой – драматизацией

По сказке «Колобок »

Задачи развития и воспитания :

- развитие умений театрально – игровой деятельности

- развитие выразительности речи

- развитие пантомимических умений

- развитие творческих способностей, развитие умений объединяться в коллективную игру.

День недели Направление руководством (методические приёмы) Содержание работы

понедельник Знакомство с литературным текстом и образами героев

Чтение сказки

Цель : познакомить детей с содержанием сказки Развивать речь , творческие способности детей перевоплощаться в преображаемый образ, используя различные средства выразительности, эмоциональное выразительное чтение сказки «Колобок »

Цель : помочь детям понять содержание сказки

Формировать интерес к играм – драматизациям

Развивать диалогическую речь , формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Помочь детям понять содержание сказки , помочь запомнить её, активизировать речь формировать способность к диалогической речи, развивать способность следить за действиями персонажей сказки . Вопросы :

Что дедушка попросил сделать бабушку? (испечь колобка )

Кто встретился с колобком первый ? (зайчик – побегайчик)

Кто ещё встретился с колобком ? (серый волк, лисичка, медведь)

Что сказал зайчик . когда встретился с колобком ? (колобок , колобок , я тебя съем)

Что ответил колобок ? (не ешь меня. я тебе песенку спою)

Как перехитрила Лисичка Колобка ? 9 притворилась старенькой, что она плохо слышит).

Вторник Прослушивание аудиозаписи

Цель : напомнить содержание сказки ; обратить внимание детей на выразительность речи при озвучивании каждого персонажа Дети , давайте послушаем сказку «Колобок »

Послушайте, как говорит Колобок . а как Зайчик и т. д…

Рассматривание иллюстраций и предложение «Разложи по порядку»

Цель : дать почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему - Ребята, давайте посмотрим рисунки. картинки к сказке .

Вопросы : - Что нарисовано? Кто нарисован?, Какой Колобок ? и т. д…

Давайте разложим картинки по порядку.

Среда Пересказ сказки по иллюстрациям .

Цель :учить следить за рассказом воспитателя , добавлять слово, заканчивать фразы. - Ребята, я сейчас буду рассказывать сказку , а вы мне будете помогать, хорошо?

Жили-были дедушка и (бабушка)

Попросил дед испечь бабку (Колобок )

-Колобок студился , студился и (покатился)

Катится – катится Колобок , а навстречу ему (Зайчик)

Зайчик говорит «Колобок , Колобок , я тебя (съем)

Четверг 1.6Показ сказки на фланелеграфе .

Цель : помочь детям запомнить сказку , вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами - Ребята , сейчас я вам покажу сказку . а вы мне будете помогать. Показ сказки . Вопросы к детям по ходу : - Я забыла, а что же Зайчик сказал ? И т д…

Пятница 1.7Показ кукольного театра .

Цель : учить следить за сюжетом спектакля, вовлекать в игру, вызвать эмоциональный отклик

Показ героев сказки .

Посмотрите, кто у меня в коробке?

Внимательное рассматривание детьми кукол и обсуждение (кто это, какой он? и т. д…

Показ сказки .

Анализ сказки . (Ребята вам понравилась сказка ? А кто был в сказке ? (перечислить персонажей )

А что они делали? и т. д

Понедельник 1.8Показ театрализованного представления детьми старшей группы.

Цель : вызвать желание у детей самим играть в сказку . -Ребята, к нам пришли гости, дети из старшей группы, они приготовили для вас представление. Сейчас они вам покажут сказку «Колобок » .

Понедельник, вторник 2. Развитие умений и навыков в театрализованной игровой деятельности .

2.1 Развитие пантомимики .

2.1.1Игра- драматизация.

Цель : формировать выразительность движений. Развивать умения передавать движения, характерные для данного персонажа . -Ребята, сейчас мы будем с вами учиться двигаться как сказочные герои .

Пройди косолапо, как медведь.

Пробеги легко, на носочках как лисичка. Пропрыгай как зайчик. Покажите,как бабка лепит колобка .

Среда,четверг 2.1.2Задания на движения.

Цель : закрепить умения выполнять движения определённого персонажа . Ребята давайте закрепим, как пройдёт Медведь, и т. д…

Пятница 2.1.3 Игра- загадка «Угадай, кто идёт?»

Цель : закрепить характерный способ движения каждого персонажа . Ребята, сейчас мы с вами поиграем : я буду двигаться как герой сказки , а вы отгадывать, кого я изображаю.

А теперь вы загадайте. кого будете изображать, а мы все будем отгадывать.

Понедельник 2.2 Развитие выразительности речи.

2.2.1 Игра – звукоподражание.

Цель : учить воспроизводить звуки, характерные данному персонажу . - Прорычи, как медведь

Подумайте, как говорит лиса?

Вторник Игра –упражнение.

Среда 2.2.3 Игра- упражнение тренировочное на развитие интонационной выразительности.

Цель : учить владеть интонацией, изменять её. Предложить произнести отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление и т. д)

Четверг 2.2.4 Игра- упражнение «Скажи за героя»

Цель : учить управлять тембровой окраской, темпом речи и силой голоса. Скажи, как медведь (грубо, медленно)

Скажи, как волк (грубо, но отрывисто)

Пятница 2.2.5 Игра- загадка «Угадай, кто сказал

Понедельник 3.1.1 Игра –упражнение на движения «Пройди, как …

Цель персонажа .

3.1.1 Игра –упражнение на движения «Пройди, как …

Цель : закреплять умение детей выполнять движения конкретного персонажа . -Ребята, сейчас мы поиграем в игру : я вам даю задание, кто за какого героя должен пройти, а вы изображаете этого героя. Кто правильно выполнит движение, тому я дам этого героя поиграть.

Вторник 3.1.2 Игра- упражнение «Скажи за героя «

Цель : учить интонационной выразительности, управлять тембровой окраской и темпом речи. = Ребята, сейчас мы свами поиграем. Я показываю вам героя сказки , а вы за него говорите. (после произношения реплики героя,я отдаю игрушку ребёнку поиграть)

Среда 3.2 Развитие изобразительного творчества.

3.2.1 нарисовать колобка .

Цель : способствовать развитию творческих способностей. - Ребята, давайте с вами нарисуем красками колобка .

Четверг 3.2.2 Сделать аппликацию домика деда и бабушки. -Ребята, сейчас я вам раздам геометрические фигуры (треугольник, квадрат. и т. д) а вы попробуйте склеить домик дедушки и бабушки.

Пятница 3.2.3Построим дорожку для колобка .

Цель : учить строить дорожку для колобка . -Ребята, как вы думаете по какой дорожке катился колобок ?

Понедельник 3.3 Музыкальное творчество.

3.3.1 Музыкально- дидактическая игра «Угадай, кто идёт?»

Цель : продолжать учить детей узнавать на слух высокие и низкие звуки. -Детки, я вам простучу определённые звуки, а вы будете угадывать кто из героев сказки «Колобок » это может быть.

Вторник 3.3.2 Пение песни к сказке .

Цель : развивать творческую активность, учить «укладывать» диалог героя в музыку. -Ребята, давайте пропоём слова наших героев сказки .

Среда 3.3.3 Придумывание музыки для каждого героя.

Цель : учить передавать характер движений, речи, настроения каждого героя посредством игры на музыкальных инструментах. -Детки, кто хочет придумать музыку для наших героев (с помощью музыкальных инструментов : бубен, барабан погремушка, и т. д) .А я вам буду помогать.

Четверг 3.3.4 Придумывание танцев для героев.

Цель : закрепить умение детей имитировать движения животных. -Ребята, давайте мы придумаем для каждого героя танец.

Пятница 3.3.5 Придумаем песенку и танец про колобка

Цель : создать радостное настроение у детей, приобщать к театрализованной деятельности . = Ребята, давайте споём песенку про колобка и станцуем .

Я колобок колобок (хлопают в ладоши)

Я от бабушки ушёл (приплясывают)

Развитие коллективной игры .

1 этап- определение сказки (воспитатель ненавязчиво предлагает поиграть в сказку )

Цель : настроить детей на разыгрывание сказки . =Ребята, а вы хотите поиграть в сказку ?

Давайте поиграем в сказку «Колобок » .

2 этап –уточнение представлений детей о сюжете сказки .

Цель : помочь детям вспомнить сказку . -Ребята, давайте посмотрим иллюстрации к сказке и вспомним её содержание.

3 этап – оформление обстановки, в которой будут действовать персонажи .

Цель : привлечь детей к совместному оформлению игровой среды . -Ребята, давайте оформим место для игры (поручения детям кому что принести – плакат с изображением колобка и т . д)

4 этап- детям предлагается вспомнитьвсех персонажей , вместе с воспитателем выбрать костюмы, игрушки, атрибуты, необходимые для игры. Цель : воспитывать чувство взаимопомощи; развивать умение подбирать необходимые костюмы.

Ребята, давайте приготовим необходимые атрибуты для игры.

5 этап – выбор исполнителей. -Детям предлагается вспомнить характерные черты персонажей . Детям, желающим играть определённую роль, предлагается попробовать себя в этой роли. («Пройди как» , «Скажи как» ) Дети демонстрируют свои возможности.

6 этап –выбор музыкантов. -Ребята, давайте выберем музыкальные инструменты, которые подходят для определённого персонажа . Желающим детям предлагается поиграть на них.

7 этап- выбор того, кто будет говорить слова автора -Ребята, слова автора будет говорить тот кто хорошо знает сказку .

8 этап- разыгрывание сказки По ходу инсценировки помочь детям.

9 этап- анализ показа сказки .

Цель : выяснить, что получилось, какие были ошибки (причины, перспективы работы с детьми ,индивидуальная работа с затрудняющимися детьми). -Ребята, вам понравилась наша сказка ?

Как Маша изображала зайчика?

Как Саша изображал волка?

Мы будем ещё играть в сказку ?

Поощрение, похвала.

Индивидуальная работа с детьми, которые затрудняются.

Цель : помочь избавиться от чувства застенчивости, вселить уверенность. -Ребята, давайте мы свами ещё поупражняемся. Вследующий раз у вас получится намного лучше. (Берутся те приёмы, которые не были использованы в конспекте занятия) .

10 этап- показ сказки «Колобок » на родительском собрании.

Перспективное планирование по театральной деятельности в группе №5 «Полянка».

Сентябрь

Дети приветствуют друг друга от имени, любого придуманного или сказочного

персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают,

на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через

Этюд «Утешение».

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

(Театр на руке – перчаточный) Игра «Красная Шапочка». (Ш. Перро)

Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Совершенствовать образные исполнительские умения

Инсценировка сказки.

Игра «Дождь»

Обучение детей умению согласовывать свои действия с другими детьми; развитие воображения.

Детям дается возможность представить и изобразить, как капли дождя стучат по крыше, дороге. Показать, как дети шлепают по лужам, хлопают в ладоши и веселятся после дождя. Далее педагог объясняет, что в игре вместо дождя будет звучать музыка, напоминающая журчание воды, звон капелек. Когда музыка звучит, все дети шлепают по лужам (из картона или воображаемым). Как только музыка закончится, значит - надвигается «гроза» - все собираются вместе под крышей (зонтом). Детям предлагается изобразить «грозу» (постукивающие движения кулаками, хлопки в ладоши). В тот момент, когда дети изображают грозу, педагог говорит:

Гром повсюду, гром гремит,

В небе молния блестит!

Кончилась гроза, и мы опять,

Будем весело играть!

Октябрь

Игра «Кот в сапогах»

(Театр на руке – пальчиковый)

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми.

Инсценировка сказки.

Этюд "Баба Яга"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама

уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась,

бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Веселые сочинялки

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

Мини – драматизация басни И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» (басня разучивается с детьми заранее)

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми. Совершенствовать образные исполнительские умения

Дети по желанию выбирают себе оборудование. Кто выбрал маски героев – это артисты, кто билеты на представление – это зрители. Дети разыгрывают басню по ролям.

Ноябрь

«Скажи о друге ласковое слово»

Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод. В хоровод

Здесь собрался народ!

Раз-два-три – начинаешь ты!

Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: - Сонечка, доброе утро!

Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить,

обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает сердечко

следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.

Этюд "Фокус"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл

его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Сказка «Теремок»

Инсценировка сказки.

Музыкальная карусель.

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания

Дети придумывают движения и танцуют под музыку.

Декабрь

«Где мы были, мы не скажем»

Способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение согласованным действиям.

Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог помогает н6айти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Этюд "Новая кукла"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

(Театр на руке – варежковый) Игра «Снежный колобок». (Сказка на новый лад)

Учить детей выразительно действовать в соответствии с музыкальным сопровождением. Расширять словарный запас и развивать память.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

Подвижная игра «Смелые мышки»

Развитие выразительности жестов и мимики.

Сначала дети слушают стихотворение:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре –

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон…

Убежали мышки вон.

Педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику.

Январь

Этюд «Медвежата»

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли.

Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали

Сказка «Рукавичка»

Учить детей узнавать героев по характерным признакам.

Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Формировать дружеские взаимоотношения.

Драматизация сказки.

На полянке

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

Сцена на поляне. Новогодний бал.

Февраль

«Диктор»

Развитие внимания, наблюдательности.

Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают.

Игра повторяется несколько раз. Водящие меняются.

Этюд "Один дома"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны

разные шорохи. Крошке-еноту

страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Сказка "Гуси-лебеди"

Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Инсценировка сказки.

Веселые превращения

Учить умело использовать мимику, пантомимику.

Изображать разных животных.

Март

«Изобрази героя»

Развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.

Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:

Лиса, лисонька-лиса,

Шубка очень хороша!

Рыжий хвост, хитры глаза,

Люблю курочек – да-да!

Петя, Петя-петушок!

Золоченый гребешок!

Как увидишь ты зарю,

Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышли зайки погулять,

Стали прыгать и играть.

Неуклюжий, косолапый

Ходит по лесу медведь.

Если спросят. Что он любит,

Скажет: «Меду бы поесть!»

Дети изображают разных персонажей.

«Изобрази вкус яблока»

Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая

мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.

«Зеркало»

Учить показывать и отражать с помощью мимики и пантомимики признаки весны.

Дети показывают и отражают с помощью мимики и пантомимики признаки весны, предварительно разбившись на пары. Один ребёнок в паре показывает движения, второй повторяет движения, как в зеркале.

Мир природы

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Разучивание танца Кувшинок

Апрель

«Хитрый маленький зверек»

Развитие внимания, наблюдательности, быстроте реакции, памяти.

Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в

клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята»

передразнивают посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует золотая радуга.

«Посетители в течении игры меняются несколько раз.

Этюд «Глухая бабушка»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

«Берёзки» (пантомима)

Учить показывать и отражать с помощью пантомимики березку в разное время года.

Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам педагога:

Лето: «Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками».

Осень: «Облетают листья, чаще дует ветер сильный, порывистый, который качает деревья из стороны в сторону».

Зима: «Веточки дрожат от холода, снег пригибает их к земле».

Весна: «Снег тает, ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются и из них появляются нежные листочки.

«У страха глаза велики»

Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Развивать навыки самостоятельной организации театрализованной деятельности

Инсценировка сказки.

Май

Игра на интонирование слов

Развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.

Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова: «здравствуйте» - радостно, приветливо, небрежно, угрюмо; «до свидания» - с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу; «спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно; «извините» - неохотно, с раскаянием.

Этюд «Вкусная конфета»

Развитие выразительности мимики, воображения.

У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.

«Веселые клоуны»

Развитие выразительности жестов, движений, мимики

Изображать разных клоунов веселого и грустного.

«Зеркало»

Учить показывать и отражать с помощью мимики и пантомимики признаки лета.

Дети показывают и отражают с помощью мимики и пантомимики признаки лета, предварительно разбившись на пары. Один ребёнок в паре показывает движения, второй повторяет движения, как в зеркале.