Изменения во внешности у подростков или гадкий утенок. Значение внешности в наше время

Дреды, панковский ирокез, кеды с черепами, джинсы-скинни - современные подростки иногда поражают своим внешним видом, а порой просто шокируют старшее поколение. О чем говорит их странный внешний вид? Попробуем разобраться.

Мальчик или девочка?..

Сегодня крайне модно среди подростков носить одежду в андрогинном стиле или иначе - unisex. Девушки и юноши порой одеваются так, что с первого взгляда сложно определить их пол. Парни носят пестрые кеды в цветочек и зауженные до предела брюки, девушки соблюдают аналогичный «дресс-код». Что же ими движет? По мнению современных психологов, бесполый стиль одежды - это бессознательный способ обойти стороной тревожные вопросы, связанные с выбором сексуальной идентичности. Неизбежные изменения, происходящие с телом, многим подросткам кажутся пугающими. Чтобы преодолеть этот страх, они либо нарочито подчеркивают свое тело с помощью обтягивающих брюк и футболок, либо скрывают его за мешковатой одеждой. Вообще, попытки спрятаться за одеждой для подростков весьма характерны. Сын или дочь не снимает с себя старый свитер «мышиного» цвета и не желает носить яркую одежду? Вполне возможно, что цель ребенка - стать как можно незаметнее, а это уже тревожный сигнал для родителей: так ведут себя непопулярные дети, козлы отпущения в школьном коллективе.

Одежда в качестве протеста

Вообще, обычные подростки в вопросе выбора собственного стиля, как правило, руководствуются двумя противоречивыми принципами: с одной стороны, ими движет желание выделиться из безликой массы, с другой - их облик должен соответствовать неписаным правилам того круга, к которому они принадлежат. Неудивительно, что среди подростков так много представителей различных субкультур, чей внешний вид кажется консервативным взрослым чересчур экзотичным! Но для подростка диковинная внешность - это символическая ширма, с помощью которой он стремятся отгородить себя от скучного, сложного и порой даже пугающего мира взрослых.

Почти за любым вызывающим внешним видом кроется протест против устаревших норм, набивших оскомину форм общения, характерных для старшего поколения и построенных на принципе иерархии: взрослые - дети, правильно - неправильно, хорошо - плохо и т.д. Особенно это касается внешних атрибутов представителей молодежных субкультур. Заимствуя эти внешние атрибуты воинственной личности, подросток словно хочет сказать: «Я против «взрослых» правил. Я живу по своим правилам». Также протест можно разглядеть в напускной небрежности хипстеров и в их нежелании взрослеть, демонстрируя инфантилизм и легкое отношение к жизни с помощью пестрых нарядов и аксессуаров: футболок с яркими принтами, цветастых кед и модных гаджетов.

Страх перед «взрослым» миром

Хипстеры своим внешним видом словно говорят окружающим: «Да, мы молоды и веселы, и не желаем жить в скучном мире взрослых». Подростки, отдающие предпочтение хипстерскому стилю, на самом деле испытывают страх взросления. И если для хипстера в жизни главное - «чтоб костюмчик сидел», то взрослый человек должен решать многие сложные вопросы, проблемы, сталкиваясь с целым рядом ограничений. Именно страх перед надвигающейся, как лавина, взрослой жизнью, с которой они боятся не справиться, объясняет нарочитый инфантилизм хипстеров.

Субкультура эмо, представители которой предпочитают черно-розовую гамму в одежде, также тесно связана с аналогичной фобией. В большинстве случаев эмо-кидс - это «недолюбленные», обделенные вниманием дети. Кстати, черно-розовая гамма выбрана этими подростками неслучайно: розовый - цвет беззаботного детства и сентиментальности, инфантильногомышления, черный символизирует деструктивное, мрачное начало. Послание, которое спрятано во внешнем облике девушек и юношей эмо, можно перевести так: «Этот мир мрачный и страшный, он пугает меня, поэтому я не буду взрослеть».

Образ крутого парня или маска беззащитного мальчика?

Порой одежда может быть зашифрованным посланием, связанным с неразрешенными внутрисемейными конфликтами, считают современные психологи. Ваш сын носит мешковатую одежду на два размера больше, чем нужно, втайне сделал себе тату и слушает рэп? Вполне возможно, что за образом «крутого парня» скрывается страх перед авторитарной фигурой отца. Очень часто сыновья деспотичных отцов как бы блокируют свой страх перед ним, что выливается в такую форму протеста. В этом смысле тату с агрессивными надписями и одежда не по размеру означает: «Я крутой, я могу постоять за себя».

Человек в футляре

По сути, одежда - это своего рода футляр, в который хочет спрятаться ранимый человек, уверенный в том, что окружающий мир равнодушен к нему и его чувствам. Часто за воинственным и агрессивным видом скрывается ранимая натура. Все эти пугающие атрибуты панков и готов - вроде пауков, ящеров и прочих жутких представителей фауны - это способ продемонстрировать агрессию, чтобы скрыть глубокую потребность в любви, внимании и нежности. Поэтому родителям, которые мечтают о том, чтобы их сын или дочь, наконец, стали носить «нормальную» одежду можно посоветовать одно: меняйте не гардероб ребенка, а свое отношение к нему. Ребенок, которого любят и ценят таким, какой он есть, не носит провокационные наряды с целью что-то доказать окружающим. А если и носит, то это совсем ненадолго.


Статья предоставлена:

Аревик Чахоян,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Прочитать ответ

Еще статьи

Осень - сезон роста количества инфекционных простудных заболеваний, особенно среди детей. Гомеопатия предлагает альтернативные традиционным подходы к лечению таких заболеваний. Данная статья поможет родителям сориентироваться в гомеопатических препаратах, которые часто назначают детям.

Многие люди имеют эталон красоты, которому желают соответствовать. Культ красоты сильно воздействует на психику подростков, вызывая у них неудовлетворенность своей внешностью. Негативное отношение к себе перерастает в комплекс неполноценности, травмирующий психику и накладывающий отпечаток на взаимоотношения со сверстниками. В причинах появления комплексов и вариантах избавления от них попытался разобраться «Я - Родитель».

Почему появляются комплексы?

Подростковый период является напряженным временем. Он связан с сильными физиологическими изменениями, вызывающими изменения внешности. Далеко не всегда это устраивает подростков. Чаще всего они не принимают свою внешность. Да и можно ли быть довольным, если она постоянно готовит сюрпризы: меняется размер ног, растет (или не растет) грудь, увеличивается объем бедер, появляются прыщи. Тело вытягивается, становится в некотором роде бесформенным или, напротив, обрастает излишними округлостями, которые привлекают взгляды. Меняется и лицо: нос становится длиннее или шире, брови - гуще, локально начинают пробиваться волоски. Дети не успевают привыкнуть к подобным изменениям, отвергают их и впадают в уныние.

Это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки склонны находить себе идеал - например, в лице какой-либо звезды. При этом персона с обложки, безусловно, разительно отличается от самого подростка.

Опасения подростков по поводу собственной непривлекательности подтверждаются тем, что представитель противоположного пола, который нравится, не обращает внимания - он влюблен в школьную звезду с длинными ногами или широкими плечами соответственно.

Подростки вообще склонны к самокритичности. Они умеют находить недостатки даже там, где их практически нет, при этом явно преувеличивая их значение, и становятся категорически недовольными своей внешностью.

Конечно, наблюдая за , можно успокоить себя тем, что это пройдет: все девочки и мальчики переживают такой период. Но не нужно забывать, что, к сожалению, далеко не все с ним справляются. Поэтому подростковые комплексы иногда перерастают в патологическое неприятие собственной внешности - дисморфию.

Но даже если отмести возможность появления психического расстройства, нельзя не признать тот факт, что комплексы накладывают сильный негативный отпечаток на жизнь подростка, вызывая целый спектр сопутствующих проблем в учебе и общении.

Когда нужно бить тревогу?

Подростки - особая категория людей: довольно скрытные и замкнутые, они не хотят обсуждать свои проблемы, особенно с родителями. Во-первых, подростки не уверены в искренности своих родных, заранее зная, что родители будут их убеждать в обратном, во-вторых, уже не признает авторитет родителей как непререкаемый. Зачастую они руководствуются мнением сверстников или канонами моды.

Однако именно родители имеют больше всего шансов своевременно заметить у подростка комплексы и помочь справиться с ними.

В первую очередь, нужно констатировать наличие проблемы. Мамы и папы должны насторожиться в следующих случаях:

  • Ребенок отказывается фотографироваться или старается на фотографиях встать позади сверстников.
  • Подросток избегает смотреться в зеркало или, наоборот, подолгу себя разглядывает без видимого удовлетворения.
  • Часто трогает свое лицо руками.
  • Начинает носить вещи , чтобы скрыть свои недостатки.
  • Подросток очень часто обращает внимание на определенные элементы внешности у других людей (нос, грудь, рост, ноги и т. д.).
  • У ребенка наблюдаются признаки депрессии: отказ от еды, расстройство сна, апатия, нежелание общаться с друзьями.

Как помочь подростку избавиться от комплексов?

Конечно, взрослым может показаться нелепым детское недовольство собственной внешностью. Мамам и папам представляется очевидным, что их ребенок в столь юном возрасте выглядит очаровательно. Беда в том, что дети-подростки нас не слышат, даже если попытаться объяснить их заблуждение. Поэтому действовать нужно постепенно, с пониманием и тактом.

    Наберитесь терпения. Подростковый возраст неизбежно придет к завершению, переходя от этапа к этапу. На одном из них родительский авторитет начнет возвращаться.

    Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка. Даже если вам кажется, что вы знаете о ребенке все, наблюдайте за его поведением в различных ситуациях. Так вы сможете понять страхи и волнения сына или дочки.

    Станьте интересным собеседником. Рассказывайте о своих переживаниях в детстве, секретничайте о своих подругах, друзьях и даже знаменитостях - голливудские звезды могут представить целый спектр историй на все случаи жизни. Пусть ваши рассказы будут забавными и смешными.

    Ставьте акценты на плюсы, не называя недостатков. Чаще говорите подростку о его сильных сторонах. Найдите рычаги повышения самооценки.

    Переведите излишнее внимание ребенка к внешности на что-то другое. Хорошо действует приобретение абонемента на аквааэробику, покупка домашнего питомца или желанного спортивного велосипеда.

    Отнеситесь серьезно к проблемам подростка. Подберите вместе косметику для лица (если дело в нем), обратитесь за консультацией к специалисту, исследуйте Интернет на предмет проблемы. Подросток должен ощущать вашу искреннюю заинтересованность.

    Замечайте любые положительные изменения во внешности. Помогите ребенку поверить в себя.

Нередко подростковые проблемы переходят во взрослые, мешая самореализации в личной и профессиональной сферах. Научите ребенка , какой он есть. Докажите ему важность других аспектов личности на примере успешных людей. Станьте другом и помощником во всем: в выборе косметики и одежды, здоровом питании и занятиях спортом. Будьте внимательны и терпеливы.

Светлана Садова

Зачастую круг общения детей складывается от того, как выглядит и одет ребенок. Вот тут и возникает дилема - навязывать ребенку свое понимание стиля, покупая ему одежду, которая нравится вам и соответствует принятым нормам или же позволить ребенку самовыражаться, выбирая и нося ту одежду, которая нравится подростку.

Ладно, если ваш подросток стремится подражать западному стилю жизни и просит или требует покупать ему брендовые вещи, это еще можно понять. Этим они хоть как-то пытаются дотянуться до определенного уровня жизни, коснуться кончиками пальцев тех идеалов, которые очень четко показаны в различных зарубежных сериалах.

Но что делать, если ваш ребенок примеряет на себя стиль, скажем, гота или скинхеда? Часто ребенок, который начинает придерживаться своего стиля, пропагандируя его как какой то свой внутренний процесс,начинает пренебрегать обществом и вражески относиться к окружающему его миру, правилам и запретам. Не уважая приличные места, заведения, школу, старших, такой ребенок часто требует от общества уважение к себе и своим интересам. Он настроен на то что бы его воспринимали таким, какой он есть, а все остальное для него не играет ни какого значения. Таким образом, формируется его характер, пренебрегая общими правилами, он диктует одно свое правильное, так как другого для него не существует.

Чаще всего так пытаются выразить свое «Я» те дети, которые обделены вниманием родителей. Своим поведением и внешним видом, они показывают свой характер и то, что они якобы являются центром чего-то. Проявляя себя таким образом, ребенок, особенно подросток, не осознает то, что выглядит глупо и нелепо. Кто бы, что ему не говорил, он знает только свою правду.

Часто подростки экспериментируют со своим стилем и образом в угоду моде или любви. Если подросток не знает, как привлечь внимание и влюбить в себя понравившуюся ему девушку, он может кардинально измениться, если его девушка неформалка. И чтобы не говорили родители, это не помогает. Почему это произошло? Потому что родители перестали быть авторитетом, где-то упустили что-то важное в воспитании своего ребенка. Возможно, это была вседозволенность или родительская постоянная занятость, которая и привела к тому, что ребенок сам решает, кем он хочет быть и никто ему не указ.

Также многие подростки примеряют на себя модный ныне стиль метросексуала, покупая себе гламурную одежду, посещая салоны красоты и очень скоро ваш подросток становится похож скорее на девочку, чем на юношу. Почему это произошло? Скорее всего, вашему ребенку не доставало отцовского присутстия, вы или сами воспитывали мальчишку, либо же отец не занимался воспитанием сына должным образом. Вот у ребенка и нет внутреннего стержня и мужского начала.

Что с этим всем делать? Перевоспитывать подростка дело не благодарное и, скорее всего, безрезультатное. Тут скорее поможет надежда, что перерастет это увлечение. Ссориться, угрожать - бесполезно, попробуйте принять эту сторону своего ребенка и молитесь, чтобы он изменился в лучшую стороны и снова начал к вам прислушиваться. Попробуйте остаться ему другом.

Что подросток видит в зеркале?

Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
«Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
«Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
«Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
«Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
«Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

    симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

    симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
Как помочь недовольным собой подросткам?
Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

«Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

Из дневника восьмиклассницы*

Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

Внешность подростка

Почему я не нравлюсь девочкам? Как мне понравиться молодому человеку? Эти и подобные вопросы не просты и не сложны. В пубертатном периоде подростки, и их избранники сами себе не нравятся. Они в это время словно находится на птичьем дворе жизни, как гадкие утята из сказки великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. Но всем же ведомо, каким прекрасным лебедем стал гадкий утёнок! В одно прекрасное утро, он расправил свои крепкие молодые крылья, грациозно, гордо поднял шею и полетел красиво и высоко. Надо помнить об этом и верить в будущее.

Стоит найти уверенность в себе, когда в груди, порой без причины, воробышком бьётся сердце, а пурпур пламени горит на щеках. Подросток становится старше день ото дня, а значит, наступает время другого ощущения себя и совсем другой ответственности по отношению к себе.

Во время полового созревания в организме девушки, например, происходят большие перемены: молочные железы проходят быструю эволюцию от небольшого бугорка с последующим увеличением соска и ареола к четкой округлой форме груди. Одновременно растут кости таза, округляются ягодицы, появляются волосы в подмышечных впадинах и на лобке (сначала редкие и почти бесцветные, затем более густые, жесткие и темные). Изменяется эпителий влагалища, оно удлиняется, увеличивается матка, менструации принимают регулярный характер, увеличиваются выделения вагинального секрета (иногда спонтанно). На высоте гормонального пика замедляется рост длинных костей конечностей. Активно начинает вырабатываться женский гормон эстроген, способствующий увеличению подкожного жирового слоя.

К 16 годам большинство девушек выглядят вполне зрелыми: округленные формы тела, выраженная грудь, покатые бедра. Как ощущать себя, так внезапно изменившуюся? Как двигаться, как держаться среди сверстников? Почему стали раздражать «предки», учителя? Эти и другие вопросы просто не считывает в своей голове «юный компьютер». У некоторых девочек в этот период иногда отмечается довольно болезненная реакция на опережающее развитие сверстниц - и наоборот. Примерно треть всех девочек-подростков страдает ожирением. При этом они потребляют вдвое больше конфет и шоколада, чем их матери в этом же возрасте. Эксперты по расстройствам питания считают, что наихудшие результаты дает одержимость худобой, которая приводит к метаниям между голоданием и неумеренным употреблением нездоровой пищи.

Начинает свой затяжной марафон непонятная, часто изнурительная диета. Диета на похудание. Гламур трубит мелодию стандарта. Нужно отметить, что все подростки в это время похожи на «рабов нормы», неосознанной и дерзкой, как весь молодой организм. Как сказал поэт: «Времена не выбирают…». Мы живём в очень стремительной динамике современного мира, в рамках уже существующих стандартов красоты, порою очень надуманных и разрушительных. Но человек - существо биологическое и его поведение, по сути, не слишком отличается от того, что творится в животном мире. Вполне справедливо можно считать, что красота и для мужчин, и для женщин - это репродуктивное здоровье. Согласно такой гипотезе, привлекательность - всего лишь набор внешних признаков здоровья и плодовитости. Наша реакция на красоту есть не что иное, как хитрая уловка мозга. Разум сформировался в условиях естественного отбора, требующего решать проблемы, связанные с выживанием и продолжением рода.

Поверьте, дорогие родители, ничего в этом смысле не изменилось и в XXI веке. Поэтому физические признаки здоровья и способность к деторождению у людей совпадают с признаками красоты. Мужской мозг тому не исключение. Молодой юноша, будучи природным самцом, считывает женскую привлекательность в формате репродукции. Опять же, понятие чести, достоинства и гармонии отношений никто не отменял.

Современная девушка ведёт себя более расковано в сравнении со своей предшественницей других веков и поколений. Её портрет - это разумная эклектика внешнего и внутреннего стиля: джинсовая курточка, лёгкая короткая юбчонка или шорты, слегка взбалмошная причёска. Она завоёвывает мир на роликах или стремительной походкой, в удобной, может быть, чуточку несуразной обуви, в ярких гетрах до коленок, уверенная и ранимая, с румянцем молодости на щеках, с забавным ранцем или рюкзачком, где болтается на цепочке мягкая игрушка, или яркий платочек. В ушах музыка, в душе весёлое настроение, любознательный и пытливый огонёк глаз.

Она - явление молодости, радости, независимой дерзости, здоровой амбиции. В ней сокрыты тайны продолжения рода, счастья и обоготворения её женского начала. Она знает и любит своё тело, она интересный собеседник, лёгкий партнёр в танце, смешной попутчик, романтичная и непредсказуемая во всём. В ней есть и здоровая сексуальность, ведь она будущая женщина, мать. Вот, может быть, такая она, современная девчонка? Дорисуйте её портрет вместе. И нет сомнения в том, что она, такая разная, обязательно вскружит голову не одному парню.

А теперь - несколько советов.

Молодой девушке нужно заботиться о своём здоровье и внешнем виде. Не исключать из своего рациона протеин и молочные продукты, употреблять продукты, в которых содержится большое количество железа, чтобы избежать риска возникновения анемии. Ни в коем случае нельзя придерживаться таких диет, которые бедны магнием и селеном: они приводят к бессоннице, тяжелым головным болям и резким перепадам настроения, что и без того свойственно несформированному, ещё, молодому организму.

Нужно есть больше овощей и фруктов, жирную рыбу, в которой содержится омега-3 - ненасыщенные жирные кислоты, необходимые для сердца и нервной системы. Взращивать в себе здоровый перфекционизм, проявляющийся в нормальном стремлении контролировать не только собственный аппетит и вес, но и свое настроение, которое не будет способствовать формированию заниженной самооценки, что ведёт порой к грустным последствиям. Такие расстройства, как анорексия и булимия, утвердившиеся в последнее время, не стали исключительным явлением, а стоят в позиции стандарта. По исследованиям британских ученых низкая самооценка в детстве зачастую приводит к ожирению.

Необходимо отказаться от вредных привычек. По грустной статистике девушки-подростки больше пьют и курят по сравнению с мальчиками-сверстниками этого возраста. Следует следить за гигиеной своего тела. Больше гулять на воздухе. Помимо учёбы, заниматься спортом, быть увлеченной любым интересным делом: будь то музыка или рисование, актёрское мастерство или верховая езда, изучение языков или вышивание крестиком. Биологический механизм полового созревания подростка, по выражению В. Е. Кагана, чем-то напоминает будильник, который не должен «зазвенеть» (то есть осуществить репродуктивную функцию) до определенного времени, но и лишен возможности остановить ход времени. Это время приобщения к сексуальной активности, и оно связано не только с физиологическими факторами, но и психологическими и социокультурными, также активно влияющими на этот процесс. Социализация играет огромную роль в жизни молодого человека.

Подростковый возраст - это возраст врастания в культуру: врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Содержанием главного кризиса подростка является освобождение его от детской зависимости. Э. Шпрангер, в своей культурно-психологической концепции определил, что главные новообразования подросткового возраста - открытие «я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Первые сексуальные переживания, которые сопряжены с чувством страха перед чем-то тайным и незнакомым и чувством стыда, вызывающим дискомфорт неполноценности, который проявляется в страхе перед всем миром и перед людьми, вплоть до враждебности.

Самым главным тезисом подростка можно считать его неустанное развитие и утверждение в себе индивидуальной, природной сущности, интересной личности. При этом, находясь, в сообществе таких же ищущих и всё придающих отрицанию, сверстников, можно наполнять себя, как губка, созидательным позитивом. Быть уверенным в себе и двигаться вперёд.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Как знакомиться на вечеринке, в транспорте и даже на улице. автора Вебер Эрик

ВАША ВНЕШНОСТЬ Насколько красивым вы должны быть, чтобы успешно «снимать» женщин? Необходимо ли вам обладать пресловутой квадратной челюстью… потрясающими голубыми глазамиатлетической фигурой… ростом под метр девяносто? Конечно, нет. Поверьте мне, что в таком деле,

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Как выглядит внешность Сейчас лето, и физические тела моих, к сожалению, собратьев по человеческому роду особенно явственны. К сожалению, потому что тела их плохи. Где – породистые, где – ухоженные? Несколько светлых лиц – только у детей, и какой-то отсвет от них на лицах

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Практикум Внешность Лет до пяти малыши обожают себя - целиком и полностью, и с удовольствием любуются на своё отражение в зеркале, строят гримасы и сами же от них приходят в восторг, так им нравится то, что они там видят. Чем старше ребёнок - тем критичнее он относится к

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Тело и внешность Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? Осип Мандельштам Один из важнейших компонентов самосознания мальчика – его телесное «Я». Маскулинность всегда проявлялась и символизировалась телесно (размер, мышечная сила, выносливость и

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Из книги Настольная книга стервы автора Шацкая Евгения

Внешность и стиль Мое лицо – мое богатство … От уксуса – куксятся,… от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что никто об этом не знает… Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» Тбе нравится, как ты получаешься на

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Внешность и стиль Мое лицо – мое богатство … От уксуса – куксятся,… от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что никто об этом не знает… Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» Тебе нравится, как ты получаешься на

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Внешность и стиль

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

О чем говорит внешность Если люди различны по целям жизни, по внутреннему содержанию жизни, то это различие непременно отразится во внешности, и внешность будет различная. Л.Н. Толстой «Холмс взял шляпу в руки и стал пристально разглядывать ее проницательным взглядом,

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

О чем говорит внешность

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Одежда и внешность Лишь очень немногие из нас выглядят как кинозвезды. Но каждый может выглядеть хорошо, пожалуй, даже лучше, чем мы себе обычно позволяем.Сделайте себе прическу – ту, которая вам к лицу, а не ту, что носят все. Волосы должны быть чистыми. Чтобы подчеркнуть

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Что рассказывает нам внешность Все наше тело постоянно сообщает нам и окружающему миру о возможностях, которыми мы одарены, но не всегда мы знаем об этом.Все структуры лица и тела рассказывают об определенных функциях, к выполнению которых мы приспособлены с самого

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Стимулирование сексуального влечения автора Кащенко Евгений Августович

Внешность и ум Ой.. девочки.. а у вас бывали такие ситуации, а может даже слова …от которых желание заниматься сексом просто пропадало..? У меня, допустим пропало.. когда у парня оказались одеты такие чуть ли не по колено трусы (семейные)