Перепады настроения у ребенка 2 года. У девочки-подростка резкие перепады настроения

Английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признакиКаждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Настроение ребенка этого возраста часто сродни катанию на качелях: он то поднимается на высоту неописуемой радости, то опускается до жгучей тоски или ярости.

Причины перепадов настроения

Причина резких перепадов настроения у ребенка заключается в том, что ваше дитя находится между двумя жизненными этапами: беспомощного младенчества и относительной самостоятельности следующего периода детства. У него развиваются навыки общения, двигательные навыки, растет ощущение своей индивидуальности отдельно от родителей и расширяется понимание окружающего мира. Но способности малыша еще очень ограничены, и именно этими ограничениями вызваны перепады настроения у ребенка.

Например, по той причине, что чувство времени у вашего ребенка все еще ограничено настоящим, когда вы говорите ему, что он не может получить что-то именно сейчас, вы как будто утверждаете, что он не получит этого никогда. Это может очень сильно расстроить его. (Представьте такую ситуацию: кто-то сказал вам, что вы больше никогда в жизни не получите ни одного кусочка шоколада... или никогда больше не увидите никакого фильма... или никогда больше не встретитесь с лучшим другом. Вы бы тоже крайне огорчились!)

У 2-летнего малыша еще не полностью сформировалось и понимание последовательности, поэтому, когда вы пристегиваете его ремнем безопасности в машине, собираясь отвезти его в парк, он может разозлиться на такое ограничение его движений, забывая, что это всего лишь очередной необходимый шаг на пути к приятному времяпрепровождению.

С чем связаны перепады настроения у ребенка?

В результате исследования, проведенного с участием 140 детей в возрасте от года до трех, были изучены огорчения у детей, связанные с подобного рода ограничениями. Детишкам, находившимся в игровой комнате с мамами, женщина показывала шоколадный батончик или подарок. Затем она говорила, что выйдет на несколько минут и даст это обещанное, когда вернется. Убирала этот предмет подальше, вне досягаемости детей, и выходила из комнаты на 6 минут.

Как и ожидалось, большинство малышей огорчалось, но проходило это огорчение у всех по-разному, в зависимости от возраста. Самые младшие быстро забывали о желаемом предмете. Самые старшие были способны использовать свои умственные и речевые способности, чтобы скрасить свое ожидание; некоторые из них говорили: «Ладно, когда она вернется, я получу этот подарок и разверну его».

Что же касается 2-летних ребятишек, память которых уже достаточно развита, чтобы не забыть о подарке или конфете, однако уровень развития рассудительности и речевых навыков еще недостаточен, чтобы понять, что в конце концов они получат свое угощение, то они долго не могли успокоиться.

В чем причина частой смены настроения у детей и что с этим делать?

Наверное, всем родителям хотя бы раз в жизни приходилось наблюдать резкие перепады настроения у ребенка. Когда их малыш, только что радостно играющий, вдруг начинает ни с того ни с сего плакать и топать ножками. Или замыкается в себе, отказывается общаться с родителями.

Часто мама с папой не понимают, как им себя вести в таких случаях. Они пытаются успокоить ребенка, задобрить его новой игрушкой, любым способом его развлечь. Или апеллируют к излишней избалованности малыша, стараются его «воспитывать». Но, к сожалению, такие мероприятия не всегда дают нужный результат. И тогда родители теряются, пытаются переждать, пока ребенок успокоится сам.

Если подобные случаи происходят с малышом раз в пятилетку, ничего страшного и необычного в этом нет. Мало ли, по какому поводу ребенок мог расстроиться? Причины могут быть вполне объективные: нет рядом любимой игрушки, промокли штанишки, или, в конце концов, что-то заболело. Но, когда перепады настроения у малыша происходят без видимых причин и часто, стоит обратить на это внимание и разобраться, как же помочь чаду в этой ситуации.

Почему же дети подвержены резким сменам настроения?


К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:

1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:

2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?

Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.

3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.

4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.

«Острые» возрастные периоды

Поговорим подробнее о возрастных кризисах в жизни ребенка. К ним относятся:


Психологи относят кризис трех лет к числу острых. Действительно, в этот период малыш становится трудно управляемым, его поведение почти не поддается коррекции. Самыми употребляемыми словами ребенка становятся «не хочу». И говорят об этом не так слова, как действия: малыш швыряет игрушки в ответ на просьбу положить их в корзину, убегает, когда вы его зовете. Любой ваш запрет или отказ в пожелании ребенка вызывает бурную реакцию протеста. Начинается истерика: кроха орет, топает ногами, может даже замахнуться на вас «с кулаками», изобразив самое серьезное и злое лицо. В такой ситуации родители недоумевают: что же делать? Что же произошло с их таким милым и веселым ранее ребенком?

Согласно утверждениям специалистов, ничего страшного, скорее всего, не случилось. Просто кроха растет, и в этот период начинает чувствовать себя самостоятельной личностью. Соответственно, он становится более активным, настойчивым, порой даже упрямым в достижении желаемого. Только умений и сил для полной самостоятельности у него пока не хватает. Вот и всю свою неудовлетворенность и злость от того, что ему что-то не нравится, не выходит, малыш выплескивает таким способом. Так получаются эмоциональные «качели» от горьких слез до безудержного смеха.

Что же делать, если ребенка «накрыл» кризис 3 лет? Советы:

  • во-первых, не старайтесь «переломить» малыша, кричать на него, наказывать, сердиться и обижаться на кроху. Благодаря таким позициям родители вряд ли добьются нужного результата. Скорее, наоборот, — у ребенка закрепится «неправильное» поведение, он может начать все делать «назло» родителям, и все это приведет к формированию не самых приятных черт характера пока еще маленького человека;
  • во-вторых, проанализируйте окружающую обстановку и ваше собственное поведение с крохой. Может, у него есть объективные причины для капризов: например, вы с ним слишком строги, многое ему запрещаете? Или кто-то его обижает — старшие дети или одногруппники в садике?
  • в-третьих, наберитесь терпения. Ваша несдержанность сыграет против вас. Постарайтесь понять своего малыша: скорее всего, он и сам бы хотел успокоиться, но не может, не знает, как. Отнеситесь терпеливо к его крикам и истерикам, не закатывайте ответную «сцену». Лучше помогите ему переключиться на какой-то другой, более конструктивный процесс: покажите ему яркие картинки, включите его любимую песенку. Кому, как не вам, лучше всех известно, что любит ваш малыш?
  • в-четвертых, поймите, что любой кризис не вечен. И такое поведение тоже пройдет через какие-то полгода-год. Конечно, если вы займете правильную позицию и поможете крохе;
  • и, наконец, если вы замечаете что-то необычное в поведении своего малыша, например, он ни с кем не хочет общаться, совершает повторяющиеся однообразные движения, не реагирует эмоционально на поведение окружающих – не смеется, не интересуется игрушками, не пугается, — обязательно покажите кроху детскому психоневрологу. К сожалению, никто не может исключить риск формирования раннего детского аутизма – своеобразного отклонения в психическом развитии. И, чем раньше начать коррекцию, тем успешнее будет ее результат.


Сложный период в жизни ребенка. В этот момент происходит очень ответственное для маленького человека событие – поступление в школу. Теперь уже весь мир не вертится вокруг него, как прежде, нельзя все время играть и бегать. Необходимость сидеть длительное время за партой, соблюдать дисциплину, тоже могут спровоцировать частую смену настроения. Ведь ребенок уже не может делать сразу то, что ему хочется. Добавить сюда переживания чада по поводу нового коллектива, страх расстроить и не оправдать надежд родителей – и вот получим типичный портрет этого кризиса.

Кроме всего прочего, в этот период у ребенка наблюдается интенсивный физический рост, быстро развиваются сложные психические функции, совершенствуется мелкая моторика рук.

На фоне необходимости адаптации к новому окружению, незнакомым ранее требованиям у некоторых детей может развиться так называемый «школьный невроз» — целый комплекс нарушений и отклонений: тревожность, страх опоздания, нарушение аппетита, иногда тошнота и даже рвота. Другой вариант этого невроза – нежелание вставать и одеваться в школу, отвечать на вопросы учителя, забывчивость и невнимательность. Такие нарушения наиболее свойственны детям, которые еще не готовы к школе. То есть, они достигли школьного возраста, но по ряду психических и физических данных пока не «дотягивают» до сверстников.

Как же успешно пережить кризис первоклассника? Советы:

  • не спешите отдавать ребенка в школу, не посоветовавшись с детским врачом и психологом. Если они посчитают, что малыш еще не совсем готов к школе, не надо его насиловать: всему свое время, и, скорее всего, в следующем году ему будет намного проще и легче приступить к учебе;
  • по возможности не перегружайте «первачков» факультативами: музыкальными занятиями, спортивными секциями и кружками. Пусть они сначала хорошо привыкнут к школе;
  • создайте для ребенка дома спокойную ненавязчивую атмосферу, где он может отдыхать, делать уроки. Пусть дом станет для маленького человечка местом, где ему всегда рады, независимо от его оценок и успеваемости, не предъявляют непосильных требований и не наказывают за невыученный урок. Помните, ребенок только «учиться учиться» – помогите ему в этом теплым и дружеским участием.


Это возраст, когда дети считают себя уже взрослыми, а родители «по старинке» видят их еще маленькими. Возникает конфликт интересов в семье, часто очень острый. Но, помимо изменения в отношениях, ребенок переживает также период интенсивного физиологического развития. Наблюдаются функциональные расстройства в работе легких, сердца, мозговом кровоснабжении, появляются перепады сосудистого и мышечного тонуса. Вследствие таких перепадов резко меняется физическое состояние, и ему вторит настроение. Поэтому мы можем наблюдать такую картину: подросток, только что пребывавший в веселом и бодром настроении, вдруг впадает в апатию, начинает грустить и хандрить. Или, наоборот, печаль сменяется приступами смеха.

Мальчики в подростковом возрасте часто становятся несдержанными, легковозбудимыми, агрессивными, девочки приобретают неустойчивое настроение. Но и у тех, и у тех нередко повышенная чувствительность соседствует с равнодушием и эгоизмом, холодностью по отношению к близким людям.

Подросток стремится доказать всем, что он независимый и самостоятельный. Такая потребность самоутвердиться может толкать на риск — не умея утверждаться в творчестве, учебе, спорте, подросток восполняет эту потребность через алкоголь, курение, наркотики, ранние половые связи. Немаловажным является так называемое «стадное чувство» — стремление к времяпрепровождению в коллективе ровесников.

Как же пережить этот нелегкий для детей и родителей кризис? Советы:

  • постарайтесь относиться к вашему ребенку как к взрослому. Поймите, сейчас он нуждается в этом больше всего;
  • если вам важно добиться от ребенка чего-либо, не диктуйте безапелляционно свои условия, а постарайтесь мягко подвести его самого к определенному решению. Пусть подросток воспримет его, как собственное. От такого подхода выигрывают все – родитель получает желаемое, а подросток повышает свою самооценку;
  • и нельзя не предупредить: если ваш ребенок ведет себя совсем необычно, у него появляются причудливые увлечения, резко колеблется настроение, он замкнулся в себе, отрешен и холоден, обязательно обратитесь к специалисту!

И помните, что возрастные кризисы – это закономерность. Вот только степень протекания их может варьироваться от почти незаметной до очень болезненной и острой. Как ваш ребенок переживет кризисы – зависит не только от его особенностей развития, но и от условий его жизни и воспитания. То есть от вас, дорогие родители. Если вы выдержанны и терпеливы, в вашей семье спокойная и дружеская обстановка, скорее всего, ваше чадо спокойно переживет все возрастные кризисы.


Сейчас нередким является такая особенность детей, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детей с таким синдромом называют гиперактивными. Для них характерны частая смена настроения, отсутствие усидчивости, невнимательность.

Выявить такую особенность родителям вполне под силу. Если, наблюдая за малышом в течение нескольких месяцев, вы замечаете, что он не может играть в спокойные тихие игры, не в силах сосредоточиться на чем-то одном, забывчив, много говорит, суетится, с трудом укладывается спать, обратитесь к детскому психологу. Он поможет подобрать индивидуальный подход к вашему ребенку.


Вот мы и поговорили о возрастных и личных особенностях развития детей, и связанной с этим частой смены настроения. Действительно, во многих случаях показан специальный подход, помогающий ребенку пережить трудное время. Но ведь капризничать и расстраиваться малыш может не только в кризисы или обладая какими-то особенностями психического развития. Порой смена настроения не имеет под собой каких-то весомых причин, но все же она случается. И это легко объяснимо, ведь даже взрослые не всегда могут контролировать свои эмоции, что и говорить о детях!

Поэтому, если ваш ребенок склонен к переменам настроения, и вы хотите ему помочь, воспользуйтесь простыми правилами:

І. Чего делать НЕ НАДО:

  1. Кричать на ребенка;
  2. Одергивать его все время;
  3. Требовать полного послушания;
  4. Насмехаться;
  5. Унижать и подавлять;
  6. Запрещать проявлять эмоции фразами типа: «Не плачь!», «Не кричи!», «Не смейся так громко!», «Держи себя в руках!»;
  7. Все время критиковать и быть строгим. Постоянная фраза «Так нельзя себя вести!» заставит вашего малыша бояться что-либо делать, так как в любом случае его ждет наказание.

ІІ. Что делать можно и нужно:

  1. Постарайтесь выяснить причину, из-за которой у ребенка часто меняется настроение. Понаблюдайте за маленьким ребенком. С чадом постарше поговорите по душам, постарайтесь в ненавязчивой форме выяснить, чем вызвано беспокойство и тревога. Когда причины выявлены – по возможности их устраните.
  2. Объясняйте правила в понятной и вежливой форме. Если это необходимо, напишите на листе бумаги, что делать можно, а что – нельзя, и повесьте этот списочек на видном месте. Таким образом вы поможете ребенку стать спокойнее и увереннее в завтрашнем дне, ведь для него очень важно знать, чего же от него хотят.
  3. Спланируйте вместе режим дня. Приучая кроху к дисциплине и порядку, вы сбережете и свои, и его нервы.
  4. Понемногу приучайте ребенка к ответственности за свои деяния. Показывайте ему, как можно контролировать свое поведение, свои эмоции. Никто не говорит, что их надо подавлять и «проглатывать», но умение «считать до 10» и делать глубокие вдохи при вспышках агрессии и гнева еще никому не мешали.
  5. Отмечайте успехи ребенка. К сожалению, немало родителей склонны в первую очередь замечать, когда их кроха сделает что-то не так. А правильные поступки расцениваются как само собой разумеющееся. А вы попробуйте обратную тактику – хвалите ребенка за любые достижения, даже самые маленькие. Тогда у него точно будет меньше повода для грусти.
  6. Научите малыша здоровому образу жизни. Правильный режим дня, здоровое питание и сон помогут ребенку успешно преодолеть все кризисы и гармонично развиваться. Конечно, не стоит забывать о собственном примере – вряд ли чадо полюбит каши и салаты, если мама с папой «сидят» на фаст-фуде.
  7. Учите ребенка анализу своего поведения. Ведение дневника поможет любому человеку немного привести в порядок свои мысли, а также избежать будущих ошибок.
  8. Уважайте личность ребенка, его потребность познать этот мир, найти в нем свое место. Сложно этого достичь под неусыпным контролем и безапелляционной «цензурой» со стороны самых близких людей.
  9. Радуйте своего ребенка, удивляйте его! Придумывайте праздники «просто так». Можно устроить пикник в парке, приготовить «веселые» бутерброды, или пойти с ребенком в зоопарк или цирк. Можно сходить вместе к кому-нибудь из друзей малыша, или пригласить его к вам. Подарите ему маленькие приятные подарки. Поверьте, такие нестандартные действия со стороны родителей ребенок запомнит надолго. Кто знает, возможно, за переменчивым настроением вашего чада стоит жажда приключений? Так устройте ему их!
  10. Запишитесь в бассейн или устройте веселый «заплыв» в ванне. Брызгалки, смешные игрушки и вообще вода как стихия лучше всех на свете рецептов способны поднять даже самое «упавшее» настроение!

И, конечно же, не забывайте о любви! Всем детям без исключения – и самым крохотным, и уже большим – нужна родительская любовь, внимание и понимание!


Для подростка очень сложно перенести расстройство настроения, особенно, с учетом того, что в их возрасте такие перепады настроения –проблема в них самих. Поэтому, если регулярная нестабильность настроения перерастает в расстройство настроения, ваш подросток может чувствовать безвыходность и это выражается в его невероятном раздражении и злости. Расстройство настроения – это серьезное состояние, которое может ухудшаться, если им пренебречь. Однако, как родителю, вам очень важно не паниковать и не реагировать слишком негативно. Вместо этого следует поискать способы справиться с расстройством настроения у подростка. Прочтите предложенные нами полезные методы ниже.

Шаги

Помогаем подростку справиться физически

  1. Поощряйте занятия вашего тинейджера физической активностью. Физическая активность – очень важный момент при борьбе с расстройством настроения, так как помогает сбалансировать гормоны вашего ребенка.

    • Физические упражнения позволяют телу высвобождать больше гормонов радости, например, допамин и эндорфин. Эти гормоны обеспечивают приподнятое состояние, то есть, ваш ребенок будет чувствовать себя счастливым и энергичным.
    • Более того, расстройство настроения часто провоцируются слабой конституцией, особенно в подростковом возрасте, поэтому достаточные физические нагрузки помогут в решении этой проблемы.
  2. Подыщите для вашего подростка расслабляющие техники. Расслабляющие техники – это еще один важный момент в борьбе с расстройством настроения. Расслабляющие техники, такие как йога и медитация, помогают снизить уровень волнения в людях всех возрастов, включая подростков.

    • Такие занятия нормализируют ритм сердца и дыхание, что очень важно, потому что разум и тело взаимосвязаны и физические реакции, как учащенное сердцебиение или тяжелое дыхание могут увеличить уровень тревожности.
    • Подростки могут быть иногда настроены довольно негативно против расслабляющих техник, поэтому постарайтесь попрактиковаться с ними вместе. Это может также стать хорошим способом сближения вас и вашего подростка.
  3. Помогите вашему подростку придерживаться здоровой сбалансированной диеты. Сбалансированная диета не вылечит расстройства настроения вашего подростка, но она даст ему больше энергии, позволив лучше сконцентрироваться на учебе и лучше чувствовать себя физически.

    • Убедитесь, что ваш ребенок ест трижды в день здоровую пищу, которая включает в себя баланс злаковых, фруктов, овощей и здоровых протеинов. Не позволяйте подростку пропускать завтрак – это действительно самый важный прием пищи за день, так как он дает начальный толчок обмену веществ и наполняет подростка энергией на весь день.
    • Ограничьте количество фаст-фуда, который употребляет ваш подросток. Излишнее увлечение фаст-фудом приведет к набору веса, что может ухудшить проблемы с конституцией тела, особенно у девочек-подростков. В фаст-фуде также нет важных витаминов и минералов, что сделает вашего ребенка более чувствительным к другим проблемам со здоровьем.
  4. Поговорите с ребенком об опасностях наркотиков и алкоголя. Очень важно дать подростку знания об опасности, которую представляют наркотики и алкоголь. Эти вещества оказывают еще больший эффект на людей с расстройствами и могут усугубить маниакальные или депрессивные моменты.

    • Например, алкоголь – это депрессант. Он может с легкостью запустить депрессивный настрой у подростка, страдающего от расстройства настроения. Стимулирующие наркотики, как кокаин, с другой стороны, могут пробуждать маниакальные наклонности в некоторых людях.
    • Конечно, невозможно контролировать вашего подростка все время и ему это вряд ли понравится. Поэтому важно, чтобы вы могли просто и спокойно обозначить правила, касающиеся наркотиков и алкоголя своему подростку, потом предоставьте ему личное пространство и доверяйте в том, что он примет правильное решение.
  5. Убедитесь, что подросток достаточно спит. Хорошо высыпаться абсолютно необходимо для тинейджеров, страдающих от расстройства настроения, чтобы сохранять эмоциональную устойчивость. Подросткам необходимо спать хотя бы по 8 часов в день, а также вставать и ложиться в одно и то же время ежедневно.

    • Это может быть сложно для подростков, которые привыкли не спать допоздна, лазить по интернету или общаться с друзьями по телефону. Скорее всего, вам придется установить время отхода ко сну или убрать из комнаты вашего подростка такие отвлекающие предметы, как телевизор или компьютер.
    • Также убедитесь, что атмосфера в комнате вашего подростка способствует хорошему сну – там должно быть темно и тихо, а еще необходима комфортная прохладная температура.

    Справляемся эмоционально

    1. Решайте конфликты спокойно. Это не всегда легко, но если вы хотите построить здоровые отношения со своим ребенком, вам стоит принимать его и решать конфликты без истерик. Попробуйте выслушать вашего подростка и откройтесь его или ее проблемам и заботам – последнее, чего вы хотите, это чтобы ваш ребенок полностью от вас отгородился.

      • Например, если вы хотите узнать, прогуливает ли ваш ребенок уроки, крик и наказания в этом совершенно не помогут, а только испортят ваши отношения, ведь естественная реакция человека, когда на него кричат, – это кричать в ответ или просто уйти в сторону.
      • Поэтому, вместо такой негативной реакции вы можете сходить на прогулку с вашим ребенком, и, оставшись вдвоем, в спокойной манере обсудить все необходимое. Не задавайте вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», а постарайтесь сосредоточиться на тех, которые подразумевают более глубокий уровень общения.
    2. Поощряйте и награждайте вашего ребенка за хорошее поведение. С другой стороны, когда ваш подросток делает что-нибудь положительное, приложите все усилия, чтобы отметить это и покажите, как вы горды. Например, если ваш ребенок решил сделать добровольную работу или получил хорошую оценку, не забудьте придумать какую-то награду за это.

      • Вам может казаться, что ваш ребенок знает о ваших чувствах, но ему все равно нужно слышать о них от вас – это значительно снижает уровень тревожности, помогая подростку понять, что вы любите и заботитесь о нем или ней.
      • Помните, что подросткам нужна похвала – даже несмотря на то, что в этом возрасте они стараются достичь независимости, вы все равно остаетесь значительной частью их жизни и, если вы не принимаете их такими, какими они есть, они не будут делать этого в ответ.
      • Даже несмотря на то, что подростки редко будут признавать это, родители – это все равно пример для подражания и люди, которые являются для них авторитетом, поэтому вам стоит соответствовать этой роли.
    3. Поощряйте общение вашего ребенка. Изоляция только усугубит расстройство настроения вашего подростка, так как чувство одиночества усиливается. Таким образом, вам стоит поощрять встречи вашего ребенка с друзьями, с новыми людьми и социальную активность в группах.

      • Предложите вашему подростку и его друзьям сходить в какое-то интересное место, например, в кино, в боулинг или на концерт живой музыки. Таким образом, ваш подросток хорошо проведет время, а вы можете наблюдать за ним, чтобы увидеть, как он общается в группе.
      • Вам также стоит предложить подростку стать членом школьной спортивной команды или какого-нибудь кружка – то есть, того места, где он сможет почувствовать себя частью группы. Это поможет ему не засиживаться дома и отвлечет от проблем.
    4. Станьте членом группы поддержки. Иметь дело с подростком, который страдает расстройством настроения, может истощать эмоционально. Однако важно, чтобы вы не позволяли этому взять верх над вашей жизнью. Подумайте о том, чтобы стать членом группы поддержки для семей с проблемными подростками – эти люди поймут, через что вы сейчас проходите, и смогут предложить вам совет или поддержку.

      • Совершенно нормально испытывать такие чувства, как отчаяние, злость, уныние или беспомощность. Когда вы поговорите обо всем этом с тем, кому вы доверяете, например, с близким членом семьи или с другом, вам станет легче.
      • Еще подумайте о том, чтоб самому сходить к психологу, если вы чувствуете, что больше не выдерживаете. Это может даже помочь лучше понимать своего ребенка и то, через что он или она сейчас проходит.

    Ищем лечение для вашего подростка

    1. Поймите, что подросткам с расстройством настроения понадобится лечение. Если вы действительно хотите справиться с расстройством настроения вашего подростка эффективно и позитивно, вам стоит отправить его или ее к психологу. Это не свидетельствует о том, что ваш ребенок сумасшедший, это говорит о том, что расстройство настроения может усугубиться, если им не заниматься.

      • Профессиональный психотерапевт обладает опытом и сможет провести необходимую диагностику, чтобы действительно понять вашего подростка и добраться до корней расстройства его настроения. Ваш психолог поможет вам лучше понять ситуацию и, таким образом, эффективнее ее разрешить.
      • Психотерапевт – это не тот, кто скажет вам и вашему ребенку, что делать, но, скорее, поможет увидеть другую перспективу и научит, как справляться с беспокойством, стрессом и негативным отношением таким образом, чтобы сплотить вас и сделать вас более сильными личностями в то же время.
      • Медикаменты – это существенная часть лечения многих расстройств настроения, особенно таких заболеваний, как биполярность или депрессия. Поэтому очень важно, чтобы ваш подросток придерживался графика приема медикаментов.
        • Прием медикаментов длительно и регулярно – это большая ответственность для подростка, поэтому вам следует проконтролировать график приема препаратов. Однако вам стоит позаботиться о том, чтобы ваш подросток не думал, что вы постоянно надоедаете или не доверяете ему – дайте ему возможность доказать, что он может быть ответственным.
        • Следите за тем, не появляются ли негативные симптомы, вызванные прописанными препаратами, и попросите подростка рассказывать все доктору, если он чувствует себя плохо. Доктор сможет уменьшить или увеличить дозу, помочь справиться с побочными эффектами.

    Источники

    • Weiner, I., Craighead, W., The Corsini Encyclopedia of Psychology. 2010.
    • Andrews, L., Evans, D., If Your Adolescent Has Depression Or Bipolar Disorder. 2005
    • Kowatch, R., Fritad, M., Birmaher, B., Treatment Guidelines for Children and Adolescents With Bipolar Disorder. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. Volume 44, Issue 3 . 2005

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства.
Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно.
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.

Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

По материалам статьи С.Иевлевой