Конспекты организации различных видов деятельности с целью формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста. Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности во второй младшей группе доу

Конспект занятия по продуктивной деятельности в средней группе. Рисование нетрадиционным способом «Зимний пейзаж»

1. Цель занятия: Формировать умение создавать зимний пейзаж нетрадиционным способом рисования (манной крупой).

2. Задачи:

1. Расширить представление детей о зиме, о признаках зимы;

2. Продолжать учить детей наклеивать на основу готовые формы из бумаги, изображать кисточкой с клеем снежинки, снег, сугробы.

3. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, фантазию, творческие способности;

4. Развивать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации речи детей;

5. Воспитывать любовь к зимнему времени года, к природе, к прекрасному.

3. Оборудование и материалы: готовые детали для аппликации (деревья, основа для аппликации темного цвета, клей ПВА, кисточки, манная крупа, репродукция картины И. Шишкина «Зима», иллюстрации с изображением зимних природных явлений, магнитная доска.

4. Предварительная подготовка: рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей, знакомство с поэзией, пословицами, загадками о зиме, чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Два Мороза», на прогулке лепка из снега разнообразных фигур, наблюдение и рассматривание снежинок.

5. Методы и приемы работы с детьми:

Словесные (рассказ, вопросы, беседа, объяснение); наглядные (демонстрация репродукции картины И. Шишкина «Зима», иллюстраций с изображением зимних природных явлений, коррекционные (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, игровые (загадки о зиме, о зимних природных явлениях).

6. Ход занятия: 1. Организационный момент.

С добрым утром, с добрым светом!

С добрым словом и приветом!

Дети: (Повторяют слова приветствия.)

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, в какое время года это бывает.

Белый снег пушистый

В воздухе искрится.

И с утра на землю

С шорохом ложится.

Дети на пригорке

Весело резвятся.

Пришли на салазках

С горки покататься.

Дети: Зимой.

Воспитатель: Все правильно! Кто из вас любит это время года и за что?

Дети: Можно строить снеговика, кататься на санках, на коньках, играть в снежки.

Воспитатель: Зима – замечательное время года. С ним в природе связано много явлений. Отгадайте, о каких зимних явлениях природы я вам буду рассказывать. (При каждом отгадывании загадки воспитатель прикрепляет на доску иллюстрацию с изображением ответа.)

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез. (Снег.)

Прозрачен, как стекло,

да не вставишь в окно. (Лед.)

Чтобы осень не промокла,

не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

сделал снежными сады. (Мороз.)

Детки сели на карниз

И растут все вниз и вниз. (Сосульки.)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали, а сейчас давайте отдохнем:

Физкультминутка «Мы построим снежный ком»

Вышли мы на улицу, (Маршируют)

Снегу намело! (Руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём, (Работают лопатами)

Да и снег весь разгребём. (Работают лопатами)

Протопаем дорожку (Топают ногами)

К самому порожку, (Топают ногами)

Слепим круглые снежки (Лепят снежки)

И огромные комки, (Показывают большой ком)

Мы построим снежный дом, (Маршируют)

Дружно жить мы будем в нём. (Хлопают)

Воспитатель: Отдохнули?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как увидел и изобразил зиму художник И. Шишкин (показ репродукции картины И. Шишкина «Зима»).

Что изображено на картине?

Дети: Зима, лес, кругом снег.

Воспитатель: Что вы можете сказать про снег? Какой он?

Дети: Белый, серебристый, холодный, пушистый.

Воспитатель: Посмотрите, как снег укрыл всю землю и деревья, как он искрится, красиво блестит на солнышке. Давайте и мы с вами попробуем изобразить заснеженный лес. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)

Два – поймаем. (" ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

Воспитатель: На лежащие перед вами листы бумаги сначала наклеиваем деревья, изображая лес.

Дети: (Выполняют задание.)

Воспитатель: Вот какой у нас замечательный получился лес, но снег еще не выпал. Снег мы сначала нарисуем кисточкой с клеем, на дереве, под деревом, сугробы, и маленькие капельки, падающие с неба (снежинки). А затем мы посыпаем весь рисунок манной крупой. Лишнюю крупу стряхните в тарелку. А теперь посмотрите, какой белый и пушистый у нас получился лес.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы устроим выставку, разместите свои работы на доске.

(Дети несут свои работы и вывешивают на доске)

Воспитатель: Какие красивые картины зимнего леса у нас получились, какая картина вам больше всего понравилась

Конспект по исследовательской деятельности в средней группе на тему "Сказочное путешествие"

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Речевое развитие".

Цель: создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.

Задачи:

- создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);

Создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);

Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);

Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);

Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельности:

- общение ребенка с взрослым;

Игровая деятельность;

Исследовательская деятельность (исследовательская практика ).

Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип – комбинированный

Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Форма – фронтальная и индивидуальная.

Вид детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, здоровьесберегающая.

Активизация словаря: слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п.

Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.

Ход занятия

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель: Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Дети стоят в кругу.

Ответы детей.

Создание условий для психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент)

Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. Взрослый вначале не обращает на него внимания.

Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать?

А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть?

Ответы детей.

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом?

Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано?

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.Предположения детей.

Основная часть

Проблемная ситуация:

(Взрослый читает письмо).

Воспитатель: Дети, нас извещают, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие.

Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку: "Путь в сказку": один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять! (порядковый счёт до 5).

Условия для развития, речевой активности.

Условия для закрепления порядкового счёта.

Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми.

Воспитатель: - Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем…

Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера.

Просмотр видеослайда. (Ответы детей)

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться.

Воспитатель: Как мы можем помочь нашему другу?

Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения.

(обсуждение сложившейся ситуации).

Ответы детей.

Дети предлагают свою помощь.

Художественное слово

В сумочке лежит вещица.

Та, что в дождик пригодится.

Мы её достанем, Мокрыми не станем.

Ничего, что дождь идёт:

Есть у каждого свой...

Загадка про зонтик

Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя.

Если вы правильно ответите, на слайде появится – картинка – правильный ответ.

Ответы детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя.

Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.

Ответы и предположения детей.

Атрибуты для исследования

Воспитатель: Давайте подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства.

Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Индивидуальная работа за столом.

Условия для проявления поисковой деятельности.

Условия для развития познавательной активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Исследование ткани начинается с ситца

(беседа у стола)

Воспитатель: Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается)

Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется)

Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)

Ответы и исследовательские действия детей.

(работа за столами)

Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием схем моделирования.

Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая.

Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик?

Воспитатель: правильно, надо проверить ткань.

Эксперимент "Какая ткань не промокает?"

Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость.

Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик?

На столах атрибуты для исследования по количеству детей.

Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика.

Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца?

Ответы детей. Дети называют свойства тканей.

Физкульминутка:

Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть.

Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть?

Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: "Дождь", выполняя с воспитателем движения по ходу текста.

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Художественно-продуктивная деятельность.

Воспитатель: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик.

Ответы детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития самостоятельности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления познавательной активности.

Взрослый направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами.

Воспитатель: Какие красивые зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3.

Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала. Дети закрывают глаза и считают до 3.

Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям?

Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: "До свидания!"

Ответы детей.

Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами.

Путь из сказки:

"Пять, четыре, три, два, один"!

Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный.

Дети считают от пяти до одного.

Условия для закрепления обратного счёта.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке? Воспитатель: Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для закрепления

нового материала.

Условия для развития, и стимулирования речевой активности.

Занятие по трудовому воспитанию в средней группе. Тема: Посадка лука

Описание: Предоставленный конспект предназначен для проведения занятий с детьми среднего дошкольного возраста и будет полезен воспитателям ДОУ. Конспект разработан с учетом ФГОС и позволяет не только дать объяснение, чем полезен лук, но привить интерес к труду.Возраст детей: 4-5 лет
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Дать элементарные понятия о природных витаминах на примере лука.
Задачи:
Закрепить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.
Развивать речь ребенка, активизировать словарь по теме.
Воспитывать желание добиваться результата.
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.
Словарная работа: корень, луковица, посадить, углубление, условия, перо, жгучий, луковая шелуха.
Оборудование: луковицы на каждого ребенка, емкость с землей для посадки лука, лейка, фартуки на каждого ребенка, клеенка на стол.
Предварительная работа: рассматривание зеленого лука, беседа о пользе овощей и фруктах.

Ход работы.

1. Мотивационно-ориентировачный этап.
Игровая ситуация «Волшебный сундук и Незнайка».
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики. На столе стоит накрытый предмет.
- Давайте посмотрим, что же там спряталось?
Педагог обращает внимание детей на расписной сундучок.
- Дети, вы хотите узнать, что же находится в этом красивом сундучке?
В это время из-под стола выглядывает Незнайка.
- Ой, кто это? Здравствуй, Незнайка. Что ты там делаешь?
Незнайка:Мне очень хочется узнать, что лежит в этом красивом сундучке? Можно я останусь с вами и посмотрю, что же в нем находится?
Дети разрешают Незнайке остаться.
2. Поисковая ситуация.
Педагог заглядывает в волшебный сундучок. Достает конверт.
- Что бы узнать, что лежит в сундучке, нужно отгадать загадку. Послушайте внимательно.
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает!
Педагог обобщает ответы детей.
- Конечно это лук! В волшебном сундучке лежат настоящие луковицы.
Достает из сундука луковицу.
- Почему в загадке говорят, что этот дед во сто шуб одет?
Ответы детей.
- Это образное выражение. На самом деле это луковица, которая покрыта множеством слоев тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой.
Воспитатель разрезает луковицу, показывает детям внутренние слои.
- Кто из вас пробовал лук? Какой он на вкус?
Ответы детей. (Жгучий, горький)
Незнайка:А зачем мне этот жгучий лук?
- Дети, кто знает, зачем нам нужен лук?
Ответы детей.
- Лук очень полезный. Люди издревле знали: что бы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица:»Лук от семи недуг». В луке содержится много полезных веществ- витаминов. В каком виде можно кушать лук?
Ответы детей. (сырым, жареным, вареным)
Физкультминутка.
От простуды и ангины (Дети стоят, показывают на горло)
Помогают витамины, (Разводят руки в стороны)
Ну а лучше есть лимом, (Изображают, что кушают лимон)
Хоть и очень кислый он.
Помни истину простую: (Грозят пальцем)
Лучше видит тот, (Изображают, что смотрят в бинокль)
Кто жует морковь сырую (Изображают, что грызут морковь)
Или сок морковный пьет. (Изображают, что пьют сок)
Беседа «Лук – как он выглядит»
Цель: обобщить знания детей о строении лука.
- Дети, а вы знаете, что нужно сделать, чтобы вырастить луковицу?
Ответы детей.
- Конечно, ее нужно посадить. Сегодня я покажу вам как можно посадить луковицу в землю. Если посадить луковицу в землю, то будет расти головка луковицы и зелень (перо).
Во время беседы, педагог демонстрирует луковицу.
- Посмотрите, у луковицы есть корешок.
-Как правильно посадить луковицу?
Ответы детей.
- Правильно. Нужно, что бы луковица была воткнута в землю корешком. Только тогда луковица будет расти.
- Незнайка говорит что он пробовал сажать луковицу, но она у него не растет. Давайте посмотрим на его луковицу.
Педагог достает из коробки горшок с неправильно посаженной луковицей. Дети внимательно рассматривают, делают выводы. Если они затрудняются, то воспитатель им помогает.
Вывод: луковицу нужно сажать корешком в землю.
3. Практическая деятельность.
Программное содержание:Дать первоначальное представление детям о способе посадки луковиц; Привить любовь к труду.
-Сейчас мы с вами посадим лук.
Педагог достает землю и лейки.
- Земля нужна луковице для питания. Нужно насыпать землю в какую-либо емкость. Затем перемешать, так чтобы не было комочков, после этого сделать углубление и посадить луковицу в землю.
- Сейчас я покажу, а вы внимательно посмотрите, как нужно сажать лук в землю.
Воспитатель сажает лук и комментирует свои действия.
Дети выбирают по одной луковице и сажают в общий ящик.
- Молодцы! А теперь давайте мы с вами выберем место для наших луковиц.
Ответы детей.
- Правильно, что бы лук рос ему необходимо солнце и тепло. Поэтому мы с вами поставим лук на окно.
Итог.
Вы молодцы! Помогли Незнайке узнать много нового о луке и правильно посадить его. Давайте с вами заполним дневник наблюдения. Педагог вместе с детьми зарисовывает.
- Чем полезен лук?
- Как правильно сажать лук?
- Какие условия необходимы для роста лука?
- Когда лук вырастет, где можно будет его использовать?

Конспект занятия по конструированию (оригами) в старшей группе «Солнышко»

Цель.

Закрепить знания детей о роли солнца в жизни людей и природы;

Пополнить знания детей о солнце и его характерных особенностях в разные времена года;

Познакомить детей с правилами безопасности пребывания на солнце в летний период;

Воспитывать любовь и доброе отношение к природе;

Закрепить представление о солнце через творческую деятельность детей;

Продолжить развивать мелкую моторику рук, логическое и конструктивное мышления, воображение, внимание и память;

Продолжить пополнять словарный состав детей;

Продолжить совершенствовать творческие способности детей.

Оборудование.

Картинки с изображением солнца и радуги;

8 квадратов (сторона 7 - 7,5 см) из двусторонней цветной бумаги желтого цвета;

2 круга (диаметр 6 - 6,5 см) из картона желтого или оранжевого цветов;

Фломастеры разных цветов;

Клей - карандаш, салфетка, клеенка.

Предварительная работа.

Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце», наблюдение за солнцем на прогулке.

Ход занятия.

В. : Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию, а что мы будем делать, вы узнаете, отгадав загадку.

Круглое и яркое,

Летом очень жаркое,

Дарит всем тепло и свет,

Без него нам жизни нет.

(солнце)

В. : Ребята, назовите солнце ласково. (ответы детей) (Детям демонстрируется картинка с изображением солнца). Что вы можете сказать о солнышке, какое оно? (ответы детей: желтое, яркое, круглое, теплое, ласковое и так далее)

В. : А знаете ли вы, что Солнце на самом деле белое, а желтый оттенок придает ему атмосферное рассеивание. Солнце больше нашей планеты в 109 раз. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км, тем не менее солнечный свет приходит к нам всего за 8 минут. В. : Что дарит солнышко людям и всему живому на земле? (ответы детей). Правильно, оно дарит тепло и свет.

В. : Ребята, как вы думаете, что может произойти, если солнце перестанет нам светить? (ответы - предположения детей). Солнечный свет и тепло необходимы всем: и людям, и животным, и растениям. Без света и тепла солнца станет очень темно и холодно, наша планета покроется ледниками, и все живое замерзнет и погибнет. Вспомните сказку К. И. Чуковского «Краденое солнце», которую мы с вами недавно читали и скажите, что случилось, когда солнце проглотил крокодил? (ответы детей).

В. : В какие времена года светит солнце? (ответы детей). Правильно, солнце нам светит круглый год, во все времена года: и зимой, и весной, и летом, и осенью. Что вы можете сказать о солнце в разные времена года? (ответы детей). Зимой солнце низкое и греет очень мало, световой день короток. К весне день постепенно прибавляется, на улице становится теплее с каждым днем, вся природа просыпается от зимнего сна, от чего у людей улучшается настроение. А вот в летом солнце стоит высоко, в этот период мы наблюдаем самые длинные световые дни, потому что солнце встает рано, а «спать» ложится поздно, да и греет так, что жарко. К осени день постепенно сокращается и солнышко все меньше и меньше дает нам тепла.

В. :Так какое время года самое солнечное? (ответы детей). Совершенно верно, это лето! Летом вы будете много гулять и загорать, это полезно для нашего организма, потому что солнечные лучи дарят витамин «Д», который помогает вам расти, укрепляет ваши кости и делает вас сильными и здоровыми. Но нельзя забывать о правилах безопасности на прогулке летом. Какие вы знаете правила безопасности? (ответы детей). Летом нельзя долго находиться на солнце, а выходить гулять безопаснее всего до 11 часов утром и с 16 часов днем, при этом не забывайте надевать головные уборы.

В. : Ребята, а какое явление природы мы можем наблюдать летом после того, как прольется дождик и выйдет солнышко? (ответы детей). Правильно, это радуга. Сколько и какие цвета у радуги? (ответы детей). (Детям демонстрируется картинка с изображением радуги). Давайте вспомним, какая фраза помогает запомнить порядок расположения цветов радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» (К - красный, О - оранжевый, Ж - желтый, З - зеленый, Г - голубой, С - синий, Ф - фиолетовый)

В. : Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем! (Дети встают около своих стульев, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения согласно текста).

Физкультминутка «Солнце» .

Летним утром тихо солнце (дети руками рисуют в воздухе круг)

Постучало мне в оконце, (изображают, что стучат)

Подмигнуло правым глазом, (подмигивают правым глазом)

Озарило светом разом, (поднимают обе руки вверх)

Вдруг щеки коснулось мило (гладят себя по щеке)

И лучами поманило. (изображают обеими руками, что зовут кого-то)

Я в кроватке потянулся, (потягиваются)

Всему миру улыбнулся! (широко улыбаются)

Встал и сделал я зарядку, (делают движения: руки вперед, в стороны, наверх)

Застелил свою кроватку. (изображают, что застилают кровать)

Надо сделать много дел! (руки к голове и качают головой)

Я умылся и поел. (изображают, что умываются и едят)

И пошел во двор гулять, (шаг на месте)

С ребятишками играть. (обе руки вперед, большие пальцы выставлены наверх, жест «лайк»)

Ход работы .

1) Из всех желтых квадратов делаем базовую форму «Воздушный змей»;

2) Перевернуть заготовку;

3) Соединяем все восемь заготовок, образуя круг;

4) С обеих сторон в центр наклеиваем желтый круг из картона;

5) В круге рисуем глаза, нос, рот (можно нарисовать волосы) по замыслу ребенка.

Организация выставки детских работ.

Итог занятия.

В. : Ребята, давайте вспомним, чем на занятии мы занимались и что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Конспект занятия по художественному творчеству в ДОУ. Средняя группа

Корчина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №98 «Энергия». г Краснодар.
Конспект будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям.Поделку можно использовать в качестве подарка или украшения интерьера.
Задачи: закрепить представления детей о лете, о цветах, их строении и уходе за ними; развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по группе врассыпную, развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук;развивать усидчивость, самостоятельность, фантазию; формировать чувство целостности изображенного, воспитывать бережное отношение к цветам. Материалы: иллюстрации, две корзины, искусственные цветы, цветной картон; пластилин; клей ПВА; краски акварель; тыквенные семечки; поваренная соль, баночка для воды, кисточка.
План работы.
1. Организационный момент.
2. Рассказ воспитателя о цветах.
3. Игра «Собери букет».
4. Практическая часть.
5. Релаксация.

Ход занятия.

1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Какое сейчас время года? Лето. Что бывает летом? (Летом жарко, люди отдыхают на море, на даче). Показ иллюстраций. Летом созревает много фруктов,ягод. Какие ягоды и фрукты, созревающие летом, вы знаете? (Земляника, вишня, абрикос, черешня, персик и т.д.) Кроме того летом много разных цветов. Какие летние цветы вы знаете? (Ромашка, роза, клевер, василек, мак, колокольчик и т.д.).
2.Рассказ воспитателя о цветах.
Все цветы нуждаются в поливе и уходе. У цветка есть корень, который находится в почве. Через него растение впитывает влагу из земли. Выше корня есть листья стебли и цветы. Чтобы цветы долго радовали нас своим благоуханием, их нужно поливать, рыхлить вокруг них землю, но делать это нужно осторожно, чтобы не повредить корень. В противно случае цветок завянет. Показ иллюстраций.
3. Игра «Собери букет».
Дети делятся на команду девочек и команду мальчиков. Воспитатель разбрасывает на ковре цветы, задача команды собрать как можно больше цветов в корзину своей команды. По сигналу воспитателя дети начинают собирать цветы. Побеждает та команда, корзине которой больше цветов. Игра проводится несколько раз.
4.Практическая часть.


1. На листе цветного картона размещаем кусочек пластилина круглой формы, аккуратно прижимая его к картону.


2. В пластилин вставляем тыквенные семечки.


3. С помощью акварельных красок раскрашиваем семечки.


4. Клеем ПВА рисуем стебель и листья цветка.


5.Пока клей не высох, засыпаем его солью.


6. Стряхиваем лишнюю соль. Дорисовываем клеем листики цветка и солнышко.


7. Засыпаем солью, лишнюю стряхиваем.


8. Аккуратно красками раскрашиваем листики, стебель, солнышко.



Выставка работ.




5.Релаксация.
- О чем сегодня говорили? Что происходит летом? Какие летние цветы вы знаете? Посмотрите, какие чудесные цветы получились у вас. Молодцы ребята! Занятие закончено.

Анна Шматкова
Конспект занятия по продуктивному виду деятельности (Нетрадиционная аппликация)

Конспект занятия по продуктивному виду деятельности

(Нетрадиционная аппликация)

Тема: «Зайчата»

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги, используя трафарет. Учатся располагать декоративные элементы (комочки) в определенных частях силуэта и композиций. Формировать умение вырезать и наклеивать, активизировать наблюдательность, развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Развивающая среда:

Картон цветной (голубого или серебристого цвета, равный по размеру альбомному листу, две белые бумажные салфетки и одна голубая. Трафареты зайчат, бумага белая, вата, фисташки, простой карандаш, ножницы, клей ПВА, поднос. Розетка с влажной губкой, розетка под клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, картина «зайцы в зимнем лесу».

Воспитатель загадывает загадку:

Прыг-скок-трусишка,

Хвост-коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глаза с косинкой,

Одежда в два цвета-

На зиму и лето.

Затем показывает картину «Зайцы в зимнем лесу». Беседует с детьми по картине.

Порядок выполнения работы:

Предложите детям:

1. Из белой салфетки заранее приготовить комочки. Комочки должны получиться приблизительно равные, диаметром 3-5 мм.

2. Трафареты зайчат перевести на лист белой бумаги, вырезать по контуру и расположить на картонной основе.

3. Наклеить силуэты зайчат.

4. На силуэт зайчат наклеить белые комочки, а снежинки сделать из голубых комочков. (При наклеивании каждый комочек поочередно окунать в клей и приклеивать близко друг к другу). Из фисташек сделать зайчатам глазки.

5. Снег и облака сделать из ваты.

Зимняя картина готова. Дети рассматривают свои работы. Придумывают названия.

Физкультминутка «Теремок».

Стоит в поле теремок, теремок,

(дети поднимают руки над головой, кончики пальцев левой и правой рук соединяют – это крыша)

Он не низок, не высок.

(«низок» - приседают, высок – «встают»)

На двери весит замок, да замок.

(сцепляют пальцы рук в «замок» так сильно, чтобы пальцы покраснели)

Кто бы тот замок

Нам открыть помог?

Слева зайка, справа мишка-

Отодвиньте-ка задвижку!

(кивают головой один раз влево, один раз вправо. Тянут руки в разные стороны, но пальцы остаются в «замке» - «крепкий замок»

Слева ежик, справа волк –

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ежик. Волк

(сильнее сжимают пальцы)

Открывают терем, теремок.

(«открывают замок» - разводят руки в разные стороны).

Образовательные области: Художественное творчество; Познание; Коммуникация.

Желание творить - возникает у детей самостоятельно
и отличается чрезвычайной искренностью.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку
развить способности, которые
помогут ему стать личностью.

В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) к дошкольному образованию важным и значимым стало переосмысление нами, педагогами-практиками, содержания и форм работы с дошкольниками.
Развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания и взята мною за основу моей деятельности. Решить ее возможно в дошкольном возрасте через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», в интеграции с другими образовательными областями, т.к. различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, которая проводится как (НОД) непосредственно образовательная деятельность по САНПин 2 раза в месяц, а этого недостаточно для развития творческих способностей. Поэтому возникла необходимость создать такую систему занятий продуктивной деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно - творческие способности.
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка.
Работа начиналась с диагностики и наряду с полученными результатами, выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:
низкий уровень : не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
средний уровень : проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
высокий уровень : испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Проанализировав данные, пришла к выводу : для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию совместной продуктивной деятельности по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с различными материалами.
Исходя из вывода, была поставлена цель.
Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых (аппликации).
Исходя из этой цели, мною выдвинуты следующие задачи:
Образовательные задачи:

  • знакомство с различной фактурой бумаги, тканей, ниток и обучение детей экспериментировать с ними;
  • умение передавать особенности форм и строения предметов, использования и сочетания цветовых оттенков;
  • формирование и закрепление технических умений и навыков;
Развивающие задачи:
  • развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, обзорное мышление, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
  • воспитание интереса к продуктивной деятельности;
  • воспитание духовно-нравственных качеств, чувство коллективизма и эстетического вкуса;
  • воспитание самостоятельности и инициативы, а также желание творить и радоваться полученному результату.
В основу работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
  1. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  2. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  3. Принцип дифференциации, учета индивидуальности Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. В своём исследовании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали основой моей педагогической работы.
Для успешного развития творческих способностей необходимы условия :
Комплексное и системное использование методов и приемов. Это наглядные - показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание; словесные - объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок; практические - самостоятельное и совместное выполнение работы)
Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка, что включает в себя использование на занятиях презентаций, алгоритмов последовательности выполнения работы.
Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества, подарки родным и близким и т. д.)
Материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.
Весь образовательный процесс по развитию творческих способностей в продуктивной деятельности (аппликации) состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, делится на три этапа:
1 этап (подготовительный) - знакомство со свойствами материалов;
На первом этапе дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань, пряжа, листья и т.д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
2 этап (основной) - обучение приемам изготовления, изготовление поделок;
На втором этапе дети знакомятся с цветовым оформлением , что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание.
На этом же этапе дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание и т.д.), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.) Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой и сюжетом.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.
Перечислим способы аппликации, которые могут применять на занятии дети:

  • Аппликация из вырезанных частей предмета (составляется предмет из деталей и наклеивается на бумагу) («Человечки», «Скворечник», «Собака лохматая»)
  • Аппликация из вырезанных силуэтов предметов (составляется композиция из одного или нескольких предметов и наклеивается на лист бумаги) («Машины», «Кошка игривая»)
  • Декоративная аппликация из вырезанных полос и геометрических фигур («Скатерть», «Дом»)
  • Обрывная аппликация (маленькие круги, треугольники, круги, квадраты или маленькие обрывные кусочки цветной бумаги наклеиваются внутри контура) («Цыпленок», «Бабочка»)
  • Обрывание по контуру (цветная бумага обрывается по намеченному контуру для передачи фактуры предмета) («Ваза с цветами», «Белые березы»)
  • Скатывание салфеток (бумага рвется на маленькие кусочки, каждый кусочек мнется и скатывается в комочек) («Сирень», «Белый медведь»)
  • Накладная аппликация (одинаковые по форме, но разные по размеру детали наклеиваются друг на друга, начиная от самой большой и заканчивая самой маленькой) («Фиалки», «Астры»)
  • Аппликация из ваты (вата выкладывается тонким слоем на бархатную бумагу или приклеивается) («Баран», «Снежный лес»)
  • Аппликация из пряжи, ниток (нитки выкладываются на бархатную бумагу или приклеиваются) («Маленькие человечки», «Дерево», «Гусеница» и т.д.)
  • Аппликация из засушенных листьев (листья раскладываются и составляются в задуманный предмет, наклеиваются на картон) («Грибы в лесу», «Бабочка» и т.д.)
  • Фреска (клей равномерно наноситься на поверхность и засыпается крупой, песком и т.д.) («Снегопад», «Морское царство»)
  • Коллаж (сочетание в работе разнообразных материалов) («Дары осени», «Зимний пейзаж»)
  • Симметричная аппликация (вырезание объектов, имеющих симметричное строение - складывание бумаги пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения) («Бабочка», «Ваза», «Мамочка» и т.д.)
  • Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой) («Хоровод», «Гирлянда»)
  • Силуэтная аппликация (доступна детям, хорошо владеющими ножницами, могут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру) («Рыбка золотая»)

3 этап (заключительный) - рефлексия, оценка своих работ
Для развития творческих способностей у детей были использованы разные формы работы :

  • НОД (индивидуальные и коллективные)
  • Участие в конкурсах
  • Тематические выставки

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать не только в ДОУ, но и в семье.
Для помощи родителям и педагогам в развитии творчества у детей тоже были использованы разные формы работы:

  • Оформлены папки - передвижки
  • Проведены консультации
  • Родительские собрания по темам
  • Показаны мастер - классы
  • Оформлены выставки работ детей и взрослых
  • Предложены презентации по темам
  • Организованы конкурсы поделок, рисунков и аппликаций

Оценив результат работы , направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по продуктивной деятельности-аппликации, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

  • Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
  • Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.
  • Дошкольники старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.
  • Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
  • Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т.Г.Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике: 2014 год -высокий уровень- 4 детей (23.5 %); средний уровень - 9 детей (53 %); низкий уровень - 4 детей(23.5 %); 2015 год - высокий уровень - 8 детей (47%); средний уровень - 9 детей (53%); низкий уровень- 0%.
Таким образом, развивая творческие способности ребёнка в совместной продуктивной деятельности-аппликации, мы способствуем успешной самореализации ребёнка при последующем переходе в школу и в будущей взрослой жизни.
Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.