Занятия на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Аспекты эмоционального развития дошкольника: воспитываем успешного ребенка. IX. Ритуал прощания «Цветок»

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).

Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества , а некоторые малыши вообще не умеют играть.

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. А ведь у детей c угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. Однако то, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для трех-четырехлетнего ребенка характерны резкие перепады настроения , его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, он вполне может начать вести себя так, как ведут себя дети более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. На настроение малыша 3-4 лет начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Он начинает оценивать поведение окружающих людей, однако эти оценки очень категоричны и ситуативны.

К 4 – 5 годам ребенок становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми их сторонами жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Потребность "быть хорошим" для окружающих определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: ревность, сочувствие, зависть и др.

При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам), даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. В соответствии с этим мною в соавторстве с заведующей детским садом №93 Санкт-Петербурга Матвеевой Натальей Германовной была разработана программа развития эмоциональной сферы дошкольников «Веселые гномы». Она знакомит детей с собственными переживаниями и проблемами, с эмоциональными состояниями других людей. Занимаясь по этой программе, дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые воспитатели могут использовать во время занятий в детском саду, а родители, играя со своими детьми дома или во время прогулки.

Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»
Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:
«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».
После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

Игра «На полянке»
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
Если в вашем детском саду практикуется песочная терапия , то с детьми можно поиграть в следующие игры (если же нет, то воспользуйтесь имеющимися у вас игрушками).

Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну»
Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

Игра «Удиви мышку»
Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Упражнение «Посмеемся над страхами»
Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.
Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала, и мы стали довольно часто по их просьбе включать в занятие «разминки-смешилки».
Это упражнение активно применяется в нашем детском саду и на занятиях музыкой, которые проводит опытный педагог Журавлева Галина Николаевна и, поверьте, дает свои положительные результаты: напряжение снимается не только у детей, но и у взрослых.

Этюд «Еж и Лягушка»
Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».

После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»
Педагог предлагает детям послушать еще одну историю.
В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему.
Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.


Игра «Прогони злость»
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Угадай эмоцию»
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Игра «Про Обидку и Грустинку»
Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Игра «Подарок другу»
Педагог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится на стульчик, он именинник. Другой ребенок – гость. Он приносит имениннику подарок. Нужно без слов показать, что ты подарил. Задача именинника – угадать, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.

Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Испорченный телевизор»
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Возможные вопросы для обсуждения:
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

С помощью данных игр можно развивать не только эмоции, но и внимание, память, мышление, воображение детей. И необязательно это делать именно в группе. Отправляясь на прогулку, запаситесь разными маленькими историями на выражение эмоций, например, такими.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Про Таню (горе - радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»

Уважаемые взрослые, помните, что от вас зависит всестороннее развитие окружающих вас детей. Превратите каждый день в интересную игру не только для малышей, но и для себя, получайте удовольствие от общения с ними, и тогда ваше настроение всегда будет приподнятым. А от этого выиграют абсолютно все!
«Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа…» М.Монтессори

Конспекты занятий

Каждому человеку нужно научиться выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание же другого человека - причина возникновения страха, отчужденности, враждебности. Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь.
В старшем дошкольном возрасте ребенку важно научиться использовать все доступные средства выразительности: принятие позы, характерные движения рук, ног, туловища, мимику.
Эмоциональная сфера сама по себе не развивается. Всему этому детей надо учить. На мой взгляд, детям старшего дошкольного возраста наиболее понятны такие эмоции и чувства, как радость, горе, страх, удивление, гнев.
В результате проведенных занятий в старших и подготовительных группах дети овладели мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Большинство детей научилось с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа.
Полученные на занятиях умения и навыки дети используют в играх с правилами, инсценировках, сюжетно-ролевых играх. У наших воспитанников появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся глубже понимать и чувствовать себя и других. По выражению Л.С. Выготского, «именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса».

Нина КАРПЕКИНА,
педагог-психолог
дошкольного образовательного учреждения № 6,
г. Троицк

ЗАНЯТИЕ 1. РАДОСТЬ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.

Материалы

Иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния.
Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие).
Зеркало для каждого ребенка.

Ход занятия

Дети отвечают на вопросы:

    Что такое радость?

    Как вы выражаете чувство радости?

    Что вы делаете, когда радуетесь?

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Если вам смешинка в рот
Вдруг случайно попадет,
Не сердитесь, не ворчите,
Хохочите, хохочите!

(М. Дружинина)

Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало.
Понравились вы себе?

Дети отбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональное состояние.
Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки), в которых отражено чувство радости.
Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.

Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!!!»
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и предлагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют.
По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные.
Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент. Если кому-то не очень весело, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть веселую песенку.

ЗАНЯТИЕ 2. ГОРЕ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.

Материалы

Пиктограмма и иллюстрации с изображением эмоции горя.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка.

Ход занятия

Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент?
Дети показывают свое состояние, делают соответствующее выражение лица.
Далее рассматриваем все вместе иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания.
Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние: «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького» (К.Д. Ушинский), «Обвал»
(Б. Житков).
Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки.
Дети слушают следующие песенки, потешки.

Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Муха парилась - приумаялась,
С полки упала - ребра сломала.
Блоха поднимала - живот надорвала.

Дети изображают страдания героев потешки, используя все выразительные средства.

Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была.
Все крутила, все мела - примораживала.
Калинушку с малинушкой заламывала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветочки повысушила.

Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая - калинушку-малинушку, травку, цветы - изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.

Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы.

Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не считать, не писать,
Только по полу сказать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть,
Пожалела, поругала,
И за доктором послала,
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

Несколько детей изображают скачущую девочку, потом показывают, как она сломала ноженьку (боль, страдание), вторая группа изображает маменьку (жалость, сострадание).

ЗАНЯТИЕ 3. СТРАХ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение.

Материалы

Иллюстрации с изображением эмоции страха.
Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Зеркало.

Ход занятия

Сначала все вместе рассматриваем иллюстрации, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха.
Дети слушают стихотворение А. Фройденберга «Великан и мышь».

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил,
И мышь - живую! - проглотил.
Бедняга прибежал к врачу:
«Я мышку съел! Я не шучу!
Помилуйте, какие шутки!?
Она пищит в моем желудке!»

Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зеркалом; рисуют испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Далее разыгрываем этюды на выражение эмоции страха.
Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации?
Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялись, а лес - густой и дремучий. Что бы вы чувствовали? Что бы предприняли в этой ситуации?

Играем в игру «У медведя во бору».

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
На нас рычит!

Ребенок-«медведь» рычит и догоняет детей. Дети пугаются и убегают. Игра проводится со сменой «медведя» 2–3 раза.
После игры предлагаю детям вспомнить испуганного великана, проглотившего живую мышь, и читаю вторую половину стихотворения.

Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
- Откройте рот, скажите: «А-а-а!»
Живую мышь? Зачем? Когда?
Сейчас? Так что же вы стоите?
Идите кошку проглотите!

ЗАНЯТИЕ 4. ГНЕВ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.

Материалы

Иллюстрации к сказке А.Н. Толстого «Три медведя», Ш. Перро «Синяя борода», русской народной сказке «Гуси-лебеди» и другим.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Пиктограммы, изображающие эмоции.

Ход занятия

Вспоминаем вместе с детьми эпизод из сказки «Три медведя», где описывается, как сердятся медведи, узнав, что кто-то пользовался их вещами. Рассматриваем иллюстрации к сказке, отражающие данный эпизод.
Прошу детей найти пиктограмму, отражающую эмоцию гнева, и показать это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты.
Дети вспоминают русские народные и авторские сказки, герои которых гневаются, злятся.
Затем дети рисуют соответствующий эпизод сказки. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их.
Разыгрываем этюды на выражение эмоции злости, гнева.
Показать гнев Мойдодыра:

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный...

Показать гнев медведя:

Не стерпел медведь,
заревел медведь,
И на злого врага
налетел медведь.

Показать гнев злого таракана:

Он рычит и кричит,
и усами шевелит:
- Погодите, не спешите,
я вас мигом проглочу!

Игра «Бабка-ежка».

Дети дразнят Бабку-ежку:

Бабка-ежка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла бабка на улицу,
Испугала курицу,
Пошла бабка на базар,
Раздавила самовар.

Бабка-ежка злится и догоняет детей. Игра повторяется 2–3 раза.

ЗАНЯТИЕ 5. УДИВЛЕНИЕ

Задачи

Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.

Материалы

Иллюстрации и пиктограммы с эмоцией удивления.
Зеркало.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).

Ход занятия

Показываю детям иллюстрацию, где изображена эмоция удивления. Задаю вопросы.
Как вы думаете, что увидела девочка?
Почему она так удивилась?

Дети слушают отрывок из стихотворения Ана Бжехвы «На горизонтских островах».

На веселых, на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!

Задаю детям наводящие вопросы.

    Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

    Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»?

    Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет?

Предлагаю детям изобразить перед зеркалом удивление, используя разные средства выразительности.
задание - выбрать из предложенных пиктограмм ту, которая отражает эмоцию удивления. Прошу, чтобы каждый из детей нарисовал себя или героя какого-то произведения, символизирующего эту эмоцию.

Осень (рассказ-этюд).

В парке падают листья. Две девочки, Таня и Оля, решили после школы пойти в парк, для того чтобы набрать букет красивых листьев. Была тихая, солнечная погода. Под деревьями они увидели большую кучу листьев и хотели присесть на нее. И вдруг остановились как вкопанные. Листья зашевелились, как будто куча была живая.
(Прошу детей изобразить удивление.)
И вдруг из-под листьев показался пушистый хвост какого-то зверя, а потом вылез и сам «зверь». Им оказался щенок.

Отрывок из стихотворения Н.А. Екимовой «Облака».

А маленькое облачко
над озером плывет,
И удивленно облачко
приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
пушистенький такой?
Такой мохнатый, мяконький,
летим, летим со мной!

Прошу детей изобразить удивленное, плывущее над озером облачко. Кого же оно увидело в глади озера? (Свое отражение.)
Разыгрываем с детьми мини-этюд по этому стихотворению.
Предлагаю детям представить, что они встретили существо с другой планеты, совсем не похожее на земных жителей. Как бы вы смотрели друг на друга?
Дети попарно изображают эмоцию удивления: смотрят друг на друга, широко открыв глаза, приоткрыв рот, высоко подняв брови, опустив бессильно руки или прижав ладони к щекам.

ЗАНЯТИЕ 6. РАДОСТЬ И ГРУСТЬ

Задачи

Продолжать знакомить детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.

Материалы

Костюмы, маски для клоунов.
Шапочки с изображениями животных.
Зеркало.
Фотоаппарат.
Портрет Грустика.
Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка).
Магнитофон и аудиокассета с записью музыкальных произведений Д. Христова «Золотые капельки» и П. Чайковского «Баркарола».

Ход занятия

В гости к детям приходят два клоуна - Смешинка и Грустик, одетые в одинаковые костюмы, но с разными масками на лице (радости и грусти). Выясняем с детьми, чем похожи клоуны, чем отличаются. По очереди спрашиваем клоунов, отчего Грустику всегда грустно, а Смешинке - весело.
Грустик. Я никак не могу найти себе друзей, поэтому и грущу.
Смешинка. Я ужасно люблю веселиться, прыгать, скакать, у меня много друзей, и поэтому я радуюсь.
Дети надевают шапочки с изображениями различных животных и танцуют, чтобы развеселить грустика.
Грустик смотрит, вздыхает, машет руками, то есть ему не нравится: «Не развеселили меня ваши танцы, давайте лучше вместе со мной исполним грустный танец, мне так будет спокойнее».
Звучит грустная музыка, все танцуют с Грустиком, изображая грустных животных.
По окончании танца предлагаю детям поиграть. Для игры надо разделиться на две команды. Одна будет командой Грустика, а вторая - Смешинки. Я буду читать стихи веселые и грустные. Когда я прочитаю грустное стихотворение - поднимет руки команда Смешинки, а когда радостное - команда Грустика. Выигрывает та команда, которая быстро и дружно поднимает руки.

Стоит коза - голосит коза:
Разбежались кто куда семеро козлят.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Потеряли котятки
по дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
«Мама, мама, прости,
мы не можем найти,
мы не можем найти перчатки!»

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!

Яблоки, веники! Весело мне!
Весело мне! Я лечу на коне!

Подводим итог игры, определяем, какая команда выиграла. Грустик просит нарисовать портреты его и Смешинки. Дети рисуют. Смешинка радуется своему портрету, а Грустик говорит: «Мне совсем не нравится мой портрет - глаза грустные, рот книзу опущен, ну что это за портрет, даже никому показать нельзя».
Ведущий. Но ты же на самом деле такой, посмотри на себя в зеркало.
Грустик смотрит на себя в зеркало, потом бросает портрет на пол и говорит: «Не хочу быть больше грустным и не буду никогда грустить. Я буду вот таким (снимает маску, улыбается, принимает позу радости), давайте, рисуйте мой портрет!»
Ведущий. Ребята не могут больше рисовать, им пора идти в группу. Давай я лучше тебя сфотографирую.
«Фотографирует» Грустика, отдает ему портрет. Грустик радуется, показывает всем свой портрет. Смешинка и Грустик благодарят ребят, уходят.

ЗАНЯТИЕ 7. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Задачи

Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.

Материалы

Магнитофон, аудиокассеты с записью музыки.
Мелкие предметы (матрешки).
3–4 коробочки.
Два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами.
Два мольберта.

Ход занятия

Под маршевую музыку дети двигаются по комнате и выполняют различные движения («зайчики», «лошадки», «птички», «раки», «лягушки» и т.д.).
Затем дети делятся на тройки. Дети в каждой тройке берутся за руки. По сигналу ведущего они начинают собирать разбросанные по ковру мелкие игрушки, не разнимая рук (то есть собирают только крайние дети), складывают в свою коробочку. Выигрывает та тройка, которая наберет больше предметов и ни разу не разъединит рук.
Можно повторить это упражнение 2–3 раза.
Упражнение «Танец эмоций». Под соответствующую музыку дети исполняют танец «веселого Буратино», «печальной осенней тучки, «испуганного зайчика», «удивленной бабочки», «злого Бармалея», «озорного котенка».
Дети делятся на две команды. Предлагаю каждой дорисовать рисунок на листе ватмана. Каждый ребенок имеет право нарисовать только две детали рисунка. Мольберты нужно поставить так, чтобы команды не видели рисунков друг друга.
Рисунки сравниваются, обсуждаются.

Игра «Паровозик».

Дети садятся в «паровозик», он двигается по комнате, «стучит», «пыхтит», «гудит». По сигналу «Крушение!» дети падают на пол.
Можно повторить эту игру 2–3 раза.
В заключение дети выполняют упражнение «Отдых у ручья». Они ложатся на ковер кому как хочется и отдыхают под звуковой фон «Птицы у ручья».

Публикация статьи произведена при поддержке стоматологической клиники «Дентал Фэнтези». Воспользовавшись предложением стоматологической клиники «Дентал Фэнтези», Вы сможете по выгодной цене поставить брекеты в Москве . Установка брекетов от клиники «Дентал Фэнтези» - это работа высококлассных специалистов, обладающих большим опытом работы, которые исправят прикус и обеспечат идеальную улыбку людям всех возрастов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и заказать обратный звонок можно на официальном сайте стоматологической клиники «Дентал Фэнтези», который располагается по адресу http://www.dentalfantasy.ru

Разделы: Работа с дошкольниками

Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека
и, прежде всего – ребенка.

(Л. Выготский)

Роль и значение эмоций в жизни человека столь велики, что возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности). Эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место). Эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».

Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку (Б.М. Теплов). Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».

Исходя из вышесказанного, была определена доля участия каждого педагога по формированию развитию эмоций у детей дошкольного возраста. Логопед уделяет особое внимание развитию мимических и артикуляционных мышц, помогая с помощью образных описаний постепенно осваивать мимику лица. Инструктор по физической культуре развивает у детей мускулатуру тела, осанку, согласованность, чёткость и выразительность движений. Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Учитель-дефектолог на занятиях и совместной деятельности с детьми учит их «видеть» себя и окружающих, составлять описательные рассказы о себе, сравнивать себя с окружающими, видеть своё сходство с родителями. Психолог способствует укреплению эмоциональной устойчивости, развитию раскованности, самоконтроля его коммуникативных способностей. Педагог по изодеятельности «рисует» с детьми эмоции, помогает учиться видеть, чувствовать оценивать и созидать по законам красоты и добра. Воспитатели направляют самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный на музыкальных занятиях материал.

Поэтому содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  1. Комфортная организация режимных моментов. Эта работа во многом зависит от воспитателя и помощника воспитателя.
  2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактической гимнастики; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых заданий и упражнений; досугов. Данное направление реализуют в комплексе музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
  3. Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. Эта работа проводится воспитателями и психологом.
  4. Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения; слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем совместно с воспитателями.
  5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  6. Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика. Эта работа осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
  7. Психомышечная тренировка, проводится инструктором по физическому воспитанию.
  8. Посещение комнаты психологической разгрузки осуществляется психологом.
  9. Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр и т.п. Эти задания проводятся воспитателями.
  10. Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений. Эту работу осуществляет весь персонал ДОУ.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого, была поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимики, пантомимики и интонации на музыкальных занятиях.

Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры «Медвежата», по стихотворению П.Воронько; «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата», музыка Г. Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.

Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:

1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.

В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных)

2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры, этюды на выражение эмоций.

В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).

Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика.

Рассмотрим «Марш зайчат» А. Жилинского.

Музыка 1 части произведения носит веселый, шутливый характер. Дети в движении передают образ озорных зайчат, смело и радостно вышагивающих по лесной полянке.

В средней части музыка звучит в низком регистре, громко, отрывисто, зловеще.

Сразу становится понятно, что зайчата испугались чего-то или кого-то страшного. Передавая эмоциональное состояние испуганных зайчиков, дети оглядываются, дрожат, приседают, стараясь как бы сжаться в комочек, закрывают лицо руками. В конце пьесы мелодия быстро катится сверху вниз, передавая бегство зайцев. Дети быстро убегают с испугом на лице. Особое внимание обращается на выразительность и пластику движений.

В средней группе дети знакомятся с масками-пиктограммами, каждая из которых сопровождается музыкой, а дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяют пиктограмму.

На комплексном занятии «Радуга настроений» предлагается детям на услышанный музыкальный фрагмент передать настроение двух девочек: радостной и печальной. Необходимо одеть девочек в платья, соответствующие их настроению (грустную девочку – в темное платье, веселую – в красное) и развеселить. Этюд «Хорошее настроение», музыка Львова-Компанейца.

3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.

В результате целенаправленной работы педагогического коллектива обогащается эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу подготовительной группы дети:

  • способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);
  • умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;
  • проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;
  • обогатился словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.

Список использованной литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2009, №3.
  5. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное».
  6. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей.- М.: «Баласс», 1999.
  7. Метлов Н.А. Музыка детям.- М., 1985.
  8. Методика музыкального воспитания в детском саду./Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1982.
  9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.
  10. Музыкальное воспитание в детском саду./Сост. О.П. Радынова и др.- М., 1994.
  11. Музыкальный руководитель.2004, №1.
  12. Музыкальный руководитель. 2004, №2.
  13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- Ч.1.- М. 1997.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т.- М., 1985.- Т.1.
  15. Эмоциональное развитие дошкольников./Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М., 1985.- 174с.

Цель занятия:

Закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;

Научить понимать свои чувства и чувства других людей;

Упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;

Развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.

Материал: пиктограммы эмоциональных состояний , и , письмо из «Страны Настроения», музыкальные отрывки из мультфильмов, картинки с изображением сказочных героев, «кубик настроения», музыкальные ноты со схематическим изображением различных эмоций.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками:

1. Упражнение-приветствие «Я люблю»

Цель: снятие эмоционального напряжения, образование положительного состояния

Дети под спокойную музыку заходят в зал. Зал оформлен в виде лесной поляны.

: Дети, посмотрите, какая замечательная лесная полянка. Как хорошо и уютно на ней.

А давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом волшебными словами. Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).

Я люблю - себя,

Я люблю тебя,

Я люблю - всех,

В этом мой успех.

Психолог: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.

Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо из «Страны Настроения». Вы слышали о такой Стране? Давайте прочитаем его.

«Дорогие дети! Если вы любите все интересное, сказочное, и умеете удивляться, вас приглашает в гости «Страна настроения»!»

Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.

2. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: научить детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Так как путешествие наше необычное, то и кассиры у нас также необычные. Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Как мы можем определить настроение у каждого кассира? У людей также бывает разное настроение, какое именно? Дети, становитесь в очередь и покупайте себе билет у кассира, изображающего такое же настроение, как у вас в настоящее время (дети становятся в очередь и берут у кассиров-колобков пиктограмму со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети строят поезд и под музыку начинают двигаться по залу).

Первая наша остановка станция «Сказочная».

Психолог: Скажите мне, вы любите сказки? А много сказочных героев вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

3. Упражнение «Найдите сказочного героя»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.

Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.

Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с нотами на ветвях).

class="eliadunit">

4. Упражнение «Угадай мелодию»

Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.

Дети садятся на подушки, у каждого стоит блюдце с двумя нотами.

Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую ноту (вспомнить какой бывает музыка?)

Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Цветная

5. Упражнение «Укрась озеро»

Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)

Психолог: Дети, вот посмотрите на это лесное озеро, оно кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает ваше настроение сейчас.

Психолог: Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.

6. Упражнение-релаксация

Цель: психоэмоциональная разгрузка

Веки хотят спать,

Закрываются глаза.

Мы тихо засыпаем,

Мы погружаемся в сон.

И руки сонные стали,

И ноги задремали,

И мы в эту минуту

Легкие как пушинка.

Итог занятия.

Психолог: Пока мы отдыхали, наше путешествие постепенно подошло к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой нам нужно кое-что вспомнить.

Беседа психолога с детьми:

Какую страну мы сегодня посетили?

Какая игра была интересная?

Что наиболее запомнилось во время путешествия?

7. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: закрепить умение детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Ну что, детки, соскучились по детскому саду. Пора нам возвращаться назад. Подойдите к кассирам-колобкам, и получите билетики обратно в садик (дети подходят к кассирам и берут билетики с изображением своего настроения).

Психолог: Я желаю вам, детки, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и вы чаще улыбались, так же как и сегодня во время нашего путешествия.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4 . Упражнение «Музыка и эмоции».

П рослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

7.Про Таню (горе - радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3 . Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?