Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию на тему «Добрые слова. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе с использованием икт

Данная НОД помогает развивать у воспитанников коммуникативные навыки конструктивного общения, диалоголизацию речи. Помогает о бобщить и расширить представления детей о дружбе, побуждает к проявлению эмпатии по отношению к окружающим, развивает у ребенка осознанное эмоционально - положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый показ НОД по социально – коммуникативному развитию старших дошкольников на тему «Секреты дружбы».

Цель: развитие у воспитанников коммуникативных навыков конструктивного общения, диалоголизация речи.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить представления детей о дружбе.
  2. Побуждать к проявлению эмпатии по отношению к окружающим, развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру.
  3. Развивать связную диалогическую речь. Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать речевой запас.
  4. Способствовать повышению уровня групповой сплоченности, а также развитию рефлексии у детей.

Ход:

(под музыку передачи «Пусть говорят» входит ведущий, обращается к зрителям):

В: - Здравствуйте, уважаемые зрители. Мурманск. Ток – шоу «Дети говорят», и с вами я – Татьяна Малахова. В этой уютной студии мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. Внимание на экран (ведущий комментирует видеоролик):

Всем известен детский сад №1, который славится смелыми, умными и, главное, дружными воспитанниками. Но, к сожалению, у ребят группы №5, посещающих данное учреждение, в сентябре этого года произошло несчастье. Известная своим недружелюбием - Шапокляк, таинственным образом проникнув в группу, забрала у детей эмблему дружбы и скрылась в неизвестном направлении. Обсудив сложившуюся ситуацию, ребята решили не только вернуть эмблему дружбы, но и научить саму Шапокляк быть дружелюбной. Что из этого получилось – узнаем сегодня. Итак, тема эфира – «Давайте жить дружно», и под ваши аплодисменты мы встречаем наших героев – дружных ребят 5 группы.

(воспитанники входят под музыку передачи и встают около стульчиков)

В: - Здравствуйте, ребята! Спасибо, что согласились принять участие в нашей передаче. Как настроение?

Дети (хором): Настроение у нас просто супер, высший класс!

1 ребенок:- Мы живем в детском саду весело и счастливо . Наш девиз :

В нашей группе все друзья

(хором, берутся за руки): Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

В: - Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Мы видим, что вы очень дружные. Но расскажите студии, пожалуйста, что произошло.

Реб.: - Шапокляк забрала из группы эмблему дружбы и не хочет отдавать.

В: - Расскажите подробнее, что такое эмблема дружбы , и почему она вам так дорога?

Реб.: - Наша группа называется «Дружные ребята». Мы с воспитателями придумали свою эмблему - символ. Она помогает нам дружить, быть дружными.

(на экране появляется фото эмблемы).

В.: - Что изображено на ней?

Реб.: - На ней изображены мы. Мы улыбаемся, потому что нам весело. Солнышко греет, и нам тепло. Радуга делает нас счастливыми. Рукопожатие означает, что мы живем мирно, дружно.

В: - Ребята, что, по-вашему, означает дружба? Продолжите мое предложение: «Дружба – это…»

Дети: - Дружба – это, когда люди помогают друг другу (дети отвечают полным ответом, ведущий наталкивает на ответы вопросами: Как считает Таня? А как думает Надя? Самвел, ты согласен…а что, по-твоему, дружба? Кто скажет по – другому?)

Дружба – это, когда люди заботятся друг о друге, не обижают.

Дружба – это, когда говорят только правду.

Дружба – это, когда не жадничают, уступают друг другу, вместе играют.

Дружба – это быть добрыми, не жадными.

Дружба – это делиться игрушками.

Дружба – это радоваться вместе, вместе грустить. И т.п.

В: - Молодцы! Ребята, нашим зрителям не терпится задать вам вопросы (ведущий с микрофоном подходит к зрителям)

1 вопрос: - Ребята, как вы думаете, какого цвета дружба? Запаха?

2 вопрос: - Скажите, пожалуйста, с чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком).

В: - Предлагаю проверить какая крепкая у вас дружба. Поможет нам в этом игра “Преодолей препятствие вместе” . Давайте поиграем. Превратитесь в канат. Задание следующее: не разрывая канат, вы должны пройти между кеглями, по мостику, пропрыгать через обручи. Проверим, если ваша дружба крепкая, то канат не разорвётся. (дети садятся на места).

В: - Молодцы! Вы много знаете о дружбе, и она у вас крепкая. Как вы думаете, почему Шапокляк не хотела отдавать эмблему дружбы?

Реб.: - Она говорила, что дружбы и друзей не бывает, поэтому и эмблема нам не нужна. Мы решили показать Шапокляк, как живем в детском саду и научить ее дружить.

В: - А вот как вы учили Шапокляк быть дружелюбной и научили ли, мы узнаем у нее. Стоит за кулисами и с нетерпением ждет своего выхода Шапокляк! Встречаем!

(под музыку выходит Шапокляк , за спиной держит эмблему, встает возле ведущего)

В: - Шапокляк, вас не узнать: добрая улыбка, ласковый взгляд…

Ш: - Огромное спасибо дружным ребятам. Они доказали мне, что дружба существует. Ребята стали мне настоящими друзьями. Теперь я счастлива! Дорогие мои, с радостью возвращаю вам эмблему дружбы. Пусть в вашей группе всегда царят мир и доброта (отдает эмблему). Простите меня, пожалуйста.

В: - Ребята, ваша дружба творит чудеса. Что вы делали для того, чтобы научить Шапокляк дружить?

Реб.: - Мы с ней занимались, пели песни, вместе играли, учили правила дружбы, говорили о том, какие должны быть настоящие друзья.

В: - А кто такой настоящий друг ? Какими качествами он обладает?

Ответы детей: - Настоящий друг искренний, честный, правдивый

Добросовестный, добрый, доброжелательный

Вежливый, культурный

Скромный (не хвастается)

Нежадный

Справедливый (следует правилам, не будет сваливать свою вину на других)

Заботливый

Отзывчивый

Мудрый (даст правильный, умный совет)

Верный

В: - Я знаю, что Надя подготовила сюрприз. Она расскажет нам о своих настоящих друзьях (презентация на тему «Мои друзья» ).

В: - Молодец, Наденька! Ребята, вы тоже можете сделать презентации с помощью родителей о своих друзьях и прислать нам на передачу «Дети говорят».

А как вы считаете, с чего начинается дружба? (улыбки, игры)

Шапокляк, а вы помните, с чего началась ваша дружба с ребятами?

Ш: - Наша дружба началась с ласковых слов. Они говорили такие слова, каких никто мне никогда не говорил.

В: - Вы делали ей комплименты? Какие? (дети называют, Шапокляк растрогалась).

Ш: - Спасибо. А еще ребята играли со мной в веселые игры, например «Да – нет». (Обращаясь к детям) Давайте поиграем. Я – ведущая, буду задавать вопросы, а вы отвечайте: “да-да-да” или “нет-нет-нет” (дети образуют круг).

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Нашей дружбой дорожить?
(Да-да-да.)
Мы научимся играть? (Да-да-да.)
Другу будем помогать?
(Да-да-да.)
Друга нужно разозлить?
(Нет-нет-нет.)
А улыбку подарить?
(Да-да-да.)
Друга стоит обижать?
(Нет-нет-нет.)
Ну, а споры разрешить?
(Да-да-да.)
Чай с друзьями будем пить?
(Да-да-да.)
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да.)

В: - Ребята, вам удалось научить Шапокляк дружить. Молодцы! А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своим дружеским теплом с нашими зрителями в студии. Для этого я предлагаю вам пройти к столам. Перед вами лежат цветная бумага, ножницы. Пусть каждый из вас вырежет сердечко и наделит его качеством настоящего друга. Прежде, чем вы приступите к работе, вспомним правила обращения с ножницами.

Реб.: - Ножницами нельзя махать, подносить к лицу. Нельзя оставлять ножницы раскрытыми. Обязательно следить за движением лезвий во время резания. Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.

В: - Молодцы, ребята. Приступайте к работе (дети выполняют продуктивную деятельность. Количество ножниц ограничено, чтобы посмотреть, как дети будут выходить из сложившейся ситуации. Шапокляк вырезывает вместе с воспитанниками. Ведущий комментирует работу. Задаёт вопросы: - Каким качеством настоящего друга будет обладать твоё сердце? Какое твоё сердечко? (заботливое, отзывчивое и т.д.).

В.: - Все готовы? Теперь подарите свои сердечки зрителям , обязательно называя их качества (дарят).

В: - Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в дружный хоровод. Скажите, вам понравилось участвовать в передаче? А что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

В: - Что помогло вам вернуть эмблему дружбы, научить Шапокляк быть дружелюбной?

Что бы вы хотели сказать нашим зрителям? (Дети хором: - Давайте жить дружно!)

В: - Давайте будем чаще вспоминать слова известного кота Леопольда. Большое спасибо вам за то, ребята, что вы такие добрые и дружные. И мне хочется подарить вам частичку своего тепла (дарит детям воздушные шары в виде сердца).

Сегодняшний эфир мы завершаем любимой песней ребят (звучит песня из м/ф «Барбоскины», дети приглашают на танец взрослых).

В: - На сегодня всё! Берегите себя и своих близких!


Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Вводная часть.
Беседа о дружбе (в круге)
Цель: актуализировать знания детей о значимости дружбы, развивать диалогическую речь, умение подбирать слова определения, слова-глаголы, активизировать словарный запас.
В: Дети, мы с вами так много в последнее время говорим о дружбе, скажите, с чего начинается дружба? (с улыбки, с доброго слова, с совместной игры, с проявления заботы, помощи)
В: Кого мы называем другом? (человека, который помогает, жалеет, защищает, делится игрушками, может выручить, научить тому, что сам умеет, уступит другу)
В: если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам каким должен быть? (хорошим другом, добрым, нежадным, воспитанным, доброжелательным)

Упражнение «Мне грустно, мне радостно»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей.
В: А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей? (одиноко, тоскливо, грустно) Изобразите тоску. (показ пиктограммы) А когда есть друзья, что вы чувствуете? Покажите радость. (показ пиктограммы)
В: « Здорово, когда на свете есть друзья!» Здорово, когда все рады.
В: у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)
Конечно, я думаю, что все дети в нашей группе дружат.

3. Основная часть.
Чтение стихотворения про дружбу Ю. Энтина.
Цель: формировать умение внимательно слушать товарища, улавливать главную мысль, отвечать на вопросы, побуждать на дружеские взаимоотношения
В: Сейчас Ярослав расскажет нам стихотворение про дружбу, а вы внимательно послушайте и скажите какой совет друзьям звучит в этом стихотворении?
Ярослав читает стихотворение Ю. Энтина.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
В: Какой совет вы услышали? Что нужно и не нужно делать друзьям?(нужно делиться и не нужно ссориться)
В: Правильно, а если случайно поссорились, что нужно сделать? (помириться) А как? (извиниться, пожалеть, обняться, погладить, сказать мирилку)
Физкультминутка «Давайте будем дружить друг с другом»
Ц: стимулировать детей на дружеские взаимоотношения, формировать умения повторять движения за воспитателем, действовать коллективно, согласованно.
Физминутка «Давайте будем дружить друг с другом».
Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)
Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)
Как травы с лугом, (присесть на корточки)
Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)
Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)
Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)

Сюрпризный момент.
Цель: мотивация детей.
Этикетная ситуация.
Цель: продолжать учить детей использовать в речи вежливые слова.
Стук в двери.
Заходит Сережа (кукла).
Здоровается.
Воспитатель и дети: Здравствуй!
В: Как тебя зовут, мальчик? (Сережа)
Дети, давайте познакомимся с нашим гостем, скажите как вас зовут (Каждый ребенок протягивает руку Сереже и говорит как его зовут, Сережа отвечает – очень приятно)
В: Почему ты такой грустный?
Сережа: со мной никто не дружит.
В: а почему с тобой никто не дружит? Расскажи нам.(подносит Сережу к уху)

Решение проблемной ситуации.
Цель: расширять представления детей о дружеских взаимоотношениях, формировать умение анализировать поступки, находить верное решение, развивать речь детей, воспитывать желание помочь.

Чтение стихотворения воспитателем.
Не хотят дружить с Серёжей.
В чем причина? Кто поможет?
Начал он играть с Иринкой,
Но сломал ее машинку.
За мячом бежал со Славой
И толкнул его в канаву.
К шуткам наш Сергей привык -
Коле показал язык.
Крикнул громко малышам:
- Эй, малявки, можно к вам?
Никому Сергей не нужен…
Почему же с ним не дружат?
В: Скажите, дети, почему с Сережей никто не дружит? (он обижает всех, ломает игрушки, обзывается, толкается)
Гендерная направленность.
Сначала девочки (по желанию) подходят к Сереже и говорят ему совет, затем мальчики.
В: Давайте поможем Сереже, какой совет мы ему дадим? (ответы детей)

Знакомство с новым словом. Проговаривание хором.
Цель: расширение словарного запаса детей.

В: (обобщение ответов детей) конечно, дети, вы правы, чтобы у Сережи были друзья, и у всех нас, нужно быть доброжелательным – всем добро желать и не обижать, по-другому сказать – дружелюбным. Скажем хором слово и запомним его.

В: А сейчас давайте споем песенку про друзей, а Сережа нас внимательно послушает.
(дети и воспитатель поют песню под музыкальное сопровождение)
Воспитатель подносит Сережу к уху и говорит:
-Сережа благодарит нас советы и за такую замечательную песню и говорит, что он понял, нельзя быть грубым, тогда не будет одиноко, нельзя обижать никого, нужно наоборот помогать и защищать своих друзей.
В: Молодец, Сережа, мы надеемся ты исправишься и у тебя будет много друзей. Мы с удовольствием поделимся с тобой своей дружбой и расскажем какие мы дети.
Встанем в круг (и Сережа с нами) и рукопожатием передадим дружбу друг другу, поделимся ей с Сережей.

«Эстафета дружбы»
(Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу рукопожатием, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет, и тебя Сережа тоже)

Речевка «Верные друзья»
Проговаривание хором.
Цель: настрой детей на дружеские взаимоотношения, формировать умения слышать друг друга, проговаривать строки хором.

В: Давайте скажем речевку про то, какие мы с вами друзья.
Все мы верные друзья,
Настоящая семья.
Вместе учимся, играем
И друг другу помогаем.
Очень весело живем
Год за годом, день за днем.

В: Сережа говорит, что он понял как здорово, когда есть друзья, и он больше никогда не будет обижать товарищей, а будет со всеми дружить.
В: Молодец, Сережа. Он говорит, что пойдет к своим товарищам, извинится за неприятности, которые он им доставил и подружится с ними.
Сережа прощается с детьми:
-До свидания, дети!
-Дети: До свидания, Сережа!
В: Приходи к нам в гости. Будем рады тебя видеть. (Сережа благодарит, уходит)

4. Заключительная часть.
Рефлексия. Открытый конец занятия(сохранение позитивных эмоциональных ощущений)
В: Дети, какое доброе дело мы с вами сегодня сделали? (помогли Сереже понять, что нужно уметь дружить и ценить дружбу) Давайте поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечать словами – да, да, да. Или – нет, нет, нет. Будьте внимательными!

Словесная игра «Да-да-да» - «Нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
Нашей дружбой дорожить?
Мы научимся играть?
Другу будем помогать?
Друга нужно разозлить?
А улыбку подарить?
Друга стоит обижать?
Чай с друзьями будем пить?
Будем крепко мы дружить?
В: Молодцы!
В: Давайте потанцуем под знакомую нам песенку друзей, порадуемся тому, что мы с вами такие дружные дети.
Звучит музыка, дети танцуют.

МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад № 116 г. Орска «Ералашка»

Конспект образовательной деятельности

По социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Цель: формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

Задачи:

  • расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг;
  • развивать добрые, тёплые отношения между детьми;
  • развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
  • формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях
  • воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Ход занятия:

Воспитатель: Помните, ребята, на прошлом занятии мы узнали, что хорошо, когда рядом есть друзья, Вместе играть веселее и интереснее.

А сегодня мы узнаем, кого можно назвать настоящими друзьями, какие они.

Предлагаю вам посмотреть кукольный спектакль «Настоящий друг».

Слон и божья коровка весело поют и танцуют

Как мы весело живём,

Дружно песенки поём.

Можем весело смеяться,

Пошутить, побаловаться,

И посмотреть иногда,

Ну, а драться – никогда.

Воспитатель: О чём это вы так весело поёте?

Божья коровка: О дружбе, о том, какие мы хорошие друзья.

Слон: Вот я – большой, значит я самый большой друг. Божья коровка – маленькая, значит она самый маленький друг. А вот и наша Машенька, мы её очень любим. Пойдём, Машенька, с нами гулять!

Воспитатель: и пошли они все вместе гулять. Слон начал хвастать.

Слон: Я самый большой друг, потому что я большой и сильный.

Божья коровка: (тихо, еле слышно) А я?

Слон (громко хохочет): Ты, какой же ты друг, ведь тебя почти не видно! Я дуну один раз, ты улетишь далеко – далеко, и больше не увидишь Машу.

Воспитатель: А рыжая собачка, полевой колокольчик и птичка – синичка, которых встретили друзья на лугу, промолчали. Они знали, что слон и над ними посмеётся. Однажды Маша пошла на речку, где жил злой крокодил. Он так хорошо притворялся бревном, что Маша села на него. Крокодил схватил Машу острыми зубами и потащил в речку.

Маша: Помогите, спасите!

Из – за ширмы выглядывает слон.

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что слон рядом оказался, он сильный и сейчас поможет Маше.

Слон: Ну уж нет, лучше я притворюсь, что ничего не видел. Вдруг крокодил и меня схватит?

Воспитатель: Ребята, что же делать? Как помочь бедной Маше? Кто же её спасёт, ведь слон убежал, а остальные друзья далеко… (ответы детей)

Звенит колокольчик.

Воспитатель: Вот колокольчик звенит. Ребята, почему он звенит, как вы думаете? (ответы детей). Да это он зовёт на помощь остальных друзей! Давайте ему поможем! Дети хором зовут: «На помощь».

Воспитатель: Вас услышала божья коровка и полетела звать остальных. Посмотрите, как трудно ей лететь: мешает сильный ветер, она боится тёмной тучи. Давайте, ребята, подбодрим её, чтобы ей не было страшно. Что вы ей скажите? (ответы детей).

Воспитатель: Божья коровка прилетела к рыжей собаке.

Божья коровка: нужно помочь Машеньке – её схватил злой крокодил.

Воспитатель: Рыжая собачка побежала выручать Машеньку из беды.

Рыжая собачка: Гав, гав, отпусти Машеньку! Гав, гав, а то я разорву тебя на части! Отпусти сейчас же!

Воспитатель: Ребята, помогите собаке напугать крокодила!

Дети кричат: отпусти Машу! Крокодил пугается и убегает. Выходит слон и говорит: Маша, Маша! Я твой самый большой друг.

Воспитатель: Ребята, а что бы вы на месте Маши ответили слону? Почему слона нельзя назвать другом. Как его можно назвать? Поступают ли так настоящие друзья? Кто же настоящие друзья Маши? Почему? А вы хотели бы иметь настоящих друзей, таких, как они: чтобы и в беде не бросили, и в радости были рядом?

У вас есть такие друзья?

Давайте сейчас поиграем и узнаем, как поступают настоящие друзья?

  1. Игра « Поздоровайся с другом ласково».

Все встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и передавая мяч говорят: «Здравствуй, Дариночка», она обращается к следующему ребёнку: «Здравствуй, Вовочка» и т. д.

После игры все отмечают, что от тёплых слов стало радостней, веселей.

Давайте возьмёмся за руки, и глядя в глаза друг другу подарим свою самую добрую и приветливую улыбку.

Вывод: Когда дружишь с кем-то, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него.

1. Игра «В тесноте, да не в обиде».

На полу нарисовать 2 прямоугольника (красного и синего цвета) – это «автобусы» Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель кладёт в ладонь каждого ребёнка бумажный круг красного или синего цвета. По хлопку дети открывают глаза и направляются к прямоугольнику такого же цвета, как и их круг. Каждая команда должна уместиться в «автобусе» тесно прижавшись, друг к другу», и поддерживать товарищей, чтобы никто не выпал. Выигрывает команда, которая не распалась.

  1. Игра «Пересядьте все, кто…»

Воспитатель: Все мы очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи.

Предлагаю убедиться в этом. Воспитатель каждый раз переходит в разные места и

Предлагает подойти к нему всем, кто любит мороженое, … плавать в реке, .. играть, …

Рисовать, … помогать маме, …, ходить на лыжах, кататься на санках.

Вывод: У нас много общего, а значит, нам должно быть интересно вместе.

  1. Игра: «Я дрозд – ты дрозд»…

Дети разбиваются на пары пожеланию. Воспитатель включает музыку. Дети расходятся врассыпную, по окончании звучания музыки, дети находят свою пару и произносят слова:

Я – дрозд, ты – дрозд

У меня – нос, у тебя – нос

У меня гладкие, у тебя гладкие

У меня сладкие, у тебя сладкие.

Я твой друг, ты мой друг

Я тебя люблю.

Вывод: С другом много общего, с ним всегда велело и интересно.

  1. Игра «Подари подарок другу».

Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо» и т. п.

Вывод: Друзья делают друг другу подарки.

  1. Мы можем нарисовать своим друзьям солнышко, чтобы оно дарило им радость и тепло.

Я написала на листочке ваши имена. Возьмите листочек с любым именем и нарисуйте для этого мальчика или девочки солнышко.

(Дети рисуют, по окончании дарят рисунки друг другу).

В конце занятия дети приходят к выводу:

Настоящие друзья – это те, кто всегда рядом, с кем тебе хорошо вместе, интересно, кто всегда помогает в беде, с кем у тебя много общего.

В заключении воспитатель говорит детям:

А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся,

И какие же слова,

Говорим мы, уходя?...

(дети сами находят слова прощания)

Используемая литература:

  1. Я – Ты - Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников / сост: О. Л. Князева. – Москва «Мозаика – Синтез», 2003.
  2. Журнал Ребёнок в детском саду – 2006. - № 2 Стожарова М. Ю. «Секреты дружбы»;
  3. Журнал Ребёнок в детском саду – 2004. - № 4 Пенькова Л. А., Самофалова Т. И., Каратаева Г. М. «Изучаю себя, изучаю других».
  4. Журнал Ребёнок в детском саду – 2005. - №2 Стожарова М. Ю. Эмоциональное развитие дошкольников
  5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников - М.: «Генезис», 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра: «Помоги Маше»

Появляется кукла. Она плачет, воспитатель спрашивает у детей, что могло её расстроить. После того, как дети выскажут свои предположения, воспитатель предлагает спросить об этом у куклы. Кукла объясняет: она расстроена тем, что с её волшебного цветка опадают лепестки, потому что каждый лепесток – это волшебное ласковое слово, а она все слова забыла.

Воспитатель говорит, что дети знают много слов – комплементов (добрые, приятные, ласковые слова), подбирает опавшие лепестки и передаёт их детям. Каждый ребёнок называет ласковое слово и приклеивает лепесток к цветку. Так постепенно дети собирают волшебный цветок и передают его кукле. Кукла благодарит детей за помощь и обещает всегда помнить волшебные слова – комплементы.

Вывод: волшебный цветок получился потому, что они (дети) все вместе очень старались.

Игра: «Помоги другу»

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладывают крупные игрушки. Второму ребёнку из пары необходимо провести партнёра от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

Вывод: друзья друг другу помогают и в беде не бросают

Игра «Сбор яблок»

Выберете себе пару. Вы видите разбросанные на полу мячики «яблоки». Каждой паре, держась за руки, нужно собрать в свою корзину как можно больше яблок. Игра прекращается по команде «стоп! Или когда вы расцепите руки. В игру вступают две пары. Раз, два, три, начни!

(после проведения игры дети анализируют работу пар – эта пара мне очень понравилась, потому что дети не тащили друг друга в разные стороны, не расцепились, они работали дружно и слаженно).


Вероника Беляева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе

Тема: «Дружба»

Образовательная область : социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,

Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,

Закреплять умение участвовать в совместной игре.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:

Обобщить знания детей по теме дружба.

Формировать умение из частей составлять единое целое.

Задачи образовательной области: «Развитие речи» :

Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе

Задачи образовательной области: «Физическая культура» :

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Формировать опыт рисования разного настроения людей.

Оборудование и материалы: кукла Незнайка, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, ватман, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.

Основная часть

Беседа на тему «Что такое дружба?»

Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)

А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)

У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Косте. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

(Дети выполняют задание).

А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.

Первый секрет дружбы.

Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)

Тогда слушайте песенку.

Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

Второй секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.

В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Третий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали детальки пазлов у других. Это правильно? Ответы детей. Но все же вы справились с заданием. Молодцы. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.

Проблемные ситуации

«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня.»

В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)

Соблюдай правила.

Не смейся над товарищами.

Не жадничай.

Уступай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?

«Мирилка»:

Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,

Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир.

Четвертый секрет дружбы

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Уроки доброты

В доме рядом во дворе

Жили два зверька,

И на радость детворе

Милых два щенка!

Приносили им еду,

Кто и чем богат,

И у деток на виду

Ели всё подряд!

И улыбки у людей,

Стал добрей весь дом,

Было важно для детей

Поиграть с щенком!

Детский возраст и мечты,

Золотые дни,

Но уроки доброты

Помнили они!

В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.

Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Пятый секрет дружбы

В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»

В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:

Доброта

Честность

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Рисование (проблемная ситуация)

(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.

2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.