Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» в средней группе. Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Открытое по познавательно исследовательской деятельности средняя группа

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Тема «Где можно найти воздух».

Автор: Константинова М. Ф., воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ Детский сад «Валдай», посёлок Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район.
Цель: Систематизировать знания людей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Петрушке.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри, игрушка Петрушка, полиэтиленовая плёнка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.


Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.


Воспитатель: Погоди Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.
Воспитатель: Ребята давайте докажем Петрушке что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что у меня лежит на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно мы наполнили пакет воздухом и увидели его. (дети переходят к другому столу).
Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка хвалит детей)
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит чеснок.
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах.
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе.
Дети: Чеснок.
Воспитатель: Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать?
Дети: Чеснок пахнет
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог)
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
- Воздух заставил двигаться горошины.
- С воздухом можно играть.
- Петрушка, а тебе понравилось у нас.
Петрушка: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам. На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.


Игра с мыльными пузырями.

Конспект занятия

по позновательно - исследовательской деятельности

на тему "Песочная страна"

воспитатель МДОУ детский сад №23 «Алёнушка» с. Балахоновское

Программное содержание:

    формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);

    развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

    познакомить со способами изготовления рисунка из песка;

    развивать познавательную активность.

Материалы: песок, лупы, трубочки коктейля, песочные наборы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами (стук в дверь, воспитатель приносит письмо). Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам хочу загадать новую загадку:

Он у реки - на берегу,

В реке, но не вода

И босиком я по нему бегу,

И строю замки, города.

Дети: это песок!

Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета.

Дети: белый, коричневый, серый.

Воспитатель: Песок - это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а еще на песке можно отпечатать следы.

Ребята как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы???

Дети: Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони...

(Затем дети "оставляют следы) на песке).

Воспитатель: Что вы почувствовали? Какой песок?

Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий...

Воспитатель: ребята песок состоит из отдельных песчинок. Как выглядят песчинки? С помощью чего можем рассмотреть песчинки?.

Дети: (С помощью лупы) песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы думаете почему? (ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу. Чем отличаются песчинки?

Дети: песчинки мокрого песка прилипают друг к другу, они более темного цвета.

Воспитатель: Возьмемся за руки и встанем все по кругу. Чтоб передать свое тепло друг другу и пусть частичка вашего тепла Вас греет всюду и всегда. А сейчас мы с Вами построим воображаемый дом из песка.

Физминутка: "Строители"

Увлечены своим трудом

Мы из песка построим дом

Сердитый ветер налетел,

Лил дождь, но дом остался цел.

и пусть не сердятся родители

Что измажутся строители

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит.

Воспитатель: Можно ли лепить из песка?

Дети: можно лепить из влажного.

Воспитатель: Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?

Дети: он сыплется.

Воспитатель: Попробуем слепить из влажного. (дети лепят пасочки). Как можно играть с сухим песком? Давайте поиграем с сухим песком.

Дыхательная гимнастика: сдуваем песчинки с ладошки.

Воспитатель: А еще ребята песком можно рисовать, а какое животное мы будем рисовать вы сейчас отгадаете.

Загадка про жирафа:

С высоты такого роста

Все узнать довольно просто

И не нужен телеграф

Шею вытянул......(жираф).

Воспитатель объясняет задание (........), Дети выполняют (...........).

Все вместе рассматриваем детские рисунки.

Организация: МБДОУ детский сад № 50

Населенный пункт: Московская область, Солнечногорский район, п. Лесное озеро

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности : познавательно-исследовательская.

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

Обучающая:

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет);
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Развивающая:

  • развивать навыки проведения первых опытов;
  • развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
  • развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная:

  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
  • воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой), практический (опыты), словесный (беседа).

Технологии, используемые педагогом в занятии:

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии:

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровьесберегающие технологии:

– музыкальная пауза;

– подвижная игра.

4. Мультимедийные технологии:

– показ презентации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку ),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

Капелька: «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Воспитатель: И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята )

Капелька заулыбалась

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель: Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).

Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли) , нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да ). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе, машине,воздушном шаре ). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля ). Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость».

Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (дети отвечают ).

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду ). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей ).

Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).

Опыт 4. «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей ).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).

– Какого цвета молоко? (белого ). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей ).

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой ). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей ).

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей ).

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей ), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная ).

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка: игра «Тучка».

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте )

И улыбаться (показывают руками на улыбку ).

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем )

И наклоняться (наклон).

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой )

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных ).

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание )

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч ).

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет. )

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие ), потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой ). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный ).

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши ) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.

Попрощаемся с гостями. До свидание.

И идём в группу пить сок.

Конспект поисково-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Исследовательская лаборатория. Мука и соль»

Нефеденко Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад-ясли комбинированного вида №1 «Солнышко»
Описание материала: данный материал представляет собой конспект совместной деятельности с детьми по экспериментированию, направленной на выяснение свойств муки и соли. Материал будет полезен воспитателям, родителям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с мукой и солью.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами муки и соли, используя приёмы экспериментальной деятельности;
- формировать у детей умение предвидеть последствия с данными веществами;
- познакомит детей с процессом приготовления солёного теста для лепки.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
- развивать умение делать выводы по результатам исследования;
- развивать тактильные ощущения;
- формировать умение пользоваться мнемосхемами и способствовать краткому изложению знакомого произведения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу;
- воспитывать аккуратность при выполнении действий во время экспериментов;
- формировать навык сотрудничества.
Материалы и оборудование:
воспитателю: мнемосхемы, фартук, клеёнка, одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, салфетки, сито, миска, ложка, растительное масло, противень.
детям (на каждого): фартук, клеёнка, 2 одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, ложки, ситечко, салфетки.
Предшествующая работа: чтение сказки «Петушок и два мышонка», рассматривание иллюстраций.
Методы и приёмы:
- словесные: вопросы-пояснения;
- практические: исследовательская деятельность;
- игровые: обыгрывание стихотворения;
- наглядные: исследование муки и соли, замес теста.
Ход.
1.Организационный момент.
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем
Что ж, ребята, начинаем?
2.Основная часть.
Воспитатель. Дети, мы с вами читали сказку «Петушок и два мышонка». Я предлагаю вспомнить действия петушка и в этом нам помогут схемы –помощники.
Работа с мнемосхемами.
(Петушок нашёл колосок, обмолотил его, собрал зёрна в мешок, отнёс зёрна на мельницу, смолол зёрна в муку, замесил тесто, испёк пирожки)
Воспитатель. Сегодня, я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Проходите на места.
(дети садятся за столы)
Воспитатель. Как вы думаете, что лежит у вас в тарелках? (ответы детей)
Воспитатель. Мы с вами будем исследовать муку и соль.
Эксперимент №1 «Какого цвета»
Вывод: соль и мука имеют белый цвет.
Эксперимент №2 «Исследуем на ощупь»
(Дети опускают руки поочерёдно в муку и соль и называют свои ощущения)
Вывод:
мука: тёплая, рассыпчатая, мягкая;
соль: рассыпчатая, твёрдая, жёсткая.
Эксперимент №3 «Исследуем на твёрдость и размер частиц»
Раздавливаем ложкой муку и соль.
Вывод:
мука: мягкая, легко можно раздавить;
соль: твёрдая и жёсткая нельзя раздавить ложкой.
Просеиваем через сито.
Вывод:
мука: легко просеивается, состоит из мелких частиц;
соль: не просеивается, состоит из крупных частиц.
Эксперимент №4 «Какой имеют запах?»
Дети аккуратно подносят к носу муку и соль и нюхают.
Вывод: мука и соль не имеют запаха.
Эксперимент №5 «Определяем на вкус»
Воспитатель. Дети, будьте внимательны! Этот эксперимент самим нельзя проводить, только если разрешит взрослый. Так как мы знаем, что перед нами мука и соль, то я вам разрешаю немного попробовать на кончике языка и определить вкус этих веществ.
Вывод:
мука: безвкусная;
соль: солёная.
Эксперимент №6 «Растворимость в воде»
Дети помещают ложку мук и соли в отдельные стаканы с водой и перемешивают.
Вывод:
мука: мука впитывает воду и слипается в воде;
соль: в воде растворяется.

Динамическая пауза.
Рос сперва на воле в поле
Летом цвёл и колосился (покачиваем руками, поднятыми вверх)
А потом обмолотился (постукиваем кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился (пальчики здороваются)
Из зерна в муку и тесто (сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место (вытягиваем руки вперёд, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом (поднимаем руки вверх)
А пришёл на стол он хлебом (показываем круглый хлеб)
Воспитатель.
Дети, я предлагаю вам замесить тесто и сделать пирожки, хлеб или бублики. Для этого мы с вами смешаем наши исследуемые вещества (муку и соль), добавим немного воды и замесим тесто. Чтобы тесто не липло к рукам, мы добавим немного растительного масла.
(Дети принимают участие в замесе теста)
Воспитатель. А теперь приступаем к работе и лепим пирожки, хлеб или бублики.
3.Рефлексия.

Воспитатель. Какие вещества мы с вами сегодня исследовали?
Чем похожи эти вещества и чем они отличаются?
После того, как дети вылепят изделия из солёного теста складываем на противень и относим на кухню и запекаем. В дальнейшем изделия используем для сюжетно-ролевых игр.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Какая бывает вода?» в средней группе.

Цель: расширить знания детей о воде в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: 1. Обучающие-расширить знания о воде, ее свойствах, уточнить значение воды для всего живого. 2. Развивающие-развивать любознательность, интерес к проведению опытов. 3. Воспитательные-воспитывать бережное отношение ко всему живому, формировать интерес к окружающему миру.

Материалы: стаканы, колбы и другие емкости различной формы и ширины, трубочки, одноразовые ложки, зеленка, сахар, соль, речной песок, картинки к дид.игре, фартуки, клеенка, салфетки.

Ход исследования:

Ребята! Сегодня я хочу предложить вам поиграть и превратиться в настоящих ученых. Вы знаете, кто такие ученые? Ученые – люди, которые много знают, работают в лабораториях и проводят различные опыты. Хотите мы тоже станем с вами учеными и проведем интересные опыты? Тогда давайте пройдем в нашу занимательную лабораторию.

Стук в дверь. Забегает Буратино.

Ой, кажется успел. Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы сегодня будете какие-то опыты проводить. Можно и я с вами пойду? Мне очень интересно.

Дети рассаживаются полукругом у доски.

Мы проведем сегодня эксперименты, а с чем вы узнаете, если отгадаете загадку:

Говорят она везде: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Без нее нам не умыться, не поесть и не напиться. Я хочу у вас спросить: без чего нам не прожить? (без воды) Правильно, без воды. Без воды нет жизни, вода нужна всему живому. А как люди используют воду? (пить, готовить пищу, мыться, купаться и т.д.). Молодцы, все правильно сказали. А теперь поиграем в игру «Кому нужна вода?». На столике перед доской картинки (стол, цветы, люди, машина, книга, животные, компьютер и т.д.). Дети выбирают и развешивают на магнитной доске.

А теперь мы сядем за столы и будем делать опыты с водой, как настоящие исследователи. Согласны?

Буратино: Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что же получится

(по ходу опытов Буратино комментирует слова педагога и выступает в качестве ассистента)

Опыт 1. Вода - это жидкость. Она течет. Ее можно налить в стакан, вазу, ведро. Ее можно перелить из 1 сосуда в другой. Давайте вы тоже попробуете перелить воду из 1 стакана в другой. Почему вода льется? Потому что она жидкая.

Опыт 2. Вода прозрачная. 1 стакан с водой, другой с молоком. В оба положить ложечки. В каком стакане ложку видно, а в каком нет. Потому что вода прозрачная, через нее все видно.

Опыт 3. Вода бесцветная. Сравниваем воду с молоком и определяем, что у воды нет цвета, она бесцветная. Но если в воду добавить разные вещества (например, зеленку), вода окрашивается, становится цветной.

Опыт 4. Вода без вкуса. Дети пробуют воду на вкус через трубочки. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? Нет, вода не имеет вкуса, она безвкусная. Добавляем сахар. Вода стала вкусная, появился вкус.

Опыт 5. Вода без запаха. Понюхаем воду. Пахнет чем-нибудь? Нет, у нее нет запаха. А если мы в воду добавим какое-то вещество (валерианку), она приобретает запах.

Ну, что, ребятки, устали? Давайте мы с вами немного отдохнем.

Физминутка. Выше руки поднимайте, вправо, влево покачайте. Вот так, еще раз, посмотрите все на нас. А теперь пошли вприсядку, мы веселые ребятки. Вот так, еще раз, получается у нас. Выше руки поднимите, только носиком дышите. Вот так, еще раз, и закончим мы сейчас.

Молодцы! А теперь сядем обратно за столы и продолжим наши исследования.

Опыт 6. Многие вещества в воде растворяются (сахар, соль), а некоторые нет. Добавляем песок. Лежит на дне, никуда не уходит.

Опыт 7. Тонет-не тонет. В таз с водой опускаем игрушки (резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические и т.д.).

Опыт 8. У воды нет формы, она приобретает ту форму, куда ее налили. Пример с миской(круг), пластиковая емкость(квадрат), вода может стать как перчатка(наливаем воду в резиновую перчатку).

Вот такие мы с вами провели опыты и многое узнали.

Буратино: Да, да, да. Я тоже очень много узнал. Что вода-это жидкость, она льется.

Дети дополняют. (вода прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса, без формы).

Буратино: Спасибо вам, что взяли меня с собой! Я очень рад, что побывал у вас в гостях. А теперь мне пора! До свидания!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной) деятельности во второй младшей группе...

конспект совместной образовательной деятельности в средней группе (познавательно-исследовательская деятельность)

Расширятьзнания детей о процессах изменения воды в природе...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Тема: "Умные капельки".

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятель...