Окружающий мир добрые дети дому венец. Конспект по окружающему миру на тему: "Добрые дети - дому венец". учитель начальных классов

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конструкт урока окружающего мира по теме:

«Добрые дети – дому венец »

Разработала студентка

3 «Б» группы Фоминцева Т.Р.,

Камышлов 2016

Тип урока: изучение новых знаний

УМК: «Перспектива»

Цель: сформировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек, определяющих их дальнейшую судьбу как мужчины и женщины, матери и отца

Планируемые результаты:

Личностные :

Предметные :

Метапредметные :

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

    развивать

Оборудование : рабочая тетрадь и учебник по окружающему миру (часть вторая) (А.А.Плешаков).

Ход урока:

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Татьяна Романовна, я проведу у вас урок окружающего мира.

- Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Приветствуют учителя

Семья

Словесный метод

Личностные :

    пробуждать интерес к предмету;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, какие обычаи создания семьи вы запомнили?

Вот уже появилась семья. Теперь в семье радость - появился малыш! Новый человек! Какие обычаи при купании вы запомнили?

Приходят гости. Поздравляют. Говорят родителям: «Добрые дети - дому венец!» (вывешивает на доску данную пословицу)

Ребята, как вы понимаете слово «венец» в данной пословице?

- Ребята, в толковом словаре Ожегова слово «венец» значит успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания

Какие синонимы можно подобрать к слову «добрые»? Какие характеристики включает?

Ребята, какой смысл имеет эта пословица? Как вы её понимаете?

Ребята, верно, добрые дети венчают семью уважением, почётом и, главное, радостью и сердечным покоем родителей.

Ребята, данная пословица и будет темой нашего урока.

Как вы думаете, одинаково ли мальчиков и девочек воспитывают, готовят к взрослой жизни?

Что может быть разного в воспитании мальчиков и девочек, когда их готовят к взрослой жизни, мы узнаем с вами в течение урока.

Сватовство, рукобитье, свадебный пир, день сочетания браком

В ушат с водой клали уголёк из печи, зёрнышки, денежку, так желали своему ребенку тепла, сытости и достатка

Успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания

Трудолюбивые, честные, дружные

Что родители воспитали добрых детей – трудолюбивых, честных, дружных и поэтому их дому полагается награда, то есть венец

Нет

Словесный метод (беседа)

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желания узнавать новое;

    пробуждать интерес к предмету;

Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза.

Первичное усвоение новых знаний

Давайте узнаем, а какие обязанности вы выполняете по дому?

Одинаковые ли поручения у девочек и мальчиков?

А чем отличаются обязанности мальчиков и девочек?

А как же было в крестьянских семьях? В крестьянских семьях девочку и мальчика воспитывали по-разному, готовя к взрослой жизни. Как думаете, почему?

На странице 40, прочитайте текст «Дочки-матери» про себя и ответьте на вопрос: «Чему учит эта игра девочек?»

Девочки, вы помните то время, когда играли в куклы? Чем вас привлекала эта игра?

Мальчики, а какие игрушки вас привлекают?

А были ли у мальчиков в старину такие игрушки как у вас?

Ребята, прочитайте самостоятельно текст «Тот хорошо, кто на дело гож», ответьте на вопрос: о каких игрушках мечтали дети в старину?

Почему мальчик мечтал о маленьком топорике?

Чему учился мальчик в старину, готовясь к взрослой жизни?

Ребята, обратите внимание на репродукции картин. Чему учатся дети?

Помогут ли вам ваши игры и игрушки научиться быть хорошим хозяином, кормильцем семьи или матерью семейства?

Чему бы вы сейчас хотели научиться от своих мам, пап, бабушек, родственников?

Уборка игрушек, помощь в приготовлении еды и др.

Разные

Мальчики выполняют более сложную работу с физической нагрузкой

Девочка должна была стать хозяйкой в доме, хранительницей домашнего очага, а мальчик – хозяином, кормильцем семьи

Быть заботливыми, добрыми, хозяйственными

Можно было заботиться о ком-то, чувствовать ответственность

Машины, самолеты, компьютерные игры и др.

Нет

Девочка о прялке, мальчик - о топорике

Потому что, если топорища не можешь сделать – не можешь и жениться

Двор содержать в порядке, делать деревянную домашнюю утварь, кожаную упряжь для коня, гончарное дело, а также учился пахать, косить и сеять

Девочка училась прясть, а мальчик - учился работать ножом

Кому-то да, кому-то нет (несколько мнений детей)

Быть ответственным, уметь успевать все дела по дому и др.

Словесный метод (беседа)

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желания узнавать новое;

    пробуждать интерес к предмету;

Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза.

Первичная проверка понимания

Ребята, давайте выполним упражнение 1 в рабочей тетради на странице 22. Чем можно воспользоваться при выполнении задания?

Проверяем, кто хочет озвучить. Кто может дополнить?

Текстом из учебника на странице 40

Девочки учились работать по дому (убирать, готовить), а также рукодельничать: прясть, вышивать.

Мальчики учились работать с инструментами, помогали содержать в порядке домашнюю утварь, упряжь для коня, занимались гончарным делом. А главное, чему они учились - пахать, сеять, косить.

Личностные :

    пробуждать интерес к предмету;

Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать

Физкультминутка

А сейчас давайте отдохнем!

(песня фиксиков «Помогатор»)

Выполняют движения

Словесный метод (объяснение)

Первичное закрепление

Ребята, мы говорили с вами об игрушках, чему вы научитесь, готовясь к взрослой жизни, поэтому давайте выполним упражнение 2, фотографию прикрепить мы не можем, вы сделаете это дома, а записать, чему мы учимся, можно.

Давайте проверим, кто чему научится.

Ребята, детство – это возраст учения. Многому должен научиться человек, чтобы достичь своей цели в жизни. Если не научится в детстве, то потом учиться этому будет некогда. С давних пор люди считают, что судьба человека тесно связана с его именем. Имя давали при крещении. В учебнике есть интересная статья: «Твоё имя – твоя честь», дома вы прочитаете ее и выполните задание в рабочей тетради.

Быть добрым, заботливым, дружелюбным, ответственным

Словесный метод (объяснение), практический метод (упражнение)

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания;

    Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия анализа и синтеза.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ребята, открываем дневники, записываем домашнее задание, в рабочей тетради упражнения 2 доделать, 3 - обязательно и 4 – по выбору

Записывают домашнее задание

Словесный метод (объяснение)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята, давайте подведем итог.

Дополните фразу:

    я узнал (а)…

    мне было интересно…

    мне было трудно…

Как вы думаете, узнали ли мы с вами как готовят мальчиков и девочек к взрослой жизни?

Значит, цель нашего урока достигнута, мне было приятно с вами работать, спасибо за урок!

Да

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания;

    пробуждать интерес к предмету;

Метапредметные :

Регулятивные:

    формировать умение оценивать свою деятельность на уроке;

Коммуникативные:

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия анализа и синтеза.

Проверка

домашнего задания


Тема урока

Добрые дети -

дому венец


Адам и Ева в раю

Христиане считают, что первую обязанность Бог дал Адаму и Еве и установил для людей правила жизни. Одним из правил являлась ответственность за то, что человек делал. В Раю Бог поручил Адаму и Еве возделывать и хранить сад. Слово «возделывать» означает очень хорошо исполненное дело.



Мама поручила мальчику полить цветы на окне. Он два цветка полил, а третий не успел. И решил: потом полью. Никуда цветок не денется. И забыл о цветке, побежал к своим радостям-развлечениям. А цветок не смог никуда убежать. Он долго ждал, когда мальчик вспомнит о нём. День ждал, второй. А потом загрустил, повесил листочки и от огорчения, что все о нём забыли, засох. Цветок погиб. Потом мама опять напомнила о цветах: он побежал поливать их. Но на окне осталось только два зелёных живых растения. Третий цветок был мёртв. Кто виноват в этом?




День ангела

Христиане верят, что в тот момент, когда совершается крещение, человек обретает небесного защитника-ангела хранителя. День крещения – это день ангела.


День именин

Кроме ангела-хранителя, есть ещё святой покровитель: это тот человек, имя которого дают при крещении. Он помогает, когда к нему молитвенно обращаются с просьбой о помощи и заступничестве. Христиане стараются подражать святому, имя которого носят, в своей жизни. День празднования памяти святого покровителя называется именинами.


Александр-победитель

Ольга-святая


М. Нестеров

Видение отроку Варфоломею

Преподобные

Кирилл и Мария Радонежские


Ю.П. Пантюхин

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский


С какими знаниями, полученными на уроке, вы поделитесь со своими друзьями и родственниками

Итог. Рефлексия.

- Прочитайте тему урока.

-Какое понятие вкладываете в смысл выражения «Добрые дети» ?


Домашнее задание

Подготовить рассказ о человеке,

на которого вы хотели бы

быть похожи.

По желанию выполнить презентацию жития любимого святого.


Интернет-ресурсы:

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text= икона%20святой%20Ольги& fp =2&pos=65&uinfo=ww-1281-wh-707-fw-1056-fh-501-pd-1&rpt= simage&img_url =h
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text= икона%20Александра%20Невского& fp =3&pos=104&uinfo=ww-1281-wh-707-fw-1056-fh-501-pd-1&rpt= simage&img_url
  • http://news-r.ru/upload/iblock/a2e/a2e2582495f4edaf9ae3f8e2856bc5b5.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?win=91&fp=1&uinfo=ww-1281-wh-707-fw-1056-fh-501-pd-1&p=1&text=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0&clid=1985545&pos=55&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ffile.mobilmusic.ru%2F34%2F66%2F98%2F761469.gif
  • http://theotherside.files.wordpress.com/2011/07/angel-cliff-children2.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text= Алексей%20Романов%20мученик-сын%20Николая%202& fp =1&pos=50&uinfo= ww

Интернет-ресурсы:

Узор http://img-fotki.yandex.ru/get/9323/112424586.7b4/0_c011e_908e0cd1_XL.png

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

По теме «Добрые дети – дому венец»

Цель: показать необходимость ранней подготовки к взрослой жизни, ценности опыта, приобретенного в детстве.

Планируемые результаты: учащиеся узнают, как готовились в старину к взрослой жизни; научатся осознанно относиться к выбору игрушек; узнают значение своего имени.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел звонок - Начался урок.

Встаньте прямо. Сядьте тихо, красиво, удобно.

2.Сообщение темы урока.

Посмотрите на доску, определите, над чем будем работать на уроке.

(о семье, о занятиях детей, будем работать в группах, парах…)

3.Актуализация знаний.

… работают на карточках индивидуально(отгадывают кроссворд), остальные вспоминают материал прошлого урока и узнаем тему сегодняшнего.

(Отвечают на вопрос и получают право открыть букву в слове)

Кем вы приходитесь для бабушки, дедушки? (внук, внучка)

Для мамы, папы? (сын, дочь)

Для сестры или брата ваших родителей? (племянники)

Кем станет мать для невесты сына? (свекровь)

А отец? (свекор)

Кем станет муж для родителей жены? (зять)

Как назвать одним словом группу живущих вместе близких родственников: родителей, детей… ? (семья)

Назовите пословицы о святости отцовства и материнства. …

А я предлагаю еще некоторые высказывания. Соотнесите выражения и значения. (Работа в группах)

Проверим. Прочитайте, какие опорные слова получились. (добрые дети) - Как понять? (Хорошие, послушные…) - Какие слова получились на инд. карт.? (делу венец) - Как понять?

(Дети, их поведение и поступки раскрывают внутренний мир семьи. Добрые дети венчают семью(прославляют) уважением и почетом, и, главное, радостью и сердечным покоем родителей. Добрые дети как награда родителям за их воспитание, ласку и заботу)

4. Работа над новым материалом. - И сегодня мы поговорим о том, как родители готовили детей к взрослой жизни, чему учили. И как дети помогали родителям.

Поднимите руки, кто помогает родителям. – А как вы помогаете дома?

Вспомните, в каких сезонных работах принимали участие дети в старину? (убирать урожай с огородов, полей хлеб, дрова колоть, заготавливать дрова в лесу, ходить на охоту, прясть…) - Но не только в работе, а даже в игре дети учатся быть хозяйственными, заботливыми. Попробуем доказать это. – Посмотрите на ваши любимые игрушки. Чему можно научиться, играя в куклы? Что пригодится в жизни? (Правильно сервировать стол, заправлять кровать, содержать одежду в порядке, наводить порядок в комнате, заплетать косы, делать прически…, ремонтировать машины, мебель…)

Послушайте внимательно объяснение и постарайтесь запомнить, чему учились девочки и мальчики в старину, готовясь к взрослой жизни.

(Слайд 3, 4, 5)

А сейчас, пользуясь учебником, стр.40, 41, дополните ваш ответ и запишите в тетрадь, стр. 22№1, чему учились дети в старину.

В тексте написано: Их жизнь щедро наградит, когда вырастут. Как понять?

Найдите и прочитайте в тексте, о чем мечтала девочка в старину? А мальчик? Почему?

6. Физминутка.

7. Продолжение работы по теме урока.

Какими вы представляете детей того времени? Рассмотрите иллюстрации в учебнике, стр. 41 и приготовьтесь рассказать, девочки готовят рассказ о девочке, мальчики о мальчике.

(Скромные, серьезные, послушные…)

Какие имена им подходят?

Люди с древних времен приписывали именам магические свойства.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ИМЕН.

У Никиты был день рождения. Он приготовил презентацию о своем имени. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Кто знает значение своего имени?

Найдите в Интернет-сети. НЭТБУКИ

8. Рефлексия.

Выполнение теста.

1.О чем мечтала в старину девочка?

С – о прялке, Т – о планшете, У – о кукле.

2.О чем мечтал мальчик?

О – о телефоне, П – о топорике, Р – о машинке.

3.Чему не учились девочки в старину?

А – работать на компьютере, Б – , В – прясть.

4. Чему не учились мальчики в старину?

С – водить машину, Т – пахать, сеять, косить, У – содержать в порядке двор.

5.С чего начиналось мужское мастерство?

Ж – с умения пахать, З – с умения делать деревянную утварь, И – с топорища.

6.От чего, по мнению древних людей, зависит судьба человека?

А – от трудолюбия, Б – от имени. В – от послушания.

О – , П – И. Шишкин, Р – неизвестный художник.

Какое получилось слово? = Спасибо.

Кому вы хотите сказать сегодня спасибо? Почему?

9. Домашнее задание.

Стр. 40 - 43, Т. – стр. 22

Готовые домашние задания с ответами ко второй части рабочей тетради по предмету Окружающий мир, 3 класс.

Авторы тетради Плешаков, Новицкая. Программа Песпектива. Решебник будет полезен каждому ученику третьего класса, учащемуся по Плешакову и Новицкой, ведь в рабочей тетради встречаются не только задания на знание и логику, но и часто нужно просто найти ту или иную информацию, ответы на задания в литературе или интернете, и вы легко найдете все это у нас, на сайте 7гуру.

Ответы проверены, гдз одобрены учителем начальных классов. С нами вы сделаете все домашние задания легко, просто и на одни пятерки.

Ответы на задания Окружающий мир 3 класс 2 часть

Чтобы посмотреть ответы на задания, кликайте по номерам страниц.

Дом как мир

Страница 3-5. Родной дом - уголок Отчизны

1. Вспомни, какое значение слова "мир" ты уже знаешь. Запиши его.

Мир - это наша Вселенная, земной шар.

С помощью текста учебника на с. 4-7 заверши предложения:

Еще одно значение слова "мир" - это общество людей, которые живут в одном селе, деревне.

Общие дела на благо всех делали на мирской сходке, на миру (общем собрании глав семей).

Общие для всех праздники отмечали всем миром под звучный колокольный благовест.

Другое значение слова "мир" - это лад, порядок, гармония, согласие.

В мире жить - с миром жить!

Языком узоров старинный дом рассказывал о том, как устроен мир.

Каждый дом - как вселенная.

Каждый дом - уголок отчей земли, уголок Отчизны.

2. Придумай знаки для каждого значения слова "мир". Нарисуй эти знаки в соответствующие рамки.

Земной шар. Люди на празднике. Цветы, река, лес, птицы.

3. Рассмотрите рисунки. Придумайте и запишите подписи к ним. С помощью текста учебника на с. 6-7 составьте устный рассказ по иллюстрациям.

1 рисунок - Собрание. 2 - дружная работа.

Собрались люди в одном селе на сходку, чтобы решить, что делать со старым мостом, который вот-вот разрушится. Ходить по нему уже опасно. Мост всему селу нужен, вот и решили починить его всем миром. Собрались мужчины, кто посильнее да помоложе, и принялись за работу. Кто кору с бревен снимает, кто пилит, кто бревна в мост укладывает. Вместе и работа спорится!

Фотографии для вклейки задание 4 (фоторассказ):

Страница 6-7. Свой дом - свой простор

1. Вырежи из приложения фотографии. Приклей их в рамки в соответствии с подписями. Для подсказки используй текст учебника на с. 8-10.

Ответ на рисунке.

2. Фото для вклейки:

Страница 8-9. В красном углу сесть - великая честь

1. С помощью текста учебника на с 12-13 заверши предложения:

Центр общей жизни в старину - храм.

Центральная балка старинного дома - это матица.

Печь в старинном доме называли матушкой.

Передний угол в доме называли красным (красивым).

3. Запиши, что из устройства старинного дома тебе бы хотелось взять в свой дом.

Мне бы хотелось, чтобы в моем доме была настоящая русская печь, а на окнах висели бы ставни.

Страница 10-13. Побываем в гостях

1. Запиши, какими приветствиями встречают гостя по обычаям народов твоего края.

"Хлебом-солью", "Чем богаты - тем и рады". Принимают ласково: за обе руки берут и в красный угол ведут.

2. Запиши, как провожают гостя по обычаям народов твоего края.

Конного гостя провожают до коня, пешего - до ворот.

4. Приклей фотографии или сделай рисунок внутреннего устройства традиционного жилища народов твоего края.

5. Проект "Юный краевед". Сравни между собой важнейшие черты старинного традиционного жилища разных народов. Заполни таблицу № 1 с помощью текста учебника.

Таблица № 1.

Жилище ханты и манси Жилище кавказских народов
Строительный материал - Чум на каркасе из жердей, крытый оленьими шкурами.
- Землянки
- Шалаш из ветвей.
Дом-крепость, дом-башня из камня.
Порог Около порога – обувь и дымокур (для отпугивания комаров). Останавливаться и сидеть не положено. Порог высокий, на него нельзя наступать. Кто перешагнет порог – тот уже гость.
Мужская половина Священное место (передняя сторона напротив входа) Задняя половина – за очагом. Здесь принимают гостей.
Женская половина Правый угол – домашнего огня сторона. Передняя половина перед очагом.
Священное и почетное место Передняя сторона напротив входа. Здесь хранят домашние святыни. Центральный столб жилого этажа, очаг.

Исследуй важнейшие черты традиционного жилища одного из народов твоего края (по выбору). Запиши результаты в таблицу № 2. Сравни результаты обеих таблиц. Определи общие и различные черты.

Таблица № 2. Традиционное жилище одного из народов твоего края (украинская хата-мазанка)

Вывод: Жилища разных народов имеют как общие черты, так и разные. В каждом жилище всегда есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома - всегда особенное место в жилище всех народов, с ним связано много поверий и обычаев.

Страница 14-15. На свет появился - с людьми породнился

1. Запиши, какие названия по родству у тебя есть сейчас в твоей нынешней семье. Используй названия степеней родства в языках народов твоего края.

Я - сын (дочь) для своих родителей. Я также брат (сестра) для своих братьев и сестер. Для бабушки и дедушки я - внук (внучка). А для моих тети и дяди я - племянник (племянница). Для детей моих тети и дяди я - двоюродный брат (сестра).

2. Запиши, какие названия по свойству у тебя появятся, когда в будущем ты вступишь в брак. Используй для этого названия степеней свойства в языках народов твоего края.

Когда я женюсь (выйду замуж), то я стану мужем (женой). Для родителей жены я буду зятем, а она для моих родителей станет невесткой (или снохой). Родители моей жены будут для меня называться тестем и тещей. А мои родители для моей жены будут свёкор и свекровь.

Страница 16-17. Родословное дерево

Пример составления:

Страница 18-19. Муж и жена - одна душа

1. Помести рядом изображение свадебного костюма народов твоего края (по выбору) или нарисуй его.

2. Найди и подсчитай, сколько в тексте учебника на стр. 32-33 слов с корнем -лад- , -лаж-. Запиши эти слова. Подбери синонимы к этим словам в русском языке и языках народов твоего края.

Ответ: ладно (мирно, в согласии), слаженно (гармонично), прилажены (прикреплены), лад (согласие, мир), ладная жизнь (удачная, успешная).

3. Запишите, какие качества характера, по оценкам народов вашего края, помогут молодоженам сохранить их союз навечно, как они и пожелали тогда, когда прикрепляли свой замочек к мосту.

Качества характера супруга: глава в доме, работящий, богобоязненный, заботливый, любящий, умеющий прощать, верный, хороший отец.

Качества характера жены: послушная мужу, верная, хозяйственная, рукодельница, богобоязненная, добрая, скромная, любящая жена и мать, мудрая, терпеливая.

Страница 20-21. Святость отцовства и материнства

1. С помощью текста на с. 37 учебника заверши мысли о святости отцовства и материнства:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Отца с матерью почитаешь - на вечные веки счастлив бываешь.

Все имеет свою цену - отец и мать бесценны!

Все купишь, а отца-мать не купишь!

3. Подбери и запиши пословицы народов твоего края о важности почтительного отношения детей к родителям.

Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.
Дети родителям не судьи.
Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
Кто матери не послушает – в беду попадет.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Страница 22-23. Добрые дети - дому венец

1. С помощью текста на с 40-41 учебника запишите, чему в старину учились девочки и мальчики, готовясь к взрослой жизни.

Девочки учились работать по дому (убирать, готовить), а также рукодельничать: прясть, вышивать.

Мальчики учились работать с инструментами, помогали содержать в порядке домашнюю утварь, упряжь для коня, занимались гончарным делом. А главное, чему они учились - пахать, сеять, косить.

2. ...Запиши, чему учишься ты, готовясь к взрослой жизни.

Я учусь делать работу по дому, обучаюсь в школе математике, русскому языку и другим наукам.

Фото для вклейки

3. Моё имя - путеводная звезда.

Меня зовут Максим. В переводе с латинского языка это значит "величайший". Я постараюсь оправдать значение своего имени и добиться в жизни больших успехов.

4. Напиши о человеке, который носит одно с тобой имя и мог бы стать для тебя образцом. По возможности подбери и приклей фотографию.

Максим Поташёв – знаток клуба «Что? Где? Когда?», обладатель звания Магистр игры.

Страница 24-25. Детские игры - школа здоровья

1. Найди в устном творчестве народов твоего края игру-потешку для самых маленьких. Запиши ее.

По кочкам, по кочкам, по узеньким дорожкам шёл петух, в ямку бух!

Сорока-белобока
Где была? - Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала, (загибаем мизинец)
Этому дала, (загибаем безымянный палец)
Этому дала, (загибаем средний палец)
Этому дала. (загибаем указательный)
А этому - не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Не будет тебе кашки!

2. Придумай скороговорку.

Миша мыл окошко мылом, Мила мылом мыла пол.

Андрей резал сельдерей.

У Вари на базаре ведерко отобрали.

3. Отгадай учебные загадки. Запиши отгадки.

1. Что стоит в середине Земли? (буква "м")

3. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, не может, он не умеет говорить)

4. Сидят три кошки. Против каждой кошки - две кошки. Сколько всего кошек? (три, они сидят в кругу).

5. Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)

4. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Придумайте и запишите учебные загадки для любого школьного предмета по выбору (математики, чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства).

Маленький дом, нет ни крыши, ни окон в нем (квадрат)

Какой корень не растет в земле? (корень в слове)

Эту соль нельзя съесть, но зато ее можно спеть (нота "соль")

Эта дама непростая: где есть снег, там след оставит (кисточка)

5. Вместе с родным тебе человеком напиши ответ на загадку: "Что нам дороже всего?"

Семья, родные и близкие люди.

6. Вспомни со старшими игру спортивного типа. Запиши ее правила, нарисуй схему

Игра "Вытолкни за линию"

На расстоянии 1 м проводятся две параллельные линии. На линии становятся игроки двух команд спиной друг к другу. По сигналу они сближаются, и каждый игрок, упираясь в противника плечами и спиной, старается вытолкнуть его за линию границы. Побеждает команда, которая вытолкнет больше игроков.

Страница 26-29. Строение тела человека

1. В каком ряду перечислены только внутренние органы? Отметь галочкой.

Ответ: ставим галочку в 3 ряду - головной мозг, легкие, сердце, желудок, кишечник.

2. Самостоятельно или с помощью учебника запиши определения.

Орган - это часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу.

Система органов - это несколько органов, выполняющих общую работу.

4. С помощью учебника заполните таблицу.

Системы органов человека

№ п/п Название системы органов Из чего состоит Какую работу выполняет
1 Опорно-двигательная система Скелет, мышцы Обеспечивает опору тела человека и его движение
2 Пищеварительная система Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник Обеспечивает измельчение и переваривание пищи в организме
3 Дыхательная система Носовая полость, трахея, бронхи, легкие Обеспечивает организм кислородом и помогает удалять углекислый газ
4 Кровеносная система Сердце, кровеносные сосуды Обеспечивает движение крови – кровообращение.
5 Нервная система Головной мозг, спинной мозг, нервы Управление деятельностью всего организма.

5. Пронумеруй рисунки на с. 28 в следующем порядке: 1) пищеварительная система; 2) дыхательная система; 3) кровеносная система; 4) нервная система. Подпиши названия указанных органов. Проверь себя по учебнику.

6. В дополнительной литературе, сети интернет найди интересные факты о строении и работе различных органов (систем органов) человека. запиши их. Подготовь сообщение классу.

Форма наших ушей странная, но именно такая форма помогает нам лучше улавливать звуки. Сквозь ушную раковину и слуховой проход звук проникает в среднее ухо. Некоторые животные, например, заяц, могут двигать ушами в направлении звука, поэтому слышат они лучше, чем человек.
Внутри каждого уха находится по три петлеобразных трубочки, заполненных жидкостью. Когда человек кружится, жидкость приходит в движение. Особые нервы улавливают это и сообщают мозгу. Когда же человек останавливается, то жидкость еще какое-то время колеблется, поэтому бывает головокружение.
Если к уху поднести морскую ракушку, то можно услышать шум прибоя. Говорят, что это море шумит в ракушке. Но на само деле мы слышим не море, а шум крови у себя в голове.
Самая мелкая косточка находится в ухе. Она называется стремечко. Ее длина - всего 2 миллиметра.

Источник: сайт 7 гуру и книга "Отчего и почему?" из серии "Энциклопедия для любознательных".

Страница 30-33. Как работает наш организм

1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

Скелет и мышцы.

В скелете человека более 200 костей. Количество мышц в теле человека еще больше, их почти 650 . При ходьбе используется 200 мышц. Для того, чтобы наморщить лоб, нам требуется 43 мышцы, а для того, чтобы улыбнуться - 17 .

2. Пронумеруй органы в той последовательности, в которой по ним проходит пища.

Пищевод - 3
Кишечник - 5
Глотка - 2
Желудок - 4
Ротовая полость - 1

3. В какой последовательности воздух при вдохе проходит по органам дыхания? Пронумеруй красным карандашом. А как он движется при выдохе? Пронумеруй синим карандашом.

при вдохе (красным карандашом): носовая полость, трахея, бронхи, легкие.

при выдохе (синим карандашом): легкие, бронхи, трахея, носовая полость.

4. Самостоятельно или с помощью учебника ответь на вопросы.

Что кровь берет из воздуха в легочных пузырьках? (Кислород)
Что кровь отдает в воздух в легочных пузырьках? (Углекислый газ)
Что кровь несет из легких всем органам тела? (Кислород)
Что кровь забирает в органах тела и несет в легкие? (Углекислый газ)

5. С помощью учебника или самостоятельно заполни пропуски в тексте.

Кровь движется в нашем теле благодаря работе сердца . Оно имеет толстые мышечные стенки . Сердце с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды . Обежав всё тело, кровь возвращается в сердце . Чтобы обогатить кровь кислородом, сердце посылает её в лёгкие , а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу.

6. Практическая работа "Измерение пульса"

Пульс ребенка в состоянии покоя от 70 до 120 ударов в минуту.
Пульс ребенка после 5 приседаний от 110 до 140 ударов в минуту.

Пульс взрослого в состоянии покоя от 60 до 110 ударов в минуту.
После 5 приседаний - 120 - 140 ударов в минуту.

Страница 34-37. Что такое гигиена

1. Рассмотрите условные знаки. Какие правила в них зашифрованы? Расскажите по этим знакам, как выработать правильную осанку.

Чтобы выработать правильную осанку, нужно ровно сидеть за партой, не нагибаться при ходьбе. При ношении тяжестей нагрузка должна быть симметричной (одинаковой на обе руки). Необходимо регулярно делать зарядку. Спать на ровной постели с ортопедическим матрасом.

2. Практическая работа "Уход за зубами".

1. Рассмотрите фотографии. Отметьте (закрасьте кружок) предметы, необходимые для ухода за зубами. Объясните (устно) назначение каждого предмета.

Зубная щетка нужна для того, чтобы механически удалять с зубов налет утром и вечером. Зубная паста помогает удалять налет на зубах и ухаживает за деснами. Ополаскиватель освежает дыхание, убивает микробы. Зубная нить удаляет застрявшие между зубов частицы пищи.

4. Составьте меню для своей семьи.

Наше меню

Завтрак Обед Ужин
Каша овсяная,
чай
Суп гороховый,
макароны, котлета,
компот, фрукты
Творог со сметаной, сушеные фрукты
Каша гречневая,
молоко
Борщ
Картофельное пюре, сосиска
Сок, фрукты
Вареное яйцо, сыр, чай с бутербродом
Творог со сметаной,
какао
Суп-лапша,
вареники с творогом
Компот
Овощное рагу, чай
Каша рисовая,
сок
Плов
Салат из свежих овощей
сок
Жареная рыба, компот, фрукты
Каша пшенная,
напиток из шиповника
Суп с гречкой
Котлета рыбная
Тушеные овощи
Творожная запеканка,
Яйцо вареное
чай

Докажите, что ваше меню соответствует правилам здорового питания.

В этом меню присутствуют разнообразные продукты, в том числе полезные для организма творог, сырые овощи и фрукты, мясо, крупы.

Страница 38-39. Наши органы чувств

1. Соедини линиями слова в левом и правом столбиках.

Орган зрения - Глаза

Орган слуха - Уши

Орган обоняния - Нос

Орган вкуса - Язык

Орган осязания - Кожа

2. Самостоятельно или с помощью рисунка учебника подпиши указанные части глаза и уха.

3. Сформулируйте правила гигиены органов чувств, которые "зашифрованы" в этих рисунках. Покажите стрелками, к каким органам чувств они относятся.

Правила для ушей: Не слушать громкую музыку, чаще слушать звуки природы, не засовывать в ухо спички. Чтобы избежать укачивания в транспорте (а за это отвечает внутренне ухо), не смотрите в боковое окно и не закрывайте глаза. Укачивает, когда ухо и глаз получают разную информацию о движении.

4. Узнай подробнее о строении и работе наших органов чувств. Воспользуйся ля этого дополнительной литературой, сетью интернет. Запиши несколько интересных фактов.

Несколько интересных фактов о глазах

Зачем мы моргаем? Слезы выделяются из глаз всегда. Но, когда человек моргает, слезы равномерно распределяются по поверхности глаза. Он всегда остается влажным и не пересыхает.

Когда человек моргает, глаз закрывается всего на одну треть секунды. А моргает человек несколько тысяч раз в день.

Почему в темноте ничего не видно? Для того, чтобы видеть, глазам необходим свет. Отражаясь от окружающих предметов, лучи света проходят внутрь глаза через абсолютно черный зрачок. Информация, воспринятая глазом, поступает в мозг, который обрабатывает ее и говорит нам, что мы видим.

В задней части глазного яблока находится сетчатка. На ней формируется перевернутое вверх ногами изображение того, что мы видим. Мозг переворачивает его обратно, так что мы видим все правильно.

Источник: книга "Отчего и почему?" из серии "Энциклопедия для любознательных".

Страница 40-43. Школа первой помощи

1. Закрасьте на рисунке столбики ртутного термометра так, чтобы показать температуру:

2. Запишите показания этих термометров.

36,8° тридцать шесть и восемь
38° тридцать восемь
38,6° тридцать восемь и шесть
40,5° сорок и пять

3. Отметьте (закрасьте кружок), на каком дисплее электронного термометра показана нормальная температура.

Температура моего тела

2. Запишите номера телефонов экстренной помощи.

Пожарная охрана 01, 101
Полиция 02, 102
Скорая медицинская помощь 03, 103
Газовая служба 04, 104
МЧС 112
Единая служба экстренной помощи 112, 101

3. Используя информацию учебника, заполни таблицу.

Как оказать первую помощь

Страница 44-45. Что мы делаем для здоровья

Подготовьте фоторассказ о том, что в вашей семье делается для охраны и укрепления здоровья - твоего и всех твоих близких.

Фото для вклейки:

Закаливание

Страница 46-47. Здоровью цены нет

1. Подбери и запиши пословицы о правилах здорового образа жизни в культуре народов твоего края.

1. Правила здорового сна: Кто рано встает, тому Бог подает.
Кто хочет много знать, тот не должен долго спать.
Много спать - дела не знать (добра не видать).
Рано вставши, больше наработаешь.
Силен слон, да посильнее его сон.
Сон - лучшее лекарство.

2. Правила чистоты: Баня парит и здоровье правит.
Болезнь с грязью в дружбе.
В бане помылся - заново родился.
В баню сходил - себя омолодил.
К чистому поганое не пристанет.
Помыл грешное тело - сделал великое дело.
Чистого и огонь не обожжет.
Чистота - залог здоровья.
Чистота – лучшая красота.
Чистые сапоги быстрее ходят.

3. Правила жизни в ладу с природой: Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер - господин, дождь - кормилец, солнце - князь, луна - княгиня.
Возле леса жить - голодному не быть.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Растение - земли украшение.
Возвращай земле долг - будет толк.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.

4. Правила здорового питания: Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу.
Когда я ем, я глух и нем.
Кто не ел горькой пищи, тот не знает сладости меда.
Кто от жира тяжко дышит - тот здоровьем и не пышет.
Лакомый кусок - напоследок.
Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
Как жуешь, так и живешь.
Хорошего понемножку, сладкого не досыта.

5. Правила здорового движения: В здоровом теле - здоровый дух.
Двигайся больше - проживешь дольше.
Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь.
Быстрого и ловкого никакая болезнь не догонит.
Закалишься - от болезни отстранишься.
Ледяная вода - для всякой хвори беда.
Пешком ходить - долго жить.
Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой.

6. Правила избавления от недугов: На всякую болезнь зелье вырастает.
Лодырю всегда нездоровится.
Тому не надобно ложиться, кто хочет от болезни освободиться.
Лук семь недуг лечит.
Лук да баня все правят.
Горькое лекарство рот вяжет, да болезнь излечивает.

2. С помощью взрослых составь рассказ о человеке, который показал пример силы воли и силы духа.

Дмитрий Полухин - человек, сильный духом, человек с силой воли.

Курсант кадетского корпуса МЧС 17-летний Дима Полухин, рискуя своей жизнью, спас троих детей из горящего здания торгового центра "Зимняя вишня" в Кемерово. Курсант пошел на голос и увидел, что в одном из помещений трое малышей забились в угол и плачут. Он наощупь прошел к детям, которых было не видно в дыму, и вывел их из огня. К счастью, он остался жив.

Фото героя:

Стр. 48-49. Дом не велик, а стоять не велит

1. Запиши, как управляют домашним хозяйством в культуре народов твоего края, ответив на следующие вопросы:

Как зовут главу семьи? Пишем имя и отчество отца
Каковы права и обязанности главы семьи? Он работает, обеспечивает семью, ходит за продуктами, помогает по хозяйству супруге.

Как зовут супругу главы семьи? Имя и отчество матери.
Каковы ее права и обязанности? Она работает, готовит еду, прибирает дома, определяет, куда мы поедем отдыхать.

Каков распорядок дел в домашнем хозяйстве в течение дня? Проснуться, позавтракать, разойтись по делам (школа, работа), вернуться домой, поужинать, сделать уроки, провести время вместе.

Какие правила поведения за столом во время трапезы? Не разговаривать во время еды. Не чавкать и не разбрасывать еду. После еды говорить "спасибо".

2. Кратко опиши свои повседневные обязанности по дому. Заправлять кровать, прибирать свою одежду, поддерживать чистоту в своей комнате, ходить в школу и делать уроки, мыть посуду после ужина.

3. Кратко опиши, какое участие ты принимаешь в подготовке семейных праздников. Я помогаю наряжать квартиру, выбирать подарки, готовить праздничный обед или ужин, накрывать на стол.

4. Нарисуй, как ты представляешь себе свою будущую семью, дом и домашнее хозяйство.

Страница 50-53. Семейный бюджет

1. Самостоятельно или с помощью учебника напиши определения.

Доходы семьи - это деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи.
Расходы семьи - это деньги, которые семья тратит.
Семейный бюджет - это соотношение доходов и расходов семьи.

2. На что ты охотнее потратишь деньги? Пронумеруй расходы в порядке их уменьшения значимости для тебя.

Вы бы, конечно, хотели начать с мобильного телефона и компьютерных игр, но учитель этого не оценит. Так что нумеруем в таком порядке:

1 Книга
2 Подарки родным, друзьям
3 Билет в музей
4 Билет в кино
5 Музыкальный диск
6 Мобильный телефон
7 Мороженое
8 Компьютерная игра
9 Чипсы
10 Конфеты

Что ещё? Допиши. Аксессуары для компьютера, товары для творчества, игрушки.

3. В семье третьеклассника Дениса папа работает программистом в фирме, мама - библиотекарь. Дедушка и бабушка - пенсионеры, но бабушка работает билетным кассиром в театре. Какие виды доходов имеет семья Дениса?

Ответ: Зарплата мамы, папы и бабушки; пенсия бабушки и дедушки.

4. Придумайте воображаемую семью и составьте для нее бюджет.

В семье мама работает учителем, а папа врачом. Их старший сын учится в институте, а младший в 5 классе. Бабушка и дедушка на пенсии.

Бюджет: зарплата мамы и папы, стипендия старшего сына, пенсия бабушки и дедушки минус расходы на еду, транспорт и обучение.

5. Вырежи из Приложения фотографии банкнот и наклей их в соответствующие рамки на стр. 52. Подпиши названия денежных единиц. На фото сверху вниз: 1000 рублей, 5 евро, 100 долларов США.

6. Собери на этой странице коллекцию монет...

Подкладываем металлическую монетку под страницу и закрашиваем по бумаге карандашом. У вас получится отпечаток монетки примерно такой:

Страница 54-55. Мудрость старости

1. Рассмотри старинную картинку "Ступени человеческого века". Запиши под каждой ступенькой ее название. Используй для этого слова: детство, зрелость, младенчество, глубокая старость, юность, приближение старости, спокойствие, особая милость Божья.

0 лет - младенчество

10 лет - детство

20 лет - юность

30-40 лет - зрелость

50 лет - спокойствие

60 лет - приближение старости

70 лет - старость

80-90 лет - глубокая старость

100 лет - особая милость Божия.

2. Из текста учебника на с. 80-81 выбери пословицу, которая тебя заинтересовала больше всего. Подбери к ней пословицу, похожую по смыслу из творчества народов твоего края. Запиши ее.

Доброе слово легко дарить. - Доброе слово и кошке приятно.

Лучше голодать, чем краденое есть. - Купленный сухарь краденого пирога вкуснее.

3. Запиши в кружках 12 добрых качеств, которые составляют богатство души человека.

Качества: доброта, честность, верность, терпеливость, скромность, щедрость, миролюбивость, умение любить, оптимизм, умение прощать, радушие, жертвенность.

Страница 56-57. Путешествие к А.С.Пушкину

1. С помощью текста учебника (с. 84-85) дополни предложения:

Имена двух родоначальников пушкинского рода по отцовской линии: воин Ратмир, дружинник Александра Невского; Гаврила Алексич.

Имя отца Александра Сергеевича Пушкина - Сергей Львович Пушкин.

Имя матери поэта - Надежда Осиповна Ганнибал.

Имя деда поэта по материнской линии - Осип Абрамович Ганнибал.

Имя супруги А.С. Пушкина - Наталья Николаевна Пушкина (в девичестве - Гончарова).

Имя старшей дочери поэта - Мария Александровна Пушкина.

Имя старшего сына поэта - Александр Александрович Пушкин.

Имя младшего сына поэта - Григорий Александрович Пушкин.

Имя младшей дочери поэта - Наталья Александровна Пушкина.

В поисках всемирного наследия

Страница 58-59. Всемирное наследие

1. Пользуясь определением Всемирного наследия, приведенным в учебнике, дай определения его частей.

Всемирное природное наследие - это выдающиеся достопримечательности природы, подлежащие обязательной охране.

Всемирное культурное наследие - это объекты культуры разных стран, подлежащие обязательной охране.

2. Отметь эмблему всемирного наследия - крайняя справа (квадрат в центре круга).

Эмблема символизирует взаимозависимость культурного и природного наследия человечества: квадрат – все созданное руками человека, а круг – природное начало. Они тесно связаны между собой. Круглая форма эмблемы – символ мира и в то же время призыв оградить и сохранить наследие человечества.

3. К чему относятся эти объекты? Укажи стрелками.

Слева все природное, справа культурное.

Всемирное природное наследие: вулканы Камчатки; Национальный парк Серенгети; Большой каньон.

Всемирное культурное наследие: Деревянные церкви Кижи; Венеция; Тадж-Махал.

4. Пользуясь различными источниками информации, приведи свои примеры объектов Всемирного наследия.

Объекты Всемирного наследия в России:

Исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь, Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Церковь Вознесения в Коломенском, Озеро Байкал, Золотые Алтайские горы, Убсунурская котловина, Куршская коса, Остров Врангеля, Ленские столбы, Древний город Херсонес

Объекты Всемирного наследия в других странах:

Старый город в Иерусалиме и его крепостные стены (Израиль), Библейские холмы – Мегиддо, Хацор, Беэр-Шева (Израиль), Великая китайская стена (Китай), Остров Якусима (Япония), Руины древнего города Мачу-Пикчу (Перу), Йеллоустонский национальный парк (США), Национальный парк Гавайские вулканы (США)

5. Если в твоем крае есть объекты Всемирного наследия, запиши их названия. Можно наклеить фотографии.

Фото для вклейки (Московский Кремль)

Страница 60-63. Московский Кремль

1. Рассмотри план-схему Московского Кремля. Красным цветом закрась номера сооружений Кремля как воинской крепости, синим цветом - номера сооружений Кремля как центра государственной власи, желтым цветом - сооружения Кремля как духовной святыни России.

Красный: 1, 3, 5, 8, 11

Синий: 4, 6, 9, 12

Желтый: 2, 7, 10

2. Вырежи из Приложения изображения экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Приклей их в соответствующие рамки.

3. Раскрась рисунок "Московский Кремль"

Поможет вам в этом схема:

Страница 64-65. Озеро Байкал

1. Пользуясь информацией учебника, впиши цифровые данные в текст.

Чудо-озеро

Протяженность Байкала составляет 636 км . Его наибольшая глубина - 1642 м . В этом великом озере содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. В Байкал впадает более 300 рек , Вытекает из него одна река - Ангара. Возраст Байкала составляет не менее 25 млн. лет. Из числа обитающих в озере растений и животных 2/3 встречаются только здесь и нигде больше.

2. Знаешь ли ты обитателей Байкала? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в соответствующие рамки.

3. Если тебе приходилось бывать на Байкале, напиши рассказ о своих впечатлениях. Или вырази свое отношение к нему, которое сложилось у тебя на уроке.

Впечатление о Байкале

Озеро Байкал очень величественно, с ним связано много легенд и тайн. Природа на Байкале очень красива, восхитительна, а вода практически кристально чистая. В озере Байкал есть камень под названием шаман-камень. По легенде дочка Байкала - Ангара хотела убежать к суженому - Енисею, но отец разгневался и сбросил огромный камень на дочку, чтобы та не убежала, так и остался на века в этом месте шаман-камень. На воде виднеется лишь маленькая его верхушка, которая с каждым днем становится все меньше и меньше, из-за погружения под воду.

Страница 66-67. Путешествие в Египет

1. С помощью текста на с. 104-105 учебника дополни предложения.

Большая часть Египта - это безводные пустыни. Поэтому так почитают в Египте Нил - одну из великих рек мира, источник жизни для египтян. Самый древний народ Египта - копты . Столица Египта - город Каир .

2. Запиши, какими видами работ занимались египтяне.

Ответ: Египтяне занимались выращиванием пшеницы и других злаков, разводили скот, охотились.

3. Знаешь ли ты достопримечательности Египта? Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие рамки.

4. Дополни изречения египетских мудрецов:

Приучи уста твои говорить то, что есть в сердце твоем.
Не отвечай злом на зло: тому, кто сделал тебе зло, сотвори благо , чтобы чтобы делом благим победить зло
Душа сильная, добровольно перенося лишения, становится еще сильнее .

Страница 68-71. Путешествие в Грецию

1. Запиши следующие сведения.

Страны, с которыми граничит Греция: Албания, Македония, Болгария, Турция.
Моря, омывающие берега Греции (входят в состав Средиземного моря): Ионическое море, Эгейское море.
Крупнейшие острова Греции: о. Крит, о. Родос, о. Керкира (о. Корфу).

2. Знаешь ли ты достопримечательности Афин? Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие рамки.

3. Используя информацию учебника, заполни пропуски в тексте.

Сердце Афин

Главная достопримечательность Афин - высокий холм с расположенными на нем сооружениями. Это Афинский Акрополь . Он внесен в Список Всемирного культурного наследия .

Парадный вход в Акрополь называется Пропилеи . Главное из древних сооружений на знаменитом холме - Парфенон . Это храм, построенный древними греками в честь богини Афины . Слева от него расположен храм поменьше - Эрехтейон .

У подножия древнего холма расположен новый музей , открытый в 2009 году.

4. Пользуясь различными источниками информации, подбери несколько интересных фактов о Греции. Запиши их.

В Греции целых 7 морей: Эгейское, Ионическое, Средиземное, Миртойское, Фракийское, Ливийское и Критское.

Греция считается родиной математики, так как именно греки первыми начали ее преподавать.

В Древней Греции были рождены мифы и легенды, открывающие сказочный мир древних чудовищ и богов.

Источник информации: интернет.

В Греции множество островов, и перебраться с одного на другой можно только на лодке. А древние греки предпочитали путешествовать морем, даже когда можно было доехать из одного города в другой по суше.

Согласно древнегреческим мифам, боги жили на вершине горы Олимп, самой высокой горы в Греции. Они постоянно ссорились друг с другом и строили друг другу козни.

Древние греки поклонялись многим богам. У каждого "бога" были свои обязанности. Одни боги были добрыми и справедливыми, а другие - коварными и жестокими. Гомер, знаменитый поэт Древней Греции записал много историй из жизни богов.

В Греции зародились олимпийские игры. Они были частью празднеств, устраиваемых в честь бога Зевса. В соревнованиях участвовали только мужчины. Атлеты выступали полностью обнаженными.

Известный всему миру математик Архимед жил в Греции около 250 года до нашей эры. Как-то раз, принимая ванну, он нашел решение задачи, над которой бился долгое время. Он тут же выскочил из ванны с криком "Эврика!", что означает "нашел".