Психология развития человека. Интеллектуальная деятельность пожилых людей. Учебник: Социальная психология старения

ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

© 2009 Е.А.Сорокоумова, А.А.Иванов

Московский государственный гуманитарный университет им М.А.Шолохова

Статья поступила в редакцию 01.04.2009

В статье рассматриваются проблемы исследования социального интеллекта пожилых людей. Знание особенностей социального интеллекта пожилых позволяет нам предсказывать понимание ими социальной реальности, сохранять и улучшать их отношения с другими людьми.

Ключевые слова: пожилой возраст, социальный интеллект, общий интеллект, мудрость.

Пожилой возраст (60 - 75 лет) - значимый период онтогенеза человека, охватывающий существенные изменения психического склада человека. Биологические изменения в этом возрасте связаны со старением клеток, недостаточностью обмена веществ, снижением уровней и лабильности го-меостатических систем1. Наблюдается тесно связанное с биологическими процессами ослабление собственно психологических источников активности - мотивов, побуждений, желаний. Происходит замедление темпа протекания психических процессов при отсутствии изменений их содержания, ослабление памяти, внимания, работоспособно-сти2. Исследования показывают, что в этот период возникает утрата или риск утраты привычного социального статуса, наблюдается ограничение социальных связей, ослабление возможности интимных отношений, снижение ценности своего «Я», одиночество и т.п.3

Активное изучение социальных стереотипов старости, особенностей среды, самоопределения и взаимоотношений в пожилом возрасте, статусной и ролевой определенности и другие характеристик некогнитивного характера показывает, что именно в этих факторах большинство исследователей ви-

° Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и педагогической психологии. E-mail: [email protected] Иванов Андрей Анатольевич, старший преподаватель кафедры клинической психологии. E-mail: [email protected]

1 Давыдовский И.В. Геронтология. - М.: -1966; Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М.: 1996.

2 Холодная М.А, Маньковский Н.Б., Бачинская Н.Ю., Лозовская Е.А., Демченко В.Н. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте. Психология зрелости и старения. -1998. - 3; Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М.: 1996.

3 Краснова О.В. Адаптация пожилых людей к современ-

социально-психологической адаптации в позднем воз-

расте // Психология зрелости и старения. - 1998. - 3.

дят тот потенциал, который может укрепить адаптацию пожилых4. При этом факторам когнитивного развития, и в частности интеллекта, отводится значительно меньшая роль. Если в детском возрасте развитию интеллекта придается особое значение (никому не хочется иметь отстающих детей), то интеллект в пожилом возрасте как бы отходит на второй план, уступая место социально-психологическим феноменам адаптации.

Отчасти это связано с тем, что интеллект привычно рассматривать в связи с целями обучения, профессиональными задачами и достижениями, что не является особенно актуальным для пожилого возраста. Здесь в большинстве случаев процесс обучения закончен, человек уже выключен из активной профессиональной жизни, и в определенной степени низкий интерес к исследованию интеллекта пожилом возрасте можно было бы связать с такой позицией: «Нет задач - нет интеллекта». Эта критическая оценка имеет отношение, прежде всего к общему интеллекту, понимаемому как способность к абстрактному мышлению, эффективному использованию изученных схем и символов что «привязывает» этот интеллект к задачам, имеющим, преимущественно, одно правильное решение. Действительно, в пожилом возрасте незначительна необходимость решать задачи, которые запрашивают абстрактного мышления.

Исследователи, в отношении к когнитивным функциям в этот период, как правило, останавливают свое внимание на тех изменениях, которые возникают как бы из самого возраста, вне связи с окружающими его обстоятельствами. Так, изучаются различными методами особенности собственно динамики мыслительной активности, уровень интеллекта, особенности опосредования интеллектуальных операций. При этом иная картина

4 Анцыферова ЛИ. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. - 1994. - 3; Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. - 1998. - 3.

наблюдается при изучении интеллекта в период его активного развития. Объем работ, посвященный роли среды и наследственности в развитии интеллекта от детского возраста до периода взрослости огромен, чего не скажешь об аналогичного рода исследованиях в пожилом возрасте. По сути, описание влияния среды на интеллект сводится к акцентированию внимания на необходимости интеллектуальных упражнений (например, систематические занятия по решению математических и пространственных задач), как фактора, препятствующего интеллектуальному регрессу.

Мы мало, что знаем о том, как влияет собственная произвольная и спонтанная активность на компенсацию когнитивного дифицита, как связан интеллект с длительностью и качеством профессиональной карьеры, как влияет на интеллект в пожилом возрасте непрерывное образование, какие формы интеллекта в этом возрасте более или менее чувствительны к изменениям жизни вокруг пожилого человека и т.п.

Ситуация становится еще более сложной, если мы обратимся к той стороне интеллекта, которая обращена к социальным процессам, представляющим для пожилых людей большую значимость. В этой области акцент с психометрического интеллекта смещается на интеллект социальный, выражающийся в способности иметь дело с окружающими, знании о людях, способности легко сходиться с другими, умении входить в их положение, ставить себя на место другого, способности критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей5.

Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Человек с высоким уровнем социального интеллекта, включён в широкие социальные связи, активен и гибок; как правило, более удовлетворен жизнью, умеет вписаться в новые общественные структуры и условия, противостоит многочисленным стрессам переходного времени и, соответственно, имеет больше шансов на долгую активную, общественно полезную жизнь6.

Социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей: 1) континуальным характером; 2) использованием невербальной репрезентации; 3) потерей точности социального оценивания при вербализации; 4) формированием

5 Cantor N, Kihlstrom L. Personality and social intelligence. - Prenlice-Hall, 1987.

6 Кудрявцева H.A. Единство интеллекта. Научный отчёт (Грант РФФИ, 1993 - 1994). - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995; Куницъна В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура» функции, взаимоотношение // Сб. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1, ч. 1, 1995.

в процессе имплицитного научения; 5) использованием «внутреннего» опыта7. Лишь последняя особенность полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.

Согласно структурно-динамической теории Д.Б.Ушакова8, уровень социального интеллекта личности зависит от: 1) потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта; 2) личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию; 3) того, как сложился жизненный путь человек, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу.

В контексте пожилого возраста понятие социального интеллекта приобретает важное значение. В этом возрасте актуальны проблемы становления новой социальной роли, отхода от профессиональной деятельности, одиночества, жизни на небольшую пенсию и т.п. В связи с этим понижается роль общего интеллекта, «привыкшего» иметь дело с абстрактным содержанием, четко сформулированными условиями задач, одним правильным ответом, и возрастает роль социального интеллекта как важного средства адаптации к социальным переменам, перестройке общественного и индивидуального сознания.

Возрастная динамика социального интеллекта отличается от динамики общего интеллекта. Наиболее часто привлекаемое теоретическое обоснование для объяснения возрастных изменений в интеллектуальной деятельности - это различие текучих и кристаллизованных способностей9. Текучие способности - это те, что необходимы в реакции на нечто новое, моментальная оценка ситуации. Кристаллизованные способности базируются на накопленном опыте. С опорой на это различие было показано, что текучие способности отражают старение человека с возрастом, в то время как способность к кристаллизации информации устойчива относительно этих возрастных изменений, исключая период приближающегося конца жизни человека10. Таким образом, интеллект в повседневной жизни как проявление кристаллизованных способностей не должен подвергаться значительным изменениям в отличие от текучего (общего) интеллекта, сопровождающегося спадом продуктивности интеллектуальных функций.

7 Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

9 Cattell R.B. Abilities: tlieir structure, growth and action. -Boston: Houghton Millin company, 1971.

10 Baltes P., Baltes M. Psychological perspectivespn successful aging: A model of selective optimization with compensation. In P.Baltes, M.Baltes, Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge. - U.K.: 1990;

Более того, считается, что с возрастом происходит увеличение метакогнитивных способностей, направленных на интеграцию когнитивного, межличностного и эмоционального размышления в синтетическое осмысление мира, себя и других11. Было выявлено, что с возрастом увеличивается способность к децентрации, кодированию большого количества информации, проницательность как способность смотреть вперед, за поверхность непосредственно воспринимаемого12. Стратегии с возрастом становится более сложными в когнитивном аспекте, ориентированными на других, вербализованными и прогностичными. Появляется адаптивная реакция на неудачу, которая выражается в изменении стратегии, а не в поспешном и неоправданном переходе к другой стратегии. Все это сопровождается лучшей саморегуляцией, позволяющей справляться с сильными негативными эмоциями.

Согласно исследованиям Уильямса и его коллег13, 76% людей старшего возраста считали, что их способности обдумывать, обосновывать и решать задачи с годами только улучшились, 20% полагали, что остались без изменений, и только 4% ответили, что с годами их способности ухудшились. При проведении обычного теста, который школьники проходят по завершении обучения в общеобразовательной школе, исследователи столкнулись с очевидными результатами, говорящими об ухудшении состояния умственных способностей. Однако опрашиваемые объясняли, что вели речь о решении проблем иного типа, а не тех, на которых построен психометрический тест. Те проблемы, которые они подразумевали, отвечая на вопросы исследователей, были повседневной природы

Н.Денни и А.Палмер14 сравнили действия взрослых людей в возрасте от 20 до 79 лет при решении традиционных задач, требующих аналитического рассуждения, и при решении проблем, воспроизводящих реальную жизненную ситуацию. Выяснилось, что деятельность при решении традиционных задач, или когнитивное измерение, ухудшалась, линейно прогрессируя, практически с 20-летнего возраста. Успешное же разрешение проблем практического типа достигало пика в группах 40-, 50-летних людей, а затем медленно снижалось.

12 Selman R. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analyses. - N.Y.: 1980.

13 Williams S, Denney N, Schadler M. Elderly adults perception of their own cognitive developmentduring the adult years. International Journal of Aging and Human Development. 16. 1983.

14 Denney, N., Palmer A. Adult age differences on traditional

and practical problem-solving measures .Journalof Gerontology. 36. 1981; Labouvie-Vief G. Dynamic development

and mature autonomy. HumanDevelopment, 25. 1982.

Болтесы15 сравнили ответы, касающиеся планирования жизненных дилемм, в группах более молодых людей (средний возраст составлял 32 года) и пожилых респондентов (средний возраст составлял 70 лет). В отличие от результатов изучения взаимосвязи возраста с академическими способностями, которые показали неоспоримое преимущество молодых людей перед пожилыми при решении поставленных задач, здесь результаты, полученные от респондентов молодой и пожилой возрастных групп, практически не отличались.

П.Болтес и его коллеги16 рассматривают когнитивные способности взрослых людей как модель, включающую в себя два процесса. Первый называется механикой интеллекта. Она предполагает развитие изменений в процессе обработки базовой информации, которая заложена генетически и не зависит от полученных знаний. С возрастом на биологическом уровне наблюдается сокращение резерва умственных способностей. Второй процесс - прагматика интеллекта, связывающая основные когнитивные навыки и ресурсы механики для повседневной когнитивной деятельности и адаптации. Измерения прагматического интеллекта с учетом отдельных его областей рассматривается как фиксирование способностей, более характеризующих интеллектуальную жизнь взрослых людей, чем традиционные психометрические измерения когнитивных способностей. Подобно различиям между текучим и кристаллизованным интеллектом, механика интеллекта с возрастом ухудшается, тогда, как прагматика находится примерно на одном и том же уровне в течение всей жизни. Например, когда нарушается скорость сравнения информации в краткосрочной памяти (интеллектуальная механика), не регистрируется никаких возрастных изменений при измерении способности осмысливать жизненные планы (интеллектуальная прагматика).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеллект в повседневной жизни, как интеллект, базирующийся на опыте, ухудшается в достаточно позднем возрасте (после 60-70 лет), а до этого не изменяется, и даже увеличивается. Эта позиция не противоречит здравому смыслу. Действительно, объем опыта человека с годами увеличивается, что и должно результировать в более высокие показатели социального интеллекта. Однако ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Одним из концептов, которым можно охарактеризовать высокоуровневый результат соци-

15 Baltes P., Baltes M. Psychological perspectivespn successful aging: A model of selective optimization with compensation. In P. Baltes, M. Baltes, Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge. - U.K.: 1990.

16 Стернберг P. и др. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002.

ального интеллекта является мудрость. Исследования П.Болтеса показывают, что только 5% людей в старшем возрасте обладают мудростью17. Это говорит о том, что простой прирост жизненного опыта по типу формирования условно-рефлекторных связей не связан с принятием адекватных решений социальных задач.

Получается, что социальный интеллект, обнаруживая зависимость от опыта человека, не обязательно достигает высоких показателей к пожилому возрасту. Для решения этого противоречия необходимо обратиться к содержанию понятия «мудрость». М.Чандлер и С.Холлидей18, используя метод интервью, сформулировали точку зрения, согласно которой мудрый человек опытен и компетентен, в силу чего способен давать полезные советы. При этом жизненная компетентность определяется наличием у человека способностей и навыков, которые позволяют справляться с задачами, и реализовывать свой творческий потенциал в позднем возрасте. Делается акцент на таких характерных признаках этого феномена, как высокая степень личностной адаптации и персонализации бытия в мире, личностной интегративности. Важными аспектами мудрости является осознание человеком собственных ошибок, ограниченности собственных знаний, способность к выявлению проблем19. Р.Стернберг20 подчеркивал зависимость мудрости от когнитивных особенностей (критичность и аналитичность мышления), личностных характеристик (толерантность к неопределенности и препятствиям, мотивация), контекста ситуации.

Таким образом, мудрость как результат и социальный интеллект как процесс зависит от интегра-тивного комплекса когнитивно-личностных особенностей и с возрастом увеличивается настолько, насколько человек деятелен в осмыслении, упорядочивании и систематизации своего как положительного, а главное отрицательного опыта, умения делать обобщенные выводы о социальной действительности, критично мыслит, наблюдателен, непристрастен, способен посмотреть на ситуацию со стороны, объективно. В этих характеристиках можно также увидеть зрелую здоровую человеческую личность, свободную от невротических проявлений и стремящуюся к личностному росту.

17 Ермолаева М.В. Значение жизненного опыта в старости // Психология зрелости и старения. - 2007. - 2.

19 Arlin P. Wisdom: The art of problem finding. In R. J. Sternberg (Ed.), Wisdom: Its nature, origins, and development. - N.Y.: 1990; Kitchener K., Brenner H. Wisdom and reflective judgment: Knowing in the face of uncertainty. In R. J. Sternberg, Wisdom: Its nature, origins, and development. - N.Y. 1990; Meacham J. The loss of wisdom. In R. J. Sternberg, Wisdom: origins, and development. - N.Y.: 1990.

20 Стернберг P. и др. Практический интеллект. - СПб.:

Питер, 2002.

А.Г.Лидерс21 отмечает, что личностный рост - это особая работа личности по расширению своего внутреннего мира в условиях выхода за свои пределы, границы - своего рода экспансия личности. Если вспомнить проблемы, с которыми сталкивается человек в этот период (снижение физических и психических ресурсов, соматические заболевания, ограничения в социальной активности, тревога смерти), то становится понятным, что у пожилого человека есть существенные ограничения на пути личностного роста, и ему необходимо предпринимать колоссальные усилия для сохранения пусть даже невысокого уровня душевного равновесия. А.Г.Лидерс отмечает, что кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии и старость - это постепенное завершение задач экспансии, принятие своих ограничений, сохранение того что уже есть у личности.

Если личностный рост и мудрость связывать с положительным решением жизненных задач старшего возраста в целом, то в такой же мере можно связать и социальный интеллект с разрешением психологического кризиса пожилого человека. Разнообразные представления о кризисе в этот период имеют одну общую точку зрения: кризис пожилого возраста связан с оценкой смысла и ценности своей жизни. Переосмысление своей жизни создает возможности для перехода на новый уровень личностного развития и приобретения особого рода социальной компетентности, выражающейся в опыте более или менее отдаленных последствий своих действий на «линии жизни».

Такого рода социальная компетентность позволяет ответить на вопросы о том, к каким последствиям могут привести те или иные действия, как минимизировать потери, увеличить выигрыш и т.д. В связи с этим применение социального интеллекта важно скорее не для самих пожилых людей, а для более молодого поколения. Можно сказать, что социальный интеллект в пожилом возрасте - это в некотором смысле интеллект «назад», обращенный уже не сколько к себе, сколько к другим, которым этот опыт не всегда нужен. Переживание невостребованности этой базы знаний отчасти выражается в стремлении пожилых людей поучать окружающих.

Понятно, что обобщение пожилых людей с разным профессиональным и культурным опытом в отношении разных классов социальных ситуаций не являются одинаковыми. Поэтому эти знания, скорее всего, могут оказаться важны для младшего поколения людей, идущих по сходной жизненной траектории. При этом роль социального интеллекта пожилых людей должна быть значи-

21 Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. - 2.

тельной в период маломеняющихся на протяжении времени социальных условия, и может оказаться незначительной в условиях нестабильного общества с быстрыми изменениями социально-экономического уклада, ценностных ориентиров, новых технологий.

На примере проявлений мудрости можно было видеть, что одной из ее характеристик были и формальные свойства мышления (критичность, аналитичность). Закономерно поставить вопрос о том, не является ли обобщение своего опыта выражением общего интеллекта в новой для пожилого человека социальной ситуации развития или следствием переосмысления своей жизни как этапа обретения мудрости в условиях возрастного кризиса? Возможно, что это два взаимосвязанных процесса, и необходим определенный уровень общего интеллекта, на базе которого в условиях кризисных явлений возраста возможно развитие социального интеллекта. Несмотря на мнение об отсутствии связи между общим и социально-практическим интеллектом, трудно представить себе мудрого человека с низким уровнем общего интеллекта.

Исследование социально-практического интеллекта в старшем возрасте является перспективной областью психологии. Недостаточно исследована связь социального интеллекта с различными личностными образованиями, которые претерпевают в пожилом возрасте значительные изменения. Указания только на динамику возрастного изменения социального интеллекта ничего не говорят об инвариантности его факторов в группах людей старшего возраста, связи с разным социальным статусом, культурными различиями, особенностями социализации. Можно ожидать, что уровень социального интеллекта у городских и сельских жителей может значительно отличаться в отношении задач (контекста), стоящих перед этими группами. Вероятно, ожидать сходных с детским возрастом регрессивных способов решения жизненных задач у лиц поздней старости, таких, как например, обращение к другим за помощью, или полной зависимости от решения других людей. Интерес представляет выделение типов старения с учетом соотношения вышеперечисленных факторов, а также соотношения социального и общего интеллекта и их удельный вес в решении различного рода социальных задач.

В пожилом возрасте ключевое значение представляет исследование соотношения социального интеллекта с уровнем адаптации и описание содержательной стороны социального интеллекта в группах с высокими и низкими значениями по фактору «адаптивность». Такое описание предполагает анализ содержания и процесса решения практических задач пожилыми людьми, идентификации и интерпретации проблем, выделения

стратегий и целей решения этих проблем, стоящих перед пожилым людьми.

Интерес представляет изучение возможных изменений содержательной стороны социального интеллекта. Известно, что функционирование общего интеллекта и когнитивных особенностей в позднем возрасте характеризуется не только изменением формально динамических особенностей деятельности, сужение объема психической активности и удлинением фазы ориентировочной деятельности, но и качественные изменениями в структуре познавательной деятельности (Н.К.Корсакова, Е.Ю.Бала-шова)22. Это выражается в актуализации механизмов опосредования, направленных на оптимизацию видов психической активности в условиях дефицита когнитивных процессов. Сюда входит усиление целенаправленности деятельности путем вербального сопровождения своих действий, переструктурирование деятельности, выработка приемов кодирования материала и т.д. Подобный анализ специфики социального интеллекта в пожилом и зрелом возрасте также должен показать особенности различных компонентов саморегуляции деятельности при решении различных социально практических задач.

Ключевым представляется вопрос о возможностях развития социального интеллекта. Современные исследования влияния обучения на социальный интеллект в разных возрастах от детского до взрослого позволяют надеяться на положительное решение этого вопроса23. Не направленные непосредственно на развитие интеллекта психокоррек-ционные воздействия с целью положительного решения этого кризисного периода также могут косвенно привести к повышению уровня социальной компетентности пожилых людей.

Следует учитывать и то, что основной блок существующих исследований в пожилом возрасте касается в основном приложения практического интеллекта. Как уже говорилось, эти способности предполагают субъект-объектную направленность, и могут обнаруживать связь со специальными способностями, такими как моторные, сенсорные, пространственные, механические способности, которые в свою очередь часто рассматриваются как проявления общих умственных способностей. В этом случае они в меньшей степени зависят от особенностей социализации человека в отличие от социальных навыков, где роль личности и воспитании значительная. В связи с этим может представлять интерес исследование в пожилом возрасте как отдельно социального интеллекта,

22 Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. - Психология. -Сер. 14. - 1995. - 1.

так и соотношения социальных и практических способностей.

Таким образом, область исследования социально-практических форм интеллекта в пожилом возрасте достаточно широка. Изучение их не менее важно, чем исследование социально-психологических феноменов этого возраста. Мы может видеть, что интеллектуальная активность играет далеко не последнюю роль структуре психики приспособительных механизмов пожилого человека. Описание «маневров» интеллекта в старости в связи с целями адаптации поможет определить роль того факторов социального и общего интеллекта в общем континууме жизненного пространства в старшем возрасте, наряду с такими особенностями как темперамент, характер, направленно-

сти личности. В контексте проблемы интеллекта в пожилом возрасте идея о том, что успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью овладения стереотипами новой группы24 получает продолжение: достижение пожилыми людьми новой социальной идентичности предполагает выделение с помощью познавательной деятельности существенных признаков новой для пожилых социальной ситуации развития.

23 Лукичева М.А. Развитие социального интеллекта у студентов - будущих педагогов. Дисс. канд. наук. - Череповец: 2004.

24 Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: 1987.

SOCIAL INTELLIGENCE IN ADVANCED AGE. PROSPECTS OF RESEARCH

© 2009 E.A.Sorokoumova A.A.Ivanov°

Moscow state humanitarian university it. M.A.Sholohova

The article deals with the problem of research of social intellect of aged people. Knowing the peculiarities of the aged people social intellect we can predict their ability to understand social reality, to save and improve there relationship with other people.

Keywords: advanced age, social intelligence, the general intelligence, wisdom.

° Sorokoumova Elena Aleksandrovna, D. Sc. in Psychology,

Professor of Social and pedagogical psychology department

E-mail: [email protected]

Ivanov Andrey Anatolyevich,

Senior teacher of Clinical psychology department

Противоречивые данные в психологии старости существуют относительно интеллектуальной деятельности пожилых людей. Одни исследователи указывают на снижение интеллекта в старости: уменьшение возможности формально-логической мысли, снижение творческого потенциала, ухудшение памяти, в особенности на текущие события и т. п. Другие исследователи настаивают на особой «логике» пожилых людей. Для них мыслительная задача предстает как жизненная проблема: они персонализируют ее, дают ей различные интерпретации, находят несколько возможных вариантов решения.

Качественные изменения претерпевает в старости память. Б. А. Греков установил следующие характерные изменения памяти у лиц, старше 70 лет:

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т. е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания.

В исследовании памяти улиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест, поскольку эта задача для испытуемых (научных работников) является неестественной.

Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста — ее резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. Наиболее прочно сохраняется в памяти материал, связанный с решением стоящих перед испытуемыми задач, — то, что «выношено» ими, передумано и пережито, что стало неотъемлемой «частицей их жизни».

Старость — это быстрая, но не замечаемая самим человеком утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с удивлением обнаруживает позже. Медлительность, снижение работоспсобности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому «гротескное» проявление отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр. — это отличительные черты личности некоторых людей пожилого возраста, фиксируемые в психологической литературе.

А.Шварц, цитируя Боринга (Boring ), приводит следующее определение интеллекта: «Интеллект – это то, что измеряют тесты интеллекта». Что есть интеллект и какие виды тестов более подходят для измерения интеллекта? Остается ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Какие методики, техники и исследовательские методы удовлетворяют требованиям развития в поздней жизни? Несогласованность ответов многих авторов на эти вопросы сопровождает изучение интеллектуального функционирования в старости.

Актуальность исследований интеллекта в пожилом возрасте обусловлена, в первую очередь, тем обстоятельством, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза. Хотя до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом.

Этому мнению способствовала сама история становления экспериментальной психологии, изучавшей интеллект. Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822–1911), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, старый человек – «отброс естественного отбора».

Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.

Доказательства, на основе которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод срезов. Делать однозначные выводы из подобных исследований не представляется возможным, так как сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорты ). Как уже отмечалось выше, если не знать, на что были способны, скажем, 60-летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.

Лонгитюдные исследования дали результаты, опровергающие данные, полученные методом срезов. Они показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Тем не менее следует признать, что имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.

Другой причиной распространенного среди психологов мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно пожилых. Таким образом, снижение некоторых психологических функций у пожилых объяснялось в основном процессами биологической деградации. Это постепенно привело к тому, что в психологии стало формироваться представление о психологическом старении как о процессе психологической деградации.

Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей позднего периода жизни различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллектуальной компетентности, лишь пониженная мотивация препятствует нормальному проявлению интеллекта у старых людей. Другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в постпенсионном возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в поздней старости возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Как правило, при исследовании интеллекта используются тестовые психодиагностические методики; среди них наиболее известной и широко применяемой является шкала Векслера для измерения интеллекта (WAIS), которая в нашей стране была адаптирована в психоневрологическом интституте им. В.М.Бехтерева (Санкт-Петербург). Методика Векслера, созданная на основе требований традиционного психометрического подхода, связана с понятием интеллекта как некоторого достигнутого уровня психического развития субъекта, проявляющегося в степени усвоенности определенных функций (оперативной памяти, способности к категориальному обобщению, пространственным преобразованиям и т.д.). В конечном счете данная методика оказывается ориентированной на выявление уровневых характеристик интеллекта за счет фиксации показателей успешности (результативности) выполнения конкретных тестовых заданий.

Исследование Л.Н.Борисовой , которое было направлено на изучение влияния образования на динамику и внутренние механизмы интеллектуального развития взрослых при использовании методики Векслера, показали, что в умственной деятельности взрослых людей в возрасте 18–50 лет не наблюдается стабилизации в развитии вербального и невербального интеллекта, а происходят непрерывные изменения. На всем протяжении рассматриваемого периода выделяется четкая периодизация, характеризующая циклы нарастания интеллекта, моменты спада и нового подъема. Кроме того, анализ экспериментальных данных свидетельствует о неоднородности развития вербального и невербального интеллекта. Уровень развития вербального интеллекта для каждого года жизни выше, чем невербального, т.е. развитие интеллекта взрослого человека происходит за счет преимущественного развития вербально-логических структур, с помощью языка и символов.

Диагностическая ценность итоговых уровневых оценок индивидуального интеллекта и анализ лишь уровневых характеристик интеллектуальной деятельности, на что изначально направлены психометрические тесты интеллекта, в частности тест Векслера, явно недостаточны для диагностики своеобразия интеллектуальной активности человека [Маньковский , Холодная , 1990]. Например, недостаточно корректным является разделение набора тестовых заданий на «вербальные» и «невербальные» по таким формальным критериям, как характер стимульного материала (вербально-знако-вый либо предметно-практический) и тип ответов (в виде словесного отчета или практических манипулятивных действий). Соответственно, термины «вербальный» и «невербальный» интеллект оказываются весьма условными в силу психологической неоднородности презентирующих их познавательных функций.

Это привело исследователей к необходимости поиска новых методических процедур, позволяющих более глубоко и полно описать специфику интеллектуальной деятельности. Особый интерес в этом плане представляют исследования когнитивных стилей – индивидуальных различий в познавательных процессах, характеризующих типичные для конкретной личности способы переработки информации в условиях построения образа действительности. Изучение когнитивных стилей в пожилом возрасте, по мнению ряда авторов, позволит получить существенные дополнительные сведения о динамике интеллектуального развития на последних этапах онтогенеза.

Полученные данные подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. С одной стороны, существует органическое единство инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в процессе старения, с другой стороны, формируются мощные компенсаторные механизмы, обеспечивающие такую перестройку интеллекта, которая в состоянии обеспечивать необходимые приспособительные эффекты. Например, интеллектуальная сохранность на поздних этапах онтогенеза обеспечивается главным образом за счет работы механизмов понятийного мышления, которые компенсируют снижение эффективности работы механизмов, обеспечивающих пространственные преобразования и оперативные формы переработки информации.

Кроме того, своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только изменением качественного состава интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его структурной организации (нарастанием дезинтегрированности отдельных познавательных функций).

На поздних этапах онтогенеза остаются без каких-либо существенных изменений те вербальные познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к категориальному обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие возрастные группы значимо превосходят, например, группу студентов по субтесту теста Векслера «Понятливость», что, по-видимому, обусловлено влиянием накопленного социального опыта (сформированность оценок происходящего, реалистичность суждений и т.п.). В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опыта и словарного запаса, однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень вербальных познавательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитую оперативную память и способность к концентрации внимания, с возрастом явно снижается. Успешность выполнения невербальных заданий также обнаруживает отчетливое постепенное снижение по мере приближения к пожилому возрасту, а по фактору «вербальное понимание» различия между возрастными группами практически отсутствуют, что подтверждают данные рассмотренного выше исследования Л.Н.Борисовой.

Итак, можно говорить о неоднородности изменений познавательной психической деятельности в различных возрастных группах, что, по-видимому, является результатом сложной перестройки мозговой организации, характеризующейся, в первую очередь, сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом возрастные изменения предполагают формирование приспособительных механизмов, обеспечивающих возможность функционирования познавательного отражения на новых уровнях его организации. Важно «разглядеть» разницу между возрастными изменениями и возрастными различиями в старости.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Этот вопрос также рассматривается в рамках когнитивной психологии старения. Он тесно связан с другим: какие методики отбора субъектов исследований и какие исследовательские методы лучше подходят для изучения развития в позднем возрасте?

Таким образом, с развитием когнитивной психологии стали развиваться исследования умственных функций пожилых людей, что упрочило связь теоретической и практической психологии.

2.2.4. интеллект в пожилом возрасте

А. Шварц, цитируя Боринга (Boring), приводит следующее определение интеллекта: «Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта». Что есть интеллект и какие виды тестов более подходят для измерения интеллекта? Остается ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Какие методики, техники и исследовательские методы удовлетворяют требованиям развития в поздней жизни? Несогласованность ответов многих авторов на эти вопросы сопровождает изучение интеллектуального функционирования в старости.

Актуальность исследований интеллекта в пожилом возрасте обусловлена, в первую очередь, тем обстоятельством, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза. Хотя до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго - начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее - в пожилом.

Этому мнению способствовала сама история становления экспериментальной психологии, изучавшей интеллект. Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, старый человек - «отброс естественного отбора».

Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.

Доказательства, на основе которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод срезов. Делать однозначные выводы из подобных исследований не представляется возможным, так как сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорты). Как уже отмечалось выше, если не знать, на что были способны, скажем, 60-летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.

Лонгитюдные исследования дали результаты, опровергающие данные, полученные методом срезов. Они показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Тем не менее следует признать, что имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.

Другой причиной распространенного среди психологов мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно пожилых. Таким образом, снижение некоторых психологических функций у пожилых объяснялось в основном процессами биологической деградации. Это постепенно привело к тому, что в психологии стало формироваться представление о психологическом старении как о процессе психологической деградации.

Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей позднего периода жизни различны, т. е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллектуальной компетентности, лишь пониженная мотивация препятствует нормальному проявлению интеллекта у старых людей. Другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в постпенсионном возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в поздней старости возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Как правило, при исследовании интеллекта используются тестовые психодиагностические методики; среди них наиболее известной и широко применяемой является шкала Векслера для измерения интеллекта (WAIS), которая в нашей стране была адаптирована в психоневрологическом интституте им. В. М. Бехтерева (Санкт-Петербург). Методика Векслера, созданная на основе требований традиционного психометрического подхода, связана с понятием интеллекта как некоторого достигнутого уровня психического развития субъекта, проявляющегося в степени усвоенности определенных функций (оперативной памяти, способности к категориальному обобщению, пространственным преобразованиям и т.д.). В конечном счете данная методика оказывается ориентированной на выявление уровневых характеристик интеллекта за счет фиксации показателей успешности (результативности) выполнения конкретных тестовых заданий.

Исследование Л. Н. Борисовой , которое было направлено на изучение влияния образования на динамику и внутренние механизмы интеллектуального развития взрослых при использовании методики Векслера, показали, что в умственной деятельности взрослых людей в возрасте 18-50 лет не наблюдается стабилизации в развитии вербального и невербального интеллекта, а происходят непрерывные изменения. На всем протяжении рассматриваемого периода выделяется четкая периодизация, характеризующая циклы нарастания интеллекта, моменты спада и нового подъема. Кроме того, анализ экспериментальных данных свидетельствует о неоднородности развития вербального и невербального интеллекта. Уровень развития вербального интеллекта для каждого года жизни выше, чем невербального, т. е. развитие интеллекта взрослого человека происходит за счет преимущественного развития вербально-логических структур, с помощью языка и символов.

Диагностическая ценность итоговых уровневых оценок индивидуального интеллекта и анализ лишь уровневых характеристик интеллектуальной деятельности, на что изначально направлены психометрические тесты интеллекта, в частности тест Векслера, явно недостаточны для диагностики своеобразия интеллектуальной активности человека [Манъковский, Холодная, 1990]. Например, недостаточно корректным является разделение набора тестовых заданий на «вербальные» и «невербальные» по таким формальным критериям, как характер стимульного материала (вербально-знаковый либо предметно-практический) и тип ответов (в виде словесного отчета или практических манипулятивных действий). Соответственно, термины «вербальный» и «невербальный» интеллект оказываются весьма условными в силу психологической неоднородности презентирующих их познавательных функций.

Это привело исследователей к необходимости поиска новых методических процедур, позволяющих более глубоко и полно описать специфику интеллектуальной деятельности. Особый интерес в этом плане представляют исследования когнитивных стилей - индивидуальных различий в познавательных процессах, характеризующих типичные для конкретной личности способы переработки информации в условиях построения образа действительности. Изучение когнитивных стилей в пожилом возрасте, по мнению ряда авторов, позволит получить существенные дополнительные сведения о динамике интеллектуального развития на последних этапах онтогенеза.

Полученные данные подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. С одной стороны, существует органическое единство инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в процессе старения, с другой стороны, формируются мощные компенсаторные механизмы, обеспечивающие такую перестройку интеллекта, которая в состоянии обеспечивать необходимые приспособительные эффекты. Например, интеллектуальная сохранность на поздних этапах онтогенеза обеспечивается главным образом за счет работы механизмов понятийного мышления, которые компенсируют снижение эффективности работы механизмов, обеспечивающих пространственные преобразования и оперативные формы переработки информации.

Кроме того, своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только изменением качественного состава интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его структурной организации (нарастанием дезинтегрированности отдельных познавательных функций).

На поздних этапах онтогенеза остаются без каких-либо существенных изменений те вербальные познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к категориальному обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие возрастные группы значимо превосходят, например, группу студентов по субтесту теста Векслера «Понятливость», что, по-видимому, обусловлено влиянием накопленного социального опыта (сформированность оценок происходящего, реалистичность суждений и т.п.). В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опыта и словарного запаса, однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень вербальных познавательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитую оперативную память и способность к концентрации внимания, с возрастом явно снижается. Успешность выполнения невербальных заданий также обнаруживает отчетливое постепенное снижение по мере приближения к пожилому возрасту, а по фактору «вербальное понимание» различия между возрастными группами практически отсутствуют, что подтверждают данные рассмотренного выше исследования Л.Н.Борисовой.

Итак, можно говорить о неоднородности изменений познавательной психической деятельности в различных возрастных группах, что, по-видимому, является результатом сложной перестройки мозговой организации, характеризующейся, в первую очередь, сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом возрастные изменения предполагают формирование приспособительных механизмов, обеспечивающих возможность функционирования познавательного отражения на новых уровнях его организации. Важно «разглядеть» разницу между возрастными изменениями и возрастными различиями в старости.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Этот вопрос также рассматривается в рамках когнитивной психологии старения. Он тесно связан с другим:

какие методики отбора субъектов исследований и какие исследовательские методы лучше подходят для изучения развития в позднем возрасте?

Таким образом, с развитием когнитивной психологии стали развиваться исследования умственных функций пожилых людей, что упрочило связь теоретической и практической психологии.

Интеллект в пожилом возрасте

Интеллект на житейском уровне - это запас слов, эрудиция, умение понимать сказанное и прочитанное, способность решать проблемы, умение добиваться поставленных целей. Причинами индивидуальных различий в интеллекте могут быть культура, образование или способности, определяемые наследственностью.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни человека или с возрастом изменяется? Актуальность этого вопроса обусловлена сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста и успешностью их профессиональной деятельности. Иногда в объявлениях о приеме на работу можно прочитать о возрастных ограничениях. Но не зависимо от возраста важными критериями отбора сотрудников являются гибкость мышления; обучаемость; успешность ре­шения задач на сообразительность, умение использовать предмет неожиданным образом, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной сфере, управление своим психическим состоянием. Практичность, разумность, гибкость в применении знаний, ясность и беглость речи, способность видеть различия и согласовы­вать разные точки зрения, знание о мире, умение пользоваться личным опытом, сообразительность не зависят от возраста. Они- прямое следствие уровня образования и житейского опыта. И если образование человек получает в юности и зрелости, то житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Но создается противоречие: высокая продуктивность в работе и затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

При анализе познавательных способностей пожилых людей следует учитывать и способы, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации. Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответ­ственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. В по­жилом возрасте остаются без каких-либо суще­ственных изменений познавательные функции, ко­торые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие воз­растные группы значимо превосходят группу студентов по тесту «Понятливость», что обус­ловлено влиянием накопленного социального опыта. В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опы­та и словарного запаса. Однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека в различном возрасте остается достаточно высоким. С возрастом сни­жается эффективность воспри­ятия и памяти. Отражением «нормального старе­ния» являются: ухудшение памяти, замедление процессов воспри­ятия и затруднение «полета мысли» (абстрактно-логического мыш­ления). К 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональ­ные умения сохраняются до глубокой старости.