Причинами возрастных страхов детей быть. Возрастная динамика детских страхов. Возрастные фобии и виды

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Если у Вас погодки... Ответы на наиболее частые вопросы

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Как перестать сражаться со своим ребёнком и обрести его близость и любовь

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

Действительно, эмоция страха возникает, когда нам что-то угрожает. А.И. Захаров выделяет две группы страхов, имеющих универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер:

  1. смерть
  2. крах жизненных ценностей.
Помимо крайних выражений страх подразумевает переживание человеком возникшей реальной или воображаемой опасности. Понимание сути возникновения опасности и её четкое осознание формируется в процессе жизненного опыта ребенка или взрослого.

У детей распространены «внушенные страхи». Их источник - взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно или специально склоняют ребёнка к страху, указывая на наличие опасности реальной или выдуманной. Малышу чаще всего не понятно, чем грозят те или иные его действия, но он уже в речи взрослых отчетливо распознаёт сигнал тревоги, рефлекторно у него возникает реакция страха. Она является регулятором его поведения . Если малыша постоянно запугивать, то через некоторое время он теряет спонтанность своего поведения вместе с уверенностью в себе. В этот период страхи начинают размножаться, а ребёнок начинает проявлять признаки тревожности, делается капризным без причины, его действия становятся скованны и осторожны.

К внушённым страхам ребенка относят страхи, которые возникают у беспокойных родителей, которые чересчур опекают свое чадо. Разговоры с ребёнком о смерти, несчастных случаях и болезнях, пожарах, убийствах оставляют отпечаток в его детской и ранимой психике.

Как следствие, ребенок начинает пугаться стука в дверь или небольшого шороха в соседней комнате.

Как отличить тревогу от страха?

В нашей жизни мы часто слышим термин «тревога». В возникающих чувствах, таких как страх и тревога есть общие эмоциональные компоненты – это чувства беспокойства и волнения.

Обычно тревога - это состояние предчувствия опасности и общее состояние беспокойства. Очень часто тревога у детей проявляется в ожидании событий, которые не поддаются прогнозам. А страхом называют эмоционально заострённое отражение в сознании ребенка конкретной угрозы. Таким образом, тревога – это эмоциональное ощущение предстоящей угрозы.

Следует понимать, что тревога - это не всегда отрицательно выраженное чувство, она может проявляться у ребенка и в виде радостного волнения или ожидания чего-либо приятного.

Виды страхов у детей

В психологии выделяют несколько видов страхов, которые возникают у детей :

Ситуативный страх у ребенка может возникнуть в необычной и опасной обстановке, которая его шокирует.

Личностно обусловленный страх возникает под влиянием формирующегося характера ребенка. Например, под влиянием взрослого - ребенок может стать мнительным. Ситуативные и личностные страхи всегда смешиваются.

Реальный страх и острый страх - определены конкретной жизненной ситуацией ребенка. Например, ребенок боится пылесоса, так как он шумит.

Воображаемый страх и хронический страх - предопределены особенностями личности ребенка. Например, ребенок боится темноты, так как в ней живут монстры.

Уровни страха

Психологи выделяют несколько уровней страха, который может возникнуть у ребенка :

Естественный или возрастной страх - кратковременен, легко поддается коррекции, часто сам исчезает с возрастом. Возрастные страхи не затрагивают ценностные ориентации ребенка. Не влияют на формирование его характера и поведения. Взаимоотношения с окружающими людьми остаются на прежнем уровне, характерном для определенной возрастной категории, в которой находится ребенок. Некоторые формы возникающего страха у детей имеют защитную функцию, так как позволяют избежать опасных ситуаций.

Патологический страх - характеризуется крайне драматичными формами выражения. Ребенок испытывает неподдельный ужас и эмоциональный шок. Патологический страх имеет трудно обратимое течение и затяжной характер. Он навязчив и непроизволен. У ребенка, в ситуации страха, со стороны сознания полностью отсутствует контроль поведения. Следствием возникновения страхов данного типа является искажение характера ребенка, нарушение межличностных отношений и приспособлений малыша к социальной действительности.

Как проявляется страх у детей?

Страх бывает так очевиден, что его можно обнаружить сразу. Например, оцепенение, ужас, плач, растерянность, бегство. О других же страхах детей можно судить только косвенным признакам, которые могут оставаться не заметными долгое время.

Началом возникновения страха и тревожного состояния является появление чувства беспокойства у ребенка. При остром чувстве страха ребенок говорит невпопад, дрожащим голосом. Взгляд малыша обычно отсутствующий, а выражение лица испуганное. Тело ребенка становится холодным, конечности леденеют и становятся влажными. Сбивается дыхание. Учащается сердцебиение. Кожные покровы малыша бледнеют или становятся красными, могут покрываться пятнами.

Последствия страха

Последствия возникающих страхов у детей непредсказуемы. Иногда страхи малышей настолько разрастаются в психике малыша, что затормаживают её развитие. У детей может наблюдаться исчезновение положительных эмоций. Смех и жизнерадостность становятся недоступными. Вместо положительных эмоций развиваются эмоциональная неудовлетворённость, неуверенность в себе, ребенок выглядит удручённым.

Но самое главное - человек, который в детском возрасте не смог избавится от страхов, став взрослым, испытывает огромные трудности в установлении гармоничных семейных отношений и передаст свои страхи своему ребёнку.

Патологический страх оставляет отпечаток и на мышлении малыша. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги. А при страхе -вялым, заторможенным. Мышление ребенка теряет свою гибкость. Стремительно уменьшается познавательная активность малыша, а любознательность и любопытство исчезают. Дети становятся безынициативными, что говорит о развитии защитного торможения, которое предохраняет психику от эмоциональных перегрузок.

При постоянно действующем страхе на ребенка искажается его эмоционально – волевая сфера. Отношения окружающих к нему воспринимаются неадекватно.

Причины возникновения страхов у детей

Отечественные психологи выделяют ряд причин возникновения страхов у детей:

Малая игровая и двигательная активность ребенка, а также отсутствие навыков коллективной игры содействуют развитию у детей повышенного беспокойства. Отсутствие эмоциональных и шумных подвижных игр малышей обедняет их эмоциональную жизнь. Игра - самый естественный способ коррекции страхов. У строгих родителей, которые запрещают ему играть, ребёнок без оснований беспокоится по любому поводу. Он не умеет активно и уверенно преодолевать жизненные трудности.

Страх и беспокойство у детей вызывают испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие возникающей подмены семейных ролей. Много работающая и доминирующая в семейных отношениях мать беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, она не может уделять нужное количество времени своему чаду. В ответ на это вызываются ответные реакции беспокойства и страха малышей. Доминирующая в семейных отношениях мать также указывает на недостаточный авторитет отца, а это значительно затрудняет общение с ним сыновей.

У эмоционально чувствительных детей беспокойство возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком. Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша.

Конфликтные отношения родителей являются одной из самых явных причин возникновения у ребенка патологических страхов. Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у малышей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье.

На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях.

Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение числа взрослых у детей вызывает обратный эффект. Так как они заменяют ребенку весь мир, навязывая свои строгие правила и создавая искусственную среду развития. Обычно в ней нет места для сверстников, веселым играм, маленьким тайнам, проказам. Это порождает постоянное и устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства ребенка.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов. А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны. Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которое перерастает в инфантильность, неуверенность в себе.

Но следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Данные страхи чаще всего носят преходящий характер, но, к сожалению, они способны пробуждать аналогичные страхи, которые хранятся в памяти родителей.

Родителям следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно. А некоторые страхи, возникшие у ребенка сознательно взращиваются родителями в процессе воспитания. В целом, мамы в большей мере передают детям тревожность, беспокойство и страхи. А папы часто прививают ребенку мнительный способ реагирования на жизненные ситуации. А это является базисом возникновения у детей опасений, страхов, сомнений.

А чего боится ваш ребенок? Можете ли вы найти причину его страхов? Знаете ли вы как с ними бороться? Если у вас возникли вопросы, то наши консультанты окажут Вам квалифицированную помощь и помогут Вашему малышу расти гармонично, избавившись от страхов.

Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться.

Маленькие дети имеют больше страхов и фобий, чем взрослые, и испытывают эмоцию страха более интенсивно. У них страхи могут запускаться и останавливаться без видимых причин, в процессе развития ребенка. Новинка, непредсказуемость и внезапные изменения могут вызывать страхи у детей. Взрослые учат детей бояться определенных вещей, прежде чем ребенок столкнется с ними. Дети могут «забрать» страхи взрослых в семье (I M Marks,1987).

Первый год жизни

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает тогда, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, т.е., во всем том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. Если же физиологические потребности полностью не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи (А.И.Захаров,2004).

Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя не сразу. Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-м и 2-м месяцами, говорящая не только о потребности в положительных человеческих эмоциях, но и выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых. В возрасте 2 мес. появляется беспокойство при отсутствии матери и нахождения в новой обстановке (А.И. Захаров,2004).

В 7-8 мес. уменьшается беспокойство в новой обстановке, но возрастает у ребенка способность отличать ее от других. Это говорит о формировании эмоционального образа матери.

Тревога, связанная с отделением от матери, и страх, который люди испытывают в пустых или запруженных толпой местах, очень похожи между собой. Согласно многим психиатрическим теориям именно этот период жизни ребенка является решающим моментом для определения, станет ли этот человек в будущем страдать от боязни «открытых мест» или будет избавлен от такой участи.

Возраст 7-9 мес. - это период повышенной чувствительности к возникновению соответственно тревоги и страха.

Начиная с 14 мес. жизни, наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически уменьшается страх посторонних людей.

От 1 года до 3 лет

Уже к 2 годам дети довольно четко различают симпатии родителей. Это возраст, когда плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствия внимания. Беспокойство из-за неразделенности чувств родителей в полной мере отражается во сне, наполняя его ужасами исчезновения матери.

Те родители, которые запрещают, ограничивают самостоятельность ребенка, оберегают, рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствуют появлению страха. Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка - «тих», «забит» дома и агрессивен со сверстниками или тревожен. Нередки ночные страхи (А.И.Захаров,1995).

От 3 до 5 лет

Это возраст эмоционального формирования «я» ребенка. Формируется и чувство общности - «мы». Появляется чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность, не требует постоянного внимания взрослых и стремится к общению со сверстниками. Примерно с 3 до 6 лет длится период ночных страхов: темнота кишит ужасными чудовищами, привидениями. Ребенок боится грозы, молний, огня, ночи. Он не хочет оставаться один, ему нужно, чтобы оставался включенным свет рядом с его кроватью и дверь была приоткрыта.

От 5 до 7 лет

Особенность дошкольного возраста - интенсивное развитие абстрактного мышления. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.

У 6-ти летних детей типичны страхи чертей, как нарушителей социальных правил и сложившихся устоев, а за одно и как представителей потустороннего мира. В большей степени подвержены страху чертей послушные дети, испытавшее характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний значимых для них, авторитетных лиц. А также одолевает тревога и сомнения по поводу своего будущего - «А вдруг я не буду красивой?», в 7-ми летнем - мнительности - « А мы не опоздаем?» (А.И.Захаров,2004).

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти происходит чаще всего именно во сне. Не редко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери.

От 7 до 11 лет

К 7 годам страхи ребенка меняются: от жутких и неопределенных страхов ребенок переходит к более конкретным - это период тревог по поводу школы и учебы в школе, отношений со сверстниками и с учителем. Эти страхи могут выражаются в отказе ребенка идти в школу.

В данном проявлении страха могут быть две составные части. Во-первых, это тревога из-за отделения от матери, от материнской, домашней среды, страх оставить свою маму, страх, что с ней что-нибудь случится во время его отсутствия. Во-вторых, это страх перед самой школой и всем тем, что может там произойти. Ребенок принимается жаловаться на школу и, в конце концов, отказывается туда ходить. Если же его заставляют вернуться в школу, то им овладевает тревога, он теряет аппетит, у него появляется тошнота, рвота, головные боли. Все эти болезни позволяют ему не высказывать открыто свой отказ ходить в школу: он просто «болеет», все чаще и чаще.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу.

Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. о том, что объединено в понятие «совесть». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии (Захаров А., 2004).

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей (Захаров А., 2004).

Так как страх является одной из защитных реакций, обеспечивающих избегание потенциально опасных объектов, научение страху зачастую приобретает форму запугивания детей, в результате чего страхи генерализуются и приобретают хроническую форму, то есть переходят в разряд патологических явлений - фобий. Так регулярное запугивание ребенка в контексте борьбы за личную гигиену может привести к фобии заражения и насекомых и сопровождаться развитием невроза навязчивых состояний (Бреслав Г., 2004).

Страх – это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. (А. Спиваковская).

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока. (А.И.Захаров).

Различают возрастные и невротические страхи.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.

Причины возникновения:

  • наличие страхов у родных и близких, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться их послушания);
  • тревожность в общении с ребенком;
  • большое количество запретов;
  • многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
  • психологическая травма – испуг, шок;
  • нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;
  • конфликтные ситуации в семье.

Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов.

Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности ребенка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и напряженность, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.

Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих . Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз.

Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный.

Ситуативный страх.Возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого и ребенка обстановке (при нападении собаки). Часто проявляется в результате психического “заражения” паникой группы людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно-обусловленный страх. Появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера (повышенной мнительностью).

Такие страхи можно условно разделить на врожденные или приобретенные.

Врожденные (или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его ситуацию, можно ожидать, что, спустя несколько дней, или даже недель у него все же появятся страхи.

Дети 6-7 лет начинают бояться смерти – своей или своих близких. Ребенок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.

Одна из причин приобретенных страхов – реально происшедшее событие. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что он раньше застревал в нем, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами – возникает боязнь отрицательных персонажей и “нехороших” людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, а если неприятные события не повторяются, то нередко они уходят сами собой.

Еще одна причина – запугивание.

У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний, смерти встречается чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще снятся кошмары.

Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.

Страхи также можно делить на реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические – особенностями личности.

Детские страхи: норма и патология

Говоря о детских страхах и их проявлениях, необходимо понять, что считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 16-18 лет. Что же можно считать нормой детских страхов?

В приложении № 1 “Детские страхи” приведены данные исследований М.Кузьминой для каждой половозрастной группы.

Особо сложным – “кризисным” периодом, как можно увидеть из таблицы, является 7-летний возраст.

Следует также обратить внимание на другие “кризисные” возрасты: 3-4 года (общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек – возрастает), 11-12 лет.

ВИДЫ СТРАХОВ

Навязчивые страхи:

  • Гипсофобия – страх высоты,
  • Клаустрафобия – боязнь закрытого пространства,
  • Агорафобия – боязнь открытого пространства,
  • Ситофобия – боязнь принимать пищу и т.д.

Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти не удается. Например, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указываю на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах.

Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с идефиксациями), первоначально соответствуют какой-либо жизненной ситуацией, а потом становится столь значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь выступать у доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто “застревают”, и вытащить их из них подчас бывает очень сложно. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, в которое детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков; страх сказочных персонажей, а также страхи потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Выявление страхов

Выявить наличие страхов у ребенка старше трех лет можно с помощью беседы: вопрос – ответ (Приложение №2) . Вопросы должны быть доступными для детского понимания. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да - нет” или “боюсь - не боюсь”. Повторять основной вопрос (боишься или не боишься) следует только время от времени, тем самым, избегая непроизвольного внушения страхов.

При стереотипном отрицании всех страхов нужно добиваться развернутых ответов типа “Не боюсь темноты”. Взрослый, задающий вопросы должен сидеть рядом с ребенком, а не напротив, не забывая периодически подбадривать его и хвалить за то, что он говорит правду. Лучше задавать вопросы по памяти, только иногда заглядывая в список.

Излишне тревожным, замкнутым, стеснительным детям вопросы можно задавать выборочно (иногда сложно задавать 5 вопрос).

Снятие страхов

За решение проблемы нужно браться осторожно. Очень многие трусишки, не желая представать перед окружающими в невыгодном свете, наотрез отказываются признаваться в том, что им бывает страшно.

“Лобовая атака” тут ничего не даст. Лучше “зайти с тыла”: затеять игру, наделив её главного персонажа нужным качеством. Пусть это будет Зайчишка-Трусишка. В русских сказках заяц почти всегда бывает боязливым, так что ваш ребенок сочтет это вполне естественным и не заподозрит подвоха. В игре ребенок предстает гораздо большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя и хотя бы в игре победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо легче, ведь игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность, а признание окружающих окрыляет ребенка.

Большинство детей охотно включится в игру. Но будут и такие, которые под разными предлогами отказываются (не хочу, не интересно). Обычно так реагируют дети, у которых имеются фобии – патологические страхи, либо гордые, закрытые дети.

Разумеется, и на этом этапе следует избегать излишнего давления на ребенка. Не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с нетерпение ждет следующей игры. Не торопитесь проиграть все сразу. Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок осмыслит и поймет происходящее.

Пусть ребенок изображает того или иного персонажа не при помощи куклы, а сам. К играм можно привлекать и других детей, но только в том случае, если ваш ребенок не будет стесняться показывать им свой страх.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

Один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Да и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько из нас, входя в темную комнату, немедленно включает свет или даже оставляет его включенным, уходя из дома.

Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Среди родителей бытует мнение, что сон с включенной люстрой вредит психике ребенка, чем ежевечерний стресс. Многие это и стрессом не считают (пусть привыкает!). Хотя потом при беседе с психологом ребенок рассказывает какими чудовищами населена для него темнота – даже взрослого прошибает холодный пот.

Ни в коем случает, не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.

  1. Игра “Кукольные прятки” для детей 4-6 лет.
  2. В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещённом помещении, а некоторые – в тёмном (днём – в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером – при включённом ночнике). За игрушку, найденную в темноте, даётся больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребёнку, оставляйте игрушки на видном месте

  3. Игра “Смелый разведчик”
  4. для детей 5-8 лет.

Можно играть в компании, а можно вдвоём со взрослыми. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развёрнутую игру в войну, чтобы всё получилось естественнее и интересней. В какой-то момент ребёнок (называемый, своим именем) получает задание сходить ночью в разведку. В затемнённом помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребёнок должен сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

ОТЫГРЫВАНИЕ СТРАШНЫХ СНОВ

Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают ночные кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно забудет о них.

На самом деле, таким образом, подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто совершенно от них независящее, а потому грозное и могущественное

В дошкольном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон, и даже заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают его на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, привидевшиеся во сне, преследуют долгие годы.

Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать их в сценках.

Очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно сопереживали малышу, с другой стороны – не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игру, вызвать у ребенка улыбку и смех.

Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что во снах много нелепого, абсурдного, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту (во сне не смог убежать от чудовища, проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску и чудовище покатится кубарем, визжа как поросенок).

Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их обыгрывания невозможно.

Пример: 5-летний Антон боялся некой “тёти королевы”, которая не раз являлась к нему во сне. Рассказывать про нее он не мог. Рисовать тоже поначалу отказывался. Тогда мама, по совету психолога, предложила ему: “Давай я нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я представляю”. Антоша согласился и понемногу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если вдруг он затруднялся, не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила придумать или предлагала свой вариант. Естественно, “тетя королева” получилась на рисунке не очень-то страшной. Потом ему было предложено нарисовать ее во дворце, и он с удовольствием раскрашивал ее трон.

СТРАХ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает тяжелые формы. Ничего удивительного здесь нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек и задумчивых осликов, то можно лишь поразиться такой нагрузке на психику.

Поэтому даже к такому вроде безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков сейчас следует относиться очень осторожно. Если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров – даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут оторваться от экрана, когда там показывают ужасы).

Не стоит забывать и о том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. В этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет. Попробуйте посмотреть на себя со стороны

Литература:

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей, Союз, С.-Пб,2000.
  2. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Речь, С.-Пб., 2007.