Леонид абрамович венгер (1925–1992). Программа «Развитие» под руководство доктора психологических наук Л.А. Венгера материал на тему Венгер л а развитие умственных способностей детей

Леонид Абрамович Венгер (26 мая 1925, Харьков – 17 июня 1992, Москва) – советский и российский психолог, один из ведущих исследователей психического развития дошкольников. Доктор психологических наук (1968), профессор (1973).

Биография

Родился в Харькове, позже семья переехала в Киев. Отец – Абрам Александрович Венгер – в 1938 году арестован как "враг народа" и расстрелян; реабилитирован в 1956 году.

Л. А. Венгер с 17 лет участвовал в Великой отечественной войне. Был ранен, награждён медалями. После войны окончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1951). По распределению направлен в город Ленинабад Таджикской ССР (ныне Худжанд,Республика Таджикистан). Преподавал психологию, логику и литературу в школе, затем работал в Учительском институте. Заведовал кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института (1957–1960). Все это время Л.А. Венгер поддерживал тесные контакты со своими университетскими учителями: А. Р. Лурией, А. Н. Леонтьевым и, прежде всего, А. В. Запорожцем, под руководством которого защитил кандидатскую диссертацию (1955).

В 1960 году переехал в Москву и до конца жизни работал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А. В. Запорожцем. С 1968 года возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, в которой собрал своих учеников и единомышленников. Все его последующие исследования проводились при их поддержке и активном участии. С 1972 года – профессор МГПИ им. В. И. Ленина, читал курс лекций на факультете психологии МГУ.

Семья

Сестра – А. А. Катаева-Венгер, доктор психологических наук Катаева-Венгер, Александра Абрамовна

Жена – Н. Б. Венгер (Бомштейн), кандидат психологических наук

Сын – А. Л. Венгер, доктор психологических наук

Дочь – Е. Л. Агаева (Венгер), кандидат психологических наук

Научная деятельность

Ранние исследования Л.А. Венгера, основанные на идеях его учителя А.В. Запорожца, посвящены изучению восприятия, начиная с его развития в младенчестве и до взрослого возраста , . Эти исследования легли в основу докторской диссертации "Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте" (1968).

Следующим направлением исследований Л.А. Венгера и возглавляемой им лаборатории стало создание первой отечественной системы тестов для дошкольников, тщательно стандартизированной на репрезентативной выборке. Её специфика определяется опорой на концепцию Л.С. Выготского, в соответствии с которой в качестве показателя умственного развития рассматривается степень овладения культурно-исторически выработанными психологическими средствами .

Значительным научным достижением Л. А. Венгера стала разработанная им теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных). Согласно ей, в основе познавательных способностей лежит оперирование обобщенными образами (сенсорными эталонами и наглядными моделями), отражающими связи и отношения между объектами. Оно формируется благодаря специфичным для дошкольного возраста «моделирующим» видам деятельности: игре, конструированию, рисованию, лепке, аппликации .

Под руководством Л.А. Венгера созданы программы умственного воспитания "Развитие" и "Одаренный ребенок", использующиеся в детских садах многих городов России. Специфика этих программ состоит в обучении дошкольников использованию и самостоятельному построению разнообразных схем, чертежей, планов и т.п. Благодаря этому у детей формируются соответствующие образные представления, которыми они могут оперировать «в уме». Таким образом осуществляется целенаправленное руководство развитием познавательных способностей. Многие задания из этих программ адаптированы для применения в дошкольных учреждениях других стран (США, Англии, Испании) , , .

В русле научной школы Л. А. Венгера выполнено несколько докторских диссертаций, под его непосредственным руководством защищено 48 кандидатских диссертаций. Он широко известен за рубежом, его работы переведены на немецкий, английский, испанский, португальский, чешский и японский языки. Л. А. Венгер внес большой вклад в развитие кубинской психологии (в течение года он жил и работал на Кубе, а в дальнейшем продолжал научное руководство работами кубинских психологов).

, доктор психологических наук , профессор .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Венгер А. Л. "Чем может помочь психолог, когда жизнь становится невыносимой"

    ✪ Час Истории." "Калмыцкий полубог" или "прекрасный рыцарь"".

    ✪ Владимир ЗИНЧЕНКО: Я бы согласился посмотреть, какой вы сделаете психологию к середине 21 столетия

    Субтитры

Биография

Леонид Абрамович Венгер родился 26 мая 1925 года в Харькове . Родной брат А. А. Катаевой-Венгер .

Л. А. Венгер с 17 лет участвовал в Великой отечественной войне. Был ранен, награждён медалями. После войны окончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1951). По распределению направлен в город Ленинабад Таджикской ССР (ныне Худжанд,Республика Таджикистан). Преподавал психологию, логику и литературу в школе, затем работал в Учительском институте. Заведовал кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института (1957–1960). Все это время Л.А. Венгер поддерживал тесные контакты со своими университетскими учителями: А. Р. Лурией, А. Н. Леонтьевым и, прежде всего, А. В. Запорожцем, под руководством которого защитил кандидатскую диссертацию (1955).

В 1960 году переехал в Москву и до конца жизни работал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А. В. Запорожцем. С 1968 года возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, в которой собрал своих учеников и единомышленников. Все его последующие исследования проводились при их поддержке и активном участии. С 1972 года – профессор МГПИ им. В. И. Ленина, читал курс лекций на факультете психологии МГУ.

Скончался 17 июня 1992 года . . Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Научная деятельность

Ранние исследования Л.А. Венгера, основанные на идеях его учителя А.В. Запорожца, посвящены изучению восприятия, начиная с его развития в младенчестве и до взрослого возраста , . Эти исследования легли в основу докторской диссертации "Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте" (1968).

Следующим направлением исследований Л.А. Венгера и возглавляемой им лаборатории стало создание первой отечественной системы тестов для дошкольников, тщательно стандартизированной на репрезентативной выборке. Её специфика определяется опорой на концепцию Л.С. Выготского, в соответствии с которой в качестве показателя умственного развития рассматривается степень овладения культурно-исторически выработанными психологическими средствами .

Значительным научным достижением Л. А. Венгера стала разработанная им теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных). Согласно ей, в основе познавательных способностей лежит оперирование обобщенными образами (сенсорными эталонами и наглядными моделями), отражающими связи и отношения между объектами. Оно формируется благодаря специфичным для дошкольного возраста «моделирующим» видам деятельности: игре, конструированию, рисованию, лепке, аппликации .

Под руководством Л.А. Венгера созданы программы умственного воспитания "Развитие" и "Одаренный ребенок", использующиеся в детских садах многих городов России. Специфика этих программ состоит в обучении дошкольников использованию и самостоятельному построению разнообразных схем, чертежей, планов и т.п. Благодаря этому у детей формируются соответствующие образные представления, которыми они могут оперировать «в уме». Таким образом осуществляется целенаправленное руководство развитием познавательных способностей. Многие задания из этих программ адаптированы для применения в дошкольных учреждениях других стран (США, Англии, Испании) , , .

В русле научной школы Л. А. Венгера выполнено несколько докторских диссертаций, под его непосредственным руководством защищено 48 кандидатских диссертаций. Он широко известен за рубежом, его работы переведены на немецкий, английский, испанский, португальский, чешский и японский языки. Л. А. Венгер внес большой вклад в развитие кубинской психологии (в течение года он жил и работал на Кубе, а в дальнейшем продолжал научное руководство работами кубинских психологов).

Основные труды

Монографии

Посмотреть список

  • Усова А. П., Сакулина Н. П., Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В. , Поддьяков Н. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М. : «Просвещение », 1965.
  • Запорожец А. В. , Венгер Л. А., Зинченко В. П. , Рузская А. Г. Восприятие и действие. - М. : «Просвещение », 1967.
  • Венгер Л. А., Лаврентьева Т. В., Холмовская В. В. Формирование восприятия у дошкольника. - М. : «Просвещение », 1968.
  • Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей . - М. : «Педагогика », 1976.
  • Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Максимова З. Н., Феоктистова Л. И., Васильева Т. Г. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М. : «

Согласно этой теории, восприятие ребенка представляет собой сложный, культурно опосредованный процесс решения перцептивных задач. Венгер говорит о том, что специфика решения перцептивной задачи состоит в отделении перцептивного признака от других свойств объектов. Подход Л.А.Венгера к развитию детского восприятия принципиально отличается от натуралистического понимания этого процесса, при котором восприятие оказывается эквивалентным раздражению перцептивной системы при внешнем воздействии.

Этот подход позволил не только выделить средства восприятия и перцептивные действия, такие как идентификация, отнесение к эталону, перцептивное моделирование, но и разработать целую систему сенсорного воспитания, которая успешно применялась и продолжает применяться в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста как в нашей стране, так и за рубежом.

Принципиальным следствием этого подхода к развитию детского восприятия является то очевидное для отечественных дошкольных работников положение, согласно которому ребенок не может сам без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия (освоить на высоком уровне систему перцептивных действий и средств). Данное обстоятельство не только подчеркивает ведущую роль взрослого в детском развитии, но и является обоснованием необходимости специальной образовательной работы с детьми этого возраста.

Результаты выполненных Л.А. Венгером исследований были отражены в его публикациях, в том числе в монографиях «Восприятие и обучение» (1969), «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» (1973) и др. Следует отметить, что книга «Восприятие и обучение» может служить образцом научного исследования в детской психологии, выполненного с позиции культурно-исторической теории и теории деятельности.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПУТЬ СОЗНАНИЯ

В ходе анализа развития восприятия Венгером была определена программа и основные принципы изучения проблемы развития познавательных способностей. Прежде всего Венгер стал понимать развитие детского восприятия как процесс становления сенсорных способностей. Этот принципиально новый взгляд был отражен в коллективной монографии Л.А. Венгера и его сотрудников «Генезис сенсорных способностей» (1976).

Следующий этап его исследований был посвящен изучению развития способностей к наглядному моделированию. В выполненных под его руководством исследованиях было блестяще подтверждено, что именно эти способности оказываются важнейшими в умственном развитии дошкольников. Как оказалось, развитие этих способностей приводит к существенным сдвигам в психическом развитии детей дошкольного возраста. У них развивалась не только речь, но и произвольность поведения в целом.

Л.А. Венгер очень бережно подходил к пониманию детского развития. Он опасался навязывать тонкой становящейся детской психике чуждые ее природе свойства и качества. Исходя из положений А.В. Запорожца об амплификации детского развития, Венгер показывал, что способность к наглядному моделированию не является привнесенной взрослым извне. Она отражает закономерный путь развивающегося детского сознания, поэтому роль взрослого состоит в максимальном обогащении этого процесса.

Исследования были обобщены в монографии «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания».

Венгером была разработана концепция диагностики умственного развития дошкольников, которая позволяла определить, какие из компонентов познавательных способностей развиты у детей в большей степени, а какие — недостаточно. В связи с этим открывались принципиально новые возможности организации образовательно-воспитательной работы в детском возрасте, а также организации коррекционной помощи.

Теория развития познавательных способностей легла в основу подготовки практических психологов для детских дошкольных учреждений. В результате многолетних исследований была разработана программа, направленная на развитие познавательных способностей, которая так и называлась — «Развитие». Дети, обучавшиеся по этой программе, достигали высокого уровня познавательного развития. Они становились успешными в различных видах детской деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем показывали высокие результаты по академической успеваемости в школе.

Последние работы Венгера по развитию познавательных способностей были посвящены изучению умственного развития одаренных детей. Венгер первым в нашей стране организовал специальное обучение группы умственно одаренных дошкольников. В ходе экспериментальной работы было убедительно показано, что теория Венгера о развитии познавательных способностей подтверждается практикой. Дошкольники, освоившие разработанную ученым и его сотрудниками образовательную программу «Одаренный ребенок», на протяжении всего обучения в школе не только оказались в числе наиболее успешных учеников, но и показали высокие результаты после ее окончания.

«ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД»

Л.А. Венгер руководил лабораторией и сам участвовал в проведении экспериментальных исследований. Он был не только выдающимся ученым, но и хорошим организатором. Он провел целый ряд конференций по детскому развитию. Мы знаем Венгера как яркую личность, эмоционального, радушного человека. Он участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен.

Венгер собрал вокруг себя талантливых сотрудников, которые работали с большим интересом. Он создал особую атмосферу сотрудничества, которая буквально захватывала всех, кто с ним общался. В лабораторию приходили видные ученые, философы, артисты, поэты, писатели. Дух лаборатории характеризовался интересом не только к науке, но и к различным сторонам культуры. Обычно заседания лаборатории никогда не заканчивались в отведенное для работы время. Сотрудники оставались обсуждать проблемы и после окончания рабочего дня.

Леонид Абрамович был замечательным рассказчиком. Подобно А.В.Запорожцу, он хотел стать артистом, у него был хорошо поставленный голос. Он не только блестяще читал лекции, но и великолепно декламировал стихи. Его любимыми поэтами были А.Блок, О.Мандельштам, М.Цветаева и другие. Особенно часто он читал стихотворение Н.Гумилева «Жираф». Да он и сам писал стихи.

Венгер обладал большим чувством юмора, любил участвовать в «капустниках». В 1969 году после защиты своей докторской диссертации он написал гимн лаборатории на мотив известной одесской песни:

Эта школа Венгер Леонида,
Венгер Леонида, вам говорят!
В этой школе делаем для вида
Шаг вперед и два назад!..

Помимо работы у Венгера было два увлечения. Он был заядлым грибником и рыболовом. Кроме того, он был страстным водителем. Однажды зимой с ним произошел такой случай. У него на морозе плохо заводился автомобиль. А как раз в это время Алан Чумак по телевидению стал «заряжать» воду и фотографии, и кто-то из сотрудников принес ему вырезанную из газеты «заряженную» фотографию Чумака. На следующий день был сильный мороз. Памятуя о трудностях старта, Венгер взял фотографию с собой и положил ее в машину на панель приборов. Машина завелась моментально, но, проехав 20 метров, заглохла. Как оказалось впоследствии, развалился коленный вал. После этого Венгер перестал использовать магию для решения бытовых проблем.

Линия исследований, предложенная Л.А. Венгером, оказалась весьма продуктивной. Она продолжает привлекать к себе внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов и реализуется в работе лаборатории способностей и творчества Института развития дошкольного образования и организованного Венгером центра «Развитие», в дальнейшем названного его именем.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя:

Отправить на e-mail

Выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению пси­хологических проблем в области восприятия, позна­вательных способностей, диагностики умственного развития.

Л.А. Венгер родился 26 мая 1925 года. Его юность совпала с трудными предвоенными и военными годами, которые тяжело отразились на его судьбе.

Научная биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством А.В. За­порожца. Большую часть всех научных работ А.В. Венгер выполнил в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста.

Л.А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла иссле­дований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольни­ков», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние - под ред. Л. А. Венгера).

В конце 60-х гг. под руководством Л.А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умствен­ного развития детей. Результаты этой работы, пред­ставленные в сборнике «Диагностика умственного раз­вития дошкольников» (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Эти иссле­дования дали возможность уже в 80-е гг. перейти к соз­данию теории и практики развития познавательных способностей ребенка. Л.А. Венгер опирался на по­ложение Л.С. Выготского об опосредованном харак­тере высших психических функций. Им была выдви­нута и подтверждена в лонгитюдных экспериментах оригинальная гипотеза о наглядном моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности ребенка-дошкольника. Результаты этой работы, отраженные в сборнике «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986), сделали возможным создание целостных про­грамм умственного развития детей, развивающих игр и занятий («Игры и упражнения по развитию умст­венных способностей у детей дошкольного возраста», 1989).

Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одарен­ности в дошкольном детстве, которой Л.А. Венгер занимался в последние годы жизни.

Леонид Абрамович был не только ученым-исследо­вателем, но и создателем целой научной школы. В рус­ле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидат­ских .

Л.А. Венгер постоянно представлял достижения нашей науки за рубежом, был организатором и участ­ником многих международных психологических конференций.

Обладая редким талантом оратора и лектора, Л.А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с вос­торгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина , где он вырастил не одно поколение дошкольных ра­ботников.

Леонид Абрамович был не только выдающимся ученым, но и разносторонне одаренным человеком: писал замечательные стихи и сценарии, играл в спек­таклях. Он был обаятельным и великодушным чело­веком, который щедро и бескорыстно отдавал богатст­ва своей души людям.

Смерть Л.А. Венгера явилась тяжелой утратой не только для его близких, но и для многочисленных учеников и сотрудников, для всей психологической науки.


Книжка предназначена для родителей трехлетних, четырехлетних, пятилетних детей.

Она содержит задания, направленные на умственное воспитание ребенка: на развитие его восприятия, мышления, воображения. Задания даются в игровой форме, привлекательной для детей этого возраста. Для детей, с которыми родители ранее не занимались, даются вводные задания.

Домашняя школа мышления (для пятилетних детей)

Это — третья книжка серии «Домашняя школа мышления». Ее адресат — родители пятилетних детей.

Пять лет — начало старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок уже способен к сознательному рассуждению, он может выделять в явлениях главное, проводя обобщение по существенным признакам (конечно, на простейшем материале). Одновременно возрастают и возможности анализа, выделения многообразных неповторимых особенностей отдельного объекта или явления.

Задача этой книжки — помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей пятилетних детей, в первую очередь обобщенного, но в то же время дифференцированного восприятия и понимания действительности.

На что жалуетесь?

На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков.

В распоряжении психолога, ведущего практическую работу с детьми и подростками (диагностическую, консультативную, психотерапевтическую), имеется множество разнообразных методик. Однако подчас бывает очень трудно решить, какая из них окажется полезной в том или ином конкретном случае. Только опыт и интуиция специалиста помогают пройти путь от обнаружения проблемы до ее устранения, от жалобы клиента до рекомендаций психолога.

Эта книга послужит путеводителем, который, конечно, не может полностью подменить собой интуицию, но, по крайней мере, подскажет полезные ориентиры.

Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии

«В этой книге мы описываем наш опыт оказания психологической помощи пострадавшим.

Мы надеемся, что он окажется полезным специалистам, которые работают с детьми и подростками, пережившими различные психологические травмы - не обязательно столь тяжелые, как у бесланских заложников.

В книге характеризуется состояние обращавшихся к нам детей и подростков, описываются использованные психотерапевтические методики и подходы, организационные формы работы. Мы сосредоточили внимание на практических аспектах психологической помощи пострадавшим. Теоретические вопросы, относящиеся к стрессовым и постстрессовым состояниям и к их коррекции, освещаются лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания практического материала. Этим объясняется и минимизация приводимых в книге литературных ссылок».

Психологические рисуночные тесты

По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов.

Психологическое консультирование и диагностика. Часть 1

Конкретные рекомендации по проведению диагностического обследования ребенка, интерпретация результатов и консультирование родителей и педагогов. Первая часть в основном посвящена проблемам диагностики. Многочисленные иллюстрации, помогающие интерпретировать результаты обследования.

Психологическое консультирование и диагностика. Часть 2

Во второй части описаны наиболее распространенные виды жалоб и типичные причины, приводящие к поведенческим трудностям, школьной неуспеваемости и эмоциональным нарушениям. Предлагается направление консультирования в соответствии с жалобами клиента и психологическими особенностями ребенка.

Психологическое обследование младших школьников

В практическом пособии по проведению психологического обследования младших школьников и анализу полученных данных особое внимание уделяется рекомендациям, которые могут быть даны педагогам и родителям на основе результатов обследования.

Книга рассчитана на школьных психологов, сотрудников психолого-педагогических консультаций, а также педагогов, работающих с младшими школьниками.

Развитие учебной самостоятельности

Какая педагогическая помощь нужна школьнику, чтобы научиться учиться самостоятельно, быть инициативным в постановке и решении новых задач, независимым в контроле и оценке своих учебных достижений?

На основе данных десятилетнего лонгитюдного исследования доказано, что источником учебной самостоятельности школьника является совместный поиск способов решения новых задач. Показано, как педагог может управлять детским поиском. Описаны характеристики умения учиться на разных ступенях школьного обучения и индивидуальные траектории становления учебной самостоятельности младших школьников и подростков.

Книга адресована всем тем, кого интересуют проблемы связи обучения и развития детской самостоятельности, кто занят оценкой и диагностикой развивающих эффектов образования, кто проектирует и строит образование, развивающее умение учиться самостоятельно.

Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста

Публикуемая схема индивидуальной психологической консультации разработана Александром Леонидовичем Венгером в ходе многолетней практической работы и изложена в его лекциях для начинающих психологов-консультантов.

Данная брошюра подготовлена в лаборатории развития личности школьника ВНИК «Школа» на основе магнитофонных записей лекций А.Л. Венгера и ряда его письменных материалов.

Восприятие и обучение (дошкольный возраст)

Как ребенок воспринимает окружающий его мир? От чего зависит полнота и точность его восприятия? Как оно изменяется с возрастом?

Эти вопросы издавна волновали психологов и педагогов. Изучение развития восприятия у детей является ключом к пониманию механизмов восприятия взрослого человека.

В книге рассматриваются закономерности развития восприятия у детей раннего и дошкольного возраста, дается психологическая оценка различных методов воспитания восприятия, применявшихся ранее и применяющихся в настоящее время в дошкольной педагогике.