Рабочая программа на тему: коллекционирование в детском саду. Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

татьяна шапошникова

Под коллекционированием подразумевается процесс осознанного собирательства предметов, схожих по каким-либо признакам и обладающих ценностью для человека, который их собирает,сюда входят процессы классификации и систематизации собранных предметов. С давних времен даже если эти предметы не могли быть использованы практически, они все же вызывали интерес, побуждая к размышлениям. Впервые термин «коллекционирование » был использован Цицероном примерно 2000 лет назад. Именно этот знаменитый древний оратор употребил слово «коллекция » , назвав сборник разных предметов, объединенных в одно собрание по какому-то признаку. В нашей стране впервые признаки коллекционирования появились в X веке . Русские коллекционеры этой эпохи собирали рукописи и хранили их в монастырях или храмах. Коллекционную деятельность относят к методам формирования у ребенка научных понятий и к познанию окружающего мира. В детском саду коллекционирование используем для развития умственных способностей у детей. Федеральная образовательная система выдвигает требование к общеобразовательной программе для дошкольников включить коллекционирование в занятия с дошкольниками в пределах детского сада .



















У одной девочки оказалось в коллекции более 50 пони , у другой более 35. При этом их пони друг у друга не встречались и были абсолютно разными. Девочки были приятно удивлены!Сколько радости вызывает коллекционирование . Дети делятся своими знаниями с друзьями!У них расширяется словарный запас.

Публикации по теме:

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада Введение Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Качество реализации ФГОС до в работу детского сада Информация «Качество реализации ФГОС в МКДОУ Детском саду №18 «Веснянка» Подготовила: старший воспитатель, В. М. Ганюкова ФГОС для ДОУ.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до» Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО» Одной из главных задач Федерального государственного образовательного.

Отчет о результатах самообследования готовности детского сада к введению ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Малышка» городской округ город курорт.

Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Реализация ФГОС в средней группе Переход на новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования одно из важнейших направлений деятельности нашей дошкольной.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология коллекционирования (обучение классификации) Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №26» Кузьмина Т.В.

Толковый словарь обозначает технологию, как совокупность приемов применяемых в каком-либо деле, мастерстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организованно-методический инструментарий педагогического процесса.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.

Коллекционирование – систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и тому подобный интерес (толк.словарь). Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.

Цель коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи коллекционирования: 1. Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; 2. Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; 3. Способствовать проявлению избирательных интересов; 4. Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; 5. Расширять кругозор воспитанников; 6. Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала; 7. Формировать бережное отношение к хранению коллекций; 8. Обогащать и активизировать словарь детей; 9. Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности: Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.

Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.) Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд. Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи: расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок, осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.) знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).

В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития. В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки). В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике. Это темы, связанные: - с живой природой (мир растений, животных); - с не живой природой (виды минералов (камни), виды местности (природные ландшафты) - с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений, профессий, транспорта), которые даны ребенку через наблюдения за окружающим и не всегда могут быть непосредственно смоделированы.

Виды коллекций: Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.

Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные отмечаются быстрым началом и быстрым угасанием к интересу коллекции; познавательные отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей; социальные - форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте; временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время; длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей,фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать;

Этапы работы: 1 этап (подготовительный) Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей, индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 2 этап (основной) Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественно познавательной литературы, включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап (заключительный) организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом. Алгоритм деятельности педагога и ребенка в работе с коллекциями: Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; Размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) – размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

В работе по организации коллекционирования нужно опираться на следующие технологии: - технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника; - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению; - технологию личностно-ориентированного свободного воспитания; -технологию развивающего обучения. Задача педагога - составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с планированием образовательной деятельности.

В группе нужно определить место для хранения коллекции она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребенок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками.

В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.


Здравствуйте! Я, Ваган Ирина Евгеньевна, живу и работаю воспитателем более 25 лет в г. Норильске, районе Кайеркан, МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка.»
Работая в детском саду, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…
Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Поэтому, мы уже не первый год приобщаем детей к коллекционированию.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».
Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, аппликаций.
У нас в группе с успехом прошла выставки работ семьи Егоровых с использованием природного материала «Осенний вальс», «Зимние забавы», «Краски лета». Следующую коллекцию предложили собирать дети – «Морская коллекция», подключились родители, друзья, педагоги.
Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор:
(Д/игра «Что лишнее». (Классификация по величине).
Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне».
Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций: «Чудеса, да и только…»).
У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», особенно поддержали её бабушки, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду вместе с детьми.
«Коллекция фантиков» продолжает пользоваться успехом у наших детей.
Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.
Коллекция «Мой любимый календарь» также вызвала огромный отклик у детей и родителей, мы систематизировали её, использовали в работе по развитию речи, нравственному, эстетическому воспитанию: Д/игра «Угадай животное»,
«Кто что ест», «Отгадай по описанию», «Откуда герой».
В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются.
Организованы выставки коллекций для детей нашего детского сада:
«В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Природная».
На основе коллекций были оформлены выставки детских работ: «Зелёная планета», «Чудеса, да и только», «Декоративный коллаж», «Подарки мамам»,
«Чудо – вазы» (при активном участии родителей).
Созданы собственные коллекции дома: «Коллекция марок» (Семья Карауловых),
«Коллекция значков» (семья Корсаковых).
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.
С уважением, Ирина Евгеньевна.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 7th Декабрь, 2015
Вы находитесь:

Дети, приходя рано утром в детский сад, часто приносят что-то с собой. Это может быть, календарики, разные блокнотики, мелкие игрушки, различные магнитики на холодильник и так далее.

Тем не менее, коллекционирование сейчас является традицией, которую уже немного забыли. Нам стало интересно – а существуют ли традиции коллекционирования в семьях наших воспитанников? Для этого мы решили организовать в группе нашего детского сада «Выставку семейных коллекций».

На просьбу принести имеющиеся дома коллекции, родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции, рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения. Но что же дает создание таких коллекций в детском саду?




Для начала, скажем, что ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции. Тем самым он развивает свои психические процессы (внимание, память, интеллект), а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам.

Далее, когда коллекция уже собрана, малыш непременно желает показать ее своим друзьям, тем самым развивает социально-коммуникативные навыки, учится договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами. Ребенок может играть с коллекцией постоянно: подбирать экспонаты по форме, цвету, размеру, — лучше использовать для этого карточки-помощники с элементами ТРИЗ. В этом случае у ребенка складывается полная картина о найденном предмете, и малыш, проговаривая все признаки предмета, не только развивает мыслительные процессы, но и самое главное – развивает речь. Например, Катя П., найдя в своей коллекции игрушек от Киндер-сюрприза рыжего кота рассказала, что по форме его туловище овальное, голова круглая, по цвету кот светло-коричневый с темными полосками, поверхность – гладкая, размер – меньше, чем самолет, но больше, чем маленькая игрушка-лягушка. И так дети могут описывать предметы по 18 признакам.

Мы считаем, что приобщать детей к коллекционированию, тем более к семейному, нужно с раннего возраста, чтобы привить детям важность значения семьи и тепло семейного уюта.

Хочется отметить, что семейное коллекционирование так же способствует развитию внимания, памяти, гибкости нестандартности мышления, умения наблюдать, сравнивать и анализировать, способности комбинировать, обобщать и видеть главное. В наших семейных коллекциях Вы можете увидеть коллекцию почтовых марок, ее принес папа Саши К. Он признался, что начал собирать и обмениваться почтовыми марками еще в своей юности. Ему очень понравилось это занятие и он решил приобщить к этому увлекательному делу своего сына. Было большой неожиданностью, когда не только семьи воспитанников приняли участие в нашей выставке, но и сами педагоги группы с удовольствием предоставили свои коллекции. Это коллекции шахмат: магнитные и шахматы Гарри Поттера, коллекция «Тело человека», морских раковин, магнитов на холодильник с фотографиями различных городов и стран мира, коллекция декупажных салфеток, открыток и календариков. Сами дети захотели стать экскурсоводами нашей выставки, поэтому, когда в нашу группу заходят гости – педагоги и дети с других групп, то ребята сами проводят экскурсию по имеющимся коллекциям, рассказывая историю их создания.

Таким образом, семейные традиции, которые человек усваивает в детстве, могут сопровождать человека в течение всей его жизни, оставаясь неизменными, тем самым развивая человека по всем качествам и добродетелям.

Консультация для педагогов

«Современная технология «Коллекционирование»

В образовательном процессе ДОУ»

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом. – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка. Приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. И многие музеи сейчас состоят из частных коллекций. В России наивысшего расцвета коллекционирование достигло в 19 веке. Позднее коллекционирование разделилось на научное, любительское и учебное.

Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков. Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно. Чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.

Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений;

Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

  • формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
  • способствовать проявлению избирательных интересов;
  • развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями формирования элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости.

На классификационную таблицу прикрепляются замещающие картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома, что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.

К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

Что коллекционировать?

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

Хранение коллекции.

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Использование коллекции

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)

Например: По познавательному развитию можно провести следующие занятия :

«Чудо – пуговка» цель - закреплять знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. Закреплять названия цветов и оттенков. Учились из пуговиц выкладывать простые изображения.

«История пуговицы» цель – познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Научить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.

«Пуговица – путешественница», цель – вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять знания о животном мире разных компонентов. Развивать мышление, речь, фантазию и воображение.

Можно предложить такие дидактические игры : «Найди пару», «Чудесный мешочек»,«Сосчитай-ка», Сюжетная игра «Ателье», цель которой заключается в том, что детям необходимо было выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой. Познакомить с качеством и свойствами материалов, Из которых сделаны пуговицы(прозрачность, вес, прочность)

Предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории».

  • в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры
  • в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд
  • в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий
  • в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.
  • в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества –рисунки, аппликации, макеты
  • в конструировании

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Заключение . Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.

Герасимова Наталья Владимировна