Проект березка русская моя старшая группа. Проект «Люблю берёзку русскую» старшая группа. Чтение художественной литературы

Ольга Ветлова (Головинова)

Проектная деятельность «Люблю березку русскую »

Ветлова О. В. ,воспитатель СП «Детский сад «Ручеек» ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская обл.

Рассматривая деревья в парке, дети спросили :

Почему береза называется березой ?

Какую роль играет береза в жизни человека ?

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили приобрести знания из различных источников :

в) воспользоваться материалами интернета

Затем проанализировать полученные факты, высказывать собственные суждения.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников.

Актуальность.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Дети, которые ощущают природу : дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Проблема.

Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели

Участники проекта .

Дети старшей группы, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ.

По количеству участников : групповой (старшая группа)

Предмет исследования : берёза.

Суть проекта заключается в том , чтобы во время прогулок по территории детского сада, в лес с родителями дети могли больше узнать о березах : найти березу вблизи участка , следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое : какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях. В процессе наблюдений дети рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку, танцуют.

Дети получают представление о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза , почему это дерево так почитаемо на Руси.

Цель взрослого в работе над проектом : формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель детей в работе над проектом :

Приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Задачи взрослого в работе над проектом :

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе , бережного к ней отношения .

Задачи детей в работе над проектом :

1. Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о её значении в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

Предполагаемый результат :

Сформированное представление у детей : о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

Подготовительный этап :

Подготовить природный материал для деятельности детей;

Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;

Сделать ширму о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко» .

Провести с детьми цикл наблюдений за березой , обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;

На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие мероприятия, расширяющие представления детей о березе ;

Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты , придумать сказку о березе .

Реализация проекта

1. Образовательная область «Познание» :

* Беседа «Красота природы бесценна»

Цель : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .

Цель : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .

Цель : познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке , сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки » . Воспитывать любовь к русской берёзе , бережное к ней отношение .

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»

Цель : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

«Люблю берёзку русскую » .

Цель : продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке .

* Д/и : «Найди листок березы » , «Закончи фразу» , «Подбери «слова- приятели» », «С кем дружит береза , «Что сначала, что потом»

* Выбор березки на территории детского сада.

* Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы .

* Разгадывание кроссвордов.

* Исследование бересты под лупой .

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу » .

2. Подвижные игры : «Беги к березе » , «Кто больше соберет грибов подберезовиков » , «Венок» (из березы , «Кто быстрее соберет березовые почки » .

Образовательная область «Чтение художественной литературы» ::

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» ;

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую… »

Чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки» .

Образовательной областью «Художественное творчество» :

Рисование – «Люблю березку русскую » , «Березовая роща » ;

Аппликация – «Веточка березы » ;

Ручной труд – «Белая береза » ;

Хороводы – «Во поле береза стояла » , «Береза белоствольная » ;

Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна» , И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» ;

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Ай, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

4. Совместная деятельность с детьми и родителями :

Циклические наблюдения за березой ;

Составление творческих рассказов «Сказка о березе » ,

Изготовление альбомов «Березонька »

Бесед за круглым столом «Целебное лукошко» .

5. Итог :

Оформление альбома «Березонька » с детскими рисунками и сказками;

Развлечение для детей «Праздник русской березки » ;

Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я – творим чудеса» .

Записано педагогом Ветловой Ольгой Владимировной со слов детей.

Пройдя все этапы исследования, дети пришли к выводу :

Я теперь понимаю насколько ценно дерево береза . – сказала Саша Е.

Я знаю о целебных свойствах березы . Мы с бабушкой пили чай с березовыми почками от простуды . – сказала Даша Е.

Из березы делали и делают игрушки. Я папе помогал делать из березы паровозик . – сказал Коля О.

Я рассматривала с помощью лупы бересту и видела мелкие отверстия (чечевички) через которые береза дышит . - сказала Полина Е.

По итогам работы было отмечено :

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе .

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую » .

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение :

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы , отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке , потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ» .

2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» .

3. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. –М. АРКТИ, 2003.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

5. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки : словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера» , 2007.

6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.

7. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 48 г. ТОМСКА

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»

Выполнили воспитатели:

Павлова Н.А.

Пшеничникова Т.Н.


«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Детский сад № 48, города Томска.

ВИД ПРОЕКТА

Познавательно – исследовательский.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Кратко срочный 29.04 – 15.05.2013 года.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети подготовительной группы, педагоги группы, родители, педагоги дополнительного образования.

ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ

Повысить у детей знания о березе, усвоить нормы правильного обращения с ней, узнать о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях. Привлечь родителей к участию проекта.

АККТУАЛЬНОСТЬ

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Большой интерес у детей вызвало познавательное занятие «Люблю тебя, березка русская», на котором рассказывалось о разновидностях березы, о лечебных свойствах дерева, о ее значении в жизни человека.

Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, мы решили выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.

На основании наших наблюдений можно сделать следующие выводы:

1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Создать возможность для творческого развития детей.

Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников.

Формировать эстетические представления.

Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитание бережного отношения к природе, способность чувствовать ее красоту.

Воспитание любви к родному краю, Родине.

Использование исследовательских методов.

Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с березой.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Использовать в жизни полученные знания о березе.

Развитие патриотических чувств у детей.

Умение организовывать творческие, народные игры.

Чтение наизусть отрывки из стихотворений русских писателей: А.Прокофьева, С.Есенина, В.Степанова.

Выставка детских работ: «Белая береза под моим окном…»

Воспитательно-образовательное мероприятие для детей и родителей «Люблю березу русскую»


  • Наблюдения.
  • Беседы.
  • Занятия.
  • Чтение художественной и публицистической литературы.
  • Рассказы воспитателей и родителей детей.
  • Разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок.
  • Просмотр видеоинформации.
  • Прослушивание аудиозаписей.
  • Дидактические, подвижные игры.
  • Практическая деятельность детей, детей – родителей, детей – воспитателей.

  • Механизм отслеживания результатов:
  • Анализ детской деятельности (рассказы, рисунки)
  • Наблюдение за деятельностью детей.
  • Беседы с родителями.
  • Реализация проекта.
  • 1. Подготовительный этап.
  • Составление перспективного плана.
  • Подбор детской, педагогической литературы.
  • Подбор картин, иллюстраций о БЕРЕЗЕ.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подготовить материал для творческой деятельности.
  • Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ: учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.

  • Проблемно-игровые ситуации:

«Я пойду березку заломаю»

«За березовым соком»

Сюжетно - ролевые игры:

«У бабушки в гостях»

«Путешествие в лес»

Дидактические игры:

«Угадай с какого дерева лист»

«Что береза делает»

Подвижные игры:

«Горелки»

«Ручеек»

«Плетень»


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

  • Загадки о березе.
  • Л.И.Горошкина «Березка»
  • Н.И.Птухина «Ода березе»
  • П.Воронько «Береза»
  • С.Есенин «Белая береза»
  • К.Паустовский «Подарок»
  • А. Прокофьев «Березка»
  • В.Степанов «Флаг России»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.

  • Слушание «Ах ты, береза» обработка Раухвергера.
  • Пение «песня о родине» слова Е.Карасевой, музыка В.Елинек.
  • Хоровод «Ай, да береза» музыка Т.Попатенко.
  • Хоровод «В золоте березонька» слова и музыка Г.Вихаревой.
  • Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла«.


ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

ЦЕЛЬ: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.

  • Рассматривание бересты под лупой.
  • Какой стороной дышат листья.
  • Вода в жизни.
  • Жизненный цикл растений.







РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Занятия познавательного цикла:

  • Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей».

Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи между состоянием живой и неживой природы и жизнью растений и насекомых; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше информации.

  • Беседа «Почему березы белые?»
  • Занятие «Береза-символ России».

Цели и задачи:

1. Способствовать формированию экологической культуры воспитанников.

2.Способствовать расширению кругозора воспитанников, через пополнение знаний по биологии и литературе.

3.Привитие интереса к изучению природы родного края и любви к своей малой Родине.

4.Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, через совместную деятельность, взаимовыручку, взаимопомощь и др.

  • Наблюдение на прогулке «Снятся ли березе сны».
  • Занятие о лекарственных свойствах березы «Люблю тебя, берёзка русская!»

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе.

  • Занятие «Белая береза, под моим окном...»?

ЦЕЛЬ:

Познакомить детей с березой - символом России. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной

разновидности леса. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. Развивать связную речь у детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

«БЕРЕЗА»

ЦЕЛЬ : формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками.

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность.

Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.

«БЕРЕЗА ВЕСНОЙ»

ЦЕЛЬ: формирование знаний у учащихся о пейзажной живописи; представления о строении деревьев.

Познакомить с разнообразными изобразительными материалами. Воспитание у детей художественного вкуса.

Аппликация

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»

ЦЕЛИ:

Дать представление о березе, как о символе России;

Расширить представления детей о березе, почему на Руси ее называют «берегиня»;

Развивать доказательную речь, используя схему;

Упражнять в умении согласовывать прилагательные с сущ. разного рода;

Научить детей делать березу из салфеток, газеты и украшая бисером;

Закрепить умение пользоваться кисточкой и клеем;

Развивать мелкую моторику рук при использовании способа «обрывание»;

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, прививать любовь к окружающему миру.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование





Прослушивание аудиодиска

сказка « Береза и три сокола»


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ЦЕЛЬ: привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.

  • Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
  • Изготовление книжек-малышек «О березе».
  • Изготовление кроссворда «Береза».
  • Совместные беседы с детьми «Береги зеленого друга».
  • Организация творческой выставки «Береза – символ России».
  • Воспитательно – образовательное мероприятие для детей и родителей «Люблю березу русскую».

Книги – малышки

Создавали родители с детьми


Что же дает человеку БЕРЕЗА?

Самое главное береза обогащает воздух кислородом, без которого человек не смог бы жить.

А еще применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах.

Кора березы – береста, в древности на ней писали.

Из березы изготавливают мебель, плетут корзины, вяжут веники.







В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой.

По случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку.

Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.

С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого.


ПОСЛОВИЦЫ ПРО БЕРЕЗУ

Бела береста – да дёготь чёрен. Берёза не угроза – где стоит, там и шумит. Берёза ума даёт (о розгах). Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь. Берёзой обогреешься, а не оденешься. Где дубняк, там и березняк. Для врага и берёза – угроза. И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут. Каковы берёзки, таковы и отростки. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.


(Береза) .

Стоишь на белой ножке На веточках серёжки Нас соком угощаешь. Тебя всегда узнаешь. (Береза)

Стройная девица, платьице из ситца, черные сапожки, по весне – сережки. (Береза) Одела блондинка зелёный платочек, Для путников сделав в дороге тенёчек. Одела серёжки и птиц приютила, А кто хотел пить, тех соком поила. (Берёза)

Это дерево раз в год Сок, как будто фрукт, дает.

(Береза )

ЗАГАДКИ ПРО БЕРЕЗУ

И красива, и стройна Средь подруг стоит она. Вся в кудряжках и серёжках. Это белая...(Березка )

Весной на белой ножке Растит в листве серёжки, А из коры в надрезах Мне дарит сок полезный! Что в розовом тумане Шуршит мне утром ранним?

(Береза)

Красила весной и летом Волосы зелёным цветом. Но видать перестаралась; Без волос зимой осталась. Только белый сарафан Облегает стройный стан.




(Экологическое воспитание детей 4 – 5 лет)

Подготовили воспитатели

средней группы №4

Шебекино 2015

https://pandia.ru/text/80/117/images/image007_6.png" alt="Описание:" width="359" height="281 src=">Введение

1.1 Актуальность проекта, проблема

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

А. Кулагина

2 этап – основной (с 19 ноября по 28 ноября 2015г.)

3 этап – заключительный (с 29 ноября по 30 ноября 2015 .г.)

Схема работы по проекту: «Люблю

березку – русскую».

Разделы программы

Виды детской

деятельности

деятельность

Настольно – печатные игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».

Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый), «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Придумай однокоренные слова», «Найди дерево по описанию», «Из семени в дерево», «Сравни», «Угадай растение», «Что лишнее?», «Полезно – вредно», «Скажи по – другому» и т. д.

Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Познавательное

развитие

Тематическое занятие: «Деревья – нашего двора».

Комплексное занятие: "Люблю березку русскую".

Интегрированное занятие "Родное дерево обогреет и вылечит"

Развитие речи

1. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».

2. Заучивание стихотворений:

Ø Е. Трутнева «Осень»,

Ø С. Есенин «Белая береза»,

Ø Ф. Тютчев «Первый лист»,

Ø А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

3. Рассматривание картины.

4. Экскурсия в парк.

5. Беседа: "Что я знаю о берёзе".

6. Разучивание пословиц, поговорок.

Изобразительная деятельность

1.Аппликация на темы: «Осенний ковер», «Береза осенью», «Кто под березкой живет».

2. Пластилинография на тему: «Березка осенью».

3. Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

Художественная литература

1. Подбор и выставка художественной литературы о березе;

2. П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения;

3. С. Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения;

4. К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.



Работа с родителями

1. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».

2. Участие в экскурсиях, развлечениях.

3. Фотоматериал.

4. "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу.

6. Анкетирование.

Здоровье и физическое развитие

1.Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

2. Физкультурное развлечение "Осенний марафон".

2.2. Уровень знаний детей, их интересы и пожелания.


Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Берёза - это дерево.

Чем питается?

Спросим у воспитателя.

Берёза украшает улицу.

Где берёт воду?

Спрошу у бабушки.

Можно спрятаться от жары.

Зачем нужны дере-вья?

Узнаем из энцик-лопедии.

Берёзка красивая.

Почему берёзку все любят?

Прочитаем в книге.

Птички любят сидеть на берёзке.

Почему птички любят берёзку?

Расскажет воспитатель.

Летом прохладно под берёзкой, ветерок.

Можно спрятаться от солнышка.

Почему под берёзой прохладно?

Прочитаем в книге.

Шевелит листочками.

А берёзка умеет говорить?

Спрошу у воспитателя.

Тонкие ветки, белый ствол.

А берёза лечит?

Прочитаем в энциклопедии.

2.3 Схема реализации проекта

Центр литературы

1. В. Рождественский «Березка»,

2. Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,

3. П. Воронько «Березка»,

4. И. Радужная «Зимний сон берез»,

5. Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,

6. Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,

7. Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,

8. Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,

9. В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,

10. В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),

11.

12. А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Центр искусства

1. Оформление стенгазеты «Люблю березку - русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.

3. Оформление фото выставки.

4. Композиции и поделки из природного материала.

5. Исполнение песни: "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);

Центр речевого развития

1. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».

2. Заучивание стихотворений:

ü Е. Трутнева «Осень»,

ü С. Есенин «Белая береза»,

ü Ф. Тютчев «Первый лист»,

ü А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

3. Беседа: "Что я знаю о берёзе".

4. Разучивание пословиц, поговорок.

Тема проекта:

«Люблю березку – русскую»

Центр познания

1. "Наш воскресный выходной" – экскурсия семьи в березовую рощу.

2. Беседа: о лекарственных свойствах березы.

3. Презентация по теме.

4.Познавательные сообщения: «Березовая роща»,

5.Тест для детей «Что я знаю о березе?»

Центр игры

ü Настольно – печатные

игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».

ü Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый), «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Придумай однокоренные слова», «Найди дерево по описанию», «Из семени в дерево», «Сравни», «Угадай растение», «Что лишнее?», «Полезно – вредно», «Скажи по – другому» и т. д.

ü Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Социально – нравственное развитие

Учить беречь и защищать растения и животных родного края. Воспитывать стремление и желание бережно относиться к своему городу и природе нашего края. Конкурс чтение стихов о березке.

Центр музыкального и физического развития

1."В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз. г. Вихаревой);
2."Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек);
3."Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);

4."Ай да березка" - хоровод (муз. Т. Попатенко).

5.Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

6. Физкультурное развлечение "Осенний марафон".

https://pandia.ru/text/80/117/images/image021_1.png" alt="Описание:" width="359" height="302 src=">3.Заключение. Выводы.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к березе.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Реализация проекта «Люблю березку – русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.


https://pandia.ru/text/80/117/images/image022_1.png" alt="Описание:" width="240" height="302 src=">Аппликация" href="/text/category/applikatciya/" rel="bookmark">аппликации на тему: «Осенний ковер».

2. Конспект занятия по рисованию с использованием не традиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

3. Конспект занятия по пластилинографии на тему: «Березка осенью».

4. Конспект беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни.

5. Подбор стихотворений, поговорок, пословиц по тематике.

6. Конспект тематического занятия: «Деревья – нашего двора».

7. Конспект комплексного занятия: "Люблю березку русскую".

8. Изготовление стенгазеты.

9. Фото выставка.

10. Конспект физкультурного развлечения "Осенний марафон".

11. Анкета для родителей.

12. Консультация для родителей.

Литература

1. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.

2. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.

3. Интеренет ресурсы: WWW. MAAM. RU, Mail. ru.

4. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.

5. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.

6. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

7..png" alt="Описание: http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" width="556" height="614">С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,

16. А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Павлодар қаласы әкімдігі

Павлодар қаласы білім беру бөлімі

«Павлодар қаласының №3 сәбилер бақшасы» МҚКК

Экологический проект

«Наше дерево – Береза»

Подготовила: Падалка А.В.

Павлодар 2015ж.

Актуальность. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания. Эти проблемы стали актуальными по причине деятельности человека в природе, часто безграмотной и неправильной с точки зрения экологии, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль педагога в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня выбрать эколого-краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании, желании открывать «тайны» окружающей действительности: мира, людей, природы.

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что эколого - краеведческая деятельность, основанная на методе проектов, способствует контактам с окружающим миром, дает убедительные, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины; открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Все высказанное позволило выбрать тему проекта "Наше дерево - Береза".

Реализуя этот педагогический проект, я хочу приобщить детей к изучению родного края через образ березы.

Паспорт проекта


1.Тема: "Наше дерево - Береза" .
2.Тип проекта: проектно - исследовательский
3.Характер проекта: творческо - исследовательский
4.По характеру контактов: дети, педагоги, родители ДОУ
5.По количеству участников: групповой
6.По продолжительности: долгосрочный
7.Предмет исследования: дерево береза

8.Цель:расширить эколого – краеведческие представления детей, приобщить их к миру природы родного края

9.Задачи:

Обучающие:

    формировать у детей представление   о деревьях;

    формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

    формирование навыков правильного поведения в природе;

    формирование системы краеведческих знаний: о традициях, фольклоре, праздниках, связанных с образом березы.

Развивающие:

    развивать умственные операции сравнения и обобщения;

    развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

    приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать   интересы;

    развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

    развивать мотивацию на здоровый образ жизни;

    развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.

Воспитательные:

 

    воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;  

    воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;

    воспитание патриотизма на основе создания благоприятных; эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным краем;

10.Гипотеза.

У дошкольников можно сформировать любовь к природе родного края, уважение традиций при условии:

    если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности;

    если материал соответствует возрастным особенностям детей;

    использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

11.Составляющие проекта:

Детская самостоятельность, но при поддержке взрослого,

сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков и применение полученных знаний в разных видах деятельности.

Таким образом, выделен научный аппарат исследования, указана актуальность темы. Далее я перехожу к теоретическому и практическому обоснованию вопроса.

План действий:

12.Постановка цели;

13.Поиск формы реализации проекта;

14.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

15.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

16.Определение направлений поисковой практической деятельности;

17.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, детьми и родителями;

18.Работа над частями проекта, его коррекция;

19.Коллективная реализация проекта, его демонстрация

Работа над проектом включает в себя 3 этапа:

    подготовительный этап;

    исследовательский этап;

    заключительный этап.

I .Подготовительный

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к родному краю.

Методы исследования: наблюдения, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
 
Оборудование и материалы:
Тетрадь-альбом, карандаши, фломастеры, мел, линейка, веревка, лупа, фотографии, репродукции картин, упаковочный материал, ловушки для почвенных животных, дождемер, лопатка, кормушки, скворечники, волшебный мешочек для игры "Угадай, что в мешочке?", коробка для коллекции, литература.


II . Исследовательский:


Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.


Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?
Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

III . Заключительный:


Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Заполнить альбом - наблюдения "Наше дерево - Береза".
2. Изобразить свое дерево.
3. Сочинить рассказ или сказку о дереве.

Тематическое планирование по проекту "Наше дерево – Береза»

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры : "Экскурсия в парк",
"Путешествие в парк в поисках интересных листочков, семян".
Настольно – печатные игры:
"Что растет в лесу?";
"Четвертый лишний";
Дидактические игры :
"Найди дерево по описанию"
"Что такое хорошо и что такое плохо"
"Какое наше дерево" (подбираются прилагательные)
"Из семени в дерево"
"Угадай растение"
Подвижные игры на прогулке:
"Найди такой же лист",
"Кто быстрее найдет осину, ель, сосну, березу",
"Найди пару".

Рассматривание иллюстративного материала по теме.
- Составление альбома "Березка русская моя" со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
- Создание в группе макета "Дерево".

Труд:

Труд на участке и в природе.

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
- Подкормка птиц.
- Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
- Уборка сломанных веток на участке.
- Изготовление волшебного мешочка для игры "Угадай, что в мешочке", который используется во время исследований, экскурсий для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод рябины и т.п.).
- Заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)
- Побелка стволов деревьев.
- Уход за посаженными деревьями.
- Изготовление скворечников (совместно с плотником и родителями) .

Физическое развитие

Целевые прогулки по территории детского сада.
- Наблюдение за растительным и животным миром.
- Подвижные игры.

Художественно-эстетическое развитие

Художественная литература :

Пословицы и поговорки о деревьях
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.

Образ березы в художественной литературе

Аппликация :
- "Дерево"
- "Осенний ковер",
- "Мое любимое дерево".
Рисование:
- "Сказочный лес вокруг теремка".
- "Лес" (в разное время года).
- "Мое любимое дерево".

Образ березы на картинах великих русских художников (рассматривание репродукций, картин).
Лепка:
-"Листик".
-"Кто под деревом живет"

Музыка:

Пение хороводов, песен «Во поле береза стояла…», «Березонька», «Ай да береза, белый ствол» и др.

Речевое развитие

Составление описательных рассказов по теме "Мое дерево»

Сочинение рассказов, сказки про березу «Беляночку»

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим:

Природоведческий аспект :

Представление о родном крае как о природном комплексе с разнообразными ландшафтами, многообразием животного и растительного мира; – элементарные сведения об охране природы и сохранении богатства Урала.

Исторический аспект:

Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

Береза – спутница человека (хозяйственные потребности, народные промыслы Древней Руси);

Народоведческий аспект:

Приобщение детей к народным традициям и обычаям;

Знакомство с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников;

Целебные свойства березы (народные рецепты)

Исследовательская деятельность:

1. Знакомимся с деревьями:
- для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
- какой высоты дерево;
- какова ширина дерева;
- есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые;
- есть ли у дерева семья;
- есть ли у дерева "детки";
- растут ли такие деревья в городе ещё;

2. Изучаем листья и крону:
- сколько на дереве листьев, какая крона;
- наблюдение за тенью дерева, ее движением;
- исследование листьев;
- исследование почек.
3. Изучаем кору и ствол:
- чем покрыт ствол;
- ширина, длина;
- что такое кора, для чего служит, какая она;
- чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя..);
- есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
- есть ли на коре следы, оставленные человеком;
- наблюдения за кольцами дерева.
4. Изучаем цветки (соцветия):
- время появления первых цветков;
- как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;
- чем пахнет цветок, когда сильнее пахнет - утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую.
5. Изучаем корни:
- что держит дерево в земле;
- какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.
6. Изучаем плоды и семена:
- какие они, кто их разносит;
- для чего они нужны.
7. Изучаем животных, связанных с деревом:
- какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
- хорошо ли они заметны на дереве;
- какие домашние животные прибегают е дереву.
8. Изучаем почву:
- куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной;
- живет ли кто-нибудь в почве под деревом;
- из чего состоит почва под деревом;
- есть ли вода в почве под деревом;
- подкормить   почву под деревом, для чего это необходимо.
9. Изучаем иней, дождь:
- как снег помогает деревьям;
- хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
- значение осадков для дерева;
- бывает ли на деревьях роса;
- дерево пьет воду, при этом часть ее
  испаряется с поверхности листьев;
- можно ли спрятаться под деревом от грозы.

Экспериментальная деятельность :

1. Солнце - источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Пусть дети подумают, любит ли их дерево свет, где оно растет (на открытом или затененном участке). Солнечные лучи играют еще одну важную роль в жизни растений. Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовиться к зиме (в этом случае в экологии свет называется сигнальным фактором). В то же время на открытом месте некоторые деревья могут и пострадать от солнечных лучей, получить своеобразный солнечный ожог.
2. Солнце - источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды.
4. Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух.
5. Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а так же распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6. Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7. Пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).
8. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится "пищи" для деревьев.

Заключение

Таким образом , созданные условия способствовали формированию у детей любви к природе родного края, уважению традиций русского народа.

Взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развития у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, художественно-эстетического воспитания детей, развития коммуникативных навыков. Включение родителей в работу над проектом сблизило их с детьми, повысило педагогическую культуру, послужило залогом дружной семьи.

Литература

    В.А.Зебзеева. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»

    Е.Л.Кощеева, Л.А.Хамидуллина. Путешествие в мир природы – М.:АРКТИ, 2009

    О.Л Князева. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СП.:Детство-Пресс, 1999

    С.Н Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва, «Мозаика- Синтез», 1999 г.

    С.Н Николаева. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.

    Н.А.Рыжова. Экологический проект «Мое дерево» ООО «Карапуз-дидактика»2006г.

    О.А. Соломенникова. Основные и дополнительные программы ДОУ Методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007

Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Предмет исследования: береза.
Количество участников: групповой (СРЕДНЯЯ).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта:
Активизировать речь, обогатить словарь

Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее


Задачи.

1. Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.

2.
Сформировать эстетическое отношение к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

4.
Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.

Формы реализации проекта

Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность

Ø Целевые прогулки

Ø Труд на участке

Ø Изготовление поделок из природного материала

Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)

Ø Организация мини-музея предметов из березы

Приемы реализации проекта

v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок

v Рассматривание картин, иллюстраций

v Проведение дидактических игр

v Организация изобразительной деятельности

v Организация трудовой деятельности

v Сбор материала для создания мини-музея

v Организация экспериментальной деятельности

Этапы проекта

1 этап подготовительный

Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.

Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.

Подбор дидактических игр.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»

2 этап- аналитический

Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.

§ Систематизация иллюстраций, репродукций картин.

§ Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.

3 этап - практический

Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)

Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»

§ Беседа «Почему березы белые?»

§ Занятие «Береза - символ России»

§ Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»

§ Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»

§ Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»

§ Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»

§ Заучивание стихотворений, пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

§ Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы

Ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.