Ведущая деятельность подростка. Контрольная работа характеристика ведущей деятельности подростка

По мнению психологов, в подростковом возрасте ведущей является деятельность, направленная на овладение навыками общения с одноклассниками и взрослыми людьми. Общаясь, подросток учится вести себя в социуме. Он овладевает основными принципами общепринятой морали. А также получает опыт неравноправного общения (общение со взрослыми).

Разновидности взаимоотношений

Взаимоотношения со сверстниками специалисты считают крайне полезным для ещё несформировавшейся психики юных людей. Объединяясь в группы, общение внутри которых подчинено определённым правилам, подростки получают гораздо больше пользы, чем от общения с представителями старшего поколения.

Ученики средней школы готовы к восприятию только двух видов отношений: сначала товарищеских, а затем - дружеских. Старшеклассники, которым внушают, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является подготовка к взрослой жизни, открывают для себя новые виды взаимоотношений:

  • внешние - модель деловых контактов;
  • товарищеские - позволяющие обмениваться знаниями и навыками;
  • дружеские - открывающие возможность решить эмоционально-личностные вопросы.

Вторая фаза состоит из непосредственного общения с ровесниками и больше напоминает независимую деятельность. Учеников старших классов невозможно удержать дома, их тянет к друзьям, они хотят участвовать в жизни коллектива и крайне тяжело переживают проблемы, создавшиеся в процессе общения. Чтобы привлечь к себе внимание ровесников, некоторые подростки готовы на многое, в том числе и на несоблюдение общепринятых поведенческих норм.

Сферы развития

Психологи, прежде чем ответить на вопрос: «Какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте?», обращают внимание оппонента на существование шести основных сфер, из которых состоит развитие любого человека:

  • физической (изменение размеров, форм и физической зрелости органов, а также развитие координации движений);
  • интеллектуальной (обучение языкам, развитие способности мыслить, рассуждать, решать проблемы и формировать идеи);
  • социальной (овладение навыками и знаниями, необходимыми для взаимодействия с людьми);
  • эмоциональной (формирование чувств и реакций на события);
  • нравственной (рост понимания добра и зла и связанные с этим изменения в поведении).

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является подготовка к конкурентной борьбе

Отношения старшеклассника с товарищами основывается на негласном товарищеском кодексе, основанном на уважении достоинства других людей, честности, равенстве, верности, порядочности и готовности прийти на выручку. Эгоизм, жадность, зазнайство и нарушение обязательств в этом возрасте категорически осуждаются. Подростков, продемонстрировавших подобные качества, бойкотируют и отказываются принимать в компанию.

Старшеклассники, объединившиеся в группы, нуждаются в лидере, а когда он появляется, всячески стараются привлечь к себе его внимание и очень дорожат дружбой с таким человеком. Также подростка интересуют такие друзья, для которых он мог бы стать если не лидером, то как минимум полноправным партнером.

Последовательные физические и психологические изменения, характерные для возраста, который классики называли отрочеством (словом «отрок», имеющим несколько значений: «раб», «слуга», «не имеющий права сказать», определяется социальный статус подростка), начинаются в 10-11 лет, а заканчиваются в 15-19.

Отличительная черта

Основная отличительная черта отрочества - внезапные перемены в развитии и физиологическая перестройка, на фоне которых проходит Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до нужного размера дорастает голова, затем - кисти рук и ступни, а вслед за ними - конечности. Туловище подростка формируется в последнюю очередь, причём рост скелета существенно опережает развитие мускулатуры. Учитывая только что изложенное, в подростковом возрасте ведущей является деятельность, способствующая принятию себя «таким, как есть», например занятия спортом и медитации.

В этот промежуток времени некоторые дети, ощущая себя неладными, мешковатыми, неповоротливыми и мучаясь от перепадов артериального давления, становятся склонными к перепадам настроения, быстро утомляются. Эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, сопровождающим процесс полового созревания.

Чувство солидарности, психологического благополучия и самоуважения, которые так необходимы подростку на этом отрезке жизни, он «взращивает» за счёт эмоционального контакта со сверстниками.

В подростковом возрасте ведущей является деятельность, направленная на «фильтрацию» дружеских контактов

Принципиальным условием дружелюбия является общность интересов. Если подросток дорожит чьей-то дружбой, то вполне может сначала заинтересоваться, а впоследствии и увлечься делом, которым увлекается сверстник. Следовательно, в подростковом возрасте ведущей является деятельность, связанная с приобретением способностей обсуждать и анализировать ход событий, происходящих в обычной жизни, в школе и в социуме.

К окончанию этого возраста все без исключения школьники крайне нуждаются в чутком и понимающем близком друге, умеющем хранить тайны. Важнейшим индивидуальным приобретением этого периода психологи считают освоение нравственных общепринятых мер.

Обучение, хоть и не перестаёт быть приоритетным, отступает на задний план, и школьные отметки уже не представляют в глазах подростка какой-либо ценности. Первостепенной темой становится его авторитетность в глазах одноклассников. Всё самое интересное происходит и обсуждается уже не на уроках, а на переменах, и теперь подростков интересует общественно полезная и другая (спорт, искусство) деятельность, позволяющая занять определённое место в социуме.

По мнению Д.Б.Эльконина, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками.

Главная тенденция в развитии подростка – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.

1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом.

2. Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от-

стаивать свои права.

3. Общение – специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности

к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание – основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь.

21. Характеристика основных новообразований подростка

Познавательное развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11 - 12 лет), расширением познавательных интересов. В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер.

Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления - оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности. Представленная выше идеальная модель того уровня психического и личностного развития, которого при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, показало, что достижения многих школьников весьма далеки от теоретически возможных. Реальные семиклассники имеют невысокий уровень общего психического развития. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занимательные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточно широки и неустойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приемы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями (вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза).

Теоретическое понятийное мышление развито слабо. Личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям учащихся. Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных», обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают «проблемность» успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве. Старшие подростки (9-10-й класс) в целом проявили несколько более высокий, но совершенно недостаточный уровень интеллектуального и личностного развития. При этом индивидуальные результаты отдельных школьников могут быть весьма впечатляющими. Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. Их желание, с одной стороны, оправданно, потому что в чем-то родители действительно начинают относиться к ним по-другому, разрешают делать то, что раньше не дозволялось. Например, теперь подростки могут смотреть художественные фильмы, доступ к которым раньше был запрещен, дольше гулять, родители начинают прислушиваться к ребенку при решении житейских проблем и др. Но, с другой стороны, подросток не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому человеку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно.

Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия, которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому человеку, стремятся все подростки. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12–13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость.

Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т. д.

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

9.2. Физиологические изменения

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

Сокращается период активности доминирующего центра корыг головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.

Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал и так далее. По ходу общения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры.

Увеличивается латентный (скрыг тый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя. Чтобы не усугублять ситуацию, не следует торопить детей, необходимо давать им время на раздумье и не оскорблять.

Подкорковыг е процессы выг ходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Зная эту особенность подросткового возраста, учителю необходимо быть более терпимым, относиться к проявлению эмоций с пониманием, стараться не «заражаться» отрицательными эмоциями, а в конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Целесообразно ознакомить детей с приемами саморегуляции и отработать с ними эти приемы.

Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать аудиальную (словесную) информацию. Не следует торопить их, можно подсказывать необходимые слова, при рассказе использовать иллюстрации, т. е. визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Что-то рассказывая или сообщая информацию, желательно говорить эмоционально, подкрепляя свою речь яркими примерами.

В подростковом возрасте начинается половое развитие. Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу иначе, чем прежде, – как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным, как к нему относятся другие, он начинает уделять большое внимание своей внешности. Происходит идентификация себя с представителями своего пола (подробно об этом см. 9.6).

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще – как возраст полового созревания.

9.3. Психологические изменения

Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом.

Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти. Начинает активно развиваться логическая память. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. А так как в школе с появлением новых учебных предметов приходится запоминать много информации, в том числе и механически, у детей появляются проблемы с памятью. Жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются часто.

Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление определяется памятью. Мыслить – значит вспоминать. Для подростка вспомнить – значит мыслить. Для того чтобы запомнить материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь – от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная – от изложения к сочинению. Речь становится богатой.

Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.

Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Зная такую особенность этого возраста, взрослым надо избегать прямых оценок, говорить с подростками, используя «Я-высказывание», т. е. высказывание о себе, своих чувствах. Подростков следует принимать такими, какие они есть (безусловное принятие), давать им возможность высказаться до конца, когда это необходимо. Важно поддерживать их инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.

В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав. Взрослым следует разговаривать с ними на равных, но не допускать панибратства.

У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому у многих детей в этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов как со сверстниками, так и с более взрослыми людьми. Чтобы этот процесс был менее болезненным, надо поддерживать и подбадривать их, развивать адекватную самооценку у неуверенных в себе.

Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.

В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Если у ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной»; это может выражаться в боязни высказывать свое мнение. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают какие-то поступки, часто противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.

У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.

Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо научиться относиться к подросткам по-другому, стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.

9.4. Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах.

В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.

Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.

9.6. Новообразования подросткового возраста

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому (подробно об этом см. 10.1).

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: мо-140 жет появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

Подростковый возраст возраст, являющийся переходным от детства к взрослости, от 10-11 до 13-14 лет. Ведущие виды деятельности подростка: Трудовая деятельность , общение (интимно-личностное). Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессии. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества и дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личностных отношений. Ведущие виды мышления подростка: Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения). Формулирование и проверка предположений гипотетического характера . В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память. Для подростка вспомнить – значит мыслить. Подросток готов и способен ко многим видам обучения (к практическим и теоретическим). В подростковом возрасте раскрывается склонность к экспериментированию (нежелание все принимать на веру). Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью. Развитие личности подростка. Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Подростковый период – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это и самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного отношения. Главная мотивация этого возраста – активное стремление к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом периоде изменяется содержание и роль подражания в развитии личности. Подростки, начиная с 12-13 лет копируют поведение взрослых (старших товарищей), которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Подростки целенаправленно и систематически начинают заниматься самовоспитанием. От умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. (Вначале подросток просто восхищается волевыми качествами других людей, по-хорошему завидует им.10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12). Приступает к самовоспитанию в 12-13 лет.

Особенности творческой деятельности подростков. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то новое и научиться делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Причем профессионально-ориентированные увлечения детей этого возраста могут приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное отходит на второй план. На основе таких интересов зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей. Развитие профессиональных умений и навыков зависит от общего уровня сформированной интеллекта. Подростки и юноши, которые в детстве не умели обращаться с инструментом, редко становятся конструкторами. Те, кто не проявлял художественно-творческих способностей не превращаются во взрослой жизни в художников.

Перечислите ведущие виды деятельности и мышления старшего школьного возраста. Опишите основные черты психологии старшего школьника. Раскройте особенности творческой деятельности старшего школьного возраста.

43. Опишите психологические требования к личности педагога. Раскройте общие и специальные особенности педагога. Педагог – лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения: учитель школы, воспитатель детского сада, преподаватель лицея, коллед жа. Это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Это требует от общества таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Среди требований, предъявляемых к педагогу выделяют главные и второстепенные , устойчивые (постоянно присущие учителю и воспитателю всех времен и народов) и изменчивые (обусловленные особенностями социально-экономического развития общества).

Главные требования , предъявляемые к педагогу: Любовь к детям, любовь к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей . Второстепенные (дополнительные): Общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус .

Общие и специальные способности педагога . Общие способности – способности, которые определяют высокие результаты любой человеческой деятельности. (Усердие, трудолюбие, настойчивость и т. д.) Специальные способности – способности, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

Способности, связанные с приобретением знаний, умений, навыков. Способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания. Способность доступным образом излагать учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение учащимися. Способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения. Способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся. Способность правильно строить урок, совершенствуя свое педагогическое мастерство. Способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах. Способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности. Способности к воспитанию детей .Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах, поступках. Способность вызывать у детей благородные чувства, желания и стремления становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположение и взаимопонимания. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию. Коммуникативные способности. Познание человека человеком (общая оценка человека как личности, на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, умение читать «позы», жесты, мимику). Познание человеком самого себя (оценка своих знаний, оценка своих возможностей, оценка своего характера и других черт личности, оценка того, как человек выглядит со стороны и в глазах окружающих). Умение правильно оценивать ситуацию общения (способность наблюдать за обстановкой, правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации). Умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, умение предупреждать возникшие конфликты и недоразумения. Способность применения педагогом поощрений и наказаний.

44. Дайте определение понятию «педагогическая техника». Раскройте компоненты педагогической техники.

Педагогическая техника – комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих влияние им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целостного общения, т. е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях.

Компоненты педагогической техники :

1. Способы саморегуляции – релаксация, аутотренинг, воспитание в себе доброжелательности и оптимизма, разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, имитационная игра и т. д.)

2. Развитие педагогического внимания – умение одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания, устойчивость и оперативность внимания.

3. Воображение педагога – присущи черты как научного, так и художественного воображения.

4. Речь учителя – с ее помощью раскрывается сущность предметов и явлений, отношения, осуществляется воздействие на формирование личностных качеств у воспитанников, равскрывается личность самого педагога.

5. Пантомимика – движение тела, рук, ног, осанка, походка, поза в пространстве, жесты.

6. Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.

7. Имидж педагога – одежда, грим, прическа.

45. Дайте определение понятию «педагогическая деятельность». Опишите особенности педагогической деятельности. Раскройте умения, которые предполагает педагогическая деятельность.

Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника .

Особенности педагогической деятельности : Цель определяется обществом. Деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельности. Результаты педагогического взаимодействия в развитии и становлении личности проявляются только в будущем.

Умения, которые предполагает педагогическая деятельность . Ставить и решать педагогическую задачу. Общаться, организовывать педагогический процесс как сотрудничество и взаимодействие. Организовывать учебный материал как систему познавательных задач, осуществлять межпредметные связи, формировать общеучебные и специальные навыки. Ориентироваться на личность и ее индивидуальные особенности. Прогнозировать и проектировать педагогическое взаимодействие и его результаты. Владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками.

46. Дайте определение понятию «педагогическое мастерство». Раскройте основы педагогического мастерства.

Виды передового педагогического опыта: новаторство, мастерство.

Мастерство – умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение, как это делает учитель – мастер вносит ясное понимание о путях разработки технологии внедрения науки в практику.

Новаторство – педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.

Критерии передового опыта : новизна, результативность и эффективность, соответствие требованиям педагогики, методик и психологии, стабильность и повторяемость результатов в течении длительного периода времени использования этого опыта, воспроизводимость опыта, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.

Внедрение педагогического опыта осуществляется через: шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семинары, тренинги; различные формы научного и методического обобщения: доклады, брошюры; статьи, методические разработки.

47. Дайте определение понятиям «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент». Классифицируйте конфликты, опишите их. Раскройте типы поведения людей в конфликтной ситуации.

Конфликт – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями .

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая несовпадение интересов сторон, желаний, влечений. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другого.

Различают конструктивные конфликты (способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений) и деструктивные конфликты (препятствую эффективному взаимодействию и принятию решений).

80% конфликтов возникают помимо желания их участников.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Во многих конфликтах можно найти не одну конфликтную ситуацию или сформулировать ее по-разному.

Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликтов.

Классификация конфликтов : 1) по объему , 2) по длительности протекания ,3) по источнику возникновения.

1. По объему : А. Внутриличностные – возникают в результате того, что требования извне не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Б. Межличностные – причина его, несходство характеров. В. Межгрупповые – конфликт возникает между неформальными группами или между формальной и неформальной.

2. По длительности протекания : А. Кратковременные – являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Б. Затяжные – связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.

3. По источнику возникновения: А. Объективные – возникшие в сложной объективной ситуации, в которой оказываются люди: плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности. Устранить такого рода конфликт можно изменив ситуацию. Б. Субъективные – конфликт связан с личностными особенностями конфликтующих.

Типы поведения людей в конфликтной ситуации :

Н. Обозов выделяет три типа поведения людей в конфликтах.

1. «Практик » действует под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Активность людей этого типа способствует увеличению длительности конфликта.

2. «Собеседник» - для него характерен лозунг « Лучше плохой мир, чем хорошая война». Главное для него - общение с людьми. Люди этого типа не способны на длительное противостояние в конфликте.

3. «Мыслитель » - свойственна позиция «Пускай думает, что он победил!». «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. В общении предпочитает дистанцию, поэтому реже попадает в конфликтную ситуацию

48. Дайте определение понятию «конфликт». Опишите причины конфликтов. Раскройте решение конфликтов и стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Конфликт – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

Причины конфликтов . Причины конфликтов можно разделить на следующие группы, в соответствии с обуславливающими их факторами: 1)информационные, 2)структурные , 3)ценностные, 4)конфликты отношений , 5)поведенческие .

1. Информационные – в основе конфликтов лежит неточные факты и слухи, дезинформирующие партнеров по общению, подозрения в умышленном скрытии сведений, сомнения в надежности источников информирования.

2. Структурные – конфликты связаны с с существованием формальной и неформальной организации социальной группы. К ним могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, традиции, системы поощрения и наказания.

3. Ценностные – принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, общественные, групповые личностные системы убеждений, верований, поведения.

4. Конфликты отношений – связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия.

5. Поведенческие – если ущемляются интересы, подрывается самооценка, создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Введение

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, развивается чувство личной дружбы.
Так, под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди.
Данная аттестационная работа посвящена изучению специфики и особенностей общения подростков с взрослыми. Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.
С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают с детьми подросткового возраста. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.
Целью аттестационной работы является охарактеризование ведущей деятельности подростка и рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Степень разработанности темы в отечественной психологической науке можно проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также А.И.Захарова.
Объектом исследования является изучение общения с взрослыми
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи аттестационной работы:
- раскрыть особенности общения подростка с взрослыми;

    Характеристика ведущей деятель ности подростка
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 4 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, тяготит его. Склонный раннее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, законы, определения). Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают ля них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает, учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.
Самый важный факт физического развития подростков- половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, а так же от особенностей индивидуальной жизни. Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием половое влечение и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг и кинофильмов. Надо добиваться того, чтобы этот интерес не приобретал нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Здесь очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подростков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность.
    Общение подростка с взрослыми
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями .
Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.
Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет. .
Из данного примера можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля – это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябано, дурашлив неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.
Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.
Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям
и т.д.................