Интересные техники работы с бумагой. Техники работы с бумагой

Бумагу можно использовать самыми разными способами. Складывать, писать, сдавать в макулатуру, использовать в строительстве – это далеко не полный список. Новый способ применения бумаги будет особенно полезен, если вам нечем заняться или если у вас есть особая бумага, с помощью которой вы хотите сделать что-то интересное. Прочитайте эту статью, и вы узнаете, как можно использовать завалявшийся у вас на столе лист бумаги необычным способом.

Шаги

Сделайте что-нибудь из бумаги

    Займитесь оригами. Оригами – японское искусство складывания фигурок из бумаги. Владея техникой оригами, вы сможете изготовить бесчисленное количество вещей из простого листа бумаги (журавликов, бабочек, голову лисы и многое другое). Попробуйте сделать:

    • классического лебедя;
    • розу для любимого человека;
    • милого кролика;
    • фоторамки;
    • шлем самурая;
    • обычную бумажную коробочку или коробочку в виде звезды для небольших подарков друзьям и членам семьи;
    • бумажные когти на костюма на Хэллоуин.
  1. Займитесь декупажем и сделайте дневник или коробку для памятных вещей. Если у вас есть бумажные вещи, которые много для вас значат (брошюры, билеты, записки, фотографии, счета и письма), вы можете сделать для них коробочку, где вы также могли бы хранить украшения и прочие важные для вас вещи. Найдите подходящую заготовку, придумайте, как вы оформите ее бумагой, и приступайте к декупажу.

    • Можно использовать дополнительные инструменты: краску, блестки и прочее (пуговицы, искусственные цветы) - так коробочка станет еще интереснее. Какие-то украшения нужно будет крепить с помощью горячего клея.
    • Можно собрать все памятные вещи в альбом, если вы не хотите портить их. Подыщите альбом, в котором было бы много пластиковых кармашков. Держите альбом вдали от влаги, потому что конденсат на пластике может повредить бумагу.
  2. Займитесь изготовлением папье-маше. Папье-маше - это наложение кусочков бумаги с клеем друг на друга и наклеивание их на определенный предмет либо формирование особой формы из этого материала. Когда все это высыхает, оно затвердевает и может быть использовано в различных целях. Однако знайте, что изготовление папье-маше - не самый аккуратный процесс, поэтому будьте готовы к небольшому беспорядку. Из папье-маше можно сделать многие вещи:

    • вазы;
    • ободки для выключателей;
    • ракушки;
    • маски;
    • стаканы для карандашей;
    • шкатулки.
  3. Сделайте поздравительную открытку в качестве уникальной альтернативы готовым открыткам. Можно использовать оригинальные техники, например, эффект 3D.

    • Проще всего взять обычный лист бумаги и сложить его пополам. Полученную заготовку можно разрисовать краской, карандашами, маркерами или украсить как-нибудь еще.
  4. Сделайте игрушки из бумаги. Существуют целые книги по изготовлению сложных игрушек из бумаги (например, роботов), но вы можете сделать и простые игрушки из обычного листа бумаги:

    • гадалочку;
    • футбольный мяч;
    • самолетики и кораблики.
  5. Создайте из бумаги предмет искусства. Можно сделать его в 2D или в 3D. Здесь речь идет не об оригами! Мы имеем в виду сложные работы, которые можно сравнить в живописью, только здесь используются фигуры из бумаги, а не линии, проведенные кистью или карандашом.

    • Если вы работаете в 2D, вырезайте нужные фигурки из бумаги, используя бумагу разных цветов. Если вы хотите изобразить лицо, вам нужно будет вырезать глаза (возможно, из разных листов бумаги), нос, рот, кожу, волосы (лучше всего - из разноцветной бумаги) и другие элементы. Чем больше у вас будет фрагментов, тем более детализированным получится изображение.
    • Если вы хотите сделать что-то в 3D, нарежьте тонкие полоски (шириной как 2-3 штуки спагетти) и закрепите их на одном или двух листах бумаги. Складывайте, сгибайте, заворачивайте их, и у вас получится объемная фигура.

    Займите себя чем-нибудь

    1. Начните рисовать! Возьмите карандаш или цветные ручки и просто начните делать набросок. Выразите себя и нарисуйте то, что вас вдохновляет. Можете попробовать нарисовать менее реалистичные вещи - мультяшных персонажей или героев комиксов - либо какие-нибудь предметы в комнате. Нарисуйте друзей, членов семьи. Отправляйтесь на свежий воздух и нарисуйте то, что увидите там. Когда вы закончите, вы с гордостью сможете продемонстрировать свою работу (возможно, даже в рамке оригами)!

      Поиграйте в футбол. Можно играть в футбол бумагой. Просто сложите из бумаги пирамидку или скатайте шарик и начните передавать его друг другу. Можно даже сделать ворота из бумаги, если у вас достаточно листов.

      Поиграйте в морской бой. В этой игре вам потребуется только ручка, лист бумаги и партнер. Нарисуйте сетку и разместите по одной стороне буквы, а по второй - цифры. Расположите корабли и начните играть. Только играйте по-честному!

      Поиграйте в палочки. Нарисуйте сетку из точек, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга (например, 20 на 20 точек). Каждый игрок по очереди соединяет две точки. Тот, кто сможет соединить четыре точки в квадрат, получает этот квадрат. Выигрывает тот, у кого будет больше всего квадратов.

      Сделайте из бумаги пистолет и развяжите войну с друзьями. Пистолет можно сделать с помощью бумаги, ножниц и скотча. Вооружившись таким пистолетом, вы сможете затеять войну в офисе или поиграть с друзьями. Будьте осторожны - не попадите никому в глаз!

    Используйте бумагу с пользой

      Сдайте бумагу в макулатуру. Знаете ли вы, что каждая тонна бумаги стоит жизни 17 деревьев? Если вы не собираетесь больше использовать какую-либо бумагу, это не означает, что ее необходимо просто выбросить. Если вы сдадите ее в макулатуру, ей будет дана вторая жизнь - из нее смогут сделать самые разные вещи. Из ненужной бумаги можно сделать другую бумагу, а можно изготовить бусины.

    1. Пишите рассказы. Бумага предназначена для того, чтобы на ней писали! Скорее всего, вы это уже знаете, поэтому возьмите ручку и дайте волю воображению! Придумайте историю и поразмышляйте о персонажах. Убедитесь, что вам есть с чего начать и чем закончить, и решите, что будет происходить в середине. Получайте удовольствие от процесса и не слишком перенапрягайте свою руку! Как закончите, покажите результат друзьям, семье, чтобы узнать их мнение. Ура!

      • Не хотите писать рассказы? Существуют и другие жанры, в которых можно попробовать себя:
        • поэзия или хокку;
        • короткие повести;
        • собственный журнал;
        • комиксы.

Бумага была изобретена во II столетии до н.э. китайским судебным чиновником и постепенно стала распространяться на запад, достигнув Центральной Азии в 751 году н. э. В 793 году бумага впервые была сделана в Багдаде, во время золотого века исламской культуры. Оттуда искусство по изготовлению бумаги распространилось дальше на восток, и к XIV веку в Европе появилось несколько бумажных фабрик.

1


Когда в 1450 году возникло печатное дело, спрос на бумагу резко возрос. В это время основным сырьем для производства бумаги были лен и хлопок, но только в XVIII веке, когда спрос на материалы превысил предложение, начался поиск материала, который был бы доступен в изобилии. В начале XIX века началось использование древесины.

Современное оборудование и способы производства бумаги берут свое начало в том же XIX веке, и сейчас они превратили древнее ремесло в высокотехничную индустрию. Базовые процессы остались такими же, как и раньше, однако для таких сортов бумаги, которые обладают максимальной прочностью, долгим сроком службы и неизменяемостью, все еще используются хлопковые и льняные волокна и цельные, сортированные обрезки ткани.

2


Во всем мире люди признали ценность бумаги как объекта для творчества, ведь из нее можно изготовлять изделия или использовать ее как элемент для декорирования. Они научились создавать из бумаги полезные предметы, имеющие каждый свое изящество и красоту.

3


Они также изобрели множество способов декорирования с помощью бумаги, сворачивая ее или вырезая из нее замысловатые формы, крася в различные цвета или используя фигуры из простой цветной бумаги или вырезанные печатные изображения для создания картин. На Дальнем Востоке и в Европе особенно сильны традиции по использованию бумаги в качестве сырья и признанию ее декоративного потенциала.

Папье-маше.

Папье-маше (что значит по-французски «жеваная бумага») - это фактически измельченная бумага или бумажные полоски, перемешанные с клеем. Бумажная масса может быть отлита в различные формы для создания твердых или хрупких изделий, которые затем можно творчески украшать.

4

За века до того, как это ремесло появилось в Европе, оно было видом искусства на Дальнем Востоке, где аккуратно сделанные изделия были изысканно украшены и покрыты лаком. В начале XVIII века изделия из папье-маше начали изготовлять во Франции, а позже - в Англии и Германии, где использовались несколько разных процессов по изготовлению.

5


Один из них заключался в создании подносов и мебельных панелей из прессованных листов бумаги, склеенных вместе. Хотя производство изделий из папье-маше несколько упало в Европе в XIX веке. Папье-маше все еще оставался популярным материалом для изготовления игрушек, масок и различного вида манекенов. Являясь одним из самых дешевых и простых материалов, сегодня папье-маше переживает свое второе рождение.

Декупаж.

Слово «декупаж» происходит от французского глагола decouper, что в переводе означает «вырезать». Декупаж - вид декоративного искусства, в котором бумажные вырезки используются для создания картинок или узоров на различных поверхностях.

6


Декупаж как вид искусства возник под влиянием сибирского искусства создания аппликации из войлока и древнего китайского и польского народного творчества, использовавшего вырезки из бумаги. Впервые он появился во Франции в XVII веке в качестве искусства по украшению мебели. Спустя век декупаж стал популярным занятием во всей Европе. Он стал таким модным, что стали выпускаться специально напечатанные картинки для наклеивания на разные предметы домашнего обихода и личные вещи, такие как щетки для волос, фены и ширмы.

7


Недавно к нему возродился интерес как к способу «оживления» различных предметов, таких как корзины для мусора, абажуры, ширмы, подносы и шкатулки.

Многие из сегодняшних изделий в технике декупажа выполнены в духе пышных цветочных мотивов Викторианской эпохи, но это совсем не значит, что именно так должен выглядеть современный декупаж.

8


Вы можете использовать любой вид бумаги с различными изображениями. Можно использовать даже черно-белые: или тонированные ксерокопии для создания собственных дизайнов. В конце каждая работа обязательно должна быть покрыта несколькими слоями лака для защиты.

Вырезание из бумаги.

Искусство вырезания из бумаги возникло на Дальнем Востоке. В Китае, где вначале бумажные трафареты использовались в качестве шаблонов для вышивания, их узоры были чрезвычайно сложными п замысловатыми. В Японии изначально они использовались как трафареты для печати рисунков на ткани.

9


В конце концов этот вид искусства добрался по торговым путям Среднего Востока до Европы, где он стал использоваться монахами для украшения рукописей. Таким образом, первые светские образцы вырезанных из бумаги изделий в Европе были на религиозные темы, но по мере того, как бумага стала более широко использоваться, люди начали вырезать сцены из повседневной жизни. Польские мастера народного творчества прославились своими чарующими и яркими изделиями, изображающими сельскую жизнь.

10


Немецкие и швейцарские вырезанные из бумаги изделия были затейливыми, сложенными в несколько раз рассказами, которые назывались scherenschmitte. Эта традиция создания симметричных изображений, белых на черном фоне, была впоследствии заимствована и продолжена ранними европейскими поселенцами в Новом Свете.

11


В Великобритании и Франции продолжением немецкого стиля стало создание портретов путем вырезания бумажных силуэтов. Первые изображения силуэтов создавались в натуральную величину - голова манекенщика освещалась свечами и тень перерисовывалась на бумагу. Затем изображение закрашивалось черным, вырезалось и наклеивалось на белую бумагу.

12


По мере распространения моды на вырезанные из бумаги орнаменты благовоспитанные дамы, которые имели много свободного времени, осознали, что их маленькие ножницы для рукоделия - идеальный инструмент дли вырезания затейливых кружевных символов любви или открыток на День святого Валентина и памятных сувениров для семейных праздников. До сих пор проходят традиционные фестивали по искусству вырезания из бумаги в Дании, Мексике и США. В зависимости от вида используемой бумаги, количества сгибов и стиля изображения можно создать огромное количество разнообразных изделий.

Декорирование бумаги.

Существуют различные способы декорирования бумаги для улучшения вида бумажных изделий или обычной бумаги или картона. Различные декоративные эффекты могут быть достигнуты с помощью трафаретов. На протяжении веков их использовали при украшении интерьеров повторяющимися орнаментами.

Также их можно использовать и для украшения маленьких или больших предметов, от самодельных обоев до упаковочной бумаги и канцелярских принадлежностей.

13


Штемпелевание, фактически вид печати, - еще один превосходный способ украшения бумаги. Его можно применять к любому виду бумаги или изделий из бумаги. Сегодня нанесение узоров с помощью трафаретов и печатей (штемпелей) используется как простой, недорогой, но в то же время, выразительный способ украшения или придания оригинальности любой поверхности.

В продаже имеются готовые печати и трафареты, но вы можете и самостоятельно сделать их по своему вкусу. Вы можете вырезать трафареты из вощеного трафаретного картона или ацетатной пленки, а печати можно вырезать из картофелины или губки, используемой в хозяйстве.

Бумажные конструкции.

Вырезая и складывая бумагу, можно создавать удивительное множество предметов для дома - коробочек, мобилей и фонариков. Искусство создания декоративных и нужных изделий путем складывания бумаги в несколько раз восходит к еще более древнему искусству создания таких изделий из ткани. Верхом этого искусства является японское искусство оригами, где из бумаги, сложенной в несколько сотен раз, получаются трехмерные объекты и животные.

14


Любой объект от слона до вазы с цветами можно сделать без использования клея или клейкой ленты. Традиции по созданию бумажных конструкций путем складывания бумаги также существуют в Испании и Южной Америке. В Германии в XIX веке начали делать поделки из сложенной цветной бумаги в детских садах, а позлее Баухауз, знаменитая немецкая школа дизайна, открыла курсы по обучению созданию конструкций из сложенной в несколько раз бумаги.

15


Из картона, который обычно считают просто материалом для упаковки, можно также создать множество функциональных и декоративных вещей. В начале XX века картон уже начали использовать в изготовлении макетов для скульптур, мебели и в архитектурных проектах.

Некоторые дизайнеры с богатым воображением даже изготовляли полностью из него различные предметы мебели, что является доказательством присущей ему прочности. Картон стал популярным материалом для поделок во время Второй мировой войны, когда его повсеместно использовали в качестве упаковки.

16


Ремесленники сразу нашли применение этому новому продукту отходов производства, но их энтузиазм вскоре поутих, потому что в послевоенный период появились более интересные материалы. Однако недавно интерес к картону как к материалу для творчества возродился, и многие мастера начали по-новому его использовать для создания разнообразных удивительных предметов от игрушек и дамских сумочек до стульев и столов.

Гофрированный картон со своей многослойной структурой особенно хорошо подходит для создания картонных сооружений.

Материал для бесед в кружке

Прежде чем приступить к работам с бумагой и картоном, расскажите членам кружка «Умелые руки» о том, какое широкое применение в жизни имеет бумага, из чего и как она изготовляется.

На бумаге печатают книги и газеты, ею издавна пользуются для письма. Это главное назначение бумаги. В Советском Союзе, где наука и культура достигли небывалого расцвета, больше половины всей вырабатываемой бумаги приходится на печатную, газетную и писчую.

Много бумаги расходуется также на упаковку и завертку всевозможных товаров. Теперь даже мешки для перевозки тяжелых грузов часто делают из бумаги. Например, цемент перевозят в больших мешках, изготовленных из шести-восьми слоев прочной бумаги. Картонные ящики выдерживают тяжесть упакованных в них радиоприемников, разных других аппаратов.

Специальные сорта бумаги и картона широко используют в технике.

Бобины, намотанные из узкой бумажной ленты, вставляют в самозаписывающие аппараты. Лента движется в аппарате, и на ней буквами, знаками телеграфной азбуки (точками и тире) или пробиваемыми перфоратором отверстиями производятся необходимые записи. Так принимают, например, переданные издалека телеграммы. На бумажной ленте, покрытой железной ржавчиной, записывают звук - человеческую речь или музыку. Запись производится намагничиванием ленты в специальном аппарате - магнитофоне.

В фотографии пользуются светочувствительной бумагой, покрытой особыми составами. На ней с помощью света можно напечатать любой снимок, сделанный фотоаппаратом на пленке или на стеклянной пластинке. Для размножения чертежей изготовляется светокопировальная бумага разных сортов. А чтобы напечатать чертеж или рисунок в книге, его сперва переводят на цинковую пластинку (делают клише) или на литографский камень. Для этого нужна специальная переводная бумага. Она очень тонкая, в несколько раз тоньше папиросной.

Электрические провода, телефонные кабели и катушки в электрических приборах часто обматывают бумагой, которая не пропускает тока. Ее так и называют - электроизоляционной. Такой бумагой пользуются и при изготовлении важных деталей радиоприемников - конденсаторов.

В автомобилях, ткацких станках и других машинах некоторые детали сделаны из бумаги. При сооружении жилых домов иногда применяют карнизы, плафоны и плиты для перегородок, изготовленные из бумажной массы. Из смеси такой массы с асбестом делают асбестовый огнестойкий картон, а из смеси с гипсом - листы сухой штукатурки.

Простая бумага легко размокает в воде и рвется. А изготовленная из бумажной массы фибра прочнее фанеры. Из фибры делают части некоторых приборов, различные футляры и чемоданы.

Не промокают и бумажные стаканчики для мороженого, которыми часто пользуются ребята. Из такой же бумаги изготовляют бутылки для молока, дешевые тарелки. В магазинах можно купить красивые салфетки и скатерти из мягкой, но прочной бумаги. Из бумажной массы сделаны многие игрушки и украшения для комнат.

Если рассмотреть в сильный микроскоп бумагу любого сорта, то обнаружится, что она состоит из множества мельчайших волокон - очень тонких ниточек, тесно переплетенных между собой. Это растительные волокна. Для выработки бумаги их получают разными способами из древесины.

Оберточную и газетную бумагу вырабатывают главным образом из древесной массы. Очищенные от коры и распиленные на бревна стволы деревьев растирают на волокна круглыми вращающимися камнями в растирочных машинах - дефибрерах. Потоки воды смывают волокна с камня и уносят их в большие резервуары. Получившуюся массу насосами перекачивают из одного бассейна в другой и при этом очищают от мелких щепочек, сортируют по величине волокон, удаляют часть воды, тщательно перемешивают. В конце концов получается так называемая полумасса, которая состоит из волокон одинаковых размеров, смешанных с водой. Такую полумассу иногда приготовляют и из соломы.

Более прочную и лучшего качества бумагу - печатную (для книг) и писчую - делают из целлюлозы. Так называется вещество, из которого состоят клетки растений. Целлюлозу получают путем сложной химической переработки древесины на специальных заводах. Приготовляют л соломенную целлюлозу.

Бумажную полумассу готовят также из макулатуры - старой, негодной бумаги. Пионеры иногда занимаются сбором бумажной макулатуры. Этим они помогают снабжать сырьем бумажную промышленность. Собранную макулатуру на заводах очищают и разделяют на волокна.

Небольшая часть всей бумаги, особенно прочной, изготовляется из тряпочной полумассы. На такой бумаге, например, печатаются деньги. Ненужные обрезки хлопчатобумажных и льняных тканей, изношенную одежду и другое тряпье, обрывки веревок и рыболовных сетей очищают от грязи и краски, размельчают и превращают в волокна.

Чтобы получить бумагу нужного сорта, различные полумассы часто смешивают. Например, к древесной массе добавляют целлюлозу, к целлюлозе - тряпичную полумассу и т. д.

Всякая полумасса состоит из чистых волоконец, отделенных друг от друга. Но бумаги из нее еще сделать нельзя. Полумассу подвергают дальнейшей обработке.

Прежде всего ее пропускают через аппараты для размола. Они называются роллами или мельницами. В таком аппарате полумасса проходит между рядами острых стальных ножей. Одни ножи укреплены в ролле неподвижно, а другие - на вращающихся барабанах или дисках. Ножи можно переставлять ближе или дальше друг от друга. Это нужно для того, чтобы волокна получились требуемой длины и толщины. Несколько часов, иногда почти целые сутки, длится размол полумассы в ролле. Чем короче и тоньше волокна, тем больше времени их размалывают, тем прочнее и лучшего качества получается бумага. В готовой бумажной массе волоконца чаще всего бывают длиной от 0,1 до 1 миллиметра, а толщиной в 300 раз меньше.

Но даже после такого размола бумажная масса не вполне готова. Ее обрабатывают еще химическими веществами, чтобы бумага получилась чистая и белая. Для того чтобы получить цветную бумагу, в массу добавляют минеральные или анилиновые краски. Требуются и другие добавки.

Какие бы мелкие ни были волокна в бумажной массе и как бы тесно они ни переплелись потом, между ними останутся незаметные для глаз промежутки. Чтобы заполнить эти промежутки и улучшить цвет бумаги, в массу добавляют каолин (белую глину), мел или другие вещества. Писчую и печатную бумагу, кроме того, требуется проклеить - сделать менее промокаемой и более прочной. Для этого к бумажной массе прибавляют немного древесной смолы - канифольного клея.

Для каждого сорта бумаги есть свой рецепт приготовления бумажной массы.

Готовую массу по трубам направляют в мешальные бассейны. По пути особые аппараты проверяют густоту массы, если надо, добавляют воды. Перемешанную в бассейнах массу пропускают еще через несколько автоматов. Они проверяют состав ее, добавляют недостающие вещества, в последний раз перемалывают, вылавливают оставшиеся неразмолотыми комки волокон, песчинки и сор, разбавляют водой. Только теперь масса попадает в ящик бумагоделательной машины.

Бумагу вырабатывают на очень сложных, больших машинах. Например, машина для изготовления газетной бумаги имеет в длину 120 метров. В ней установлены 50 мощных электрических моторов, множество различных приборов. Такая машина может работать без остановки целыми сутками. За сутки она дает до 200 тонн и больше бумаги. Машина действует автоматически, ее обслуживают всего четыре-пять рабочих.

Быстро, со скоростью до 500 метров в минуту, движется на валиках машины бесконечная металлическая сетка с очень мелкими отверстиями. Сюда из ящика широкой ровной струей льется бумажная масса. Она растекается полосой, ширина которой достигает 7,2 метра, и быстро уносится сеткой вперед. Здесь, на сетке, начинается превращение массы в бумагу. Вода стекает сквозь сетку вниз, масса становится гуще, волоконца ее переплетаются. Легкий валик приглаживает и разравнивает густеющую массу сверху. А снизу, под сеткой, вступают в действие аппараты, которые продолжают высасывать воду. Новый валик прижимает влажную полосу массы вместе с сеткой к большому валу с отверстиями, внутри которого насос все время выкачивает воздух. Поэтому здесь масса особенно быстро теряет свою влагу. Бумажная полоса еще сырая, но она уже не растекается, ее можно отделить от сетки. Струя сжатого воздуха переносит ее на новую подстилку - на движущееся сукно. Так называют широкую полосу, сделанную из шерсти. Сукно увлекает бумагу в промежуток между двумя валами, которые продолжают отжимать влагу и одновременно приглаживают поверхность бумажной полосы. Выйдя из этого пресса, полоса попадает на новое сукно, вместе с ним - во второй пресс, потом в третий, четвертый.

Дальше и дальше движется в машине бумага. Теперь сукна прижимают ее к двум длинным рядам горячих цилиндров. Бумажная полоса змеей извивается между цилиндрами (вниз-вверх, вниз-вверх), становясь все светлее и прочнее. Шестьдесят, восемьдесят или даже больше сушильных цилиндров, наполненных паром, высушивают бумагу.

Сухая горячая бумага скользит по медному холодильному цилиндру (внутри него течет холодная вода), а затем, как по лесенке, спускается к полу по нескольким чугунным валам. Эта часть машины называется глезером. В глезере бумага приобретает гладкую, удобную для печати и письма поверхность.

Внизу, у заднего конца машины, бумажная полоса наматывается на стержень - получается огромный рулон шириной 7,2 метра. Когда он достигнет необходимой толщины, полосу обрезают, подъемный кран подхватывает рулон и переносит к автоматической бумагорезальной машине. Здесь широкую бумажную полосу разрезают на узкие полосы, свертывают их в рулоны или же режут на отдельные листы.

В Советском Союзе много древесномассных и целлюлозных заводов, много бумажных фабрик. Они расположены большей частью в лесных районах, где имеется достаточно древесины. А чтобы не перевозить на дальние расстояния древесную массу и целлюлозу, заводы для выработки их строятся обычно рядом с бумажными фабриками, образуя мощные целлюлозно-бумажные комбинаты. Крупнейший из них, самый большой в Европе - Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф. Э. Дзержинского в Горьковской области.

Материалы и инструменты

Бумага и картон - самые доступные материалы для кружка «Умелые руки». Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: наглядные пособия и школьно-учебные принадлежности, модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Картонажными работами могут заниматься все пионеры, начиная с учеников 3-го класса.

Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ юных техников газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Писчая бумага в изделиях кружка применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Чертежная бумага - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.

Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Папиросная бумага , тонкая, прозрачная, также будет полезна кружку для некоторых работ.

Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном .

Сорта картона можно различить по его цвету.

Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.

Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.

Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.

Цветной картон - тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.

Желательно, чтобы кружок располагал для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.

Для картонажных работ в кружке инструменты потребуются очень несложные. Основной инструмент - это нож. Наиболее удобен специальный переплетный или сапожный нож, наглухо насаженный на рукоятку, не складывающийся. Лезвие ножа, а особенно конец его, должно быть хорошо наточено. Хороший нож для работ с картоном можно сделать из обломка полотна слесарной ножовки. Такой обломок дают заточить по форме переплетного ножа точильщику; тупой конец превращают в рукоятку, плотно обмотав его бумагой или лоскутом, а сверху шпагатом или прочной тесьмой. Таким же образом можно заточить сломанный кухонный нож. Для пионеров вполне достаточна и удобна длина лезвия рабочего ножа в 3-4 сантиметра. Можно пользоваться и перочинными ножами без всяких выступов на рукоятке. Листы бумаги и тонкого картона можно также резать лезвием безопасной бритвы, вставленным в металлический держатель для чинки карандашей.

Кроме ножа, потребуются ножницы - обыкновенные швейные или изогнутые; линейка - металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона.

Члены кружка могут сами сделать полезное приспособление для разглаживания складок на сгибах бумаги - гладилку, или косточку. На рисунке 4 (7) изображены гладилки разной формы. Гладилку выстрагивают ножом из дубовой или буковой дощечки или же вытачивают напильником из кусочка органического стекла, из ручки старой зубной щетки, поломанной расчески, толстого целлулоида. Поверхность гладилки делают с обеих сторон немного выпуклой посредине, края - тонкие, но не острые, а слегка закругленные. Готовую гладилку зачищают шкуркой и на точильном бруске.

Чтобы при резке бумаги и картона не портить крышку стола, на нее кладут подрезную доску. Длина доски - не менее 45 сантиметров, ширина - 30-35 сантиметров. Подрезную доску лучше всего взять не сосновую, а березовую или липовую. Поверхность доски тщательно строгают, делают гладкой и ровной. У одного длинного края ее прибивают невысокий упор - гладко выстроганную рейку. Подрезную доску можно заменить прямоугольным куском фанеры.

Располагая такими инструментами и приспособлениями, члены кружка могут приступить к любым картонажным работам. Дополнительные приспособления потребуются только для переплетных работ, о которых речь будет итти дальше.

Как резать и сгибать бумагу и картон

Бумагу и картон режут ножом, так как с помощью ножниц трудно получить прямую линию. К ножницам прибегают только при вырезывании кривых линий.

Проще всего разрезать лист бумаги на две части по прямой линии. Бумагу сгибают в нужном месте вдвое, линию сгиба приглаживают гладилкой или мягкой резинкой для карандаша, затем в сгиб вкладывают лезвие ножа и режут. Однако в этом случае разрезанные края получаются слегка ворсистыми.

Совершенно ровная линия обреза получается только при пользовании линейкой. Лист бумаги кладут на подрезную доску, по линии обреза укладывают линейку, сильно прижимая ее левой рукой. Нож берут правой рукой так, чтобы указательный палец лежал на тупой стороне лезвия. Сильно наклонив нож к себе, режут бумагу острым концом лезвия, прижимая его к кромке линейки. Ножом ведут только в одну сторону, к себе. Нельзя водить им взад и вперед, «пилить» бумагу, так как от этого она мнется и рвется. Таким же способом обрезают поля книги при переплетных работах.

Когда режут картон, нож держат иначе. Его берут за рукоятку всеми пятью пальцами, зажимают в кулак и держат почти вертикально, только слегка наклонив к себе. Чтобы разрезать картон, приходится проводить ножом по линии разреза несколько раз - все время в одном направлении, к себе. Следует избегать пользоваться для резки картона складным перочинным ножом, так как при малом наклоне он может закрыться и порезать пальцы.

Чтобы вырезать из картона круг с ровными краями, применяют несложное приспособление - кругорез . Из фанеры вырезают линейку длиной, например, 30 сантиметров и шириной 1,5-2 сантиметра. На одном конце линейки, по длине ее, сверлят или прокалывают несколько небольших отверстий, а на другом конце по ширине линейки делают прорез такого размера, чтобы в него входил заостренный кончик ножа.

Линейку кладут на картон и через одно из отверстий (ближе или дальше от конца - в зависимости от требуемой величины круга) закрепляют шилом, прикалывая картон к подрезной доске. В прорез на свободном конце линейки вставляют кончик ножа и начинают резать картон. Нож, удерживаемый линейкой, движется по окружности, вырезая правильный круг.

Бумагу и картон часто приходится сгибать под углом. Бумагу сгибают, складывая ее руками и приглаживая сгиб гладилкой. Чтобы согнуть картон, его предварительно надо надрезать ножом по линейке - приблизительно до половины толщины. После этого картон сгибают руками в сторону, противоположную надрезу. Линия сгиба получается ровная и аккуратная. Надо лишь следить за тем, чтобы надрез получился одинаковой глубины по всей длине: при резке нож необходимо нажимать с одинаковой силой.

Во время экскурсии в переплетный цех какой-нибудь типографии или в картонажную мастерскую члены кружка увидят, как с помощью специальных машин режут бумагу и картон.

Бумагорезальные машины обычно разрезают не отдельные листы бумаги и картона, а сразу целые пачки их. Самая простая машина, которую можно найти в небольшой типографии или картонажной мастерской, приводится в действие руками. Рабочий укладывает на гладкий стол машины пачку бумаги, зажимает ее прессом и опускает на нее тяжелый длинный нож, держа его за рукоятку и прижимая лезвие к бумаге. Нож действует, как лезвие ножниц: один конец его шарнирно закреплен в машине, а второй свободно движется вверх и вниз.

Чаще всего нож бумагорезальной машины приводится в действие электрическим мотором. На такой машине за один раз разрезают пачку бумаги высотой до 10-15 сантиметров.

В больших типографиях имеются интересные машины-стопорезки. С их помощью отпечатанные листы или сброшюрованные листы книги обрезают с трех сторон. Как только машина обрежет с одной стороны заложенную в нее пачку (стопку) бумаги, стол машины автоматически поворачивается и подставляет под нож другую сторону пачки, потом третью. Имеются в типографиях и другие автоматические машины-саморезки, разрезающие рулоны бумаги на отдельные листы. От рабочих требуется только вставить рулон в машину и включить мотор. Далее машина сама разматывает рулон. Нож, закрепленный на вращающемся барабане или опускающийся сверху, режет бумажную полосу на листы нужных размеров. Листы падают на движущуюся ленту и приносятся ею на стол, где складываются в пачки.

Самодельные коробки и фигуры

Многие изделия из бумаги и картона склеивают не из отдельных частей, а складывают из целого листа, соответственно вырезав его и сделав необходимые надрезы. Для этого на листе бумаги или картона предварительно чертят развертку. Так поступают, например, при изготовлении коробок и геометрических фигур. Их склеивают тремя способами.

Первый способ . От листа картона отрезают прямоугольник требуемого размера. На равном расстоянии от края вдоль всех четырех сторон проводят карандашом по линейке линии. Уголки, образовавшиеся пересечением линий, отрезают. По линиям делают надрезы, отгибают борта коробки и по углам склеивают их полосками бумаги или тонкой ткани. Чтобы борта не разошлись, коробку до высыхания клея обвязывают ниткой.

Второй способ . В данном случае углы не отрезают, а отгибают внутрь коробки. Для этого с одной стороны каждого уголка делают прорез, а с другой - легкий надрез. Затем углы приклеивают к бортам, пришивают ниткой или прикрепляют шпилькой из тонкой проволоки. Для этого можно использовать проволочные шпильки от старых тетрадей.

Третий способ чаще всего применяется при склеивании геометрических фигур из плотной бумаги или тонкого картона. На рисунке 6 для примера изображена развертка трехгранной призмы. По краям некоторых сторон развертки оставлены узкие полоски со срезанными уголками - припуски. Сложив фигуру по пунктирным линиям, эти припуски отгибают и приклеивают к внутренним стенкам призмы.

Оклеивание картона бумагой

Большинство картонажных изделий оклеивают цветной или белой бумагой, чтобы придать им красивую внешность и большую прочность. Клеить бумагу надо клейстером. Но цветную глянцевую бумагу лучше клеить жидким столярным клеем, так как от клейстера она размокает и на ее глянцевой поверхности появляются пятна. Столярным клеем рекомендуется клеить и толстую плотную бумагу 1 .

Клейстером или клеем всегда смазывают наклеиваемую бумагу, а не картон. Покрыв стол газетой, укладывают на нее вырезанный по нужным размерам лист бумаги. При помощи кисти смазывают его клейстером от середины к краям - сначала правую сторону, затем левую. Работать кистью следует быстро, проводя прямые полосы одну за другой без пропусков, стараясь накладывать клейстер ровным тонким слоем, не оставляя на бумаге комков его. Бумагу придерживают пальцами левой руки, смочив их чистой водой. Покрыв бумагу клейстером, поперек листа проводят чистой кистью, чтобы загладить границы полос.

Смазанную клейстером бумагу оставляют полежать одну-две минуты, чтобы клейстер лучше впитался. Затем бумагу берут обеими руками за края и аккуратно накладывают на картон. Сейчас же после этого бумагу разглаживают чистой тряпочкой, пальцами от середины к краям, чтобы на поверхности не осталось морщин. Сушат оклеенную вещь в теплом, сухом месте, но вдали от батареи отопления или от горячей печи: от сильного тепла картон покоробится. Если бумагой оклеена не объемная вещь, а плоские куски картона (например, таблица или крышки переплета книги), то сушить их лучше всего под прессом, положив между двумя досками и придавив каким-нибудь грузом.

После высыхания наклеенная бумага сжимается, волокна ее сокращаются. Оклеенный с одной стороны картон коробится, выгибается в сторону оклейки. Чтобы избежать этого, картон и изделия из него оклеивают бумагой одинаковой плотности с обеих сторон.

При двусторонней оклейке края бумаги, наклеенной на внешнюю поверхность, обычно загибают на внутреннюю сторону и приклеивают так чтобы придать острым ребрам более аккуратный вид.

Вот, например, как оклеивают простую картонную коробку. Измеряют длину всех четырех бортов коробки (периметр ее). Отрезают полосу бумаги немного длиннее и на 2-4 сантиметра шире, чем высота бортов. Края полосы отгибают по всей длине с обеих сторон так, чтобы ширина ее получилась равной высоте коробки. Этой полосой оклеивают все борта коробки, оставляя свободные каемки сверху и снизу. По углам каемок делают вырезы - срезают уголки. Затем верхние полосы завертывают внутрь коробки и приклеивают к бортам с обратной стороны; нижние полосы приклеивают ко дну коробки. Для оклейки коробки изнутри чертят на бумаге выкройку дна и бортов, уменьшив высоту их на 2-3 миллиметра. Вырезанной по такой выкройке бумагой оклеивают внутренность коробки. Края бумаги частично прикрывают отогнутые полосы внешней оклейки, оставляя сверху ровный узенький кант. Такой же кантик оставляют и на дне коробки (снизу), если его оклеивают. Но дно можно и не оклеивать снизу.

Обычно коробки снаружи оклеивают цветной бумагой, а внутри - белой. Следовательно, и кантик внутри коробки получается цветной.

Окантовка

Кружок выполнит полезную для школы работу, если наклеит на картон всевозможные таблицы по географии, истории, естествознанию и другие наглядные пособия, напечатанные на бумаге. Для украшения пионерской комнаты можно наклеить на картон красочные репродукции с картин, фотографические снимки. У себя дома каждый член кружка может так же оформить расписание уроков, табель-календарь, портрет любимого писателя. Края картонной подложки при этом оклеивают цветной бумагой, чтобы получились кантики. Этот способ так и называется - окантовка.

Из листа картона вырезают прямоугольник немного больших размеров, чем наклеиваемая таблица, - на 3-10 миллиметров со всех сторон, в зависимости от величины таблицы. Вырезают четыре полосы темной цветной бумаги - по длине сторон прямоугольника и приблизительно в три раза шире канта (то есть шириной 10-30 миллиметров). Полосы сгибают по длине пополам, уголки обрезают так, чтобы при наклейке концы двух полос - вертикальной и горизонтальной - не накладывались друг на друга. Этими полосками оклеивают края прямоугольника, вкладывая картон в сгибы.

На задней стороне картонной подложки укрепляют проволочное колечко для подвешивания таблицы на стену: берут узкую тесемку, надевают на нее проволочное колечко, концы тесемки разводят в стороны и приклеивают к картону. Колечко закрепляется точно по середине верхнего края картона и должно выступать над этим краем. Для прочности концы тесемки можно заклеить сверху бумажным прямоугольником. Колечко будет держаться еще прочнее, если в картоне ниже колечка сделать прорез, продеть в него тесемку на лицевую сторону, ниже сделать еще два прореза и продеть концы тесемки снова на заднюю сторону. В этом случае тесемка приклеивается с обеих сторон подложки, а концы ее закрепляются еще бумажными кружками. Для таблиц большого размера лучше сделать два колечка, расположив их на одинаковом расстоянии от боковых сторон подложки. К колечкам привязывается шнурок, за который таблица подвешивается на стену.

Закрепив колечко, заднюю сторону картонной подложки оклеивают бумагой примерно такой же плотности, как таблица. На лицевую сторону наклеивают таблицу. Она получается окаймленной цветным кантом. Окантованную таблицу сушат под прессом.

Цветную бумагу для кантов часто заменяют полосками плотной, но не толстой ткани, чаще всего коленкора. Приемы работы остаются те же.

Фотоснимки и художественные открытки обычно оформляют без окантовки. Их просто наклеивают на подложку из картона или плотной бумаги, оставляя широкие поля. Такую подложку называют паспарту. Вокруг снимка, на небольшом расстоянии от него, тупой стороной кончика ножа или гладилкой выдавливают линии, образующие как бы рамку.

При любом оформлении фотографических снимков их не следует наклеивать клейстером или так называемым конторским клеем: в этом случае на снимке могут появиться пятна. Лучше всего пользоваться фотоклеем, а при отсутствии его - декстриновым.

Бумажные трубки

Для телескопа, перископа и некоторых других поделок, описанных в этой книге, кружку потребуются трубки. Их лучше всего склеить из бумаги.

Подбирают круглую деревянную палку необходимого диаметра и немного длиннее требуемой трубки. Поверхность палки, если она недостаточно гладкая, зачищают шкуркой и натирают мелом или тальком. Палку обертывают один раз плотной (можно писчей) бумагой. Свободный край ее слеша приклеивают к другому, но так, чтобы бумага нигде не приклеилась к дереву. Один край трубки должен немного выступать за край палки.

Затем, подстелив газету, на столе раскладывают длинный лист бумаги такой ширины, какой длины требуется трубка. Лучше всего брать непро-клеенную газетную или оберточную бумагу. Смазав бумагу жидким клейстером, на один край ее кладут палку так, чтобы бумага приклеивалась к бумажной трубке на палке, и затем накручивают ее в несколько слоев. Чем большего диаметра и длиннее трубка, тем больше должно быть слоев бумаги. Прочная трубка получается уже из 5-7 слоев. Наматывая бумагу, следят, чтобы она хорошо натягивалась и укладывалась без морщин.

Готовую трубку, не снимая с палки, сушат в сухом, но не жарком месте и только после высыхания снимают с палки.

Для самодельного микроскопа или подзорной трубы требуются две трубки, одна из которых свободно входила бы в другую. В этом случае, сделав и просушив первую трубку, ее не снимают с палки, а на нее же накручивают вторую трубку - первый слой без клейстера, а последующие слои промазанные клейстером. Когда вторая трубка просохнет, обе трубки снимают с палки.

Если делается круглый пенал, отверстие с одного края трубки прикрывается дном. Для этого по диаметру трубки вырезают картонный кружок и накладывают его на край трубки. Полоску бумаги сгибают по длине пополам, на одной половине ее вырезают зубчики, как показано на рисунке 7 (4) . Сплошную половину полоски приклеивают к краю трубки, а зубчики отгибают и приклеивают ко дну. Чтобы прикрыть зубчики, сверху на дно можно наклеить бумажный кружочек.

Изделия из размельченной бумаги и бумажной массы

Пропитанная клейстером или каким-нибудь другим клеем и спрессованная в несколько слоев бумага становится очень прочной. Из такой бумаги в кружке можно сделать не только трубки, но и более сложные вещи: муляжи фруктов и овощей, рельефные географические карты, всевозможные макеты, модели и игрушки.

Однако вещи, имеющие сложную выпуклую поверхность, нельзя выклеить из целых листов бумаги, как, например, трубку. Бумагу требуется предварительно размельчить: разорвать на мелкие кусочки или превратить в жидкую массу. Такую размельченную и затем склеенную в несколько слоев бумагу или пропитанную клеем бумажную массу называют папье-маше .

Работают с размельченной бумагой так.

Прежде всего вырезают из дерева, отливают из гипса или, чаще всего, вылепливают из пластилина или из жирной глины модель той вещи, которую хотят выклеить из бумаги. Глину размельчают на кусочки, заливают на несколько часов небольшим количеством воды, а затем месят. Подготовленная для лепки глина не должна прилипать к пальцам и иметь комков. Лепят модель руками, а окончательно отделывают при помощи деревянных лопаточек - стеков. Чтобы предохранить незаконченную модель и оставшуюся глину от высыхания, ее хранят завернутой во влажную тряпку.

Если предмет, который хотят выклеить из бумаги, состоит из двух симметричных половин, то модель можно вылепить не целиком, а только одну ее половину. Снимать изделие с такой модели будет легче. В качестве модели можно использовать и какую-нибудь готовую вещь: гипсовую статуэтку, вазу, деревянную фигуру и т. д.

После того как модель готова, ее оклеивают бумагой. В этом случае модель служит формой.

Для оклейки модели бумагу берут рыхлую, непроклеенную, белую или цветную (газетную, оберточную, афишную). Ее разрезают на узкие полоски и на мелкие кусочки, заливают на несколько минут теплой водой, потом воду сливают. Заранее приготовляют также клейстер. Затем просохшую модель тщательно смазывают каким-нибудь растительным маслом или другим жиром и начинают оклеивать кусочками бумаги. Первый слой выкладывают влажными кусочками и полосками бумаги без клея. Кусочки бумаги накладывают на модель так, чтобы края одного кусочка прикрывали края соседних, не оставляя пробелов. Когда вся модель покрыта одним слоем бумаги, на него накладывают второй слой. Каждый кусочек или полоска бумаги смазывается теперь клейстером.. Затем таким же образом наклеивают третий слой и т. д. Количество слоев зависит от величины изделия, от необходимой прочности его, от толщины бумаги. Например, для небольших изделий достаточно бывает наклеить пять-восемь слоев. Если же из бумаги выклеивают корпус яхточки или другую модель, то число наклеенных слоев доводят до двенадцати-пятнадцати. В этом случае выклейку лучше производить в несколько приемов. Обклеив модель четырьмя-пятью слоями, их оставляют просохнуть на сутки, затем укладывают еще четыре-пять слоев, снова просушивают и т. д. Чтобы каждый слой был выклеен по всей поверхности модели, без пропусков, рекомендуется производить оклейку бумагой двух цветов: первый слой выклеить, например, белой бумагой, второй - синей, третий - снова белой и т. д. В этом случае всякий пробел сразу бросается в глаза, пропусков легко избежать.

Многие изделия, особенно имеющие неровную поверхность, удобнее изготовлять другим способом - из бумажной массы.

Для этого какую-нибудь рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут их в металлическую или глиняную посуду и заливают горячей водой. Сосуд с бумагой закрывают, обертывают тряпками и ставят на сутки в теплое место. На другой день размокшую бумагу подогревают на огне, пока вода не закипит, и во время нагревания перемешивают деревянной палочкой.

Затем разварившуюся бумагу укладывают в мешочек, отжимают из нее воду и пальцами окатывают в небольшие шарики, которые хорошо просушивают. Сухие шарики растирают в порошок.

Чтобы получить бумажную массу, берут какое-то количество бумажного порошка и добавляют к нему примерно столько же (по весу) толченого и хорошо просеянного мела, в четыре-пять раз меньше картофельной муки и приблизительно в десять раз меньше столярного клея.

Бумажный порошок и мел ссыпают вместе и тщательно перемешивают. Из картофельной муки приготовляют клейстер, в него добавляют разведенный столярный клей. Эту смесь вливают в сосуд с порошком и размешивают: получается не очень густое тесто. В случае необходимости добавляют горячей воды.

Можно приготовить массу без клейстера, только на столярном клее, увеличив количество его. Иногда в массу добавляют гипс, золу, немного муки, тальк. Чтобы быстрее в нужный момент приготовить бумажную массу, можно заранее размельчить бумагу и всегда иметь запас сухого бумажного порошка.

Приготовленной массой сейчас же покрывают модель. Чтобы уложить массу ровным слоем, можно предварительно раскатать ее скалкой на тонкие пласты. Особенно удобно пользоваться бумажной массой в тех случаях, когда хотят получить не пустотелую, а цельнолитую вещь. Для этого нужны вогнутые формы. Их смазывают жиром с внутренней стороны и заполняют массой. Полезно к жиру подмешать мыльный раствор.

Вогнутые формы для заполнения бумажной массой лучше всего отливать по моделям из гипса. Удобен, например, такой способ. Подбирают или делают из картона коробку, в которую свободно входит половина модели. Модель заранее подготовляют: отмечают точно половину ее и смазывают эту половину мылом. Затем в какой-либо посуде разводят гипс: его быстро засыпают в воду и непрерывно размешивают при этом палочкой. Когда раствор гипса достигнет густоты сметаны, его переливают в приготовленную коробку.

Далее берут модель и вдавливают ее в жидкий гипс до половины. Через 5-10 минут гипс затвердеет. Модель вынимают, картонную коробку отдирают от гипса, разрывая картон на куски. Форма готова. В том случае, если модель имеет несимметричную поверхность, изготовляют не одну, а две или три формы различных частей модели. Плоскую модель можно просто залить гипсом сверху.

Гипсовые формы следует делать также в тех случаях, когда требуется, чтобы изделие из размельченной бумаги точно передавало все изгибы, впадины и выпуклости на поверхности модели. При оклеивании модели бумажной массой сверху этого добиться бывает трудно.

Для отливки форм применяется так называемый жженый формовочный гипс. Он получается из природного кристаллического гипса путем нагревания и размельчения его. Следует иметь в виду, что разведенный водой и затвердевший гипс вторично развести нельзя.

Вогнутые формы сложных очертаний легко изготовить также из пластилина и парафина.

Готовое изделие, выклеенное из кусочков бумаги или выложенное из бумажной массы, оставляют подсохнуть на модели или в форме, положив его в сухом и теплом, но не жарком месте. Когда бумага просохнет, изделие разрезают на две половины лезвием безопасной бритвы, снимают с модели, сушат и затем разрезанные половины склеивают вместе. Если выклеивали две половины изделия отдельно, то края каждой половины выравнивают ножницами или ножом и зачищают шкуркой, точно подогнав к другой половине. Склеивать лучше всего столярным клеем.

Способы работы с бумагой и картоном

Особенности строения и свойства бумаги и картона важно учи­тывать при выполнении операций сгибания и складывания.

Перегнуть бумагу можно быстрее, удобнее и аккуратнее, если вдоль размеченной линии сгиба провести по линейке гла­дилкой. Кончик инструмента образует ровный след (канавку), в котором волокна бумаги сдавливаются, сжимаются и надламываются. По этому следу можно легко, точно и ровно пе­регнуть лист бумаги. После складывания полезно еще раз провести гладилкой по линии сгиба.

Если нужно перегнуть картона линию сгиба размечают на лицевой стороне (в отличие от бумаги, которую размечают с изнаночной стороны). Вдоль линии сгиба по фальцлинейке де­лают неглубокий надрез ножом, при этом прорезают только верхний слой волокон. Затем перегибают картон надрезом наружу сгибаемой детали, в противном случае не надрезанные волокна в местах сгиба будут стягиваться и разрываться.

Резание бумаги, производят ножницами по размеченным ли­ниям отреза. При этом лезвия ножниц направляют как можно точнее по линиям разметки, режут средней частью лезвий нож­ниц, не закрывает их до конца резания. Ножницы держат парал­лельно столу, режут над столом (а не над полом); левой рукой держат за большую часть заготовки, отрезая меньшую.

Особого внимания потребует обучение приемам рабо­ты с клеем. Сборка изделий при помощи клея является самой распространенной, но очень часто именно из-за неумения правильно приклеить деталь ребенок не может добиться нужного качества работы. Художественный или конструктивный замысел может при этом пострадать на­столько, что изделие теряет смысл, а у детей пропада­ет интерес к работе.

Приемы приклеивания в начале намеренно упрощены: клей нужно наносить непосредственно на участки фона и на эти места накладывать обрезки ниток, семена и пр. Да­же если ребенок не смог точно рассчитать количество клея, и он виден на поверхности коллажа, общему художествен­ному впечатлению это, возможно, и не помешает. Однако большинство изделий потребуют большей аккуратности. Наиболее распространенным приемом является такой, при котором клей наносится на приклеиваемую деталь. Необходимо при­учить детей сразу делать это правильно. Во время работы с клеем на столах должны быть стопки сухой газетной бумаги небольшого размера. Под деталь, на которую нужно нанести клей, сначала подкладывают такой листочек; после нанесения клея деталь укладывают на свое место и приглаживают через сухой бумажный лист; для приклеивания следующей детали используют другие газетные листы, а грязные складывают в отдельную стопку - это позволяет работать чисто и быстро. Придется поработать и над тем, чтобы дети наносили клей только кисточкой, равномерно распределяя его по всей поверхно­сти детали. Лучший клей, который подходит для всех ра­бот и материалов, ПВА; для работы с бумагой можно ис­пользовать крахмальный клейстер. Применение клеящих карандашей и других сугубо канцелярских принадлежно­стей нежелательно.

Одним из интереснейших способов работы является окраска бумаги.

Порой нелегко бывает приобрести нужную и разнообразную по цвету бумагу, что ограничивает возможность детей и взрослых создавать яркие и нарядные поделки творческого характера. Большую помощь может оказать при этом умение самим красить бумагу, для чего необходимо знать приемы окраски и смешения цветов.

Крашение - занятие, весьма интересное для детей. Их прив­лекает преобразовательная особенность красок, возможность по­лучения все новых и новых цветов и оттенков.

Рассмотрим некоторые приемы окраски бумаги и ее декоратив­ной обработки.

Для окраски берут белую бумагу писчих сортов в упаковке. Не подходит для крашения глянцевая, водостойкая бумага (каль­ка, слюда), так как с нее краска быстро соскальзывает. Хорошо окрашивается впитывающая бумага, но при этом надо помнить, что после намокания она легко рвется, ее трудно расправить. Поэтому следует окрашивать сразу целую пачку. Ее опускают в раствор с краской, быстро вынимают и кладут на наклонную поверхность, расправив углы.

Красят бумагу различными красителями, например цветной тушью, клеевой и темперной красками, но особенно яркий, интен­сивный цвет можно получить, используя анилиновые краски (для крашения тканей). Применяют также и природные красители.

Окраску бумаги начинают с подбора или составления краски определенного цвета. Лучше всего использовать анилиновые краски. Их разводят в горячей воде до образования нужного тона и разливают в ванночки. Когда краска остынет, в нее полностью погружают лист бумаги и быстро его вынимают, держа пальцами или пинцетом за два угла с одной стороны. Затем лист раскладывают на наклонной стеклянной плоскости для того, чтобы с него быстрее стекла вода и он равномерно окрасился. Окрашенную бумагу развешивают для просушки, после чего прог­лаживают горячим утюгом с обеих сторон.

Один и тот же раствор краски можно использовать несколько раз для получения разных по насыщенности тонов. Начинают окраску с более темного и яркого тона, по мере добавления горячей воды получают окраску более светлых тонов.

Клеевые краски, которые производят в виде порошка, разбавляют и разводят в горячей воде, затем добавляют столяр­ный клей (на один стакан горячей воды берут одну чайную ложку столярного клея). Окрашенная этими красками бумага не пачкает руки, и на ее поверхности не образуются морщины.

При окраске тушью ее равномерно распределяют на поверх­ности бумаги в одном направлении (по горизонтали - слева на­право, по вертикали - сверху вниз) быстрыми движениями, ис­пользуя крупную мягкую кисть или ватный тампон, надетый на палочку. Для получения коричневых, золотистых, охристых оттен­ков можно использовать крепко заваренный чай или кофе, изме­няя по мере надобности концентрацию раствора.

Если нет под рукой химических красителей, можно приготовить также раствор из растений. Этим способом люди пользовались с древнейших времен, получая разнообразные краски мягких пас­тельных оттенков. Например, из сухих листьев березы готовят кра­ситель желтого и бежевого цвета, коричневые тона получают, используя шишки и хворост. Для закрепления природных краси­телей применяют уксус или рассол квашеной капусты, медный купорос. Одно и то же растение, обработанное различными закре­пителями, дает разную окраску; цвет приобретает яркость, и бумага не пачкает руки при изготовлении поделок.

Декорируют бумагу и способом набрызгивания жидкой краски. Про­исходит это так: берут щетку или плоскую кисть, сма­чивают ее краской и проводят по щетине палочкой, направляя к разным частям плоскости бумаги. Так делают бумагу для изго­товления курочки-пеструшки, бабочки, птички, выбирая каждый раз новый цвет заготовки и краски для набрызгивания. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, гори­зонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготов­ки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок бумаги.

Рисунок на бумагу наносят и цветным клейстером. Его готовят из крахмала, добавляя в воду анилиновую, акварельную краску или цветную тушь. Составив смесь, наносят ее быстрыми движе­ниями тонким слоем на бумагу и проводят по ней расческой в разных направлениях. Зубцы расчески как бы соскабливают краску и на поверхности фона оставляют светлые следы в виде нужного рисунка или орнамента. По покрытой клейстером плос­кости можно также прокатить жгут в определенных направлениях или сделать оттиски разными штампами. Такие штампы дети могут заранее заготовить сами, вырезав их из поролона или из картофеля, моркови, свеклы и т. д. в виде фигур, элементов орнамента простой формы. Это может быть цветок, бабочка, зайчик. Когда клейстер высохнет, поверхность бумаги протирают навощенной суконкой, она приобретает блеск и не пачкает руки при сгибании заготовки.

Окрашенную и текстурованную бумагу рекомендуется хранить в папках, отобрав ее по цвету и рисунку. Для удобства в работе папки надо подписать, а на обложку приклеить образцы. Листы бумаги можно разложить на широких полках и хранить в развер­нутом виде, распределив материал по цвету, фактуре, размеру.

Нельзя скручивать бумагу в трубку. От этого она покрывается неустранимыми складками. Скрученная бумага труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольников к работе с бумагой и ведет к небрежному выполнению задания.

При продуманном хранении бумага лучше сохраняется, каче­ство детских поделок не ухудшается. Воспитатель своим примером приучает ребенка к порядку, бережному отношению к бумаге, ак­куратному и экономному ее использованию.

Таким образом, наличие необходимых материалов для констру­ирования, их высокое качество, разнообразие способов получения бумаги позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми приемами изображения, что определяет основы формиро­вания художественно-творческих способностей детей.

Существуют следующие виды работы с бумагой: оригами, аппликация и конструирование, которые очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, творческому мышлению.Еще в XIX веке немецкий педа­гог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения.

В наше время в Японии, США и других развитых стра­нах обучение геометрии при помощи оригами практику­ется во многих школах.

Если в прошлом математика применялась в довольно ограниченном числе областей жизни человека, будучи, следовательно, необходимой сравнительно небольшому числу специалистов, в современную эпоху математика проникла во все те области, в которых практикуется рациональное мышление, и этот процесс, находящийся в постоянном развитии, требует соответствующей мате­матической подготовки. Психотерапевтические эффекты складывания подтверждены психологами, которые установили, что повышается скорость, гибкость и оригинальность мышления, пространственное воображение, динамика психомоторных показателей. Оригами является дидактическим средством развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта, которое помогает корректировать различные типы поведения (от агрессивных до застенчивых), стабилизирующие психоэмоциональное состояние, снимающее тревожность.

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поде­лок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в дале­кой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, по­просить у нее покровительства.

Утратив со временем свое религиозное предназначение, ори­гами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство то­му - различные выставки, центры оригами.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом ори­гами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают япон­ским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борь­бе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журав­ликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами много­кратного складывания и сгибания - увлекательное и полезное за­нятие для детей.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный матери­ал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформ­лении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии твор­ческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать ма­териал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Конструируя из цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характер­ные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второсте­пенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трак­товку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) прие­мами сгибания, складывания частей в определенной последова­тельности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Аппликация – один из самых распространенных видов работы, в переводе с латинского означает прикладывание, т. е. создание орнамента, рисунков путем приклеивания кусочков различных материалов.

Народы древних времен широко применяли аппликации для украшения своего быта. Казахи аппликацией украшали войлочные ковры, юрты; татары – мягкие кожаные сапоги, конские седла; народы Севера на кожаную одежду нашивали узоры из меха; русские широко использовали ее на ткани. Часто художники использовали аппликации в своих работах.

Существует множество методических рекомендаций проведения аппликационных работ. Необходимо учитывать образовательный, развивающий, воспитывающий потенциал аппликаций. Между тем техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и а симметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение, глазомер, координации движения, мелкая моторика рук, соответственно психические процессы мозга. Формируются представления о приёмах рациональной работы, совершенствуются умения производить разметку, воспитываются аккуратность и терпеливость.

Прежде чем приступить к работе, подготавливают рисунок, в зависимости от которого подбирают материал, основу и намечают последовательность наклейки отдельных частей.

Для основы берут плотную бумагу или картон. Рисунок выполняют на изнаночной, неокрашенной стороне, поэтому при наклейке получается обратное изображение,

Подготовленные для аппликации детали раскладывают на основе, приклеивают в определенной последовательности: те детали, которые наиболее удалены в перспективе, наклеивают первыми, потом остальные с постепенным приближением к переднему плану.

Предметные аппликации изготавливаются из вырезанных геометрических фигур, листьев, фруктов, овощей, цветов, грибов, насекомых.

Это самая простая аппликация по исполнению. Вначале делают рисунок предмета, имеющего несколько цветовых пятен, переносит его на бумагу с неокрашенной стороны, и вырезают каждую часть отдельно

В работе, где имеется наложение одного цвета на другой, тщательную подгонку не производят, аппликацию выполняют в накладку, этим достигается эффект объёмности.

Сюжетные (тематические) аппликации состоят из нескольких фигур, которые находятся в движении. Это могут быть иллюстрации к басням, сказкам, рассказам.

Рисунку в сюжетной аппликации уделяется большое внимание. Вначале выполняют эскиз. Потом каждую часть переносят на цветную бумагу с изнаночной стороны. Вырезанные части накладывают на основу, приклеивают после того, когда будет найден наиболее удачный композиционный вариант.

Орнаментальные аппликации применяют для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, пригласительных открыток. Орнамент представляет собой чередование геометрических, растительных и других форм. Его можно выполнить как из одинаковых, так и смешанных заготовок.

Для выполнения орнамента необходимо подобрать рисунок, для этого делается эскиз, по которому будет выполнена работа. Отдельный элемент переносят на бумагу, вырезывают его и в дальнейшем используют как шаблон для заготовки остальных частей. Вырезанные части располагают на основе, приклеивают.

В оформлении много места отводится тексту, поэтому велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты, объявления, учебные таблицы.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения объектов, вырезанных из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по контуру предмета. Такое одноцветное изображение помещается на контрастном фоне, оно должно быть обобщённым, но в тоже время легко узнаваемым. Силуэтная аппликация способствует совершенствованию представлений о таких средствах композиции, как линии контура, формы пятна, контрастные цвета. Вырезание силуэта развивает пространственное воображение, абстрагируясь от несущественных деталей, помогает выявлять форму объекта.

Работы, выполняемые по теме «Симметричное вырезание», связаны с математикой и художественными видами работ. Они также помогают развивать у детей логическое мышление, чувство гармонии.

Однако для решения выше перечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы их предъявления учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения.

По виду выполнения аппликации можно разделить на плоские и объёмные.

Плоскую аппликацию выполняют путём вырезания деталей из бумаги, других материалов и наклейки их на основание. В некоторых случаях бумагу обрывают, края таких деталей получаются неровными. Этот способ хорошо применять при изображении животных, деревьев, пушистого снега, меховой шапки. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

Аппликацию из бумаги можно выполнить как однослойной, так и многослойной.

Объёмная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения, в ней ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Она богата по содержанию и целостна по восприятию.

Большое значение в работе с аппликацией придаётся подбору цветов, от сочетания которых зависит выразительность, контрастность, ритмичность. Фигуры на аппликации могут быть несколько упрощёнными, только подчёркивая характерный профиль. Сочетание цветовых соотношений - это и есть колорит. Для обучения детей подбору цветовых сочетаний следует использовать различные наборы цветной бумаги. На первых занятиях учащиеся знакомятся с основными цветами: красным, жёлтым, синим – и получением при помощи смешения всей палитры цветов и оттенков. Необходимо разграничить тёплые и холодные цвета, плавные и контрастные, правильные и неудавшиеся сочетания.

Развитию художественного вкуса, умению подбирать в своих работах цветовые сочетания способствует наблюдение, сравнение, сопоставление различных природных объектов во время экскурсий.

Лариса Ахременко
Правила работы с бумагой

Правила личной гигиены

Все работы нужно выполнять на подкладном планшете (клеенка, бумага, картон).

Чистота рук обеспечит аккуратное выполнение работы.

Склеенные детали следует протирать чистой сухой салфеткой (тряпочкой).

Окончив занятие, необходимо тщательно убрать рабочее место, инструменты привести в порядок, а руки обязательно вымыть.

Работа ножницами

В дошкольном и младшем школьном возрасте рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами. Ножницы должны храниться в специальном футляре. Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается. | Бумагу или картон следует резать:

По прямой линии - серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;

По кривой линии - смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой (правой) рукой материал;

По внутреннему контуру - проколоть кончиками ножниц бумагу в середине круга (овала, сделать надрез до линии разметки и вырезать отверстие по намеченным линиям.

Правила работы кистью при склеивании

1. Держать кисть вертикально к поверхности.

2. Размашистыми движениями от середины к краям наносить клей тонким слоем на всю поверхность детали.

3. Аккуратно накладывать детали на смазанную клеем поверхность. 4. Протирать деталь чистой тряпочкой от середины к краям.

5. При необходимости сушить изделие под прессом.

В случае попадания клея в глаза обязательно промыть их водой.

Сгибание бумаги и картона

1. Складывать бумагу и картон нужно только на столе.

2. Линию сгиба обязательно проглаживать от середины к краям ребром ладони, а затем гладилкой.

3. При сгибании плотной бумаги или картона надо сначала прочертить линию сгиба по линейке острым предметом (чертилкой).

1. Перед тем как приступить к работе с детьми, внимательно прочитать описание технологического процесса, продумать его алгоритм.

2. Попробовать самому смастерить предложенное изделие.

3. Адаптировать объяснение процесса изготовления каждой поделки соответственно возрасту детей, их реальным возможностям.

4. Организовать рабочее место ребенка удобно и безопасно.