Сценарий праздника «Семейные посиделки. Сценарий праздника «Семейные традиции Семейные посиделки в библиотеке сценарий

Ирина Романова

Цели : Познакомить с посиделками , традиционными для русской народной культуры. Учить бережно относиться к фольклорным традициям русского народа. Формировать желание участвовать в народных играх совместно с другими детьми.

Задачи : Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами; национальным костюмом. Приобщить к традиционной культуре на основе использования песен, хороводов, загадок, скороговорок, пословиц, сказок, небылиц.

Предварительная работа : Беседа о культурном наследии русского народа, разучивание песен, стихов, скороговорок, загадок, пословиц, небылиц, народных игр, чтение сказок.

Оформление : В музыкальном зале расставлены скамейки, стол с самоваром и вкусностями .

Материал : костюмы : русский народный костюм для ведущей и для детей. Деревянные ложки, бубен, гармонь, балалайка, короб или сундучок, каравай, записи народных песен.

Ход мероприятия:

Ведущая : На завалинках, в светелках

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как детишки.

Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души .

1 ребенок : Здравствуйте, гости дорогие!

Маленькие и большие!

Мы посиделки начинаем ,

И вас в гости приглашаем!

3 ребенок : Жива традиция, жива!

От поколенья старшего

Пришли обряды и слова

Из прошлого из нашего.

4 ребенок : Что за славный денек,

Собирается народ.

Будем петь и шутить,

Будем весну веселить.

5 реб : Припасли мы для вас

забавушек на всякий вкус,

кому – сказку, кому – правду,

кому – песенку.

6 реб : Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Дети вместе : в тесноте, да не в обиде.

Ведущая выносит каравай :

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь отведать просим.

Каравай ставят на стол.


Русская народная песня «каравай»

Ведущая : Ребята, а мы продолжаем наши посиделки . В русском народном фольклоре много разных песен, разного жанра : веселые, лирические, шуточные. А шуточные, ещё называют частушками!

Ведущая : Как известно всем подружки

Мастерицы петь частушки.

Тара-ра, тара-ра,

Идут девочки со двора.

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять.


И вы, парни, не зевайте,

А девчатам помогайте.

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

Дети исполняют частушки

Частушки :

Мальчики :Эй, девчонки, хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки : Мы частушек много знаем,

Все частушки разные.

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики : Мы хорошие ребята,

Мы нигде не пропадем.

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки : Ваши ноги косолапы,

В такт они не топают.

Посмотрите-ка на наши,

Как задорно шлепают.

Мальчики : Мы ребята удалые,

Хоть и ростом небольшие.

Принесли веселье вам.

Так похлопайте вы нам!

Девочки : Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы частушки - хохотушки

Пели вам со всей душой.

Ведущая :

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу .

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадки отгадаете.

Отгадайте мою загадку :

Как тарелка круглый он.

Встряхнешь его и слышен звон.

Что это? (Бубен) .

Игра с бубном :

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пускай и спляшет нам.

То толстеет, то худеет,

Ведущий :

Отгадайте-ка, ребятки

Вы ещё одну загадку :

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят» .

Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких. (Ложках) .

Ведущая :

Эй, ребята-ложкари, ложки деревянные

Ложками стучи - бренчи,

Музыку скорей веди.

Ложки, что ни говори, примечательные.

А ребята-ложкари - замечательные.


Игра на ложках.

Ведущий :

А теперь для вас, ребятки, потрудней загадка :

Ой, звенит она звенит,

Всех игрою веселит!

А всего то три струны

Для веселья ей нужны.

Кто такая? Отгадай ка!

Это наша. (Балалайка) .

Ведущий :

А сейчас, для разрядки сказочные загадки.

Кто даст правильный ответ,

Тому пламенный привет!

1. Прибежище мышки-норушки,

Зеленой лягушки-квакушки

И прочей звериной компании.

Скажите мне хором название (Теремок)

2. Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь

Названье этой сказки. (Маша и Медведь)

3. Кто за кого-то ухватился крепко.

Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Может это. (Репка)

Ведущий :

Молодцы, ребята! Все сказки знаете!

Разрешите нам начать.

Дети повторяют скороговорки.


Скороговорки :

1. Ра-ра-ра, начинается игра.

2. Синичка, синичка воробью сестричка.

3. Сеня в лесу встретил лису.

4. Три сороки - тараторки тараторили на горке.

5. У нас в печурочке золотые чурочки.

Ребенок :

Мы веселые ребята

В Луге мы живем.

И сейчас все вместе дружно,

Хоровод свой заведем.

Танец – хоровод «Мы на луг ходили»



Вед : Собрались мы позабавиться, да потешиться!

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас на весь двор

Ещё лучше разговор.


Хором : Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Всё идёт наоборот.

Мальчики : А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Хором : Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Всё идёт наоборот.

Девочки : Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

Хором : Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Всё идёт наоборот.

Мальчики : На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Хором : Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Всё идёт наоборот.

Девочки : Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Хором : Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Всё идёт наоборот.

Мальчики : Девочки – беляночки,

Где же вы белилися?

Девочки : Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Хором : Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Всё идёт наоборот.

Ведущая : а я знаю ещё интересные русские народные игры…

Игра «Гори – гори ясно, чтобы не погасло»


Игра «Ручеек»


Ведущий : чудно мы с вами и попели и поиграли… да только играми, да сказками сыт не будешь! Приглашаю вас всех к столу…

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Заходите, проходите!

Угощение берите,

Чаем запивайте,

Нас добрым словом поминайте!

Звучат народные наигрыши.

«Семейные посиделки»

Учитель: Смирнова Е.Н.

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 4 г.Новый Уренгой

Классный час c родителями «Семейные посиделки»

Цель:

- развивать умение общаться с одноклассниками;

Развивать умение держаться на сцене;

- воспитывать уважение к родителям, бабушкам и дедушкам;

Воспитывать любовь к семейным ценностям, традициям.

Оборудование:

Реквизит для сценок;

Минусовки песен;

Макароны (рожки или трубочки), нитки (для конкурса)

^ Ход мероприятия:

Учитель :

У каждого человека есть свой дом. И, где бы мы ни были, мы всегда помним о нем. Он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, но и твоя семья – самые близкие тебе люди. А в семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздники видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собираться вместе за праздничным ужином, принарядиться не для гостей, а для себя и своих детей, поставить любимую песню, порадовать близких подарком.

Ученик:

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Учитель :

Во всем мире люди живут в самых разнообразных домах. А знаете ли вы, как они называются? (Викторина для детей)

1. Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне. Хата.

2. Жилище на колесах у кочевых народов. Кибитка.

3. Отдельная комнатка у монахов в монастыре. Келья.

4. Жилище кочевников. Юрта.

5. Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. Вигвам.

6. Дворец и крепость рыцарей, феодалов. Замок.

7. Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами у народов Севера. Чум.

8. Жилище кавказских народов. Сакля.

9. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. Шалаш.

10. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья. Землянка.

11. Временное помещение из натянутой на остов ткани. Палатка.

Ученик:

Семья родная, словно бригантина,

Расправила, как крылья, паруса.

Она плывет по круговерти жизни,

Чтоб нам открыть простые чудеса!

Семья нам открывает чудеса,

Которых мы пока еще не знали.

А мы, набрав ветрами паруса,

Спешим открыть синеющие дали!

Ученик:

Четыре буквы, только два слога – мама.

Самое первое в жизни слово – мама.

Слово важное, пусть и короткое, - мама.

Кто тебя песней баюкал в зыбке?

Мама! Нежная мама!

Кто научил тебя первым шагам?

Мама! Счастливая мама!

Когда ты нечаянно больно ушибся,

Кто твои слезы платком вытирал?

Мама! Добрая мама!

Главное надо о мамах сказать,

Сказать лишь двумя словами:

Родину мы называем «мать»,

А маму нежно – мама.

Музыкальный конкурс для родителей «Угадай о ком или о чем песня».

1. Если с ним ты вышел в путь. ….Друг

2. Она все лежит и на солнышко глядит…… Черепаха.

3. Они такие чудесные – с книгою, с дружбою, с песнею…… Школьные годы.

4. Не крутите вы его, не найдете вы на нем той страны особой, о которой мы поем. …..Глобус.

5. Представьте себе – зелененький он был…... Кузнечик.

6. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. ……Антошка.

7. Они сделаны из цветочков и звоночков……. Девчонки.

8. Они бегут неуклюже. ……Пешеходы.

9. Он бежит, качается…….. Голубой вагон.

10. Рисунок мальчишки. ……Солнечный круг.

11. С нею весело шагать по просторам. ……Песня.

12. От нее станет всем теплей. ……Улыбка.

13. Она – объеденье, пионеров идеал…… Картошка.

Ученица:

Мамой быть просто.

Мамой очень просто быть,

Лишь с утра до ночи

Папе надо говорить:

«Я устала очень!»

Нет, нетрудно мамой быть:

Раз – готов обед,

Ну, посуду взять помыть –

Дел ведь больше нет.

Между прочим, постирать,

Сшить чего-нибудь.

Если веник в руки взять,

Можно отдохнуть.

Брата в садик отвести,

Папе шарф связать.

Я помочь решила ей

И скажу вам прямо:

Нет работы тяжелей,

Чем работать мамой!

^ Конкурс «Бусы для мамы»: Нанизать макароны на нитку.

Сценка «Мама и дочка».

Мама: Утром дочке я сказала:

«Маша, ты большая стала.

Я пойду к своей знакомой,

Ты хозяйкой будешь дома.

Ты одень свою сестренку,

Молока налей котенку.

Все цветы водой полей

И котлеты разогрей.

^ Маша: Знаю, знаю – я большая,

Я помощница такая!

Все я сделаю как надо –

Будешь, мама, очень рада.

Мама: Возвращаюсь я домой.

Что я вижу! Боже мой!

Котенок: Помогите мне, котенку,

Дайте чистую пеленку!

Ну за что мне так попало?

Маша с лейки поливала.

Сестренка: Как же тут не разреветься

Не дает сестра одеться.

Налила мне лишь пока

В чью – то миску молока!

Котлета: Я – котлета. Извините,

Платье снять мне помогите.

Ты ошиблась в чем – то, Маша,

Не нужны мне гольфы ваши.

^ Цветы: Уберите нас с плиты!

Не котлеты мы – цветы!

Нам огонь совсем не нужен,

Не годимся мы на ужин!

Маша: Я же, мама, обещала

Сделать так, как ты сказала.

Только что с тобою, мама,

На меня ты смотришь странно?

Все: Как ты, Маша, так сумела?

Мама просто онемела.

Чтобы маме помогать,

Надо все уметь и знать!

^ Сценка «Домашнее сочинение».

Витек склонился над столом и сжал виски руками.

Он сочиненье пишет «Как я помогаю маме».

То ручку погрызет Витек, то засопит, угрюмо.

Попробуй-ка, придумай!

Но тут из кухни мама вдруг

Негромко сына кличет:

Мама.

Витюнчик! Сбегай в магазин,

Мне соли бы и спичек!

Подскочил Витек и маме крикнул:

Витек.

Ведь я над сочиненьем бьюсь, еще полно работы!

Примолкла мама,

И сынок в тетради вывел фразу:

Витек.

Для мамы что-нибудь купить всегда бегу я сразу…

Вот приоткрыла мама дверь.

Мама.

Витюня, ты мне нужен.

Я в магазин –

Почисть пока картошечки на ужин.

Витек.

Вскричал Витек…

Витек.

Мне даже слушать тошно!

Тут сочинение, а ты с какой-то там картошкой…

Исчезла мама. А сынок в тетради подытожил:

Витек.

Я завтрак маме сам варю, обед и ужин тоже…

…Радуется он.

А вы ребята, что ему поставите за это?

Учитель.

- Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Надежность отца, его чуткость по отношению к детям, матери, бабушке, стремление сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, более критично относиться к своим избранникам.

Ученик:

У меня уехал папа далеко.

Мне без папы, если честно, нелегко.

Папа, если хочет, может песню спеть,

Если холодно, теплом своим согреть.

Мне без папы трудно засыпать.

Поднимусь и тихо встану у дверей.

Милый папа, возвращайся поскорей!

Ученица:

Мой папа красивый и милый такой,

Мой папочка – самый-пресамый.

Он шляпу всегда поднимает рукой,

Встречаясь на улице с дамой.

Но вот одного я никак не пойму,

Порой мне обидно за папу:

Он дома не носит ее – почему?

Такую красивую шляпу!

^ Конкурс «Для кого?» Учитель называет предмет. А дети быстро отвечают, кто в семье этим пользуется чаще всего.

Диван, веник, телевизор, спицы, мяч, телефон, тетрадь, посуда, магнитофон, кресло, газета, стиральная машина, кроссворд, утюг, дневник, мусорное ведро, кожаный ремень, компьютер.

Ученик:

Целый день я осторожно возле бабушки кручусь

И всему, что только можно, у бабули научусь!

Сколько в ней любви и ласки!

Помнит множество стихов.

Слушать бабушкины сказки

Можно хоть до петухов.

Учитель: Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздники видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться – не для гостей, а для себя, жены, собственных детей, порадовать близких подарком, включить любимую музыку, спеть любимые песни.

Частушки. (Исполняют дети)

Папа ездил за границу и привез подарки он:

Маме шубу из куницы и себе магнитофон,

Ладушки, ладушки и конфету бабушке.

Вот начистить раз в году я решил сковороду.

А потом четыре дня не могли отмыть меня.

Ладушки, ладушки, меня мыла бабушка.

Папа пол натер до блеска, приготовил винегрет.

Ищет мама, что же делать – никакой работы нет?

Ладушки, ладушки, сделала все бабушка.

Мы куплеты петь кончаем и всем мамам обещаем:

Слушать их всегда во всем утром, вечером и днем.

Ладушки, ладушки, лучше слушать бабушку.

Мы куплеты аж до ночи петь готовы вам сейчас

Только надо очень срочно нам пеленки поменять.

Ладушки, ладушки, где же наша бабушка?

Ученик:

Такая у деда растет борода,

Что я на нее удивляюсь всегда.

«С ним, - мама сказала,-

Не будешь в беде:

У дедушки много ума в бороде».

И, правда: попросят родные совет,

Погладит он бороду – скажет в ответ.

Завидую дедушке я иногда,

Скорей бы росла у меня борода.

^ Конкурс рисунков: Учитель говорит какую часть тела человека нужно нарисовать, дети со своей семьей рисуют с закрытыми глазами. (голову, свитер, левую ногу, правую руку, нос, брюки, обувь, волосы, левую руку, правую ногу, глаза, рот)

Ученики:

Любите нас такими, какие все мы есть.

Пусть недостатков в нас не счесть,

Но мы же ваши дети,

И никого дороже на всем огромном свете

Никто из вас не сможет найти средь суеты.

Мы вашим станем продолженьем,

Надеждой вашей и судьбой,

Тревогой, счастьем, вдохновеньем.

Но чтобы вдруг не стали мы бедой,

Своею жизнью день за днем

Быть благодарными учите

Любви родительской, огнем

Любовь ответную будите.

Ведь лишь она одна

Очаг домашний согревает.

Бывает так она сильна,

Что все невзгоды побеждает.

Так будьте же терпимей к нам,

Понять нас просто постарайтесь

И вопреки безжалостным годам

Душою молодыми оставайтесь.

Ученик:

В праздник наш, такой желанный,

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ученик:

Мы вам желаем от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтобы грусть не пришла никогда.

Желаем счастья и добра,

Желаем теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Учитель:

Уважайте друг друга, встречайте вместе праздники и будни. Всех вам благ! До скорых встреч!

Этот интересный сценарий, подготовлен специально для большой и дружной семьи, в котором участвуют все от мала, до велика.

Ход весёлого праздника « Семейные посиделки»

Хозяйка: Добрый вечер, гости званные и желанные,
Добрый день, дорогие друзья!
Друзья – потому что именно близкие и родные люди собрались здесь.
Я рада видеть вас в гостях у нас.
В нашей горнице посиделочной.
Праздник будет, праздник радостный.
По обычаю старому, посиделками называется.
Семья- самое главное в жизни каждого из нас.
Здесь человек совершает свои первые шаги на пути в большой мир. Семья – школа труда и жизни.
Но иногда так охота посидеть с товарищами поговорить? Пожалуйста, присаживайтесь к самоварам.
Охота в наших потехах позабавится, игры поиграть, себя показать и на других посмотреть?
Милости просим! Охота сплясать и частушки спеть?
Выходи на круг
Посиделки, посиделки начинаются у нас
Мудрые, народные, красивые, задорные.
Конкурсы сейчас.
Я прошу приветствовать дружными аплодисментами наши семьи. И сейчас мы познакомимся с нашими гостями
(идет представление команд)
Ну что же представление команд состоялось.
Поэтому я с лёгкостью доверяю вам план задание.
Вы должны пройти 13 станций, и на каждой выполнить то или иное задание.
Члены жюри оценивает и заносит вам в маршрутный лист.
Делу – время, а потехи – час.
Хозяйка горницы: Просто так и для утех,
Начинаются потехи.
Выходите всей семьёй
Удаль в пляске показать.

Хозяйка: Друзья, ну что это за посиделки без частушек!
Все вместе: Давай частушки!
Исполняются «семейные» частушки с плясовой под гармонь. Участникам желательно иметь костюм.

1вед: Выходите, мужики, кто тихи и кто лихи, Свои косточки размять.
2вед: Выходите девицы в играх парням помогать.
Каждая семья проводит игру со всеми
желающими участниками посиделок.

Хозяйка. А сейчас, уважаемые гости, мы загадаем вам загадки. Внимание!

Хозяйка: « Послушай, Зин не трогай шурина. Какой ни есть, а он родня», - поётся в популярной песне Владимира Высоцкого. А вот что за родня - шурин, знает не каждый. К сожалению, теперь, когда семьи далеко не так велики и прочны, как прежде, категории семейного родства частично утратили своё значение, и определение его частично затруднительно.
Но думаю только не для нас. И так начинаем конкурс « К вам едут гости»
Зачитываются понятия из словаря родства каждой семье. Необходимо дать полный ответ.

Бабка: Выключайте телевизор!
Дед: Ты нам бабка не указ.
Мать: Что случилось?
Бабка: Ваши детки
Собираются куда?
Дети: Отпустите нас на танцы!
Бабка: Ой, куда, же вы куда?
С вами я пойду тогда.
На танцплощадке исполняется брейк внуков и бабушек.
Сразу все семьи вместе.
1вед: Добрый день, честной народ!
Приглашаем в хоровод,
Папа, мама, я с сестрой.
Хоровод- то не простой;
2вед: В этом дружном хороводе
Разговор мы поведём
О родном для нас народе:
О семье, и как живём.
Хозяйка: Семья начинается с детей, Дети, как гласит народная мудрость, - « благодать Божья». Какое без них семейное счастье! Итак, начинаем конкурс « Моя семья».
Задаются вопросы детям и родителям устно.
Хозяйка: Следующий конкурс « Найди сына (дочь)
Матерям (отцам) завязывают глаза и выстраивают детей в шеренгу. Родители должны узнать своего ребёнка на ощупь.
Хозяйка: Так повелось на Руси.
В праздники устраивать спортивные состязания.
Что ж, время терять нам нельзя. Пройдёмте в спортзал, друзья!
Соревнование на ловкость. Учувствует вся семья.

Папы с сыновьями показывают свою силу. Кто больше отожмется от пола
Хозяйка: Дом поставить, колодец вырыть, так заведено на Руси. Вот и мы сейчас с вами будем делать сруб для колодца.
Из спичек сложить колодец. Кто быстрей.

Хозяйка: Делу – дело. А обеду время.
Ваш ребёнок проголодался.
Мамам необходимо накормить ребёнка половником из мелкой посуды.
Хозяйка: Пусть ребёнок отдохнёт и займётся делом.
Надо маме, папе сделать подарок к Новому году.
Из подручного материала дети готовят подарок.
Хозяйка: Кто всё штопает и вяжет,
Кто поможет и подскажет.
Раньше всех всегда встаёт,
Кто печёт оладушки?
Это наши … (бабушки)
Приглашаются от каждой семьи бабушки или дедушки
(если они присутствуют) со своими внуками. Бабушки исполняют, свою любимую песню внуки могут помогать
Хозяйка. И вот снова как в детстве сынок.
Влез он на ручки к матери.
Спи моя радость, усни,
В доме погасли огни,
Рыбки уснули в пруду,
Пчёлки заснули в саду…
Исполнение колыбельной песни.
Хозяйка. Не заснет ребёнок никак.
Просит сказку рассказать.
Отец рассказывает сказку.
Хозяйка: Наш праздник подходит к завершению. Команды показали себя дружными, заботливыми, творческими семьями. Мы надеемся, что так будет и в дальнейшем вашей жизни. Пусть в ваших семьях царит атмосфера душевной теплоты, любви и взаимопонимания! Ну а теперь настала пора перейти к приятному моменту наших посиделок – выявлению победителя. Слово предоставляем жюри.
Награждение семей ценными подарками.
Чаепитие.
Хозяйка: До свидания, гости дорогие,
До свидания, гости, в добрый час.
С давних пор заведено в России
Делу - время, а потехе –час!
Посиделки, посиделки,
Праздник тела и души,
Посиделки, посиделки,
До чего ж вы хороши!
В добрый путь, друзья!
До новых встреч.

Приложение № 1. Маршрутный лист.
Название станций. Задание и участники. Баллы

« Гостиная»

1.Делу – время, а потехе час.
Исполнения плясовой.
Исполнение частушек
под аккомпанирование гармониста.

2. Все участники семьи.

«Развлеки гостей»
Провести любую игру со всеми участниками посиделок. Любой из семьи.

«Библиотека»
Разгадать шуточные загадки.

«Встречайте к вам едут родственники»
Словарь родства - кто это?

«Танцплощадка»
Исполнение брейка.

«Моя семья»
Конкурс вопросов о родителях и наоборот.

« Узнай меня»
Найти сына (дочь) с завязанными глазами.

« Спортзал»
- Каждый участник преодолевает дистанцию, перекладывая по полу два обруча.
Силовой – кто больше отожмётся. Папы и мальчики.

«Архитектурный»
Собрать колодец из спичек.
Все члены семьи.

« Столовая»
Скормить мороженное своему ребёнку.

«Мастерская»
Сделать подарок маме, папе.

« Семейные секреты»
Бабушки исполняют свою любимую песню.

« Спальня»
Рассказать на ночь сказку ребёнку. Папа и ребёнок.
Спеть колыбельную песню.

Приложение № 2

Конкурс « Библиотека».

Шуточные загадки.
- Все прилавки опустели
Все ветрины голые
Покупатели чего-то
Ходят невесёлые
(магазин ограбили)
- Три таблетки валидола
Валерьянки полведра
Весь элениум смололи
Не уснули до утра
(заболели)
- Бабка плачет под диваном
Мамка плачет под столом
Папка за ногу привязан
И висит под потолком
(рэкетиры приезжали)

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?
3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом?
4. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
6. От чего утка плавает?

Ответы,
1. Один.
2. 15 градусов.
3. Моя сестра.
4. 10 минут.
5. 8 скамеек.
6. От берега.

1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
3. Что легче - 1 кг ваты или 1 кг железа?
4. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?
5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик?

Ответы,
1. Юра.
2. Два разреза.
3. Одинаково.
4. Одна.
5. 2 часа.

1. Человек выключил свет и успел добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. Как это?
2. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице?
3. Зачем охотник носит ружье?
4. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это?
5. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему?

Ответы, в которые не спеши заглядывать:-)
1. Он лег спать днем.
2. 3*4*4+2=50
3. За плечами.
4. Вползти в комнату может каждый.
5. Шофер шел пешком

Приложение № 3
Конкурс «К вам едут родственники» Словарь – родства.
Свёкор - кто это? (отец мужа).
Свекровь- мать мужа.
Тесть- отец жены.
Тёща- мать жены.
Сват- отец или родственник одного из супругов.
Зять- муж дочери, сестры. Муж золовки.
Невестка – замужняя женщина по отношению к родным её мужа.
Деверь – брат мужа.
Золовка- сестра мужа.
Шурин – брат жены.
Свояченица – сестра жены.
Двоюродный брат – сын родного дяди или тёти.
Кузен – двоюродный брат.
Сводные – мать одна отцы разные.
Племянник –сын (дочь) брата (сестры).

Приложение № 4
Конкурс « Моя семья»
Вопросы детям.
- Дата рождения ваших родителей
- Кем работают родители?
-Любимый цветок мамы?
- Любимые фильмы папы?
- Любимые блюда родителей?
- Любимое занятие родителей?
- Любимый праздник мамы?
Вопросы для родителей.
- Какую телепередачу ваш сын (дочь) смотрит с особым удовольствием?
- Какой учебный предмет особенно удаётся вашему ребёнку?
- Любимое увлечение ребёнка?
- Как зовут самого близкого друга вашего ребёнка?
- Как зовут соседа по парте?
- Какую оценку принёс сегодня ваш ребёнок?
- Какие сегодня были уроки у вашего ребёнка?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание ценностного отношения к семье – это один из главных вопросов, от решения которого зависит благополучие общества.

Именно школа может стать активной помощницей родителям в формировании культуры общения детей, как со сверстниками, так и с людьми старшего поколения, в развитии внутрисемейных отношений, где личностными качествами выступают: доброта, взаимопонимание, способность к сотрудничеству.

Данное мероприятие направлено на раскрытие семейного творческого потенциала, укрепление внутрисемейных связей и на тесное сотрудничество между родителями, детьми и преподавателями школы. Оно рассчитано на разновозрастную аудиторию: учащиеся от 6 до 16 лет, родители, дедушки и бабушки, преподаватели детской школы искусств.

Цели:

Укрепление связей между семьей и школой;

Помощь в развитии внутрисемейных отношений;

Создание системы публичных школьно-семейных мероприятий;

Формирование новых школьных традиций.

Задачи:

Выявление и раскрытие творческо-интеллектуального семейного потенциала;

Применение на практике положительного опыта семейного воспитания;

Поддержка семейных традиций;

Усиление мотивации к обучению детей в ДШИ.

Форма проведения: семейная гостиная

Оборудование:

Музыкальные инструменты;

Электропиано;

DVD-проигрыватель;

Аудиозаписи;

Компьютер;

Принтер;

Реквизиты для оформления сцены;

Реквизиты для оформления выставки прикладного искусства;

Экспонаты для выставки;

Рисунки для выставки изобразительного искусства;

Реквизиты для игр.

Для успешного проведения семейного праздника необходимо выполнить следующую подготовительную работу:

Разработать и написать сценарий;

Оказать необходимую помощь при подготовке концертных номеров семейных коллективов;

Собрать экспонаты для выставки прикладного искусства;

Выбрать рисунки учащихся для выставки изобразительного искусства;

Записать на электропиано фрагменты популярных современных и классических произведений;

Составить подборку игр;

Подготовить реквизиты для игр;

Подготовить реквизиты для оформления сцены, выставок;

Подобрать музыкальный материал для оформления всего праздника;

Подобрать вопросы для литературной викторины;

Напечатать благодарственные письма для родителей;

Подготовить приглашения для гостей;

Напечатать афишу.

Методические советы организаторам данного мероприятия

Семейный праздник станет ярким и запоминающимся, если будет проведен в красочно оформленном концертном зале. Здесь же необходимо расположить выставки детского рисунка и прикладного искусства, предварительно собрав информацию об авторах, названиях работ и используемом материале. Собранную справочную информацию можно использовать для проведения экскурсии. Экспонаты выставок должны хорошо просматриваться и могут быть скомпонованы по жанрам, темам или расставлены в произвольном порядке.

Сцена – главное место действия «Семейных посиделок». Поэтому она должна оставаться свободной, но вместе с тем быть красочно оформленной. Вот некоторые варианты её оформления:

На заднике цветными буквами расположено название вечера: «Семейные посиделки»

На заднике расположены названия телепередач, используемых в сценарии;

С помощью мультимедийного проектора на экран выводятся названия телепередач, информационные справки о них.

Необходимым условием успешного проведения данного мероприятия является вовлечение в него всех присутствующих в качестве участников, активных слушателей и зрителей. Эмоциональная составляющая является показателем успеха. Важно постоянно следить за реакцией зала, не позволяя скуке овладеть аудиторией.

Сценарный план

1. Вступление: «Родительский дом – начало начал».

2. Основная часть: «Круто ты попал на TV» (по мотивам популярных телевизионных передач):

  • Разминка («Звездный час»)
  • Выставка прикладного искусства «Оч. умелые ручки» («Пока все дома»)
  • Игры («Большие гонки»)
  • Музыкальная викторина («Угадай мелодию»)
  • Семейные концертные выступления («Минута славы»)

3. Заключение: вручение благодарственных писем, подарков.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит музыкальная заставка песня «Родительский дом»)

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые гости!

Однажды на досуге я листала старый школьный альбом с фотографиями. Перед глазами мелькали мгновения праздников, торжественных линеек, концертов, выпускных вечеров, а память услужливо предоставляла возможность вновь и вновь окунуться в те давние события, вспомнить знакомые лица…

Почти на всех снимках вместе с детьми неизменно были и родители.

Я вдруг поймала себя на мысли, что наши преданные и незаменимые помощники незаслуженно обделены вниманием, и поэтому предложила своим коллегам незамедлительно поправить сложившуюся ситуацию. Таким образом, появился на свет этот проект под названием «Семейные посиделки».

Все собравшиеся в этом концертном зале составляют одну большую музыкальную семью фортепианного отделения, состоящую из множества отделений семей. В состав некоторых из них входят представители разных поколений:

дедушки – бабушки;

папы – мамы;

дети – внуки.

Что же такое семья? Давайте вместе попробуем составить словесную картину.

Семья – это:

Близкие и родные люди;

Те, кого мы любим;

С кого берём пример;

О ком заботимся;

Кому желаем добра и счастья!

Семья – это место где мы

Отдыхаем;

Учимся любви ответственности и уважению;

Где нас ждут;

Где нам помогут;

Где нам уютно и комфортно

Семья – это главное в жизни.

Не зря гласит английская пословица: «Мой дом – моя крепость!»

Сегодня мы вместе в тесном круге семейных команд для того, чтобы блеснуть творческими способностями, показать эрудицию, поболеть друг за друга и в конечном итоге получить заряд бодрости и радости!

Как известно, любая дружная семья в конце трудовой недели любит собираться вечером около телевизора. Я предлагаю вам стать участниками популярных телевизионных передач. Располагайтесь поудобнее, мы отправляемся в телепутешествие.

Для того, чтобы понять, в какой «телепорт» мы прибываем, вам нужно отгадать музыкальную заставку.

(Звучит музыкальная заставка интеллектуальной игры «Звёздный час»)

В качестве разминки приглашаю вас, как вы и догадались, в игру «Звездный час»

(Здесь и при очередном появлении по сценарию новой телепередачи можно использовать информационные справки из Приложения)

Делим зрителей в зале условно пополам. Вопросы будут звучать по очереди для каждой половины зала.

  • Сколько всего нот? (7)

У какого музыкального инструмента 3 струны? (Балалайка)

  • Прозвище д. Стёпы из стихотворения С. Михалкова? (Каланча)

Герой р.н.с., путешествующий на печи? (Емеля)

  • Содержимое Страшилы из сказки «Волшебник Изумрудного города» (Солома)

Инструмент Железного Дровосека? (Топор)

  • Жилище бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)

Кто из обитателей болот стал Царевной? (Лягушка)

  • На каком музыкальном инструменте играл крокодил Гена? (Гармошка)

С кем пел дуэтом песенку «Я на солнышке лежу» Львенок? (Черепаха)

  • Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)

Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка)

  • Сколько белых клавиш у рояля? (52)

Сколько чёрных клавиш у рояля? (36)

  • Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло)

Крыса старухи Шапокляк? (Лариска)

  • Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

Лиса – спутница Базилио? (Алиса)

  • Кто исполняет песню Снегурочки в новогоднем выпуске «Ну, погоди!» (Заяц)

Музыкант из Цветочного города (Гусля)

Ведущая: Молодцы! Зал продемонстрировал исключительно высокий интеллектуальный уровень! Вновь отправляемся в путь и пожелаем себе: «Счастливого плавания!»

(Звучит музыкальная заставка телепередачи «Пока все дома»)

Ведущая: Рубрика «Оч. умелые ручки» телепередачи «Пока все дома» очень любима зрителями. Мы воспользовались этим брэндом и именно так назвали нашу выставку. Очевидно, вы уже познакомились с ее экспонатами, и в ваших душах несомненно появились чувства восхищения, радости и наслаждения.

Искренность и доброта, желание оставить на листе бумаги свое видение мира отличают детские рисунки нашей коллекции из раздела «Живопись и графика»

(Представление детских живописных и графических работ с рассказом об авторах и технике исполнения)

Ведущая: Работы участников раздела «Прикладное искусство» поражают своим разнообразием!

Сколько времени и терпения требует от рукодельниц вышивание! Но без любви и преданности делу нельзя обойтись. Ведь в каждую вышитую нитками или лентами картину вложено не только мастерство, но и вдохновение.

(Представление изделий из вышивки, их авторов и техники исполнения)



Дерево – благодатный природный материал. К изделиям из него так и хочется прикоснуться и ощутить живую энергетику и теплоту.

Представленные здесь вазы, декоративные тарелки, цветы и кубки изготовлены из разных пород дерева, каждая из которых имеет свой цвет и структуру

(Представление изделий из дерева, их авторов и техники исполнения)




Яркая жизнь сквозит из каждой игрушки, выполненной в технике «дымковская игрушка». Того и гляди, барышни и кавалеры оживут, а птички – свистульки запоют на разные голоса!

(Представление изделий из глины, их авторов и техники исполнения)




Радужным разноцветьем радует глаз искусные работы мастерицы бисероплетения! Здесь и букет цветов, и вазы, и шкатулки, и (о, чудо!) пасхальные яйца.

Любое изысканное украшение в виде колье, браслетов, серёжек мечтала бы иметь в своей коллекции самая большая модница!

(Представление изделий из бисера, их авторов и техники исполнения)




Ведущая: Экскурсия по нашей выставке подходит к концу. Каждая работа уникальна и неповторима! Можно лишь воскликнуть: «Браво!» В качестве подарка участникам выставки звучит «Марш» из к/ф «Пес Барбос и необычный кросс» в исполнении Трио преподавателей: Агарева Г.М., Лысова Е.Н. и Волокитина Н.М.


Ведущая: Мы продолжаем наше плавание в телеокеане, и я предлагаю отгадать, куда мы направляемся.

(Звучит музыкальная заставка телепередачи «Большие гонки»)

Ведущая: Прозвучали позывные спортивно-развлекательной телепередачи «Большие гонки».

Приглашаю на сцену желающих активно подвигаться, размять не только ноги, но и ум. Всех участников делим на 2 команды, выбираем названия. Победителем станет та из них, что наберет наибольшее количество смайликов по итогам всех игр. Следить за ходом игр будет многоуважаемое жюри.

(Подбор команд, выбор жюри)

Игры

На надутых шарах написать наибольшее количество нотных символов;

Пробежать по сцене каждому участнику команды с этим шаром, держа его на подносе, стараясь не уронить;

Придумать наибольшее количество слов, в состав которых входят названия нот. Например: до рога, ре ка, ми нута, фа ра, рассоль ник, коля ска, си роп и т.д.

Найти с закрытыми глазами как можно быстрее свою обувь в перемешанной обуви участников команды (по одной – от каждого);

Придумать состав продуктов или меню на буквы «С» (Семья) и «М» (Музыка).

(После каждой игры раздаются смайлики. Жюри определяет победителей и награждает сладкими или иными призами.)

Ведущая: В течение долгого времени в телеэфире можно было слышать позывные очень популярной телепередачи, которую я надеюсь, вы узнаете мгновенно.

(Звучит музыкальная заставка «Угадай мелодию»)

Приглашаю на сцену желающих посостязаться в знании современной и классической музыки.

Музыкальная викторина

  • В. Шаинский «Антошка». Из м/ф «Весёлая карусель»
  • Е. Крылатов «Колыбельная медведицы». Из м/ф «Умка»
  • А. Полонский «Цветущий май». Фокстрот
  • В. Шаинский «Чунга-чанга». Из м/ф «Катерок»
  • Л. Бетховен «Лунная соната»
  • Г. Гладков «Песенка Львёнка и Черепахи». Из м/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песенку»
  • Р. Лихтинен «Летка-енка»
  • Французская народная песня «Танец утят»
  • Е. Крылатов «Крылатые качели»
  • К. Сен-Санс «Лебедь». Из сюиты «Карнавал животных»
  • Е. Дога «Вальс». Из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
  • М. Таривердиев «Маленький принц»

(Небольшие фрагменты музыкальных номеров записаны в память электропиано)

Ведущая: Жюри определило победителей. Ему слово.

(Подведение итогов и награждение)

Ведущая: Наше телепутешествие подходит к своему финалу. Мы прибыли в последний порт.

(Звучит музыкальная заставка телепередачи «Минута славы»)

Ведущая: В каждой семье есть свои секреты и традиции: кто-то удивляет кулинарным искусством, кто-то – рукоделием, а кто-то – творческими дарованиями.

В отличие от телевизионного варианта наша «Минута славы» пройдёт в виде концертных выступлений.

Итак, «Минута славы» на нашей сцене! А залогом успеха станет ваша поддержка и бурные аплодисменты.

Программа концерта

  • Семья Шуваловых: Сергей Васильевич с дочерью Александрой

Б. Савельев «Песенка кота Леопольда»


  • Семья Стрекнёвых: Ирина Николаевна с сыном Ильёй
  • Чешская народная полька


Семья Ториных – Юр: Евгения Владимировна с сыновьями Сергеем и Дмитрием

«Сказка на новый лад» (Репка)


  • Квартет «Bell». Семья Беляевых: Сергей, Вячеслав, Александра, Михаил

Артоболевская «Вальс собачек»


  • Семья Лариных-Кирсановых: Юлия Александровна с сыном Дмитрием

Ж. Пьермонт «Весёлые колокольчики»


  • Семья Мехоношиных: Наталья Павловна с дочерью Валерией

Д. Кабалевский «То берёзка, то рябина»


  • Семья Киреевых: Наталья Анатольевна с дочерью Александрой

Ф. Шопен «Собачий вальс»


  • Семья Ушениных: Галина Ростиславовна с дочерью Анной

В. Витлин «Кошечка»


  • Семья Щёкиных: Нина Вадимовна с дочерью Маргаритой и подругой дочери Вертковой Алёной

С. Михалков «Заяц и Черепаха»


  • Семья Князевых-Колпаносовых: Татьяна Борисовна с сыном Никитой

Л.Бетховен «К Элизе»


Семья Васильевых: Оксана Васильевна, Павел Васильевич с дочерью Алиной и её друзьями «Старая сказка на новый лад» (Теремок)


Ведущая: Приглашаю всех участников на сцену. Призы в студию!

(Взрослым вручаются дымковские игрушки, изготовленные детьми, а детям – сладкие призы)




Ведущая: Дорогие друзья!

Вот и подошел к концу этот удивительный вечер, который волшебным образом собрал всех в единый музыкально-семейный круг. Как здорово, что взрослые смогли порадоваться успехам своих детей и внуков, а те в свою очередь испытали гордость за мам и пап, бабушек и дедушек.

Очень скоро, в последнее воскресенье ноября в России будет отмечаться «День Матери», праздник совсем молодой для нашей страны.

Пусть сегодняшняя встреча станет подарком мамам и бабушкам, которые самоотверженно и беззаветно отдают своё тепло, доброту, заботу и любовь близким и родным людям, а значит – семье!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, семейные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая ваша семья!»

Позвольте приступить к приятному моменту награждения участников наших «Семейных посиделок».

(Вручение благодарностей родителям, прринимавшим активное участие в празднике)

Ведущая: С момента зарождения идеи «Семейных посиделок» и до нынешнего вечера у меня часто возникали вопросы: всё ли удастся? Как это всё получится? Но благодаря вашему энтузиазму и отзывчивости, нам вместе удалось создать атмосферу уюта, праздника и радости. Искренно и от всего сердца благодарю вас за это.

Сегодняшний вечер, который возможно станет началом новой школьной традиции, вы провели в гостях у фортепианного отделения ДШИ № 2, а провела его для вас автор проекта – Агарева Г.М.

(Музыкальная заставка «Круто ты попал на TV»)

Конец праздника

Методические советы на период ближайшего последействия

Пока высоки позитивные эмоции, необходимо после проведенного мероприятия наметить план дальнейшей работы с родителями. Это могут быть классные часы на актуальные темы, классные концерты учащихся для родителей или отчетные концерты отделения для той же аудитории.

После такой работы преподаватели школы почувствуют проявление интереса к школьному процессу и, как следствие, большую поддержку со стороны родителей.

Такие мероприятия могут стать постоянными не только в рамках одного отделения, но и для всей школы в целом. Достоинства такой работы очевидны, а польза ощутима.

Ожидаемые результаты

Формирование у детей отношения к семье, как к одной из главных жизненных ценностей;

Повышение заинтересованности родителей к школьной жизни;

Решение школьных проблем совместными усилиями преподавателей и родителей;

Повышение результативности обучения;

Становление новой школьной традиции семейных вечеров.

  • Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
  • Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  • Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992.
  • Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.
  • Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.

Приложение

В помощь организаторам

Информационная справка

  • «Звездный час » – детская интеллектуальная игра, канал ОРТ, первый ведущий – С. Супонев. Существовала с 19.10.1992 по 16.01.2002 гг.
  • «Пока все дома» – развлекательная передача, Первый канал, ведущий – Т. Кизяков. Выходит в эфир еженедельно с 08.11.1992 г.
  • «Большие гонки» – спортивно-развлекательная передача, первый канал, ведущий – Д. Нагиев, выходит в эфир с 25.09.2005 г. Идея веселого состязания принадлежит Ш. де Голлю, президенту Франции, который хотел таким образом объединить молодежь и укрепить дружбу между странами.
  • «Угадай мелодию» – популярная музыкальная игра, Первый канал, ведущий В. Пельш. Формат – музыкальная викторина. Существовала в период с 03.04.1995 по 30.06.2005 гг.
  • «Минута славы» – шоу талантов, где каждый участник может продемонстрировать свои уникальные возможности, Первый канал, выходит в эфир с 17.02.2007 г.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о семье, семейном счастье, взаимоотношениях в семье;
  2. помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношений, сплотить детей и родителей;
  3. осознание учащимися установок на будущую семейную жизнь, ответственность членов семьи.

Задачи:

  1. вооружение учащихся актуальной информацией по проблеме семьи;
  2. обретение первичного опыта преодоления противоречий и проблем, неизбежных при построении семейных отношений;
  3. создание предпосылок для формирования ценностного отношения школьников к семье;
  4. воспитание на примере взаимоотношений в семье;
  5. привитие навыков коллективизма, солидарности, «чувства локтя»;
  6. уяснение понятий «семейные ценности», «семейные реликвии», гордость.

Оборудование:
Выставка семейных фотографий «Моя семья!» и рисунков «Мой дом! Моя семья!»;
Плакаты:
- «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
- «Когда семья вместе, так и душа на месте»
- «Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому»

- «Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направить мужчину туда, куда хочет повести его Господь Бог». (Г. Исен).
Музыкальное оформление:
песня "Родительский дом”, «Песенка мамонтенка», музыка к песне «Маленький принц», «Ой ты, Порушка-Параня…», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались …»

Мультимедийные презентации

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Оргмомент

– Добрый день, уважаемые родители и дети!

(Звучит песня «Родительский дом»)

Ведущий: Сегодня на нашем классном часеречь пойдёт о семье. Ребята, мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете об истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными традициями русского народа.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

С чего начинается любая семья?

Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

Семья – это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. БЛАГОДАРЯ СЕМЬЕ ВЫ ПОЯВИЛИСЬ НА СВЕТ.

А что – это такое семья?

Послушайте одну сказку.

(Звучит музыка к песне «Маленький принц», инсценировка сказки)

Рассказчик : Давным-давно, много веков назад, так много звезд на небе как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки.

Луна: Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?

Рассказчик : Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила. Звёздочка: Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!

Луна: А в какие ночи твой свет становится ярким?

Звёздочка: Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?

Луна: Ты узнала тайну спешащих странников?

Звёздочка: Да. Однажды я задала вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...

Луна: А какими были его глаза?

Звёздочка: Они светились в темноте от счастья и радости. Я спросила у него: «Чему ты радуешься, странник»?

И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Рассказчик : Звездочка замолчала, а затем ответила.

Звёздочка: Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.

Рассказчик : Луна посмотрела на Звездочку и спросила.

Луна: Моя маленькая помощница! А хотела бы ты иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?

Звёздочка: А разве это возможно»?

Рассказчик : Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

Вот и сказка вся, понравилась ли она вам?

Ведущий: А когда родилась ее величество семья?

(Сценка «Разговор Адама и Евы»).

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приголубит?

Украсит жилье?

«Я, я – снова вторила Ева, - Я, я... »

С этой поры родилась семья.

Ведущий: В каждом доме есть семейный очаг. Очаг – символ дома, символ святости семьи. Его огонь возжигался от огня святилища. Хранить его было священным служением женщины. Погасить огонь - было знаком величайшей беды. Семья жила у очага. У очага сушили вещи, согревались, у очага мечтали, делились своими проблемами. Еще с древних времен высоко чтилась святость брака мужа и жены. Брак между двумя влюбленными сердцами считается священным союзом. Издревле мужчина охранял свою семью, добывал пищу. И неизвестно до сих пор, чья роль важней: мужчины или женщины, и кому в жизни достается больше выдержать испытаний: мужчине или женщине?
На доске плакат.

Ведущий читает:
«Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направить мужчину туда, куда хочет повести его Господь Бог». (Г. Исен).

Ведущий: В воспитательном обиходе всех народов бытует огромное число пословиц. Вдумаемся же в их мудрые суждения.
Дети в русских костюмах перекликают, говорят пословицы .
1ученик : Муж – голова,
2 ученик : Жена – шея,
3 ученик : Куда повернет, так и будет.

1 ученик : Жена, как родина,
2 ученик : Где бы ни ходил,
3 ученик : Всегда возвращаешься.

1 ученик : Жена – пила,
2 ученик : Если муж – бревно.

1 ученик : Уважай жену,
2 ученик : Носи ее на руках,
3 ученик : А на шею она тебе и сама сядет.

1 ученик : Муж от жены отличается тем,

2 ученик: что носит на шее галстук.
3 ученик : А жена – бусы, да еще и детей, да еще и мужа.

1 ученик : Когда семья вместе,

2 ученик : И сердце на месте,

3 ученик : Потому и есть в семье любовь.

Дети встают в хоровод в русских костюмах и поют игровую песню.
«Ой ты, Порушка-Параня …»


Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.

А кто же входит в состав семьи? Перечислите, пожалуйста, членов семьи?

(Ответы детей)

Давай послушаем стихи о семье:

1.Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и в судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

2.Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое.

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечает папа: «Не было тебя!»

Как же может быть такое, что без меня

Родилась такая дружная счастливая семья?

3.Я так люблю, когда луна глядит в окошко,

И сказки тихо бродят по углам.

А рядом мама держит за ладошку,

И гладит мои волосы слегка.

Сегодня в доме выходной,

Сегодня – воскресенье.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,

Для мамы печем печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладем на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама помоет посуду.

4.Мой папа любит в дневнике

Красиво расписаться,

А с двойками, что ставят мне,

Он разрешает маме разобраться

5. Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой - уже захрапел.

6. Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша совсем не стара.
Есть и морщинки у бабушки нашей?
С ними она ещё лучше и краше!
Если любимая кукла больна,
Вылечит куклу сразу она.
Если на лбу появляется шишка,
Пуговки нет, изорвётся пальтишко
Или другая какая беда-
Бабушка нам помогает всегда.

7. Над горой подарков плачет наша именинница:
- Новый мячик плохо скачет, а шампунь не мылится!
Носом хлюпает плаксиво: - Эти бусы бьются!
Эта кукла некрасива - волосы не вьются!
Не хочу щенка в подарок и не надо кошки.
Не прошу альбом для марок и не жду сапожки.
Ни мычащую бурёнку, ни гадюку страшную...
Подарите мне сестрёнку, только лучше старшую!

8. У меня родился брат. Я, конечно, очень рад.
Только этот братик не встаёт с кровати.
Как не будешь тут сердит? Днём мой брат всё время спит,
Плачет среди ночи, а играть не хочет!
В доме всё теперь вверх дном. Все заботятся о нём.
Даже мне для брата быть примером надо.
Я стараюсь, я готов! Только брат не знает слов.
Говорит лишь "мама", Да и, то так странно!
Время медленно идёт. Долго братик мой растёт,
Но уже я знаю - в нём души не чаю!
Я его не тороплю! Я его и так люблю!
Он такой хороший! Он немножко на меня... На меня похожий!

9. Сегодня праздник у меня,

Сегодня день рождения!

Придет поздравить вся семья,

Готовим угощенье!

Две бабушки мои придут

И два солидных деда,

Рассказы слушать их люблю

Про светлый день Победы!

Придет любимая сестра

С племянницей-малышкой.

И с важным видом буду ей

Показывать я книжки.

Сегодня очень счастлив я!

Я жду тебя, моя семья!

Звучит весёлая музыка, на сцене появляется Колобок.

Я Колобок, Колобок
Я ушёл от бабушки,
Я ушёл от дедушки.
Не нужна мне семья
Один справлюсь Я.

Навстречу ему выходит семья. Это семья фермеров. Они принесли с собой разнообразную выпечку. После рассказа о своей дружной семье Колобку, они приглашают его к себе жить. (Презентация 1)

Колобок: Нет, не хочу!

И покатился дальше. Катится, катится Колобок, навстречу ему другая семья. На все руки мастера. Мама – продавец, папа – строитель, бабушка – портниха, дедушка – водитель. Рассказывают о своей семье и приглашают Колобка к себе жить. Колобок задумался, но покатился дальше. (презентация 2)
А навстречу ещё одна семья – они песни петь мастера. Поют песню «Надежда». После рассказа о своей семье приглашают Колобка к себе. (Презентация 3)

Колобок в растерянности. Он говорит, что одному лучше и что он сам справится с любым делом.

Ведущий: Давайте проверим, устроим соревнования между семьями и Колобком.

I . Конкурс «Пословица недаром молвится»

Пословицы разбиты на две части, составь целое:

· Не нужен клад, когда в семье лад.

· Когда семья вместе, и сердце на месте.

· В гостях хорошо, а дома лучше.

· Не красна изба углами, красна пирогами.

·В родной семье и каша гуще.

II . Конкурс «Мой дом»

Задание: надуть воздушный шарик (это – дом), обставить мебелью (нарисовать фломастером).

III . Конкурс «Художников»

Рисуем под диктовку:

Нарисуй круг большой,
Сверху маленький такой,
На макушке ушка два –
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов –
Он красивей всех котов.

IV . Конкурс «Мамины руки»

Узнать руки своей мамы с закрытыми глазами. Звучит песенка «Мамонтёнка».

V . Музыкальный конкурс

Узнать, о чём или о ком поётся в песне:

· Она всё лежит да на солнышко глядит. (Черепаха)

· Представьте себе: зелёненький он был. (Кузнечик)

· Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка)

· Он бежит, качается. (Вагон)

· Они бегут неуклюже. (Пешеходы)

· С нею весело шагать по просторам. (Песня)

·От неё становится всем теплее. (Улыбка)

Колобок не справляется ни с одним заданием. Он плачет:

– Я хочу домой! К моим любимым дедушке и бабушке! Я буду их слушаться, помогать им, жалеть их. Я понял, что один я ни с чем не справлюсь. У вас очень хорошие, дружные семьи, вы любите друг друга. И мои родные переживают за меня и скучают. Спасибо вам, что вразумили меня. Берегите свои семьи, любите друг друга!

Колобок возвращается домой.

Награждение победителей.

Ведущий: Семья - это общечеловеческая ценность, где формируются взаимоотношения детей и родителей. И только тепло наших душ поможет создать дом мечты для семьи, где все будут жить счастливо.
Ведь дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.

Учащиеся читают стихотворение И. Молчановой «Семь главных правил».
1. Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

2. Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.

3. Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник,
И продолженье рода. Пусть струится!

4. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

5. Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

6. А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

7. Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8. И наконец, седьмое – чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива и радостна.

Под песню «Мы желаем счастья вам», участники и гости приглашаются на чаепитие..