Музейная педагогика как направление воспитания в доу. Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в доу

Музейная педагогика в ДОУ

В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?", «В чем секрет красоты?», «По­чему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком.

И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется дошкольников. Но, чтобы вос­пользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам

Правило первое. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются от очередного посещения благородного учреждения. Словом, ко­личество никак не переходит в качество.

Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно, что уповать на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейный педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с ново взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

«Бабушкины чердаки и сундуки», се­мейные альбомы и реликвии - незамени­мые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педа­гога имеется большой выбор видеоматери­алов и других иллюстративных материа­лов, открывающих богатейший мир кол­лекций российских и зарубежных музеев.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей дея­тельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою от­ветственность не только за его сохра­нение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправлен­ным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоцен­ностей, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поко­лениями и экспертами произведения ис­кусства и артефакты истории, формиро­вать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея - в детском саду, на предваряющих занятиях. Так, уча­стниками «диалога» могут быть старин­ные предметы, отличающиеся изыскан­ным вкусом: неброским рисунком, изящ­ными линиями, совершенной формой, на­пример старинная амфора, изящная ча­шечка и др. В диалог с ними вступают ве­щи, олицетворяющие современный китч, - та же «игрушечная» амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, ут­рированными формами.

Словом, осуществлению этой важной миссии по формированию у ребенка лич­ностного, эмоционального отношения к культурному наследию может способство­вать музейное образование.

Правило третье. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следова­ния психолого-педагогическим принци­пам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изрече­ние может служить своеобразным эпигра­фом к музейной педагогике, ибо в нем за­ключен важнейший принцип данного на­правления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на су­хом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

В основе развивающих методик музей­ной педагогики лежит и постулат выдаю­щегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педаго­гов, и реко­мендации выдающихся швейцарских уче­ных - психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

Уникален опыт психолого-педагогичес­кой деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельст­вующий: основа обучения и воспитания де­тей - сенсорное воспитание. Под воспитани­ем органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, раз­витие внимания, способности к собственно­му суждению о предмете. Важно и интерес­но для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувст­ва осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музей­ные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитан­никами с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры... Этот важнейший принцип освоения ребенком ок­ружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возмож­ность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, оте­чественные специалисты в области музей­ного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоцио­нальной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагоги­ческой задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принци­пом ценностного освоения действительно­сти : «Ценностям нельзя научиться, цен­ности необходимо пережить».

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в прост­ранстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - hand"s on - «знание через руки». В большинстве зарубежных му­зеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских. Здесь не­посредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся лич­ным приобретением каждого ребенка. Изучение и анализ практической и тео­ретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музей­ных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие мето­ды, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности .

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Правило четвертое. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!» (авторы этих программ - работники Рус­ского музея в Санкт-Петербурге); в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.

Правило пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Тогда исторические и культурологичес­кие факты, великие имена, стиль, вкусо­вые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и образовательная работа в них.

Куклина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №7
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Парголово
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
Дата публикации: 03.12.2016
Раздел: дошкольное образование

В другом альбоме, фотографии тех, кто создавал наш музей:

В нашем музее можно поиграть: Знатоки могут посоревноваться: кто больше назовёт выражений, в которых упоминаются нарисованные животные:
Наш мини-музей продолжает радовать детей В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, необходимость организации воспитательно- образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В рамках модернизации образования акцент делается на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования. Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в
многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно- речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Здание нашего дошкольного образовательного учреждения № 18, расположенное в микрорайоне Горушки г. Алексина Тульской области, можно заметить издалека. Среди присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.

Между тем, это одно из старейших учреждений дошкольного образования в нашем городе и нынешний 2007–2008 учебный год для его сотрудников – юбилейный, 45-й.

С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины. И вот уже 15 лет детский сад работает по программе “Радуга” и фольклорной школе, основываясь на программе М.Новицкой “Наследие”.

Опираясь на задачи фольклорной школы, в детском саду разработана стройная система сотрудничества с местным краеведческим музеем.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.

Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности музейного педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду на протяжении трех лет. Планирование работы осуществляется совместно с сотрудниками музея и нашим педагогом дополнительного образования.


на 2005 – 2006 учебный год (первый год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем”
Октябрь “Тульский самовар” Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения промысла “Тульский самовар”
Ноябрь “Русская изба”
Декабрь “Народный костюм”
Февраль “Домашние духи и обереги” Знакомство с фольклором
Март “Русские музыкальные инструменты” Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами
Апрель “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства
Май “В последний час!” В.О.В.
Июнь “Игры наших предков” Приобщение к истории народной игры
Июль “Отчетная выставка в музее” Создание представления о работе нашего ДОУ

Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем нашего города, выезжая на обзорную экскурсию. В преддверии экскурсии мы проводим занятие, на котором знакомим с правилами поведения в общественном месте, в частности, в музее, и транспорте, обсуждаем их.

Во время первой экскурсии дети узнают историю музея, знакомятся с его архитектурой, экспозицией залов. По возвращении мы проводим викторину с наводящими вопросами по данной теме, и в качестве закрепления дети зарисовывают свои впечатления.

Посещая выставку “Тульский самовар”, ребята узнали об истории возникновения промысла самоваров, разнообразии форм и декоративного оформления самоваров. Дети на практике увидели, как разжигали старинный самовар. Закрепляя данную тему, дети по возвращении лепили самовары разных форм из пластилина. Заключительным этапом этого занятия послужило чаепитие и беседа о традициях русского чаепития. Всем детям было дано домашнее задание: вместе с родителями найти стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о самоваре. Так появился общий альбом устного народного творчества.

На занятиях по народному костюму дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Музейным педагогом были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма, а на музыкальном занятии вспоминали народные песни, в которых упоминаются элементы костюмов древних славян.

Занятие, посвященное знакомству с русской избой, мы проводили в детском саду. Одна из групп оформлена в стиле избы и представляет собой мини-музей. В план занятия входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные на занятии, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.

Многие занятия дублируются из года в год. Однако, со временем они совершенствуются, что-то добавляется, что-то изменяется. Вводятся новые типы занятий, разработанные сотрудником музея, отвечающим за работу с детскими садами, и преподавателем по музейной педагогике детского сада № 18 Алешиной М.А.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2006 – 2007 учебный год (второй год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей
Октябрь “Прялка и веретено” Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями
Ноябрь “Алексин – страж московских рубежей” Приобщение к истории родного города
Декабрь “Игрушки-небалушки”
Январь “Храмы и церкви города”
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка”
Апрель “Природа нашего края” Знакомство с природным отделом музея
Май “В последний час!” В.О.В. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков”

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2007 – 2008 учебный год (третий год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать представление о том, что такое музей
Октябрь Обрядовая кукла Знакомство с обрядовыми куклами
Ноябрь “Кузнечное дело” Знакомство с традиционными ремеслами
Декабрь “Храмы и церкви города” Знакомство с понятием “архитектура”
Январь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом
Февраль Юбилейная отчетная выставка в музее
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства
Апрель “Сила леса” Знакомство с природой родного края
Май “В последний час!” В.О. в. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков” Знакомство с народными играми

Вторя занятию по народному костюму, у нас прошло занятие под названием “Прялка и веретено”. На занятии в краеведческом музее дети узнали о быте русских людей, связанном с осенне-зимним периодом года, о том, из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем обрабатывали лен и шерсть. Сотрудник музея показал на практике, как перебивают шерсть и ссучивают нитку, и все дети попробовали это сделать. Они узнали, в чем различие прялки с донцем и прялки с колесом, имели возможность наглядно видеть работу с веретеном и прялкой, рассмотрели устройство ткацкого станка.

Закрепление знаний по данной теме вылилось в фольклорный праздник “Льняные смотрины”, предусмотренный программой фольклорной школы, с песнями, танцами, конкурсами. А на занятии по изодеятельности дети познакомились с городецкой росписью и расписали эскиз прялки.

Стало доброй традицией посещение краеведческого музея в канун праздника “Михайлов день”, где дети узнают об истории города – крепости Алексин и кузнечном деле, связанном с изготовлением орудий труда и оружия. Закреплением знаний, полученных в музее, стал спортивный праздник “Мы – богатыри”, где персонажи Илья Муромец и Алеша Попович собирали дружину, в которую мог вступить каждый, прошедший определенные испытания. На творческом занятии дети выполняли чеканку по фольге, составляя композицию из доспехов, шлема, щита и меча.

Как бы в продолжение темы русского дома следующее занятие у нас посвящено домашним духам и оберегам. Побывав на выставке в городском краеведческом музее, мы узнали, как выглядели обереги древних славян, от кого они были действенны и познакомились с персонажами легенд и преданий. Закрепили этот материал на интегрированном занятии совместно с музыкальным руководителем: “Куделя – день рождения домового” и выполнили рисунок на тему: “Рубашка для домового”.

На народном празднике “Свистунья” (с участием скоморохов) дети познакомились с традиционными русскими музыкальными инструментами и увидели их применение. На занятиях по ручному труду они лепили из теста свистульки.

К празднику Победы мы традиционно посещаем в музее зал боевой славы. Дети имеют возможность прикоснуться к истории боевого прошлого нашего города, послушав экскурсовода, посидеть в землянке, дотронуться до оружия, найденного на местах боевых действий археологической группой “Поиск”. Вдохновленные этой экскурсией, они выполняют рисунки на военную тематику.

Архитектуру города мы изучаем на занятии “Церкви и храмы города”. Это выездная экскурсия, которая проводится по территории церквей города. Дети узнают понятия, связанные с архитектурой: арка, свод, колонна, балкон, башня, мезонин и т.д., об истории создания в городе церквей. На закрепляющем занятии дети выполняют совместную работу: делают макет церкви из бросового материала (бутылочек из-под молока и йогурта, цветной бумаги и фольги, пластилина).

В летний период детский сад приглашает к себе в гости сотрудников музея на занятие “Игры наших предков”, которое проводится в неделю игр. Занятие включает в себя знакомство с народными играми разных поколений: “Бояре”, “Чехарда”, “Выбивалы”, “Кошки-мышки” и другими. Дети вместе с затейником и воспитателями разучивают эти игры, а на прогулках закрепляют полученные знания.

Хорошей традицией стала выставка работ в краеведческом музее, которая подводит итоги годовых занятий. Здесь представлены работы с занятий по закреплению знаний по музейной педагогике, работы по изодеятельности и ручному труду, творческие работы сотрудников. Выставка эта вызывает большой интерес у жителей города.

Город наш невелик, и музеев у нас немного, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.

Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

1.Введение.......................................................................................................................3

2.Основная часть...........................................................................................................3

3.Заключение..................................................................................................................5

4.Список литературы..................................................................................................6

1.Введение.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

2.Основная часть

С целью художественно – эстетического развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания, на протяжении ряда лет наш педагогический коллектив ведет работу по приобщению детей к истокам Родины через сотрудничество с социальным партнером - Национальным Музеем Республики Адыгея.

Нами были определены следующие задачи:
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям народов;
- способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к национальной культуре, традициям, языку;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому мы стремимся с раннего возраста знакомить и приобщать детей к Музею. Встреча с хорошо знакомыми предметами вызывает у ребенка радость узнавания, оставляет положительные эмоции.

Согласно плану совместной работы, сотрудники музея проводят интересные выставки и занятия на базе ДОУ:

1. «День национального костюма» - сотрудники музея рассказывают об особенностях национального костюма народов, живущих в Республике Адыгея.

2. «Сказка о лоскутной кукле» - во время работы этой выставки дети узнают о народных промыслах и традициях. Имеют уникальную возможность самим поучаствовать в народном творчестве (делают сами лоскутную куклу)

3. «Ко дню рождения В.И. Даля» - в 2015г был юбилей великого писателя. Воспитанники познакомились с его творчеством, героями его сказок, узнали об особенностях создания словаря русского языка Владимира Ивановича Даля.

4. «К 120 – летию Е.Л.Шварца»» - воспитатели ДОУ провели краткосрочный проект, посвященный творчеству нашего земляка, великого писателя и драматурга Евгения Львовича Шварца. Воспитанники познакомились с героями его книг, участвовали в выставке рисунков по сказкам писателя, стали участниками инсценировки по мотивам «Сказки о потерянном времени». Сотрудники Национального музея организовали просмотр сказок и экспонатов к ним.

5. «Ко дню защитника Отечества» - Во время выставки дети стали участниками действий. Они смогли примерить на себя форму героев: врача, летчика. Услышали историю, каким нелегким путем нашим прадедам досталась победа. Рассуждали, что война не нужна. Мечтали о том, как повзрослев, станут защищать свою Родину.

Перед музейной выставкой, мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даем им первоначальный минимум знаний. Дети узнают новые слова, знакомятся с традициями семьи, национальным бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными экспонатами и делиться своими впечатлениями об увиденном. Детям очень нравятся музейные выставки, они с удовольствием рассказывают своим родителям о каждой встрече с сотрудниками музея, о том, что они увидели и что узнали нового. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации, поэтому после выставки дети любят зарисовывать то, что они увидели в музее.

В рамках социального партнерства МБДОУ № 2 и Национального музея был реализован краткосрочный проект - городской конкурс фотографий для воспитанников ДОУ «Родная сторонка». Целью конкурса было воспитание патриотических чувств к своей Малой Родине и развитие творческих способностей дошкольников. Воспитанники принимали участие в конкурсе совместно с родителями и педагогами. На конкурс было представлено 197 работ из всех садов города Майкопа.

3. Заключение

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к социальной культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У детей формируется ценностное отношение к национальной культуре, появляется интерес к литературе и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов культуры. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения воспитанников к природным, материальным и духовным богатствам общества.

4.Список литературы:

    Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст] : Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. - СПб. : «ООО Изд. «Детство - пресс», 2010. - 192 с.

    Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

    Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД №15 «ДЕЛЬФИН»

Консультация для педагогов

«Музейная педагогика»

Подготовила: Воспитатель Рыжей Е.В.

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

    Наглядность.

    Доступность.

    Динамичность.

    Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

    Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

    Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

    Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

    Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

    Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы , как:

    заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

    выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

    У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

    Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

    У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

    учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

    формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

    формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

    развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

    вызывать уважение к другим культурам;

    развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада.

Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

    родительские собрания;

    консультации

    индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

    оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

    наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

    соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

    Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

    Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

    Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

    Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

    Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

    Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

    Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

    Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

    Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

    Размещение материала на настенных полочках;

    Использование ширм;

    Использование стендов;

    Использование мобиле;

    Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

    «Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;

    «Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;

    «Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;

    Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

    «Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

    «Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

    «Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

    «Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

    Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

    Картинная галерея;

    Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;

    «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

    Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

    выявление творческих способностей детей;

    расширение представлений о содержании музейной культуры;

    развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

    создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Приложение 1

Схема описания экспонатов в каталоге .

    Рисунок (фотография) экспоната

    Название: Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.

    Где собран: Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.

    Кем собран: Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.

    Краткая информация об экспонате: Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.

    Как использовать в работе с детьми: При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

    Дополнительная литература: Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.

Список литературы:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.