Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования. Особенности формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА:

Лебедева С. П.

МДОУ «Детский сад Сказка»

воспитатель

п.Правохеттинский

2015 г.

Приложение...........................................................................................................20

Введение

В современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. В интересах мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого общества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Ш. Амонашвили и другие). Д.Б. Эльконин отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.

Ученые многих стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявление к ним интереса необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур.

Мы живем в многонациональном государстве, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.

1. Понятие толерантности. Воспитание толерантности у дошкольников

Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754-1838 гг.), министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.

На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее: «Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» .

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, какие заблуждения в сфере образования необходимо преодолеть, какие возможности современной сферы образования выявить, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие новые принципы опереться. Как отмечает Н. Г. Юровских , понятие «толерантный человек» имеет сложную структуру в силу того, что толерантность выступает как психическое и духовно-нравственное качество личности и имеет специфику применительно к действиям человека в разных сферах общественной и личной жизни. Так, М. С. Мириманова выделяет две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные. С ее точки зрения, бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить группы толерантных качеств:

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т. д.;

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права совершения ими заблуждений и ошибок, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим.

Отношение к идеалу толерантного человека в литературе является неоднозначным. Например, существует точка зрения, согласно которой толерантность как непротивление отрицательным воздействиям приводит к снижению чувствительности к маргинальному поведению и, в конце концов, к саморазрушению личности. Но, во-первых, непротивление злу включает и ненасильственное сопротивление злу. Во-вторых, понятия «непротивление злу силою» и «толерантность» не являются абсолютно тождественными, толерантность включает не только позицию признания чужих ценностей, но и духовно-нравственную активность, направленную на коммуникацию, диалог, поиск взаимоприемлемой для других позиции. Более распространенным является признание толерантности как сущностного свойства личности, обеспечивающего ее бытие с другими .

Несмотря на то, что универсальной формулы толерантности не существует, есть индивидуальные границы между дозволенным мне другими и дозволенным мною другим. Эта граница у каждого своя и она формируется в структуре личности каждого индивида отдельно. Однако со всей остротой встаёт вопрос, когда и как начинать формировать основы толерантного поведения человека? Придет ли это понимание само во взрослом состоянии вместе с освоением правого поля или его надо формировать раньше?

Многие прогрессивные ученые считают, что этим необходимо заниматься уже в дошкольном детстве. Выдвигается гипотеза о необходимости переоценки роли ребенка в современном обществе. Сегодня обществу, как никогда, нужна социально зрелая, свободная личность человека, обладающая толерантными чертами.

Концепция воспитания в новом веке строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше вмещать знания в своем сознании, чем больше будет понимать окружающих людей и процессы, протекающие вокруг него, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольном периоде. Как показывают исследования психологов Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка в целом .

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому, как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Вспомним, например, В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила Кроха: «что такое хорошо, а что такое плохо?»

Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Надо помогать взрослым», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей . Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все чаще наблюдается не прагматичность, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстие, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок -это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с тем поведением, которое демонстрируют взрослые. Норма, соблюдаемая взрослым рядом с малышом, влияет на формирование таких же черт поведения у ребенка.

В дошкольном возрасте для ребенка очень важна оценка взрослого, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребёнком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.

Поэтому, формирование позиций ненасилия - длительный и сложный процесс, который должен начинаться с раннего детства. Наиболее благоприятен для этого дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой стороны - потерей непосредственности, возникновением иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, обобщением переживаний. Все это обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности в проявлениях активности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно создать условия, которые будут способствовать формированию первоначальных компонентов позиции ненасилия, что выражается в способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование толерантности детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, можно условно выделить уровни проявления толерантности:

Когнитивный - знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

Эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неоднороден, признание права на отличие;

Поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.

На основе выделенных уровней, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания, можно выделить следующие этапы воспитания толерантности:

1. Знакомство дошкольников с основными законами и правилами человеческого общежития, с правами человека. Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрослыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. Использование продуктивных видов деятельности, позволяющих реализовывать свои возможности и удовлетворять потре¬ность в самоутверждении.

2. Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проигрывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого.

3. Формирование устойчивого толерантного поведения. Самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же необходимо показать дошкольникам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, если возникнет необходимость. На данном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.

Все эти этапы воспитания толерантности полностью не реализуются в дошкольном детстве, поэтому данная работа должна проводиться и в период школьного обучения.

Содержание занятий для детей старших групп ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

Например, программа занятий по воспитанию толерантности включает в себя три тематических блока: «Я и ты»; «Мои права и обязанности»; «По страницам Конвенции».

Все тематические блоки взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель.

Первый, базовый, этап работы с детьми предполагает знакомство с нравственными нормами и границами человека, в процессе освоения которых дошкольники начинают понимать преимущество естественного владения этими знаниями, учатся соотносить свои границы с чужими, выстраивать общение в их соответствии (I тематический блок).

Второй этап предполагает ознакомление с собственными правами (на отдых, образование, имя, любовь и т. д.) в процессе чтения художественных произведений, этических бесед; формирование навыков социально приемлемого поведения (II тематический блок).

Третий этап - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для детей всего мира; чтение соответствующих теме художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин и фотоматериалов о жизни детей в старой и современной России, об играх и занятиях детей из других стран (III тематический блок).

Идеология занятий для детей дошкольного возраста направлена на формирование у них способности к ненасильственному взаимодействию. Методологическая основа данного направления - принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических концепциях, где ненасилие рассматривается как общественная ценность.

В данной программе достаточно широко решены практические задачи:

Создание необходимой развивающей среды для правового воспитания и развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;

Обеспечение подготовки педагогических кадров по данному направлению;

Формирование морально-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, используя разные виды деятельности и формы работы с детьми;

Развитие у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности и, как условия для дальнейшего развития и самосовершенствования;

Повышение уровня правовой культуры дошкольников, педагогов и родителей.

В представленных в программе занятиях для дошкольников раскрывается примерное содержание формирования представлений детей о том или ином качестве; актуализируется ощущение собственного «Я», создаются предпосылки для переживания «Я» и выражения его в поведении».

Программа является комплексной, так как предусматривает работу не только с детьми, но и с родителями, в параллельном процессе, и с педагогами для повышения их компетентности. Системная работа ведется по всем направлениям, что можно увидеть в календарно-тематическом плане, который и отражает комплексную работу детей, педагогов и родителей.

Реализация разработанной программы сопровождалась психологическим мониторингом. Поскольку достаточно валидных и надежных методик на выявление уровня толерантности у дошкольников в нашей стране пока не создано, то авторы программы были вынуждены создать комплексную батарею диагностических тестов косвенно определяющих уровень толерантности. Она призвана сопровождать процесс реализации программы и отследить ее эффективность.

Для определения степени психологической комфортности детей в семье и пребывания в группе детского сада, выявления уровня тревожности, агрессивности и социализации воспитанников, степени освоения программы, определения уровня интеллектуального развития детей, был подобран специальный психолого-педагогический диагностический инструментарий: проективные методики - «Рисунок несуществующего животного», «Моя семья», «Я в группе детского сада», психолого-педагогические ситуации, социально-психологические опросники по материалам программы.

Заключение

Итак, в дошкольном возрасте:

У детей складываются первые моральные суждения и оценки своего и чужого поведения;

Первоначальное понимание своей и чужой психологической границы;

Возрастает действенность толерантного поведения;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. Формируя нравственные ценности дошкольника, взрослые заботятся о том, чтобы у детей были:

Выработаны нравственные убеждения, мировоззрение и восприняты требования и нормы общественной морали;

Развиты чувства патриотизма; уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

Сформировано умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Воспитано ответственное отношение к своим трудовым поступкам, тщательность в работе, дисциплинированность, ответственность в труде, трудолюбие;

Сформированы умения и навыки трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

Сформированы такие черты характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости;

Закреплены навыки миротворческой культуры поведения.

Возникает вопрос о наличии практических программ для работы с детьми по формированию миротворческой культуры и толерантного поведения. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла острая необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

Таким образом, чувство общности и способность «увидеть» другого, являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому человеку. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие, формирует толерантность. Поэтому, начинать работу в направлении воспитания толерантности можно уже с дошкольного возраста, именно в этот период закладываются ценностные основы мировоззрения.

Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо одновременно с двух сторон:

Просвещение взрослых;

Приобщение малышей к освоению ненасильственных методов межличностной коммуникации.

На современном этапе необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, приобщить их к общепринятым нормам поведения, помочь детям адаптироваться в окружающей среде так, чтобы в результате наших усилий они создали вокруг себя поле относительной безопасности, толерантности и счастья.

Считаем, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для взрослых и весьма важной в развитии детей.

Список использованной литературы

  1. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3.
  2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2011. - № 1. ч. 5.
  3. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская газета. 2000.12 сентября.
  4. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – СПб., СОЮЗ, 2013. - 176 с.
  5. Кочкина А., Лосева Н., Сташенков Д. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. – 2005. – № 5. – С. 15-18.
  6. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - М., 2012.
  7. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошкольной педагогики Магнитогорского гос. ун-та // Дошкольное воспитание. 2006. №4. С.98-103.
  8. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 11
  9. Сапунова В.С., Лазарева Л.С., Чичканова Т.А. Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжья // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 200-207.
  10. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: дисс. … канд. пед. наук:– Екатеринбург, 2012. – 155 с.
  11. Юровских, Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004

Приложение

Детям рассказали о доброте, дружбе, уважении друг к другу и к представителям других национальностей.

Для воспитанников детского сада работники библиотеки провели урок толерантности «В этом мире все равны».

Ребятам в доступной форме пытались объяснить, что означает быть толерантным, обсуждали тему важности доброты в нашей жизни на примере героев русских и зарубежных сказок, рассказали о правилах дружной работы: умей слушать друзей, уважай мнение каждого, будь активен, не ленись; а так же законы дружбы: доверять другу, уметь хранить чужие тайны, предлагать свою помощь. Кроме того, ребята вспомнили пословицы о дружбе.

Мастер-класс «Дружба крепкая»

Цель проведения:
Воспитывать чувство уважения друг к другу
Продолжить формирование толерантного отношения между ребятами.
Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Школа, быт наш и уют.

Для проведения мастер-класса необходимо приготовить: альбомный лист,простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей

Обвести левую ладонь простым карандашом на середине листа

На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец

Переверните рисунок пальчиками вниз

Для коллективной работы можно вырезать фигурки по контуру и оформить класс, или наклеить на ватман.

Подвижная игра

ГОРЕЛКИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, Последняя пара, беги!
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. К. Якуб: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умы-кивание" девиц. В самой древней нашей летописи - "Повести временных лет" - так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку. О происхождении самого название игры - «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н.Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется: Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013

Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3. - С. 51

Кристалл, Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2011. - № 3. - С. 34-35


Наталья Николаевна Шаброва, воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ детский сад № 136 «Полянка» г.Ульяновск

Толерантность - это терпимость к чужому мнению, вере, традициям, образу жизни и поведению. Толерантность очень широкое понятие. Это понятие охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Сегодня перед педагогами в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны стоит важная задача. Необходимо воспитать человека, члена общества, который сумеет уважать, без вражды терпеливо и осознанно относиться к чужому мнению.

В основе толерантности лежат идеи гуманизма. Гуманизм (от лат. humaniis - человеческий, человечный) , в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Существуют различные мировоззрения, противоположные взгляды на одну и ту же проблему, поведенческие нормы.

Мы (люди) все разные, но именно этим зачастую и интересны друг другу. Не может быть толерантным (терпимым) человек, который плохо знает историю, обычаи и традиции своего народа. Только хорошо познав себя и свой народ можно с уверенностью говорить об уважении других народов. Но это не означает, что толерантный человек должен полностью отринуть собственное я, ущемить свои интересы. Толерантность – это, прежде всего, обоюдное соблюдение личных интересов каждого не ущемляя при этом ни одну из сторон взаимоотношений. Соблюдение собственных интересов при неукоснительном уважении интересов и позиций других людей. Именно это и является истинной толерантностью в обществе.

Воспитывая ребёнка, мы взращиваем личность, которая в скором времени станет полноправным, активным участником общественных отношений. Большое внимание при воспитании толерантности у детей следует уделять социальной действительности. Воспитатель должен чётко представлять семью, окружение, в котором растёт ребёнок. Необходимо выяснить круг общения дошкольника. Какие сложились взгляды на действительность и взаимоотношения дома (в семье) , а также в среде сверстников, окружающих ребёнка. Всё это требует от воспитателя (педагога) скрупулёзной кропотливой работы. Зачастую именно от этой подготовительной работы зависит большая доля успеха.

В арсенале воспитателя при воздействии на интеллектуальную сферу ребёнка имеется действенный метод. Имя этому методу – убеждение. Разумно, аргументированно доказывая ребёнку, необходимость толерантного поведения педагог продвинется значительно дальше в своей работе. Убеждение в купе с набором разумных доказательств (иллюстраций) побуждает ребёнка сначала задуматься о необходимости толерантного поведения, а затем и следовать по жизни этим путём. В помощь воспитателю Библия с её притчами, богатейшая русская литература и литература народов России, художественные произведения и т.п. сверхзадача воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок пришёл от убеждения к самоубеждению, внутреннему убеждению, к логическим выводам, и, как итог, к формированию собственной системы взглядов.

Очень важно в процессе воспитания толерантности сформировать у ребёнка яркие запоминающиеся образы, ассоциации. Они должны быть неразрывно связаны с нормами либо отклонениями от норм поведения. Характер нравственных переживаний может быть самым разным: от жалости и сострадания до стыда.

Внушение остаётся одним из действенных методов воспитания. Внушение влияет на эмоциональную составляющую ребёнка. Через внушение в сознании ребёнка закрепляются поведенческие стереотипы, складываются суждения, определяющие отношение к окружающим. Внушение имеет большое значение в формировании толерантности. В помощь воспитателю цитаты из Библии, речёвки, лозунги и т.п.

Воспитатель должен умело и очень тонко использовать метод стимулирования в процессе воспитания толерантности. Не стоит забывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий воспитателя.

Учёными доказано, что своё отношение к другому человеку формируется у ребёнка, начиная с 4-летнего возраста. Среда, в которой ребёнок живёт и воспитывается, приобретает большое значение. Воспитателю нужно ближе познакомиться с условиями жизни ребёнка в семье, понять микроклимат семьи. Для ребёнка особенно в этом возрасте важен личный пример взрослого. Воспитание собственным примером выходит зачастую на первое место. От того, как воспитатель установит контакт с родителями (семьёй) ребёнка во многом зависит успех его миссии. В основе это взаимодействия родителей и воспитателя должно лежать взаимоуважение, взаимопонимание, поддержка, терпение и терпимость в самом широком смысле этого понятия. Воспитатель может использовать для целей знакомства с семьёй ребёнка различные методы: анкетирование, проведение семейных конкурсов в рамках детского сада, района, города или посёлка. Необходимо периодически проводить не только родительские собрания, но и индивидуальные встречи с родителями. В ходе встреч-бесед с родителями должны сформироваться доверительные отношения, которые в последующем окажут неоценимую помощь в деле воспитания толерантности у дошкольника. Без помощи и поддержки семьи сам процесс воспитания толерантности у ребёнка максимально затрудняется. Родители и педагог должны являться примером толерантности. Следуя за ними, подражая им, ребёнок постепенно и сам станет примером толерантного и уважительного отношения к своим сверстникам, окружающим людям.

Подводя итог, можно с уверенностью резюмировать, что дошкольный возраст является самым важным возрастом в социальном и психологическом развитии каждого человека. Именно в этом юном возрасте происходит формирование, закладывается фундамент идентичности. Ребёнок осваивает различные социальные роли. Очень важно, как будущий взрослый человек, гражданин своей страны станет относиться к окружающему миру, к себе самому и другим людям, живущим в этом мире. Терпимость, взаимоуважение и доверие - вот тот надёжный фундамент, который послужит делу возведения общечеловеческого дома без войн и конфликтов.

Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

Функции воспитания толерантности:

    Информационная

    Эмоциональная

    Поведенческая

1. Развивать личные навыки толерантного общения.

2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

3. Формировать собственные жизненные установки.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость – это единство в многообразии.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Толерантность детей .

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

    Методы интерпретации.

При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

    Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

    ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    социально адаптированный ребенок.

последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

    развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

    воспитание терпимости к инакомыслию;

    развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

    воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Пути и средствавоспитания толерант­ности.

Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.

Что же такое толерантность? Толерантность –(от лат. tolerantia – терпение): 1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей... 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды... 3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.


Признание многообразия… Признание многообразия… 16 ноября 1995 г. государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности (терпимости), и в 1996 г. ООН предложила отмечать Международный День толерантности. Под толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».


Принятие различных взглядов Толерантность, по определению академика В.Тишкова, «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» Мы разные! И на всё происходящее вокруг каждый смотрит по-своему! И имеет СВОЁ СОБСТВЕННОЕ мнение, часто сильно отличающееся от мнения других людей!




Необходимо учиться терпимости Необходимо учиться терпимости У каждого народа, как и у каждого отдельного человека, есть и достоинства, и недостатки, обусловленные особенностями исторической судьбы, условиями жизни. Очень часто люди бывают снисходительны к своим недостаткам и нетерпимы к чужим. Поэтому всем нам необходимо учиться терпимости. Родители должны воспитывать её в своих детях!


Умение понимать друг друга! Толерантность состоит в том, что должно быть уважение к иному явлению, нежели к тому, к которому ты привык. Уважение к личности, к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Самое главное – это умение понимать друг друга. Владимир Зорин, министр РФ, курирующий вопросы национальной политики.


Искусство компромисса Мы говорим об искусстве компромисса и толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но для меня самое главное в толерантности, ее символ – лодка, на которой как в Ноевом ковчеге уживаются и спасаются люди, животные совершенно не похожие, разные. Толерантность– это поддержка и понимание различий. - Александр Асмолов. Доктор психологических наук, автор и руководитель Федеральной целевой программы


Актуальная тема Проблема воспитания толерантности очень актуальна. В школе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом, с недостаточно сформированной коммуникативной деятельностью. Поэтому, очень важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны критически относиться к своим собственным взглядам.


Способность видеть Другого Необходимо учить детей понимать, что толерантность – это терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.


Воспитательная проблема Несомненно, воспитывать толерантность необходимо с раннего детства! Проблема культуры общения и уважительного отношения к Другому одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Научившись принимать других людей такими, какие они есть, можно научиться избегать ненужных конфликтов.


Взаимодействие семьи и школы Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.


Многое зависит от культуры взрослых Успешность формирования толерантной личности детей во многом определяется толерантной культурой взрослых. В воспитании ребёнка следует исходить из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть, ведь каждый ребёнок самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка; не унижать достоинства ребенка; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; понимать, что каждый имеет право на ошибку; помнить, что каждый имеет право на свое мнение, и никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.


Чем отличается толерантность от терпимости Толерантность для меня - это интерес, уважение и соучастие в культурно-другом, культурно-инаковом. Вот я бы вам привел пример, чем отличается толерантность от терпимости в ее бытовом смысле. Вот терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность – это когда я, православный верующий, вместе с евреем-иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это знание знаковости как части собственного. Валерий Тишков, доктор исторических наук, директор института антропологии и этнологии Российской Академии наук.


Два типа отношений: Несмотря на то, что опыт взаимоотношений у каждого индивидуален, можно выделить два типа отношений: с позиции насилия (насильственный) с позиции ненасилия (толерантный) Черты, характерные для различных позиций во взаимоотношениях приведены в таблице.


Позиция насилия Позиция ненасилия недоверие презрение отвержение отрицание авторитарность субъект-объектность низкий уровень эмпатии эгоистичность отношения власти/подчинения доверие уважение принятие признание демократичность субъект-субъектность высокий уровень эмпатии гуманизм, альтруизм отношения равенства и равноправия


В основе различий толерантного и насильственного типа взаимодействия лежит различие направленности установки, целей, мотивации действий и поступков. Тип взаимодействия накладывает отпечаток на речь, манеру поведения, позицию субъектов общения (взрослых и детей, учителей и учащихся).


Ненасильственное взаимодействие Насильственное взаимодействие Имеет установку на равенство и равноправие, Его цели – в согласовании действий для удовлетворения потребностей и интересов всех участников общения, Мотивация- гуманистическая Преобладающий тип отношений субъект-субъектный Тип общения – диалог. Отличается установкой на неравенство, Целью является достижение односторонних преимуществ. Мотивация – в достижении социального контроля, группового давления. Преобладающий тип отношений – субъект-объектный, Тип общения–монологический, авторитарный.


Основная задача: развитие неконфронтационного сознания, умения находить альтернативные выходы в сложной ситуации взаимодействия; развитие эмоционально-ценностного отношения к другому человеку: умение увидеть позитивные стороны личности или поступка, умения встать на место другого и обосновать свои действия, развитие логики аргументирования своего мнения и др.; Уважаемые педагоги! Результаты воспитания отражают прежде всего общий стиль. Нельзя забывать, что подобное воспитывается подобным: Доброта – добротой; Интеллигентность – интеллигентностью; Самостоятельность – самостоятельностью; Толерантность – толерантностью.





ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Қамбарқызы А Жамбылская об ласть , г Шу Детский сад « Қосқудук »

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Необходимо осознание того, что пренебрежение, оскорбление, унижение любой культуры приводит к росту агрессивности, к насилию, повышению уровня конфликтности. Важно терпимое отношение к окружающим, проявление толерантности.

Человеческий мир - это пространство ценностных ориентаций. Нас объединяет не только биологическое сходство, но и общечеловеческие ценности: высшие и вечные, общие для всех людей. В современных условиях интенсивного межкультурного общения толерантность осознаётся именно как общечеловеческая ценность, присущая в той или иной степени людям разных национальностей и вероисповеданий.

Толерантность, проявляясь в уважительном отношении к представителям иной культуры, их обычаям и индивидуальным особенностям, предполагает, наряду с готовностью к сотрудничеству с людьми разных взглядов и убеждений, владение навыками диалогического общения, что позволяет последовательно и корректно отстаивать собственную позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях.

Воспитание толерантности как одной из характеристик, в значительной мере влияющих на развитие социального климата в обществе, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей воспитания современного человека. Многие международные организации придают большое значение воспитанию именно этого качества. В современных концепциях, таких как «Права человека», «Декларация Культуры Мира», «Декларации принципов терпимости» и других толерантность рассматривается как система общечеловеческих ценностей и норм, формировать которую необходимо с детства .

Поэтому, на наш взгляд, одной из важней­ших задач в современном обществе является - формирование у под­растающего поколения способности взаимодействовать с окружающи­ми на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть.

Итак, педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н. Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества.

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Воспитание толерантности является одной из важнейших составляющих личностного развития человека.

С точки зрения А.Г Асмолова, толерантность - понятие много аспектное и может рассматриваться в психологии как с позицией личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность - это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках.

Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу, основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать .

Изучив научную литературу, мы считаем, что формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием основных познавательных процессов, таких как, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и познание ребенком окружающей действительности и становлением у него картины мира, как системообразующем компоненте личности, обеспечивающим формирование толерантности.

Толерантность выступает, с одной стороны, как одно из качеств личности и логика его формирования подчиняется общим закономерностям развития личности в педагогическом процессе. С другой стороны, толерантность выступает как специфическое качество личностной структуры, поскольку в нем взаимодействуют и взаимоусиливают друг друга эмоционально-чувственное и рациональное начало, когнитивные и аффективные компоненты личности. Это обусловливает необходимость комплексного и поэтапного подхода к процессу формирования толерантности. На основе учета объективных закономерностей развития психологических механизмов у ребенка, с учетом поэтапности процесса формирования его картины мира можно выстроить логику формирования толерантности у детей дошкольного возраста и реализовать ее в последовательности этапов соответствующим образом ориентированного и нацеленного воспитательного процесса.

Первый этап - информационно-познавательный. Данный этап также можно назвать когнитивным, т.е. этапом осознания полученной информации с последующим обсуждением. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях. Основная цель - усвоение информации, получение знаний об объекте, необходимых для формирования толерантности или интолерантности, т.к. у человека невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Второй этап - аффективный, т.е. эмоционально-волевой. На этом этапе происходит понимание и формирование оценки объекта. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т.е. толерантности. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Третий этап - мотивоционно-поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости.

Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения .

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, можно включить в свою работу большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов»;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) подвижные игры народов разных;

4) изучение народных праздников;

5) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

В результате, систематически проведенной работы с детьми они узнают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Также необходимо не забывать о важном звенье по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятель­ность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непос­редственно воздействует на формирование личности ребёнка . Перед детским образовательным учреждением должна стоять задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции. Образовательное учреждение ставит перед собой цель приобщать детей к общечелове­ческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребёнка.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в котором оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов дошкольного учреждения. Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимоза­висимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Поэтому, работу по воспитанию у детей толерантности необхо­димо начинать уже в детском саду, старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте мы начинаем знакомить детей с фольклором народов Мира. Фольклор - одна из наиболее важных составляющих истории культуры каждого народа. В сказках у разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Почти во всех странах Европы рассказывают сказки о Красной Шапочке, Спящей красавице, Золушке или падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери. Но, несмотря на общность идеи, сказки каждого народа национально своеобразны. В центре же сказки всегда стоит герой - смелый, добрый, хитрый или доверчивый. Сказки - это «душа народа». Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Чтение народных сказок даёт основу для организации с детьми различных видов деятельности. В познавательной деятельности происходит ознакомле­ние с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: орига­ми, вышивка, рисование экзотических пейзажей, лепка животных и т. д.

Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.), в играх со строительным материалом - с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома североамериканские эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют игры и беседы для сплочения детей, формиро­вания у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания, содействия. У детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.

Одним из путей формирования толерантности, на наш взгляд, является также изучение в дошкольном учреждении иностранного языка. Иностранный язык преподносится как язык межнационального общения в современном мире, позволяет познакомить детей с жизнью зарубежных сверстников, с песенным и стихотворным творчеством, с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке. На занятиях дети приобщаются к новому социально­му опыту с использованием иностранного языка за счёт проигрывания различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, быто­вого, учебного общения. Всё это позволяет сформировать у дошколь­ников понимание важности изучаемого иностранного языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других социумов. Языковое многообразие и разнообразие культур рассматри­вается в настоящее время как один из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия. Окружающий нас мир многоязычен, знать только один язык уже не достаточно .

Таким образом, формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Список литературы

1.Иванова Н.М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат. Елец 2012 г. С

2. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2002. - 251с.

4. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России.- М., 1998.- 135 с.

Түйіндеме

Бұл мақалада бала-бақша жасындағы ересек балалардың қалыптасуы және төзімділік мәселелерінің әдістімілік және әдістемелік және әдіскерілік мәселері қозғалады.