Актуальные вопросы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание: актуальность, цели, задачи

Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Российской Федерации, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Все это мы можем увидеть в Конституции Российской Федерации, в которой написано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы стремясь обеспечить благополучие и процветание России исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества… Конституция Российской Федерации

Патриотизм и гражданственность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм и гражданственность проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм -- это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу -- нравственная основа жизнеспособности общества. Общенациональный научно-политический журнал «Власть» №6,20011, с.131

Движение российского общества к социально-справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях // Воспитание гражданственности и патриотизма сту-денческой молодежи в условиях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 109

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Голикова Л.В. Что значит быть патриотом? // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в усло-виях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 37.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. .

По мнению русского писателя Ф.М. Достоевского, не должно быть места национальной исключительности: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение» Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. Л., 1980, т. ХХYI, с. 147..

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающею определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/g/grazhdanstvennost.html

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности как следствие сложившихся вековых традиций. Это привязанность человека к той земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Уже в произведениях Гомера, Овидия, Гесиода мы встречаем понятие «родина». Патриот - это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение, 2002, № 19..

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Учитывая все выше написанное, можно сделать вывод, что актуальность гражданского и патриотического воспитания занимает далеко не последнее место в работах ученых, писателей. В наше время, когда идет разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо изучать гражданское и патриотическое воспитание, а также развивать его в подрастающем поколении.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дачновская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Судак

Доклад на тему:

«Актуальность и значимость военно-патриотического воспитания в современной школе»

Доклад подготовила

заместитель директора по ВР,

учитель начальных классов

Ларченко И.В.

Актуальность и значимость

военно-патриотического

воспитания в современной школе

..Стоят в почетном карауле ребятишки.

Строги у них смущенные глаза.

Стоят на мраморных дорожках

войне - живые обелиски!

А у прохожих катится невольная слеза...

Им уж не встать из надгробий и постаментов;

И не догнать шагнувшее время вперед. .

(отрывок из стихотворения «Живые обелиски»)

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, педагоги и психологи единодушны в том, что именно детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.

Военно-патриотическое воспитание на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы.

"Растить достойных патриотов своей страны" - под таким девизом работает педагогический коллектив школы.

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе наиболее плодотворно проводится по 3-м направлениям:

I направление. Гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи данного направления:

Формирование у учащихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.

В рамках данного направления проводятся:

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, подготовка проектов к великому празднику Дня Победы, Дню освобождения Судака.

    Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, подготовка проектов к великому празднику к Дня Победы, Дню освобождения Судака.

Только в этом учебном году были проведены ряд таких мероприятий: концерт ко Дню пожилого человека (октябрь 2017 г.), День народного единства (03.11.2017 г.), патриотический час «Мужества» (09.12.2017), единый урок «Урок Мужества» (15.02.18), единый урок «Россия и Крым вместе» 918.03.2018 Г.). В подготовке и проведении активное участие принимали все классные руководители, были задействованы учащиеся с 1 по 11 классы.

3 ноября 2017 г. в МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак состоялись такие мероприятия: выступление-презентация «В дружбе народов – единство России», выставка рисунков «Наша сила в единстве», фото-выставка «История страны в истории моей семьи», фестиваль национальных культур.

Особо праздничным и запоминающим было выступление-презентация «В дружбе народов – единство России», цель которого – формирование гражданственности, патриотического самосознания, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.

Благодаря данному мероприятию, учащиеся познакомились со страницами отечественной истории, узнали, в честь какого события в современной России установлен праздник, который отмечают 4 ноября, почему ему дали название «День народного единства», и как связан этот праздник с традициями православной культуры. (слайд 2)



Многие мероприятия данного направления проводятся не только в пределах нашего учебного учреждения, уже на протяжении многих лет мы плодотворно сотрудничаем с Дачновской сельской библиотекой.

Так в Дачновской библиотеке была организована книжная выставка «3 декабря – День Неизвестного солдата». Эта важная дата установлена Указом Президента РФ для увековечения памяти, воинской доблести и бессмертного подвига наших воинов. 6 декабря в читальном зале библиотеки прошел час памяти «3 декабря - День Неизвестного солдата». Участниками мероприятия стали ученики Дачновской школы 2-5-х классов. Ребятам были представлены медиапрезентации «День Неизвестного солдата» об истории возникновения и значении данной памятной даты и презентация «Памятники Великой Отечественной Войны в Крыму в Судакском регионе». (слайд 3)


Данное мероприятие «День Неизвестного солдата» прошло и в нашей школе с 1 по 6 декабря 2017 года.

Рассказать детям о бессмертном подвиге советских людей, о героической защите от фашистских захватчиков, о солдатах, не вернувшихся с войны – цель мероприятия, которое провели учителя Ларченко А.А. и Ларченко И.В. во 2-х классах. Учителя рассказали ребятам о поисковых отрядах, братских могилах, памятниках Неизвестному солдату в разных уголках России. Прошли громкие чтения и обзоры литературы по данной теме. Состоялось торжественное возложение цветов к памятнику в центре села Дачное. (слайд 4)




День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» - под таким девизом прошёл праздник в библиотеке, посвященный Дню России. Начался праздник с Гимна Российской Федерации. Ребята познакомились с историей праздника. Юным читателям была представлена книжная выставка «12 июня. День России» и видеоролики «Интересные факты о России». Познавательная информация чередовалась вопросами тематической викторины. Причем все вопросы викторины в этот праздничный день были призовыми: каждый правильный ответ вознаграждался сладким призом. Особенно хочется отметить двух юных участниц праздника Бакай Ирину и Османову Диану. Девочки нарисовали красивые тематические рисунки ко Дню России. Активное участие в празднике приняли учителя и учащиеся лагеря дневного пребывания МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» (Начальник лагеря дневного пребывания Ирина Ларченко). (слайд 5)


    Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство и уход за братскими могилами, проведение митингов).

(слайд 6)

    Проведение экскурсий по местам боевой славы, музеев, уроков Мужества, выступление с концертами перед жителями села.

В рамках патриотического воспитания одной из форм работы является проведение экскурсий, посещение музеев.

Ежегодно учащиеся нашей школы совершают экскурсии к памятникам и стоянке партизан в с. Лесное.

В 2017 г. для учащихся нашей школы учителем географии Раздобурдиной Н.Н. была организована выездная экскурсия к мемориалу жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 в село Мирное концлагерь «Красный», в этой поездке приняли участие ученики 4-7 классов со своими классными руководителями Чернявской Т.В. и Раклановой Т.П.

Экскурсия произвела на ребят неизгладимые впечатления, у многих на глазах застывали слезы от ужаса. За всё время экскурсии ребята не проронили ни слова, в глазах был один вопрос – Разве люди могут творить такое зверство?! Экскурсии более ярко доносят информацию об исторических событиях до детей, при помощи экскурсий формируются не только патриотические чувства, но и гражданская позиция учащихся. (слайд 7)


На осенних каникулах классные руководители Завальная Л.В. и Малышева Н.Е. организовали экскурсию в г. Севастополь, с целью патриотического воспитания через знакомство с памятниками и музеями героической обороны Севастополя (Сапун-гора. , 35 батарея).

У Керчи огромная история. Город является одним из древнейших городов мира. В настоящее время на его территории находится множество памятников истории и архитектуры, относящихся к различным эпохам и культурам. Учителя нашей школы стараются ежегодно организовывать поездки в город-герой, так было и в этом году. Ребята побывали в крепости Керчь, на горе Митридат, на Царском кургане, в Аджимушкайских каменоломнях. Все эти места поразили всех своей живописностью и историей. (слайд 8)


II направление. Физкультурно-оздоровительное воспитание.

Задачи:

- формирование учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- популяризация занятий физической культуры и спорта.

- пропаганда здорового образа жизни.

В рамках данного направления проводятся: игра «Победа», игра «Зарница», туристический слет, классные часы, дни Здоровья, выставки рисунков.

Игра «Зарница» воспитала не одно поколение дачновцев, она проводится практически со дня основания нашего учебного заведения и является до сих пор любимой военно-спортивной игрой школьников. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. (слайд 9-10)







III направление. Духовно-нравственное воспитание.

Задачи:

- формировать у учащихся такие качества как культура поведения, эстетический вкус, уважение личности

- создание условий для развития у учащихся творческих способностей, уважение к старшим, забота о ветеранах

По данному направлению проводятся следующие мероприятия:

    Внеклассные мероприятия.

    Акции.

    Фестивали.

    Митинги.

    Выставки рисунков.

    Концерты «Поклон земной - наши дорогие», «День Матери».

    Единые уроки «Урок добороты», «День родного языка», праздник «Масленнница».

    Конкурс стенгазет посвященных Дню Победы.

Забота о ветеранах в нашей школе была всегда. К большому сожалению ветеранов ВОВ в нашем поселке уже не осталось, последний из них, Макаров М.А. в июле прошлого года ушел из жизни.

В этом году у нас прошла очередная акция «Иду к ветерану». В нашей учащиеся знают, помнят и гордятся своими земляками – защитниками родной земли. Ребята 11 класса вместе с учителем Снимщиковым Г.К. посетили председателя Совета Ветеранов Свистова Б.П. Они убрали у него придомовую территорию, навели порядок в полисаднике и во дворе. (слайд 11)


В конце апреля во всех школах России проводилась патриотическая акция «Письмо Ветерану». В ходе проведения Акции ученикам предлагалось создать обращение в виде письма–поздравления, письма-сочинения, письма-благодарности в адрес участника военных действий. Ребята с 2 по 9 класс написали свои письма, читая их, понимаешь, что современное поколение не потеряно, как считают некоторые. От слов-откровений слёзы наворачиваются на глаза. Каждый ребенок, который написал свое письмо, вспомнил об этой войне, вложил частичку своей души в это послание. Здесь гордость нашими отцами, дедами и прадедами – ветеранами Великой Отечественной войны. (слайд 12)



Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди, это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Дня защитника отечества, День неизвестного солдата и т.д.

16 января 2016 года прошёл час истории, посвящённый 75- летию Судакского десанта. Почетным гостями мероприятия стал участник боевых действий ВОВ Макаров М.А., поэт Александр Трибушнойи поэтесса Елена Сапронова. Началось мероприятие просмотром кадров кинохроники Крыма военных лет и отрывка кинофильма «Великая Война. 3 серия. Оборона Севастополя». Далее вниманию была предложена медиапрезентация «Десант отважных», подготовленная сотрудниками Судакской библиотеки имени Рыкова к 75-летию Судакского десанта. Ученицы 4-го б класса прочитали стихотворение Александра Трибушного «Судакский десант». Поэтесса Елена Сапронова представила присутствующим авторское стихотворение «Судакскому десенту 1942года посвящается». (слайд 13)


Накануне празднования Дня победы 2017 г. состоялось внеклассное мероприятие «Час памяти», гостями которого были: участник боевых действий Макаров Матвей Андреевич, Клокова Неля Викторовна и ученики начальных классов. Вниманию ребят был предложен видеоурок «Дети войны». Неля Викторовна поделилась с нами своими детскими воспоминаниям, которые неразрывно связаны с Великой Отечественной Войной. Матвей Андреевич рассказал ребятам об уроках мужества, которые преподала ему война. (слайд 14)

В честь дня рождения ветерана в Дачновской библиотеке прошел час истории и патриотизма: «Я помню! Я горжусь!». Активными участниками мероприятия стали ученики 4а (классный руководитель Трескова А.И.) и 4б классов (классный руководитель Дуляницкая Т.В.). Ребятами готовились ко Дню рождения ветерана и очень ждали Матвея Андреевича. В силу объективных причин ветеран не смог прийти на мероприятие и принял наши поздравления дома. Продолжилось мероприятие просмотром в читальном зале библиотеки медиапрезентации, посвящённой жизненному пути ветерана. Ребята стали участниками акции «Читаем книги о войне». Завершился час истории и патриотизма просмотром фильма «За Имя Моё». (слайд 15)

Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаемся при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача, но в тоже время актуальная в современном обществе. И она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

«Значение и актуальность гражданско – патриотического воспитаня в современных условиях»

Доклад подготовила Рязанцева Л. А

Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Российской Федерации, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Все это мы можем увидеть в Конституции Российской Федерации, в которой написано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы стремясь обеспечить благополучие и процветание России исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества…

Патриотизм и гражданственность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм и гражданственность проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу - нравственная основа жизнеспособности общества.

Движение российского общества к социально-справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. .

По мнению русского писателя Ф.М. Достоевского, не должно быть места национальной исключительности: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение».

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающею определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности как следствие сложившихся вековых традиций. Это привязанность человека к той земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Уже в произведениях Гомера, Овидия, Гесиода мы встречаем понятие «родина». Патриот - это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта.

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Учитывая все выше написанное, можно сделать вывод, что актуальность гражданского и патриотического воспитания занимает далеко не последнее место в работах ученых, писателей. В наше время, когда идет разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо изучать гражданское и патриотическое воспитание, а также развивать его в подрастающем поколении.


Малетина Олеся Владимировна
магистрант Челябинского государственного педагогического университета

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены законом РФ «Об образовании» (разд.1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Рассмотрим некоторые суждение ведущих ученых (таблице № 1).

Таблица № 1 – Мнение ученых о патриотическом воспитании

К.Д.Ушинский

«Начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский

«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Ипполитова Н.В

«Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения»

Козловой С.А.

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу»

Никонова Л.Е.

«Это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек»

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи.

Современные психолого–педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызывает отчаяние - слабое развитие, не любознательность, пассивность, родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам.

Результаты теоретических исследований привели к необходимости разработки комплекса педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на примере родного города. Данный комплекс предполагает следующие педагогические условия:

Взаимодействие дошкольных образовательных организации и семьи, способствующего формированию основ патриотизма детей;

Средствами формирования основ патриотизма будет выступать: общение, художественная литература, народное творчество, игра.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Анализ нормативных источников позволил нам определить, что в современных условиях, когда происходят радикальные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Библиографический

    Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.

    Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.

    Трубайчук, Л.В. Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста / материалы 5 Международной научно – практической конференции / Под ред. Трубайчук, Л.В и др. – Челяб. гос. пед. ун – т. – Челябинск: Образование, 2007. – 350 с.

    Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста / Зырянова и др. ; Шадрадинский педагогический институт. – 3-е исправ. и дополн. – : Изд-во ШГПИ, – 216 с.

    Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 "Об федерального государственного стандарта дошкольного зарегистрированный в Минюсте РФ 14 2013 года за рм № 30384.

1)Актуальность патриотического воспитания

Минобрнауки России вынесло на общественное обсуждение программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» .

Целью программы является обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, готовности граждан к защите Родины, сбережения и укрепления могущества Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян, укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России.

Определение Патриотизма в Программе сформулировано как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

к 7 годам

у 50% школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию своего поселка, края

у 45 % детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края;

60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка из-за высокой занятости

60 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края;

10 % родителей не знают и не хотят знать историю поселка и края.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

2) Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

3) В своей работе по организации внеурочной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

В содержании внеурочной деятельности патриотического воспитания

« Я - гражданин России» я выделила основные аспекты патриотического воспитания младшего школьника:

    социальная культура;

    личностная культура;

    семейная культура.

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам - праздники.

Главное для учителя- увлечь и "заразить" детей, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Они, вместе с детьми заново познают мир, в котором живут, помогают подбирать информацию для проектов.

Представлю работа над блоком социальная культура.

- цели:

формирование у младших школьников интереса и уважения к народам, к их жизни, к труду, языку, традициям и культуре.

- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Богатство малой родины.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: 3 месяца.

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями Х.Андрухаев «Кавказ»; Х.Беретарь «О, как она, земля моя щедра»; Ю.Крючков «Адыгея; Е.Салов «Дольмен»)

Посещение музея п.Тульского, национального музея, библиотеки.

Проведение подвижных игр на природе.

Этапы мероприятия.

Этап

Деятельность учителя.

Деятельность учеников

Результат взаимодействия

Вступительное слово.

Стихотворения о

родных просторах

Работа первой творческой группы

Вступительное слово (сопровождается музыкой и показом слайдов " Моя малая родина." Вопросы по содержанию услышанного произведения. Выражение эмоционального состояния

Знания о жизни писателей.

Выразительное чтение, сообщение дополнительных сведений о родных просторах, иллюстрации к произведениям

Знание стихотворений, опыт анализа текста, знания о жизни и творчестве писателей

Творческий отчет второй группы. "Поэты."

Представление поэтов класса. Учитель организует беседу по анализу стихов.

Знакомство с произведениями уч-ся.

Развитие творческих способностей уч-ся, обсуждение главной мысли произведений.

Творческий отчет третьей группы. Достопримечательности

малой Родины, родных просторах.

Вступительное слово.

Презентации уч-ся.

Знакомство с родным краем, умение собирать информацию и представлять её.

Обмен впечатлениями.

Творческий отчет четвертой группы "Стенгазета".

Подведение итогов творческих встреч.

Учащиеся представляют свои стенгазеты " Моя малая родина."

Обмен отзывами и впечатлениями.

4) Закончив работу с блоком, я обязательно уделяю время диагностике, что позволяет:

разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

оценивать качество программ внеурочной деятельности

методика диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников

Задачи:

1. Выявление уровня знаний школьников о родном крае, чувства привязанности к нему;

2. Изучение сформированности представлений о вкладе родного края в мировую науку, культуру, военное производство, развитие космической техники, атомной энергетики;

3. Выявление отношения к достижениям науки, политики, экономики, искусства родного края и т.д.

Метод: творческие задания.

Задания:

1. Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, прибывшим в твою республику для ознакомления с его достопримечательностями. Расскажи рассказ о своей республике.

2. Каких знаменитых людей своего края, года ты знаешь? Чем они прославились?

3.Инопланетянин похитил вас. Убеди его вернуть тебя домой. Расскажи рассказ на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стране».

Методика: Самооценка нравственных качеств

Цель - выявить место патриотических ценностей в системе нравственных качеств школьника.

Инструкция: Перед тобой 10 нравственных качеств. Выбери 5 качеств, которые, по твоему мнению, наиболее тебе присущи. При выборе качества руководствуйся только своим мнением, а не мнением окружающих.

Диагностический материал:

1. Бережливость

2. Патриотизм

3. Самостоятельность

4. Трудолюбие

5. Доброжелательность

6. Опрятность

7. Целеустремленность

8. Любовь к природе

9. Честность

10. Дружелюбие (терпимость)

Обработка результатов: Подсчитывается общее количество выборов для каждого качества, определяется место нравственного качества в иерархии группы.

В исследовании принимали участие 27 детей младшего школьного возраста.

Вывод: В результате диагностики патриотической воспитанности школьников было выявлено 40% детей с высоким уровнем. Эти дети красочно, ярко, эмоционально описывают достопримечательности своего края, стараясь охватить все его стороны (природу, людей, искусство, историю и т.д.). Называют несколько фамилий замечательных людей, приводят факты из их жизни, понимают их вклад в развитие мировой цивилизации. Положительно отзываются о своем крае (городе). Высказывают личностное отношение к его проблемам и достижениям. Строят планы по его совершенствованию. Указывают на личный вклад в это дело. Высказывают желание остаться здесь жить, растить детей, работать на благо Родины.

50% детей показали средний уровень патриотической воспитанности. Дети описывали достопримечательности родного края односторонне (например, только природу) или слишком поверхностно, ограничиваясь их перечислением. В рассказе не присутствовало личностное отношение к ним. Дети называли не более одной фамилии известного человека, внесшего вклад в развитие своего края, либо называли несколько, но в сфере одного вида деятельности.

10% детей показали низкий уровень патриотической воспитанности. Рассказы детей о своем крае слишком короткие, описание достопримечательностей выдержано в негативных отрицательных или безразличных тонах. В рассказах нет эмоциональной насыщенности. Ими не было высказано личностное отношение к своей Родине. Дети не называли фамилий известных деятелей своей страны. Не имеют представлений об их достижениях и вкладе в мировую политику, науку, искусство и т.д. Отрицательно высказываются о своей стране. Выказывают желание покинуть родной город, край, страну.

Результаты исследования самооценки нравственных качеств см. в таблице 2.

Критериями патриотической воспитанности человека являются:

сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;

стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села; активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о стране, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному школьному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.