Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в культуре, традициях, праздниках россиян. Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями»

Народные праздники и традиции, занимают особую роль, в приобщении детей к народной культуре. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродит ь преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции и обычаи .

Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Изучая с детьми праздники я для себя поставила цель:

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником . Из всего многообразия я выбрала наиболее значимые праздники и составила план проведения народных праздников, его вы видите на слайдах

Календарные праздники справлялись в строго установленные дни года. Обрядовые песни и сами обряды постепенно утратили свое магическое значение, а стали забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Старинные обряды и обрядовая поэзия остается одним из ценнейших памятников культуры нашего народа.

«Осенины» , к этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступало время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей . - встреча осени, отмечается в октябре. Мы с детьми подробно изучали этот праздник и после этого вместе с родителями изготавливали поделки из овощей и других даров природы .

Следующий осенний праздник – это «Покров» - этот народный праздник на Руси праздновали как встречу осени с зимой. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». К этому дню все полевые работы были окончательно завершены и для народа наступали дни праздного времяпровождения, начинались посиделки и свадьбы. Но все действия из-за холодов переносились в избы, которые начинали тщательно утеплять и топить. Ведь «Батюшка – покров не натопит избу без дров».

Молодежь устраивала веселые посиделки с песнями и танцами, замужние женщины собирались вместе и пели песни, ткали полотно, шили, пряли, вязали и вышивали. Однако все поглядывали при этом в окно и наблюдали за природными явлениями в этот день, так как существовало много поверий, которые определяли дальнейшую судьбу людей.

«Кузьминки об осени поминки» - праздник церковный, а назван так в честь памяти бессребреников Кузьмы и Демьяна. Кузьма и Демьян- святые, покровители ремёсел, кузнечного искусства и женского рукоделия. Изучив историю этого праздника мы с детьми играли в игры проводимые в этот праздник «Кузнецы», «Бой петухов» и разыграли обряд сватовства так как в этот день хлопцы ходили свататься к девчатам

В новогодних праздниках детям наиболее интересны были колядки, они вызвали интерес к прошлому нашей малой Родины, ее культуре и музыкально-песенному искусству. Накануне рождества, парни и дедушки веселой гурьбой переходили от дома к дому и под окнами пели песни – колядки, прославляя хозяев дома, желая им всяческого благополучия, добра (за свое пение колядники получали в каждом доме что-нибудь из приготовленной к празднику снеди). При подготовке к этому празднику мы вместе с ребятами выучили колядки и пели их друзьям и знакомым, как в старину - вечером. Все обрядовое представление вызывало у детей много радости и смеха. Каждому хотелось принять участие в действии и исполнении какой-либо роли. Причем детям доставляло удовольствие не только исполнение роли, песен – колядок, но и получение за это подарков, а также и выслушивание хвалебных песенок и угощение других детей.

Как правило, в конце февраля празднуем мы один из самых любимейших народных праздников – « Масленицу », она длится целую неделю. Этот праздник делится на три части: понедельник - встреча Масленицы, четверг – разгул, воскресенье – прощание. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые по народной традиции пекли и у нас. На блины зовут гостей и угощают блинами всех. Так же большое значение имеет чучело Масленицы. Его мастерили из соломы, наряжали в красивый наряд и выставляли на самом видном месте, а в последний день праздника сжигали. Проведение этого праздника доставило детям много радости и веселья.

Алексей - с гор потоки. Скромный праздник , приходившийся на Великий пост. Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам. Этот праздник связан с первыми ручьями. Первые ручьи! Кто же не любит игру: «Ручеек», в которую с давних времен играли в этот день, еще в этот день мы с детьми изготавливали кораблики, чтобы пускать их в ручьях»

«Вербное воскресенье» . С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга, и в первую очередь детей . А мы с детьми изучив историю этого праздника украшали веточки вербы .

Пасха – Светлое Воскресение Христово , считается самым главным праздником христианской церкви . Дети через игры знакомились с народными преметами , обменивались друг с другом яйцами, желали друг дугу здоровья, душевной чистоты . Узнали, что яйцо символизирует возрождение .

Свои впечатления о празднике дети выразили в творческих работах: рисунках, поделках, в составлении рассказов, отражая особенности кубанского края , красоту его природы

Семик - седьмой четверг после Пасхи «Тройца» - считается большим праздником. Он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. На семицкой неделе особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами, Веселье начиналось после обеда. Молодежь гуляла, играла в народные игры. Ещё в этот день принято водить хороводы. Мы с детьми вспомнили хоровод «Во поле берёза стояла» и играли в игру «Карусель »

Еще один разгульный праздник, с которым знакомились дети – « Ивана Купала» , в основе этого праздника лежат культы воды, огня и солнца. В купальной песенке пелось:

Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты. И главное - почти каждый ребенок смог заменить другого, сыграть его роль и при этом не испытать страха и неудобства. Никто не остался в стороне.

Я пришла к выводу, что знакомство детей с семейными обрядами и традиционными праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладными искусствами помогает обрести прекрасные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней. Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.

Цель классного часа: Воспитание гражданских, патриотических чувств у учащихся

Задачи классного часа:

  1. вывести термины патриот, патриотизм, патриотический
  2. познакомить учащихся с историей праздников;
  3. формировать гражданскую позицию

Оборудование: интерактивная доска, компьютер

Ход урока

1. Учащимся предлагается выбрать из предложенных вариантов те, которые ассоциируются с термином «патриот»: человек, который заботится о бездомных животных, врач, который добросовестно лечит своих пациентов, солдат, которых служит на границе, журналист, написавший статью о своем родном городе, учитель, который ведет исторический кружок, изучая вместе со школьниками историю своего края, полицейский, следящий за порядком в своем районе и т.д. (Примеров может быть гораздо больше, главное, чтобы учащиеся могли аргументировано высказать свое мнение.)

Учащимся предлагается определить, каких людей можно назвать патриотами? Какие качества присущи патриотам? – Доброта, сострадание, решительность, любовь к Родине и т.д.?

Класс разделяется на группы, каждой из которых предлагается записать свое определение слова «патриот». По окончании работы, представитель каждой группы зачитывает свое определение и объясняет причину выбора.

Выводится понятие «патриот»

Патриот - человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм - чувство, основой которого является любовь к Родине.

Патриотизм – патриотизм предполагает гордость достижениями, традициями и культурой своей Родины, желание сохранять её культурные ценности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриот, патриотизм, патриотический – однокоренные слова, в переводе с греческого: «земляк», «соотечественник», «отечество».

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Патриоты ли вы? Почему вы так считаете? Кого можно назвать патриотом своей Родины?

В течение года в России отмечается множество праздников и некоторые из них можно назвать патриотическими. Какие? Почему вы так считаете?

Учащимся предлагается обсудить эти вопросы в группах и записать свои варианты ответов, затем выступить и объяснить свой выбор.

2. Нескольким учащимся за неделю до проведения классного часа было предложено изучить историю праздников: Российской армии, Дня Победы, Дня Независимости, Дня единения и примирения и подготовить презентацию.

1) День Защитника Отечества один из самых любимых праздников в нашей стране, в этот день поздравления получают не только ветераны войны и военные, но и все мужское население России, потому что именно мужчины являются нашими защитниками. История праздника начинается с 28 января 1918 года, когда был принят первый декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии. Затем на несколько лет об этом событии забыли. И лишь в 1922 году только уже 23 февраля годовщина создания Красной Армии была отпразднована.

С этого года праздник носит название День Красной Армии, затем добавлено: Красной Армии и Военно-Морского Флота.

В 1946 году этот праздник переименован - в День Советской Армии и Военно-Морского флота.

С 2006 года праздник отмечается как День Защитника отечества. С 2002 года он объявлен выходным днем.

2) Самым важным среди патриотических праздников является День Победы, который отмечается 9 мая. День Победы - праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Именно 9 мая в 01:00 по московскому времени в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Закончилась самая кровавая война в истории человечества. И именно советский народ сумел освободить мир от фашизма.

Праздник получил официальный статус в 1945 году – в год победы.

Впервые военный парад на Красной площади был проведен к 20-летию победы в 1965 году.

Праздничные шествия в честь Дня Победы проходят во всех городах-героях, крупных городах России.

В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

3) День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, - это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.

День России отмечается ежегодно с 1992 года в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР - 12 июня.

Сейчас День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

Учащимся предлагается ответить на вопросы.

Как называется праздник? Что означает название этого праздника? Почему возникла необходимость возродить этот праздник? Какие события стали основой идеи народного единения и кто возглавил борьбу за независимость страны?

4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время.

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

В этот день мы вспоминаем тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

4 ноября – это не только повод вспомнить о трагических страницах истории нашей страны. День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях.

3. А теперь давайте определим, внимательно ли вы слушали?

Кто такой патриот? Что такое патриотизм? С какого года начинается история празднования Дня Защитника отечества?

Учащимся предлагается ответить на вопросы (работа в группах). Вопросы заранее распечатываются на листах.

4. В конце урока учащимся предлагается обсудить, насколько важны патриотические праздники для нашего народа?

Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Победа русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении. День защитника Отечества. Разгром советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Понятия "Отечество" и "защитник Отечества" с позиций идеи национальной самобытности и культуры, национального характера приднестровцев. Концепция комплексной целевой президентской программы Приднестровья "Увековечение памяти защитников Отечества".

    реферат , добавлен 10.01.2013

    Проблема возникновения человечества. Расселение людей на территории Отечества и особенности их жизнедеятельности. Процессы становления истории и государственности России. Проблемы охраны памятников древнейшей истории.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2006

    Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Битва за Кавказ 1942-1943 гг. Битва под Москвой 1941 - 1942 гг. День защитников Отечества как память о героизме боевого состава советских войск. Подвиг крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец".

    контрольная работа , добавлен 15.02.2010

    Организация Комитета Государственной Безопасности СССР. Создание пятой линии. О диссидентстве. Идеалы служения Родине. Суровые правила тоталитарного режима. На страже подлинных интересов народа и Отечества.

    реферат , добавлен 12.10.2006

    Изучение одной из славных страниц истории Отечества - освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г. Описание штурма турецкой крепости Измаил, Ледового побоища 1242 г.

    реферат , добавлен 14.02.2010

    Патриотические качества личности обучающихся, воспитание любви к своей Родине. Война и ее след в каждой семье. Те кто приближал Победу, ровесники наших учеников, сыновья полков, партизаны, подпольщики. Знакомство с творчеством композиторов военных лет.

    разработка урока , добавлен 24.10.2010

    Ознакомление с фактами с жизни и деятельности Вениамина Петровича Семёнова–Тян–Шанського. Характеристика структуры монографии "Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Верхнее Поднепровье и Белоруссия". Историческое значение творчества.

    Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.

    Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

    Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

    В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.

    Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители) , продолжающийся в системе.

    Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомление с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы.

    23 февраля в нашей стране очень важный государственный праздник. Это День защитника Отечества. Поэтому перед нами стоит задача как можно доступней, более развёрнуто познакомить детей с этим праздником. Форма работы может быть различной. На занятиях окружающего мира знакомим с праздником: это беседы о родах войск (у каждого рода войск есть своя форма, своя техника, условия службы и т.п.) , дидактические игры и игровые упражнения: «Военные профессии» , беседы о различной боевой технике на тему «Спецмашины» , «Наши защитники в мирные дни» (слайды № 2, 3, 4, 5, 6, 7) . По этой тематике можно разучить песни, например «Самолёт» , «Наша Родина сильна» , «С добрым утром» , стихотворения, рассказы: А. Барто «На заставе» , Н. Некрасова «Наша армия родная» , В. Косовицкий «Будущий мужчина» т. д. Сделать на занятие аппликации - подарки для пап и дедушек, нарисовать рисунки.

    Организовать сюжетно – ролевые игры, например «Пограничник» , «Лётчики на аэродроме» .

    Провести праздничный досуг, на который пригласить пап и дедушек.

    9 мая – День победы – самый главный праздник в нашей стране. В этот день весь российский народ чтит память павших героев. Все считают своим долгом принести цветы к могилам неизвестных солдат и мемориалам. Формы работы с деть могут быть различными:

    Беседа «Город в блокаде» , «Города – герои» , «Балаково в Великую Отечественную войну» .

    Организовать конкурс стихов «Салют победы» между подготовительными к школе группами.

    Провести конкурс рисунков, поделок сделанных совместно с родителями. Этим самым мы проделываем работу по взаимодействию с родителями. Провести сюжетно–ролевую игру «Смена караула» , «Пограничники» . Организовать торжественный утренник посвящённый Великой Отечественной войне.

    Организовать экскурсию к обелиску, чтобы отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа и возложить живые цветы как символ бессмертия их подвига. В этот день все поют фронтовые песни и чествуют ветеранов. В определённый час по всей стране наступает минута молчания (слайд № 10, 11) .

    День России - это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. А появился этот праздник 12 июня 1990 года. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством.

    12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного, самостоятельного государства. Это – главный праздник нашей страны.

    При ознакомление с праздником можно использовать различные формы работы.

    Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.

    Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует изображение, почему именно такой герб нашей страны.

    На музыкальном занятие знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть дети выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога и музыкального работника дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной.

    Объяснить детям, что как правило, гимн звучит во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти, при подъёме государственного флага и других официальных церемоний.

    Когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом.

    Также можно сделать детям самодельные пазлы герба, которые ребята будут складывать.

    Провести дидактические игры: «Найди герб России» , «Герб Саратовской области» , «Составь свой герб» .

    Нарисовать рисунки, сделать поделки.

    День рождения Российского флага (слайд № 14, 15) .

    Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Российской Федерации - это особый и сравнительно молодой праздник.

    При ознакомление с праздником перед нами стоят задачи:

    • Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.
    • Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
    • Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

    Рассказать детям что раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Затем появилось новое государство, появился новый Государственный флаг. Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.

    Расшифровка цветов гласит: белый символизирует благородство и откровенность, синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие, а красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь

    В детском саду в ходе предварительной работы на группах можно создавать центры патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, флаг, гимн, портрет Президента России, Премьера- министра.

    С детьми провести обсуждение, где можно увидеть флаг России (на государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, самолетах и т. д.)

    Также ознакомление происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры такие как «Флаг России» , «Узнай наш флаг» , «Собери флаг России» , «Выложи флаг» .

    Как известно, 4 ноября отмечают 2 великих праздника, которые связаны с одним событием - освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.

    Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена (XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти каждому жителю земель русских. Также показать иллюстрации, более детально расскажет, как все происходило в то тяжелое время.

    Беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах и традициях, о праздниках разных народов (слайд № 16, 17) .

    Провести сюжетно – ролевую игру «Праздник разных народов» . Дидактические игры «Назови правильно» , «Укрась поднос» , «Найди лишнее» , «Собери матрёшку» .

    Дать детям понять, что россияне - это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство.

    Можно также нарисовать, слепить, сделать коллективную работу по аппликации.

    Перед воспитателем стоят следующие задачи:

    Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать.

    Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей.

    Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

    Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.

    Использовать рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ. Что в Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом. И каждого из нас защищает государство. Через милицию и суд. В Конституции прописаны права ребёнка записаны: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на всестороннее развитие. В группе сделать уголок, который будет называться «Государственные праздники»

    В подготовительной группе работу по ознакомлению с государственными праздниками систематизировать, включив детей и родителей в игру «Новостная лента» . Лента из трех цветов это белый, синий, красный. Лента размещается на стене, на которую прикрепляются картинки, иллюстрации, фотографии, символизирующие государственный праздник. Каждый раз, перед государственным праздником дать 2 – 3 детям домашнее задание на тему предстоящего праздника. Ребята дома у родителей расспрашивают про праздник, приносят вырезки, записи, фотографии, и утром в беседе дети рассказывают и показывают то, что подготовили. Затем всё, что есть по этому празднику прикрепляется к «Новостной ленте» .

    На Прохора и зима заохает, а февраль бушует, но весну чует (Фото: nodff, Shutterstock)

    Дата по старому стилю: 10 февраля

    Праздник получил название по имени святого Прохора Печерского, память которого отмечается православной церковью в этот день. Преподобный Прохор был родом из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре. Он был великим подвижником по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище «лебедника». Скончался преподобный в 1107 году, и был погребен в Ближних пещерах. Также в этот день чтят священномученика Харалампия.

    Весновеем Прохора прозвали за то, что в этот день начинался поворот на весну. С этим днем связано несколько поговорок и присказок о погоде, например такая: «До Прохора старуха охала: ох, студено. Пришел Прохор да Влас: никак весна у нас?» (память святого Власа отмечается на следующий день).

    В то же время зимы еще остерегались и просили: «Лютуй, февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь» . Впрочем, мороз, по мнению людей, и сам понимал, что властвовать ему оставалось недолго: «На Прохора и зима заохает, а февраль бушует, но весну чует» .

    Харалампий (Харлампий) считался в русском народе хранителем от внезапной, без покаяния, смерти. В этот день ему нужно было молиться об избавлении от такой беды. Также этого святого называют покровителем чиновников.

    Именины в этот день

    Анна, Антон, Аркадий, Валентина, Василий, Галина, Геннадий, Герман, Григорий, Иван, Карп, Марк, Петр, Порфирий, Прохор, Семен, Харлампий

    День воинской славы России - День защитника Отечества

    Сегодня это праздник всех тех, кто защищал, защищает и готов защищать Отечество (Фото: Shutterstock)

    Стоим мы на посту, повзводно и поротно.
    Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит.
    Мы - армия страны. Мы - армия народа.
    Великий подвиг наш история хранит.

    Музыка Г.Мовсесяна, слова Р.Рождественского

    23 февраля отмечается один из дней воинской славы России - День защитника Отечества . Эта дата была установлена Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России», принятым Государственной думой и подписанным президентом РФ Б.Ельциным 13 марта 1995 года.

    Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».

    В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии . Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота .

    10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 23 февраля имеет следующее название: «День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества».

    Федеральным законом № 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», принятым 15 апреля 2006 года, было установлено, что «Согласно внесенным изменениям день воинской славы России 23 февраля переименован в День защитника Отечества…» . Он является официальным выходным днем. И, независимо от названия, в этот день всегда чествовали настоящих мужчин - защитников своей Родины.

    Сегодня для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова. И для большинства наших сограждан это важная и значимая дата.

    Необходимо также отметить, что в этот день поздравляют не только мужчин, а еще и женщин - ветеранов Великой Отечественной войны, женщин-военнослужащих. Среди традиций праздника, сохранившихся и сегодня, - чествование ветеранов, возложение цветов к памятным местам, в частности в Москве - это торжественное возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата у стен Кремля первыми лицами государства. А также проведение праздничных концертов и патриотических акций, организация салютов во многих городах России.

    Кстати, до 1917 года традиционно днем Русской армии являлся праздник 6 мая - День святого Георгия Победоносца, считающегося покровителем русских воинов.

    Вместе с Россией сегодняшний праздник традиционно отмечают в Беларуси и Кыргызстане.

    Cамый «мужественный» праздник в году

    День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь - самый «мужественный» праздник в году. Для одних - это памятная и торжественная дата, для других просто хороший повод собраться с друзьями. Так или иначе, но День защитников Отечества - это, прежде всего, государственный праздник, прошедший уже более чем восьмидесятилетний путь.

    Считается, что День защитника Отечества был основан в 1918 году как «День рождения Красной Армии» в ознаменовании победы над германскими завоевателями под Нарвой и Псковом. В 1922 году этот день стал праздником и получил название Дня Красной Армии. С 1946 года он стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского флота. А в 2005 году праздник, отмечаемый в Республике 23 февраля, получил наименование - День защитника Отечества.

    Хотя День защитников Отечества сегодня воспринимается скорее как «мужское восьмое марта», стоит помнить, что в первую очередь поздравлений заслуживают те, кто в разные годы защищал нашу Родину, и те, кто сейчас оберегает спокойный сон белорусов. Те, кто на протяжении десятилетий доказывали безграничную любовь к Родине, преданность Отчизне, верность долгу и присяге, храбрость в боях, дисциплину и порядок в несении службы.

    И традиционно к 23 февраля приурочено проведение множества памятных и тожественных мероприятий с участием первых лиц государства.

    День защитника Отечества в Кыргызстане

    День защитника Отечества - государственный праздник (Фото: kg.akipress.org)

    С 2003 года День защитника Отечества (Мекенди коргоочунун белгиленчү күнү) в Кыргызстане - государственный праздник, объявленный официальным выходным днем.

    Праздник установлен постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 января 2003 года в целях военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, создания условий для оказания почета и достойного уважения ветеранов войны и Вооруженных сил Кыргызской Республики.

    История этого праздника корнями уходит в революционное прошлое России. (15) 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА)», а (29 января) 11 февраля - декрет «Об организации Рабоче-крестьянского Красного Флота» (РККФ).

    И 23 февраля 1918 года в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от «кайзеровских войск».

    С 1922 года чествование Красной Армии и Флота приобрело характер большого всенародного праздника. С тех пор ежегодно 23 февраля в СССР отмечался как «День Красной Армии». А с 1946 года он стал называться «День Советской Армии и Военно-Морского флота». С 2003 года праздник носит название День защитника Отечества и является в стране выходным днем.

    Это день, когда женщины одаривают своих мужей, отцов, сыновей особым вниманием и подарками. А по всей стране проходит множество памятных и праздничных мероприятий. Например, в Бишкеке в этот день традиционно на площади перед зданием мэрии проходит торжественное построение личного состава Бишкекского гарнизона, после чего военнослужащие под звуки оркестра проходят парадом до главной площади столицы «Ала-Тоо».