Пенсионное право права социального обеспечения. Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу или службу в органах внутренних дел

от 07/03/2019

Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют и .

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с , которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии – неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Право пенсионного обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

Нормы пенсионного обеспечения населения служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсионное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт пенсионного обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии по выслуге лет и по достижении определенного возраста.

Первого декабря 2007 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования назначения государственной пенсии за выслугу лет на современном этапе.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи :

Изучить основы пенсионных отношений;

Дать понятие государственной пенсии в Российской Федерации;

Произвести анализ правового регулирования государственной пенсии за выслугу лет в Российской федерации.

Государственная пенсия - регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям граждан из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Основными видами Государственной пенсии являются трудовые и социальные пенсии. К трудовым пенсиям согласно Закону РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях" относятся Государственная пенсия: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца: за выслугу лет. Соответственно, основаниями для пенсионного обеспечения служат определенные юридические факты: достижение определенного возраста: наступление инвалидности; смерть кормильца; длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Выплаты Государственной пенсии финансируются специальным органом - Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджет, а РФ. Выплата одновременно двух Пенсия Государственная допускается в случаях, прямо установленных в законе: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы: участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляется право получать пенсию по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности; б) вдовам военнослужащих погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак. может устанавливаться пенсия по старости (или пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца. В остальных случаях гражданин вправе выбрать одну из положенных ему государственных пенсий.

ГЛАВА I. ПЕНСИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1.1 ПЕНСИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства.

В соответствии с нормативистской конструкцией права норма -это идеальная модель правоотношения. Реализуя норму, субъекты права вступают в правоотношения, осуществляют права и обязанности, несут ответственность за нарушения. Таким образом, правоотношение понимается как общественное отношение между людьми и их организациями, урегулированное правовой нормой и состоящее во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей его участников.

В настоящее время, основным законодательным актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления трудовых пенсий является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01 декабря 2007 г.).

Наряду с названным законом в систему пенсионного законодательства входят Законы "Об основах обязательного социального страхования", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Легальное определение трудовой пенсии дается в ст.2 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О трудовых пенсиях», лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий по старости и по инвалидности, которые состоят из базовой, страховой и накопительной частей, а также по случаю потери кормильца, состоящей из базовой и страховой частей.

Специалисты делят вышеобозначенные виды пенсии на три группы:

Первую группу составляют пенсии, которые предоставляются в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

Вторую группу образуют пенсии, выплачиваемые в целях компенсации вреда, причиненного:

При прохождении военной и приравненной к ней службы (во внутренних войсках МВД и в Железнодорожных войсках РФ, ФСБ России и др.);

В результате радиационных и техногенных катастроф (на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Семипалатинском военном полигоне в 1949 г. и в 1962 г., на производственном объединении "Маяк" в 1957 г. и др.).

В третью группу входят социальные пенсии, выплачиваемые нетрудоспособным лицам в целях предоставления им средств существования. Право на них не зависит от какой-либо трудовой или общественно-полезной деятельностью в прошлом.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым ФЗ «О государственных пенсионном обеспечении в РФ».

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается только одна пенсия по их выбору.

Ключевым понятием в определении пенсии выступает страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются (засчитываются):

Период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);

Периоды работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

Иные периоды, к которым относятся:

прохождение военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

получение пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

уход трудоспособного лица за инвалидом I степени, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет.

Особо следует отметить, что в трудовой стаж включаются период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности, независимо от уплаты за этот период обязательных платежей, и периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, в том числе дополнительных.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Порядок подсчета страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555.

Сохраняется в действующем законодательстве и понятие трудового стажа. Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Главой II ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсионный возраст, как и до принятия поправок в данном Законе, сохранился и по общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27 и 28 Закона предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России или ее международным договором.

Одним из базисных институтов социального обеспечения является пенсия за выслугу лет. Именно исследование правовых основ пенсии за выслугу лет и является объектом нашего исследования.

О намерении государства ввести для государственных служащих пенсии за выслугу лет впервые говорилось в ст. 19 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Данная статья закрепляла, что государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом, который в то время так и не был принят.

До принятия соответствующего федерального закона пенсионное обеспечение указанных лиц регулировалось Указом Президента РФ от 16.08.95 №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (в ред. от 13.12.2000). Согласно названному указу этим категориям граждан устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии. Федеральным государственным служащим доплата устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты увеличивался на 3% месячного денежного содержания за каждый полный год выслуги свыше установленной, при этом сумма пенсии и доплаты не могла составлять более 80% месячного денежного содержания указанных лиц.

Иные условия предусматривались для лиц, замещавших государственные должности. Они имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии независимо от продолжительности стажа государственной службы. При этом размер ежемесячной доплаты определялся им с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 80% месячного денежного содержания указанных лиц.

Указом Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" устанавливается, что право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности РФ на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с их виновными действиями. Изменился и порядок определения размера доплаты указанным лицам. Сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней при замещении государственной должности РФ от одного года до трех лет составила 55%, свыше трех лет - 75% месячного денежного вознаграждения. Месячное денежное вознаграждение определялось по выбору получателя ежемесячной доплаты либо по государственной должности РФ, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, либо по последней государственной должности РФ, полномочия по которой были прекращены.

1.2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПЕНСИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно права по двум или трем видам пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии (для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибшего от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии.С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты -- пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности -- пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания). В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца. В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения, а для военнослужащих -- соответствующий орган Министерства обороны (МВД, ФСБ).

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца -- получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ

2.1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА

В соответствии с Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. №44, федеральный служащий должен подать письменное заявление, форма которого предусмотрена приложением №1 к настоящим Правилам, о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее именуется - федеральный орган), в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением.

Федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.

Днем обращения за назначением пенсии за выслугу лет считается день регистрации заявления со всеми необходимыми документами федеральным органом, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением (раздел II Постановления Минтруда от 30.06.2003 №44).

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет приложены не все необходимые документы, Пенсионный фонд Российской Федерации направляет федеральному органу, представившему документы, разъяснение о том, какие документы необходимо направить дополнительно.

Если такие документы будут представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня регистрации кадровой службой федерального органа заявления о назначении пенсии либо получения его по почте, то днем обращения федерального служащего за пенсией за выслугу лет считается день регистрации этого заявления соответствующим федеральным органом или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.

Пенсионный фонд Российской Федерации в месячный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет назначается Пенсионным фондом Российской Федерации с 1-го числа месяца, в котором федеральный служащий обратился за ней, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от должности федеральной службы и назначения (досрочного оформления) трудовой пенсии по старости (инвалидности).

2.2 КРУГ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ. УСЛОВИЯ ЕЕ НАЗНАЧЕНИЯ

Рассмотрим сначала круг граждан, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет, и условия ее назначения.

В первоначальной редакции Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» очерчивалась достаточно четко та профессиональная деятельность, с учетом выполнения которой предоставляется пенсия за выслугу лет. Назывались длительная подземная и некоторая другая работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда, работа в гражданской авиации и летно-испытательном составе, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, творческая деятельность в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Всего пять видов такой деятельности. При этом имелось в виду, что перечень не должен расширяться. Однако в дальнейшем пенсии за выслугу лет стали вводиться в связи с выполнением другой работы. Практически перечень оказался открытым -- пенсии за выслугу лет стали устанавливаться в связи с любой длительной профессиональной деятельностью, если это сочтет необходимым законодатель.

1) военнослужащие и служащие (работники) органов внутренних дел;

2) работники гражданской авиации и летно-испытательного состава;

3) государственные служащие, судьи, работники прокуратуры и таможенных органов, научные работники, журналисты;

Первой из указанных категорий пенсии назначаются при наличии обязательной выслуги сроков службы и, как правило, независимо от возраста. Иногда в совокупности с возрастом и другими обстоятельствами (болезнью, сокращением штатов воинских формирований).

У второй группы работников условием назначения пенсии за выслугу лет является наличие определенного стажа работы по специальности (выслуги лет) и прекращение ее ко времени обращения за пенсией.

У третьей группы работников право на пенсию возникает при наличии выслуги лет (специального стажа) работы, в должностях, указанных в законе и достижении пенсионного возраста).

У четвертой группы работников условиями назначения пенсии за выслугу лет является установленная законодательством работа (профессия, специальность), ее продолжительность, а также достижение определенного возраста или независимо от возраста (плавсостав отдельных видов судов, работники образования, здравоохранения и социального обеспечения, творческие работники -- артисты, заслуженные спортсмены).

Таким образом, наиболее характерными признаками пенсии за выслугу лет являются: профессия, должность, продолжительность работы в определенной отрасли народного хозяйства, оставление работы, дающей право на эту пенсию, а иногда и определенный возраст. Хотя возраст не является обязательным признаком пенсии за выслугу лет, но он, как правило, ниже установленного пенсионного возраста. Что касается длительности специального стажа, то он обычно совпадает с продолжительностью трудового стажа, требуемого для назначения пенсии по возрасту.

2.2.1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ИЛИ СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Право на пенсионное обеспечение определяется наличием у военнослужащих и аттестованных служащих органов внутренних дел определенной законом продолжительности службы, достижением ко дню увольнения с военной службы или органов внутренних дел (для этих категорий служащих) установленного возраста и обязательным увольнением с военной службы или органов внутренних дел по определенным причинам (отставка, запас, болезнь, сокращение штатов и др.).

В зависимости от причин увольнения и условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, устанавливаются различные размеры пенсии (от 50 до 90% денежного обеспечения). Так, военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющим выслугу 20 лет и более, назначается пенсия в размере 50 процентов, а уволенным в отставку по возрасту или по состоянию здоровья -- 55 процентов соответствующих сумм денежного обеспечения и за каждый год выслуги сверх 20 лет -- 3 процента денежного обеспечения, но не более 85 процентов денежного обеспечения.

Военнослужащим, лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел, достигшим 45-летнего возраста, назначается пенсия за общий трудовой стаж 25 лет -- 50 процентов и за каждый год стажа свыше 25 лет -- 1 процент соответствующих сумм денежного обеспечения.

Лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в период прохождения службы и отнесенных к категории 1, размер пенсии увеличивается на 10 процентов, а отнесенных к категориям 2, 3 и 4 -- на 5 процентов. Общий размер пенсии, исчисленный по указанным правилам, не должен превышать 85 процентов, а лицам, принимавшим участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы по 1-й категории -- 95 процентов, а по 2, 3 и 4 категориям -- 90 процентов.

К пенсии за выслугу лет могут начисляться соответствующие надбавки, предусмотренные общим пенсионным законодательством, а именно:

Неработающим пенсионерам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, -- в размере социальной пенсии, установленной Законом Украины “О пенсионном обеспечении”;

Одиноким пенсионерам, инвалидам 1-й группы, нуждающимся, по заключению медицинских учреждений, в уходе за ними, -- в размере социальной пенсии. Надбавки могут начисляться одновременно.

2.2.2 ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ, СУДЬЯМ, РАБОТНИКАМ ПРОКУРАТУРЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.

Пенсии государственным служащим назначаются, как уже отмечалось, при наличии общего трудового стажа для мужчин -- не менее 25 лет, для женщин -- не менее 20 лет, в том числе стажа государственной службы -- не менее 10 лет и соответственно достижении пенсионного возраста. Только при таких условиях может быть назначена пенсия в размере 80 процентов суммы должностного (действующего) оклада с учетом надбавок и доплат за выслугу лет и ранг государственного служащего. Размер пенсии может быть увеличен за каждый полный год свыше 10 лет государственной службы на один процент заработка, но не более 90 процентов должностного оклада с учетом надбавок и доплат без ограничения предельного размера пенсии. Пенсия государственному служащему выплачивается в полном размере независимо от его заработка (дохода), получаемого после выхода на пенсию.

Государственный служащий, уволенный с государственной службы в связи с осуждением за умышленное преступление, совершенное с использованием своего должностного положения, или совершением коррупционного деяния, лишается права на получение пенсии, предусмотренной Законом Украины “О государственной службе”.

Пенсии за выслугу лет судьям. Основным условием назначения пенсии судьям является стаж работы в должности судьи не менее 20 лет и выход в отставку. Судье, ушедшему в отставку, при наличии соответствующего возраста и стажа работы выплачивается по его выбору пенсия на условиях госслужбы или освобожденное от уплаты налога ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 процентов заработной платы работающего на соответствующей должности судьи. За каждый полный год работы более 20 лет на должности судьи размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивается на два процента заработка, но не более чем до 90 процентов заработка судьи, без ограничения предельного размера ежемесячного пожизненного денежного содержания (пенсии).

Судье в отставке, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему 55-летнего возраста (для женщин -- 50 лет), размер ежемесячного денежного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет работы в должности судьи. При достижении таким судьей пенсионного возраста за ним сохраняется право на получение ежемесячного пожизненного денежного содержания в указанном размере или, по его выбору, назначается пенсия на условиях, предусмотренных ст. 37 Закона Украины “О государственной службе”. В заработок судьи для исчисления ежемесячного пожизненного денежного содержания или пенсии включается должностной оклад, премии и доплата за квалификационные классы, а также надбавка за выслугу лет.

Пенсии работникам прокуратуры. Пенсии работникам прокуратуры назначаются дифференцировано в зависимости от занимаемой должности. Например, следственным работникам пенсии назначаются независимо от возраста при выслуге не менее 20 лет -- в размере 50 процентов месячного заработка. За каждый год выслуги свыше 20 лет пенсия увеличивается: на следственной работе -- на три процента, а на любой прокурорской должности -- на два процента заработка, с которого исчисляется пенсия. Работникам, занимающим прокурорские должности, пенсия назначается по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами, с выслугой на этих должностях не менее 20 лет -- в размере 50 процентов месячного заработка. За каждый год выслуги свыше 20 лет пенсия увеличивается на два процента заработка.

Следственным работникам и работникам, занимающим прокурорские должности, не имеющим выслуги 20 лет, если стаж службы в органах прокуратуры составляет не менее 12 лет, по достижении мужчинами 60 лет при общем стаже работы 25 лет и более, а женщинами -- 55 лет при общем стаже работы 20 лет и более -- пенсии назначаются в размере, пропорциональном количеству полных лет работы на прокурорско-следственных должностях из расчета 50 процентов месячного заработка за 20 лет выслуги. За каждый год общего стажа свыше 25 лет -- для мужчин и 20 лет -- для женщин пенсия увеличивается на один процент месячного заработка, с которого она исчисляется. Общий размер пенсии за выслугу лет, исчисленный по указанным правилам, не может превышать 75 процентов соответствующего заработка, а лицам, участвовавшим в ликвидации Чернобыльской катастрофы и отнесенным к категории 1 -- 85 процентов, к категории 2 -- 80 процентов.

Пенсии работникам таможенных органов. Таможенники обеспечиваются пенсиями в соответствии с Законом Украины “О государственной службе” при наличии установленной законодательством выслуги лет и достижении определенного возраста. В соответствии с Таможенным кодексом Украины* таможенники имеют право на пенсию: женщины при выслуге 20 лет и достижении возраста 50 лет, мужчины -- соответственно -- 25 лет и 55 лет при наличии персонального звания. Исчисление размера пенсии производится в процентном отношении к фактическому заработку с учетом надбавок за персональные звания, выслугу лет, знание иностранных языков и т.п., т.е. применяется та же методика исчисления пенсии, что и для всех других государственных служащих.

пенсионный государственный выслуга

2.3 РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ

Государственная пенсия за выслугу лет назначается в таком размере, чтобы сумма пенсии (части трудовой пенсии по старости), к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет, и государственной пенсии за выслугу лет составляла для:

1) лиц, замещавших государственные должности от трех до пяти лет, 55 процентов их среднемесячного денежного содержания, свыше пяти лет - 75 процентов их среднемесячного денежного содержания;

2) лиц, замещавших должности государственной службы, - 45 процентов их среднемесячного денежного содержания.

2. В случае если лицу в соответствии с федеральным законом назначены две пенсии, то при определении размера государственной пенсии за выслугу лет учитывается общая сумма двух пенсий.

3. Размер государственной пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размер пенсий за выслугу лет составляет, как правило, от 55 до 75% заработка. Если выслуга равна требуемой, то размер пенсии 55%. За каждый год полной выслуги сверх требуемой этот размер повышается на 1 %, но не более, чем до 75%.

Как уже отмечалось, пенсии за работу в летном и летно-испытательном составе могут устанавливаться при неполной выслуге. В таких случаях пенсия уменьшается на 2 % заработка за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

Для работников, занятых на подземных и открытых горных работах, сделано изъятие в части определения размера пенсии: всем таким гражданам, имеющим право на пенсию, ее размер составляет 75% заработка.

Дополнительное правило введено для летчиков-испытателей I класса: их пенсия, исчисленная по общим правилам, повышается на 10%, однако во всех случаях ее размер не может превышать 75% заработка. Минимальный и максимальный размеры пенсий за выслугу лет такие же, как и пенсии по старости. Эти размеры повышаются за выслугу сверх необходимой в таком же порядке, как и при исчислении пенсии по старости.

Максимальный размер пенсии для летного состава установлен на уровне не трех, а трех с половиной максимальных размеров пенсии по старости. Для летчиков-испытателей I класса максимум пенсии за выслугу лет вообще не установлен.

Особый, повышенный максимальный размер пенсии введен с 1 мая 1999 г. для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ (ред. от 04.12.2007)(с изм. и доп., вступившими в силу с 16.12.2007) ). Он определен на уровне 2,2 среднемесячной заработной платы в стране. В таком максимальном размере пенсия устанавливается членам летных экипажей, в том числе тем из них, которым она назначена до 1 мая 1999 г.

Правительство РФ 7 сентября 1999 г. утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет (в него включены пилоты, штурманы, бортовые инженеры, бортовые механики, бортовые радисты различных наименований), а также Правила исчисления сроков выслуги и установления величины повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Согласно Правилам, при расчете повышения максимального размера учитывается выслуга, выработанная лишь непосредственно в должностях членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (т. е. выслуга, которая подсчитывается в зависимости от налета часов), иная работа не принимается во внимание.

Величина повышения максимального размера определяется так: разница между размером пенсии (с учетом повышения пенсии в соответствии с законодательством) в пределах 2,2 среднемесячного заработка в стране и суммой пенсии, равной 3,5 минимального размера пенсии по старости (с учетом надбавок и компенсационной выплаты) умножается на отношение среднемесячной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем году от работодателей -- организаций, использующих труд членов летных экипажей, к сумме средств, необходимых для финансирования максимального размера пенсий пенсионеров из числа указанных лиц на начало выплатного периода. Это отношение рассчитывается ежеквартально Пенсионным фондом РФ.

Для тех граждан, выслуга которых составляет 20 лет (полная выслуга), размер пенсии равен 50% заработка (соответствующих сумм денежного довольствия); за каждый полный год выслуги свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 3% заработка, но не более чем до 85% заработка. Отличие здесь в том, что исходный размер не 55, а 50% заработка; увеличение за каждый полный год выслуги сверх требуемой составляет не 1, а 3% заработка, и предельный размер пенсии не 75, а 85% заработка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы можно подвести следующие итоги проделанному исследованию:

Пенсии за выслугу лет -- ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью, выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.

Одним из базисных институтов социального обеспечения - пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет не носит самостоятельного характера. По сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается.

Пенсией за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию (независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия).

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа. Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более и т.д.

Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет.

Условия, и порядок назначения пенсии за выслугу лет во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Российская Газета. 25 декабря 1993

2. Постановление правительства РФ от 27 февраля 2002 г. №17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ".

3. Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

4. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»

5. Ст. 56 Воздушного кодекса РФ (ред. от 04.12.2007)(с изм. и доп., вступившими в силу с 16.12.2007).

6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01 декабря 2007 г.).

7. Азарова Е.Г., Виноградова 3.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении. Концепция развития российского законодательства. М. 2008

8. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов. Экономика социального страхования. М. 2007

9. Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий. Адвокат - № 10. М. 2007

10. Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М. 2008

11. Забелин Л.В. Теоретические основы социального страхования. М.2006

12. Гинцбург Л.Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М. 2004

13. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России: хорошее начало и плачевные результаты. Государство и право. 2006. № 3

14. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. М. 2006

15. Право социального обеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М. 1999

16. Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М. 2008

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные этапы становления систем социального обеспечения, понятие трудовых пенсий в Российской Федерации и правовое регулирование назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе. Круг граждан, имеющих право на нее и условия ее назначения, размер.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2008

    Право граждан на социальное обеспечение. Социальная справедливость предоставленной пенсии. Содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет. Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, его нормативно-правовое регулирование.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2017

    Нормативно-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих. Виды пенсий: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Условия и порядок назначения пенсий. Право военных пенсионеров на трудовую пенсию в дополнение к военной пенсии.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2014

    Рассмотрение основных этапов становления систем социального обеспечения. Понятие трудовых пенсий в Российской Федерации. Определение круга граждан, имеющих право на получение пенсии по выслуге лет. Исследование порядка назначения и выплаты пенсий.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    Система государственного пенсионного обеспечения. Круг лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Условия получения социальной пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2012

    Классификация пенсий государственных служащих. Размер, порядок назначения и выплаты пенсий. Место пенсионного обеспечения в российской пенсионной системе. Проблемы правового регулирования и организации пенсионного обеспечения и пути его совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 07.02.2015

    Понятие и элементы пенсионной системы. Основные принципы и субъекты обязательного пенсионного страхования. Виды пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения: за выслугу лет, по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, социальная.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения. Понятие и виды государственных пенсий. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Эффективность действующего порядка назначения пенсий.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2008

    Сущность, понятие и виды пенсий, их характеристика. Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации, общая характеристика основных источников пенсионного обеспечения. Условия назначения и размеры различных видов социальных пенсий.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Основные виды военных пенсий и их особенности. Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Условия, нормы и порядок назначения пенсии по инвалидности. Размер пенсии за выслугу лет и условия ее назначения.

Поскольку существуют различные жизненные ситуации, при которых граждане не могут осуществлять трудовую деятельность или достойны вознаграждения за определенные заслуги. Пенсия может назначаться даже в случаях, когда отсутствует трудовой стаж.

Определенным гражданам может назначаться сразу 2 вида пенсионного обеспечения (например, инвалидам, пострадавшим в результате ЧАЭС), но получать сразу две пенсии могут только определенные граждане, перечень которых строго определен в законодательных актах.

После реформы 2015 года, когда страховая и накопительная части пенсии стали самостоятельными видами, у граждан РФ появилась возможность выбирать, какой вид пенсионного обеспечения им формировать - только страховую или одновременно с ней еще и накопительную .

Виды пенсий в России

Согласно пенсионной модели Российской Федерации, существует несколько основных видов :

Ранее, до 2015 года, страховая и накопительная пенсия являлись частью трудовой, однако в связи с принятой новой реформой, с 2015 года это отдельные виды пенсии.

Какую пенсию выбрать: страховую или накопительную?

Следует отметить, что социальная выплата не будет назначена , если пенсионер проживает в России не постоянно, а также, если он продолжает вести трудовую деятельность.

Заключение

Для правильного выбора оптимального варианта пенсионного обеспечения, необходимо самостоятельно принять решение: какой наиболее выгодный, исходя из ее размера. В случае с выбором или пенсии, рекомендуется изучить все нюансы, ведь контролировать выплаты лично намного удобнее. Однако существуют некоторые риски, мошенники могут ввести в заблуждение или при неудачном инвестировании можно потерпеть убытки.

Если же страховая пенсия кажется более надежным и гарантированным вариантом, то необходимо иметь в виду, что отчисления на нее ведутся только с официальной заработной платы , поэтому при устройстве на работу необходимо точно знать, с какой суммы работодатель в Пенсионный фонд.

Пенсионное обеспечение – основной вид социального обеспечения.

Пенсия – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые нетрудоспособным гражданам в целях компенсации утраченного ими заработка, а так же предоставления нетрудоспособным членам семьи содержания, утраченного в связи со смертью кормильца.

Пенсии по своей истории являются самым первым видом денежного обеспечения. Петр Iвыплачивал пенсион государевым служащим. Пенсии назначались по усмотрению государя и включали как денежное обеспечение, так и предоставление земельных наделов. Позднее круг лиц, получавших государственное пенсионное обеспечение расширялся, но охватывал, как правило только две категории: государственных служащих и военнослужащих.

Первый российский НПА о государственном пенсионном обеспечении был принят в 1918 году и охватывал только 3 категории: рабочих, государственных служащих и военнослужащих.

Колхозное крестьянство впервые приобрело право на пенсию только в 1964 году. Это свидетельствует о классовом подходе в социальном обеспечении. Дифференциация в основаниях, условиях и размерах пенсионного обеспечения, отражающая различия по классам и социальным группам сохранялась до 1990 года. 1990 год, мая – закон «О государственно пенсионном обеспечении в СССР». Однако, в связи с политическим развалом союза, а так же более высокими нормами социального обеспечения в республиканских законах, закон о пенсиях просуществовал ровно 6 месяцев.

20 ноября 1990 года Верховный Совет РФ принял закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Данный закон действовал до 2001 года и являлся переходным от принципов построение социального обеспечения диктатуры пролетариата до принципов рыночной экономики.

В настоящее время действуют два НПА, регулирующих пенсионное обеспечение:

    ФЗ «О трудовых пенсиях»

    ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»

Эти законы распространяются на разный круг лиц, предусматривают различные виды пенсии, но главным различием являются разные источники финансирования расходов на выплаты пенсии.

До 1990 года источником финансирования пенсионного обеспечения являлся государственный бюджет, поэтому уровень пенсионного обеспечения зависел от состояния государственного бюджета. Такой порядок выявил существенные недостатки, основной – замораживание уровня пенсионного обеспечения, и требовал принципиального изменения. В 1991 году для финансирования пенсий был создан Пенсионный фонд СССР, а затем Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд – самостоятельная финансовая структура, формируется за счет страховых взносов, которые уплачивают работодатели, ИП, в ряде случаев – наемные граждане. Создание пенсионного фонда означало переход от принципов социального обеспечения к принципам социального страхования в сфере пенсионного обеспечения.

Виды пенсии.

В РФ, как и во всем мире сформировалось и существует 5 видов пенсии

    По старости . Основанием ее назначения является достижение лицом общеустановленного пенсионного возраста. Обязательным условием назначения пенсия является наличие у лица общего трудового стажа, а с 2001 года – страхового стажа. (лицо в обязательном условии должно работать). Разновидностями пенсии по старости являлись пенсии по возрасту. Основанием их назначения было достижение лицом льготного пенсионного возраста (снижался на 5-10 лет), однако, обязательным условием было наличие у лица специального трудового стажа (работа по вредных и тяжелых условиях труда, в определенных отраслях), наличие общего трудового стажа. Сегодня они существуют как досрочные пенсии по старости. Ст. 7, закона о трудовых пенсиях.

    Пенсии по инвалидности . Основанием для назначения пенсии по инвалидности является установление лицомI,II, илиIIIгруппы инвалидности. Обязательным условием назначения пенсии – наличие у лица общего трудового стажа. При отсутствии его пенсия по инвалидности не назначалась. (сейчас там назначается социальная пенсия), ст. 8 закона о трудовых пенсиях.

    Пенсия по случаю потери кормильца . Основанием является утрата кормильца, обязательным условием – наличие у погибшего кормильца трудового стажа. При отсутствии трудового стажа пенсия по случаю потери кормильца не назначалась. Ст. 9 закона о трудовых пенсиях.

    Пенсия за выслугу лет. Возникли позже всех. Основание для назначения пенсии – наличие у лица выслуги лет (специальный трудовой стаж по определенным профессиям). Пенсии за выслугу лет назначались военнослужащим, а так же врачам, учителям, горнорабочим, летчикам, театрально – зрелищным работникам. Принципиальным отличием пенсии за выслугу лет от других видов пенсии – назначаются независимо от возраста лица.

    Социальная пенсия . В РФ появился только в 1990 году. Предоставляется лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами, однако у них отсутствует трудовой стаж, и поэтому им не может быть назначена пенсия по старости или по инвалидности. Детям умершего кормильца пенсия назначается, если у кормильца отсутствует трудовой стаж.

В законодательстве СССР и РФ можно было выявить такую тенденцию, что отдельным категориям граждан пенсионное обеспечение предоставляется по отдельным законам

    персональные пенсии – за особые заслуги

    пенсии депутатам, космонавтам и спортсменам

в любой стране возникновение и развитие специальных пенсионных систем всегда обусловлено низким уровнем, установленном в общей системе пенсионного обеспечения.

Закон о трудовых пенсиях РФ.

Построен на страховых пр987инципах (связан с обязательной уплатой страховых взносов в пенсионный фонд). Страховые взносы уплачиваются работодателям и ИП, порядок и размер уплаты регулируются отдельным ФЗ. Доказательством уплаты является полис государственного пенсионного страхования.

Все расходы на выплат пенсии идут из пенсионного фонда. Закон распространяется на: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным и лицам без гражданства – при условии постоянного проживания на территории РФ. Сейчас непонятно, каким документом подтверждается постоянное проживание. Закон предусматривает три вида пенсии – по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Лицо, имеющее право на получение двух видов пенсии может получать только одну пенсию по выбору. Учитывая, что пенсионное обеспечение осуществляется из ПФ, они распространяются только на наемных работников.

Пенсия по старости предусмотрена ст.7 закона «о трудовых пенсиях». Основанием назначения является достижением мужчиной 60 лет, женщиной 55. Обязательное условие – наличие страхового стажа не менее 5 лет. При его отсутствии пенсия назначена не будет.

Размер пенсии складывается из двух частей – страховая (зависит от суммы уплаченных страховых взносов), накопительная (из накопительной части страховых взносов. С 2001 по 2006 год накопительная часть удерживалась с самих работников. Сейчас она так же удерживается от работодателя). Пенсия высчитывается: сумма страховых взносов делиться на 19. 19 – время дожития. Пенсия по старости назначается пожизненно и выплачивается в том числе и работающим пенсионерам. Два дня назад был поставлен вопрос о том, что работающему пенсионеру, возможно, не стоит выплачивать пенсию. Пенсия по старости пожжет быть назначена ранее общеустановленного пенсионного возраста.

75% выходящих на пенсию составляют выходящие по старости.

Пенсия по инвалидности. Основанием для назначения пенсии является признание лица инвалидом. Инвалидом Является лицо, имеющее стойкую утрату трудоспособности, приводящую к нуждаемости, социальной помощи. Обусловлено физическим дефектом или заболеванием. Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом – медико-социальной экспертной комиссией. При освидетельствовании лицу устанавливается одна из 3 групп. 1 группа инвалидности устанавливается лицам, у которых имеется стопроцентная утрата трудоспособности и нуждаемость в постоянном уходе, 2 группа устанавливается тем, у кого есть стопроцентная утрата трудоспособности, но они не нуждаются в постоянном уходе, 3 группа устанавливается лицам, которые частично сохранили профессиональную трудоспособность. Критерии утверждаются министерством здравоохранение. Группы инвалидности устанавливаются лицам старше 16 (18) лет. Детям инвалидам группы инвалидности не устанавливаются, а он признается «ребенком-инвалидом». Подтверждением инвалидности является справка МСЭК, в которой указывается группа инвалидности. Лица, которым установлена группа инвалидности, обязаны периодически проходить переосвидетельствование. Инвалиды 1 и 2 группы проходят переосвидетельствование 1 раз в 2 года, инвалиды 3 группы ежегодно.

Лицам предпенсионного возраста инвалидность назначается бессрочно и они не обязаны проходить освидетельствование.

Обязательным условием для назначения пенсии по инвалидности – наличие страхового стажа, продолжительность которого не имеет значение, важен только факт.

Размер пенсии определяется по формуле, где сумма страховых взносов делится на 19 лет. Пенсия по инвалидности устанавливается на весь период признания лица инвалидом. Если инвалид не проходит своевременно освидетельствование, выплата пенсии приостанавливается. После прохождения освидетельствовании, выплата пенсии возобновляется.

Пенсионерам, имеющим иждивенцев, к назначенной пенсии производятся доплаты. Размер доплат зависит от числа иждивенцев и группы инвалидности самого пенсионера.

Лица, которым назначена пенсия по инвалидности, могут работать и получать пенсию в полном объеме.

Пенсия по случаю потери кормильца. Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца, признание его безвестно отсутствующим, признание лица умершим.

Смерть лица подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемом органами ЗАГСа. Безвестное отсутствие подтверждается решением суда о признании лица безвестно отсутствующим (отсутствие лица в течение 1 года). Признание лица умершим так же подтверждается решением суда, но производится по истечение 3-5 лет.

Обязательным условием для назначения пенсии является наличие у умершего кормильца страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения.

Право на пенсию имеют лица:

    члены семьи умершего, находившиеся на его иждивении и являющиеся нетрудоспособными на день смерти. К ним относятся:

    • дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет

      родители, если он достигли пенсионного возраста или являются инвалидами

      супруги, если они так же нетрудоспособны

      бабушка – дедушка, если они не имеют лиц, обязанных по закону из содержать (дети)

      дед – бабушка, брат- сестра, осуществляющией уход за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет

для всех лиц, кроме детей, для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо подтверждение факта иждивения. При отсутствии у кормильца страхового стажа, пенсия по случаю потери кормильца не назначается. В таком случаем сожжет быть назначена социальная пенсия, но она назначается только детям. ПППК назначается на период, пока лицо является нетрудоспособным – детям до 16 лет, если они продолжают обучение в очной форме – до окончание учебного заведения, но не более, чем до 23 лет.

Такое лицо может работать и будет получать пенсию в полном объеме. Определяется так же, как и предыдущие. Для некоторых категорий – в твердой сумме.

Они выплачиваются ежемесячно и в целях сокращения расходов на доставку, они зачисляются на лицевой счет в банке.

Пенсионер, который продолжает работать, размер пенсии пересчитывается каждые 12 месяцев. Перерасчет осуществляется автоматически и не требует заявлений лица. Пенсионер в любой момент может перейти на другой вид пенсии.

Скоро – закон о профессиональным пенсиях, который станет регулировать пенсии по работе в тяжелых условиях.

«Закон о государственном пенсионном обеспечении »

Предусматривает назначение:

    пенсии за выслугу лет

    пенсии по старости

    пенсии по инвалидности

    пенсии по случаю потери кормильца

    социальные пенсии – назначаются лицам, которые не производили уплату взносов в страховой взнос: военнослужащие, лица которые не работали и некоторые другие категории.

Военнослужащие.

Пенсионное обеспечение регулируется ФЗ от 12 февраля 1993 года. Закон предусматривает 3 вида пенсии: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Распространяется помимо военнослужащих на работников прокуратуры, следователей, наркоконтроль, лиц, осуществляющих работу органов исполнительной системы. Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по контракту.

    Пенсия за выслугу лет. Два основания:

    1. Наличие у лица выслуги лет 20 лет и более (Возраст не имеет значения)

Размер пенсии – 50% оклада денежного содержания +3% за каждый год сверх выслуги.

      Нет выслуги 20 лет. В этом случае пенсия может быть назначена при наличие сложного юр состава:

    Увольнение со службы по:

    • Достижению предельного возраста пребывания на службе

      Увольнение в связи с оргштатными мероприятиями

      Увольнение по состоянию здоровья

То есть, увольнение помимо воли лица. На момент увольнения лицо должно достичь возраста 45 лет и общетрудового стажа 25 лет и 12 лет и 6 месяцев выслуги лет.

Пенсия за выслугу лет выплачивается только при условии оставления военной службы.

При выходе они могут работать на другую работу.

Назначенная пенсия пересчитывается при изменении оклада денежного содержания военнослужащих.

    Пенсия по инвалидности.

Основание – установление военнослужащему 1, 2 или 3 группы инвалидности. Устанавливает медико-социальная экспертная комиссия. Продолжительность выслуги лет не имеет значения. Размер пенсии зависит от причины инвалидности. У них может быть 2 причины:

    Военная травма. Устанавливается военнослужащим, у которых травма получена при исполнении обязанностей военной службы.

    Заболевание, не связанное с прохождение военной службы.

Пенсии по инвалидности устанавливаются в более высоких размерах пи исполнении обязанностей. Устанавливается на весь срок инвалидности и выплачивается из государственного бюджета. Инвалидам, имеющих иждивенцев, производятся доплаты.

    Пенсия ППК.

Основание – смерть кормильца или признание лица безвестно отсутствующим. Право на пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Причина смерти, как и причины инвалидности, может быть в следствии военной травмы и не связанной с исполнением военных обязанностей.

Многие россияне выступают за отмену пенсий. Вот аргументы:
http://zhanna1984.livejournal.com/12973.html
Необходимость реформы пенсионной системы России признает любой здравомыслящий человек. А вот каким образом проводить эту реформу, единого мнения нет ни у граждан, ни в Правительстве и уж тем более в самом Пенсионном Фонде России, раздираемом противоречивыми руководителями и их действиями.
Давайте посмотрим на то, как у нас сейчас обстоят дела с пенсиями, населением и перспективами обеспечения этого самого населения теми самыми пенсиями и наконец-то поймем, что есть выход из сложившейся сложнейшей ситуации дефицита Пенсионного Фонда России

И так, что мы имеем.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости и на конец 2008 года составил 4 тысячи 902 рубля.

Численность населения России 142,0 млн.человек.

Численность пенсионеров 38, 5 млн.человек.

Экономически активное население 75 млн. человек (52,8% от всего населения). Но населения в возрасте от 20 до 64 лет составляет около 90 млн.человек.

Ежегодно население уменьшается на 500 тысяч человек.

Средний размер начисленных месячных пенсий составляет 99% от величины прожиточного минимума.

45,7% населения со среднедушевым доходом свыше 10 тысяч рублей в месяц.

Численность участников негосударственных пенсионных фондов т.е. тех, кто туда перечисляет деньги 6,5 млн. человек (8,6% от экономически активного населения), а получают пенсии из НПФ всего 685 тысяч человек или 1,8% от всех пенсионеров России.

О перспективах пенсионной реформы в своем недавнем выступлении министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что с 2015 года размер базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости будет зависеть от продолжительности страхового стажа. И может снижаться на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативного стажа в 30 лет. Либо повышаться на 6 процентов за каждый год, превосходящий «норму».

Таким образом понятно, что каждый из нас должен проработать не менее 30 лет, чтобы получать пенсию без скидок равную величине прожиточного минимума. Не думаю, что кого-нибудь из здравомыслящих людей устроит такое положение дел. Но всего 8,6% из нас на сегодняшний день озабочены своим пенсионным будущем, а остальные по старинке надеются на русский “авось” или на Государство которое “всем всегда должно”.

А между тем на выплату базовой части пенсии федеральный бюджет должен в следующем году перевести в Пенсионный фонд свыше 1 триллиона рублей на закрытие растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в следующем году должен выплатить пенсионерам 3 триллиона рублей. В 2010 году — 3,7 триллиона, а в 2011 году — уже 4,3 триллиона рублей.

Необходимо повернуть угрожающую тенденцию роста дефицита средств ПФР вспять. Вот и получается, что единственный способ обеспечить достойную старость тем, кому предстоит еще нормативные 30 лет работать это полностью отменить государственные пенсии. При 65 летнем пороге ухода на пенсию, к которому мы скоро прийдем, население моложе 35 лет должно быть полностью лишено государственных пенсий и, соответственно, само заботиться о своем будущем. Таким образом все средства ПФР должны распределяться среди текущих пенсионеров, а пополняться за счет тех, кто старше 35 лет и не достиг 65 лет, а это 56 миллионов человек. Простые вычисления показывают, что при ежегодной смертности населения страны в 2,4 млн. человек и при ежегодном выходе на пенсию в среднем 1,8 млн. человек в ближайшие годы в ПФР возникнет профицит и средства бюджета могут быть потрачены не на латание пенсионных дыр, а, например, на повышени уровня образования и медицинского обслуживания населения. Приняв в ближайшее время такие поправки в пенсионное законодательство Государство решит массу проблем не только с пенсионным обеспечением, но и с развитием внутреннего российского инвестиционного климата, получит серьезных долгосрочных инвесторов в экономику страны и существенно повысит финансовую грамотность населения.