Фз о пенсии по старости. Законодательство до реформирования пенсионной системы. Что будет с «северянами»

Пенсии по старости — это пособия, которые выплачиваются каждый месяц. Размер пенсионных выплат может отличаться. Величина пособия зависит от продолжительности трудового стажа или другой благотворительной деятельности, полезной для общества.

Страховая пенсия по старости — выплата, которая начисляется застрахованным лицам каждый месяц.

Ее размер рассчитывается по нескольким показателям:

  • Величина заработной платы;
  • Величина вознаграждений или других выплат;
  • Период утраченной нетрудоспособности по причине инвалидности и/или старости (ФЗ об условиях для инвалидов ).

Структура Пенсионного фонда за последнее время существенно изменилась. Теперь чтобы получить пенсию по старости, нужно работать официально. По закону работодатели за своих сотрудников оплачивают ежемесячные страховые взносы. Размер зависит от величины заработной платы. От нее исчисляются проценты на пенсионную выплату.

Обратите внимание: Величина выплаты зависит от текущего размера заработной платы.

Все законы о пенсиях РФ представлены ниже:

Порядок начисления пенсии в РФ

В Федеральном законе под номером 400 содержится информация о расчете пенсии по старости. В нем представлена формула для расчета:

СП = (КПБ * СБ) + ФВ

КПБ — количество баллов, которые были накоплены застрахованным лицом до момента начисления пенсии. Пенсионные баллы — показатель, который понадобится для расчета пенсии. Он стал использоваться после введенной реформы. Сумма баллов зависит от продолжительности стажа, размера отчислений и размера официальной зарплаты.

СБ — стоимость балла. Данный показатель каждый год изменяется и устанавливается Правительством РФ.

ФВ — фиксированная выплата к пенсии. Она устанавливается государством. Ее размер в 2017 году — 4805.11 рублей.

Как гласит Федеральный закон, для оформления пенсионной выплаты обратитесь в одно из следующих учреждений:

  • Отделение Пенсионного фонда России;

Также можно оформить выплату в личном кабинете на портале государственного Пенсионного Фонда России.

Документы для оформления:

  • Заявление о назначении ежемесячного пособия;
  • Удостоверение личности (паспорт);
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка;
  • Другие документы, которые подтверждают стаж работы.

В Пенсионном Фонде отсутствуют данные до 2002 года. По этой причине необходимо предоставить документы, при помощи которых можно рассчитать баллы. Период для расчета — 60 месяцев или 5 лет (до 2002 года).

Закон гласит о том, что документы проверяются в течение 10 дней. Пенсия выплачивается с той даты, с которой подается заявление. Получить выплату раньше полученных на нее прав невозможно. Однако юристы советуют подавать документы до момента выхода на пенсию.

В последующем пенсии выплачиваются один раз в месяц по установленному Правительством порядку.

Место выдачи денежных средств зависит от выбора:

  • Почта России: на дом или в отделении;
  • Банк: на пластиковую карту или в кассе;
  • Специальные компании по доставке выплат.

Важен ли трудовой стаж?

Продолжительность трудового стажа отражается на размере пенсий и разных государственных поддержек, предназначенных для пенсионеров. Поэтому трудовой стаж важен только лицам пенсионного возраста. В СССР подобный стаж имел большее значение. Однако работать длительное время в одной компании не всегда получалось, даже если желание остается. Поэтому преимуществ непрерывного трудового стажа меньше, чем недостатков.

В принципе, влияние непрерывного стажа на итоговый размер выплаты такой же, как и обычного. Однако теперь граждане сами выбирают, сколько и где работать. Главное иметь необходимое количество лет стажа до наступления пенсионного возраста.

Многие задаются вопросом, как восстановить трудовой стаж по закону? Информация о трудовом стаже может быть утеряна только в том случае, если трудовую книжку вы не смогли найти или она была повреждена. Если человек потерял трудовую книжку, он должен незамедлительно обратиться к работодателю по последнему месту работы.

Обратите внимание: дубликат выдается в течение 15 дней после принятия заявления.

Последние изменения в законе для пенсионеров

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был принят Государственной Думой 9 декабря 2016 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года. Также были внесены изменения в последнюю редакцию.

Статья 2

В статье два Федерального закона определяются главные администраторы доходов бюджетного Фонда, а также:

  • Утверждается список главных администраторов доходов бюджета Фонда в соответствии с приложением 1;
  • Утверждается перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда по приложению 2 настоящего Федерального законодательства.

Статья 6

В ст 6 настоящего закона определены особенности постановления по использованию бюджетных ассигнований. Денежные средства поступают из государственного фонда в бюджет на выплату страховой пенсии. Иными словами, они направляются на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

Скачать

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» определяет размер пенсионной выплаты на 2017-2019 года. В нем внесены точные суммы выделенных денежных средств, которые распределяются по различным категориям граждан.

Чтобы подробнее ознакомиться с настоящим Федеральным законом, проанализировать поправки и дополнения, перейдите по .

Работа правительства РФ над внесением изменений в пенсионное законодательство завершена и все новшества которые предстоит внедрить с января 2019 года отражены в новом федеральном законе №350-ФЗ от 03.10.2018 г. Преобразование в сфере пенсионного обеспечения, к слову сказать, третье масштабное за минувшие тридцать лет, несет существенные перемены касаемо возрастного ценза по выходу на пенсию, а также величины выплачиваемых пособий.

Суть реформ

Для российских граждан новый законопроект повысит возраст, в котором они смогут уйти на заслуженный отдых, изменит размер ежемесячного содержания. Подробно реформы изложены на официальном портале kremlin.ru, ресурсе ПФР, кратко их смысл заключается в следующем:

  • уйти на пенсию женщины смогут с 60 лет, мужчины - с 65, но поправки вводятся пошагово;
  • повысят на пять лет возраст северян-пенсионеров;
  • изменится возраст для начисления компенсации по потере кормильца;
  • раньше обычного на два года смогут получить пенсию женщины, которые проработали тридцать семь лет, мужчины, у которых стаж сорок два года;
  • страховая часть накоплений в ПФ будет индексироваться больше, чем инфляция;
  • для сотрудников бюджетной сферы на пять лет увеличат пенсионный возраст, который исчисляется из стажа работы по специальности (в эту категорию попадут педагоги, медицинские, творческие работники);
  • многодетные матери получат право получать регулярные выплаты после 15 лет страхового стажа, будет учитываться количество детей;
  • граждане России, которые выходят на пенсию в 2019 - 2020 гг, смогут оформить бумаги на 6 месяцев раньше срока, установленного ФЗ;
  • на 25% увеличат содержание сельским пенсионерам, которые проработали больше тридцати лет.

Правительство сохраняет льготы, которые действуют сейчас, на весь переходный период. Для работодателей, которые отказываются принять на работу сотрудников предпенсионного возраста или попытаются их уволить, предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности.

Что такое «переходный период»

Правительство понимает, что любые изменения лучше делать постепенно. Поэтому, новое пенсионное законодательство с 2019 года вступает в силу, но полностью на осуществление реформы дано 5 лет. Это значит, что возраст потенциальных пенсионеров будет повышаться каждый год, а не изменится сразу. Пример расчета в таблице:

Получается, что в 60 лет выйдут на пенсию женщины, которые родились после 1968 года. Мужчины - после 1963 года.

Кого изменения не коснутся

Пенсионное законодательство, которое начинает действовать с 1 января 2019, не имеет отношения к нескольким категориям граждан:

  • работающих в опасных или вредных условиях, подтвержденных оценкой условий труда, за которых работодатели оплачивают повышенные взносы по профессиональным вредностям;
  • досрочно оформляющих пенсию по состоянию здоровья или социальным причинам;
  • пострадавших от техногенных катастроф или действия радиации;
  • инвалидов, лиц их опекающих;
  • летно-испытательного состава, который занимался испытаниями космической, авиационной, парашютно-десантной техники.

Для них порядок выхода на заслуженный отдых сохранится как в старом законодательстве.

Индексация выплат

По заявлению правительства РФ, реформа пенсионного законодательства с 2019 года проводится, чтобы увеличить размер ежемесячного содержания. Так планируется, что для пенсионеров, которые находятся на заслуженном отдыхе и не подрабатывают, ежемесячная выплата возрастет на тысячу рублей.

Аналогичную индексацию планирую проводить и для работающих пенсионеров, но, по словам Д.А.Медведева, пока денег на это нет. Пересчет не проводился с 2016 года.

Заслуженный отдых для военнослужащих

Новое пенсионное законодательство с 2019 года, внесенные последние правки, меняет возраст выхода на отдых и платежи для людей в погонах. В эту категорию попали военные, работники МВД и УИН, сотрудники МЧС и ФСБ. Для всех перечисленных категорий выслуга увеличена на пять лет (с 20 до 25). Изменились размеры денежного довольствия, с которого насчитывают пенсии. Считается, что 2020 г. выплаты пенсионерам повысят на 6,3%, а средние будут превышать 20 000 рублей.

Что будет с «северянами»

На Крайний Север люди ехали зарабатывать деньги, пенсию, жить постоянно там - удовольствие сомнительное. Хотя большую часть льгот правительство сохранило, изменения все же будут: выйти на заслуженный отдых по возрасту смогут женщины после 55 и мужчины после 60. Для льготников (инвалиды, работники вредных производств и прочее) условия сохраняются прежними. Кроме того, новый ФЗ закон оставляет право досрочно стать пенсионерами за:

  • женщинами, которым исполнилось 50, при этом они родили не меньше двух детей, прожили на Севере больше 15 лет, проработали не меньше 20 лет;
  • коренными жительницами районов Крайнего Севера старше 45 со стажем от 20 лет;
  • пятидесятилетними мужчинами, которые постоянно живут на Севере, работают не менее 25 лет.

Считается, что новая программа уменьшит отток трудоспособных граждан с Крайнего Севера.

Право досрочного выхода на пенсию

Принятый законопроект с поправками, рекомендуемыми В. В. Путиным, четко определяет категории получателей пенсий, которых не затронут внедренные новшества. Так же документом закреплены некоторые категории занятых, а также лица, которые по медицинским показаниям или по социальному положению получают право выхода на пенсию раньше общепринятого срока.

Возрастные рамки выхода на пенсию остаются прежними для следующих граждан:

  • россияне уже вышедшие на пенсию;
  • работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями, если работодатель исправно отчислял взносы в казну (шахтеры, сотрудники горячих цехов);
  • занятые в горных работах, на рудниках;
  • спасатели-профессионалы;
  • женщины, трудящиеся на тяжелых работах (текстильная промышленность, лесозаготовки);
  • пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
  • летчики-испытатели.

Так же законодатели пересмотрели порядок назначения досрочного пособия. По новому закону раньше общепринятого возраста оставить место работы с 1 января 2019 года смогут:

  • граждане с длительным трудовым стажем (42 и 37 лет);
  • многодетные матери, имеющие более трех детей;
  • мать или отец (опекун) ребенка- инвалида (сохраняются прежние нормы);
  • инвалиды: войны, 1 группы, по зрению.

С детальным списком льготных категорий и тонкостями расчета возраста выхода на пенсию, а их не мало, можно ознакомиться на сайте Пенсионного фонда.

Для сведения! Уволиться с работы по причине выхода на пенсию наработав стаж, установленный новым законодательством, можно будет не ранее чем при достижении женщинами 55 лет, а мужчинам 60 лет.

Новый порядок выхода на пенсию учителей, медиков

Изменения не затронули трудовой стаж преподавателей и медработников. В зависимости от сферы деятельности гражданам этих профессий необходимо отработать, как и прежде, от 25 до 30 лет. Однако возраст выхода на пенсию будет увеличен на 5 лет. Установление нового возрастного ценза пройдет так же с применением переходного периода.

Размер пенсионных выплат вырастет

Масштабные реформирования не ограничиваются изменением критериев возраста выхода на пенсию. Еще одним, но более приятным для населения новшеством, станет обновленный принцип индексации пенсий. Ранее повышение размера пособия по выходу на заслуженный отдых проводилось ежегодно один раз на величину инфляции. С нового года добавка будет ощутимо большей, но периодичность остается прежней – раз в 12 месяцев. Сумма, на которую увеличится пособие, будет рассчитана путем умножения базовой пенсии на процент индексации, индивидуально для каждого пенсионера. Таким образом у кого-то прибавка будет больше, а у кого-то меньше.

Новым законодательством распланировано повышение выплат вплоть до 2024 года. На ближайшие несколько лет озвучены следующие планы индексации:

  • 2019 г – 7,05%;
  • 2020 г – 6,6%;
  • 2021 г – 6,3%.

При среднем размере пенсии в 14414 рублей доплата в 2019 году составит около 1 тысячи рублей. Пенсионеры получат увеличенные выплаты уже в январе 2019 года.

Индексация пенсий коснется только неработающих пенсионеров. Для пожилых граждан, не оставляющих трудовую деятельность, как и прежде, действует программа «заморозки индексации» с 2016 года. Но правительство позаботилось и об этой категории граждан – как только пенсионер прекратит трудовую деятельность его пенсионная выплата будет пересчитана с учетом всех пропущенных индексаций.

Структура закона подразделяется на 7 глав, включающие в себя 36 статей. Дополнительно к главам прилагается 5 приложений, в которых подробно рассматриваются коэффициенты и соответствующие данные относительно расчетов предлагаемых выплат.

Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря того же года. Главная причина введения нового законопроекта - наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат. Законодательством РФ была установлена цель - увеличить размер пенсий к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.

Главные идеи, которые содержат главы Федерального закона 400:

  • общие положения;
  • условия и нормы назначения;
  • страховой стаж;
  • размеры выплат;
  • установление и порядок получения выплат;
  • основные права на досрочное пенсионное обеспечение;
  • заключительные положения;
  • главные приложения.

Закон регламентирует три основных вида пенсий: по старости, по инвалидности и по потери кормильца. Право на получение страховой пенсии по старости, согласно Федеральному закону №400-ФЗ, имеют граждане, достигшие определенного возраста. Для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Главные требования: наличие трудового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Так же изучите основные положения о негосударственных пенсионных фондах.

Скачать ФЗ 400

ФЗ 400 «О страховых пенсиях» претерпел следующие изменения:

  • по видоизмененному закону, размер пенсионных отчислений будет зависеть от набранных пенсионных коэффициентов (ПК) на протяжении всего периода трудовой деятельности, а также от общей стоимости ПК на момент оформления пенсии;
  • размер пенсии будет зависеть от окладной части за весь период работы;
  • закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентирует, что граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, смогут получать дополнительный пенсионный коэффициент (ПК);
  • теперь к страховым выплатам добавляют еще и ежемесячные фиксированные выплаты - 3935 рублей. Соответствующая сумма подлежит ежегодной индексации. Инвалиды, многодетные матери и ветераны будут получать повышенную фиксированную выплату. Ознакомиться и скачать ФЗ 400 с видоизмененными правовыми аспектами можно ;
  • пожилые люди, получающие пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета. Главное условие в этом случае - размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.

Комментарии

Нововведения не меняют сути документа, но наиболее актуальной версией является новая редакция, вступившая в силу в начале 2017 года. Именно этот вариант документации содержит всю информацию, которая соответствует всем изменениям и поправкам.

Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ должен подтверждаться комментариями, с которыми можно ознакомиться, перейдя .

Последние изменения 400 ФЗ «О страховых пенсиях»

С момента своего существования, ФЗ 400 о страховых пенсиях претерпел изменения. Последние были внесены 19 декабря 2016, которые вступили в законную силу с 01 января текущего года.

Изменения затронули отдельные положения соответствующего акта. Стоит отметить, что несмотря на нововведения, все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу.

Статья 8

В конце 2016 года, законодательство России дополнило 1.1 часть 8 статьи. Страховая пенсия по старости для лиц, которые замещают государственные должности РФ, а также должности госслужбы и должности городской службы, назначается по достижению ими соответствующего возраста, приписанного в приложении 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9

Соответствующая статья закона №400-ФЗ, которая рассматривает условия назначения страховой пенсии по инвалидности никаким изменениям не подвергалась. То есть право на получение страховки имеют лица, признанные инвалидами 1, 2 или 3 группы.

Статья 10

Раздел 10 Федерального закона №400-ФЗ регламентирует положения назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Право на получение соцстраха имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Поправкам или доработкам ст 10 не подвергалась.

Статья 12

В декабре 2016 г. был дополнен 10 пункт 1 части рассматриваемого закона. Изменился период, в течение которого лица ошибочно были привлечены к уголовной ответственности и позже реабилитированы, а также временно отстранены от работы в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Статья 15

Больше всех изменений в Федеральном законе 400-ФЗ претерпела ст 15. Нововведения касаются следующих частей:

  • 11 часть четвертого абзаца . Сумма индивидуальных пенсионных показателей теперь назначается в соответствии с законодательством России о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года ;
  • 12 часть первого абзаца. Коэффициент за полный календарный год, который засчитывает страховой стаж, предусматривается теперь пунктами 1, 6, 8 и 10 части 1 статьи 12;
  • 15.1 часть. 01 января 2017 вступает в силу назначение страховой пенсии по старости при возникновении права на данную пенсию, включая возраст, предусмотренный ст 8 части 1.1 рассматриваемого закона;
  • 18 часть. Изменилась величина индивидуального пенсионного коэффициента, а также сменилось законодательство, в соответствии с которым высчитывают сумму и размер страховых взносов;
  • 19 часть. При расчете максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента, полагаться следует на законодательство России о налогах и сборах и на кодексы РФ об обязательном социальном страховании;
  • 24 часть. Норма, относительно страхового обеспечения по старости, регламентируется частью 1 или 1.1 статьей 8 закона 400.

Статья 17

Поправки в ст 17 закона №400-ФЗ в предыдущем году не вносились. Условия повышения установленной выплаты к страховой пенсии остались теми же, которые были прописаны в первоначальной редакции документа.

Статья 21

Последние изменения в 21 положении заносились 29 декабря 2015 года. На территории России, выплата страховой пенсии пенсионерам производится соответствующим органом, за исключением тех случаев, которые предусмотрены ст 26.1 Федерального закона №400.

Статья 30

В новой редакции изменения коснулись периода работы, засчитываемого в стаж работы. Обязательные нормы устанавливаются .

Изучив последнюю редакцию документа, можно будет решить любой вопрос, касающийся страховых выплат. В акте представлены все поправки, дополнения и изменения, внесенные в редакцию закона №400-ФЗ.

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

  • от периода непрерывного стажа работы, в течение которого в ПФР отчислялись страховые взносы;
  • от индексации;
  • от дополнительных обстоятельств, позволяющих сделать перерасчет общего размера выплаты (повышающим коэффициентом служили, например, награды и звания).

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

  • из длительности общего страхового стажа;
  • на основе пенсионных баллов.

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.