Если не дают путевку в садик компенсация. Льготные категории граждан на получение мест в детском саду вне очереди. Компенсация за непредоставление детского сада

Путевка в детский сад – это направление в конкретное детское учреждение. В ней указываются ФИО будущего воспитанника, номер ДОУ и период, в который необходимо оформить документы для посещения (медкарту, договор с учреждением). Оформляется путевка в комиссии по образованию и при поступлении передается заведующей детсада.

Когда и как встать на очередь в детский сад?

Сначала несколько слов о нормативной базе, которая регулирует отношения в сфере дошкольного образования. Прежде всего, это Конституция РФ (ст. 43), которая гарантирует получение образования, в том числе и бесплатного дошкольного, Закон РФ «Об Образовании»(ст. 18) и Типовое положение о дошкольном образовании, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 2011 года. Это те документы, на основе которых строится все дошкольное образование в РФ. Их изучение может понадобиться, в случае если вам не предоставляют место в детском саду.

Собственно встать на очередь в детский сад можно:

  • непосредственно в департаменте образования по месту жительства (прописки);
  • посредством электронной регистрации (причем документы для подтверждения очереди должны быть переданы в комиссию или оператору системы не позднее, чем через месяц после оформления заявки);
  • через МФЦ (многофункциональный центр) – это та же электронная система, но непосредственно через оператора, благодаря чему нет необходимости дополнительно везти документы.

При регистрации в очереди в , независимо от вида заявки, обычно предлагается указать несколько (до 5) ДУ в порядке их предпочтительности, а также период, в который планируется начать посещение ДС.

Таким образом, место будет предоставляться в наиболее желательном из них, по мере появления там свободных мест. Кроме того, при постановке на очередь указывается вид льгот (при их наличии).

Для того, чтобы оформить заявление, потребуются копии паспортов родителей (родителя), копия свидетельства о рождении самого будущего воспитанника, справки и бумаги, подтверждающие льготы. Не лишним будет и ходатайство с места работы одного из родителей.

Когда встают в очередь в детский сад? В законе этот момент не прописан, поэтому конкретных рамок здесь нет. Практика показывает, что чем раньше, тем лучше. Многие родители регистрируются в очереди в детский сад в течение первых месяцев жизни ребенка. Это, конечно, наиболее предпочтительный вариант, который позволит гарантированно попасть в сад к нужному возрасту. Практика показывает, что оптимальное время, чтобы встать на очередь в детсад для гарантированного попадания в учреждение к 3 годам – 4-6 месяцев.

Однако если встать на очередь по каким-либо причинам (например, переезд или длительная болезнь) удалось, только когда ребенку уже исполнился год или даже больше, это не значит, что места вам не найдут.

Понятия «поздно» или «рано» относительные и ни в одном законе не прописанные. Поэтому ссылка на то, что в очередь встали «поздно» незаконна!

Ваш порядок действий

Весь процесс по устройству ребенка в детский сад начинается с регистрации в очереди. В большинстве городов России это необходимо сделать в департаменте образования (отделе образования) администрации города, в некоторых городах процедура упрощена и можно встать на очередь сразу в детском саду, откуда они сами передадут информацию в департамент образования.

Для этого нужно прийти в департамент и сообщить о своем желании встать на очередь в детские сады. Кроме того, как уже упоминалось, существует электронная очередь, куда должны вноситься и данные заявлений, поданных непосредственно в департамент.

Право на предоставление места в детском саду носит заявительный характер, поэтому если Вы не подали заявления и не встали в очередь, то места в саду администрация города Вам и не должна, соответственно и претензию потом предъявить не удастся.

После того, как очередь зарегистрирована, Вам выдадут письмо с подтверждением ее номера. Она может быть общая по городу или в конкретном детском саду, не важно. Главное,не потерять письмо с номером регистрации. Каждый год очередь необходимо подтверждать путем личной явки или телефонного звонка.

Как получают путёвку в детский сад? Алгоритм действий также находится в видео.


Льготы и компенсации

Насколько быстро произойдет получение путевки в детский сад, также зависит от наличия льгот. Законодательно предусмотрены возможности льготной очереди для нескольких категорий, причем они также различаются по степени очередности: внеочередные (те, кому место должно предоставляться без соблюдения общей очередности), первоочередные (те, кто получает право на место в ДС после внеочередных) и преимущественные.

Первоочередное право для поступления в ДС имеют дети в тех случаях, когда:

  • их семье присвоен статус многодетной (подтверждение – свидетельства о рождении трех и более детей);
  • родители ребенка находятся на военной службе (по контракту или в рамках срочной службы), являются сотрудниками органов охраны правопорядка. Подтверждение – справка из комиссариата или воинской части, справка с места работы, срок действия – 3 месяца;
  • один из родителей ребенка получил ранения или погибшие при выполнении служебных обязанностей (согласно справке из органов соцзащиты);
  • дети-инвалиды, а также дети родителей-инвалидов (на основании заключения МСЭ).

Правом преимущественного поступления в детсад на федеральном уровне могут воспользоваться:

  • дети матерей-одиночек (в свидетельстве о рождении стоит прочерк в графе «Отец» либо данные внесены со слов матери, что подтверждается справкой из ЗАГС);
  • дети сотрудников государственных дошкольных учреждений, относящихся к системе ДО населенного пункта;
  • родные сестры или братья детей, уже посещающих данное ДУ, при условии соответствия его профиля состоянию здоровья ребенка.

Помимо этого, местные власти также зачастую предоставляют расширенный список льгот для зачисления ребенка в ДС. Уточнить перечень льготных категорий можно непосредственно в Департаменте образования по месту жительства.

Можно ли без очереди?

Получить путевку в детский сад можно и без предварительного ожидания в очереди. На внеочередное поступление в ДС могут рассчитывать дети, родители которых:

  • имеют статус сироты (от 18 до 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей до 18 лет). Статус подтверждается выпиской из решения органов ОиП;
  • пострадали вследствие радиационного облучения после взрыва Чернобыльской АЭС;
  • занимают должность судьи (льгота устанавливается на основании справки с места работы, срок ее действия составляет 3 месяца).

Помимо этого, предусмотрена также возможность льготного поступления без очереди для детей-сирот, усыновленных или взятых под опеку, детей из неблагополучных семей и семей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А если вас интересует другой сад в связи с переездом, тогда переходите .

Федеральным законодательством предусмотрена частичная компенсация родительской платы за детсад для детей, уже посещающих заведение.

Вместе с тем законопроект, закрепляющий необходимость компенсировать ежемесячными выплатами отсутствие или длительное ожидание путевки в ДОУ, вследствие чего родители не могут полноценно работать, так и не был принят. Однако на местном уровне такая мера рассматривалась и в некоторых регионах была утверждена.

Как выглядит путевка?

Как выглядит путевка в детский сад? Единой установленной формы нет, в каждом регионе она может выглядеть немного иначе, но при этом должна содержать основные данные для оформления ребенка. В нем указывается:

  • информация о самом ребенке (ФИО, год рождения),
  • иногда — о его родителях,
  • номер и/или название детского учреждения, куда направляется воспитанник,
  • срок действия путевки (время, за которое необходимо собрать медицинские справки и заключитьдоговор с детским садом, обычно около месяца).

Путевка может передаваться заведующей детсада как вместе с пакетом документов, так и отдельно, но перед заключением договора.

Какие документы необходимы для в очереди в детский сад?

Список документов небольшой. Он включает в себя:

  1. Паспорта родителей (+ копии).
  2. ребенка (+ копия).
  3. Документы, подтверждающие наличие льготы (если есть).

Перечень льготников достаточно широк. В него входят матери одиночки, если они учатся или работают, многодетные, сотрудники следственных органов, прокуратуры и суда, военнослужащие, инвалиды и некоторые другие. В зависимости от основания льготы, будут отличаться и необходимые документы для подтверждения.

При наличии этих документов Вас беспрепятственно зарегистрируют в очереди на место в детском саду.

Как узнать, сколько мест в садике?

Вопрос о том, какое количество мест в детских садах, тесно связан с перспективами попасть в него вообще и в нужное время в частности. Так, совершенно очевидно, что одни детсады заполнены, что называется, «под завязку», а в других, расположенных куда менее удобно, из года в год стабильный «недокомплект».

Узнать, наличие мест в детском саду и насколько велика очередь, можно через сайт общеобразовательного учреждения (если он существует) либо посредством электронной очереди. Уточнить выложенную на сайте информацию о количестве и укомплектованности групп можно, пообщавшись с родителями детей, уже посещающих это учреждение, а также по телефону непосредственно у администрации.

Правда, нередко администрация отказывается предоставлять эти данные, отсылая родителей к электронной очереди. Однако польза от такого звонка все равно будет: стоит ли стремиться в сад, где руководство не готово идти на контакт с родителями?

Что говорит закон?

Законодательство, в частности Конституция и Закон «Об образовании», предусматривают право каждого ребенка на получение дошкольных образовательных услуг. Вместе с тем госрегулирование касается только сферы государственного же образования, поэтому зачастую родители выбирают частные детсады как альтернативный вариант. Однако и в этом случае, если занятия в саду ведутся по установленной общеобразовательной программе, родители получают право на частичную компенсацию родительской платы.

Можно ли продать/купить/обменять место?

Строго говоря, купить (и соответственно, продать) место в детском саду нельзя. Равно как и очередь в него. На практике же это может выглядеть как регистрация на очередь в детском саду ребенка с последующим отказом от путевки в пользу другого малыша.

Электронная система делает такие схемы довольно затруднительными, поскольку после возврата путевки она поступает в общую базу и распределяется компьютерным способом между следующими в очереди детьми.

Вместе с тем, практикуется обмен местом в детском саду. Это связано с тем, что за время ожидания путевки семья могла сменить район, а то и город проживания (не меняя, тем не менее, официальной регистрации).

Кроме того, нередки случаи, когда подходит очередь в неудобный, далеко расположенный детсад, а родители хотели бы водить ребенка ближе к дому либо работе (бабушке). Обменять путевку на аналогичную в другое ДУ можно, приехав непосредственно в Департамент образования.

Там регистратор внесет необходимые изменения в обе путевки и выдаст их с теми же номерами, но с измененными данными ребенка. После этого потребуется отнести путевку заведующей. Иногда при обмене используют копии путевок, заверенные заведующей ДС.

Какой детский сад выбрать?

Общего правила в этом вопросе нет. Можно встать на очередь сразу в нескольких детских садах, руководствуясь например их близостью к дому или к месту работы. В некоторых городах России можно встать на очередь в детский сад только по месту жительства любого из родителей.

Если родители прописаны или проживают в разных местах, значит можно встать на очередь в два сада.

В качестве документа, подтверждающего место жительства, может быть как регистрация в паспорте, так и договор найма жилого помещения. В некоторых городах России такого критерия нет.

Иногда в постановке на очередь отказывают, указывая, что необходимо обратиться по месту регистрации. Однако такой отказ неправомерен, а если бороться долго нет сил, времени или желания, можно оформить временную регистрацию по месту фактического проживания.

Путевка получена: что делать дальше?

О том, что получение места в детском саду прошло успешно, Вас уведомят по телефону или письменно из департамента образования или непосредственно из учреждения.

Для получения медкарты установленного образца необходимо обратиться к участковому педиатру и сообщить, что нужен медосмотр для устройства в садик. Педиатр выдаст список специалистов, которых необходимо пройти и направления на анализы. Для оформления медкарты понадобится около двух недель.

Для того чтобы ребенок стал полноценным воспитанником детского сада, необходимо предоставить заведующей путевку, медкарту, карту прививок, копии свидетельства о рождении и медицинского полиса, копии паспортов родителей, документы на льготу (если есть), заключить договор между ДУ и родителем ребенка. Полный перечень может отличаться, в зависимости от региона.

Как защищать свои права, если путевку не выдают?

Если все сроки уже прошли, а путевка так и не была предоставлена, есть основания для жалобы в Департамент образования (начинаем именно с него, так как именно это учреждение обязано координировать работы по укомплектации групп детсадов).

Обращаться с жалобами лучше письменно, предоставив лично в канцелярию письмо в 2 экземплярах с обязательной отметкой на своей копии о получении. Кроме того, можно направить жалобу заказным письмом по почте. В 10-15-дневный срок органы власти будут обязаны предоставить письменное разъяснение по интересующему вопросу.

Заявитель может потребовать письменное подтверждение отказа в выдаче путевки с указанием причины.

Если первая инстанция не решит вопрос, можно обращаться в другие органы власти (мэрию, районную администрацию) или в суд с иском о защите права ребенка на образование. Как правило, по таким делам суды выступают обычно на стороне истцов.

Как получить место в детский сад, если очередь не подошла?

Подведем итоги

Для того чтобы вовремя получить место в детском саду необходимо:

  1. Выбрать детский сад.
  2. Встать на очередь в течение нескольких месяцев после рождения ребенка.
  3. Ежегодно очередь подтверждать.
  4. Максимум к трем годам получить путевку в департаменте образования.
  5. Оформить медкарту ребенка и карту прививок.
  6. Заключить договор с дошкольным учреждением.
  7. В случае, если не предоставили место в детском саду – ЖАЛОВАТЬСЯ. Жаловаться можно главе администрации или в суд.

Как только ребенок достигает полуторагодичного возраста, помощь по уходу за малышом прекращается, поэтому многие мамы выходят на работу. Для этого им нужно отдать малыша в сад для дошкольников.
Это не так уж просто, ведь мест хватает не всем. Чтобы туда попасть, необходимо дождаться своей очереди, что не всегда быстро. В связи с этим правительство попыталось убрать проблему, приняв решение выплачивать семьям возмещение за нехватку места в дошкольном заведении.
Далее будут рассмотрены основные вопросы, связанные с таким понятием, как «материальное возмещение за нехватку места в саду для детей», его оформлением и размером.

Предназначение выплаты

Материальный ущерб за не нехватку места в учреждении для дошкольников – обязательная финансовая выплата, которая предоставляется государством и выплачивается каждый месяц. Этот ущерб положен всем семьям, независимо от статуса. Размер выплаты зависит от города, в котором проживает семейство, возраста малыша.

В среднем она составляет 5000 рублей.

Но если бюджет района ограничен, то компенсация может не превышать 1 тысячу рублей .

Выплата будет производиться до того момента, пока ребенка не устроят в садик.

Закон

Ребенок имеет право ходить в учреждение для дошкольников. Это правило установлено в Конституции Российской Федерации. По достижении им полуторагодичного возраста государство обязано предъявить место в детском садике. На данный момент это является проблемой, мест на всех не хватает. Правительство решило принять закон, предусматривающий получение родителями материальной помощи за нехватку места в дошкольном заведении. Деньги на это выделяются из бюджета региона страны.

Пояснительная записка данного законопроекта гласит, что гарантируется полная общая доступность, бесплатность на посещение государственных и муниципальных дошкольных учреждений. Авторы закона считают, что решение о выплате компенсаций из-за нехватки мест является обоснованным и правильным.

Из-за того, что государство не может обеспечить каждого малыша местом в заведении для дошкольников, оно обязано компенсировать затраты родителей, хотя бы не в полном объеме.

Семьи, которые претендуют отдать ребенка в дошкольное учреждение, но им в этом отказано, имеют полное право на этот финансовый ущерб.

Статья 52.3 общегосударственного закона Российского государства «Об образовании» гласит:

  • с целью материальной поддержки в воспитании и образовании дошкольников, которым не предоставили места в садике, родителям (или законным опекунам) положено материальное возмещение на ребенка. Колеблется ущерб в пределах 5 тысяч рублей. Если детей несколько, то выплачивается возмещение на каждого;
  • получение ее не является основанием для того, чтобы снимать ребенка с очереди в дошкольное заведение;
  • после устройства малыша в детский сад право на эту компенсацию утрачивается;
  • время обращения за ущербом, а также ее размер и порядок выплаты устанавливается органами власти государства.

Закон вступил в силу в январе 2012 года. Чтобы получить данную компенсацию, необходимо обратиться в местное управление социальной поддержки людей.

Если в собесе отказываются принимать документы и назначать выплату, необходимо обращаться в Департамент Образования Российской Федерации.

Особенности компенсации за не предоставление места в детском саду

Начиная с достижения ребенком полутора лет, родителям положена денежная компенсация (при отсутствии места в дошкольном заведении). Назначаться она будет каждый месяц до того времени, пока ребенка не устроят в детский садик. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, денежная компенсация прекращается (даже если в сад он не ходит). Особенностью ущерба является то, что положена она как работающим, так и неработающим матерям, одиночкам, студенткам.

Компенсация эта является нецелесообразной, поэтому выплачивают ее не везде, только в крупных городах Российской Федерации.

Размер пособия зависит от возраста ребенка, дохода родителей и количества малышей в семье. 5000 положено на каждого ребенка, не посещающего дошкольное заведение. Назначается она только при отсутствии места для малыша в дошкольном государственном учреждении. Частных садов эта компенсация не затрагивает, и право на ее получение отсутствует.

Регионы и суммы

Как уже упоминалось выше, размер ущерба зависит от региона проживания. Данную компенсацию выплачивают не везде.

Основные регионы, предоставляющие материальный ущерб за нехватку места в заведении для дошкольников, представлены в таблице.

Город Размер компенсации для малыша полутора лет Размер компенсации для ребенка 3 – 6 лет
Архангельск 2000 рублей 5000 рублей
Томск 4000 рублей 4000 рублей (до 5,5 лет)
Березники (край Перми) 4640 рублей 4640 рублей (до 5 летнего возраста)
Киров 2500 рублей отсутствует
Красноярск 3709 рублей отсутствует
Самара на первого малыша – 1 тысяча рублей, на второго – 1500, на третьего – 2 тысячи рублей отсутствует
Липецк отсутствует 5 тысяч рублей
Пермь 5295 рублей 4490 рублей
Смоленск и область 4000 рублей 5000 рублей
Ярославль 5910 рублей 5 тысяч рублей
Ханты–Мансийск и округ 6286 рублей 3000 рублей (до 4 лет)
Ямало-Ненецк 3210 рублей 4210 рублей (до 5 летнего возраста)

Чтобы узнать, положена ли компенсация в районе проживания семьи, нужно обратиться в собес. Если места в дошкольном учреждении не хватило одному ребенку, то ущерб минимальный, если двоим детям – сумма увеличивается в 2 раза, если троим – утраивается и прибавляется к предыдущей сумме. Сумма материального возмещения в регионах разная, а правила оформления и получения – одинаковые.

В Москве подобный ущерб за нехватку места в дошкольном заведении не выплачивается, вопрос до конца не решен. Практически во всех детских садах группы уплотнились или открылись дополнительные (с кратковременным пребыванием детей). Вследствие этого очереди на посещение садика отсутствуют, поэтому нет необходимости выплачивать материальный ущерб семьям.

В Санкт-Петербурге также компенсации нет. Законопроект о выплате финансового ущерба предусматривался, но так и не был принят.

В Нижегородской области единственным городом, в котором присутствует выплата возмещения за отсутствие места в заведении для дошкольников, является Арзамас. Семьям, имеющим детей возрастом от 1 года до 5 лет (не хватившим места в детском саду) из сметы города выделяется компенсация за услуги няни. Составляет она 4600 рублей на каждого малыша.

Как получить

Сумма ущерба в каждом регионе своя, но правила получения для всех одинаковы. Чтобы оформить денежную компенсацию, родителям необходимо предоставить пакет следующих документов:

  1. Письменное заявление.
  2. Ксерокопии паспорта обоих родителей.
  3. Копию свидетельства о рождении малыша (или нескольких детей).
  4. Ксерокопию банковского счета (куда будут начисляться деньги).
  5. Из ЖЕКа справку о составе семьи.
  6. Если мама не работает и находится в декретном отпуске, то необходим приказ с места ее работы.

Также нужно предоставить оригиналы всех документов, чтобы заверить предоставленные ксерокопии.

В заявлении (заполняется родителями) необходимо указать паспортные данные отца и матери ребенка, сведения о самом малыше и причину назначения денежной компенсации.

Чтобы оформить пособие, необходимо обратиться в отделение социальной поддержки населения (Совбез) со всеми документами. Кроме этого нужно предоставить сотрудникам службы справку о том, что ребенок стоит на очереди в дошкольное учреждение, но не ходит в него. После предоставления сотрудникам социальной поддержки людей пакета всех необходимых документов можно рассчитывать на получение компенсации.

Ограничения

Возмещение за отсутствие места в детском садике касается не всех районов Российской Федерации. Оформить финансовую помощь может не каждая семья.

При выплате материального ущерба имеются следующие ограничения:

  • выплаты продолжаются до того времени, пока чадо не обеспечат местом в дошкольном учреждении. Как только ребенку исполняется три года, расчет выплат закрывается (даже если малыш не ходит в детский сад);
  • обязательна прописка в том регионе, в котором осуществляется возмещение за нехватку места в дошкольном учреждении;
  • после зачисления малыша в детский садик об этом необходимо сообщить в управление поддержки населения не позднее, чем по истечении 10 суток. Своевременное предупреждение сотрудников Совбеза поможет избежать проблем с последующим разбирательством в суде;
  • если прописка и место проживания разные, то в выплате компенсации могут отказать.

Возраст ребенка

Финансовое возмещение из-за нехватки места в детском садике выплачивается на ребенка, достигшего 1,5 года. В Кемеровской области возраст малыша не должен превышать трехлетнего возраста, в Смоленской области возраст увеличен до 7 лет. Все зависит от региона, информацию необходимо узнавать у сотрудников органов защиты населения.

Имеет ли значение, если мама работает?

Государственные, частные и гарнизонные ДОУ

Если родители претендуют на место для ребенка в государственном дошкольном учреждении, то они вправе претендовать на оформление компенсации за нехватку места. Материальный ущерб смогут получить семьи, имеющие детей от полутора лет. После 3 лет такое право утрачивается. Если в детском саду находится место для малыша, но родители от него отказываются (по своим причинам), то они вправе и дальше получать компенсацию.

На частные дошкольные образовательные учреждения право на возмещение материального ущерба не распространяется. Это касается и гарнизонных детских садов.

Таким образом, денежная компенсация за нехватку места в дошкольном учреждении – ежемесячное пособие, выплачиваемое родителям до тех пор, пока ребенка не определят в детский сад. Размер пособия зависит от района проживания семьи. Чтобы узнать всю информацию, родителям малыша необходимо посетить органы социальной защиты и поддержки населения (Совбез) или в отделение Департамента образования. Предоставив все указанные документы, можно ожидать выплат.

Право на данную компенсацию имеет семья, имеющая ребенка от 1,5 года до 3 – лет, которому отказали предоставить место в дошкольном учреждении. Как только малыш начинает ходить в детский садик, компенсация приостанавливается. Стоит отметить, что данная проблема решается, и планируется открыть дополнительные места в заведениях для дошкольников.

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.


Современное российское законодательство устанавливает правило, в соответствии с которым при исполнении ребенку 1,5 лет прекращается. При этом ребенку должно быть предоставлено место в детском саду, что в последнее время в связи с перегруженностью таких учреждений является довольно проблематичным.

Законодательство

Для решения такой проблемы российская Государственная Дума рассмотрела некоторые возможные поправки в законодательство об образовании. В частности, была предусмотрена компенсация за непредоставление детского сада в 2019 году родителям, детям которых не было предоставлено место в детском саду в связи с отсутствием такового.

Надо сказать, что компенсация за непредоставление места в детском саду планировалась повсеместно в законопроекте поправок «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» еще в июне 2012 года, однако законопроект так и остался не утвержденным. Новый учебный 2018-2019 год начался с новым ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» без учета поправки о денежной компенсации родителям, чьи дети не попали в дошкольное учреждение .

Важно обратить внимание на тот факт, что компенсация за непредоставление детского сада в 2019 году находится в прямой зависимости от размера бюджета соответствующего субъекта РФ. При этом решение о размере такой компенсации принимается каждым субъектом отдельно.

Общим в предоставлении таких компенсаций по всей России является обязательное обращение за соответствующей выплатой в органы местной социальной защиты. Кроме того, можно обратиться в Департамент образования в соответствующем субъекте РФ, где в любом случае можно получить всю исчерпывающую информацию о всех компенсациях и выплатах.

Документы для оформления компенсации

Компенсация за непредоставление детского сада в 2019 году выдается в случае предоставления определенной документации. В частности, чтобы получить надлежащую компенсацию, необходимо предоставить оригиналы и ксерокопии:

  • заявления;
  • паспорта лица, которое является заявителем;
  • выписки из банковского счета – в случае необходимости;
  • детских свидетельств о рождении;
  • справки о составе семьи, которая выдается по месту жительства;
  • справки из соответствующего детского сада, удостоверяющей факт постановки ребенка на очередь, но при этом отсутствие места в соответствующем детском дошкольном учреждении;
  • приказа об отправке матери в декретный отпуск (или трудовой книжки);
  • медицинского полиса ребенка и матери.

Что же касается размера компенсации за непредоставление в детском саду места ребенку, который достиг возраста 1,5 года, то здесь необходимо отметить, что, как правило, он составляет около 5 000 рублей каждый месяц на одного ребенка. Данная сумма выплачивается ежемесячно в течение всего периода времени, когда отсутствует место в соответствующем детском дошкольном учреждении. Кроме того, когда ребенок достигает возраста 3 года, вне зависимости от того, предоставлено ли место в детском саду или нет, компенсация за непредоставление места в детском садике перестает выплачиваться.

Отличительной особенность указанной компенсации является правомочия на такую выплату как работающим, так и неработающим женщинам, которые не имеют возможности по устройству на работу по причине того, что нет возможности отдать ребенка в детское дошкольное заведение.

Регионы, предоставляющие компенсацию

В то же время такое решение, выплачивать компенсацию за непредоставление места в детском садике, было принято не во всех субъектах РФ. Такие выплаты были назначены представительными органами:

  • Архангельска — 2000 руб. от 1, до 4 лет;
  • Березников (Пермского края) — 4620 руб. до 5 лет;
  • Красноярского края — 3709 руб.;
  • Кирова — 2500 руб.;
  • Липецка — 5000 руб от 3 до 6 лет;
  • Перми — 5295 руб. от 1,5 до 3 лет;
  • Самары — 100о руб. на первого ребенка, 1500 руб. не второго и 2000 руб. на третьего;
  • Смоленской области — 4000 руб. от 1,5 до 3 лет и 5000 руб. от 3 до 7 лет;
  • Томска — 4000 руб. от 1,5 до 5,5 лет;
  • Ханты-Мансийского АО — 6826 руб. от 1,5 до 3 лет и 3000 с 3 до 4 лет;
  • Ямало-Ненецкого АО — 3210 руб. от 1,5 до 3 лет и 4210 с 3 до 5 лет;
  • Ярославля — 5000 руб.

Для выяснения, имеются ли выплаты компенсации за непредоставление детям в возрасте 1,5 года мест в детских дошкольных учреждениях в определенном регионе, нужно обратиться с соответствующим запросом в органы местной социальной защиты либо в соответствующий Департамент образования.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..