Пенсионный возраст в россии. Законы пенсионной реформы

Женщины, имеющие одного или более детей (в том числе взрослых, рожденных в советское время до 1990-х годов или позднее) и вышедшие на пенсию по старости до 1 января 2015 года , могут получить прибавку путем учета в виде пенсионных баллов так называемых «нестраховых периодов», в которых они осуществляли уход за каждым ребенком до достижения им возраста 1.5 лет.

  • До 2015 года эти периоды учитывались только в трудовом стаже женщины и не влияли на размер устанавливаемого пенсионного обеспечения.
  • Теперь же, согласно новому закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, они могут быть учтены в виде пенсионных баллов , исходя из которых напрямую определяется размер пенсии (однако при этом на соответствующие периоды будет уменьшен трудовой стаж женщины, что может сказаться негативно на уже оформленных пенсионных правах пенсионерки).

Для получения добавки к пенсии за детей в 2018 году необходимо обратиться в органы Пенсионного фонда (ПФР) по месту жительства с соответствующим заявлением о пересчете или назначении новой пенсии в связи с заменой периодов, на основании которого сумма выплат может быть пересмотрена благодаря учету в баллах нестраховых периодов. Причем далеко не всегда это можно сделать - зачастую чтобы получить право на учет пенсионных баллов за периоды ухода за детьми необходимо полностью отказаться от ранее назначенной пенсии с заявлением о назначении новой, в которой вариант такой замены будет учтен, что может повлечь за собой значительные изменения пенсионных прав. При этом при перерасчете баллами будет уменьшен стаж (в том числе льготный, дающий право на ).

В связи с этим пенсионеру к данному вопросу необходимо подойти ответственно - в случае отказа вернуться к прежним условиям выплаты будет невозможно!

Также необходимо иметь в виду, что размер возможной прибавки за детей будет строго индивидуален , и для его определения специалистам ПФР потребуется поднять выплатное дело и вновь провести объемную работу по . Также нет никаких гарантий, что результат будет больше той суммы, которую пенсионерка уже получает в настоящее время.

По статистике, только 20-30% от общего числа обратившихся женщин по результатам такого перерасчета или переназначения получают прибавку к пенсии, и ее средний размер в большинстве случаев не превышает нескольких сотен рублей.

Кому положен перерасчет пенсии за детей?

Для матерей, вышедших на заслуженных отдых начиная с 2015 года , оба этих варианта (учитывать время, приходящееся на уход за детьми, как работу или рассчитать его баллами как «нестраховой период») уже были рассчитаны работниками Пенсионного фонда в момент , и наиболее выгодный способ согласно новому закону уже был назначен им к выплате . Поэтому обращаться в ПФР с заявлением о перерасчет выплат с учетом времени ухода за детьми таким пенсионерам не имеет смысла .

Получить надбавку за детей могут только те пенсионеры, пенсия которым была назначена до 1 января 2015 года и которым будет более выгодно начислить пенсионные баллы за периоды ухода за детьми до достижения ими возраста 1.5 лет, что обычно справедливо в следующих случаях:

  • если в эти периоды у женщины были перерывы в работе - иными словами, если она вообще не была трудоустроена на момент рождения ребенка и до достижения им полутора лет (например, если пополнение в семье совпало с обучением женщины в училище, техникуме или вузе);
  • если женщина на момент рождения и осуществления ухода за ребенком была трудоустроена, однако замена периода работы «нестраховым периодом» (за который сейчас предусмотрено начисление пенсионных баллов) будет для нее более выгодна , что на практике часто распространено в таких ситуациях:
    • если женщина имеет 2 и более детей - иными словами, чем больше было рождено детей, тем больше за них может быть начислено баллов и тем более ощутимой может быть добавка к уже назначенной пенсии (однако всего по закону баллы могут быть начислены не более чем за 4 детей );
    • если при назначении пенсии учтенная заработная плата пенсионерки в период до 2002 года, на который приходился уход за ребенком до 1.5 лет, не превышала среднестатистическую зарплату по стране или не превосходила ее более чем на 20% (максимальные учитываемое соотношение заработка в действовавшем до 1 января 2002 года законе «О государственных пенсиях в РФ» было установлено в размере 1.2) - иными словами, если женщина в момент рождения ребенка имела невысокую зарплату по месту трудоустройства.

Как правило, в связи со всеми указанными выше обстоятельствами пенсия женщине в большинстве случаев до 1 января 2015 года назначалась в невысоком размере (на практике это обычно не более - в большинстве регионов это 10-11 тысяч рублей по состоянию на 2017 год). Если такие обстоятельства имеют место, и у пенсионерки есть несколько взрослых детей, то перерасчет пенсии ей может быть выгоден. При учете баллами нестраховых периодов по уходу за детьми ей может быть назначена прибавка.

Если все основания в пересмотре размера пенсии у женщины имеются, однако результаты перерасчета все равно оказываются «со знаком минус», то работниками Пенсионного фонда будет вынесено решение об отказе , и размер выплат в меньшую сторону не изменится.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что существуют отдельные категории пенсионеров, которым подобный перерасчет вообще не положен по нормам законодательства:

  • получатели досрочных пенсий , которые на момент ее назначения не достигли и уже не работают (то есть не относятся к категории ) - в этом случае в результате замены трудового стажа они могут потерять право на досрочную пенсию из-за сокращающегося льготного стажа (это, в частности, справедливо для медицинских работников, учителей и других льготных категорий);
  • получатели государственных пенсий , установленных в фиксированном размере (в том числе за проживание на территориях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС);
  • получатели страховой пенсии по потере кормильца (ситуации, когда само застрахованное лицо умерло или пропало без вести, а пенсионером является находящийся на его иждивении нетрудоспособный член семьи, факт ухода за детьми которого никак не влияет на пенсионные баллы умершего человека, из которых был рассчитан размер выплаты).

Сколько составит прибавка к пенсии пенсионерам, имеющим детей

Размер доплаты к пенсии за рожденных детей зависит от большого количества индивидуальных факторов . Даже при наличии одинакового количества детей у двух пенсионерок одного возраста в каждом конкретном случае размер прибавки будет отличаться, поскольку место работы, трудовой стаж, заработная плата и момент рождение детей у всех формируется индивидуально.

  • Такой перерасчет будет однозначно выгоден женщинам, которые на момент рождения и в течение первых 1.5 лет жизни ребенка не работали (например, получали образование). В этом случае у них просто добавляется новый, ранее неучтенный период, за который будут назначены пенсионные баллы.
  • Если же период ухода за детьми приходится на время трудоустройства матери, то он ей может быть зачтен только в одной из двух форм, наиболее выгодной в каждом конкретном случае (или в виде трудового стажа и получаемой в этот период зарплаты, или по новым правилам - страховыми баллами). При этом далеко не последнюю роль будет играть размер заработка женщины, полученный за «нестраховой период», а также насколько будет сокращен трудовой стаж в результате такой замены.

Согласно ст. 12 закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж с 1 января 2015 года наряду с периодами работы засчитываются периоды осуществления одним из родителей ухода за каждым ребенком до достижения им 1.5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (т.е. не более, чем на 6 лет / 1.5 года = 4 детей).

При этом согласно п. 12 ст. 15 того же закона за периоды ухода за детьми до полутора лет с 2015 года может быть начислено следующее количество пенсионных баллов (см. таблицу ниже и пример расчета).

Таблица - Перерасчет пенсии женщинам за детей в 2018 году

Например, прибавка к пенсии за 2 детей пенсионерам в 2018 году за периоды ухода за ними до достижения 1,5 лет была бы равна 2,7 + 5,4 = 8,1 балла. с 1 января 2018 года установлена в размере 81,49 рублей. Иными словами, сумма доплаты пенсионеру может составить до 8,1 × 81,49 руб. = 660,07 руб. в месяц. Аналогичным образом максимальная доплата за 4 детей может составлять до (2,7 + 5,4 + 8,1 + 8,1) × 81,49 = 1980,21 руб.

Однако на практике величина прибавки при перерасчете в большинстве случаев оказывается гораздо меньше . Дело в том, что если в указанные периоды женщина работала, в результате такой замены размер уже назначенной пенсии будет уменьшен пропорционально величине полученного за этот период заработка. В связи с этим, например, на первого ребенка результат перерасчета может и вовсе оказаться отрицательным , поскольку в отношении него предусматривается наименьшее количество пенсионных баллов, и проводить такую замену будет экономически не выгодно (особенно в том случае, если мама работала на хорошей должности и получала высокую зарплату).

Иными словами, иногда периоды работы дают более высокую прибавку к пенсии, чем 1.5 года по уходу за детьми, поэтому замена этих периодов при перерасчете пенсии может получиться «со знаком минус» и приведет к уменьшению размера пенсии .

Согласно данным территориальных органов ПФР, по статистике только в 20-30% случаев от общего числа обращений женщина может получить доплату при перерасчете пенсии за детей, при этом средний размер прибавки составляет в пределах 100-200 рублей (хотя в некоторых случаях можно получить и более внушительную сумму, поэтому попробовать целесообразно).

Какие нужны документы для перерасчета пенсии матерям

Перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением суммы пенсионных баллов (величины - ИПК) за периоды до 1 января 2015 года производится в соответствии с п. 2 ст. 18 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Он производится в заявительном порядке - т.е. пенсионеру будет необходимо направить в Пенсионный фонд заявление о перерасчете размера пенсии (форма заявления утверждена Приказом Минтруда от 19 января 2016 года № 14н), которое согласно п. 2 ст. 23 того же закона подается с одновременным предоставлением документов, необходимых для проведения такого перерасчета.

Также необходимо понимать, что перерасчет пенсии пенсионерам с 1 января 2015 года согласно ст. 34 нового закона «О страховых пенсиях» проводился на основании документов выплатного дела . Если каких-то документов, указывающих на осуществление женщиной ухода за детьми, при оформлении пенсии представлено не было, то они не могли быть учтены автоматически, и для учета в баллах периода ухода за детьми перерасчет будет необходимо делать в заявительном порядке.

Заявление можно подать при личном обращении в клиентские службы ПФР, а также через МФЦ. В настоящее время также имеется возможность обращения в электронной форме через «Личный кабинет» на портале госуслуг . Перед этим целесообразно записаться на прием и получить консультацию у работников своего отделения ПФР, по возможности - с проведением предварительных расчетов , которые подтвердят целесообразность подачи заявления в вашем конкретном случае.

Рекомендуется воспользоваться предварительной записью на прием (услуга предоставляется на официальном сайте ПФР без регистрации). Однако в некоторых регионах очередь по записи может быть занята на несколько месяцев вперед . В связи с большими очередями по вопросу перерасчета пенсии в отделениях Пенсионного фонда часто рекомендуют подавать заполненные заявления дистанционно, в том числе путем отправки по почте нотариальных копий необходимых документов.

При обращении с заявлением о перерасчет пенсии женщинам за детей необходимо предоставить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина РФ), ;
  • свидетельства о рождении всех детей (если они отсутствуют в выплатном деле пенсионера);
  • документы, косвенно подтверждающие достижение детьми возраста 1,5 лет:
    • если на свидетельствах о рождении проставлен штамп о выдаче ребенку паспорта, то будет достаточно представить только свидетельство с такой отметкой;
    • если такого штампа в свидетельстве нет, то можно предъявить любой другой официальный документ, выданный ребенку после достижения 1,5 лет (например, школьный аттестат об образовании, нотариально заверенную копию паспорта ребенка, его свидетельство о браке и т.п.).

В случаях, когда пенсионерка по каким-то причинам не может предъявить свидетельства о рождении детей (например, если дети выросли и уехали со своими документами в другой регион или даже покинули страну), то можно получить в органах ЗАГС справку о рождении ребенка .

Каких-либо ограничений по срокам подачи заявления о перерасчете законом не предусмотрено (иными словами, обратиться за перерасчетом пенсии можно в любой момент). Оно рассматривается не позднее 5 рабочих дней , отсчитываемых:

  • со дня приема заявления с полным набором необходимых документов, представленных по собственной инициативе заявителя;
  • со дня получения необходимых документов Пенсионным фондом по каналам межведомственного взаимодействия.

В случае принятия положительного решения перерасчет производится в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Важно! Если периоды ухода за детьми совпадают с осуществлением женщиной трудовой деятельности, то перерасчет пенсии с заменой работы на «нестраховые» периоды может быть осуществлен только путем отказа от ранее установленной пенсии , что может повлечь за собой существенное изменение пенсионных прав пенсионера. В этом случае к данному вопросу необходимо подойти более ответственно, поскольку после отказа получить пенсию на прежних условиях будет невозможно .

Полагается ли доплата к пенсии за детей, рожденных до 1990 г.?

Перерасчет пенсии за детей, рожденных до 1990 года, проводится в общем порядке - никаких существенных особенностей в этой связи нет и возраст детей никак не влияет на возможность учета в баллах периода ухода за ними до достижения 1.5 лет.

Доплата к пенсии за взрослых детей, рожденных в советское время, будет существенной в двух основных случаях:

  • если женщина в эти периоды не имела официального трудоустройства;
  • если она в это время имела невысокий заработок.

На практике добавка к пенсии за детей в 2018 году не будет возможна в следующих случаях:

  • если женщина вышла на пенсию, начиная с 1 января 2015 года (т.е. в 2015-2018 гг.) - в этом случае наиболее выгодный вариант уже был рассчитан и выбран автоматически при назначении пенсионного обеспечения, поскольку все необходимые документы уже есть в распоряжении работников Пенсионного фонда;
  • если женщина имеет всего одного ребенка (пенсионные баллы за первого ребенка минимальны и прибавка за них обычно полностью «съедается» сокращением трудового стажа и приходящегося на него заработка);
  • если расчет пенсии женщине был изначально произведен по максимальному заработку , учитываемому до 2002 года (максимум на 20% больше от среднего по стране - предельное учитываемое соотношение заработка тогда было установлено в размере 1,2).

В отличие от некоторых стран в действующей в нашей стране пенсионной системе предусмотрен разный возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин , равный 60 и 55 лет соответственно.

Но данные показатели являются общеустановленными для всех граждан с некоторой оговоркой: для тех, у кого есть необходимый минимальный стаж и накопленная сумма индивидуальных баллов .

  • Для тех граждан, которые не смогли заработать этот стаж и набрать минимальное количество коэффициентов, будет установлена социальная пенсия в возрасте 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам .
  • Для граждан, которые трудятся на опасных и тяжелых работах, государство предусмотрело дополнительное снижение возраста с учетом требований к стажу на соответствующих видах работ.

Назначение пенсии по старости

Например, если гражданин решит оформить свою пенсию на 5 лет позже, то его фиксированная сумма будет увеличена на 36%, а страховая часть пенсии на 45%.

Причем такое право увеличения пенсионной выплаты предоставлено и действующим получателям пенсии. Они могут отказаться от получаемой суммы на срок не менее года , тогда при последующем установлении выплаты им также будут применены специальные коэффициенты.

Кроме того, новые правила расчета пенсии стимулируют граждан работать дольше и зарабатывать больше. От этих показателей напрямую будет зависеть размер будущей выплаты . Важно только, чтобы зарплата была официальная , с которой работодатель будет платить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся размера пенсионных выплат и метода их начисления описаны в Федеральном Законе № 400.

В 18 статье ФЗ № 400 указываются условия проведения индексации пенсий работающих пенсионеров. Перерасчет (повышение, уменьшение) выплат производиться по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где

  • СПст — размер выплат по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер пенсии на 31 юля года, в котором производится расчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • К — специальный коэффициент;
  • КН — второй специальный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.

По закону, минимальный размер пенсии устанавливается исходя из показателя прожиточного минимума. Поэтому по законодательству не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум.

Скачать текст

Страховые выплаты назначается в определенные сроки, установленными законом России:

  • выплаты по старости начисляются со следующего дня после увольнения с работы. Необходимо обратиться за данной пенсией в максимально установленный срок 30 дней после увольнения;
  • страховые выплаты по инвалидности назначаются со дня признания человека инвалидом, если он или его представитель обратились за начислением в течении года со дня установления факта инвалидности;
  • чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, по закону, следует обратиться в течении года со дня смерти данного человека.

Все нюансы начисления пенсий и их выплат подробно изложены в законе № 400. Ознакомиться с последней редакцией Федерального Закона «О страховых пенсиях» можно . Подробно рассмотреть внесенные изменения, согласно закону № 143, можно по

Правительство планирует запустить новую пенсионную систему, первые элементы которой начнут внедряться с 2018 года. Основная цель чиновников – сбалансировать бюджет ПФР. Покрытие дефицита фонда требует значительных затрат бюджетных средств. Кроме того, правительству становится все сложнее проводить ежегодную индексацию.

Действующая пенсионная модель остается несбалансированной, уверены в Минфине, что создает фундаментальные риски для отечественного бюджета. Падение цен на нефть продемонстрировало уязвимость государственной казны перед внешними вызовами. Новая реформа поможет снизить зависимость бюджета от структурных доходов, подчеркивают в Минфине.

Наиболее спорным вопросом реформы, предложенной Минфином, остается проблема повышения пенсионного возраста. Данная мера является абсолютно необходимой, уверены представители экономического блока. Во время кризиса власти отложили принятие данного решения, что связано с ухудшением экономической ситуации. В 2018 году экономика полностью восстановится после кризиса, что позволит правительству скорректировать пенсионный возраст.

Формат будущего повышения нормативного возраста продолжает обсуждаться. Данный показатель может быть увеличен до 63-65 лет, считают эксперты. При этом власти используют опыт пенсионной реформы для госслужащих, ежегодно увеличивая нормативный показатель на 6 месяцев. Данная мера станет основой новой пенсионной системы, которая будет внедряться с 2018 года.

Помимо проблемы возраста, чиновники намерены окончательно решить вопрос с работающими пенсионерами. Согласно позиции Минфина, данная категория граждан не должна претендовать на ежегодную индексацию пенсий, поскольку располагает альтернативными источниками доходов.

Кроме того, представители ведомства намерены существенно сократить категории граждан, которые смогут рассчитывать на досрочную пенсию. Более половины льготников составляют работники вредных и опасных производств. Согласно новой инициативе Минфина, данная категория граждан может лишиться права на досрочные пенсии. Также чиновники предлагают повысить необходимый стаж для бюджетников-досрочников (учителя, медики и т.д.).

Существенные изменения ожидают накопительную систему, реформа которой позволит повысить сознательность граждан.

Стимул к накоплению

Длительная заморозка накопительной части негативно отражается на готовности населения самостоятельно формировать собственную пенсию. Власти рассматривают несколько вариантов реформ действующей модели, которые имеют принципиальные различия.

Представители Минэкономразвития допускают поэтапную разморозку накопительной пенсии. Уже в следующем году власти могут снять ограничения с 1-3% отчислений, что станет положительным сигналом для граждан, намеренных самостоятельно сформировать будущую пенсию. По мере улучшения экономической ситуации, правительство сможет переходить к следующему этапу разморозки накопительных пенсий.

Представители Минфина настроены на более радикальную реформу, которая предполагает отмену действующей накопительной пенсионной системы в 2018 году. Вместо этого чиновники предлагают запустить систему индивидуальных отчислений, участие в которой станет обязательным. В Минфине уверены, что подобный инструмент будет стимулировать граждан активнее участвовать в формировании собственной пенсии.

Эксперты ожидают запуск пенсионной реформы сразу после окончания выборов. Несмотря на нежелание чиновников идти на непопулярные меры, другие альтернативы для стабилизации пенсионной системы отсутствуют.

Отсутствие альтернатив

Ухудшение демографической ситуации на фоне сокращения поступлений от экспорта нефти вынуждает правительство ускорить реализацию пенсионной реформы. Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приводит к увеличению дефицита пенсионного фонда. В результате власти должны изменить базовые параметры, которые определяют размер пенсии.

В таких условиях ежегодная индексация пенсий превратится в настоящую проблему для правительства. Согласно оценкам экспертов, уже в 2022 году власти будут вынуждены урезать другие виды затрат, перераспределяя ресурсы на повышение пенсий.

В 2017 году стартовала пенсионная реформа для госслужащих, которая затронула ключевые параметры начисления пенсий. Чиновники начали повышать пенсионный возраст для служащих, дополняя данную меру пересмотром необходимо стажа. Подобный подход может стать прототипом реформы для остальных категорий граждан, считают эксперты. Дальнейшее промедление с реформой чревато серьезными последствиями для отечественной экономики.

Повышение пенсионного возраста с 2019 года

Следующим этапом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста и ощутить действие новых правил на себе жители всех регионов России смогут уже с 1 января 2019 года.

Переход к новым нормам обещают сделать постепенным, добавляя ежегодно +1 год.