Государственная поддержка молодых семей в тюменской области. Опыт стран ес в организации поддержки семьи, материнства и детства

Сфера социальной работы, в том числе такое ее направление, как поддержки семьи, является объектом пристального внимания многих зарубежных государств. В данном виде деятельности ими накоплен значительный опыт. Особенно много сделано и сфере защиты семьи в развитых странах Европы, Азии, Америки. Иностранный опыт в области семейной политики можно и нужно использовать в России. В то же время, учитывая специфику нашей страны, целесообразно применять на практике те зарубежные достижения, которые наиболее подходят к российским условиям. Дифференцированный подход позволит значительно повысить эффективность иностранного опыта социальной поддержки семьи, используемого в России.

Согласно известному высказыванию, "семья--это ячейка общества". В данной фразе обозначены роль и место семьи в сообществах людей, неразрывная связь процессии, происходящих как в обществе, так и во множестве составляющих его "ячеек". Экономическая нестабильность общества приводит к росту проблем в семьях, особенно малообеспеченных. Но это лишь одна сторона медали, а есть и другая. Кризис семьи, семейных отношений в свою очередь приводит к кризису общества. Именно поэтому поддержка семьи является одним из важнейших направлений в сфере социальной работы зарубежных государств. Характер взаимоотношений между семьей и обществом определяет их цели в данной области. Как нам представляется, наиболее важная цель--это поддержание общественной стабильности путем укрепления института семьи. Задачи систем защиты семьи определяются конкретными условиями, существующими в каждой отдельно взятой стране: экономическими, социальными, демографическими и т. д. Так, во многих странах Западной Европы наблюдаются процессы снижения рождаемости, старения населения и сокращения его численности. В этом случае наиболее актуальны мероприятия, направленные на поддержку молодых и многодетных семей, а также одиноких матерей (в ряде стран и одиноких отцов). В то же время в Индии, Китае и ряде других государств демографическая ситуация совершенно иная: численность населения стремительно растет. Поэтому здесь в качестве первоочередных задач выступают такие, как укрепление материального положения семей, повышение их жизненного уровня, а самое главное--снижение рождаемости. В целом представляется возможным выделить ряд задач, на решение которых ориентированы системы социальной поддержки семей в зарубежных странах. Это, например:

регулирование рождаемости, ее стимулирование (или, напротив, предупреждение);

защита детей, особенно в бедных семьях; регулирование семейных ролей родителей;

защита материнства (здесь особенно важно такое направление, как поддержка одиноких матерей);

помощь семьям с детьми, страдающими разного рода заболеваниями; предоставление семьям права выбора формы воспитания и т. д.

Спецификой семьи как общественного института объясняется многообразие форм ее социальной защиты. Можно выделить несколько направлений, по которым строится помощь семье за рубежом. Первое направление--это материальная поддержка, предоставление отпусков, меры по улучшению психологического климата в семье. Первое из перечисленных направлений включает в себя:

денежные пособия (семейные, одиноким матерям, детям-инвалидам, на воспитание малолетних детей и др.);

льготы по налогообложению в зависимости от материального положения семьи или количества в ней детей;

специальные пособия в денежной или натуральной форме для членов семей в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств и ряд иных мер.

Второе направление социальной защиты семьи представлено различными льготами, освобождающими родителей на определенное время от всех забот, кроме воспитания детей. В данную группу входят оплачиваемые (или неоплачиваемые) отпуска: дородовой, послеродовой, отпуск по воспитанию ребенка до определенного возраста, по уходу за больным ребенком и т. п. Сюда же относятся гибкие графики работы, позволяющие родителям совмещать производственную деятельность и уход за ребенком. Подобные формы помощи дают возможность родителям больше времени и внимания уделять детям, положительно влияют на гармоничное развитие взаимоотношений в семье.

Третье направление в области поддержки семьи представлено услугами, направленными на обеспечение благоприятного психологического климата в ней, улучшение психического здоровья отдельных ее членов. Здесь можно отметить такие формы помощи, как:

согласование семейных споров;

борьба с насилием в семье, психологическая реабилитация жертв семейного насилия;

психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами и др.

Степень развития систем поддержки семьи зависит от реальных условий и особенностей той или иной страны. Вьетнамский исследователь Чан Ван Зунг выделяет четыре группы западноевропейских стран, различающихся по формам устройства данных систем. Первая группа характеризуется доминированием страховых принципов. Здесь размеры выплат и пособий зависят от индивидуальных страховых взносов. Однако расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия составляют исключение--в основном их берет на себя государство. В эту группу стран входят Германия, Франция. Бельгия, Люксембург, частично -- Нидерланды и Италия.

Во второй группе стран финансирование социальных нужд осуществляется в основном из налоговых фондов. Здесь социальная защита в меньшей степени зависит от страховых накоплений, значительная роль в ее финансировании принадлежит государству. Поэтому социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. Однако если на выплаты может претендовать каждый гражданин, то пособия выдаются далеко не всем, лишь после рассмотрения положения нуждающихся. Таким образом, в данной системе используется адресный подход. К этой группе стран относятся Великобритания, Дания, Ирландия.

В третью группу стран входят Нидерланды и Италия, в которых существует система социальной защиты, представляющая собой синтез двух первых. При этом в Италии государство не берет на себя обязательств по выплате гарантированного социального минимума доходов, т. е. для граждан этой страны велик риск впасть в нужду. Однако семейные пособия и отпуска для матерей здесь довольно распространены. В Нидерландах же существует высокоразвитая система соцзащиты, охватывающая практически всех жителей.

Наконец, к четвертой группе стран исследователь относит Испанию, Португалию и Грецию, где системы социальной поддержки находятся, как он отмечает, в "зачаточном состоянии". Это не значит, что семейная политика здесь не разработана, но по многим параметрам она уступает системам защиты семьи государств, рассмотренных выше. Хотя приведенная классификация охватывает лишь страны Западной Европы, она также верна и для государств Восточной Европы, Азии, Америки и т. д.

Особенностями и возможностями каждой страны определяется количество средств, выделяемых для поддержки семьи. В начале 90-х годов такие государства, как Греция, Италия, Португалия, Испания тратили на помощь семье менее 1% своего валового национального продукта (ВНП). В то же время Германия и Нидерланды выделяли на эти нужды от 1,5 до 2% ВНП, а другие западноевропейские государства--более 2% ВНП.

Поскольку снижение рождаемости--тенденция, общая для многих стран Западной Европы, здесь активно ищут пути выхода из кризиса. Так, увеличиваются пособия на каждого рожденного ребенка, появляются новые льготы для неполных и многодетных семей. Таким образом, финансирование систем защиты семьи в перечисленных выше странах увеличивается. В то же время ряд зарубежных государств не имеют возможности увеличить помощь семье, а некоторые страны, особенно относящиеся к "третьему миру", и вовсе не считают оказание такого вида помощи своей первоочередной задачей.

Еще одна тенденция в области социального обеспечения--попытки реформировать систему соцзащиты, снизить количество выплат и пособий. Подобные меры касаются и сферы защиты семьи. Германский исследователь Х.-В. Зинн в своей статье "Германия нуждается в реформах" указывает, что социальная помощь подавляет в немцах желание трудиться. Немецкая семья получает в год до 30 тыс. марок пособий, а когда кто-нибудь из ее членов устраивается на работу, то социальная помощь часто сокращается по отношению к доходам в пропорции 1:1. Следовательно, заключает автор статьи, необходимо ограничить социальную помощь случаями действительной нетрудоспособности. Разумеется, результатом проведения подобной реформы станет значительное уменьшение количества средств, выделяемых на помощь семье.

Различия между развитым странами в уровне рождаемости - среднем числе рождений на одну женщину - иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько она всеобъемлюща.

Семейная политика в разных странах не одинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии. Третья группа стран придерживается более современного подхода - они поддерживают все типы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акценты семейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целом характерны изменения в целях, в приоритетах, в ориентации, в методах ее осуществления. Семейная политика реагирует на многие факторы: экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию. Сокращение государственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах на семейную политику.

Национальный менталитет, выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял на семейную политику в силу специфического национального понимания проблем, приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачных детей.

Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальны статус женщин более низок (Португалия, Греция), чем в странах Северной Европы.

Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются Новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержки.

В 70-х годах системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка, предоставление и оплата декретного отпусков, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление права на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидий) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контрацептивам. Отношение к абортам варьирует от полной либерализации до строгих ограничений.

Однако эти общие положения имеют подчас сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и т.п. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается работающим только в четырех странах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды); от 50 до 90% заработка получают женщины в пяти странах (Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия), еще меньше компенсация декретного отпуска в Греции и Португалии. В Великобритании и США системы оплаты особые - зависят от ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.

В шести странах декретный отпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а кое-где и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург и отчасти Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска по воспитанию детей или так называемые "родительские", для всех категорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориям работающих - в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска не оплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам также отличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии - 13 недель и максимальна в Дании - 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель.

В некоторых странах установлена общая продолжительность декретного отпуска, а его разделение на "до" и "после" родов носит гибкий характер. В Испании, например (крайний случай), можно совсем не брать дородового отпуска и все 16 недель использовать после рождения ребенка.

Во всех без исключения странах запрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска сохраняется.

Во многих странах право возвращения на прежнее место работы распространяется на более длительный период. В этом отношении выделяется Германия, где этот срок составляет 36 мес. В остальных странах - от двух до 12 мес.

Почти во всех странах, кроме Ирландии, беременная женщина имеет право перехода на более легкую работу. Обязательное медицинское освидетельствование требуется от женщин в восьми странах из 12 (кроме Бельгии, Греции, Ирландии, Франции).

Менее распространен такой вид поддержки семьи, как пособие в связи с рождением ребенка (родовое пособие). Его выдают всем женщинам только в четырех странах (Бельгия, Франция, Люксембург и Португалия). В Ирландии и Великобритании такое пособие могут получить только нуждающиеся семьи.

В отношении отпусков по уходу за больными детьми страны Европейского Союза значительно отстали от бывших социалистических стран Европы и России. Такие отпуска предоставляются не во всех странах, а там, где они существуют, их продолжительность составляет от одного до десяти дней.

Некоторые страны выплачивают пособие новобрачным как перспективным родителям. К ним относятся, как ни странно, такие более бедные страны, как Португалия и Греция, а также Люксембург.

В половине стран Европейского Союза существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу; от военной службы могут освободить либо отсрочить ее прохождение. Правда, при этой следует отметить, что в трех странах ЕС обязательной службы в армии вообще не существует (Ирландия. Люксембург, Великобритания).

Для семей с детьми довольно распространены (в восьми странах из 12) льготы по проезду на городском, а кое-где и на железнодорожном транспорте. Таких льгот не имеют только англичане, португальцы, голландцы и датчане.

Все страны ЕС выплачивают семейные пособия на детей. Только в одних оно носит универсальный характер, т.е. ничем не обусловлено, а в других при его выплате учитываются доходы семьи. Универсальный характер имеют пособия в восьми странах (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания). "Полууниверсальный" характер выплат существует в Германии. Здесь платят пособия практически всем, но, начиная со второго ребенка, размер пособия зависит от дохода семьи. Установлен также общий потолок дохода, после которого с 1994 г. пособие совсем не выдается. Однако этот потолок так высок, что вряд ли имеет практическое значение.

Только в четырех странах размер пособий автоматически индексируется (Бельгия, Люксембург, Греция, Португалия). В большинстве остальных индексация проводится ежегодно либо (как в Германии) происходит их периодический пересмотр.

За исключением Греции семейные пособия налогом не облагаются.

В некоторых странах размер семейных пособий прогрессивно увеличивается по мере взросления ребенка (Бельгия, Франция, Люксембург, Великобритания). В половине стран размер пособия зависит от очередности рождения ребенка. В большинстве случаев максимальная сумма выплачивается на третьего-четвертого ребенка.

Возрастная граница предоставления семейного пособия на детей более чем в половине стран установлена в 18 лет. В четырех странах пособия не получают дети с 16-17 лет, а в одной (Ирландия) - с 14лет. Во всех странах, кроме Дании и Испании, возрастная граница выплаты пособия может быть повышена, если ребенок продолжает учебу, в частности получает высшее образование. Такой возрастной предел в большинстве стран составляет от 24 до 27 лет (максимум в Германии и Люксембурге).

В последние года в странах Западной Европы и, особенно, в Германии, Франции и некоторых других, начала формироваться более всеобъемлющая концепция семейной политики. Ставится вопрос о создании такой социальной среды, которая бы более полно отражала потребности родителей и детей. Эта концепция имеет в виду улучшение условий труда для родителей, имеющих маленьких детей, в частности, увеличение продолжительности "родительского отпуска" с сохранением права возврата на прежнее место, более широкое распространение гибкого графика работы, неполной занятости, создание более удобных рекреационных возможностей в пригородах, улучшение работы общественного транспорта, более широкое вовлечение родителей в работу детских дошкольных учреждений, расширение системы налоговых льгот на детей.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы. Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если их не было. Одна из целей семейной политики - увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Общее увеличение инвестиций варьируется от страны к стране, так же как и их направления. Страны различаются, в первую очередь, по помощи, которую они устанавливают в форме отпусков и услуг по уходу за детьми младше трех лет, чьи родители работают. Страны севера Европы более щедры, расходуя много средств и на такую помощь, и на общие инвестиции. Инвестиции ориентированы больше на детей дошкольного возраста (3-6 лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.

Суммируя вышеизложенное, отметим, что во многих зарубежных странах четко определены цели и задачи систем помощи семье, в соответствии с которыми предпринимаются конкретные действия. Меры поддержки семьи включают в себя как материальную помощь, так и услуги психо-реабилитационного характера. В то же время в ряде зарубежных стран наблюдается стремление избавить граждан от постоянной опеки, стимулировать их усилия в сфере трудовой деятельности.

  • 1. Определение понятия «функция» семьи
  • 2. Характеристика основных функций семьи
  • Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
  • 1. Предмет демографии и демографической политики
  • 2. Из истории вопроса
  • 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
  • 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
  • Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
  • 1. Семейная структура населения Российской Федерации
  • 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
  • 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
  • 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
  • Лекция №6 Культура и быт семьи
  • 1. Роль отца и матери в семье
  • 2. Общение в семье
  • 3. Быт семьи
  • 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
  • Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
  • 1. Сущность и содержание социальной защиты
  • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
  • 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
  • Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
  • 1. Сущность государственной семейной политики
  • 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
  • Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
  • 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • 2. Компенсационные выплаты
  • 3. Виды социальных льгот
  • Лекция №10 Охрана материнства и детства
  • 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
  • I. Диспансеризация беременных и родильниц.
  • II. Гинекологическая помощь.
  • III. Профилактика абортов, контрацепция.
  • 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
  • 3. Работа по формированию здорового образа жизни
  • Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
  • 1. Социальный портрет современной молодой семьи
  • 2.Проблемы молодой семьи
  • 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
  • Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
  • 1. Типы многодетной семьи
  • 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
  • 3. Социальная защита многодетной семьи
  • 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
  • Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
  • 1.Положение детей-инвалидов в современной России
  • 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
  • 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
  • 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
  • Лекция №14 Социальная защита неполных семей
  • 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
  • 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
  • 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
  • Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
  • 1.Пожилые люди как социальная общность
  • 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
  • 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
  • 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
  • 5. Технология социального обслуживания по­жилых людей
  • Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
  • 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
  • 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
  • 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
  • Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
  • 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
  • 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
  • 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»
  • Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи

      Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом

      Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки

      Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»

    Вопросы для самоконтроля

    Литература

    1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом

    Сфера социальной работы, в том числе такое ее направление, как под­держки семьи, является объектом пристального внимания многих зару­бежных государств. В данном виде деятельности ими накоплен значи­тельный опыт. Особенно много сде­лано и сфере защиты семьи в разви­тых странах Европы, Азии, Америки. Иностранный опыт в области семей­ной политики можно и нужно исполь­зовать в России. В то же время, учиты­вая специфику нашей страны, целе­сообразно применять на практике те зарубежные достижения, кото­рые наиболее подходят к российским условиям. Дифференцированный подход позволит значительно повы­сить эффективность иностранного опыта социальной поддержки семьи, используемого в России.

    Согласно известному высказыванию, «семья-это ячейка обще­ства». В данной фразе обозначены роль и место семьи в сооб­ществах людей, неразрывная связь процессии, происходящих как в обществе, так и во множестве составляющих его «ячеек». Экономическая нестабильность общества приводит к росту про­блем в семьях, особенно малообеспеченных. Но это лишь одна сто­рона медали, а есть и другая. Кризис семьи, семейных отношений в свою очередь приводит к кризису общества. Именно поэтому поддержка семьи является одним из важнейших направлений в сфере социальной работы зарубежных государств. Характер взаимоотношений между семьей и обществом определяет их цели в данной области. Как нам представляется, наиболее важ­ная цель-это поддержание общественной стабильности путем укрепления института семьи. Задачи систем защиты семьи опре­деляются конкретными условиями, существующими в каждой отдельно взятой стране: экономическими, социальными, демо­графическими и т. д. Так, во многих странах Западной Европы наблюдаются процессы снижения рождаемости, старения насе­ления и сокращения его численности. В этом случае наиболее актуальны мероприятия, направленные на поддержку молодых и многодетных семей, а также одиноких матерей (в ряде стран-и одиноких отцов). В то же время в Индии, Китае и ряде других государств демографическая ситуация совершенно иная: числен­ность населения стремительно растет. Поэтому здесь в качестве первоочередных задач выступают такие, как укрепление мате­риального положения семей, повышение их жизненного уровня, а самое главное-снижение рождаемости. В целом представля­ется возможным выделить ряд задач, на решение которых ори­ентированы системы социальной поддержки семей в зарубеж­ных странах. Это, например:

      регулирование рождаемости, ее стимулирование (или, напротив, предупреждение);

      защита детей, особенно в бедных семьях; регулирование семейных ролей родителей;

      защита материнства (здесь особенно важно такое направ­ление, как поддержка одиноких матерей);

      помощь семьям с детьми, страдающими разного рода заболеваниями; предоставление семьям права выбора формы воспитания и т. д.

    Спецификой семьи как общественного института объясняется многообразие форм ее социальной защиты. Можно выделить несколько направлений, по которым строится помощь семье за рубежом. Первое направление -это материальная поддержка, предоставление отпусков, меры по улучшению психологического климата в семье. Первое из перечисленных направлений включает в себя:

      денежные пособия (семейные, одиноким матерям, детям-инвалидам, на воспитание малолетних детей и др.);

      льготы по налогообложению в зависимости от матери­ального положения семьи или количества в ней детей;

      специальные пособия в денежной или натуральной форме для членов семей в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств и ряд иных мер.

    Второе направление социальной защиты семьи представлено различными льготами, освобождающими родителей на опреде­ленное время от всех забот, кроме воспитания детей. В данную группу входят оплачиваемые (или неоплачиваемые) отпуска: дородовой, послеродовой, отпуск по воспитанию ребенка до опре­деленного возраста, по уходу за больным ребенком и т. п. Сюда же относятся гибкие графики работы, позволяющие родителям совмещать производственную деятельность и уход за ребенком. Подобные формы помощи дают возможность родителям больше времени и внимания уделять детям, положительно влияют на гармоничное развитие взаимоотношений в семье.

    Третье направление в области поддержки семьи представ­лено услугами, направленными на обеспечение благоприят­ного психологического климата в ней, улучшение психического здоровья отдельных ее членов. Здесь можно отметить такие формы помощи, как:

      согласование семейных споров;

      борьба с насилием в семье, психологическая реабилита­ция жертв семейного насилия;

      психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами и др.

    Степень развития систем поддержки семьи зависит от реаль­ных условий и особенностей той или иной страны. Вьетнамский исследователь Чан Ван Зунг выделяет четыре группы запад­ноевропейских стран, различающихся по формам устройства данных систем. Первая группа характеризуется доминиро­ванием страховых принципов. Здесь размеры выплат и посо­бий зависят от индивидуальных страховых взносов. Однако расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия

    составляют исключение-в основном их берет на себя государ­ство. В эту группу стран входят Германия, Франция. Бельгия, Люксембург, частично-Нидерланды и Италия.

    Во второй группе стран финансирование социальных нужд осуществляется в основном из налоговых фондов. Здесь социаль­ная защита в меньшей степени зависит от страховых накопле­ний, значительная роль в ее финансировании принадлежит госу­дарству. Поэтому социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. Однако если на выплаты может претендовать каждый гражданин, то пособия выдаются далеко не всем, лишь после рассмотрения положения нуждающихся. Таким образом, в данной системе используется адресный подход. К этой группе стран относятся Великобритания, Дания, Ирландия.

    В третью группу стран входят Нидерланды и Италия, в кото­рых существует система социальной защиты, представляющая собой синтез двух первых. При этом в Италии государство не берет на себя обязательств по выплате гарантированного соци­ального минимума доходов, т. е. для граждан этой страны велик риск впасть в нужду. Однако семейные пособия и отпуска для матерей здесь довольно распространены. В Нидерландах же существует высокоразвитая система соцзащиты, охватываю­щая практически всех жителей.

    Наконец, к четвертой группе стран исследователь отно­сит Испанию, Португалию и Грецию, где системы социальной поддержки находятся, как он отмечает, в «зачаточном состо­янии». Это не значит, что семейная политика здесь не раз­работана, но по многим параметрам она уступает системам защиты семьи государств, рассмотренных выше. Хотя при­веденная классификация охватывает лишь страны Западной Европы, она также верна и для государств Восточной Европы, Азии, Америки и т. д.

    Особенностями и возможностями каждой страны опреде­ляется количество средств, выделяемых для поддержки семьи. В начале 90-х годов такие государства, как Греция, Италия, Португалия, Испания тратили на помощь семье менее 1% своего валового национального продукта (ВНП). В то же время Германия и Нидерланды выделяли на эти нужды от 1,5 до 2% ВНП, а дру­гие западноевропейские государства-более 2% ВНП.

    Поскольку снижение рождаемости-тенденция, общая для многих стран Западной Европы, здесь активно ищут пути выхода из кризиса. Так, увеличиваются пособия на каждого рожденного ребенка, появляются новые льготы для неполных и многодетных семей. Таким образом, финансирование систем защиты семьи в перечисленных выше странах увеличивается. В то же время ряд зарубежных государств не имеют возмож­ности увеличить помощь семье, а некоторые страны, особенно относящиеся к «третьему миру», и вовсе не считают оказание такого вида помощи своей первоочередной задачей.

    Еще одна тенденция в области социального обеспечения-по­пытки реформировать систему соцзащиты, снизить количество выплат и пособий. Подобные меры касаются и сферы защиты семьи. Германский исследователь Х.-В. Зинн в своей статье «Германия нуждается в реформах» указывает, что социаль­ная помощь подавляет в немцах желание трудиться. Немецкая семья получает в год до 30 тыс. марок пособий, а когда кто-нибудь из ее членов устраивается на работу, то социальная помощь часто сокращается по отношению к доходам в про­порции 1:1. Следовательно, заключает автор статьи, необхо­димо ограничить социальную помощь случаями действитель­ной нетрудоспособности. Разумеется, результатом проведения подобной реформы станет значительное уменьшение количе­ства средств, выделяемых на помощь семье.

    Суммируя вышеизложенное, отметим, что во многих зарубеж­ных странах четко определены цели и задачи систем помощи семье, в соответствии с которыми предпринимаются конкрет­ные действия. Меры поддержки семьи включают в себя как материальную помощь, так и услуги психо-реабилитационного характера. В то же время в ряде зарубежных стран наблюда­ется стремление избавить граждан от постоянной опеки, сти­мулировать их усилия в сфере трудовой деятельности.

    Различия между развитым странами в уровне рождаемости - среднем числе рождений на одну женщину - иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько она всеобъемлюща .

    Семейная политика в разных странах не одинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии. Третья группа стран придерживается более современного подхода - они поддерживают все типы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акценты семейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целом характерны изменения в целях, в приоритетах, в ориентации, в методах ее осуществления. Семейная политика реагирует на многие факторы: экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию. Сокращение государственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах на семейную политику.

    Национальный менталитет, выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял на семейную политику в силу специфического национального понимания проблем, приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачных детей.

    Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальны статус женщин более низок (Португалия, Греция), чем в странах Северной Европы .

    Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются Новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержки.

    В 70-х годах системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка, предоставление и оплата декретного отпусков, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление права на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидий) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

    Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контрацептивам. Отношение к абортам варьирует от полной либерализации до строгих ограничений.

    Однако эти общие положения имеют подчас сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и т.п. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается работающим только в четырех странах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды); от 50 до 90% заработка получают женщины в пяти странах (Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия), еще меньше компенсация декретного отпуска в Греции и Португалии. В Великобритании и США системы оплаты особые - зависят от ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.

    В шести странах декретный отпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а кое-где и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург и отчасти Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска по воспитанию детей или так называемые "родительские", для всех категорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориям работающих - в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска не оплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам также отличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии - 13 недель и максимальна в Дании - 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель .


    Другие материалы:

    Предпосылки становления социологии как науки
    Она возникла в Западной Европе в 40е годы 19в. Предпосылки возникновения Соц. как самостоятельной науки: 1. Социально-экономические а) возникновение и развитие капиталистического способа пр-ва б) изменение соц. структуры общества, поя...

    Деятельный подход
    В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896-1934) сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. ...

    Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению
    Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рациональног...

    Демченко Валентина Ивановна 2006

    В. И. Демченко

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

    В статье рассматривается сопоставительный анализ и опыт зарубежных моделей социальной поддержки семьи и детей в кризисной ситуации; возможности западного и европейского сообществ по объединению усилий в реализации международных программ по профилактике негативных явлений в семье, по работе с «детьми улицы» и социальными сиротами.

    Анализ зарубежных исследований кризисных проблем детства указывает на сходные черты проявления отрицательных тенденций в сфере гуманизации социального становления личности ребенка. К числу таких особенностей зарубежные авторы относят социальную отчужденность, негативные явления в семье, процесс маргинализациии молодежи и т. п. При определенных условиях развивается саморазрушающая модель поведения несовершеннолетних, вызывающая рост бродяжничества, беспризорность, ведущие к преступности, к злоупотреблению наркотическими средствами, алкоголем. Ухудшение во всех регионах земного шара социально-экономического положения детей, экологически нездоровая среда приводят специалистов к идее совершенствования форм адаптации ребенка с помощью

    различных воспитательных институтов, интеграции наиболее ценных и конструктивных теоретических положений, выработанных мировой наукой в области социализации подрастающего поколения.

    Новая модель социального воспитания, по мнению зарубежных ученых, должна строиться прежде всего на поиске эффективных способов активизации семьи в процессе первичной социализации как ведущего фактора; взаимодействия с нею различных общественных государственных институтов и добровольных организаций. Отмечено, что явление «уличных детей» не ново, изменилась лишь качественная его характеристика. Ребенок улицы в 1890 году в Лондоне отличается от такого же ребенка, живущего 100 лет спустя, лишь тем, что появились машины, изменилась со-

    циальная среда, законы и, следовательно, изменились возможности выживания. При этом наблюдаются явные и менее явные причины катастрофического роста количества брошенных детей: распад семьи и бедность. «Причина того, почему дети не в семьях, а на улице, могут значительно варьироваться, но непосредственная причина почти всегда заключается в неправильном функционировании семьи... Иногда это глубинные причины, такие как бедность»1.

    Проблема «детей улицы» перекликается с другими проблемами, такими как физическое насилие, детский труд, сексуальная эксплуатация и т. п.

    В Международной программе неправительственных организаций, контролирующих детей и подростков улицы, дается следующее определение: «Ребенок улицы - это любой несовершеннолетний, для которого улица в широком смысле слова включает незаселенные дома и пустыри и т. п., что стало его привычным местопребыванием. Это ребенок, который недостаточно защищен семьей и обществом».

    Однако во многих зарубежных странах (США, Швейцария, Финляндия, Голландия, Австрия, Германия и др.) уже накоплен определенный опыт по перевоспитанию детей улиц. Он сводится к следующим основным направлениям социальной работы: семейная терапия, различные виды социальной помощи, интеграция школы и микросоциума, подготовка практиков (социальных педагогов и социальных работников для работы в специальных детских учреждениях).

    Например, социальная работа в США имеет давние традиции программ ухода за детьми. Для детей, имеющих поведенческие или эмоциональные проблемы, существуют учреждения (детские дома и приюты) нескольких типов: ле-

    чебные центры с круглосуточным пребыванием, семейные детские дома, кризисные и детские психиатрические центры, профилактории, патронирование на дому и т. п.

    Хотя подходы к лечению и организации детей и подростков различны, практически все они используют круглосуточное проживание несовершеннолетних как средство изменения неадекватного поведения путем «лечения обстановкой», то есть для них особым образом организуется окружение, в котором события повседневной жизни используются как образы для привития основных необходимых в жизни навыков. Окружение становится и средством, и средой роста и поведенческого изменения. В качестве дополнительных вспомогательных форм воздействия выступает оздоровительная и вспомогательная терапия.

    Усыновление и помещение ребенка в специальное детское учреждение производится только после того, как были предприняты все возможные усилия для предотвращения распада семьи (Закон о содействии в усыновлении и социальном обеспечении детей, 1980 г.). Согласно вышеуказанному закону для детей, которых необходимо отделить от влияния семьи, предусмотрены «разумные усилия» по предотвращению помещения ребенка в детское учреждение. До того, как ребенок помещается в него, осуществляется судебный надзор, если родители хотят исправить положение. Предусматривается проведение переписи всех детей, находящихся в системе замещающего воспитания, и предоставление специальных субсидий для людей, усыновляющих детей с «особыми потребностями». Для достижения этих целей в общегосударственном масштабе создаются информационная сеть, методики наблюдения за каждым случаем, юридический контроль за помещением

    ребенка в учреждение, разрабатываются программы, ориентированные на семью, профилактические службы и общегосударственные службы по социальному обеспечению детей.

    Службы социального обеспечения детей США ориентированы на конкретные группы населения. Лига социального обеспечения детей Америки является совокупностью детских социальных служб. Самый распространенный вид услуг - это патронаж семьи.

    Все услуги данных служб могут быть сгруппированы по ряду разнообразных признаков. Так, служба поддержки детей и семей включает патронажные услуги, семейную терапию и просветительство в области семейной жизни. Добровольческие службы помощи семье и районные центры психической коррекции оказывают помощь семьям, имеющим сложности во взаимоотношениях между родителями и детьми, проводят консультации и занимаются просветительской деятельностью.

    Вспомогательные службы берут на себя ответственность за выполнение некоторых родительских функций. Сюда входят присмотр за детьми днем и оказание помощи по дому. Службы, занимающиеся семейным воспитанием, призваны временно или постоянно заменять родителей. Речь идет об усыновлении детей, о функционировании детских учреждений и домашних групп.

    В последнее время службы социального обеспечения основное внимание уделяют вопросам нормальной жизни ребенка в семье, обеспечения ему надлежащей заботы. Все более высоко оценивается значение усыновления, а также домашних детских групп, что позволяет снизить количество детей воспитывающихся в институциональных детских учреждениях (детские дома, приюты).

    Некоторые специфические проблемы, относящиеся к компетенции социальных служб (например, пренебрежение детьми, плохое обращение с ними и т. д.), находятся в центре общественного внимания. Для решения этих проблем выделяются средства, направляющиеся на исследования, разработку и апробирование программ и рекомендаций, на подбор персонала.

    Существует Американская служба семьи, в которую входят местные добровольческие некоммерческие службы. В Сан-Франциско создан юридический центр по вопросам ухода за детьми для решения возникающих в этой области спорных вопросов.

    Устройство детей в семьи родственников менее распространено. Детское учреждение семейного типа организуется неработающими женщинами, имеющими на попечении собственных детей. Чаще всего группа состоит из трех-четырех детей. Это позволяет обеспечить гибкий подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Такие семейные группы оказались очень эффективными в работе с детьми школьного возраста, и к ее помощи прибегает большая часть американцев.

    Информационно-справочные службы (самая большая находится в штате Калифорния) по уходу за детьми ведут систему учета и сбор информации по детским учреждениям: изучают потребности, формируют и координируют справочную систему в масштабах штата, определяют необходимое количество подготовки кадров и помогают расширять сеть учреждений по уходу за детьми на местах.

    Американский исследователь Д. Сноу считает, что рост числа детей, покидающих семью, является следствием «превосходства и бесцеремонного вмешательства во внутренний мир ребенка со стороны родителей; игнорирование

    необходимых условий развития ребенка, отсутствие взаимопонимания между супругами.. ,»2.

    Для ликвидации этих отрицательных явлений существует психотерапевтический метод - семейная терапия. Он предполагает возможность терапевтического воздействия на ребенка через его семью. В последние годы этот метод получил широкое развитие в англоязычных странах. Проведение терапевтического процесса в семье начинается с диагностики и анализа семейных структур, целью которых является определение и изучение отдельных психических свойств членов семьи и возникающих между ними конфликтов. Задачей данной методики является нивелирование негативных явлений в семье, коррекция ситуации, при которой, преодолев сопротивление, можно изменить поведение как отдельных членов семьи, так и ребенка. При этом используется психотерапевтическое воздействие через различные виды бесед, через установки теории научения коррекции манеры поведения членов семьи, через визуальное изображение этого поведения средствами «скульптуры» (физические позы и т. п., показывающие наглядно, как выглядит семья со стороны). Используются специальные семейные картины и ген-нограммы, что дает возможность проследить развитие отношений между поколениями, выявить проблемы, оценить способность родителей к воспитанию детей.

    Американские ученые по семейной педагогике для преодоления отчуждения в семье между родителями и детьми придают большое значение игровой деятельности.

    На сегодняшний день разработано множество семейных программ. Это индивидуальные и групповые семейные занятия, организованные общиной, ко-

    торые необходимы для поддержания положительных отношений в семье и правильного воспитания ребенка. Издается серия книг «Учимся вместе», «Играем вместе» с целью более эффективной социальной подготовки детей в семье.

    Во второй половине 80-х годов специалистами США была разработана обширная программа антинаркотического воспитания «Ваше здоровье-2000», которая распространяется через фонд санитарного просвещения и успешно применяется в общинах большинства штатов. Особенно ценным в программе является то, что в нее включены специальные тесты для замера степени усвоения знаний и овладение определенными навыками. Программа имеет определенные цели: дает информацию о наркотиках, обучает общению и укреплению связей учащихся со школой, семьей и просоци-ально ориентированными сверстниками.

    В работе с трудными подростками американские ученые опираются на концепцию «самореализации личности» А. Маслоу и на теорию «Модификации поведения» Б. Скиннера. Педагоги акцентируют свое внимание не на промах и ошибки в поведении трудных детей, а на их позитивные достижения, систематически подкрепляя их системой поощрений. «Педагогика без наказаний» способствует установлению доверительных отношений, создает положительный эмоциональный фон в общении. Таким образом, осуществляется психотерапевтическая помощь трудному ребенку. Педагоги опираются также на популярную в США концепцию А. Адлера, согласно которой необходимо с раннего детства нейтрализовать спонтанно возникающие у детей чувства неполноценности, укреплять в них «социальные чувства», направляя при содействии семьи и школы все психические реакции личности в «нужное русло».

    Особое внимание уделяется социальной защите и подготовке их к выходу в социум. В частности, М. Аллерханд и другие отмечают, «что ни одна из характеристик поведения ребенка внутри учреждения не является сама по себе значимой для прогнозирования его адаптационных возможностей после выхода его из учреждения. В неблагоприятном окружении все положительные качества, приобретенные воспитанниками, быстро терялись, тогда как благоприятная обстановка усиливала их»3. Основной целью в воспитании детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, должна стать модель программы, в которой особое внимание уделяется обратной связи, то есть между программой, реализуемой в учреждении, и семьей, соседями, группой ровесников, потенциальными источниками поддержки в обществе, где ребенку предстоит жить. Необходимо в большей мере уделить внимание непосредственному окружению, куда ребенок попадает при выходе из учреждения. Этот процесс называется «деинституционализация» - подготовка окружения к приему ребенка.

    В ряде стран Европы были приняты постановления в рамках школьного и социального законодательства, в которых семья возводилась в ранг социального института, выполняющего важные биологические, экономические и социально-политические функции.

    Как отмечают, например, австрийские педагоги, большой резонанс в стране вызвали публикации известных специалистов в области семейного воспитания Г. Штрауха и М. Перреца «Психологическая школа для родителей, учителей и воспитателей». Эти работы психолого-педагогической направленности оказали большое влияние на формы работы с семьей. В целях оптимального общего развития ребенка были введены обяза-

    тельные мероприятия совместно с родителями - родительские дни, получение компетентной консультации, активизировали свою работу и родительские советы. Стали предъявляться более строгие требования по выполнению родителями обязанностей по отношению к детям.

    В связи с экономическими трудностями, возникшими в ряде стран Запада и Европы, возросло число семей, нуждающихся в финансовой поддержке. В Австрии в 80-90-х годах социологами был отмечен феномен «новой бедности», который ученые объяснили как результат неблагоприятных обстоятельств, связанных с психическим и физическим ущербом и возрастанием количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Реальной стала необходимость оказания помощи многодетным и неполным семьям, а сама эта проблема приобрела политическое звучание.

    Понимая важность создавшихся проблем, магистрат Вены направил свои усилия на координацию деятельности различных служб по оказанию помощи детям. В стране разработана новая модель социальной службы, созданы ночлежки, где работники социальной службы, «встречаясь с беглецами», нередко положительно разрешают конфликтные ситуации. Заслуживает особого внимания проект «Помощь в критических ситуациях матерям, имеющим грудных и маленьких детей». Согласно этому проекту за небольшую плату предоставляется приют или квартира, молодые матери размещаются в общежитии в случае кризисной ситуации (распадается партнерство, конфликты в семье).

    Особое внимание службы молодежи Вены уделяют неполным семьям. Изыскиваются средства на укрепление, материальной базы таких семей - прежде всего, в интересах детей. Оказывается

    помощь при разрешении правовых вопросов, возникающих из-за отношений между детьми и родителями, например: при оформлении усыновления. Родители могут получать консультационную помощь и советы, касающиеся прав детей и возможной поддержки при ситуации развода. Психологи, работающие в данных службах, посредничают в спорных вопросах между родителями об опекунстве, воспитании или праве посещения.

    Важную роль в воспитательной работе принадлежит «Семейному центру Юлиуса Тандлера», в котором размещаются различные службы и консультации. Среди них: детский дом, отдел семейного попечительства, отдел детских домов; детская психологическая станция; социально-педагогическая экспертиза; служба психологического попечения в детском доме и семье, институт социальной терапии и венского детского телефона; особый детский дом и особая педагогическая амбулатория.

    В стране многое делается по совершенствованию деятельности опекунских учреждений. В этих целях организуется обучение сотрудников, разрабатываются перспективные организационные мероприятия. Создаются группы в составе психологов, социологов и психиатров, способные достаточно объективно решать вопросы по передаче детей в опекунство. При этом первостепенное значение придается подготовке маленьких детей к жизни в опекунской семье, чтобы предупредить серьезные ошибки.

    В стране хорошо продумана система усыновления. Центром психологической деятельности предусматривается возможность передачи усыновляемых детей родителям-опекунам сразу же после рождения без промежуточного помещения под опекунство в детские дома.

    Многогранная деятельность венской службы по делам молодежи и охране

    детства позволили сократить количество детей, помещаемых в детские дома.

    Древние традиции имеет разветвленная сеть социальных служб в Великобритании. Социально-педагогические функции данных служб направлены на социальную защиту и помощь различным категориям граждан: детям, подросткам, семьям, нуждающимся в социальной, психологической защите либо в материальной помощи.

    Различные категории социальных работников занимаются проблемами детства. Отличаются они и по характеру профессиональной подготовки, то есть работники занимаются проблемами конкретного «объекта» - учебного, лечебного, сиротского и т. д.

    Существуют многопрофильные центры по обслуживанию детей, подростков и их семей. Подобные центры являются как бы «линейными» структурами социальных служб. Например, центр, специализирующийся на помощи подросткам, имеющим сложности в общении со взрослыми; центры, ориентированные только на помощь семье; на помощь ал-коголизирующим подросткам и наркоманам. «Линейные» структуры занимаются психотерапевтической практикой, курируют небольшое количество семей до разрешения конфликтных ситуаций в них, обеспечивают социальную защиту посетителей центра, поддерживают связь с юридическими службами, с организациями здравоохранения, со службами социального обеспечения, с досу-говыми учреждениями. Между структурами налажена тесная связь, в результате чего различные специалисты «ведут» ребенка от рождения до вступления в самостоятельную жизнь, обеспечивая социальную защиту, соблюдение юридических норм; организация психологической и педагогической помощи координирует свои действия со службами

    образовательного департамента, отвечающими за организацию досуга молодежи.

    В Венгрии осуществляются меры по охране детства и воспитанию детей уже с раннего возраста. Работу по защите прав несовершеннолетних регулирует «Закон об охране детства и отношениях между родителями и детьми» (1986 г.). В число мер, направленных на улучшение воспитания детей, живущих в неполных семьях, обращает на себя внимание создание в городах сети небольших «семейных» детских домов для тех, кто практически брошен отцом или матерью, то есть для социальных сирот.

    Согласно закону для своевременного предотвращения распада семьи, в результате чего ребенок находится в трудной ситуации, а воспитание его в домашних условиях становится невозможным, в каждом районе создается служба семейного патронажа, которая становится одной из важных форм координации работы государственных и общественных органов по охране детства. Главное внимание при этом уделяется реальной материальной помощи семьям с учетом, прежде всего, интересов ребенка. В стране считают, что даже та семья, которая, по общему мнению, не отвечает обычным представлениям о ней, для ребенка предпочтительнее, чем детский дом.

    Для молодых людей, выросших в неблагополучной семье или в детском доме, самым серьезным и сложным является процесс адаптации к нормальному образу жизни. В этой связи при районных органах власти создаются попечительские советы, которые занимаются данной категорией детей.

    Система официального попечительства, семейный патронаж, защита детей и социальная политика - единый комплекс проблем, требующий постоянного взаимодействия в их решении и широкой общественной поддержки. Это свя-

    зано прежде всего с тем, что все больше детей остаются без попечения родителей на государственном обеспечении, снижается возрастной порог наркомании. Крайне тяжело бороться против пагубного влияния на ребенка членов семьи, которые побывали в тюрьме.

    Особые проблемы возникают в детских домах, их воспитанники плохо учатся, не посещают школу, не имеют достаточной профессиональной подготовки.

    Выход из создавшегося положения венгерские специалисты видят в активизации педагогических мер, способствующих всестороннему развитию личности, в создании системы консультационных пунктов по вопросам воспитания. Их цель - координация действий государственных учреждений, общественных организаций, органов просвещения и родителей для обеспечения всестороннего развития личности ребенка. Сюда входят меры по профессиональной ориентации, по воспитанию, по предоставлению квалифицированной медико-педагогической помощи, по охране материнства и детей, по профилактике нервно-психических заболеваний, алкоголизма, наркомании. Одновременно выдвигаются требования по разработке эффективных мер общественного и официального воздействия на безответственных родителей, пренебрегающих своими обязанностями.

    Альтернативу детскому дому венгерские специалисты видят в создании института «родителей-воспитателей», в подборе опекунов, в открытии «семейных детских домов» на 15-20 человек с подбором семейных пар педагогов, которые могли бы работать в подобном учреждении.

    В Швейцарии за оказание социальной государственной помощи бедным и нуждающимся несет ответственность об-

    щина. Все социальные службы руководствуются принципом «как можно мень-

    4 туше вмешательства государства» . К ним

    относятся частные социальные службы, церковные, общинные, непосредственно принадлежащие к кантону (страна разделена на 26 кантонов, и каждый из них живет по своему законодательству).

    Оказание социальной помощи основывается по принципу: сначала используются все возможности в семье. Если их оказывается недостаточно, тогда привлекаются частные или церковные службы. Имеются многопрофильные центры социальных служб: по проблемам воспитания, опеки, по взаимоотношениям в семье, по разрешению возрастных проблем. Церковные общины работают дифференцированно с подростками, с одинокими матерями, с беспризорниками, вдовами и с другой категорией семей и детей. Во всех крупных городах открыты женские дома для женщин, ставших жертвами насилия.

    В службах помощи молодежи созданы воспитательные детские и юношеские интернаты, пункты молодежных встреч и др. Проводятся совместные мероприятия, беседы, индивидуальные консультации. В Швейцарии имеется крупный Общегосударственный центр помощи детям, который оказывает финансовую поддержку детским интернатам. Работу с беспризорниками - «уличную работу» - ведут как частные, так и государственные службы социальной помощи. Педагоги работают на улице с подростками, которые собираются в определенных местах (в парках, на набережных, в барах и т. п.) и оказывают им необходимую помощь по всем социальным вопросам.

    Существуют центры социальной помощи в сфере судопроизводства, где разъясняют действующие правовые акты, касающиеся как наказания, так и за-

    щиты несовершеннолетних. В различных частях Швейцарии распространены и активно действуют с 50-х годов центры социально-культурной анимации, призванные гуманизировать свободное время детей и подростков.

    Интересный опыт накоплен Маннер-геймской лигой защиты детей5. В Финляндии она существует более 70 лет. Основная ее функция - защита прав детей и интересов семьи, особое внимание уделяется профилактике различного рода отклонений. Деятельность ее началась в 40-е годы со службы помощи сиротам военного времени. В 90-е годы основной упор делается на улучшение положения ребенка в обществе, на создание здоровой окружающей среды, на помощь семьям с детьми. Поддержка и советы родителям - один из важных аспектов оказываемой помощи. Объектом внимания является вся семья. В этой связи важное значение придается семейным центрам как месту, где семьи могут встречаться, контактировать вне дома, принимать участие в разнообразной деятельности, помогать друг другу в случае, если неожиданно возникла сложная или кризисная ситуация. Во многих коммунах есть специальные телефонные номера для детей, подростков, родителей, по которым им может быть оказана помощь в экстремальной ситуации. Консультационные центры помогают решить проблему с трудными семьями, найти альтернативное решение.

    Лига привлекает внимание людей, ответственных за принятие решения в области социальной политики к нуждам семьи; готовит взрослых добровольцев для работы в коммунах. Одна из воспитательных целей Лиги защиты детей - побудить детей помогать себе и окружающим. Лига проводит пресс-конференции, семинары, выпускает видеозаписи, компьютерные обучающие про-

    граммы. В Институте профессионального обучения социальных работников (г. Тампере) готовят специалистов в области помощи семьи. Существует детский омбудсмен - адвокат для детей и подростков, чьи права ущемляются в школе, при разводе, в семье и т. д.

    Определенная помощь оказывается семьям и детям в кризисные периоды развития: при создании семьи, в первые годы брака, в воспитании ребенка. У Лиги есть профессионалы в службе «Помощь семье», которые могут обеспечить уход за ребенком, побыть с ним в случае, если родителям необходимо оставить ребенка на какое-то время.

    Социальная политика Голландии строится на принципах равенства и уважения уникальности групп людей и отдельных личностей6. Доминирующая роль отведена принципу социальной поддержки, для которого характерно включение государства лишь после того, как будут задействованы все общественные организации. В последние десятилетия, в силу изменившийся социально-экономической и политической ситуации, создается новая система социальной защиты. Так была разработана концепция социальных инноваций, деятельность которых основывается на совместных действиях правительства, местных властей и общественности. Особая роль в ней отводится работе общин. Для этой цели разработана обширная программа развития методики и консультирования социально незащищенных слоев, где основное внимание уделяется охране прав детей и женщин, безработным родителям.

    Социальная система в Германии основывается на принципе: каждый гражданин обязан действовать в духе социальной солидарности, осуществлять коллективную и индивидуальную самопомощь. Особой формой коллективной

    солидарности является коммуна. В случае, когда человек не может помочь себе сам, сначала следует искать помощь в его семье, среди соседей, в группах самопомощи и в добровольных благотворительных организациях. И лишь в крайнем случае в решении такого рода проблем будет задействовано государство. Система социальной защиты основывается на трех пунктах: социальное страхование, социальная помощь и социальное равенство и благотворительность. Задача молодежной благотворительной организации - обеспечить стимулирование, содействие, оказание ряда услуг для молодых людей, индивидуальной помощи. Эта организация осуществляет консультации в вопросах учебы, помощь приемным детям, по месту жительства включается в работу служб по опеке. Социальный сектор проводит консультации и социотерапию: привлекаются для этого детские воспитатели, помощники на дому, детские няни, психиатр-педагог и т. п.

    Таким образом, проблемы социальной поддержки семьи и детей в кризисной ситуации имеют различные подходы на Западе и в Европе. Тем не менее можно проследить общие тенденции и единые принципы в сфере охраны и защиты прав ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. К ним можно отнести:

    Гуманизацию системы профилактики и предупреждения правонарушений, преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;

    Профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защит-ной деятельности, введение специальных должностей социальных педагогов, социальных работников, «практических» психологов по оздоровлению условий семейного воспитания;

    Создание сети специальных структур, призванных помогать семье, школе,

    детям, подросткам, юношеству; психологические службы, консультации, телефоны доверия, социальные приюты для детей, попавших в критическую ситуацию;

    Осуществление социально-правовой, психолого-педагогической помощи и поддержки семье как главному институту социализации, организация специальной работы по оздоровлению усло-

    вий семейного воспитания в семьях группы социального риска.

    Знакомство с опытом работы разных стран позволяет исследовать современные тенденции по защите прав детей и использовать этот опыт для объединения усилий в реализации международных программ по профилактике и предупреждению негативных явлений в семье.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1 Vanistendael S. Street Children. Problems or Persons? International Catolic Child Bureau. Geneva, 1992.

    2 СноуД.-Д. Семейная терапия как метод социальной работы / Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т. 1 / Пер. с англ. М., 1993.

    3 Allerhand M. E., Weber R., Haug M. Adaptation and Adaptability: The Bellefaire Follow-up Study. N. Y.: Child Welfare League of America, 1996.

    4 Фишер-Гезер А.-М. Социальные службы в Швейцарии / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. 1993. Т. I.

    Маннергеймская лига защиты детей и молодежи / Актуальные проблемы социального воспитания. М.; Запорожье, 1990.

    6 Джон Н. де, Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голландии / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. I. М.; Тула, 1993.

    SOCIAL ASSISTANCE AND SUPPORT OF FAMILIES AND CHILDREN IN CRISIS (FOREIGN EXPERIENCE)

    The article deals with the comparative analysis and experience of foreign models in social assistance and support of families and children in critical situations. The opportunities of western and European communities for uniting efforts to carry out international programmes for preventing negative phenomena in families, in treating «children of the street» and social orphans.

    (Лекция)

  • Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение (Документ)
  • Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками (Документ)
  • Лекция №10. Семьеведение. Схема психологического анализа семьи как системы (Лекция)
  • n1.doc

    Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи


    1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом

    2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки

    3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»
    Вопросы для самоконтроля

    Литература

    1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом

    Сфера социальной работы, в том числе такое ее направление, как под­держки семьи, является объектом пристального внимания многих зару­бежных государств. В данном виде деятельности ими накоплен значи­тельный опыт. Особенно много сде­лано и сфере защиты семьи в разви­тых странах Европы, Азии, Америки. Иностранный опыт в области семей­ной политики можно и нужно исполь­зовать в России. В то же время, учиты­вая специфику нашей страны, целе­сообразно применять на практике те зарубежные достижения, кото­рые наиболее подходят к российским условиям. Дифференцированный подход позволит значительно повы­сить эффективность иностранного опыта социальной поддержки семьи, используемого в России.

    Согласно известному высказыванию, «семья-это ячейка обще­ства». В данной фразе обозначены роль и место семьи в сооб­ществах людей, неразрывная связь процессии, происходящих как в обществе, так и во множестве составляющих его «ячеек». Экономическая нестабильность общества приводит к росту про­блем в семьях, особенно малообеспеченных. Но это лишь одна сто­рона медали, а есть и другая. Кризис семьи, семейных отношений в свою очередь приводит к кризису общества. Именно поэтому поддержка семьи является одним из важнейших направлений в сфере социальной работы зарубежных государств. Характер взаимоотношений между семьей и обществом определяет их цели в данной области. Как нам представляется, наиболее важ­ная цель-это поддержание общественной стабильности путем укрепления института семьи. Задачи систем защиты семьи опре­деляются конкретными условиями, существующими в каждой отдельно взятой стране: экономическими, социальными, демо­графическими и т. д. Так, во многих странах Западной Европы наблюдаются процессы снижения рождаемости, старения насе­ления и сокращения его численности. В этом случае наиболее актуальны мероприятия, направленные на поддержку молодых и многодетных семей, а также одиноких матерей (в ряде стран-и одиноких отцов). В то же время в Индии, Китае и ряде других государств демографическая ситуация совершенно иная: числен­ность населения стремительно растет. Поэтому здесь в качестве первоочередных задач выступают такие, как укрепление мате­риального положения семей, повышение их жизненного уровня, а самое главное-снижение рождаемости. В целом представля­ется возможным выделить ряд задач, на решение которых ори­ентированы системы социальной поддержки семей в зарубеж­ных странах. Это, например:


    • регулирование рождаемости, ее стимулирование (или, напротив, предупреждение);

    • защита детей, особенно в бедных семьях; регулирование семейных ролей родителей;

    • защита материнства (здесь особенно важно такое направ­ление, как поддержка одиноких матерей);

    • помощь семьям с детьми, страдающими разного рода заболеваниями; предоставление семьям права выбора формы воспитания и т. д.
    Спецификой семьи как общественного института объясняется многообразие форм ее социальной защиты. Можно выделить несколько направлений, по которым строится помощь семье за рубежом. Первое направление -это материальная поддержка, предоставление отпусков, меры по улучшению психологического климата в семье. Первое из перечисленных направлений включает в себя:

    • денежные пособия (семейные, одиноким матерям, детям-инвалидам, на воспитание малолетних детей и др.);

    • льготы по налогообложению в зависимости от матери­ального положения семьи или количества в ней детей;

    • специальные пособия в денежной или натуральной форме для членов семей в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств и ряд иных мер.
    Второе направление социальной защиты семьи представлено различными льготами, освобождающими родителей на опреде­ленное время от всех забот, кроме воспитания детей. В данную группу входят оплачиваемые (или неоплачиваемые) отпуска: дородовой, послеродовой, отпуск по воспитанию ребенка до опре­деленного возраста, по уходу за больным ребенком и т. п. Сюда же относятся гибкие графики работы, позволяющие родителям совмещать производственную деятельность и уход за ребенком. Подобные формы помощи дают возможность родителям больше времени и внимания уделять детям, положительно влияют на гармоничное развитие взаимоотношений в семье.

    Третье направление в области поддержки семьи представ­лено услугами, направленными на обеспечение благоприят­ного психологического климата в ней, улучшение психического здоровья отдельных ее членов. Здесь можно отметить такие формы помощи, как:


    • согласование семейных споров;

    • борьба с насилием в семье, психологическая реабилита­ция жертв семейного насилия;

    • психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами и др.
    Степень развития систем поддержки семьи зависит от реаль­ных условий и особенностей той или иной страны. Вьетнамский исследователь Чан Ван Зунг выделяет четыре группы запад­ноевропейских стран, различающихся по формам устройства данных систем. Первая группа характеризуется доминиро­ванием страховых принципов. Здесь размеры выплат и посо­бий зависят от индивидуальных страховых взносов. Однако расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия

    Составляют исключение-в основном их берет на себя государ­ство. В эту группу стран входят Германия, Франция. Бельгия, Люксембург, частично-Нидерланды и Италия.

    Во второй группе стран финансирование социальных нужд осуществляется в основном из налоговых фондов. Здесь социаль­ная защита в меньшей степени зависит от страховых накопле­ний, значительная роль в ее финансировании принадлежит госу­дарству. Поэтому социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. Однако если на выплаты может претендовать каждый гражданин, то пособия выдаются далеко не всем, лишь после рассмотрения положения нуждающихся. Таким образом, в данной системе используется адресный подход. К этой группе стран относятся Великобритания, Дания, Ирландия.

    В третью группу стран входят Нидерланды и Италия, в кото­рых существует система социальной защиты, представляющая собой синтез двух первых. При этом в Италии государство не берет на себя обязательств по выплате гарантированного соци­ального минимума доходов, т. е. для граждан этой страны велик риск впасть в нужду. Однако семейные пособия и отпуска для матерей здесь довольно распространены. В Нидерландах же существует высокоразвитая система соцзащиты, охватываю­щая практически всех жителей.

    Наконец, к четвертой группе стран исследователь отно­сит Испанию, Португалию и Грецию, где системы социальной поддержки находятся, как он отмечает, в «зачаточном состо­янии». Это не значит, что семейная политика здесь не раз­работана, но по многим параметрам она уступает системам защиты семьи государств, рассмотренных выше. Хотя при­веденная классификация охватывает лишь страны Западной Европы, она также верна и для государств Восточной Европы, Азии, Америки и т. д.

    Особенностями и возможностями каждой страны опреде­ляется количество средств, выделяемых для поддержки семьи. В начале 90-х годов такие государства, как Греция, Италия, Португалия, Испания тратили на помощь семье менее 1% своего валового национального продукта (ВНП). В то же время Германия и Нидерланды выделяли на эти нужды от 1,5 до 2% ВНП, а дру­гие западноевропейские государства-более 2% ВНП.

    Поскольку снижение рождаемости-тенденция, общая для многих стран Западной Европы, здесь активно ищут пути выхода из кризиса. Так, увеличиваются пособия на каждого рожденного ребенка, появляются новые льготы для неполных и многодетных семей. Таким образом, финансирование систем защиты семьи в перечисленных выше странах увеличивается. В то же время ряд зарубежных государств не имеют возмож­ности увеличить помощь семье, а некоторые страны, особенно относящиеся к «третьему миру», и вовсе не считают оказание такого вида помощи своей первоочередной задачей.

    Еще одна тенденция в области социального обеспечения-по­пытки реформировать систему соцзащиты, снизить количество выплат и пособий. Подобные меры касаются и сферы защиты семьи. Германский исследователь Х.-В. Зинн в своей статье «Германия нуждается в реформах» указывает, что социаль­ная помощь подавляет в немцах желание трудиться. Немецкая семья получает в год до 30 тыс. марок пособий, а когда кто-нибудь из ее членов устраивается на работу, то социальная помощь часто сокращается по отношению к доходам в про­порции 1:1. Следовательно, заключает автор статьи, необхо­димо ограничить социальную помощь случаями действитель­ной нетрудоспособности. Разумеется, результатом проведения подобной реформы станет значительное уменьшение количе­ства средств, выделяемых на помощь семье.

    Суммируя вышеизложенное, отметим, что во многих зарубеж­ных странах четко определены цели и задачи систем помощи семье, в соответствии с которыми предпринимаются конкрет­ные действия. Меры поддержки семьи включают в себя как материальную помощь, так и услуги психо-реабилитационного характера. В то же время в ряде зарубежных стран наблюда­ется стремление избавить граждан от постоянной опеки, сти­мулировать их усилия в сфере трудовой деятельности.