Психические нарушения и методы коррекции. Чем раньше - тем лучше

Инструкция

Профессионализм в этой области определяется умением общаться с ребенком. Необходимо понимать требования и желания малыша, ведь некоторые дети еще не умеют хорошо разговаривать и четко формулировать мысли и желания. Нужно понимать, что каждый в группе хочет делать, чтобы успешно продумывать занятия.

Умение организовывать детей - это также важный навык воспитателя. До 7 лет дети не могут долго заниматься одним делом, нужно постоянно придумывать что-то новое. Малыши не должны слоняться без дела, их необходимо увлечь интересным занятием. Вариантов развлечений должно быть множество и желательно, чтобы каждое из них служило развитию коллектива и его участников.

Знакомство с различными методиками воспитательного процесса также помогает в работе воспитателя. Особенно это актуально при подготовке к школе, овладению первыми навыками письма, чтения и счета. Использование наработок позволит добиться лучших результатов, поможет выучить нужные вещи в более короткие сроки.

Воспитатель должен хотеть заботиться о детях. Простые навыки нужны обязательно. Детей необходимо одевать, причесывать, собирать на прогулку. Опрятность педагога отразится на состоянии всей группы. Очень важно приучать малышей с маленького возраста следить за внешним видом, вовремя мыть руки, правильно вести себя за столом.

Взаимодействие с родителями тоже важный фактор. Каждый ребенок индивидуален и об этом впервые рассказывает его мама. Нужно ее услышать, принять к сведению. А потом в течении времени давать правильную и полную информацию о ребенке, говорить о сложностях, проблемах, давать советы по воспитанию. Контакт со взрослыми поможет вовремя выявить и исправить некоторые спорные моменты в воспитании, поможет в дальнейшем предотвратить проблемы.

Полезный совет

Выбирая воспитателя для ребенка, отдавайте предпочтение тем, у кого есть опыт. Чем дольше человек работает в этой области, тем большими навыками обладает.

Источники:

  • Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны

Правильно вести себя за столом, где бы то ни было, на светском рауте, либо просто у себя дома это искусство, которое характеризует вас как личность.

Не стоит класть локти на стол или отвечать на с полным ртом. Вы должны красиво принимать пищу не только в , но и в кругу .

Сидеть за столом следует ровно, не сутулясь, но и не быть «натянутым, как струна», достаточно слегка облокотиться на спинку стула. Если вы закончили прием пищи, руки можно положить на колени. Если Вам уж так не сидится, то можно положить кисти на край стола. И лучше постараться не держать руки у лица.

Не стоит раскачиваться на стуле, со стороны это очень не красиво, даже глупо и при этом такими действиями можно повредить сам стул.

Салфетку, как правило, кладут на колени в развернутом виде, но только лишь того, как это сделает хозяйка банкета. Развернуть ее стоит резким и четким движением, особенно долго не церемонясь.

Слегка промокните губы салфеткой, но уж ни в коем случае не трите рот и лицо.

Если Вам необходимо выйти из-за стола, то салфетку следует положить слева от тарелки, а если они уже убраны, то на их место.

Когда приступать к еде

Если собралась небольшая компания, порядка 4-6 , то приступать к еде стоит лишь после того, как все члены банкета получат свои блюда и хозяйка возьмет в руки вилку и нож, для начала принятия пищи.

Если же за столом большое количество гостей, то ждать подачи блюд всем приглашенным не стоит, достаточно дождаться, пока будут обслужены 4-5 человек и приступить к трапезе, иначе горячее блюдо может остыть, пока Вы дождетесь всех.

Подкладывая еду в свою тарелку, следует аккуратно, чтобы не разлить или не пересыпать на скатерть содержимое блюда.

Если вы хотите приправить блюдо подливой или соусом, то следует лить его непосредственно на мясо, рыбу, картофель и т.п. А вот соленья, оливки, орехи либо редис, кладут рядом с основным блюдом на тарелку.

Если вам предлагают блюдо, которое вам не по вкусу, то стоит воздержаться от излишних комментариев, достаточно поблагодарить и отказаться.

Столовые приборы - от края - к середине!

Как правило, приборы на столе расположены по мере подачи блюд, т.е. приборы, которые расположены дальше всего от тарелки, следует использовать первыми и так далее по мере поступления блюд. Бывает конечно и , когда стол сервирован не правильно, тогда Вам придется взять нож и вилку, которые больше всего подходят для данного блюда.

После того как Вы закончили прием основного блюда, вилку и нож следует положить на тарелку параллельно, чтобы рукоятки их немного выступали за край тарелки.

Теперь немного о том, как не стоит вести себя за столом.

Принимая пищу, используя ложку или вилку, не стоит при этом придерживать тарелку другой рукой. Не стоит также отталкивать тарелку от себя, после окончания трапезы.

О том, что ваш прием пищи окончен, лучше всего скажут правильно положенные на тарелку приборы (параллельно друг другу), но уж ни в коем случае не стоит, облокотившись на спинку стула, вздохнув тяжело, объявлять всем, что вы наелись.

Не стоит ничего пить, пока ваша еда не будет проглочена, исключением может быть лишь небольшой кусочек десерта, запитый чаем или кофе, но он должен быть настолько мал, чтоб этого не заметили окружающие.


Избегайте жестикуляции, когда в вашей руке вилка, еще и с остатками пищи. Следует набирать еды столько, чтоб можно было за раз все съесть с прибора.

По окончанию трапезы, не забудьте поблагодарить за приятную компанию и вкусную еду.

Этикет включает в себя множество правил, тонкостей и нюансов, которые не в состоянии запомнить ни один человек. Однако запомнить правила поведения для ситуаций, в которых любой человек бывает очень часто, просто необходимо. Например, поведение за столом .

Инструкция

Сев за стол и обнаружив либо рядом с ней тканевую салфетку, не пытайтесь заткнуть ее за на манер доктора Борменталя. Сегодня это считается дурным тоном. Лучше разверните ткань, сложите вдвое и положите на колени. Главное предназначение этой салфетки – защитить вашу одежду от случайностей и коллизий, случающихся за столом . Руки же вытирают только бумажными салфетками. Ими же промакивают рот. Причем не вытирают, а именно промакивают, аккуратно касаясь губ и уголков рта.

Не забывайте о том, что ложку и нож держат в правой руке, а вилку в левой. Крест-накрест сложенные на тарелке приборы обозначают ваше желание сделать паузу. Сигналом же к тому, чтобы убрать прибор или заменить блюдо (если, скажем, вы обедаете в ресторане) являются и нож, положенные параллельно и по диагонали – так, чтобы их ручки смотрели в нижний правый угол. После того, как съедено первое блюдо, ложку просто оставляют в тарелке.

Помните, что птицу, рыбу, как и мясо так же едят, используя вилку и нож. Причем косточки изо рта извлекают не пальцами, а с помощью того же прибора, которым едят. Затем их аккуратно откладывают в сторону.

Ведите себя вежливо в отношении своих сотрапезников, будьте им удобны. За столом нельзя в голос, выяснять отношения, разговаривать громко, тем более, пытаться что-то сказать с набитым ртом. Помимо того, что это неэстетично и оскорбительно для собеседника, вы к тому же рискуете подавиться.

Видео по теме

Идеальной модели поведения ребенка не существует в природе. Тем не менее необходимо учить малыша с ранних лет, как следует вести себя в обществе. Потому что невоспитанные дети, которые плохо ведут себя, доставляют не только огорчение родителям, но и вызывают негативные чувства у окружающих.

Инструкция

Подавайте пример ребенку. Существует такое выражение: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Если дети видят перед собой правильную модель поведения, а именно, если родители воспитаны, вежливы, тактичны друг с другом дома, не употребляют бранные слова, не грубят, то ребенку будет казаться недопустимым грубое, вызывающее и хамское поведение, по крайней мере до бунтарского подросткового периода.

Учите ребенка правильному поведению не только на улице, но и дома. Если малыш привык дома делать все, что пожелает, и знает, что за это никто его не накажет, он будет сильно удивлен каким-то запретам в обществе. Не ограничивайте свободу ребенка дома, но объясняйте ему, что на улице, на людях так делать некрасиво.

Часто маленькие дети не умеют вести себя в магазине - устраивают истерику, хватают все подряд с прилавков. Чтобы обезопасить себя от последствий такого поведения ребенка, старайтесь реже ходить с ним в магазин, а если это невозможно, то пишите заранее для себя списки, чтобы не тратить много времени на покупки. Просите ребенка, чтобы он вам помог в магазине, ведь, наверняка, он уже знает, где можно взять в магазине пакет молока или батон. Это займет и отвлечет его от капризов.

Бывает, что дети, редко общающиеся со сверстниками, не знают, как вести себя, попав в детский коллектив. Особенно актуальна эта ситуация для детей, идущих впервые в детский сад. Ребенок может начать вести себя неестественно - замкнуться в себе или, наоборот, стать неуправляемым. Это может плохо сказаться на его здоровье.

Чтобы заранее предотвратить такую ситуацию, подготовьте ребенка к посещению детского учреждения заранее - ходите с ним гулять на детские площадки, заведите подруг с детьми и приглашайте их в гости, запишитесь в детскую студию раннего развития: там ребенок будет не только заниматься, но и общаться со сверстниками. Если ребенок будет регулярно находиться в обществе, для него не будет стрессом посещение детского сада, и его поведение будет адекватным и спокойным.

Не забывайте хвалить ребенка, если он хорошо себя ведет или стремится к этому. Похвала взрослого - это большой стимул продолжать и дальше вести себя так, как принято в социуме.

Видео по теме

Общаясь с ребёнком, внимательно следите за тем, что и как вы говорите и делаете. Дети должны доверять своим родителям, гордиться ими и подчиняться. Это одно из основных правил воспитания.

1. Не читайте ребёнку длинных нотаций. Он в лучшем случае их просто выслушает, но не последует им, а в худшем рассердится на вас или затаит обиду. Проще и действеннее подавать детям хороший пример своим поведением.

2. Дети на родителей и, видя их слабости и недостатки, теряются. Пока они маленькие, им больше не на кого положиться. Не обманывайте ребёнка, ведь если он узнает о вашей лжи, это навсегда подорвет его доверие к вам, либо он решит, что если обманывают родители, значит, так может поступать и он.

3. Никогда не ссорьтесь при ребенке. Слыша, как отец с матерью кричат друг на друга, ребёнок пугается или начинает бунтовать. Также нужно вести себя спокойно и приветливо с окружающими: друзьями, учителями, воспитателями в детском саду, родителями на детской площадке.

4. Не стоит пугать детей Бабой-ягой, волками, чудовищами. Выросший в страхе ребёнок вряд ли будет спокойным, добрым, заботливым.

5. Не бейте своих детей, даже если они этого заслужили. Можно шлёпнуть ребёнка,
но не в минуты гнева. Шлепок ребёнок забудет быстро, а искажённое гневом и злобой лицо матери или отца будет помнить ещё долго.

6. Ребёнок должен знать, что вы справедливы, наказывая его за плохой поступок, а не за то, что он уже «достал». И также он должен понимать, что существуют правила, которые необходимо соблюдать для его же блага.

7. Не называйте ребёнка бездарью, лентяем. Дети легко поддаются внушению, и если вы каждый раз будете говорить ребенку о том, какой он неумеха, ему не захочется учиться что-то делать, и через некоторое время он действительно может стать ленивым.

О боже! Этот страшный день настал – мужчина пригласил вас познакомиться со своими родителями! Эта встреча, безусловно, одна из самых важных в вашей жизни. Но о чем же с ними говорить, как накраситься и что, в конце концов, надеть?

Внешний вид

Безусловно, произвести первое впечатление нужно правильно, ведь исправить его у вас уже не будет возможности. Одеваться на встречу с стоит аккуратно и сдержанно: не увлекаться украшениями, аксессуарами и ярким макияжем. Конечно, если в обычной жизни вы не вылезаете из джинсов, приходить в строгом юбочном костюме серого цвета тоже не стоит, но помните об умеренности.

Итак, откажитесь от яркой и чрезмерно вызывающей косметики, безумных лаковых начесов и волос радиоактивного цвета. Постарайтесь выглядеть максимально естественно. Родителям вашего молодого человека важно понимать, что он встречается с , а не с какой-нибудь непонятной особой в разодранных джинсах и с пирсингом в пупке.

Как себя вести

Разумеется, знакомство с родителями мужчины – стресс для девушки. Ведь если любимый решил показать свою избранницу маме и папе, намерения его довольно серьезные. Как бы банально это ни прозвучало, но постарайтесь быть естественной – это всегда подкупает. Если вы никогда в жизни не читали поэтов серебренного века, не стоит пытаться рассуждать о творчестве Цветаевой, да еще и с видом знатока. Поверьте, лучше честно и просто признаться, что не очень любите поэзию, чем попасть в совсем уж неловкое положение.

Не стоит пытаться помочь маме готовить еду или мыть посуду. Вы можете лишь ненавязчиво предложить свою помощь, но палку не перегибайте. Во-первых, вы, все-таки, в гостях и вовсе не обязаны вести себя, как член семьи, а, во-вторых, мама мужчины не должна почувствовать в вас конкурента. Какой бы славной, хозяйственной и работящей вы ни были, если начнете затмевать собой ее – главную женщину в жизни драгоценного сына – окажетесь в черном списке.

Также не стоит слишком явно демонстрировать отношение к вашему молодому человеку при его родителях. То есть, если он возьмет вас за руку, выдергивать ее, конечно, не нужно, но и целоваться взасос за обеденным столом крайне нежелательно. Помните, вы – приличная девушка.

Маленькие секреты

Для первого знакомства с родителями мужчины можно приготовить небольшой подарок, если это, разумеется, уместно. Универсальными в этом случае будут цветы, коробка конфет или бутылка вина на стол. Кстати о вине, даже если вы умеете пить и способны осушить бутылку самостоятельно и без последствий, демонстрировать этот навык родителям не стоит. Лучше остановиться на одном бокале.

Детский сад - это новый и чужой мир, в который попадает ребенок после 1,5 лет домашнего счастья. Чтобы ребенку было комфортнее пережить этот непростой период, а процесс детского воспитания и развития был полноценным, выбранное дошкольное учреждение должно соответствовать определенным требованиям и стандартам.

Инструкция

Территория детского сада должна быть ограждена . Некоторые дошкольные учреждения активно внедряют программы наружного и внутреннего видеонаблюдения, другие ограничиваются размещением пункта охраны на входе. Помимо угроз внешней среды, необходимо обезопасить детей от различных угрожающих жизни и здоровью факторов во время игрового процесса. В детском саду обязательно должен быть медицинский кабинет и комната изоляции для заболевших детей. Некоторые сады из-за финансовых проблем не могут себе позволить содержать полный рабочий день, поэтому после обеда кабинет уже пустует. Это грубое нарушение. Поскольку воспитатели не могут оказывать квалифицированную медицинскую помощь, медработник должен присутствовать полный рабочий день во избежание происшествий.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Выход в свет

Посещение семейного, званого мероприятия или детского праздника - большое и волнующее событие для ребенка. Во всех остальных случаях детям лучше остаться дома, если только одновременно с официальной частью (например, в женском сообществе) не организованы мероприятия для детей. Выход в свет подразумевает для ребенка праздничный дресс-код и следование правилам вежливости. О правилах ребенку желательно рассказать заранее, объяснив, как именно положено здороваться, излагать свои просьбы и чем заниматься. Если на праздник приготовлен новый наряд, нелишне дать ребенку возможность привыкнуть к нему, поносить дома, покрутиться перед зеркалом. Если во время мероприятия намечаются танцы или другие мероприятия, требующие навыка, ребенка следует научить. Так же как и держаться за столом, пользоваться ножом, вилкой и салфеткой. Согласно правилам ребенка необходимо познакомить с хозяевами, организовавшими праздник, и другими детьми. Эту задачу могут взять на себя и родители, и няня. Не страшно, если на первом балу или празднике ребенок совершит ошибку или промах, не стоит ругать его прилюдно, лучше помочь найти выход из положения. Ни в коем случае не стоит извиняться перед другими гостями, обижая ребенка: «Он у меня такой неуклюжий», «Она всегда говорит невпопад». Не стоит требовать от ребенка и молниеносных извинений («А ну-ка, быстро извинись перед дядей»), лучше объяснить, что получилось не так, и остаться на его стороне или попросить прощения вместе: это будет по достоинству оценено окружающими.

Визит в гости

Если вы собираетесь в гости с детьми, не забудьте рассказать, как вести себя в новой ситуации. Ребенок или сразу направляется в группу к другим детям, или может обойти гостей вместе с родителями и быть представлен. В этом случае он должен только здороваться. На поведение детей в гостях - например, желание или нежелание здороваться или общаться с гостями или хозяевами - часто влияет неосторожно высказанное мнение родителей об этих людях.

Общественное место

В общественных местах к детям предъявляются особенно строгие требования. Мамы и папы ждут от своих чад проявления безупречных манер, словно это экзамен. И негативная оценка посторонних людей может вызвать у родителей реакцию, не всегда адекватную оплошности ребенка. Такого быть не должно. Чем чаще ребенок будет бывать в общественном месте, тем быстрее и лучше он выучит правила поведения. Перед тем как отправиться куда-либо, следует объяснить сыну или дочке в доступной форме, куда вы отправляетесь, что там будет и что ждут от него окружающие. Непозволительно ставить ребенка в трудное положение, требуя от него то, к чему он не приучен, лишь бы угодить общественному мнению. Однако в любом случае ваше чадо должно стараться быть вежливым и спокойным. А одним из основных условий успеха здесь является пример родителей.

Прием гостей

Если вы принимаете дома гостей, то ребенка, независимо от вида приема, желательно отправить на вечер или с ночевкой к бабушке. Если подобной возможности нет, то для него необходимо предусмотреть меню и занятия в свободной комнате, например игры или просмотр фильма. Для малышей желательно присутствие няни, гувернантки или другого доверенного лица. Если вы приглашаете гостей с детьми, то для них должен быть организован отдельный стол и развлекательная программа. Нет необходимости, чтобы дети присутствовали на празднике «от и до», допустимо отпустить их погулять, желательно под присмотром. Если гости принесли подарок для ребенка или просто хотят с ним познакомиться, его можно пригласить. Желательно, чтобы ребенок знал заранее, что ему стоит поблагодарить дарителя, высказывания «Хочу еще» или «Я такое не люблю» нежелательны. Во всех остальных официальных случаях детей необязательно представлять гостям, однако в случае дружеской вечеринки будет вежливо, если ребенок поздоровается с гостями и пригласит в свою или специальную комнату других детей. В присутствии гостей не стоит заставлять ребенка читать выученные стихи или играть на фортепиано. Предлагать выступление допустимо, если ребенок сам готов предстать перед гостями или подготовил специально оговоренный номер. Независимо от того, как долго продлится вечер, ребенок должен вовремя удалиться спать, при этом нежелательно, чтобы его мама - хозяйка вечера - надолго оставляла гостей одних.

Безупречные манеры помогут сделать любую привлекательную и умную даму настоящей прекрасной леди! Торжественный прием, ужин в ресторане, визит в гости, светская вечеринка, путешествие или первое свидание – всюду действуют определенные законы, безукоризненное следование которым делает просто привлекательную и умную даму настоящей леди. C помощью книги «Настоящая леди» от известного эксперта по современному этикету Елены Вос вы безошибочно подберете соответствующие случаю наряд, прическу, аксессуары, будете уверенно чувствовать себя в любое время и в любом обществе, сможете по всем правилам организовать прием или вечеринку, овладеете искусством непринужденной светской беседы, избежите затруднительных ситуаций в общении.

Экология жизни. Дети: Не забывайте, что настоящими родителями не рождаются, поэтому нужно приложить максимум усилий и мудрости, чтобы ими стать...

На протяжении жизни нас учат чему угодно, только не тому, как стать настоящими родителями и правильно воспитывать детей. Многие мамы и папы не знают, как общаться со своими детьми - и допускают массу ошибок, которые влекут неприятные последствия не только в отношениях «родитель - ребенок», но и в самой жизни дочери или сына в их будущем.

Психолог высшей категории, старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования» Нина Ивановна Кашкан помогла нам охарактеризовать наиболее специфические особенности возраста каждого ребенка и дать рекомендации, как стоит общаться с детьми на разных этапах их развития.

Дошкольники (3−6 лет)

Особенности поведения

Нина Кашкан отметила, что с трех лет детки начинают чувствовать себя самостоятельными - они часто произносят такие фразы, как «я сам», однако при этом отличаются романтической привязанностью к родителям, находятся в неустанном движении. Примечательно и то, что в этом возрасте нет различий между реальным миром и миром фантазий. В отличие от многих взрослых, которых ввиду чувства повышенной ответственности или зависимости перед социумом очень волнует, что о них подумают, скажут другие и как это отразится на их репутации, дошколята удовлетворяют свои желания и потребности свободно от мнения окружающих. Но вместе с тем, с радостью привлекают к себе внимание, становятся для родителей и близких «вездесущими».

Это возраст «почемучек» - они постоянно спрашивают: «А почему?», «А зачем?», «А что это?». При этом их вопросы могут заводить в тупик даже самых интеллектуальных взрослых.

Также в этот период жизни дети испытывают различные страхи и беспокойства. Они воспринимают все слишком буквально.

Общение с ребенком

Будьте отзывчивы к его идеям, откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появится желание с вами поговорить.

На все, даже очень «неудобные», вопросы отвечайте честно. Если на интерес ребенка по поводу того, откуда он появился, вы ответите: «принес аист», «купили в магазине» - то потом вам будет сложно научить ребенка говорить правду, так как вы уже подали ему обратный пример.

Наблюдайте, как ребенок играет, не отказывайте ему в участии. Это, можно сказать, первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у малыша, как он будет их решать, когда станет взрослым, каким он будет семьянином, работником, другом.

Предоставляйте ему свободу, но учите считаться и с интересами окружающих. Останавливайте его, если он вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свое негодование, когда оно вызвано серьезным поступком ребенка.

Чего не следует делать

Старайтесь не опекать ребенка излишне и не используйте в его адрес угрозы. Не наказывайте свое чадо за качество личности - а только за действия. И ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Используя в воспитательном арсенале насилие, можно быстрее добиться результата, так как не нужно долго что-то объяснять и доказывать. Однако что вы будете делать, когда ребенок вырастет?

Также психолог советует не заострять внимание на детских ссорах.

Ситуация и пути решения

Если ваш ребенок слишком часто капризничает, закатывает истерики на улице, дома, в магазинах, когда вы не купили ему любимую игрушку, то в первую очередь стоит задуматься, что, возможно, источник подобного поведения ребенка кроется во взаимоотношениях в семье. Не стоит тут же вешать на малыша ярлык непослушного. Задумайтесь над тем, что в этом возрасте дети «зеркалят» отношения своих родителей.

В связи с тем, что дети 3−6 лет характеризуются высокой переключаемостью внимания, то в момент очередной истерики ребенка постарайтесь тут же перенастроить его на что-нибудь другое, желательно неожиданное. Например, скажите: «Смотри, там, на крыше, обезьянка сидит», «Ой, Карлсон полетел!». То есть то, чего он никак не ждет.

Младшие школьники (7−10 лет)

Особенности поведения

В этом возрасте у детей появляется серьезное и трудоемкое занятие - учеба. А самым большим авторитетом порой становится учитель.

Также для ребят 7−10 лет характерен всплеск воображения, жизнь в фантастическом мире, чаще всего созданном по образу и подобию того, что они увидели или услышали.

В эти годы у детей может появиться стремление присваивать чужие вещи, что нужно тут же пресекать, не воспринимая подобные выходки как шутку, иначе это может перерасти во вседозволенность и воровство.

У ребенка формируется зачаточное представление о своих правах, повышается интерес к исследованию своего тела.

Дети чаще копируют своих родителей: в интонациях, поведении, в отношении с другими людьми.

Общение с ребенком

Обсуждайте с ребенком проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к мужу (жене) на собственном примере, не стесняйтесь проявлять нежность и заботу к партнеру в присутствии ребенка. Узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями. Таким образом, вы покажете ребенку, что можно дружить семьями, сможете понять, какие у него друзья.

Во время учебы помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний: это повысит его мотивацию учиться еще лучше, а также поспособствует личностному развитию. При этом у ребенка обязательно должно быть рабочее место и время для выполнения домашних заданий, также он заслуживает похвалы или ободрения за свои успехи.

Если же у вас есть к нему требования, то обязательно аргументируйте их, предъявляйте их в позитивной форме, то есть говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите.

Чего не следует делать

Многие родители, меряя ребенка по себе, допускают ошибку: требуют от него того, к чему он не готов в силу своего возраста. Не отдавайте распоряжений, выполнение которых не обязательно. Не стоит ревновать ребенка к авторитету учителя, наоборот, порадуйтесь, что так есть. Во время выяснений отношений не давайте негативных оценок личности своих детей и ни в коем случае не сравнивайте их с другими, отдавая предпочтение последним.

Ситуация и пути решения

У младших школьников одна из самых распространенных проблем - это недостаточная мотивация к учебе. Хотя в этот период учебная деятельность - ведущая в жизни ребенка 7−10 лет.

Природа ребят этого возраста - в познании. И если она нарушается, то прежде всего это упущение родителей, которые нередко еще задолго до школы «пичкают» своих чад знаниями: считать до ста, выучить английский алфавит и названия мировых столиц. Вместо этого лучше подогревать любознательность ребенка такими фразами, как «об этом ты узнаешь в школе», «в школе тебе расскажут много интересного». Стоит поднимать в глазах ребенка авторитет учителя.

Развивать детей родителям, безусловно, надо, но перегружать информацией (смысл и «вкус» которой они могут не до конца еще понимать) нельзя, так как это может отбить интерес к учебе.

Подростки (11−14 лет)

Особенности поведения

Период от 11 до 14 лет нередко называют трудным возрастом. Считается, что в это время человек переживает серьезный кризис. Главная тому причина: физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы.

Подросткам свойственна склонность к самоутверждению и романтике, выяснению своих способностей и возможностей на гране риска. Также у них нередко может меняться настроение, проявляться беспричинная обида, грусть, слезы. Эмоциональная реакция может сопровождать даже, казалось бы, самые незначительные события.

В эти годы укрепляются приятельские и дружеские связи с ровесниками или ребятами постарше.

Подростки нередко яро отстаивают свою точку зрения (часто неверную), начинают критически относиться к авторитету взрослых, пренебрегая им, отдавая предпочтение мнениям своих сверстников. Снисходительное отношение к младшим может быть для них также характерно, а также нарочито равнодушное отношение к противоположному полу, что, напротив, свидетельствует о том, что в этой области у ребенка в душе живет интерес.

Общение с ребенком

Нина Кашкан советует помнить о том, что подростку так же, как и раньше, нужны забота, внимание и участие, однако теперь уже в качестве партнера. Поэтому говорить с ребенком стоит на равных, вместе с ним планировать семейный бюджет, проведение свободного времени. Выделяйте деньги на карманные расходы, в конфликтных ситуациях высказывайтесь после него.

Выслушивайте детей, а не просто слушайте, что и как они говорят. Следует обязательно объяснять подросткам, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем что-либо сделать.

В этом возрасте также важно научить свое чадо достойно переносить огорчения и неприятности, разъяснять необходимость тех или иных ограничений в семье и в целом.

Будьте бережны к зарождающимся чувствам в душе ребенка, подчеркивайте важность выбора друзей и подруг, обозначьте рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях с людьми.

Чего не следует делать

Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте ребенка. Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему. Когда он старается объяснить вам свои поступки, не начинайте разговор с обвинений и не перебивайте.

Также не стоит подкупать детей и вымогать силой обещание не делать то, что вам не нравится. Если в вашей семье есть правила и традиции, не отступайте от них, разве что в исключительных случаях.

Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, приглашайте их в свой дом и старайтесь познакомиться поближе. Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся вам не по душе.

Ситуация и пути решения

Из-за смены гормонального фона у подростков может резко падать самооценка. Они становятся неуклюжими, неуверенными, мнительными. Снижение самооценки автоматически влечет за собой попытку ребенка самоутвердиться за счет другого, поэтому он может стать грубым и непослушным. В этой ситуации нужно работать над повышением уверенности в себе ребенка, искать и указывать ему на позитивные вещи в его поведении.

В этот период родитель и учитель не должны фиксировать внимание подростка на том, что плохо, а, напротив, говорить о том, что хорошо в нем и достойно похвалы.

Старшеклассники (15−18 лет)

Особенности поведения

В этом возрасте молодые люди уже всерьез задумываются о многих жизненно важных вещах. Например, в учебной деятельности у них начинают проявляться профессиональные интересы и склонности. Их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться на долгие годы.

Также взрослые в этот период становятся значимыми фигурами для старшеклассников, однако теперь с учетом их личностных качеств. Из этого вытекает склонность 15−18-летних детей к поиску объекта для поклонения и подражания, а интимные переживания приобретают у них наиважнейшую роль и могут даже на какое-то время затмить все остальные увлечения и интересы.

Общение с ребенком

Рассказывайте о своих неудачах и успехах, спрашивайте совета. Будьте готовы к тому, что ваш повзрослевший ребенок может вступить в интимные отношения или приобрести вредные привычки.

Если у него появляются серьезные проблемы, помогайте своим детям найти их решение и веру в силы для их преодоления, при этом доказывая, что он (она) обладает многими достоинствами, которые нужно постоянно развивать.

Чего не следует делать

Без явной на то необходимости не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида, определения поля деятельности для самореализации, в том числе и профессиональной.

Не принуждайте ребенка к откровенности: если вы не будете давить на него, он сам придет и расскажет о том, что его тревожит.

Не стоит делать трагедии из раннего на ваш взгляд сексуального опыта ваших детей, а помогите им справиться с возможно постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

Ситуация и пути решения

Первая влюбленность для ребят этого возраста - это большая ценность, в то время как окружающие его взрослые с высоты опыта своих лет воспринимают порой это как чепуху и нередко говорят: «Да таких парней (девушек) у тебя еще столько будет!». Когда родители пытаются разрушить или умалить эту ценность, то ребенок ее защищает, а в самых плачевных вариантах может совершить попытку суицида.

Нужно понимать, что ценности взрослых и юных людей отличаются, поэтому следует обязательно считаться с ними: нельзя относиться к симпатии своего чада свысока, насмешливо, снижать значимость его впечатлений. Это первое сильное чувство очень-очень важно для него.

Стоит поговорить с ребенком по душам, рассказать о своем первом опыте увлечения, признать большое значение этого чувства в жизни человека. Скажите, что подобные влюбленности и разочарования случаются в жизни каждого, ведь вашему ребенку кажется, что только ему не отвечают взаимностью, что только с ним случилось такое, на его взгляд, сильное чувство. Можно пригласить его объект симпатии к себе домой, на прогулку, если только ваш ребенок этого пожелает.

Не забывайте, что настоящими родителями не рождаются, поэтому нужно приложить максимум усилий и мудрости, чтобы ими стать. опубликовано

Мы узнаем о похищениях, нападениях и жестоком обращении с детьми из новостей, полагая, что такие ужасы происходят где-то далеко и никогда не случатся с нашими детьми. Увы, это иллюзия безопасности, и, даже если все знакомы с термином «незнакомая опасность», не каждый родитель обучает ребенка, как избежать этого.

У нас точно нет намерения сделать из детей социофобов, но важно, чтобы они научились отличать безопасную ситуацию от опасной.

Кто такой опасный незнакомец?

Он не обязательно должен представлять собой темную фигуру в шляпе или капюшоне. Он может быть улыбающимся и дружелюбным мужчиной или женщиной, которые будут удачно маскироваться под вежливого человека, чтобы ввести в заблуждение доверчивого ребенка. При этом незнакомый человек, с которым мы можем поздороваться, похоже, имеет собственные намерения.

1. Кого можно считать "безопасными" незнакомцами?

Необходимо также научиться выделять в толпе "безопасных" незнакомцев. Это родители и бабушки с маленькими детьми, люди в униформе, например, сотрудники полиции или "скорой помощи", дворники, охранники и продавцы в магазинах. В учебных заведениях это педагоги, воспитатели и консультанты.

2. Личное пространство

Ваш ребенок должен знать, что его тело принадлежит только ему, и никто не имеет права касаться его. Поэтому, когда взрослый пытается вторгнуться в личное пространство, это следует воспринимать как сигнал тревоги, чтобы убежать и как можно скорее попасть в безопасное место.

3. Не разговаривать с незнакомыми людьми!

Мы все знаем это золотое правило, так как его вбивали в наши головы с младенчества. Еще более актуальным оно стало в наше время. Научите своих детей, чтобы они не предоставляли людям, которых не знают, любую личную информацию, не раскрывали подробности о себе и своей семье, не размещали онлайн-посты подобного содержания.

4. Скажи: "Нет!"

Вполне нормально сказать: "Нет!". Ваш ребенок не должен быть культурным и вежливым со всеми и каждым, особенно в опасной ситуации. Научите ребенка давать твердый отказ, если его принуждают что-то делать помимо желания и воли.

5. Не принимать никакие подарки от незнакомца и не идти с ним

“Привет! У меня в машине есть чудный песик. Хочешь посмотреть?” - очень часто этим заманивают маленьких детей. Приводите примеры, которые могут использовать недоброжелатели и потенциальные похитители. Ваш ребенок должен уметь распознавать ложь и правду.

6. Если ребенок один дома, что делать?

Проведите с ребенком инструктаж, как вести себя дома, если остался один. Главное правило: не открывать никому дверь ни при каких обстоятельствах. "У вас посылка для нас? Оставьте ее на пороге", "Приходите в следующий раз".

7. Проработайте ситуацию "Если вдруг..."

А если вдруг незнакомец в машине спрашивает, как ему проехать в нужное место? Объясните ребенку, чтобы он не приближался к чужому авто, а наоборот, отступил и с безопасного расстояния показал дорогу. Если же человек вышел из машины, то ребенок должен сделать несколько шагов назад, не позволяя приближаться к нему вплотную.

8. Общественные туалеты

Научите ребенка, как вести себя в общественных туалетах, в частности, они должны отказаться от любой помощи, предлагаемой незнакомцами, заодно сообщив, что мама или папа ждут у дверей. Объясните, что это нормально - кричать и звать на помощь. Ваш ребенок не должен смущаться, если возникнет необходимость в подобных действиях.

Будьте начеку! Оставайтесь бдительными! Создайте твердый фундамент для ребенка в любое время и в любом месте. Если ваш сын или дочь чувствуют себя рядом с вами в безопасности и под защитой, то они будут сильными и отчаянными, если придет время постоять за себя.