Мать которая издевается над ребенком. Воспитание кулаком. Как понять, что над ребёнком издеваются в детском саду. Моральное и физическое насилие над ребёнком

Европейский суд по правам человека разбирает жалобу несовершеннолетнего жителя Санкт-Петербурга, с которым жестоко обращались в детском саду. Воспитатели связывали руки, запирали в тёмном туалете и говорили, что его съедят крысы. В результате ребёнок получил неврологическое расстройство и вот уже несколько лет находится на лечении. Следственные органы России отказались заниматься делом, сославшись на недостаток доказательств. ЕСПЧ начал расследование издевательств спустя девять лет. Теперь, когда прошло уже так много времени, воспитатели могут остаться безнаказанными, а мучения в детских садах будут продолжаться.

«Говорили, что съедят крысы»

Эта история началась почти десять лет назад, весной 2005 года. Тогда родители мальчика, посещавшего детский сад № 42 в Петербурге, заметили, что их сын стал нервным и у него пропало желание ходить в садик. Каждый раз сборы в детский сад стали сопровождаться плачем и криками. Сначала родители никак не могли понять, в чём причина необычного поведения ребёнка. Ситуация прояснилась осенью. Однажды мама мальчика, забирая его из сада, заметила, что у ребёнка на виске большой синяк, а глаза нервно дергаются.

Воспитательница объяснила это тем, что у детей в саду была обнаружена глазная инфекция и им закапали специальные капли. Тогда родители поняли: здесь что-то не так. Через несколько дней у ребёнка начался подёргиваться рот. Мальчика отвели к невропатологу в поликлинику. Врач поставил диагноз «гиперкинез» — заболевание нервной системы, приводящее мышцы в расстройство.

Мать мальчика сразу же перевела ребёнка в другой детский сад и написала жалобу в отдел службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Женщине пришёл ответ, что заведующая детским садом, воспитательницы и медсестра привлечены к дисциплинарной ответственности. Другими словами, с них взыскали небольшой штраф. Когда мальчик начал ходить в другой детский сад, он рассказал обо всём, что с ним делали воспитатели. По словам ребёнка, его клали на раскладушку в туалете, выключали свет и говорили мальчику, что его съедят крысы. Ребёнка заставляли стоять босиком с поднятыми вверх руками по несколько часов, били по спине, заклеивали скотчем рот и руки.

Девять лет бездействия

Чуть позже стало известно, что таким же пыткам подвергали и некоторых других детей. Ребята молчали, потому что их запугивали, и только после перевода в другой сад дети решались рассказать родителям правду. По данным Департамента образования, зимой 2005 года заведующая детским садом была уволена. Мама мальчика обратилась в прокуратуру с целью начать судебное разбирательство, чтобы все виновные были наказаны. Однако следователи не возбуждали дело, ссылаясь на недостаточное количество доказательств. Дело возбудили лишь три года спустя, в 2009 году, но очень быстро дело было прекращено. Родители ребёнка ещё несколько лет пытались добиться правосудия в России, но все их попытки были тщетными.

В 2014 году делом занялся Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ принял решение засекретить данные заявителя и ответчиков в интересах следствия и из соображений неприкосновенности личной жизни. В суде интересы ребёнка представляет руководитель отдела международно-правовой защиты МРОО «Комитет против пыток» Ольга Садовская. «Наши следственные органы просто не хотели делать свою работу, — уверена Ольга. — В этой истории много свидетелей, отлично прослеживается причинно-следственная связь. Всё дело в равнодушии к детям».

С 2005 года прошло много лет. Мальчик уже ходит в школу. Несмотря на то, что ребёнок до сих пор лечится у невропатолога, доказать вину воспитателей будет сложно: десять лет — немаленький срок, и свидетели за это время уже забыли многие обстоятельства. «Если бы сотрудников детского сада судили сразу же, им грозило бы до пяти лет лишения свободы, — говорит Ольга Садовская. — Теперь же они отделаются только штрафом, или им вообще ничего не будет».

«Проблема не решается»

История этого мальчика — единственная, дошедшая до Европейского суда. В нашей стране практически не бывает судебных разбирательств из-за насилия над дошкольниками в детских садах. Причина не в том, что это крайне редкий случай, а в том, что родители сами не хотят защищать интересы своего ребёнка. «Насилию в детских садах подвергаются сотни детей, — рассказывает психолог Елена Любимова . — Это становится ясно на приёме у специалиста. В садах детей запугивают, и большинство родителей так никогда и не узнаёт о жестоком обращении с их детьми. Если же всё-таки это становится явным, подавляющее большинство родителей просто переводят ребёнка в другой детский сад. Проблема этим не решается. Родители считают, что судебные разбирательства ни к чему не приведут и только потратят их нервы. Таким образом, на сегодняшний день проблема никак не решается и крайне остро стоит в нашей стране».

Именно с такой проблемой — отсутствием поддержки со стороны других родителей — столкнулась в 2011 году Елена Смитюх , мама трёхлетнего Никиты . Тогда Елене пришлось бороться за права своего ребёнка в одиночку. Женщина начала переживать за сына, когда в детском садике в Купчино, куда ходил Никита, сменилась воспитательница, и мальчик стал отказываться посещать садик. Елена пообщалась с мамами других детей из группы. «Мамы девочек сказали, что их дочери, укладывая кукол спать, кричат на них и бьют, — вспоминает Елена. — Мой ребёнок был перевозбуждён после садика. Тогда мы обратились к психологу, но его советы не дали результатов».

Соседка семьи Смитюх в то время работала поваром в этом детском саду. Она поделилась с Еленой мнением о том, что новая воспитательница — неадекватная женщина. Елена решила проверить это самостоятельно. Она зашила в мягкую игрушку Никиты диктофон, и ребёнок отправился в садик. Когда через некоторое время родители Никиты вспомнили про диктофон и решили прослушать аудиозапись, они пришли в ужас. Детские крики, плач и шлепки, отчётливо слышные на записи, отошли на второй план. Когда у детей по расписанию были активные игры, воспитательница посадила всех на стулья, дала по груше, а сама в это время примеряла платья, которые ей принесли.

Уволены по собственному желанию

Дальше — больше. Елена и её супруг выяснили, что воспитатели прямо при детях пили вино. Детей уложили спать, а сами сели отдыхать поблизости: голоса воспитателя и нянечки слышны с диктофона в игрушке Никиты. Судя по всему, коллеги сидят втроём — две воспитательницы и нянечка. «Куда она мне столько налила?» — звучит голос в диктофоне. «Спирт?» — спрашивает одна из женщин. «Да клюква», — отвечает другая. Слышится звон чашек. «Надо будет и мне принести красного с получки». Женщины выпивают. «Тут водка и спирт перемешаны, — выдыхает первая. — Охренеть. Я чуть не сгорела».

В столовой воспитательница подгоняла детей: «Жрите быстрей». А на репетиции сценки пригрозила одному из ребят: «Сейчас врежу тебе!». Разумеется, после услышанного родители перевели Никиту в другой детский сад. Елена решила не бросать эту проблему, чтобы в дальнейшем жертвами насилия в детском саду не стали другие дети. Женщина обратилась в прокуратуру. Потом Елена скопировала диктофонную запись на диски и раздала их родителям детей из группы Никиты. Все остальные родители тоже ужаснулись, когда услышали страшную запись, но ограничились тем, что отправили детей на время к бабушкам или перевели в другие сады. Жалобу в прокуратуру никто подавать не захотел.

«Почему люди не хотят защищать собственных детей? — удивляется Елена Смитюх. — Мне этого никогда не понять». Дело против воспитательницы так и не было возбуждено. «Заместитель прокурора сказала мне, что на записи невозможно идентифицировать голоса, — рассказывает Елена. — Мне дали понять, что я вообще не имела права делать эту запись. Это незаконно. Для возбуждения уголовного дела такую проверку должна проводить сама прокуратура. Само собой, весь персонал детского садика об этой проверке будет извещён. У нас в стране нельзя самому защищать своих детей, а те, кто должен защищать, не хотят этого делать».

Позже Елена узнала, что из бывшего детского сада Никиты уволили нянечку и воспитательницу. Уволили не по статье, а «по собственному желанию». Они спокойно могут устраиваться в новые детские сады и снова издеваться над детьми. В настоящее время от насилия в детских садах в России не застрахован ни один ребёнок.

Юрист Татьяна Яковенко объясняет, что можно сделать, если ребёнок сталкивается с насилием в детском саду. По её словам, аудиозапись — доказательством не является, что и доказал случай Елены Смитюх. Самые весомые доказательства — показания свидетелей и снятие побоев. С первым очень сложно — коллеги человека, превышающего полномочия, вряд ли будут свидетельствовать против него, а к детским показаниям могут не прислушаться. Зато в случае фиксации побоев правоохранительные органы обязаны среагировать. Если человек уволился по собственному желанию, помешать ему снова устраивать в детский сад будет сложно. Но можно попробовать — для этого надо поставить в известность об инциденте городской департамент образования.

Травлей в школе ребёнка сегодня не удивишь . В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция.

Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю. По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе . Это официальные данные. А в жизни таких детей в разы больше.

Всё начинается с шуток, которые со временем приобретают подобный стиль общения, а иногда переходят в оскорбления, для которых характерны системность (а системность это уже истязания! Подробнее ) и желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики.

Формы выражения подобной агрессии могут быть разными, но всегда видно: неуверенный в себе ребёнок является жертвой более уверенного. Издевательства можно классифицировать следующим образом:

  • словесные;
  • физические;
  • психологические.

Издевательство над ребёнком уголовно наказуемо только в том случае, если деянием подростков нанесён вред здоровью или к лишению жизни.

Как правило они редко встречаются в чистом виде. На практике всегда это смешение их. Ясно, что физическое издевательство возможно только при личном общении, а вот словесное и психологическое встречается сегодня и дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

Что можно предпринять для защиты ребенка?

К сожалению, бывают в практике случаи, когда оскорбления в адрес ученика звучат со стороны учителя: за внешний вид, за плохую успеваемость, за непутёвых родителей.

В этом случае надо поступать так:

  • встретиться с учителем и лично поговорить;
  • подать жалобу директору;
  • обратиться с заявлением в Комиссию по урегулированию конфликтов;
  • написать обращение в суд, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием.

По установлении фактов издевательского отношения к вашему ребёнку вы имеете право потребовать:

  1. привлечения к дисциплинарной ответственности (разбирательства в рамках школы);
  2. привлечения к административной ответственности (или даже уголовной). Согласно ст.5.61. КоАП за оскорбление следуют штрафные санкции на граждан – в пределах от 1 000 до 3 000 рублей; должностные лица подвергаются штрафу от десяти тысяч до тридцати тысяч;
  3. компенсации морального вреда в случае обращения в суд (ст.151 ГК РФ) при доказательстве такового: депрессии, обращение к психологу.

Статья 151. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Нанесение физического вреда

Более опасным видом издевательства по отношению к ребёнку является физическое издевательство. Оно всегда связано с нанесением побоев. Если о словесном оскорблении можно не знать, то результаты физического воздействия выражены открыто в виде синяков, кровоподтёков, переломов.


Нанесение вреда здоровью влечёт за собой уголовную ответственность , которая наступает с 16 лет. Но есть ряд статей УК, согласно которым подростку самому придётся понести наказание уже с 14 лет. К ним относится:

  • умышленное причинение (ст. 112).

Физические воздействия способны привести к вышеуказанным последствиям, и подростку придётся за них отвечать.

До достижения четырнадцатилетнего возраста за действия своих детей несут ответственность родители.

Обращение в суд

Обращение в суд является последней мерой по защите вашего ребёнка от травли . Только до подачи заявления необходимо пройти досудебное урегулирование конфликта.

При отсутствии досудебного разбирательства вам могут вернуть исковое заявление.

Нет однозначных указаний, в каких случаях следует обращаться в суд. Всё зависит от степени тяжести оскорблений по отношению к ребёнку. Это могут быть и словесные оскорбления, и физические издевательства.

Алгоритм действий

  1. Выяснить подсудность вашего дела . Дела подобного рода являются подсудностью мировых судей.
  2. Составление заявления в свободной форме (практикуется электронные формы) с указанием паспортных данных заявителя, его адреса. В текстовой части – изложение сути.
  3. Сбор доказательств . Доказательная база должна быть очень убедительной. Это могут быть фотоснимки, видеосъёмка, аудиозапись, показания очевидцев, скриншот аккаунта (заверенная нотариусом).
  4. Квитанция об уплате госпошлины .

Каждый родитель при необходимости будет защищать своего ребёнка. И от издевательств тоже. Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно изучить законодательную основу, чтобы грамотно вести диалог. Стучитесь во все двери! При необходимости обращайтесь в судебные органы. Берегите своего ребёнка от издевательств в школе. Здесь закладывается залог счастливой жизни каждого.

Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле - посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе. Успешное сотрудничество родителей и учителей - это защита для детей.

Ну вот как можно так поступать - это ведь дети! Просто даже по человечески, неужели люди стали настолько безразличными, что могут себе позволить такое обращение с малышами... Даже как-то в голове не укладывается:(

В самарской больнице медики запирали детей-сирот в темных палатах с разбитым окном, чтобы «не доставали своим ревом»

По факту жестокого обращения с малышами возбуждено уголовное дело

Обычное детское отделение обычной областной больницы. Таких в стране тысячи. Серые коридоры, сквозняки, детский плач. Вот только одних детей успокаивают встревоженные мамочки, а на других всем наплевать.

В самарской больнице имени Семашко малышей, поступающих из детских домов и приютов, называют «одиночками». Часами они плачут от боли и холода, но внимание медсестры им уделяют по остаточному принципу. Уколы и питание сначала - «нормальным детям», пишет Екатерина ФЕДОРОВА (kp.ru)

«Ребенок бился головой о дверь и звал маму»

Месяц назад мы с сыном провели в этом аду пять дней, - вспоминает самарчанка Елена Корнева, - до сих пор в ушах стоит плач двухлетнего сироты Вани. Его поселили одного в палате в конце коридора, а чтобы малыш не выбежал, дверь подперли шваброй. Я слышала, как ребенок бился головой о дверь, кричал и звал маму… Многие не выдерживали, просили медиков открыть дверь.

Занимайтесь своими детьми. Это сирота. У него такая доля, плакать! - грубо одергивали мамочек санитарки.

От безысходности и страха малыш разбил в палате окно. В комнату ворвался осенний холодный ветер, но вместо того, чтобы перевести ребенка в другую палату, медики просто завесили окно старой простыней.

Елена Корнева: Я не буду молчать и закрывать глаза на то, как издеваются над детьми-сиротами
Фото: открытые источники

Из его палаты дурно пахло, ребенок маленький, постоянно писался от холода. В начале сентября в больнице были проблемы с отоплением, а он постоянно был в маечке и шортиках. И это при том, что мы спали в спортивных костюмах под одеялами! - вспоминает Елена, - Я ни разу не видела, чтобы палату Вани убирали. Повсюду на полу валялись игрушки и грязные штаны. Только днем Ваню на 15 минут выводили из его «камеры».

А через несколько дней в отделение привезли еще одного «одиночку». Максимке из Тольяттинского дома ребенка исполнился всего годик. Мест в палатах не было, и его положили прямо в коридоре.

Ребенок плакал от голода, детскую смесь ему дали прямо в упаковке. Малыш захлебывался. Одна из мам предложила медсестре пузырек, но медсестра его просто отшвырнула, - рассказывает Елена.

Ночью малыш постоянно ревел, но успокаивать его никому не разрешали.

У него гепатит C. Держитесь от него подальше, - отгоняла сердобольных мамочек санитарка.

В заявлении в Росздравнадзор Елена написала, что когда 10 сентября из-за ремонта всех перевели в другое крыло здания, Максимку поселили в угловой палате. А про Ваню и вовсе забыли.

Ребенка оставили одного в том крыле, заперли и ушли. Представляете? Объяснили, «чтоб не доставал своим ревом», - в шоке от жестокости медиков Елена.

Дефицит рабочих рук и сострадания?

В ответ на жалобу Елены Корневой сотрудники Управления Росздравнадзора по Самарской области проверили в больнице … ненадлежащее оформление бумаг.

Мы проверили документы, - прокомментировала пресс-секретарь Управления Росздравнадзора по Самарской области Оксана Дюкова. – Все обстоятельства, связанные с информацией о непрофессиональном обращении с детьми, проходившими там лечение, сейчас выясняют следователи.

Проверка показала, что во время нахождения детей в больнице им. Семашко работники этого учреждения причинили физические и психические страдания детям, - подтвердила помощник руководителя следственного отдела по городу Самаре СУ СКР по Самарской области Елена Пряничникова.

За истязания над несовершеннолетними в отношении руководства больницы возбудили уголовное дело.

Больница получает от пациентов много упреков по поводу чистоты

Врачи свое поведение комментировать отказываются. В интервью самарским СМИ заявили, что «мамаша, которая написала жалобу, - больная на голову, ей просто заняться нечем».

Нечего лезть в нашу работу, вы ничего не понимаете! Мы не успеваем уследить за всеми, - отбиваются медики от вопросов.

На сторону медиков встало и руководство сиротских учреждений.

Мы постоянно отправляем детей на лечение в эту больницу, - заявила главврач дома «Солнышко» Татьяна Кудинова. – В этот раз ребенок был на плановом лечении. К нам он вернулся здоровый, без признаков насильственных действий. Вчера приезжали представители от Астахова, они осмотрели мальчика и убедились, что с ним все в порядке.

Для многих мамочек описанное – не новость. Но оправдывает ли ремонт, нехватка рабочих рук черствость и равнодушие людей, которые давали клятву Гиппократа?

Я никогда в жизни не видела такого жестокого обращения с детьми. Не буду писать про то, как медперсонал грубил нам и как там обращались с нашими детьми. Но я не буду молчать и закрывать глаза на то, как издеваются там над детьми-сиротами! За них заступиться некому. Бедные малютки итак обделены по жизни, и мне непонятно, чем они заслужили такое зверское отношение к себе, – призывает к справедливости Елена Корнева.

Сейчас в деле разбираются следователи.

ОФИЦИАЛЬНО

«У нас нет специального персонала, чтобы следить за пациентами из детских домов»

Максим Карпухин, главный врач больницы им. Семашко

Чтобы просматривать видео на сайте - включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

В среднем за месяц на лечение приезжает 2-3 ребенка из детских домов. Специального персонала для того, чтобы следить за ними, у нас нет. Приходится обходиться своими силами, при этом штат отделения укомплектован всего наполовину. Все, о чем рассказывает Елена Корнева, происходило во время ремонта и переезда отделения из одного крыла в другой. Тогда была суматоха, медсестры не успевали следить за малышами. А одной из причин этого инцидента могло стать недовольство мамочки: когда ее сыну делали капельницу, она просила ускорить этот процесс. Медсестры отказали, потому что этого делать нельзя. Ну а фото, которые она разместила в интернете, не указывают на противоправные действия со стороны медиков. Например, разбросанные вещи не успели собрать, это же дети – они еще те сорванцы.

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить. Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина ).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария )

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато » (Максим )

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег )

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь - слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать


Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской . Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света )

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.