Родительское собрание в старшей группе по развитию связной речи. Родительское собрание в старшей группе "развитие речи старшего дошкольного возраста"

Вероника Васнева
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников»

Цель : Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи :

1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;

2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей ;

3. Побуждать родителей помогать ребёнку в овладении нормами и правилами родного языка.

I. Вступительное слово воспитателя по теме.

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады видеть вас. Нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания , а она действительно заслуживает внимания. Листочки и карандашики помогут вам записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников »

1. «Немного науки»

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст - самый подходящий период для обогащения и развития речи . В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. Общение является непременным условием для развития детей . Формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника , особенности обучения родному языку. В детском саду у детей развивается звуковая культура речи , обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника . Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется.

В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения - устной речью. Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста . Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это говорит о том, что речевое общение дошкольника расширяется , он начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Речь, в данном случае, показывает сформированость мышления ребенка старшего дошкольного возраста .

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи .

2. «Пообщаемся»

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю ) .

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук .

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления . По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития . Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Давайте подумаем, какие основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста ? Чем нужно заниматься с ребёнком?

(Высказывания родителей )

1. Воспитание звуковой культуры речи .

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка , в становлении его успешной личности, его будущего.

3. Игры «на развитие речи »

А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать детьми и поиграть.

1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

(родителям предлагается ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

2. В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, формируется восприятие, развивается речевая культура . Если речь хорошо развита , то дошкольнику легче передать свои мысли, эмоции, переживания. Речевое развитие не является обособленным процессом. Развитие воображения , формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи . Художественные тексты являются хорошим помощником в развитии речи ребёнка . Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А если сказка хорошо знакома, то её можно и проиграть. Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. Сказка называется «Под грибом» (дети инсценируют сказку) .

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи . Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. В детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи . Это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по–разному : монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность и темп речи .

Для Вас родители я подготовила памятку «Как нужно читать детям» (раздать каждому родителю ) .

4. Советы родителям :

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить :

У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать) .

В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря , разговорной речи дошкольников . Это такие, как : «Назови любимые игрушки» , «Каких животных ты знаешь?» , «Скажи по-другому» , «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

Прочитав книгу, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. Предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят) . Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Развитие мелкой моторики .

Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук : лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.

5. Заключительное слово.

В детском саду уделяется большое внимание развитию речи , но без помощи родителей , без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи , нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

«Родительское собрание. Тема: Развитие речи детей в старшей группе Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня...»

Родительское собрание.

Тема: "Развитие речи детей в старшей группе"

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас

сегодня видеть на нашем родительском собрании.

Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления,

показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом,

речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить

с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка.

Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!



В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Основная часть:

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

Речь должна быть Проблемы наших детей

–  –  –

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых грамотные вопросы Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо) не могут логически объяснять речь не выразительна Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где - то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца) Что же делать? Мы приготовили папку –ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

Воспитатель:

Итак, отправляемся в путешествие “на поезде", отправляемся в путь.

Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные) Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное) Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.) Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра "Противоположности", "Антонимы".

Детям раздаются карточки. Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

*Предлагаем посмотреть видеозапись с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов:

« Весёлые размышлялки-рассуждалки»

Одушевлённый Солнцепёк Полуфабрикат Конкуренция Неурядица Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется "Станция звуков".

Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию.

На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки, а также учатся определять наличие звука в слове, место звука в слове (начало, середина, конец) Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком «М"».

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец) Игра "Определи наличие звука [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук. В начале слова – руки на плечи, в середине – руки на пояс, в конце слова – руки на колени.

дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова " тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова *А сейчас предлагаем посмотреть, как мы работаем с детьми над звукопроизношением.

Ребята, вы такие молодцы, в какой мы были стране? (стране Звуков).

Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Станция грамматики”.

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра "Где живут продукты?" У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.

Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, Например: медведь- медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра "Продолжи цепочку" Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек Нож, ковш, таз, кувшин Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра "Составь предложения из набора слов»

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется?

"Станция грамматики". Что мы делали на этой станции?

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки".

На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра "Расскажи и обыграй сказку" (родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку) Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось?

(Ответы родителей).

*А сейчас предлагаем посмотреть, какую работу проводим мы по развитию связной речи Это была наша последняя станция.

Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Спасибо за внимание!

Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРС...»

«Куда я могу обратиться? Для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья Бесплатное содействие в адаптации и интеграЦентр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов ции людей с ограниченными возмо...»

«Киткин Константин Николаевич ИМИДЖ ОФИЦЕРА МЧС В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Екатеринбург Работа выполнена на кафедре прикладной социологии ГОУ ВПО "Уральский государств...»

«Вестник Вятского государственного гуманитарного университета благоприятную жизнь в этом мире. Используя символические изображения в орнаментах, знаках, человек отождествлял себя с миром, наполненным различными энергиями и духами (например, известные у многих народов танцы в трансовом состоянии в костюмах божеств). Трехчастное раз...»

« МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПУТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОСТРОЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В настоящей работе предпринимается попытка обо...»

«2009 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 4 СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ С. М. Елисеев, И. В. Устинова ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ В СУБКУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Одно из требований современности толерантность признает...»

«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей»

Тема : « Развитие речи детей »

Цель : Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте .

Задачи : Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи , совершенствовать знания родителей о развитии речи детей .

Предварительная работа :

1. Провести анкетирования родителей по теме собрания .

Анкета для родителей :

В каком возрасте впервые заговорил ваш ребенок?

Довольны ли вы словарным запасом ребенка?

Достаточно ли развита его речь ?

Работаете ли вы дома по развитию речи ребенка ? Каким образом?

2. Сделать памятки по развитию речи ребенка .

3. Оформить мини - выставку настолько печатных игр по развитию речи .

План Ход работы

Вступительная

Основная часть

Интерактивная часть

Подведение итогов Здравствуйте уважаемые родители ! Сегодня мы собрались для того , чтобы узнать об особенностях развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте , и просмотреть нашу мини - выставку. Уважаемые родители давайте выберем секретаря нашего собрания , что бы он вел протокол. (Родители совещаются и определяют секретаря собрания ) Татьяна Викторовна прошу вас, займите место секретаря. Спасибо!

Собрание наше мы начнем со слов с известной сказки А. С Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит» Не всегда взрослые, а тем более дети могут выразить свою мысли грамотно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи : не у всех получается что- то объяснить, правильно построить предложение, рассуждение порой бессвязны. Поэтому мы сегодня собрались , что- бы обратить на эту проблему внимание.

Уважаемые родители я хотела бы узнать ваше мнение, что помогает развивать речь ребенка ? (ответы родителей )

И так правильно важным средством развития ребёнка является общение со сверстниками и со взрослыми. Наши дети не рождаются уже с готовой речью, а принимают опыт речевого общения у нас взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка общаться с ним как можно чаще, делиться с ним новостями впечатлениями, эмоциями рассказывать ему что- то, выслушивайте ребенка, пусть он рассказывает, что он видел, слышал как у него дела, пусть высказывает свое мнение.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к 6 годам? (родители высказывают свое мнение)

Средство развитие речи - не всегда развитие дошкольников зависит от изобилия пособий. Можно и нужно задействовать всю окружающую среду, что бы развивать речь , память, воображение ребенка. Сейчас я вам представлю как можно просто и с удовольствием развивать речь .

Чаще читайте ребенку - чтение играет важную роль в развитии речи ребенка . Он усваивает новые слова, узнает новые словосочетания у него, развивается словарный запас . Это является отличным способом для развития в целом . Прочитав не спеша с ребенком книгу, рассмотрите картинку в ней поспрашивайте ребенка, позадавайте ему вопросы. Вопросы можно придумать очень много. Важно что бы ребенку отвечал, охотно используя сложные предложения, интересные обороты. Если ребенок затрудняется в чем- либо, то помогите ему. Можно составить рассказ по картинке.

Для развития и обогащения словаря используете все возможные игры, игровые упражнения, такие как : «Подбери слово» , «Доскажи словечко» , «Скажи наоборот» .

Учите детей составлять загадки . Это дает совершенствовать словарный запас, загадку можно использовать элементарным описанием предмета.

Повторяйте вместе со мной. Выучите несколько скороговорок произнесите их по очереди, вместе, сначала медленно, а потом увеличиваете темп.

Большинство детей недостаточно хорошо владеют речью. Не умеют пересказывать, этому надо учить : вот например вы на кухне возьмите 2 любых предмета и попросите ребенка его описать, например помидор и огурец, чем они отличаются, что из них можно приготовить. Придумайте вмести с ним маленькую сказку, все рассказы и сказки можно записывать в блокнот, а ваш ребенок пусть будет иллюстратором этой книжки.

Уважаемые родители , а давайте теперь с вами немножко поиграем. На слайдах изображены ребусы их надо отгадать.

Дорогие родители наше собрание подходит к концу . Нам пора делать вывод по нашему собранию , я вам помогаю сделать его вместе. (Родители подводят итоги собрания , говорят, что они сегодня узнали нового, чему научились).

Еще раз хочу поблагодарить вас, что вы нашли время посетить нас. Сейчас я вам раздам памятки для повторения и закрепления материала. Спасибо всем большое за внимание. Собрание окончено ! Уважаемы родители сейчас я вам предлагаю посмотреть мини- выставку. Теперь кому нужно я могу ответить на все ваши вопросы индивидуально! До свидания! Всего доброго!

Наталья Ельцова
Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Цель : повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .

Форма : семинар-практикум.

Подготовительный этап :

1. Раздать пригласительные на собрание .

2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы .

3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по ».

4. Подготовить презентацию «. Советы неравнодушным родителям ».

План :

1. Вступительное слово педагога.

2. Презентация (просмотр и обсуждение) .

3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!» .

5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников собрания .

6. Итог собрания .

7. Рефлексия.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

– Здравствуйте, уважаемые родители ! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста ? (Ответы родителей ) .

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка . Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа , осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих . Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям ».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям » (см. приложение) .

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей .

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений :

Воспитатель : Уважаемые родители , представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи , а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например : слон – … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч – … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей ) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например : косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый , кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…» . Предложить помечтать : «А если бы у меня был ковёр-самолёт…» , «А если бы у меня были сапоги-скороходы…» , «А если бы у меня была машина времени…» , «А если бы у меня была шапка- невидимка…» .

Упражнение 4. «Назови по-своему» . Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например : как можно назвать сказку «Красная шапочка» ? («Приключения маленькой девочки» , «По дороге к бабушке» , «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи» . Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя» : девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!»

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

7. Назовите свою любимую детскую игрушку.

8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи ?

9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей ?

10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждение и анализ ответов родителей .

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников . Обзор педагогической литературы по теме собрания , знакомство с пособиями-«помощниками» , способствующими развитию связной речи ребёнка .

Итог собрания :

– Дорогие родители , именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия :

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников » и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников ».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет) в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка .

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему : говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Нетрадиционное родительское собрание направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития речи детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе.

Игротека «Путешествие в страну Развитие речи».

Форма проведения: игровой практикум.

Цель:- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Вступительный этап:

Введение в проблему;

Создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

Игротека в форме путешествия по лесным полянам.

3.Подведение итогов собрания:

Обратная связь;

Решение родительского собрания;

Рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Подготовительный этап

Изготовление пособий и дидактических игр по речевому развитию.

Проведение консультаций: «Развитие речи и воспитание младших дошкольников».

Оформление наглядной информации: картотека дидактических игр, буклет, газета для родителей.

Музыкальное оформление.

2.Организационный этап

Оформление выставки, посвященной речевому развитию (литература, дидактические игры, пособия).

Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

3.Вступительный этап

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Но сначала немного науки.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

Формирование звуковой культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Наш мастер-класс научат вас изготавливать дидактические игры из подручного материала. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать речь.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!!!

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель берет волшебную палочку)

Я словно сказочная фея

Волшебной палочкой взмахну

И, вы, нисколько не робея

Помчитесь в детскую страну!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Нам скорее помоги

Нас в детей, ты, преврати!

Быстро собираемся,

В поездку отправляемся!

Паровоз вас ждет,

В страну Развития речи повезет!

(Звучит песенка из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка», воспитатель и родители становятся «паровозиком»)

Весело стучат колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Развитие речи

Всех детей привез!

А вы читаете детям сказки?

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого ребенка, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию.

Как она называется, вы знаете? А кто же нас встречает?

Выходите из вагона, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Догадались, как станция называется?

Станция «Сказочная».

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он детей привез!

А вы пробовали развивать речь ребенка через погружения его в природу? Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем? Только сначала выйдем из вагона.

(звучит мелодия леса).

Как красиво!

Мы попали в осенний лес, кругом тихо, только иногда кружатся и падают листья. Предлагаю свои чувства и ощущения высказать словами.

(подберем к словам прилагательные, «эпитеты»)

Игра. «Эпитеты».

Цель: Формировать у детей умение подбирать эпитеты к словам.

Листья (желтые, шуршащие, легкие, резные, дубовые, скрученные),

Лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый),

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д.),

Луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т.д.)

Как станция называется? Догадались?

Станция Творческая.

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

Немного размяться

Он детей привез!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Станция «Наши руки не знают скуки».

1 этап. Сделаем « Массаж». Цель: активизируем у детей работу внутренних органов.

Массируем пальцы.

Большой – отвечает за голову;

Указательный – желудок;

Средний – печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

Наши пальчики тоже решили поиграть.

Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом).

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук.

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

В игры речевые

Поиграть привез.

Вы догадались на какую станцию мы приехали? Правильно.

Станция «Игровая».

Что произошло, почему стало холодно? Откуда взялась вьюга в сентябре?

1)Игра «Вьюга» Цель: развитие у детей силы голоса и речевого дыхания.

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» - тихо говорим «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорим громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорим тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкаем.

Почему мы остановились? Спустились шины?

2) Игра «Насос».

Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.

(Производим глубокий вдох и озвученный выдох.)

Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Что-то вы заскучали. Повторяйте за мной.

3)Игра «Чистоговорки ».

Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.

Бы, бы, бы – иду в лес я по грибы (звук «б»)

Ри, ри - ты на небо посмотри

Щи-щи – осенью нужны плащи

Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)

А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

На станцию конечную

Он детей привез.

Станция «Конечная»

- Наш поезд прибыл на конечную станцию «Конечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся(знакомство с играми).

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили.

А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить настольный театр по сказке «Рукавичка». Она изготавливается быстро и не требует особых усилий. И так, начнём! (руководство к игре смотри презентацию)

С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Палочка-чудесница, Волшебная кудесница! Поскорей встали в круг, За руки все взялись вдруг. А теперь начнём вращаться, И во взрослых превращаться.

Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства высказывать словами.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Подведение итогов собрания.

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).

Обратная связь :

Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума

Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим и пальчиковым играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера направленные на развитие речи и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисован контур паровозика и цветные многоугольники «вагончики»: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный прямоугольник, если частично- желтый, а если не удовлетворены – зелёный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Литература.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2014 статья «Родительские собрания: как привлечь родителей ».

С.В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду», Москва 2014.

В.П. Кудрявцев Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Москва: Линка – пресс,

О.М. Ельцова «Организация полноценной речевой деятельности в детском возрасте».