Конспект открытого занятия по развитию речевого творчества детей в подготовителной к школе группе. Конспект занятия по развитию речи Тема «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речевого творчества детей в подготовительной к школе группе.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и называть знакомые сказки;
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • Формировать умение мыслить творчески;
  • Совершенствовать умение высказывать свое собственное мнение;
  • Активизировать словарный запас;
  • Развивать воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление;
  • Воспитывать коммуникативные качества, желание помочь, любовь к сказкам.


Предварительная работа : Чтение сказок, совместное обсуждение характеров героев, придумывание новых концовок.
Словарь: активизировать в речи детей выражения «золотое сердце», «ледяное сердце», отзывчивость.
Материал: Дидактическая кукла Кузя, камень с надписью, расписной сундучок, наполненный разноцветным льдом, волшебные предметы, «книга сказок», ширма, лапти, метелка, маска Бабы-Яги, музыкальные фрагменты в аудиозаписи.
Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я работаю в детском саду. Моим деткам, как и вам по 6-7 лет. А еще у меня есть друг Кузя, он очень любопытный и знает про всех на свете. Он рассказал много интересного о вас, ребята, и мне захотелось с вами познакомиться. Но пришла я к вам не одна, а с кем… узнаете чуть позже, после игры « Передай свое имя» (цель игры: знакомство с детьми, организация на совместную деятельность).

Мне очень приятно с вами познакомиться. Пришла я вместе с Кузей. Он приготовил для вас сюрприз. Хотите узнать какой?

(Воспитатель подводит детей к группе, у входа в которую стоит камень с надписью)
Вот чудеса, камень какой-то, ну просто как в сказке:
«Прямо пойдёшь – друга из беды выручишь».
«Налево пойдёшь - с другом расстанешься навсегда».
«Направо пойдёшь - красивую игрушку найдёшь».
Какую из дорог выберем? Почему? (Ответы детей). Правильно, друг тебя никогда не обидит, всегда придёт тебе на помощь. Есть поговорка: «Сам пропадай, а друга выручай» Итак, мы выбрали дорогу - идём прямо к нашему Кузе. А вот и Кузя нас встречает. (На сундучке сидит Кузя). Здравствуй, Кузя, какой у тебя красивый расписной сундучок. Интересно, что там, дети, как вы думаете? (Ответы детей). Воспитатель берёт в руки Кузю, от его лица говорит:
«Я приготовил вам новую интересную сказку, она в сундучке.
Все люди любят сказки,
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы, как солнышка привет.
И если любишь сказки, они тебе расскажут:
О том, что было, а может быть, и нет.
Раз, два, три, четыре, пять - можно сказку начинать».
Воспитатель открывает сундук. - Ой, что это? Вместо волшебной книги сказок здесь одни кусочки льда: холодные, колкие. Как вы думаете, что произошло? Кто забрался в сказочный сундучок Кузи, похитил все его сказки и всё здесь заморозил? (Ответы детей). Как же узнать, кто это? Да, дети, нам без волшебства не обойтись. Давайте возьмём блюдечко с наливным яблочком, оно нам поможет. Говорите вместе со мной волшебные слова:
«Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, покажи нам леса и моря, покажи нам гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку». Дети, вы видите что-нибудь? (Ответы детей).
- А я вижу Снежную Королеву, вот её карета мчится, лошади белые, гривы снежные. Она полетела в тридесятое царство. Что же может случиться? (Она может всех заморозить, у добрых героев станет ледяное, холодное сердце, они будут злые и хитрые). Надо отправляться в тридесятое царство на помощь сказочным героям. Найдём Снежную Королеву, вернём Кузе его Волшебную книгу сказок. Только как ее победить? (У Снежной Королевы холодное, ледяное сердце, она боится тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Попасть в сказочное государство нам поможет волшебное заклинание. Воспитатель проводит физминутку («погружение в сказку»):

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре самолете,

На летучем большом корабле,

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке-Горбунке,

Можно в сказку влететь на Жар-птице,

Можно на Колобке закатиться,

Можно въехать, как слон на еже.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже.
(Входят на полянку).

Смотрите, домик (ширма). Кто живет в этом домике? Как вы догадались?

Как называется дом Бабы-Яги? Воспитатель предлагает сесть на полянке возле домика, заходит за ширму, берет маску и говорит:

«Я Баба-Яга, костяная нога, где из мёда река, кисельные - берега, там живу я
века. Ага, ага! Да вы меня не бойтесь, я добрая. А вы зачем в тридесятое царство пожаловали? Дело пытаете, али от дела мыкаете? (Дети говорят, что они пришли спасать сказки от злой волшебницы).

Я помогу вам. Но сначала пройдите мои испытания. Развяжите мой сказочный клубок.

«Салат из сказок». Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Дети называют сказки.

Молодцы сказки знаете. Теперь загадка про сказочных героев. Как в сказках называют: мышку (норушка), зайку, волка, лису, Бабу-Ягу (костяная нога), лягушку.

Последнее испытание. Сколько лет живу здесь, слово доброе не слыхала. А назовите меня ласково (дети называют).

Ну, что же покажу я вам дорогу, идите прямо и никуда не сворачивайте».
(Дети идут дальше и видят паука в паутине).
- В какое место мы с вами забрели, темно как. Смотрите, паук у нас на пути. Что же делать? Не пропустит он нас. (Предложения детей). Боюсь, что волшебные предметы нам тут не помогут, так как паук сам - волшебник. 1.Давайте, паучку, что-нибудь приятное сделаем, попросим пропустить нас от лица сказочного героя (дети называют своего героя и от его лица просят паучка пропустить их). 2. Поиграем с паучком. Пальчиковая гимнастика «Паучок». Можно идти дальше.
- Вы чувствуете, как стало холодно и сыро, наверно Снежная Королева где-то рядом. 0й, смотрите, какие странные льдинки. Что мы можем сделать? (Попробовать их соединить). - Посмотрите, у нас получилось сердце. Это сердце доброты. Оно будет посылать всем свое тепло, добро.

(Вдруг к детям выкатывается клубок). - А тут, откуда ни возьмись, клубочек выкатился. Нам сама сказка помогает - путь указывает, пойдёмте за волшебным клубочком. Куда он покатится - там и Королева Снежная. Смотрите - это её замок. Но он странно выглядит, что с ним произошло? (растаял). Почему? Как вы думаете? Что больше всего боится Снежная Королева? (Тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Воспитатель достаёт из замка книгу. - А вот и Кузина волшебная книга сказок. (Берут книгу, произносят волшебные слова и возвращаются). - Возьми Кузенька книгу.
Сказки, сказки, ярмарка чудес,
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо-тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они спешат.
(Звучит красивая спокойная музыка).
Ребята, Кузя дарит вам за ваши добрые отзывчивые сердца на память талисманы в виде сказочного домика. У домика есть окошечко. Нарисуйте в нём вашего любимого сказочного героя, и он будет жить в вашем домике и

помогать вам. Мне пора возвращаться к своим деткам, до свидания, ребята


Конспект занятия по развитию речевого творчества №2 детей старшей группы на тему: « Научим художника Кисточкина сочинять стихи» (воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна) Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов). 2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением. 3. Закрепить умения детей находить изображения (словарифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сукбарсук. 4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу. 5. Воспитывать желание помогать другу. Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка « Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок « Рифмы на картинке». Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая; Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна - спокойная. Методические приёмы: использование наглядного материала («Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»); Сюрпризный момент - художник Кисточкин; Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»; Обобщение; поощрение, художественное слово. Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность. Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития. Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости. (раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин). Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие? Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству. Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку: - скажите, из чего состоит наша речь? Дети:…………………………………………. Воспитатель: Какие бывают слова? Дети:…………………………………………. Воспитатель: Что могут обозначать слова? Дети:………………………………………….. Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры. Дети: ………………………………………….. Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру: « Скажи наоборот» Большой - маленький; длинный - короткий; узкий широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий. Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку. « Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко), Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко), Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец), Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)». Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется: « Скажи какой» Но для начала послушайте стихотворение « Утро» « Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь. Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь! Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день. Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!» Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? Дети:……………………………………………….. Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое. Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос? Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни. Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята? Дети:………………………………………………… Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению: Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная…. Луна (какая?) большая, круглая, огромная… Мама (какая?) добрая, ласковая, милая….. Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть. Физкультминутка: « Ветер дует нам в лицо» Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением. Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно: Дети: (предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения. 2. Подмечать интересное в обычном. 3. Наблюдать. 4. Подбирать рифмы. Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы? Дети: ………………………………………………… Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются (шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников: « Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку). Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)» Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы. Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы. (чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина машина; самовар - пар). А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы: - Я поехал на машине, у меня порвалась шина. - Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка. - Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук. - Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко. Физкультминутка: « По дорожке кошка шла» Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок. Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы (самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик). Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений (в приложении представлены стихи детей) Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы. Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу. Приложение: 1. Плакат « Рифмы на картинке» 2. Картина « Кошка» Стихи детей: Настя Плотникова: « Котик за столом сидит, и на чашечку глядит. На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!» Женя Романов: « Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!» Маша Сулекова: « День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт» Настя Юдина: « Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов» Белов Арнольд: « День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей» Максим Лавров: « Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»


Конспект открытого занятия по развитию речевого творчества детей в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Закрепить умение узнавать и называть знакомые сказки;
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
Формировать умение мыслить творчески;
Совершенствовать умение высказывать свое собственное мнение;
Активизировать словарный запас;
Развивать воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление;
Воспитывать коммуникативные качества, желание помочь, любовь к сказкам.
Предварительная работа: Чтение сказок, совместное обсуждение характеров героев, придумывание новых концовок.Словарь: активизировать в речи детей выражения «золотое сердце», «ледяное сердце», отзывчивость.Материал: Дидактическая кукла Кузя, камень с надписью, расписной сундучок, наполненный разноцветным льдом, волшебные предметы, «книга сказок», ширма, лапти, метелка, маска Бабы-Яги, музыкальные фрагменты в аудиозаписи.Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я работаю в детском саду. Моим деткам, как и вам по 6-7 лет. А еще у меня есть друг Кузя, он очень любопытный и знает про всех на свете. Он рассказал много интересного о вас, ребята, и мне захотелось с вами познакомиться. Но пришла я к вам не одна, а с кем… узнаете чуть позже, после игры « Передай свое имя» (цель игры: знакомство с детьми, организация на совместную деятельность).
- Мне очень приятно с вами познакомиться. Пришла я вместе с Кузей. Он приготовил для вас сюрприз. Хотите узнать какой?(Воспитатель подводит детей к группе, у входа в которую стоит камень с надписью)Вот чудеса, камень какой-то, ну просто как в сказке:«Прямо пойдёшь – друга из беды выручишь».«Налево пойдёшь - с другом расстанешься навсегда».«Направо пойдёшь - красивую игрушку найдёшь».Какую из дорог выберем? Почему? (Ответы детей). Правильно, друг тебя никогда не обидит, всегда придёт тебе на помощь. Есть поговорка: «Сам пропадай, а друга выручай» Итак, мы выбрали дорогу - идём прямо к нашему Кузе. А вот и Кузя нас встречает. (На сундучке сидит Кузя). Здравствуй, Кузя, какой у тебя красивый расписной сундучок. Интересно, что там, дети, как вы думаете? (Ответы детей). Воспитатель берёт в руки Кузю, от его лица говорит:«Я приготовил вам новую интересную сказку, она в сундучке.Все люди любят сказки,И сказки дружат с каждым,Они необходимы, как солнышка привет.И если любишь сказки, они тебе расскажут:О том, что было, а может быть, и нет.Раз, два, три, четыре, пять - можно сказку начинать».Воспитатель открывает сундук. - Ой, что это? Вместо волшебной книги сказок здесь одни кусочки льда: холодные, колкие. Как вы думаете, что произошло? Кто забрался в сказочный сундучок Кузи, похитил все его сказки и всё здесь заморозил? (Ответы детей). Как же узнать, кто это? Да, дети, нам без волшебства не обойтись. Давайте возьмём блюдечко с наливным яблочком, оно нам поможет. Говорите вместе со мной волшебные слова:«Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, покажи нам леса и моря, покажи нам гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку». Дети, вы видите что-нибудь? (Ответы детей).- А я вижу Снежную Королеву, вот её карета мчится, лошади белые, гривы снежные. Она полетела в тридесятое царство. Что же может случиться? (Она может всех заморозить, у добрых героев станет ледяное, холодное сердце, они будут злые и хитрые). Надо отправляться в тридесятое царство на помощь сказочным героям. Найдём Снежную Королеву, вернём Кузе его Волшебную книгу сказок. Только как ее победить? (У Снежной Королевы холодное, ледяное сердце, она боится тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Попасть в сказочное государство нам поможет волшебное заклинание. Воспитатель проводит физминутку («погружение в сказку»):
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный раскроются двери!
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре самолете,
На летучем большом корабле,
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке-Горбунке,
Можно в сказку влететь на Жар-птице,
Можно на Колобке закатиться,
Можно въехать, как слон на еже.
Ой! Мы, кажется, в сказке уже.(Входят на полянку).
-Смотрите, домик (ширма). Кто живет в этом домике? Как вы догадались?
Как называется дом Бабы-Яги? Воспитатель предлагает сесть на полянке возле домика, заходит за ширму, берет маску и говорит:
«Я Баба-Яга, костяная нога, где из мёда река, кисельные - берега, там живу я века. Ага, ага! Да вы меня не бойтесь, я добрая. А вы зачем в тридесятое царство пожаловали? Дело пытаете, али от дела мыкаете? (Дети говорят, что они пришли спасать сказки от злой волшебницы).
-Я помогу вам. Но сначала пройдите мои испытания. Развяжите мой сказочный клубок.
«Салат из сказок». Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.Дети называют сказки.
-Молодцы сказки знаете. Теперь загадка про сказочных героев. Как в сказках называют: мышку (норушка), зайку, волка, лису, Бабу-Ягу (костяная нога), лягушку.-Последнее испытание. Сколько лет живу здесь, слово доброе не слыхала. А назовите меня ласково (дети называют).
-Ну, что же покажу я вам дорогу, идите прямо и никуда не сворачивайте».(Дети идут дальше и видят паука в паутине).- В какое место мы с вами забрели, темно как. Смотрите, паук у нас на пути. Что же делать? Не пропустит он нас. (Предложения детей). Боюсь, что волшебные предметы нам тут не помогут, так как паук сам - волшебник. 1.Давайте, паучку, что-нибудь приятное сделаем, попросим пропустить нас от лица сказочного героя (дети называют своего героя и от его лица просят паучка пропустить их). 2. Поиграем с паучком. Пальчиковая гимнастика «Паучок». Можно идти дальше. - Вы чувствуете, как стало холодно и сыро, наверно Снежная Королева где-то рядом. 0й, смотрите, какие странные льдинки. Что мы можем сделать? (Попробовать их соединить). - Посмотрите, у нас получилось сердце. Это сердце доброты. Оно будет посылать всем свое тепло, добро.
(Вдруг к детям выкатывается клубок). - А тут, откуда ни возьмись, клубочек выкатился. Нам сама сказка помогает - путь указывает, пойдёмте за волшебным клубочком. Куда он покатится - там и Королева Снежная. Смотрите - это её замок. Но он странно выглядит, что с ним произошло? (растаял). Почему? Как вы думаете? Что больше всего боится Снежная Королева? (Тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Воспитатель достаёт из замка книгу. - А вот и Кузина волшебная книга сказок. (Берут книгу, произносят волшебные слова и возвращаются). - Возьми Кузенька книгу.Сказки, сказки, ярмарка чудес,Мир волшебный, разноцветный лес.Крылья сказок тихо-тихо шелестят,Значит, в гости к нам они спешат.(Звучит красивая спокойная музыка).Ребята, Кузя дарит вам за ваши добрые отзывчивые сердца на память талисманы в виде сказочного домика. У домика есть окошечко. Нарисуйте в нём вашего любимого сказочного героя, и он будет жить в вашем домике и
помогать вам. Мне пора возвращаться к своим деткам, до свидания, ребята


Приложенные файлы

Итоговое занятие-развлечение в подготовительной группе по изобразительной деяте льности.

Программное содержание:

    Активизировать занятия усвоенные детьми за год закрепить знание спектральных цветов, основных красок и получение из них дополнительных цветов;

    рисовать нетрадиционными способами, составлять композицию на листе, изображать, разными способами;

    закреплять технические навыки рисования: правильно держать кисть, пользоваться толстой и тонкой кистью, промывать их в двух водах;

    лепить животных разными способами конструктивным и пластическим разрезать лапы ножиком для лепки, скреплять части;

    делать карандашный набросок по алгоритму (туловище, голова, лапы, хвост, детали); закрашивать карандашами штрихами в одном направлении; дополнять рисунок.

Ход занятия:

В. – Я приглашаю вас в этот зал неслучайно. В одной очень знакомой сказке нужна ваша помощь.

Отгадайте сказку.

На лесной опушке, в маленькой избушке жил круглый человек. Его бабка мяла, мяла, в печку сажала, на окне студила, да не уследила!

Д. – Колобок.

В. – Взял он карандаш со стола, чтобы в дороге веселее было и покатился. Давайте посмотрим как там дед и бабка без него.

(Все подходят к домику).

В. – Кто–кто в теремочке живет?
Кто–кто в невысоком живет?

(Из домика в окошке куклы бибабо, появляются дед и баба).

Д. и Б. – Это я Дедушка.
Это я бабушка.

В. – Как же вам живется без колобка

Дед и Баба – Скучно нам детки. Нет в нашем доме красивой посуды, а колобку, видно, не понравилось на окошке без тарелочки лежать. Вот он и укатился.

В. – Вот беда. Как же нам помочь Деду и Бабе. У кого мы можем чудо посуду попросить?

Дет. У народных мастеров.

(Выходят три девочки – городец, гжель, дымка).

Дев. Городец.:

Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники
Жар – птицы ввысь летят.
И точки черно – белые
На солнышке блестят.

Дети: Городец.

В. – С чего начинают рисовать свои цвета Городецкие мастера?

Дети: с яблочка, светлого тона.

Девочка Гжель:

Сине белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела,
Голубыми синими
Нежными красивыми

Дети: Гжель.

В. – Почему гжель называют бело – голубое чудо?

Дети – Посуда белого цвета, узоры голубые и синие.

Девочка Дымка: - Вечера зимою длины

И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор,
Вы скажите мне, откуда
Появилось это чудо?

Дети – Из села Дымково.

(Дети берут у мастерицы на подносе глиняные игрушки, которые делали сами).

Ребёнок 1

– Ой, моли, ой, моли,
Коли на лужок пошли,
Кони удалые, гордые лихие.

Ребёнок 2

– Петя, Петя, петушок
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.

Ребёнок 3

– Барашек – свисток
Левый, рог – завиток,
Правый, рог – завиток.
На груди цветок.

Ребёнок 4

– Эта девица краса
Тугая черная коса
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.

– Давайте подарим эту чудо – посуду

Бабе и Деду и игрушки для интерьера

И пообещаем найти и вернуть колобка.

Дед и Баба – Вот вам карандаш. Его колобок потерял.

По карандашам пойдем его и ищите.

(Берем красный карандаш и прикрепляем к стене).

В. – Спасибо. До свидания. По карандашам мы его быстро найдем. Но карандаши нужно искать в порядке соответствующем расположению цветов радуги. Кто знает, в каком порядке расположены цвета радуги.

Дет. – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В. – Красный у нас есть, какой следующий карандаш нужно найти.

Дети – Оранжевый.

(Ищут по залу. Из под солнышка на стене выглядывает край карандаша, солнце грустное. Лучи бесцветные).

В. – Ребята, какое грустное солнышко. Такое нам дорогу не осветит. Как его развеселить?

Дети. – Дети предлагают варианты, один из них раскрасить лучи цветами радуги.

В. – Но у радуги много цветов, а у меня только три краски. А где же взять другие.

(Ставится стол со штативами и пробирками).

Дети. – Нужно смешать краски.

Ребёнок 1.

Знаменосец красный цвет
Ярче цвета в мире нет.

(Показывает пробирку с красной краской).

Ребёнок 2.

А красный плюс желтый
Для всех не секрет
Дадут нам, конечно – Дети (оранжевый цвет)
Цвет оранжевый – огонь,
Этот цвет рукой не тронь.

(В отдельную пробирку наливает красную и желтую краску).

Ребёнок 3

Желтый цвет его сосед
Это урожая цвет.

Ребёнок 4.

А синий мы с желтым смешаем
Какой цвет получаем?
Цвет зеленый – цвет весенний,
Он любимый цвет растений.

Ребёнок 5.

Если в небе тучек нет
Голубой у неба цвет.
Синий цвет в нее нальем
И получим голубой.

Ребёнок 6.

В синем цвете нам видна
Высота и глубина
Синим цветом колокольчик
Зазвенит по всем полям.

Ребёнок 7.

Фиолетового цвета
Гребни гор в часы рассвета
Из синей и красноватой этой
Получим мы цвет фиолетовый.

В. – Давайте соберем солнышку лучики в порядке соответствующим радуге.

(Детям раздаются лучи разного цвета 7 цветов для каждой команды и два солнышка без лучиков. Дети с лучиками под музыку бегают. По остановки музыки команды собирают лучи для своего солнышка. Воспитатель поворачивает солнышко на стене смеющейся стороной вверх)

Дети. – Желтый.

Выходит ребенок – зайчик.

Не найти вам колобка
Укатился к лесу он,
А до леса далеко
Не дойти вам до него.

В. – Если нам до леса не дойти, пусть лес к нам прейдет?

(Дети подходят к столам с красками).

Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.

1. Весной прорезаются
Летом холодят
Осенью радуют (листья)

2. Зимой и летом одним цветом (елка)

3. Коровам без нее беда
Она их главная еда (трава)

4. Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет (туча)

Зайчик: Ой, какой красивый лес. Подарите мне его, а я вам карандаш дом.

Ребёнок исполняющий роль волка.

Я Волчек, зубами щелк
Укушу вас за бочек.
Набежало детворы
Всю поляну истоптали
И бабочек распугали.

В. – Не надо нас кусать волк. И поляну твою топтать не будем. Не видел ли ты колобка?

Волк – Поиграйте со мной в бабочек, тогда скажу.

(Дети надевают шапочки бабочек всех цветов радуги. Под музыку вальса легко летают и танцуют как бабочки. Когда музыка останавливается бабочки слетаются в кружки вокруг цветов тех же оттенков что и бабочки).

В. – И Волчек убежал, лишь карандаш нам оставил. А мы немного отдохнули, и нужно дальше идти, искать следующий карандаш.

Дет. – Синий.

(На ватманах нарисованы кусты. Под ними сидит медведь с карандашом. Дети его находят)

Ребёнок исполняющий роль медведя

Я медведь, как начну реветь!
Разбегается кто куда!
Напугайся детвора!

В. – Не надо нас медведь пугать

Мы тебя ягодой угостим.

(Напротив двух кустов становятся 2 команды. Каждый из команды печатает на куст по одной ягоде).

Медведь. – Возьмите карандаш, а мне дайте ягоды. Колобок туда укатился

Д. – Фиолетовый.

(Карандаш спрятан на кукольной ширме).

Дети находят на ширме появляются колобок и лиса.

Я великий колобок
У меня румяный бок.
Долго бабка тесто мяла,
Все казалось ей, что мало.
Наконец я был готов,
А потом и …... был таков.

Лиса: Колобок подойди поближе сядь мне на язычок. Спой свою песенку.

В. – Лиса не ешь колобка, отдай его нам.

Мы его к бабушке и дедушке отнесем.

Лиса: Не буду я его есть. Я с ним дружить буду. А если вам отдам с кем дружить буду.

В. – Ребята, где нам друзей для лисы взять?

Д. – Нарисовать или слепить?

Дети подходят к столам с пластилином и карандашами кто куда хочет.

Рисунки детей крепим на ширму и ставим вылепленных животных. Во время работы звучит музыка леса.

Лиса оставляет колобка и благодарит детей за друзей.

Колобок я колобок –
Белорозовый бочок
По сусеком я метен,
Я бедовый, я умен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Зайца пальцем я обвел,
И медведя обошел,
Но прехитрая лиса –
Чуть не слопала меня.
Если бы не ваши дети.
Мне б не жить на этом свете.
Как вам удалось спасти меня?

– Мы лепили, рисовали
Все заданья выполняли,
Мы уменьем и трудом
Жизнь твою спасли с трудом.

Я за это благодарен
Снова весел, лучезарен
И за это вам как приз
Каждому вручу сюрприз.

Колобок вручает детям медаль-эмблему

“Лучший помощник карандаша”.

Колобка возвращают деду и бабе.

Коршкова Светлана Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Белочка»

Воспитатель

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, физическая, познавательно-исследовательская, художественное творчество.

Задачи : учить детей придумывать сказки; развивать творческую активность детей; развивать устную речь; обогащать словарный запас; учить составлять сказку, опираясь на вопросы; активно занимается словотворчеством, рассуждать, высказывать свою точку зрения; закреплять умение создавать части коллективной композиции; упражнять в симметричном расположении изображений; развивать эстетические чувства и эстетическое восприятие.

Планируемые результаты: самостоятельно составлять небольшую сказку; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых задач; выражает положительные эмоции; интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация «Корзина с цветами»).

Материалы и оборудование: мольберт – 2 шт.; проектор и доска, корзина, цветы, клей.

Содержание организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель: А в сказке побывать хотите?

Дети: да.

Воспитатель: Но чтобы попасть в неё, мы должны произнести волшебные слова. Вы готовы?

Дети: да.

Воспитатель:

Сказка по лесу идет –

Сказку за руку ведет,

Дети: повторяют слова за воспитателем.

На экране появляется царь и принцесса Несмеяна.

Несмеяна: Батюшка, хочу подарок. Ведь на день рождение всем дарят подарок. Хочу-хочу.

Царь: Что ты хочешь? Ведь у тебя всё есть.

Несмеяна: Хочу…хочу сказку.

Царь: Сказку? Ну, сказку так сказку. В одном страшном – страшном замке жил страшный….

Несмеяна плачет, качает головой и кричит

Царь: Не надо. Не хочу. Не буду слушать.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый царь и Несмеяна.

Герои: Здравствуйте, а вы кто такие? Как вы к нам попали?

Воспитатель: Мы те, кто очень любит сказки. И попали к вам, видно не случайно. Царь батюшка, вы такую страшную сказку рассказываете. Вам самому не страшно?

Царь: Да не умею я сказки рассказывать. Ведь это не царское дело.

Воспитатель: А где ваш сказочник?

Царь: Да отпросился он, у него бабушка заболела. Вот и пришлось его отпустить. А Несмеяне, сказочку в подарок на День рожденье захотелось. Сказки я рассказывать не умею, только указы могу издавать.

2. Составление творческого рассказа.

Воспитатель: Уважаемый царь, если вы нам разрешите, то мы вашему горю поможем. Ребята, сочинят для Несмеяны добрую, волшебную сказку. Правда ребята?

Дети: да.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какими словами начинаются сказки.

Дети: Давным-давно; однажды; жили-были; в тридевятом царстве – в тридесятом государстве и т.д.

Царь: Ой, голова моя седая. Совсем забыл. Есть у меня волшебный ларец, который подсказками богат. Он поможет вам в этом нелегком деле – сочинить сказку.

Воспитатель: Спасибо вам, царь, за помощь вашу. Ой, ребята, мне так интересно что у нас получится. А вам?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Что ж, не будем терять времени. Давайте начинать.

На экране появляется ларец и он под музыку открывается.

Дети: по очереди начинают рассказывать.

Из ларца достается подсказка, изображение персонажа или место действия и т.д.

Несмеяна: Хотелось бы мне, чтобы в сказке появился добрый молодец.

Картинка героя – оживает . На экране появляется Иванушка.

Иванушка: Здравствуйте, люди добрые. Ой, как - то вяло вы здороваетесь. Ну ка давайте разомнёмся!

3. Динамическая пауза.

ФИЗМИНУТКА «Сказки»

Мышка быстренько бежала

(бег на месте)

Мышка хвостиком виляла

(имитация движения)

Ой, яичко уронила

(наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила

(показать «яичко» на вытянутых руках)

Воспитатель: Иванушка, почему ты загрустил?

Иванушка: Неловко как-то мне. Вы, ребята, молодцы. Вот какую сказку придумали и подарили Несмеянне, а я.

Воспитатель: Иванушка, ты не грусти, что-нибудь придумаем.

Иванушка: Я бы хотел подарить целую корзину цветов для Несмеяны. Да где их взять, ума не приложу.

Воспитатель: Иванушка, ты не грусти. Мы с ребятами и тебе поможем.

4. Коллективная аппликация «Корзина с цветами».

Иванушка: - Вот это цветы! Молодцы ребята. Спасибо вам большое за помощь. (Дарит Несмеяне корзину с цветами).

Воспитатель: А нам пора возвращаться обратно. (Произносим волшебные слова. Занавес закрывается).

Дети произносят:

Сказка по лесу идет –

Сказку за руку ведет,

Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил.

5. Рефлексия.

Воспитатель: Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили.

Мы ногами топали,

Мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас.

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы.

Дети уходят в группу.