Конспект НОД "Путешествие в осенний лес" для детей средней группы. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Лепка барельефная «Листики осенние»

Пояснительная записка

Цель образовательной деятельности: умение использовать полученные знания об осенних явлениях в игре.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»

1. Продолжать формировать первичные представления о Земле как общем доме для людей, об особенностях ее природы, об объектах окружающего мира. О свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
2. Продолжать развивать интерес детей, любознательность, воображение и творческую активность.
3. Продолжать воспитывать любовь к малой родине и Отчизне.

Задачи образовательной области: «Речевое развитие»

1. Продолжать формировать умение владеть речью, как средством общения и культуры.
2. Продолжать развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
3. Продолжать развивать речевое творчество и звуковую интонационную культуру речи.
4. Продолжать воспитывать любовь к книжной культуре и детской литературе.

Задачи образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»

1. Продолжать формировать систему знаний, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Продолжать формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, к основам безопасного поведения в природе.
3. Продолжать развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Задачи образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»

1. Продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
2.Продолжать развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы.
3. Продолжать воспитывать любовь к музыке, художественной литературе, фольклору посредством мира природы.

Задачи образовательной области: «Физическое развитие»

1. Продолжать способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
2. Продолжать развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, повороты в обе стороны).
3. Продолжать развивать ценностность здорового образа жизни и овладение его элементарными нормами и правилами.

Актуальность

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почвы от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и в нашем городе.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал Луначарский «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать».
Любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
Мы живем в Приморском крае и не можем похвастаться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его невозможно. Исходя из этого, я решила начать работу с детьми по воспитанию экологического мировоззрения на основе изучения природы родного края, города.

Ценность

Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет обогащать и закреплять имеющиеся знания детей, совершенствовать умения. Содержание конспекта НОД включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастные и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Предложенный НОД представлен в виде игры-путешествия, в сценарии есть логические связки, обеспечивающие качественное усвоение детьми программы.

Практическая значимость

Применяя на конкретном занятии информационные технологии, средства ИТК, интернет ресурсов позволило заинтересовать детей, расширить их кругозор, обогатить словарный запас, развить речь, заинтересовать дополнительной научно-популярной и художественной литературой.
Содержание компонентов непосредственной образовательной деятельности соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
В сценарии все взаимосвязано. Это обеспечило интерес, направленность детских мыслей и качественное усвоение детьми программы.

«Путешествие в осенний лес»

Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся и расскажем им о себе, какие мы.
Дети: Мы очень хорошие, послушные, пригожие. Мы всеми любимые. Мы мамой хранимые.
Из-за двери слышится шум ветра, влетает осенний листок с конвертом.
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо
Вот конверт,
Большой и желтый
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал в наш детский сад?
Разберемся, но постой!
На конверте адрес наш
А обратный чей?
Лесной!
Вам ребята интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы,
Пишут лоси,
Пишут зайцы,
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
А еще мы очень просим рассказать нам,
Что такое Осень?
Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям?
Дети: Пойдем.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Но сначала я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы сразу поймете какое время года сейчас в лесу.
Плащ золотистый она надевает
Теплое лето она провожает
Птиц отправляет в дальние страны
Нам оставляет дожди и туманы.
Дети: Осень.
Воспитатель: В какой лес мы сейчас отправимся?
Дети: Осенний лес.
Ребенок:
За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой
Сентябрь, Октябрь, потом Ноябрь
Засыпает сад листвой.
Воспитатель: Поможет нам попасть в осенний лес моя волшебная палочка. Она превратит вас в листочки. Волшебство начинается (звучит музыка И.П.Чайковского «Времена года» «Сентябрь», дети плавно кружатся).
Воспитатель: Ветер закружил вас в воздухе, поднял высоко в небо, и вы летите, летите, и медленно приземляетесь на пожелтевшую траву (дети садятся на ковер, на экране появляется картина леса с паутиной).
Ребенок:
Паутинки как тюль
Принакрыли кусты.
И тепло словно летом
Солнце землю ласкает.
Воспитатель:
Дети: Ранняя.
Воспитатель: Ребята, встанте и подойдите ко мне (на экране меняется картина, появляется лес с грибами).
Посмотрите, как красиво в лесу (поворот шеи вправо, влево)
Улыбнемся друг другу и лесным обитателям
Какое сейчас у вас настроение?
Давайте вдохнем аромат леса (вдох носом, пауза на счет1, 2,3, выдох)
Воспитатель: Ребята, что такое лес?
Дети: Дом для животных, птиц, насекомых.
Воспитатель: Кто самый главный обитатель леса?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Почему оно главный обитатель?
Дети: Листья выделяют кислород, является домом для зверей и птиц.
Воспитатель: Посмотрите, как много грибов (хоровод «За грибами в лес пойдем»).
Воспитатель: Ребята, когда вы находили большие грибы, что вы делали?
Дети: Удивлялись (О-О-О)
Воспитатель: А когда находили сморчки, поганки?
Дети: Огорчались (Ах-ах-ах)
Воспитатель: Где вы находили грибы?
Дети: Под березой, под осиной, под елью, в траве.
Воспитатель: Какие грибы вы находили?
Дети: Подосиновики, подберезовики, маслята, опята, лисички.
Проводится игра «Где я расту?»
Воспитатель: Давайте вспомним, как правильно собирать грибы.
Дети:
Если знаешь нас, срезай, а не знаешь – оставляй.
Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда.
Если рядом есть дорога, обойди нас и не трогай.
Воспитатель: Расскажите, что с вами случилось в лесу?
Дети:
Мы в лесу собирали грибы
Вдруг подул легкий осенний ветер (все у-у-у тихо, потом сильней и громче)
Заблудились мы в лесу, закричали (все ау громко, а затем тихо)
Осенние листочки нас услышали, с нами заговорили (все а-о-у-и)
И подсказали нам путь.
Ребенок:
В октябре желтеют листья
И богрянные леса
Листопад украсил землю
Ах, какая красота! (На экране появляется картина осеннего леса в сопровождении музыки И.П.Чайковского «Октябрь»)
Воспитатель: В какой период осени мы сейчас попали?
Дети: Середина осени.
Воспитатель: Покажите мне, на что похож листок?
Дети:
Березовый – на кулачок
Ивовый – на пальчик
Кленовый – на ладошку
Дубовый – на матрешку
Воспитатель: Если лист березовый, то он
Дети: С березы
Воспитатель: Если ивовый, то он
Дети: Сивы
Воспитатель: Если кленовый, то он
Дети: С клена
Воспитатель: Если дубовый, то он
Дети: С дуба
Ребенок:
Осень шлепает по лужам
В теплой куртке, сапогах.
Капюшон от ветра скроет
Зонт от дождика в руках
Воспитатель: Как называется одежда осенью?
Дети: Демисезонная.
Воспитатель: Как люди готовятся к зиме?
Дети: Заготавливают овощи и фрукты на зиму, меняют летнюю одежду на демисезонную.
Воспитатель: Как звери готовятся к зиме? (на экране появляются картинки с изображением насекомых и диких животных).
1 ребенок:
За осенью зима приходит
И к ней готовятся в лесу.
Там белки, мыши впрок запасы
Всю осень для семьи несут.
2 ребенок:
Линяют лисы, зайцы, белки,
Чтоб теплой стала шерсть к зиме
Барсук, медведь и еж колючий
Нагуливают жир в себе.
3 ребенок:
В кору и пни, коряги, щели
Забились мухи, комары.
Все насекомые заснули,
Оцепенели до зимы.
Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?
Ребенок:
Потянулись птицы к югу-
Нечем стало им питаться.
До весны с родимым краем
Им придется расставаться.
Воспитатель: Кто первым улетает в теплые края?
Дети: Скворцы, ласточки, грачи, потому, что пропадают насекомые. Поэтому их называют насекомоядные (на экране появляются стаи грачей, ласточек, скворцов).
Воспитатель: Кто улетает в золотые осенние дни, и, как они летят?
Дети: Журавли, они летят клином (на экране появляется журавлиный клин).
Воспитатель: Кто улетает позже всех?
Дети: Гуси и утки, они улетают когда замерзнут реки и озера. Их называют водоплавающие. Летят они вереницей (на экране появляются картинки с изображением вереницы гусей и уток).
Воспитатель: Как одним словом называют всех этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Не все птицы улетают на юг. Есть те, которые остаются с нами зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Оседлые.
Воспитатель: Каких оседлых птиц вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь, дятел (на экране появляются картинки с изображением этих птиц)
Воспитатель: С наступлением холодов к нам перекочевывают снегири, чечетки, клесты, свиристели (на экране появляются картинки с изображением птиц). Откуда они перекочевывают к нам и как они называются?
Дети: С севера и называются – качующие.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Ноябрь», на экране появляется картина поздней осени.
Воспитатель: В какой период осени мы попали?
Дети: Поздняя осень.
1 ребенок:
Насекомые исчезли
И замерзли водоемы.
Осень поздняя настала
Холод принесла с собою.
2 ребенок:
В ноябре дождливо, сыро
Небо тучами покрыто.
Лужи, грязь, завяли травы
И тепло уже забыто.
Воспитатель: Все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но поздней осенью и зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Как мы можем помочь птицам?
Дети: Птиц подкармливают в кормушках (на экране высвечивается картинка кормушки с птицами).
Воспитатель:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук
Тук-тук-тук.
Воспитатель: Холодно стало в лесу. Давайте разожжем костер (дети имитируют сбор хвороста). Собирайте хворост, сухие листья. Но этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло ваших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Соня передает тепло своего сердца, на ее лице загорается улыбка, и этой улыбкой она зажигает следующую улыбку и хорошее настроение. Она крепко пожимает руку своему соседу. Когда тепло снова коснется ее сердца и ее руки, костер вспыхнет ярким пламенем. Поднимите руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. (На экране появляется картинка горящего пламени.) Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?
Дети: Да
Воспитатель: Вам понравилось в осеннем лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Мне тоже понравилось. Грустно возвращаться назад, но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь. Нам пора уходить их леса. Надо задуть костер, чтобы лес не сгорел. Встаньте с круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно на пламя.(Дети дуют.) посмотрите, пламя не гаснет! Ведь это огонь ваших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его всегда. А теперь ребята, давайте частичку тепла вашего сердца подарим нашим гостям. (Дети прикладывают руки к своему сердцу, затем протягивают ладони к гостям и дуют на них.)

(Средняя группа)

Цель: Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях путем применения игровой формы обучения.

  • Уточнить знание детей о видах деревьев, их отличительных признаках.
  • Закреплять представления о диких животных, их жилищах, и их детенышах.
  • Развивать любовь к природе, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
  • Пополнять словарный запас детей образованием прилагательных.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
  • Развивать коммуникативные способности.

Дидактическое оборудование:

Нарисованная картина с изображением деревьев осенью (дуб, ель, клен, береза, рябина); вырезанные и разукрашенные осенние листья деревьев с клейкой обратной стороной; шапочки с изображением диких зверей (заяц, мышь, ёж, белка, лиса, волк, медведь); плакаты с изображением жилищ диких зверей; картинки с изображением диких зверей и их детенышей.

Музыкальное обеспечение: С.Михалков, М. Старокадомский «Песенка друзей» из кинофильма «Веселые путешественники», П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что сейчас осень?

Дети: Желтые, красные листья, опадают с деревьев, идет дождь, небо хмурое….

Воспитатель: Давайте подумаем и поиграем в слова с вами. Погода осенью бывает разная. Если идет дождь, то погода…

Дети: Дождливая

Воспитатель: Если ветер дует…

Дети: Ветреная

Воспитатель: А когда на улице холодно, погода…

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если на улице пасмурно, то погода.

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если солнце светит…

Дети: Солнечная.

Воспитатель: А что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, меняют свою шубку на зимнюю, заготавливают еду, готовятся к спячке…

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, на автобусе, на самолете, на пароходе, на машине….

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес! Вы согласны, готовы к путешествию?

Воспитатель: Дети, мы отправимся в лес на машине, Давайте возьмемся за руль, заведем машину «Р-р-р-р».

По дороге прямо ехали,

На горку въехали,

Прямо поехали,

Через мостик переехали,

В лес заехали,

На полянку приехали.

(Воспитатель вместе с детьми имитируя движение «за рулем», двигается к картине с деревьями (дуб, ель, рябина, клен, береза) под музыку «Песенка друзей».)

Воспитатель: Приехали мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья! Как называется это дерево?

Дети: Ель.

Воспитатель: Как вы узнали, что это ель?

Дети: У этого дерева не листья, а иголки.

Дети: Береза.

Воспитатель: А как можно узнать березу?

Дети: У этого дерева белый ствол.

Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите?

Дети: Это рябина. На ней красные ягоды.

Воспитатель: Скажите название этого дерева?

Дети: Клен. У этого дерева листья похожи на ладошки.

Воспитатель: Кто узнал это дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это дуб?

Дети: У него толстый могучий ствол.

Воспитатель: Ребята, а скажите, как устроено любое дерево?

Дети: У дерева есть корень, ствол, ветки, листья…

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в листочки и поиграем:

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал, и листочки все поднял.

Закружились, полетели, и на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько листьев у нас на ковре, ветер сорвал их с деревьев. Давайте их поднимем, и определим, с какого дерева эти листочки.

(Листья лежат на ковре, дети поднимают их и приклеивают их к деревьям, определяя с какого дерева листок.)

Воспитатель: Давайте мы с вами будем называть листочки:

Дети: Березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловая веточка.

Воспитатель: Ребята, с листочками мы справились. В лесу осенью происходит много интересного, звери к зиме готовятся, давайте продолжим наше путешествие. Снова возьмем руль, поехали….

(Движение под музыку в сторону плакатов с «жилищами» лесных зверей.)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. А полянка у нас волшебная. Мы с вами превратимся в зверей. Оденем шапочки с изображениями животных и поможем им найти свое жилище. Вспомним, как они к зиме готовятся.

Дети одевают шапочки и выбирают соответствующий плакат с изображением жилища зверей.

Воспитатель: Белки, как ваш домик называется? Как вы к зиме готовитесь?

Дети: Примерные ответы. (Дупло, собирают шишки, орехи, грибы.)

Воспитатель: Ёжики, а вы к зиме готовы? Где ваш домик?

Дети: Примерные ответы. (Гнездо из листьев, к спячке готовятся…)

Воспитатель: Медведи, а где же ваше жилище? Что зимой делать будете?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Мышки, как называется ваш домик? Вы к зиме готовы?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Лисички, а где ваше жилище? У вас какие изменения к зиме?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Волки, а как же ваше жилище называется?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: А где же домик зайчат? Как зайчик к зиме готовится?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Как у нас здорово получилось, все звери лесные к зиме готовы, у всех есть свой «домик». Снимаем наши волшебные шапочки, и отправимся с вами в детский сад.

(Движение под музыку к столам с незавершенными аппликациями «звери и их детеныши».)

Воспитатель: Ребята, здесь художник оставил вам портреты лесных зверей, но не успел разместить детенышей зверей в одной рамочке. Давайте мы поможем.

(Наклеивание детенышей зверей на одну рамочку к их «мамам» под музыку И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)

Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получилось! Давайте мы скажем, как называют детенышей зверей:

У мышки… у ежихи… у зайчихи… у белки… у лисы… у волчицы… у медведицы…

Дети: Мышонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок.

Воспитатель: Хорошее путешествие у нас получилось, мы побывали в осеннем лесу, увидели, как звери к зиме готовятся. А эти замечательные портреты лесных зверей останутся нам в память о путешествии!

Список литературы:

  1. Дидактические игры и занятия. И.А.Лыкова, Москва, 2010.
  2. Подвижные и речевые игры. Составитель А.А.Гуськова, Волгоград, 2014.
  3. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Парамоновой л. Олма Медиа Групп, 2013.

Сценарий осеннего досуга для детей средней группы детского сада «Путешествие в осенний лес»

Смирнова Анна Олеговна, воспитатель МБОУ Верх - Тулинская СОШ №14 ОСП «Начальная школа - Детский сад», Новосибирская область Новосибирский район с. Верх - Тула.

Описание материала: Сценарий будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям при организации осеннего досуга с детьми. Данное мероприятие можно провести в музыкальном зале или в группе.

Задачи: Пробудить желание принимать участие в танцах, играх, поддерживать беседу. Научить простым танцевальным движениям. Сформировать у детей представление о времени года – осень, о признаках осени.

Цель: Создать у детей радостное праздничное настроение и доставить удовольствие.

Средства: Серия демонстрационных картинок «Осень». Платок желто - оранжевого цвета. Костюм для Зайчика. Костюм для Лисы. Листья из картона оранжевые, красные, желтые (по количеству детей). Корона из листьев и накидка для Осени. Корзина с яблоками (для угощения).

Способы: Использование сюрпризного момента. Применение беседы с детьми, песен, музыки, танцев и игр.

Оформление помещения: Листочки из бумаги разного цвета, воздушные шарики, выставка детских рисунков и поделок на тему «Осень».

Участники мероприятия: воспитатели, музыкальный руководитель, дети.

Ход праздника:

Под музыку дети и воспитатель входят в зал, рассаживаются на стульчики.
(воспитатель показывает детям картинки про осень, задает вопросы)

Воспитатель.
1. Какое время года, вы видите на этих картинках?
2. Как вы догадались, что это именно осень?
3. Что происходит в природе с приходом осени?

(тут воспитатель видит на полу лежит шелковый платок)

Воспитатель. Детки, посмотрите, что это? Кто-то потерял платочек, что теперь с ним делать? (подвести детей к идеи найти хозяина и вернуть его) . А давайте, подумаем, чей же это может быть платочек? (ответы детей) .

(воспитатель подводит к тому, что этот платочек потеряла Осень)

Воспитатель. Раз мы решили вернуть ей платочек, то надо ее позвать!

Все хором. Осень, осень в гости просим!

(прислушиваемся, никто не идет)

Воспитатель. А помните, я вам рассказывала, что осень любит слушать хорошие песни! Так споем же для осени - красавицы нашу песню, она услышит нас и придет.

Песня «Осень в лесу» («Осень, осень, осень – снова к нам пришла»)

(прислушиваемся, никого)

Воспитатель. Осень, наверное, занята делом и не услышала нас. Дети, а как вы думаете, где можно найти осень? (ответы детей) . А может она сейчас ходит по лесу? Помогает животным готовиться к зиме? Давайте, отправимся в лес и попробуем найти осень! А чтоб нам дорогу скоротать мы поедим на автобусе!

(звучит музыка «Автобус» (Е. Железнова))

Воспитатель. Мы приехали с вами в лес. Посмотрите повнимательнее, видите ли вы где-нибудь осень? Ой, смотрите, кто это?

(бежит зайчик, подбегает к детям)

Воспитатель. Здравствуй, зайка! А ты нам не подскажешь, где мы можем найти осень?

Зайчик. Здравствуйте, а зачем она вам?

Воспитатель. Детки, расскажите зайке, зачем мы осень ищем.

(дети объясняют зайке)

Зайчик. Хорошо, я вам подскажу, если вы мне ответите на мои вопросы! Первый вопрос: Как называется явление, когда опадают листочки с деревьев? (листопад) . Молодцы! Второй вопрос: какого цвета листочки осенью? (красные, оранжевые, желтые) . И третий вопрос: какое дерево оставляет свои красные ягодки на деревьях и для кого? (рябинка, для птиц) .

Воспитатель. Ну, что, зайка, мы ответили на все твои вопросы, теперь ты нам скажешь, где найти нам осень?

Зайчик. Поиграете со мной в листопад, тогда точно скажу!

Подвижная игра «Разноцветные листочки»

(дети проходят на стульчики)

Зайчик. Хорошо, теперь я могу сказать вам, где же вы можете найти осень! Ой, ой, ой, кто там бежит? Это же лисица…извините, но мне пора бежать, а то лиса меня поймает…

(зайчик убегает, подбегает лиса)


Лиса. Здравствуйте, не видали ли, вы здесь зайчика?

Воспитатель. Здравствуй, лисица! А сначала ты нам ответь на вопрос, а потом и мы тебе поможем.

Лиса. Хорошо, я согласна! Говорите, что вы хотите?

Воспитатель. Видишь ли, Лисонька, мы с ребятами нашли платочек, думаем, это осень его потеряла! Хотим ее найти и вернуть.

Лиса. А с чего вы взяли, что это ее платочек? Это - мой!

Воспитатель. Дети, объясните, почему мы решили, что это платок именно осень потеряла? (по цвету)

Лиса. Так, я же тоже оранжевая, значит это мой платочек!

Воспитатель. Да, ты яркая, красивая, как осень, но в тебе есть только один осенний цвет. А тут, посмотри, желтый, красный, оранжевый, а у тебя нет таких расцветок.

Лиса. Ладно, помогу, я знаю, что осень часто дожди проливает! Так, давайте сейчас потанцуем, она услышит, что тут дождик звучит, и сама к нам придет!

Танец «Дождик» (музыка «За окошком снова непогодица»)

Лиса. Так, разбегайтесь, детки по местам! Будем слушать, идет к нам осень или нет!

(тишина, никого нет)

Лиса. Наверное, не услышала, а давайте еще потанцуем!

Лиса. Разбегайтесь по своим местам!!!

(звучит музыка, входит Осень)

Осень. Кто здесь дождик без меня проливает?

Лиса. Это все они! Это не я! (показывает на детей) .

Осень. Мне зайчик, сказал, что вы меня ищите? Зачем я вам понадобилась?

Воспитатель. Мы с ребятами нашли платочек, и решили, что это ты его потеряла.

Осень. Ой, спасибо! Я же его и ищу по лесу.

Воспитатель. Осень, раз мы тебя встретили, разреши нам еще подарить тебе танец!

Осень. Я буду рада вашему подарку!
Танец девочек «Осень, милая, шурши» слова С. Еремеева, музыка М. Еремеевой


Осень. Спасибо, вам за такой яркий подарок! И я вас тоже хочу одарить! (выносит корзинку с яблоками) Вот, примите мой осенний урожай! Получайте витамины! Берегите себя и тепло одевайтесь! Прощайте, мне пора спешить, у меня еще много дел до зимы надо все успеть! А ты, лиса ступай за мной, будешь мне помогать!
(Дети провожают Осень и Лису и отправляются назад под музыку «Автобус»)

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу" Воспитатели Риттер В.А. и Метельская О.В.

Матвей.В.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетают журавли

Всё летит, должно быть это

Пролетает наше лето.

Глеб.В.

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек клиновый кружит над землёй

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой.

Вика.К.

Приносишь с собой ты печальную скрипку

Чтоб грустный мотив над полями звучал

Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой

И всех приглашаем в наш праздничный зал.

Ведущая:

Весёлый маляр наугад

Разбрызгал чудесные краски,

И леса осенний наряд

Нас манит, как добрая сказка.

Степа.К.

А где же Осень, не поймем,

Что ж к нам она не входит?

Наверное с дождём вдвоем

Всё красоту наводит.

Сергей.Л.

Хотелось ей позолотить

Берёзы, липы, клёны.

Чтоб ничего не пропустить

Закрасить цвет зелёный.

Фаина.Р.

Наступила осень

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе,

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья

Улетели птицы

В дальние края.

Ведущая:

Давайте Осень позовём,

В гости просим!

Эвелина.Р.

Осень, осень

Осень, осень,

Погости недель восемь

С обильными хлебами

С высокими снопами

С листопадом и дождём

С перелётным журавлём.

Осень:

Вы обо мне? Как рада я!

Поклон вам до земли, друзья.

Ну, здравствуйте! Меня вы звали?

И к вам на праздник я пришла,

Хотя дела не отпускали,

Но время всё же я нашла.

Ведущая

Осень мы давно тебя уж ждём

Песню для тебя сейчас споём

Ведущая:

Послушай Осень, какие стихи ребята для тебя приготовили.

Захар.С.

Ярко солнышко сияет

Ветер тучку догоняет

Тучка, тучка уплывай

Солнце ты не закрывай.

Дима.С.

Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Максим.Ф.

Закружился листьев

Пёстрый хоровод

Заблестел на лужах

Первый, тонкий лёд.

Лиза.Ш.

Листья спросили у Осени:

«Что ж ты нас, милая, бросила?

И на земле горько плачем мы,

Бьют нас дожди и ветра».

Осень сказала: «Устала я,

Слабая стала и старая.

Вот и сестра моя младшая

Гонит меня со двора».

Юля.Н.

Дождик шел, стучался в окна,

Шелестел в деревья мокрых,

Ночью ласково баюкал,

Нянчил непослушных кукол,

Помогал их строгой маме

Сон увидеть сладкий самый

И, вздыхая еле слышно,

Задремал на теплой крыше.

Катя.К.

Танцевали ежики

В роще на пенечке,

Наряжались ежики

В желтые листочки

Вот берёзовый листок –

Маме-ежику платок.

Вот летит с кленовой ветки

Папе-ежику беретка.

А листок осины –

Шапочка для сына!

Настя.М.

В нашем доме над окошком

Свили ласточки гнездо.

Не забраться хитрым кошкам

В симпатичный птичий дом.

Будут птицы щебетать,

Стайкой к югу улетать.

А весной мы их опять

Будем радостно встречать.

Матвей.М.

У сырой лесной дорожки

Гриб стоит на крепкой ножке,

От дождя спасает шляпка,

Но без тапки ножки зябко.

В лес пойдешь и по пути

Тапку другу захвати!

Осень:

В нашем зале мы устроим

Настоящий листопад.

Пусть закружатся листочки

И летят, летят, летят.

Осень:

Разлетелись листочки, опали на землю и укрыли её разноцветным ковром. Солнышко совсем мало согревает нас своими лучами, ему всё время хочется спрятаться за тучку. И ветер такой холодный.

За дверью слышится, как кто-то чихает, под музыку А.Барыкина."Коммунальная квартира" вбегает тётушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть:

Я на праздник торопилась,

Вот так славно нарядилась.

Смогу вас развеселить,

Очень щедро одарить.

Осень:

Дорогая гостья, очень странно

Вы себя ведёте на празднике у нас.

Чувствую я, что-то тут не ладно

Прекратите брызгать волу на ребят.

Тётушка Слякоть:

Ой-ой-ой! Скажите-ка на милость,

Ну немного сырость развела.

И чему ж ты, Осень, удивилась,

Дождик ты, наверно, не ждала?

Важной стала?

Зазнаёшься?

То-то скоро посмеёшься. (в сторону)

Осень надо проучить

В лес скорее утащить.

Ведущая:

Милая Осень, тебя мы спасём

И снова на праздник к себе позовём.

Мы в лес не боимся идти за тобой,

Пойдёмте, ребята, тропинкой лесной.

Ведущая Тише, кто-то здесь шуршит.

А вот и белка и зайчишка

Тут свинья и бурый мишка

Ведущая:

А у нас стряслась беда, тетушка Слякоть забрала Осень.

Пропала Осень.

Белка:

Как из лета в зиму сразу?

Не успела я запасы

Так в дупло себе собрать!

Что придется голодать?

Зайчик:

Пред зимой я линяю

Шубку серую меняю

А теперь меня Лисица

Быстро словит! Не годиться!

Медведь:

Время спать, а мне не спиться!

Это просто не годиться!

Не готов ко сну Медведь

Хоть бы лечь и захрапеть

Свинья:

Не собрали урожай

И теперь- Свинью давай

Что, съедят меня, раз пусто

Ни картошки, ни капусты!

Ведущая:

Стойте, стойте не ревите

Не стоните, не шумите

Будем Осень мы искать

Ну, а вы нам помогать!

(Идут по лесу)

Ведущая : Ребята, смотрите, это Старичок - лесовичок. Он спит. Давайте его разбудим.

Старичок - лесовичок:

Я весёлый старичок,

Старичок - лесовичок.

Со зверями я дружу,

В чаще леса я живу

Не во сне, а наяву.

Что у вас случилось, что так шумите на вксь лес.

Ведущая:

Мы совсем не хотели нарушать покой леса, но у нас беда: тётушка Слякоть пришла к нам на праздник и забрала с собой Осень в лес, а мы так хотели с ней повеселиться, поиграть.

Старичок - лесовичок:

Ох, уж эта тётушка Слякоть, вечно от неё холод, да сырость. Я вам помогу найти Осень, если вы отгадаете мои загадки:

Загадки:

1. Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке.(гриб)

2. В золотой клубочек

Спрятался дубочек (жёлудь).

3. Шёл долговяз

В землю увяз. (дождь)

4. Маленькие детки

Расселись на ветках,

В коричневых рубашках

С орешками в кармашках (шишки)

Старичок - лесовичок:

Шишки быстро разбирайте,

С ними в круг большой вставайте.

А потом уж не зевайте,

И в корзину их бросайте.

Игра "Шишки"

Старичок - лесовичок:

Молодцы! Все справились с моим заданием.

Но, что-то Осени не видно.

Тётушка Слякоть:

Ах, вы уже и в лес пришли? Зря стараетесь. Не найти вам Осень золотую, не пытайтесь, я её дождем намочила, листопадом закружила.

Ведущая:

Что же делать, как же быть?

Нужно Слякоть проучить.

Ведущая. Вот что мы придумали! Мы проведём соревнование. Если победят ребята, то Осень достанется им. Если победишь ты, тётушка Слякоть, то мы уходим из леса!

(

Ведущая . Вы, ребятки выручайте,

Злую непогоду заболтайте.

Старичок - лесовичок:

Ладно, тетушка Слякоть, мы уйдём, но только если ты отгадаешь наши загадки.

Тётушка слякоть:

Ничего проще не бывает, загадывайте, сейчас я их быстро разгадаю.

Дети загадывают загадки.

1. Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

2. Пушистая вата

Поплыла куда-то

Чем вата ниже

Тем дождик ближе.(туча)

3. Летит, а не птица

Воет, а не зверь. (ветер)

4. Дни стали короче

Длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осень)

5.Мальчик- крошка

В костяной одёжке

Мне попался на зубок-

8. Сам не видит и не слышит,

Кто на встречу попадётся-

Обнимает и дерётся. (ветер)

(

Тётушка Слякоть:

Битву всю я проиграла,

Ни одной не отгадала.

Уговор должна держать,

Придётся Осень вам отдать.

Старичок - лесовичок

Осень:

Спасибо, милые мои друзья,

Так счастлива и благодарна я.

И на память вам

Листочки яркие раздам!

Осень :

Сейчас я ветер позову

Закружит он мою листву

И вы покружитесь ребята!

Игра «Быстрые листики»

Ведущая:

Осень, рады мы, что ты пришла.

Что же ты нам принесла?

Осень:

Вот вам яблоки, как мёд,

На варенье, на компот.

Ешьте их и поправляйтесь,

Витаминов набирайтесь.

(Осень раздаёт яблоки)

Ну, а мне пора прощаться,

В лес осенний возвращаться.

Ждут меня ещё дела.

До свиданья, детвора!

Ведущая:

Вот и заканчивается наш праздник

Ведущая. Ну, а мы пойдем в группу пробовать угощенья Осени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий осенней сказки "В осеннем лесу"

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы детского сада.

Зал празднично украшен в осеннем стиле. Под музыку песни " Дворик" сл. и муз. Резникова выходят три ребёнка и читают стихи.

Матвей.В.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетают журавли

Всё летит, должно быть это

Пролетает наше лето.

Глеб.В.

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек клиновый кружит над землёй

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой.

Вика.К.

Приносишь с собой ты печальную скрипку

Чтоб грустный мотив над полями звучал

Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой

И всех приглашаем в наш праздничный зал.

Ведущая:

Весёлый маляр наугад

Разбрызгал чудесные краски,

И леса осенний наряд

Нас манит, как добрая сказка.

Степа.К.

А где же Осень, не поймем,

Что ж к нам она не входит?

Наверное с дождём вдвоем

Всё красоту наводит.

Сергей.Л.

Хотелось ей позолотить

Берёзы, липы, клёны.

Чтоб ничего не пропустить

Закрасить цвет зелёный.

Фаина.Р.

Наступила осень

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе,

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья

Улетели птицы

В дальние края.

Ведущая:

Давайте Осень позовём,

В гости просим!

Эвелина.Р.

Осень, осень

Осень, осень,

Погости недель восемь

С обильными хлебами

С высокими снопами

С листопадом и дождём

С перелётным журавлём.

Звучит музыка М.Дунаевского "Непогода" осень входит в зал, обсыпает детей осенними листочками и отправляет детей на стульчики.

Осень:

Вы обо мне? Как рада я!

Поклон вам до земли, друзья.

Ну, здравствуйте! Меня вы звали?

И к вам на праздник я пришла,

Хотя дела не отпускали,

Но время всё же я нашла.

Ведущая

Осень мы давно тебя уж ждём

Песню для тебя сейчас споём

Ребята поют песню «Листики-кораблики».

Ведущая:

Послушай Осень, какие стихи ребята для тебя приготовили.

Захар.С.

Ярко солнышко сияет

Ветер тучку догоняет

Тучка, тучка уплывай

Солнце ты не закрывай.

Дима.С.

Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Максим.Ф.

Закружился листьев

Пёстрый хоровод

Заблестел на лужах

Первый, тонкий лёд.

Лиза.Ш.

Листья спросили у Осени:

«Что ж ты нас, милая, бросила?

И на земле горько плачем мы,

Бьют нас дожди и ветра».

Осень сказала: «Устала я,

Слабая стала и старая.

Вот и сестра моя младшая

Гонит меня со двора».

Юля.Н.

Дождик шел, стучался в окна,

Шелестел в деревья мокрых,

Ночью ласково баюкал,

Нянчил непослушных кукол,

Помогал их строгой маме

Сон увидеть сладкий самый

И, вздыхая еле слышно,

Задремал на теплой крыше.

Катя.К.

Танцевали ежики

В роще на пенечке,

Наряжались ежики

В желтые листочки

Вот берёзовый листок –

Маме-ежику платок.

Вот летит с кленовой ветки

Папе-ежику беретка.

А листок осины –

Шапочка для сына!

Настя.М.

В нашем доме над окошком

Свили ласточки гнездо.

Не забраться хитрым кошкам

В симпатичный птичий дом.

Будут птицы щебетать,

Стайкой к югу улетать.

А весной мы их опять

Будем радостно встречать.

Матвей.М.

У сырой лесной дорожки

Гриб стоит на крепкой ножке,

От дождя спасает шляпка,

Но без тапки ножки зябко.

В лес пойдешь и по пути

Тапку другу захвати!

Осень:

В нашем зале мы устроим

Настоящий листопад.

Пусть закружатся листочки

И летят, летят, летят.

Игра с листочками " Найди пару" под музыку

Осень:

Разлетелись листочки, опали на землю и укрыли её разноцветным ковром. Солнышко совсем мало согревает нас своими лучами, ему всё время хочется спрятаться за тучку. И ветер такой холодный.

За дверью слышится, как кто-то чихает, под музыку А.Барыкина."Коммунальная квартира" вбегает тётушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть:

Я на праздник торопилась,

Вот так славно нарядилась.

Смогу вас развеселить,

Очень щедро одарить.

Осень:

Дорогая гостья, очень странно

Вы себя ведёте на празднике у нас.

Чувствую я, что-то тут не ладно

Прекратите брызгать волу на ребят.

Тётушка Слякоть:

Ой-ой-ой! Скажите-ка на милость,

Ну немного сырость развела.

И чему ж ты, Осень, удивилась,

Дождик ты, наверно, не ждала?

Важной стала?

Зазнаёшься?

То-то скоро посмеёшься. (в сторону)

Осень надо проучить

В лес скорее утащить.

Берёт Осень за руку и сердито уводит её.

Ведущая:

Милая Осень, тебя мы спасём

И снова на праздник к себе позовём.

Мы в лес не боимся идти за тобой,

Пойдёмте, ребята, тропинкой лесной.

Под музыку В. Шаинского." Вместе весело шагать " дети идут по залу, приходят в лес.

Ведущая Тише, кто-то здесь шуршит.

А вот и белка и зайчишка

Тут свинья и бурый мишка

Ведущая:

А у нас стряслась беда, тетушка Слякоть забрала Осень.

Пропала Осень.

Белка:

Как из лета в зиму сразу?

Не успела я запасы

Так в дупло себе собрать!

Что придется голодать?

Зайчик:

Пред зимой я линяю

Шубку серую меняю

А теперь меня Лисица

Быстро словит! Не годиться!

Медведь:

Время спать, а мне не спиться!

Это просто не годиться!

Не готов ко сну Медведь

Хоть бы лечь и захрапеть

Свинья:

Не собрали урожай

И теперь- Свинью давай

Что, съедят меня, раз пусто

Ни картошки, ни капусты!

Ведущая:

Стойте, стойте не ревите

Не стоните, не шумите

Будем Осень мы искать

Ну, а вы нам помогать!

(Идут по лесу)

На пеньке сидит, спит Старичок - лесовичок.

Ведущая : Ребята, смотрите, это Старичок - лесовичок. Он спит. Давайте его разбудим.

Старичок - лесовичок:

Я весёлый старичок,

Старичок - лесовичок.

Со зверями я дружу,

В чаще леса я живу

Не во сне, а наяву.

Что у вас случилось, что так шумите на вксь лес.

Ведущая:

Мы совсем не хотели нарушать покой леса, но у нас беда: тётушка Слякоть пришла к нам на праздник и забрала с собой Осень в лес, а мы так хотели с ней повеселиться, поиграть.

Старичок - лесовичок:

Ох, уж эта тётушка Слякоть, вечно от неё холод, да сырость. Я вам помогу найти Осень, если вы отгадаете мои загадки:

Загадки:

1. Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке.(гриб)

2. В золотой клубочек

Спрятался дубочек (жёлудь).

3. Шёл долговяз

В землю увяз. (дождь)

4. Маленькие детки

Расселись на ветках,

В коричневых рубашках

С орешками в кармашках (шишки)

Старичок - лесовичок:

Шишки быстро разбирайте,

С ними в круг большой вставайте.

А потом уж не зевайте,

И в корзину их бросайте.

Игра "Шишки"

Старичок - лесовичок:

Молодцы! Все справились с моим заданием.

Но, что-то Осени не видно.

(Дети садятся на стульчики. Звучит музыка, выбегает тетушка Слякоть)

Тётушка Слякоть:

Ах, вы уже и в лес пришли? Зря стараетесь. Не найти вам Осень золотую, не пытайтесь, я её дождем намочила, листопадом закружила.

Ведущая:

Что же делать, как же быть?

Нужно Слякоть проучить.

Ведущая. Вот что мы придумали! Мы проведём соревнование. Если победят ребята, то Осень достанется им. Если победишь ты, тётушка Слякоть, то мы уходим из леса!

(Игра- соревнование «Собери листочки»-- в игре 2 участника соревнуются с тётушкой Слякотью На подносах лежат по 1 кленовому, дубовому, берёзовому листочку, разрезанному на части. По команде под музыку собирают по частям листочки.)

У тётушки Слякоти ничего не получается. Она сердится, брызгает водой.

Ведущая . Вы, ребятки выручайте,

Злую непогоду заболтайте.

Старичок - лесовичок:

Ладно, тетушка Слякоть, мы уйдём, но только если ты отгадаешь наши загадки.

Тётушка слякоть:

Ничего проще не бывает, загадывайте, сейчас я их быстро разгадаю.

Дети загадывают загадки.

1. Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (осень)

2. Пушистая вата

Поплыла куда-то

Чем вата ниже

Тем дождик ближе.(туча)

3. Летит, а не птица

Воет, а не зверь. (ветер)

4. Дни стали короче

Длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осень)

5.Мальчик- крошка

В костяной одёжке

Мне попался на зубок-

Расколоть его не смог. (орех)

6. По городу дождик осенний гулял

Зеркальце дождик своё потерял

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит. (лужа)

7. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (осень)

8. Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто на встречу попадётся-

Обнимает и дерётся. (ветер)

(Слякоть разгадать загадки не может).

Тётушка Слякоть:

Битву всю я проиграла,

Ни одной не отгадала.

Уговор должна держать,

Придётся Осень вам отдать.

Старичок - лесовичок

А я за нею прослежу, чтобы больше ничего не натворила.

(Слякоть и старичок - лесовичок уходят. Заходит в зал осень.)

Осень:

Спасибо, милые мои друзья,

Так счастлива и благодарна я.

И на память вам

Листочки яркие раздам!

(Осень раздаёт листочки детям).

Осень :

Сейчас я ветер позову

Пусть прилетит мой брат крылатый.

Закружит он мою листву

И вы покружитесь ребята!

Игра «Быстрые листики» (музыка играет, листики на полу, музыка останавливается, дети берут по одному листику в руки. Кому не достался- садится на стул).

Ведущая:

Осень, рады мы, что ты пришла.

Что же ты нам принесла?

Осень:

Вот вам яблоки, как мёд,

На варенье, на компот.

Ешьте их и поправляйтесь,

Витаминов набирайтесь.

(Осень раздаёт яблоки)

Ну, а мне пора прощаться,

В лес осенний возвращаться.

Ждут меня ещё дела.

До свиданья, детвора!

(Под музыку Дунаевского " Непогода" Осень уходит из зала)

Ведущая:

Вот и заканчивается наш праздник

Ведущая. Ну, а мы пойдем в группу пробовать угощенья Осени.


Наталья Вячеславовна Ручкина
Занятие «Осенний лес»

Непосредственная образовательная деятельность по познанию (познавательное развитие) в средней группе МДОУ «Звёздочка» детский сад№23.

Воспитатель – Ручкина Наталья Вячеславовна.

Тема : «Осенний лес » .

Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени . Развивать умение устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы. Содействовать развитию сенсорного восприятия. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа.

Сбор осенней коллекции , гербария. Чтение стихов об осени , рассматривание репродукций картин с лесным осенним пейзажем . Целевые прогулки, наблюдения в природе. Коллективная работа «Панно из засушенных листьев» . Изготовление поделок детей с родителями из даров Осени .

Материал.

Письмо, коллаж «Лес» , коробка с дарами осени , сетка с листьями, диск с видео «Лес» .

Ребята, отгадайте загадку. Про какое время года говорится в ней. «Кто без красок и без кисти разукрасила все листья?» (Осень ) .

Я сегодня прихожу в сад, а у нас в группе лежит письмо.

Вот конверт большой и жёлтый.

Как же нас, конверт, нашёл ты?

Как попал ты в нашу группу?

Разберёмся, ой постой

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? - Лесной.

Открываю : «Пишет Волшебница Осень . Ждём вас в гости. Приходите в лес осенний ». Хотите?

А что же такое Осень ? Ответы детей : стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, солнце плохо греет. Какие еще изменения в природе произошли? – Листья пожелтели, опадают. Птицы улетают в тёплые края. Трава пожелтела. Как мы оденемся? Как позаботимся о своём здоровье? Чтобы уши не надуло – надеваем шапки. Чтобы горлышко не простыло – куртки, шарф. Чтобы ноги не намочить? – сапожки, ботинки.

А теперь давайте поупражняемся : Погода, когда часто идёт дождь, как называется? - Дождливая. Погода, когда часто дует ветер – ветреная. Когда пасмурно – пасмурная. Когда ясно – ясная. Погода осенью – осенняя .

Чтобы в осенний лес попасть , надо представить себе, что вы листочки.

Мы осенние листочки

Повернись, покружись

И в листочки превратись.

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Дети «летят» на стульчики – брёвнышко.

Листья осенью летят . Что же это? – Листопад. Вот мы и попали в осенний лес .

Эхо лесное, спросить я могу? Дети : Ау-ау-ау. Куда это листья лесные пропали? – Опали, опали, опали. Птички-певички, давно ли галдели. – Летели, летели, на юг улетели. Белки и зайцы, про вас мы не знаем. – Линяем, линяем, линяем. Так что же творится в лесу – спросим. – Осень , осень , осень . Подышим осенним воздухом .

Мы с вами собирали подарки Осени : листья, плоды, семена деревьев. Показываю коробку. Поиграем «С какого дерева листок?» - С берёзы – значит лист? – берёзовый. (Дуб, клён, рябина, семена ясеня, жёлудь) . Осень преподнесла нам щедрые подарки. Как здесь красиво! Показываю коллаж. Мы с вами украсили разноцветными листьями.

Зачем нужны опавшие листья деревьям? Ответы детей – Укрывают корни от холода. Воспитатель : как будто тёплые носки одели. Деревья сами сбрасывают листья. Если листья останутся, то зимой на ветках налипнут такие сугробы, что они сломают ветки.

Зачем нужны опавшие листья насекомым? Ответы детей – прячутся в листьях от холода, едят их. Помните, мы на участке видели, что улитки были завёрнуты в листья. Что делают бабочки, червячки, муравьи? Куда они прячутся? Ответы детей : Под кору, под корни деревьев, в муравейник, (закрывают ходы, выходы) . Что делают птицы? Улетают в тёплые края. Почему? Насекомые исчезли.

Физминутка. Зашумела листьями осень золотая .

Закружила в воздухе весело играя.

Вот листок берёзы, вот листок рябины,

Вот листочек ясеня, вот листочек яблони.

А кленовый листок нам под ноги сразу лёг.

Только ёлочки стоят, ронять иголки не хотят.

Ёлка сбрасывает все иголки? Стоит, скучает – показываю на коллаже. Подул ветер, полетели, закружились листья : клён подарил свой листок ёлке (дуб, рябина) Приклеиваю листья. Что особенного стало в этой ёлке? Ответы детей – нарядная, осенняя .

Ой, а кто это там пыхтит? Что делает ёжик? Ответы детей : роет норку, прячется под листьями. (Белка – собирает орехи, несёт в дупло. Заяц меняет шубку, грызёт кору. Медведь делает берлогу) Воспитатель : С помощью рыхлых листьев сохраняется воздух для дыхания, и падающий снег не уплотнится.

Воспитатель : Мы видим в лесу (показываю) грибы. Зачем они нужны животным? Ответы детей : ими питаются животные.

Ой, сколько листьев в лесу! Представьте, что листья из года в год падают, падают – сколько бы их набралось (показываю жестом) . Но после зимы листьев становится меньше. Куда же они деваются? Ответы детей. Воспитатель : Перегнивают. А чтобы узнать, что с ними бывает мы положим листья в капроновую сетку, уплотним. Когда пойдём гулять - эту сетку закопаем под клумбу и оставим на всю зиму. А когда снег растает, вытащим сетку и посмотрим, что произойдёт с нашими листьями (превращение) .

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы осенние листочки , разноцветные листочки

Повернись, покружись и в ребяток превратись.

Дети садятся.

Ребята, а я тоже ходила в лес за грибами, и сняла на видеокамеру осенний лес , записала на диск. Давайте посмотрим. Комментарии по просмотру.

Я хочу предложить вам сделать из засушенных листьев грибы и отправить Осени в подарок .

Вы сейчас немного отдохните.