Воспитание детей в школе. Роль классного руководителя в воспитании успешной личности современного школьника Роль классного руководителя в воспитании ребенка

Трансформации, которые произошли за последнее время, сопровождались значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что привело исчезновению идеалов и потере духовных ценностей. В связи с этим роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи в современной школе приобрела важное значение и является одним из приоритетных направлений образования.
Классный руководитель, работающий с коллективом учащихся должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, и следует выбирать направления и формы работы с родителями, ведь взаимодействие классного руководителя с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Президент отметил, что в разработанной им программе-стратегии "Казахстан-2050" семья занимает особое место. Он подчеркнул, что благополучие этого социального института является стержнем для всех уверенных начинаний в обществе и государстве. Власти страны стремятся создать условия для всестронней поддержки казахстанский семей, развивая социальный сектор политики и экономики. …Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа – толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее.
Работа классного руководителя с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики школы, именно поэтому так велика роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи. Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов:
структура семьи;
материальный уровень семьи;
личностные особенности родителей;
психологический климат в семье;
помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей, т.е. будет реализован воспитательный потенциал семьи.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт школы, особенностью которого является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Работая с классом, я хорошо представляю формирующую роль семьи и значимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов.
Владение такой информацией, позволяет предвидеть, как отношение в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, я и выбираю направления работы с родителями. Планируя работу, руководствуюсь одним из основных правил взаимодействия педагога с родителями – уважение, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами низкого поведения родителей. Родители должны видеть в своем классном руководителе человека знающего, авторитетного и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
Работу по реализации воспитательного потенциала семьи, я начинаю с определения целей взаимодействия:
повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации родителей, детей;
расширение сферы участия родителей в организации жизни школы.
Моя система работы по реализации воспитательного потенциала семей учащихся включает в себя три основных компонента:
1. Установление форм и видов взаимодействия с семьей:
Работа направлена на установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
2. Взаимодействие классного руководителя, родителей, детей:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со школьной жизнью ребёнка;
объединение усилий классного руководителя и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и школы.

3. Взаимодействие семьи и школы в интересах творческого развития личности ребенка.
Включает разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей. Перечислю проведённые мероприятия:

Беседа в вопросах и ответах (индивидуальная консультация родителей по вопросам воспитания)
Копилка полезных советов
Памятки для родителей
Праздник «День именинника», « Наурыз Мейрамы», « День семьи», « Папа, мама, я – спортивная семья», рисунки на асфальте - общешкольное мероприятие.
Индивидуальные консультации
«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Конкурсно – игровая семейная программа.
«Интеллектуальный марафон»
Встречи многодетных семей, ветеранов;
Благотворительные праздники и концерты для семей, привлечение родителей к Организации экскурсий, праздников;
совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).
Родительский лекторий: "Университет педагогических знаний. Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний» и др.
Посещение учащихся на дому.
Каждый из представленных выше компонентов деятельности по
реализации воспитательного потенциала семьи мною, как классным руководителем, включает следующие формы взаимодействия:
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика разнообразна: "Мы - одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению" и др. Кроме того приходится разнообразить форму проведения родительского родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др. Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.
Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организую специальные встречи с отцами детей, провожу конференции-размышления, собрание "Роль отцов в воспитании детей" и др.
Презентации опыта семейного воспитания - проводятся с привлечением психолога, логопеда и др. специалистов.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания. Встречи родительской общественности с администрацией школы. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальные консультации. На которых даю родителям возможность рассказать все то, с чем они хотели бы познакомиться в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации использую анкеты "Мой ребенок",и др. которые заполняется совместно с родителями
Тематические консультации. Беседы. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Посещение ученика на дому. Заранее предупреждается родитель о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение кл.рук должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого вначале разговариваю на отвлеченные темы, расспрашиваю о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждаю причину прихода в семью.
Родительский комитет. Родительский актив - это опора, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива. Благодаря чёткой работе моего родительского комитета в классном коллективе сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:
(хотелось бы перелистать странички некоторых наиболее удачных мероприятий)
в познавательной деятельности: неделя науки, совместное создание научных проектов, дни открытых дверей, праздник знаний и творчества, турнир знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты, презентации Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это конкурсы: "Семейное увлечение"; викторина "Круг семейного чтения" и другие;
в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение, выставки "Мир моих увлечений", изготовление поделок, создание снежных фигур и др.;

В досуге: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы экскурсионные поездки,. Широкое распространение получают классные семейные праздники: День рождения, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, и др.

Весь мой педагогический опыт подтверждает слова А.С.Макаренко, сказавшего, что мы (педагоги) «…должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».

Считаю, главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам школьного коллектива является профессиональная организация педагогом совместной деятельности детей и родителей. То есть именно партнерство классного руководителя и семьи помогает реализовывать воспитательный потенциал. Ведь так хочется, чтобы две силы: семья и школа, как два мощных локомотива, тянули в одну, а не в разные стороны.

Наверное, секрет успехов моей работы с детьми заключается в том, что мне очень везет с родителями. В условиях деловой и доброжелательной обстановки мы обсуждаем проблемы, возникшие у наших детей, пытаемся найти пути выхода и принимаем решения.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности воспитания учащихся начальной школы, совместно с их родителями, достигать положительных результатов.

Итак, именно такой видится работа школы, класса по реализации воспитательного потенциала семьи классным руководителем. Эта работа системная, многоплановая, повседневная.
А закончить мне хочется словами В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

Начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в . Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Роль классного руководителя в воспитании успешной личности школьника

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Cовременное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи,смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными.Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. . Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же,большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Размышляя над проблемой, как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной, я вышла на необходимость создания собственной воспитательной программы, которая помогла систематизировать работу классного коллектива и помогла развиваться учащимся.И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становиться реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым,духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

У чеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

С оциализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

П озитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Е динство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Х аризма – исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Программа «Лестница успеха» позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Эта программа - осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Программа рассчитана на 4 года - четыре ступеней:

Ступенька первая-1 класс -«Созвездие юных дарований»(формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей. к творчеству; воспитание красотой и через красоту, формирование детского коллектива). «Я +мои друзья-вместе классная семья»(формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала).

Ступенька вторая-2 класс -«По лестнице успеха»(гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу). «Людей не интересных не бывает»(воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности).

Ступенька третья -3 класс -«Счастье. которое мы ищем»(сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности,становление профессионального самоопределения).

Ступенька четвёртая - 4класс -«Мир взаимоотношений-честь и достоинство»(развитие познавательны интересов учащихся,их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя. других, любое дело; научить его жить в коллективе,строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимоподдержки).Она не противоречит воспитательной программе школы и перекликается с основными направлениями,целя ми и задачами школьной программы. Цель программы-создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой,с окружающей действительностью,занимающего активную позицию в обществе. Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы являются:

    Малая Академия наук.

    Гармония здоровья.

    Свеча надежды.

    Созвучие юных сердец.

    Колокола времён.

    Кладезь семейной мудрости.

Основные положения моей воспитательной системы:

    Индивидуальный подход в воспитании.

    Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

    Системность в работе.

    Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

1. Индивидуальный подход в воспитании. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом,стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др.Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования

3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина.Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа,систематически проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности происходит через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие физической культурой. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение - Похвалите меня!

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они – на протяжении всей моей работы в школе научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась и стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

«Нести детям радость, содействовать успеху».

Классным по-разному можно быть,

И не испытывать радости.

С горечью к детям своим заходить,

И выполнять обязанности.

А можно и так: Утром встать

И, помышляя о чуде,

В школу лететь, к классу бежать

К таким ещё не совсем взрослым людям!

Роль классного руководителя в воспитании детей

Из опыта Чжань Т.А.

Немало можно добиться строгостью, много – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.

И.Гете.

В наше время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Успех педагога зависит от его позиций. Только тот классный руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу и ориентирован на успех каждого ученика и класса в целом, сможет добиться успеха в своей работе.

Начав работать в школе, я каждый день продумывала как мне вести себя с детьми, перечитывала книги по психологии и педагогике, репетировала уроки. Но очень скоро я поняла, что дети – это стимул в моей работе. Они помогали мне, вдохновляли, подталкивали меня к активным действиям. Мне хотелось, чтобы они видели, что я во всем готова их поддержать, помочь. Мои подопечные такие разные, непохожие друг на друга, но каждому хочется чем-то выделиться среди других. Одни занимали лидерскую позицию, другие - уходили в тень. Так я поняла, что мне предстоит большая работа, чтобы создать в классе благоприятный климат и использовать потенциал каждого ребенка на общее благо.

Целью моей работы стало оказание помощи каждому ребенку в определении своего жизненного пути, воспитание толерантного отношения друг к другу, построение среди детей доверительных отношений. Очень хотелось, чтобы в моем классе сформировался полноценный классный коллектив.

Задачами для достижения это цели я считаю:
создание благоприятных условий и возможностей для формирования личности каждого ученика,

Выявление творческого потенциала каждого ребенка,

Расширение кругозора и эрудиции учащихся,

Стимулирование их творческой активности в различных видах внеурочной деятельности,

Воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,

Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими.

Классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития. Начав работать, я, как и многие другие, больше внимания уделяла трудным и одаренным детьми. Но очень скоро я поняла, что специального сопровождения и поддержки требуют и другие дети, ничем не выделяющиеся или дети-инвалиды. Я стала стараться создать для них условия для проявления их возможностей, чтобы они были заметны и принимаемы в классе.

Проводя из года в год социометрические методики, я заметила, что многие удерживали лидерские позиции на протяжении нескольких лет. Я решила использовать это. Учебные лидеры помогали с подготовкой отстающим ребятам, предпочитаемые являются отличными помощниками при проведении классных мероприятий, потому что они могут организовать детей, подготовить поздравление, оформить газету. Мастеровой лидер поддерживал порядок в классе.

Сформировать гуманистический климат в классе мне помогали занятия с элементами психологического тренинга. Мне было важно подтолкнуть ребят друг к другу. Мы часто садились в круг и обменивались своими впечатлениями, рассуждали на разные темы. Поначалу ребята стеснялись высказываться. Тогда я перешла на игры. Это оказалось более эффективным и интересным для них. Детей, испытывающих неприязненное отношение друг к другу, я старалась поставить рядом, чтобы им как можно больше пришлось взаимодействовать. Через какое-то время я заметила, что агрессия и ненависть постепенно уходят на задний план.

Совместно со школьным психологом я неоднократно проводила исследования психологического климата в нашем классе. Для диагностики использовались методики Л.Г. Жедуновой, А.А Андреева. По итогам исследований свой класс считают дружным - 88% опрошенных, комфортно чувствуют себя в среде одноклассников 89%.

100% опрошенных оценили работу классного руководителя наивысшим баллом.

Что касается работы с семьей, то я уверена, что с родителями нужно сотрудничать. Но и они должны понимать, что привычные методы, которые раньше использовались для воспитания, сегодня к детям не применимы. Моя задача - оказать помощь родителям в решении вопросов воспитательного характера, способствовать эффективному взаимодействию. Хочу сказать, что мои родители достаточно хорошо идут на контакт, посещают родительские собрания, принимают участие в поездках и экскурсиях, соревнованиях.


Роль классного руководителя в воспитании успешной личности школьника

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи,смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. . Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
У чеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

С оциализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

П озитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Е динство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Х аризма – исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Программа «Лестница успеха» позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Эта программа - осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Программа рассчитана на 7 лет - семь ступеней:

Ступенька первая-5 класс «Созвездие юных дарований» (формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту, формирование детского коллектива).

Ступенька вторая-6 класс «Я+ мои друзья-вместе классная семья» (формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала).

Ступенька третья-7 класс «По лестнице успеха» (гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу).

Ступенька четвертая-8 класс «Людей не интересных не бывает» (воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности).

Ступенька пятая-9 класс «Счастье. которое мы ищем» (сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, становление профессионального самоопределения).

Ступенька шестая-10 класс 2Мир взаимоотношений-честь и достоинство»(развитие познавательны интересов учащихся, их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя. других, любое дело; научить его жить в коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки).Она не противоречит воспитательной программе школы и перекликается с основными направлениями,целя ми и задачами школьной программы. Цель программы-создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год,а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы являются:
Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю шестой год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования
3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка.. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение - Похвалите меня
Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

К таким ещё не совсем взрослым людям!