Как проявляется агрессия у детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение часто выдает скрытую уязвимость. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Стадии развития детской агрессивности

Агрессия - часто возникающая и, в общем, нормальная для ребенка реакция, и проявляется агрессивность в разных формах.

Младенчество, или - в понимании психоаналитиков - оральная стадия . С первых дней жизни малыша матери кажется, что он родился агрессивным, потому что он кусает грудь, отталкивает бутылочку, срыгивает, всё - как будто ей назло. Окончание младенчества, или - в понимании психоаналитиков - анальная стадия . Агрессивность в этот период может проявляться в жестоком, безжалостном, вплоть до садизма, отношении к мелким домашним животным.

В два-три года агрессивность выражается в приступах гнева и протестующих криках, когда родители требуют послушания.

— В это время часто наблюдается склонность к разрушению: ребенок все ломает, прежде всего для самовыражения, а кроме того, таким образом он усваивает, что такое запрет.
— По мере того как малыш подрастает, агрессивность и страсть к разрушению ограничиваются только тем временем, когда он чем-то недоволен.
— Как правило, агрессивность проявляется чаще при конфликтах, в первую очередь - с сестрами и братьями.
Положительная сторона агрессивности - это для ребенка способ проверить силу любви к нему и надежность семейных связей.

С четырех-пяти лет агрессивность проявляется в основном в отношениях с другими детьми. Когда мальчик или девочка попадает в группу, ему или ей необходимо защитить здесь свое место и обозначить границы своей личной территории. Ребенок этого возраста, казалось бы, даже и достаточно хорошо воспитанный вдруг демонстрирует приступы ярости, сопровождающейся стремлением крушить все вокруг. Социализация ребенка зависит от его способности управлять собственной агрессивностью и противостоять агрессивности других.

Агрессивность ребенка вызывает тревогу, если становится для малыша единственным средством самовыражения или самозащиты. В таких случаях агрессивность можно рассматривать как проблему более или менее серьезную, но не стоит отчаиваться, полагая, будто все непоправимо.

К родителям работники детского сада обращаются только в тех случаях, когда ребенок агрессивно ведет себя в коллективе.

Однако ничуть не меньше надо беспокоиться, когда у ребенка наблюдается чересчур сильное подавление собственной агрессивности или страх перед агрессивностью других: и то и другое способно помешать нормальной жизни малыша в группе. И в том и в другом случае ему требуется помощь.

Если ребенок кусает в яслях других детей

Такое поведение встречается достаточно часто, пугаются его в равной степени и родители детей-жертв, и родители ребенка-агрессора, хотя на самом деле в том, что младенец нескольких месяцев от роду покусал других младенцев, нет ничего трагического.

Ваш ребенок проходит в это время первую, оральную, стадию развития, при которой познание мира идет главным образом через рот. Младенец тащит в рот что попало, любую игрушку сосет по-настоящему или только посасывает, обслюнявливает, «целует» или «пожирает», и подавить его неосознанную оральную агрессию в это время еще трудно. Однако нередки случаи, когда, увидев, что сосед по манежу, в отношении которого проявлена такая агрессия, расплакался, ребенок-агрессор не просто удивляется этому, но пугается, если не приходит в ужас от сделанного.

Необходимо четко сформулировать запрет. Франсуаза Дольто без стеснения напоминала даже самым крошечным детишкам, что одна из основ современного общества - запрет на каннибализм!

Ребенку надо объяснить - причем так, чтобы он понял: укушенному становится очень больно, и именно поэтому взрослые сразу же бросаются его защищать. А вот что взрослый ни в коем случае не должен делать - это кусать ребенка-агрессора («Пусть поймет, каково укушенному!»): давать за обиженного сдачи - очень плохой пример запрета!

Нужно следить за тем, чтобы малыш не вжился в образ агрессора. Если, запрещая ему кусаться, вы станете при нем расхваливать других, более спокойных, детей, называть их «лапочками» и «солнышками», это может только закрепить агрессивность в поведении вашего дитяти.

Одно из важнейших условий для воспитателя: проблему следует решать внутри коллектива, без особого вмешательства родителей, привлекая в случае необходимости работающих в яслях психологов.

Если в детском саду ребенок часто дерется или просто бьет других детей

Агрессивность, которая проявляется, когда малыш впервые приходит в детский сад, то есть когда ему около , может быть знаком того, что ему трудно расставаться с мамой или приспосабливаться к садику.

Агрессивному ребенку чаще всего трудно понять сигналы, которые посылают ему другие дети . Иногда он слишком остро реагирует на то, что кажется ему угрозой или насмешкой, а когда его за это наказывают, воспринимает наказание как несправедливое.

Агрессивному ребенку иногда кажется, будто на него нападают, - даже в тех случаях, когда никакой угрозы нет . Этот страх перед тем, что на тебя нападут, выливается порой в самоотождествление жертвы агрессии с агрессором .

Следите за собой, за собственными реакциями ! Конечно, очень неприятно, когда тебя вызывают в детский сад из-за того, что твой ребенок плохо себя ведет, и даже если воспитатели не слишком драматизируют происходящее, родителям за ребенка стыдно, но это не значит, что надо, вернувшись домой, строго малыша наказать. Наказание может быть чрезмерным даже в том случае, если вы чересчур возбужденно расспрашиваете его о том, что случилось в садике. «Ножницы» между тем, что, с его точки зрения, случилось и вашей на это реакцией способны привести малыша в полное замешательство.

— Проводите с вашим ребенком больше времени, спокойно разговаривайте с ним о том, что делается в детском саду, интересуйтесь тем, как там играют, как гуляют, а не только тем, какие проводятся занятия.



— Ищите вместе с ребенком способы разрешения конфликтов, не побуждая его дать сдачи или как-либо еще защититься физически.

— Помогите своему малышу не утверждаться в образе «трудного ребенка» и не поддерживайте этот его образ в глазах воспитателей.

Вы легче добьетесь положительных результатов, если вместо того, чтобы конфликтовать с детским садом, будете рассматривать ситуацию с вашим ребенком критически. Однако не следует видеть в агрессивном поведении трехлетнего малыша знак того, что он вырастет асоциальным типом. Иногда, конечно, такое случается, но крайне редко.

Причины агрессивного поведения ребенка

Замечайте все, что может питать агрессивность вашего ребенка

— Благоприятствовать проявлениям агрессивности ребенка может насилие, пассивным свидетелем которого он стал, увидев в телепередаче или видеоигре. Ограничивайте время, которое малыш проводит перед экраном, и строго отбирайте то, что он смотрит.

Насилие в семье. Сегодня уже хорошо известно, что насилие, которое родители проявляют по отношению друг к другу, очень плохо отражается на детях и может сказаться на их поведении в детском саду.

Постарайтесь увидеть, что стоит за агрессивностью ребенка, не зацикливаясь только на ней.
За агрессивным поведением следует искать переживаемую ребенком эмоциональную боль.

— Если ваш ребенок страдает из-за соперничества в семье с братьями и сестрами, агрессия по отношению к детям из его группы в детском саду может быть способом переноса на них этих своих страданий.

— Ваш ребенок может страдать из-за развода родителей.

Агрессивное поведение часто выдает скрытую уязвимость.

— Когда во время сильных переживаний происходит «короткое замыкание» способности думать, а не находят выражения в словах, агрессивное поведение становится единственным средством привлечь внимание к своим невзгодам.

Случается также, что агрессивным поведением маскируется депрессия. Ребенок неохотно признает, что внутренне уязвим, и ему кажется, что агрессивным поведением он доказывает свою силу.

Для того чтобы научиться представлять себе ситуацию с точки зрения ребенка, требуется много терпения:

  • но это не означает, что вам нужно одобрять любое его поведение.
  • тем не менее должны быть сразу и четко обозначены границы допустимого.

Консультация у детского психолога или психоаналитика

Естественным и логичным следствием ваших размышлений о тайных страданиях малыша, которыми и объясняется его странное или агрессивное поведение, может стать консультация у детского психолога или психоаналитика.

— Необходимо, чтобы ваш ребенок понимал: визит к специалисту - отнюдь не наказание.
— Психолог, психоаналитик, детский психиатр существуют не для того, чтобы читать ребенку мораль, но и не для того, чтобы подменить вас и проявить власть там, где вы, как вам кажется, ее утеряли.
— Нужно, чтобы ваш ребенок проникся к выбранному вами специалисту полным доверием, иначе разговор с ним окажется невозможен. При этом совершенно нормально, если малыш не сразу примет необходимость такого разговора, ибо, во-первых, ему может быть стыдно, а во-вторых, вполне может оказаться, что причина его истинных страданий совсем в другом.

Оральная стадия в психоаналитической теории 3. Фрейда - начальная психосексуальная стадия, младенец получает основные впечатления от стимуляции ротовой полости и зоны вокруг рта. Оральные потребности удовлетворяются, прежде всего, во время грудного кормления, но также путем сосания пальца или засовывания в рот находящихся рядом предметов. Фрейд полагал, что к концу первого года жизни ребенка оральная фаза сменяется анальной. (Здесь и далее , если специально не обозначено - примеч. перевод .)

Анальная стадия психосексуального развития - второй этап генетической концепции 3. Фрейда. Характеризуется этот период тем, что удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Проходит со второго по третий год жизни.

Франсуаза Дольто (1908-1988) - французский педиатр и детский психиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности, тонкий и одаренный клиницист. Кроме того, Дольто стала известной благодаря огромной общественно значимой работе, которую она вела во имя «Дела детей» не только у себя на родине, но и по всему миру.

Самоотождествление жертвы с агрессором (или стокгольмский синдром) - защитная реакция, при которой субъект, стремясь выжить, уподобляется агрессору, то есть принимает его мотивы, ценности, установки и жизненные позиции.

Чем бы ни было вызвано агрессивное поведение детей дошкольного возраста, оставлять этот факт без внимания нельзя. Несмотря на то что в некоторых случаях агрессия исчезает самостоятельно, большинство детей сохраняют такое поведение и в .

Условно делится на 2 формы — внешнюю и внутреннюю. Особенности внешней агрессии в том, что она направлена на окружающих. Это могут быть родители, воспитатели, другие дети, животные и даже игрушки.

Ребенок выражает свое отношение несколькими способами:

  • устно;
  • жестами;
  • физически.

Капризы, угрозы, обидные слова — это все проявления внешней агрессии. Даже если малыш просто , родителям нужно обратить на это внимание.

К агрессивным жестам относятся такие действия, как:

  • махание кулаками;
  • замах рукой (попытка ударить);
  • кривляния;
  • топот ногами;
  • передразнивание.

Если ничего не предпринять, в скором времени малыш перейдет к физическому проявлению агрессии. Он начнет драться, толкать, щипать, кусать и царапать окружающих.

У агрессивных детей старшего дошкольного возраста отсутствуют такие навыки, как сострадание и понимание. Они не воспринимают чувства других, не могут посочувствовать и помочь. Вместо этого появляется злорадство над неудачами сверстников.

Стоит отметить, что у агрессивных детей старшего дошкольного возраста, как правило, хорошо развит интеллект и логическое мышление. Они лучше других справляются с учебными и игровыми заданиями.

Внутренняя агрессия проявляется в желании причинить вред самому себе. Такие дети бьют себя, вырывают волосы, кусаю ногти либо губы. Внутренняя агрессия у детей дошкольного возраста приводит к замкнутости и скрытности. Они необщительны, не участвуют в играх, не хотят заниматься. Иногда они становятся жертвой агрессивного поведения детей в своем окружении.

Если родители замечают признаки агрессивного поведения (внешнего или внутреннего), необходимо найти причину. Только так можно исправить ситуацию. Не нужно надеяться, что все наладится само собой.

Причины агрессии у детей

Агрессия детей дошкольного возраста может быть спровоцирована разными факторами. Однако в основе такого поведения одна единственная причина — малышу не комфортно в сложившейся ситуации. Не имея возможности изменить саму ситуацию, малыш проявляет свое недовольство агрессивным поведением.

Согласно статистике, самая распространенная причина неадекватного поведения детей старшего дошкольного возраста — это проблемы в семье. В основном это результат отношения родителей друг к другу. Если в семье часто случаются ссоры, а конфликты решаются только на повышенных тонах, и начинает проявлять агрессию к окружающим. — самая частая причина внутренней агрессии среди детей дошкольного возраста, которые считают себя виноватыми в случившемся.

Конфликты в семье являются причиной проблем с поведеним ребенка.

Даже если родители живут в мире и согласии, но слишком много работают, это может стать причиной неадекватного поведения. Малыш не понимают, зачем маме и папе так много времени проводить отдельно от него. Он знает лишь то, что недополучает любви и ласки со стороны близких людей.

Подобное поведение может быть вызвано безразличием со стороны родителей к потребностям малыша. Например, если игнорируются его просьбы и желания, когда не учитывается мнение малыша, в особенности, если вопрос важен для ребенка. Если родители слишком строги.

Очень внимательно нужно следить за тем, что смотрит и во что играет ваш ребенок. Особенности психологического развития детей таковы, что к агрессивному поведению нередко приводит просмотр мультфильмов и фильмов с обилием жестоких сцен. Даже если основная идея мультиков — это борьба добра со злом, в них не должно быть боли и тем более сцен уничтожения противников.

Довольно часто родители отмечают, что спокойный уравновешенный малыш может вести себя непривычно, вернувшись из детского сада. В таких случаях агрессивность детей дошкольного возраста обусловлена обычным переутомлением. Избыток информации и эмоций в течение дня порой весьма неожиданно влияет на детскую психику. Но в этом случае ребенок раздражителен лишь изредка. Если агрессия — это постоянное состояние, причина значительно серьезнее.

Как помочь

Заметив приступы агрессии у детей старшего дошкольного возраста, родители должны как можно быстрее изменить ситуацию. Начать придется с себя.

Нужно прекратить все споры в присутствии ребенка, чтобы малыш не впитывал негативные эмоции. Стоит пересмотреть свои , . Потребуется увеличить количество времени, проводимого с малышом. В такие периоды дети как никогда нуждаются в любви и внимании.

Если случилось так, что малыш уже разозлился, нужно переключить его внимание на что-то интересное. Ребенок успокоится за несколько минут.

В случае, когда конфликт уже произошел, и маленький задира кого-то обидел словами или поступками, нельзя его ругать. Нужно как можно спокойнее объяснить, почему так делать нельзя, сколько огорчение доставляет такое поведение. Будьте готовы, что агрессивно настроенный малыш не сразу воспримет эти слова. Подобные беседы будут повторяться неоднократно.

Иногда людям просто необходимо избавляться от негативных эмоций. Таковы особенности психики человека. Если не выплеснуть негатив, он перерастет в конфликт, и дети не исключение. Нужно выбрать в доме одну подушку либо игрушку, которую можно будет бить и пинать при необходимости.

Хороший способ избавиться от напряжения — рвать бумагу, например, старые газеты. А если позволить подкидывать их вверх, недовольство быстро перерастет в веселье.

Каждый родитель сам подбирает наиболее подходящий вариант, опираясь на особенности сына или дочери. Но нужно помнить, что наказание, хоть и быстро усмирит маленького буяна, еще больше обозлит его.

Профилактические мероприятия

Как известно, любую проблему лучше предотвратить, чем решать. Родители должны следить не только за тем, что ест и во что одет ребенок, но и чем он занимается.

Стоит обратить внимание на то, что он . Любые недоброжелательные фильмы и мультфильмы нужно исключить, даже если они очень нравятся малышу. Лучше отдать предпочтение обучающим программам. Подойдут истории, в которых главные герои помогают окружающим.

Нужно следить, во что играет малыш один или со своими друзьями, а также за тем, как ведут себя другие дети. Плохое поведение очень заразно, особенности детской психики позволяют подстраиваться под любую ситуацию. Если ребенок дружит с агрессивно настроенными сверстниками, то, скорее всего, начнет их копировать.

В семье должны быть доброжелательные отношения между родителями и детьми. Кроме того, очень важно не выделять никого, если в семье несколько детей. Ревность — о очень плохое чувство, способное заставить даже самого доброго малыша обижать своих сестер и братьев.

Как можно чаще повторяйте ребенку, что вы его любите. Он должен слышать это каждый день. Если малыш знает, что любим, детский мир будет стабильным, и не будет причин для агрессии. Обнимать и целовать ребенка также нужно ежедневно, а лучше несколько раз в день.

Родители должны понимать, что поведение детей зависит только от них. Чтобы ребенок был добрым, он должен чувствовать заботу и любовь. Сложно проявлять то, чего не испытал на себе.

Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д.Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Данная статья будет полезна воспитателям, психологам, работающих с детьми дошкольного возраста, создающих условия для полноценной социализации детей.

Статья "Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Проблема социализации остается одной из актуальных и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации.
Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).

Елена Москалёва
Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение , противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно - одна из самых распространенных тем, с которой приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам) . Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Агрессивный ребенок приносит массу проблем окружающим и самому себе.

Устойчивая агрессия деформирует его личностное развитие, снижает коммуникативные навыки, продуктивный потенциал ребенка, он становится изгоем в кругу сверстников, объектом раздражения взрослых.

Виды агрессии .

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань) .

Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта, вызывающего раздражение. И проявляется в виде угроз, хамства и применение силы.

Косвенная агрессия – действия , которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу).

Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели.

Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии .

Как агрессивность проявляется у детей ?

Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста : не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению , то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности : нытье, непослушание, упрямство и др.

Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя» .

Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста . Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций , чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек : оскорбление, дразнилки, соперничество.

У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань) .

Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста .

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность , эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний , которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия : либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей , вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность , которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию .

Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало . Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.

Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.

Р. Кэмпбелл.

Факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности .

1. Семейные факторы :

Безразличие или враждебность со стороны родителей - очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним;

Разрушение эмоциональных связей в семье - когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту;

Неуважение к личности ребенка - агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями;

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей - чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека) . Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу;

Ограничение физической и эмоциональной активности - если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно;

Скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор (драки) ;

Грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний : бокса, боев без правил и т. п. ;

Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы : «А ты тоже его ударь» , «И ты сломай» , «А ты что, отнять не можешь!» ;

Просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;

Косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.) .

2. Личные факторы :

Подсознательное ожидание опасности - чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет;

Неуверенность в собственной безопасности - когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;

Эмоциональная нестабильность - до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.

Недовольство собой - отсутствием эмоционального поощрения от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно

Повышенная раздражительность из-за чувства вины.

3. Ситуативные факторы :

Плохое самочувствие, переутомление - чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни , когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то;

Влияние продуктов питания - доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью ;

Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Тип темперамента :

Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения.

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка .

Отказывается от коллективной игры.

Слишком говорлив.

Чрезмерно подвижен.

Не понимает чувств и переживаний других детей .

Часто ругается со взрослыми.

Создает конфликтные ситуации.

Перекладывает вину на других.

Суетлив.

Импульсивен.

Часто дерется.

Не может адекватно оценить свое поведение .

Имеет мускульное напряжение.

Часто специально раздражает взрослых.

Мало и беспокойно спит

Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей .

Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в следующих направлениях :

В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.

Психогимнастика

Релаксация

Проектное рисование.

Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

В свое время господин Зигмунд Фрейд доказал, что события, которые происходили, когда человек был еще маленький, оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь. И тогда ученые умы всерьез занялись изучением психологии детства. И вдруг выяснилось, что детям, которые до этого представлялись не иначе как добрые и кроткие ангелы, присуща совершенно недетская агрессивность.

Агрессия, как одна из форм нарушения поведения, у детей дошкольного возраста может проявляться как угодно - от раздражительности до жесткости. Эти «кроткие ангелы» могут жаловаться, оскорблять и угрожать, ломать чужие и свои игрушки и портить одежду, а еще драться, кусаться и плеваться! Конечно, такое поведение выходит за рамки нормы и ему нужна коррекция. Манера так держаться не может возникать из ниоткуда, она имеет под собой какую-либо основу. Поэтому для начала необходимо выяснить причины возникновения агрессии у детей столь юного (дошкольного) возраста.

Источники появления агрессии, а также ее особенности

Основанием для формирования агрессивного поведения могут быть самые разные факторы. Такими своими действиями ребенок дошкольного возраста пытается:

  • заставить своих сверстников и взрослых обратить на себя внимание;
  • получить что-нибудь;
  • показать, что он главный;
  • таким образом защищаться;
  • отомстить кому-то за что-то;
  • показать свое превосходство через унижение другого человека (ребенка).

Это все основные факторы. А еще агрессия может возникать благодаря психологической предрасположенности детей дошкольного возраста к ней. То есть, у них может быть склонность к враждебному поведению, если имеется хотя бы одна из ниже перечисленных проблем:

  • плохо развиты навыки эффективного общения;
  • неправильное воспитание в семье, гиперопека;
  • низкий уровень интеллекта;
  • отсутствует способность управлять своим психическим состоянием;
  • неразвита одна из главных форм деятельности ребенка дошкольного возраста - игровая;
  • очень низкая самооценка.
  • заболевания ЦНС.

В общем, агрессия - это такой способ адаптации. Кстати, учеными было установлено, что существует ген агрессивности, передающийся по наследству. Обычно он достается мальчикам, потому что связан именно с Y-хромосомами.

Особенности агрессии у детей дошкольного возраста

  1. Объекты - близкие родные люди.
  2. Многие из агрессивных детей воспитываются во вполне благополучных семьях.
  3. Часто появляется спонтанно.

Основная ошибка взрослых - родителей и педагогов - это подавление агрессивности, которое приводит к накоплению враждебных мыслей и эмоций внутри сознания ребенка. Последствием становится рано или поздно взрыв ярости и неумение соизмерять силу своей агрессии. Кроме того, совершенно неправильно считать, что если враждебность подавить, то сразу же вокруг настанет мир и покой. Нет, это не так. А еще родителям нужно разобраться в первую очередь в себе, потому что часто их требования вести себя спокойно не являются заботой о ребенке. Просто тревожность, нервозность и усталость становятся необъятными под детский шум и гам. И нужно объяснять детям истинные причины, а не просто говорить «нельзя».

Агрессия бывает направленной:

  • на самого себя;
  • окружающих: непосредственно на раздражитель или на более доступные объекты.

Проявление агрессии может быть словесным или выражаться жестами, интонацией, мимикой, а также может быть физическим.

Формирование агрессии


Первое проявление можно заметить, когда ребенок еще совсем кроха - примерно с двухмесячного возраста. В самом начале своей жизни малыш более чем когда-либо нуждается в родительском участии и одобрении его действиям. И здесь агрессия является способом привлечь внимание и добиться своего. Реакция взрослых на требования ребенка формирует его дальнейший характер. И от родителей зависит, станет ли агрессивность чертой его характера или нет.

Две крайности, два варианта развития событий - один результат.

  • Гиперопека и чрезмерная предупредительность родителей.

Если малыш при помощи агрессии постоянного добивается того, что ему нужно, то в подсознании его откладывается, что так оно и должно быть. Все усугубляется, если по темпераменту ребенок холерик или у него перед глазами есть пример - допустим, агрессивный отец. Из дома такая манера себя вести переносится в социальную среду. И со временем агрессивность может стать чертой характера ребенка.

Агрессия здесь как способ привлечь внимание или эмоциональная разрядка. Альтернатива развития событий в этом случае такая - чертами характера становятся замкнутость, тревожность и безынициативность.
Оба этих совершенно противоположных варианта семейного воспитания ведут к одному результату - формируется агрессия у детей.

Нужно помнить, что малыши считают родительское поведение авторитетным и единственно правильным, поэтому они копируют его. Взрослые не всегда это понимают и совершенно не узнают себя в каких-либо поступках своих детей. Они высказывают им свое неодобрение, а маленькие несмышленыши в ответ не могут понять почему. Мамам и папам необходимо в первую очередь следить за собой и контролировать свою агрессию!

Проявление агрессии, ее выражение у детей младшего (дошкольного) возраста

Иногда малыш, удовлетворяя свои потребности в признании и защите, использует для этого агрессивные способы. Почему? Ответ прост: он не умеет по-другому, навыки общения еще в зачаточном состоянии, он свободен от морали и от мук совести. А если дома его учат тому, что для достижения авторитета нужно бить всех подряд, то тогда тем более поведение ребенка становится понятным.

Маленькие дети часто вовлекают в свои ссоры и споры взрослых. Грамотным поступком родителей или воспитателей в таких случаях будет невмешательство (конечно, если нет угрозы жизни и здоровью). Лучше предоставить им самостоятельно решить свои конфликты - это будет очень полезный для будущей жизни навык. Так дети смогут научиться справляться с агрессией.

У мальчиков и девочек враждебность проявляется по-разному. Просто у мальчишек более открытое ее проявление. Девочкам такое выражение, в основном в силу их воспитания, претит. Девчонки с раннего детства учатся вуалировать свою агрессивность под маской иронии и сарказма.

Какие дети предрасположены к агрессии

Среди мальчиков агрессорами становятся те, кто вырос без отца, тем более, если в семье вообще мужчины отсутствуют и мальчишку окружают только обожающие его женщины. Яркий пример - Михаил Юрьевич Лермонтов. Воспитывала его бабушка. Он был очень возбудимым, нетерпимым и упрямым человеком. И эти его качества сыграли свою роковую роль в его короткой жизни.

Мальчишки, которые выросли в семье, где всем управляет очень жесткий и властный отец, а мама в противовес ему - мягкотелая и очень непоследовательная, также могут в будущем стать очень враждебными и конфликтными. Об изощренной агрессивности товарища Сталина, выросшего в подобной семье, известно всем.

А у девочек, наоборот, развитию агрессивности способствует семья, где мама авторитарная, а папа очень мягкий и неконфликтный. Примеры можно найти в замечательных сказках, например, в «Золушке» или «Морозко». Дочери, грубые и недоброжелательные хамки, просто примеряют на себя макет поведения своих мамочек.

Девчонки, по жизни предоставленные сами себе, выросшие без материнской любви и ласки, скорее всего тоже станут агрессивными. В этом случае агрессия - это способ выживания в нашем не всегда справедливом мире.

Коррекция и профилактика возникновения агрессии у маленьких детей дошкольного возраста

Коррекция такого поведения обязательно нужна. Специалисты дают по этому поводу несколько рекомендаций.

  1. Родителям и другим взрослым, находящимся рядом с детьми, необходимо личным положительным примером показывать, как нужно справляться с различными жизненными ситуациями.
  2. Очень важно, чтобы ребенок понимал и был уверен в том, что он любим без условий, таким, каков он есть.
  3. Постоянно не только словами, но и на собственном примере, обучать детей самоконтролю.
  4. Неуемную энергию малыша следует направить в мирное русло. Лучшее, что здесь может помочь, - это спорт. Он учит контролировать свои эмоции и поведение. Это могут быть, например, плавание, восточные единоборства. А можно записать малыша на кружок рисования, это тоже научит его концентрироваться.
  5. Требовать от ребенка дошкольного возраста что-то нужно только согласно его возможностям это требование выполнить. Здесь нельзя руководствоваться своими желаниями.
  6. Легкие проявления враждебного поведения лучше оставлять без внимания. Тем более не нужно привлекать к этим инцидентам посторонних людей.
  7. Нельзя забывать о пользе совместной с ребенком деятельности! И о том, что важно всегда подчеркивать его значимость в этом занятии.
  8. Агрессию как развлечение, а не как реакцию на что-то, лучше пресекать сразу!
  9. Ребенок должен знать, что он добрый, для этого нужно всегда ему об этом говорить.
  10. Важным шагом со стороны родителей будет научить ребенка состраданию. Если он будет понимать, что каким-то своим малоприятным поступком может огорчить близкого и дорогого ему человека, то он уже будет задумываться, прежде чем что-то совершать.
  11. Агрессивные эмоции всегда есть и будут. Их обязательно нужно выплескивать. Это можно сделать так: петь, бегать, играть с мячом, рвать бумагу, бить подушку и т. д.

Игры и другие занятия, как коррекция агрессивного поведения

Заметив за своим любимым чадом проблемы с поведением, можно с ним поиграть. Это тоже будет коррекция агрессивности. Только участвовать в игре обязательно нужно искренне. Ведь ребенок сразу почувствует фальшь.

Футбол с подушкой. Здесь роль мяча играет обыкновенная подушка. Нужно разбиться на 2 команды, минимум играющих - двое. Судьей, конечно, должен быть взрослый. Играть можно не только ногами, но и руками, и головой. Цель - ворота соперника.

Один час тишины и покоя и один час «можно все». Завести в семье такую традицию: когда родители устали, в доме должен установиться час тишины. В это время ребенок обязан вести себя спокойно. А в час «можно все» разрешается пошуметь на славу.

Игр и занятий такого типа можно придумать очень много. Главное, чтобы все они привели к желаемой цели - к тому, чтобы агрессия ребенка исчезла естественным путем и коррекция прошла успешно.

И все же, не стоит воспринимать эту форму поведения только как отрицательное качество. На нее можно посмотреть и с другой стороны. Например, в животном мире она необходима для продолжения рода. Ученые утверждают, что многие виды ныне существующих животных попросту не выжили, если бы не агрессия. Вероятно, человеческий род тоже мог бы прерваться.

Общеизвестно, что уменьшить проявления агрессивности взрослого человека практически невозможно, ведь его уже не перевоспитать. Поэтому коррекция обязательно должна начинаться в раннем возрасте!