Что делать с поведением ребенка в школе. Плохое поведение ребенка в школе. А что это такое – плохое поведение

Как часто можно заметить на улице малышей, которые капризничают, топают ножками, плачут, и родителей, которые из последних сил стараются сохранять спокойствие. Плохое поведение детей — не редкость. И всем взрослым полезно знать, как реагировать на , крик и слезы, чтобы сберечь свои нервы, а также сохранить психическое здоровье ребенка.

Чтобы избежать плохого поведения малыша, родители должны, прежде всего, разобраться в причине детской агрессии. Чаще всего источником всех бед являются ошибки мамы и папы. И лишь изредка дети начинают капризничать, увидев плохой пример на улице или по телевизору. Но в любом случае правильные действия родителей могут спасти ситуацию.

Причины плохого поведения ребенка

Причины плохого поведения различны, но как правило это недостаток внимания со стороны взрослых. Очень часто дети начинают шалить, баловаться, бить окружающих или плакать только для того, чтобы привлечь внимание родителей. Поэтому перед тем, , подумайте, возможно, малыш просто нуждается в общении с Вами, а Вы из-за своего загруженного графика работы вспоминаете о нем только тогда, когда он выходит из-под контроля? В таком случае порицания – не самый лучший способ общения. Постарайтесь уделять сыну или дочери больше внимания, организовывать совместные прогулки, семейные ужины, вместе заниматься творчеством, чаще разговаривать. А вот на плохое поведение ребенка лучше реагировать более прохладно. И тогда желая привлечь Ваше внимание и заслужить Вашу похвалу, малыш начнет вести себя лучше.

Еще одна возможная причина плохого поведения детей кроется в излишней опеке родителей. Нередко мамы и папы пытаются не только сделать за своего ребенка всю работу, но также и навязать ему свое мнение. Уже в возрасте 2-3 лет малыши начинают проявлять самостоятельность. Они буквально отталкивают родителей с криком « Я сам!». И дальнейшее агрессивное поведение детей дошкольного возраста во многом основывается на духе бунтарства и настойчивости в борьбе за свое «Я».

Чтобы избежать истерик и скандалов, родители должны научить ребенка действовать самостоятельно и начать ему доверять. Пусть совсем немного, только в рамках детской комнаты, но малыш должен чувствовать себя абсолютно самостоятельной личностью, ответственной за свои игрушки и за свои вещи. Даже если у него не всегда все получается, лучше пускай неумело убирает в своей комнате, чем в то время, пока Вы убираете за него, носится по всему дому и раскидывает вещи.

Ни в коем случае не критикуйте сына или дочь за ошибки! Сразу настройтесь на то, что их будет очень много. Но не забывайте о том, что постоянная критика и унижения могут негативно сказаться на психике ребенка. Он потеряет уверенность в себе и веру в свои силы. Ваши постоянные упреки могут заставить малыша думать, что у него все равно никогда не получится так же хорошо, как у Вас. И что самое страшное, он даже не будет пытаться выполнять Ваши просьбы. Это спровоцирует новую волну капризов и плохое поведение ребенка в школе.

Позволяйте малышу чаще расслабляться и получать удовольствие от жизни. Не нужно требовать от него успехов по всем предметам. Лучше вместе с ним определите, что ему по душе и занимайтесь дополнительно в одном или нескольких выбранных направлениях. Ребенок, увлеченный любимым делом, никогда не будет капризничать по пустякам.

Еще одна распространенная причина плохого поведения детей – протест. Нередко дети начинают буквально мстить взрослым за обиды, несправедливые наказания, невыполненные обещания, разочарования или даже ревность. И все это выливается в капризы, плачь, крики или открытый бунт. Обязательно определите причину детской агрессии и постарайтесь ее устранить. Никогда не забывайте о своих обещаниях и будьте справедливыми родителями. Не важно, покупаете ли Вы своим детям два дорогих велосипеда или просто делите мороженое. Постарайтесь избежать зависти, и обид в семье. И тогда у Ваших детей не будет поводов для мести, а значит и не будет причин для плохого поведения.

Очень часто дети начинают плохо себя вести из-за того, что они не могут оправдать слишком завышенные требования родителей. Ребенок не может стать чемпионом по боксу или выиграть соревнования по танцам, у него не получается закончить год на «отлично» или получить диплом за школьную олимпиаду. А родители, вместо того, чтобы поддержать ребенка и настроить его на будущий успех, начинают давить и поддевать его, сравнивая с другими детьми. В такой ситуации у многих малышей опускаются руки, они перестают стараться, забрасывают учебу, начинают проводить больше времени с друзьями, которые их понимают и ничего от них не требуют. А ведь до медали по боксу оставалось совсем немного, да и оценки в школе были очень хорошими. Получается, что все испортили сами родители.

Дети очень нуждаются в похвале и поддержке, а для взрослых очень важно вовремя пересматривать свои требования и радоваться любым успехам ребенка. Всегда ищите повод для гордости, старайтесь отмечать даже самые маленькие успехи своего чада. Это сделает его сильным и самоуверенным, а такие дети не капризничают и не хнычут без причин.

Коррекция поведения детей

Коррекция поведения детей основана на определенных принципов, которых должны придерживаться родители, чтобы исправить поведение своего ребенка.

Прежде всего, нужно постараться найти золотую середину между строгостью и полной демократией. Ребенок будет чувствовать себя в безопасности, если родители будут довольно строгими, но понятливыми.

Постоянно анализируйте поведение сына или дочери. Это позволит Вам предупреждать кризисные ситуации еще до их наступления.

Определите для себя наиболее типичные ситуации, в которых малыш начинает капризничать, и выработайте стратегию, как с этим бороться. Постоянство и терпение очень важны в воспитании.

Занимайте ребенка играми, упражнениями или работой по дому. И тогда Вы избежите ситуаций, когда малыш балуется просто так от скуки.

Сразу реагируйте на нежелательное поведение ребенка. Старайтесь сохранять спокойствие, просто разговаривайте с малышом и объясняйте ему причину Вашей негативной реакции. Но всегда строго пресекайте действия, представляющие опасность для его жизни и здоровья.

Никогда не критикуйте ребенка лично. Осуждать можно только поступки, но никак не людей. Малыш должен знать, что в любой ситуации он остается для Вас самым лучшим и самым любимым.

Как правило, когда мы слышим о плохом поведении ребенка в школе, большинству из нас представляется ученик начальной школы, который носится на переменах, не слушает учителя, подкладывает кнопки одноклассникам и на задней парте играет в игры.

Но некоторым родителям школьников среднего звена и старшеклассников также не спится ночами, решая головоломку: как улучшить поведение ребенка в школе? Кнопки и крики на переменах кажутся «цветочками» по сравнению с дерзостью учителям, прогуливанием уроков, ложью, курением во дворе школы, суицидальными наклонностями, употреблением наркотиков.


В данной статье мы поговорим о поведении детей в школе.

Для начала давайте определимся, что такое «поведение» и каким оно должно быть в школе.

Поведение – совокупность поступков, действий, способов общения, принятых в той или иной сфере взаимодействия, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, полученному воспитанию.

Хорошее поведение должно способствовать:

  • безопасности самого ребенка и остальных учащихся;
  • плодотворному учебному процессу.В школе практически в каждом классе (особенно в начальных) висит памятка поведения детей в школе, которая определяет правила поведения и с которой знакомят всех ребят.Обычно такая памятка состоит из 3 частей:- поведение ребенка на уроках;- поведение на переменах;- поведение на территории школы.Большое количество вводных вступительных занятий у первоклассников посвящены теме «Правила поведения детей в школе», в классе учитель развешивает рисунки детей о правилах поведения в школе.

Когда мы говорим о «плохом поведении», это значит, что оно идет вразрез с установленными правилами, порядком из-за разницы во взглядах, недостатка воспитания.

Под плохим поведением часто также понимается неадекватное и агрессивное поведение ребенка.


Естественно, родитель ответственен за воспитание ребенка, а также за привитие ребенку определенных навыков, норм этикета и хорошего тона. А как быть, если все это есть: и воспитание, и понимание того, как нужно себя вести, и что такое «хорошо». Но поведение страдает, классный руководитель устал вызывать родителей на родительское собрание по поводу поведения ребенка в школе.

Кроме того, поведение ребенка (детей) в школе и дома может кардинально различаться: с одной стороны, домашние «шалопаи» превращаются в прилежных учеников, находясь в школе. С другой стороны, учителя постоянно жалуются на поведение, казалось бы, спокойного послушного домашнего ребенка в школе.

Попробуем выяснить причины плохого поведения ребенка в школе и дать некоторые советы, как исправить агрессивное поведение ребенка в школе, как научить ребенка хорошему поведению.

Причины:

1.Психологический тип ребенка. Более эмоциональные, гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием, всплесками эмоций, молниеносной сменой настроения, излишней обидчивостью, болтливостью. Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, тревожностью, недостатком внимания, совершением опасных действий, отсутствием контроля двигательной активности.

Дети-интроверты, напротив, страдают угнетением внешней активности, тревогой, страхами, склонностью таить в себе многочисленные переживания.

Совет: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с помощью настольных игр.


2.Освоение территории. Своим поведением (негативным как нам кажется) ребенок для себя познает:- что можно, а что нельзя, т.е. границы дозволенного;- проверяет реакцию взрослых, учителей, одноклассников на его выходки, шалости и «подвиги».

Совет: пытаться с первого раза пресечь попытки «озорства», сразу ограничить круг разрешенных действий.

3.Отсутствие должного воспитания, культуры общения : ребенок- перебивает учителя, не выполняет его просьбы,- «подворовывает» у одноклассников,- не признается в содеянном, сваливая вину на других,- ужасно ведет себя в столовой,- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему классу.

Совет: ежедневное кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслуживания, правил поведения детей в школе.


4.Лидерские качества ребенка. В этом случае, плохое поведение – это своеобразный бунт ребенка на различные запреты, указания, приказы, попытки нравоучений со стороны взрослых. Подобным образом ребенок пытается самоутвердиться, показать собственное «я», что он «личность», отличная от других.

Совет: прислушиваться к ребенку, развивать его задатки, проявления характера в лучшую сторону, поощрять инициативу, быть другом и советчиком.

5.Попытка привлечь внимание. Порой для ребенка плохое поведение в школе - единственный способ привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной карьерой, внутренними проблемами между собой и т.д.

Совет: как можно больше уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими братьями и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе, отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.


6.Низкая самооценка ребенка. Неуверенность в себе, в собственных достижениях порождают отсутствие мотива к учебе («Зачем стараться и пытаться что-то делать, все равно ничего не получится»).

Совет: чаще одобрять положительные поступки, добрые слова и отношения к кому-либо, хвалить за попытки исправиться, за успех в любой сфере деятельности ребенка.


7.Подражание. Это присуще больше всего ребятам в подростковом возрасте 11-16 лет, когда в классе существует неформальный (или формальный) лидер с заработанным авторитетом, который может диктовать свои правила. Ребенок неосознанно пытается ему подражать, чтобы его признали за «своего», за «крутого», самостоятельного. Прежде всего, это касается курения (в т.ч. электронных сигарет), употребления энергетических напитков, наркотиков, алкоголя, посещения различных тусовок, компаний.

Совет: - быть ближе к ребенку, - объяснять, что сила и мощь человека в знаниях, образовании, - рассказать о последствиях употребления вредных веществ, тем более в детском возрасте.

Более серьезной и критической формой плохого поведения является девиантное поведение ребенка в школе. Выделяют два уровня подобной формы поведения:


  • - докриминогенную (поведение пока еще не представляет серьезной опасности окружающим – хулиганство, распитие спиртных напитков);
  • - криминогенную (серьезные нарушения, за которые предусматривается уголовная ответственность: распространение и употребление наркотиков, причинение тяжкого вреда здоровью кому-либо, проституция, воровство и т.д.).

Как правило, дети девиантного поведение - это:

  • - проживающие в неблагополучных семейных условиях;
  • - подвергаемые жестокому обращению.

Дети с девиантным поведением в школе ставятся на внутришкольный учет. На них заводится дневник поведения в школе или ведется карта наблюдения за поведением в школе. Эти документы оформляет классный руководитель либо школьный психолог. Ребенок обязан периодически приносить домой эти документы для ознакомления родителей. В них ведется наблюдение за поведением ребенка по следующим направлениям:


  • - поведение ребенка во время уроков;
  • - поведение на переменах в школе;
  • - поведение в школьной столовой, гардеробе;
  • - поведение во время посещения внешкольных мероприятий (поход в кино, музей, театр).

Также определяется психотип ребенка, его характер, условия проживания. Прослеживается динамика, тенденции поведения, на каждом уроке учитель должен делать в дневнике необходимые пометки. Итогом подобной методики становится характеристика поведения ребенка в школе.

Работа с детьми девиантного поведения в школе проводится педагогами, школьным психологом, социальным педагогом, директором. На родительских собраниях должно постоянно в обязательном порядке обсуждаться поведение детей в школе. Конечно же, не только на них лежит ответственность за поведение детей в школе, но и на родителях. Если ребенок состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, либо совершил преступление, его направляют в специализированную школу для детей с девиантным поведением. Школы предназначены для детей от 11 до 18 лет, которые попадают туда по решению суда за какое-либо преступление (школы закрытого типа) или направленные Комиссией по делам несовершеннолетних в случае отказа ребенка посещать общеобразовательную школу (открытого типа). Таким образом, обычных общеобразовательных школ для детей с плохим поведением не существует.

От многих родителей можно услышать: «Ребенка выгоняют из школы за плохое поведение. Закономерно ли это?»


Исключить ребенка из школы за плохое поведение возможно в трех случаях:

Если он обучается в данной школе не по прописке;

Исключение из школы после 15 лет;

Исключение за девиантное поведение и направление в специализированную школу.

Мы обещали дать советы по конструктивному общению с учителями и представителями школьной администрации. Разговаривать с учителем о проблемах ребенка приходится почти всем родителям - не только детей с СДВГ, о которых пишет в книге "Экстремальное материнство" Ирина Лукьянова. Как правильно построить разговор с учителем, чтобы это принесло пользу ребенку?

Взаимодействие со школой во всех случаях должно быть посвящено тому, как вам и школе совместно справиться с проблемами ребенка, - а не вашей родительской компетентности или недостаткам ребенка, реальным или придуманным.

Первое, что нужно сделать в таком разговоре - отделить проблему от личности ребенка . Не ассоциировать ребенка с проблемой, иначе это приводит к позиции "нет ребенка - нет проблемы".

Здоровая позиция для родителя: "мой ребенок - хороший, я его люблю, при этом я признаю, что у него могут возникать проблемы с учебой и поведением". Проблемы могут возникать у каждого человека; бороться надо не с человеком, а с проблемой.

То же самое стоит иметь в виду школе: ее цель - не выпихнуть неудобного ребенка, а помочь ему справиться.

Устранять конкретного Федю из решения проблемы не стоит: ему она тоже мешает жить. Правильное место для ребенка в такой ситуации - не у стены на педсовете с опущенными глазами, а за столом переговоров, где он вместе с родителями и учителями ищет подходящие решения. Ребенок не может быть объектом воздействия, он должен быть активным действующим лицом - иначе он просто не станет выполнять всего того, что придумают ему взрослые.

Для конструктивного взаимодействия очень полезно избегать оценок, обобщений, обвинений и оперировать фактами.

Оценки, обобщения и обвинения:

  • Он у вас буйный и плохо воспитанный.
  • Он ведет себя в классе неадекватно.
  • Он никогда меня не слушает.
  • У вас на уроке бардак.
  • В вашей школе вообще опасно находиться.

А это - факты:

  • Вчера он ответил девочке на обидное слово ударом в лицо.
  • На прошлой неделе в ответ на вопрос "Почему ты не пишешь контрольную?" сказал "А идите вы на фиг".
  • Вчера на уроке математики одноклассники кидались рюкзаком моего сына.
  • Когда дети подрались в раздевалке, рядом не было ни одного взрослого.

Разговаривая со школой или другими родителями, важно помнить о цели общения . Цель общения не сводится к тому, чтобы:

  • доказать им всем, что они идиоты;
  • заставить их принять мою точку зрения, потому что я лучше, круче и умнее;
  • продемонстрировать им, что никто не может говорить о моем ребенке ничего плохого безнаказанно;
  • выяснить, что еще там этот паршивец натворил и устроить ему дома конец света;
  • выяснить, кто виноват, наказать его или отомстить ему.

Цель общения - вместе найти решение объективно существующей проблемы и вместе помочь ребенку, которому трудно.

Если школа и родители вместе разбирают ситуацию, в которой кому-то был нанесен ущерб (моральный, материальный, физический), речь должна идти в первую очередь о возмещении ущерба, извлечении уроков и предотвращении подобных ситуаций в дальнейшем.

Как наказывать виновного - должно определяться именно этим: какие уроки он может извлечь, кто и как компенсирует ущерб, что сделать, чтобы этого не повторилось. Именно этими соображениями, а не болью и гневом, которые застят глаза потерпевшему (и его родителям, если пострадал ребенок).

Если ребенок оказался в роли обвиняемого, ему обязательно нужен адвокат, и вот здесь позиция адвоката - самая уместная для родителя. Но именно адвоката, а не сообщника: выгораживать, вместе врать, открещиваться от реально сделанного - педагогически ущербная политика.

Главная задача первого этапа общения - объединить союзников и точно описать проблему. Если вы с ребенком союзники, вам будет легче справиться со своими нервами: с чувствами вины, гнева, досады, ярости.

Если вы точно опишете проблему (ребенок на уроке не справляется со своими эмоциями, учитель не может отвлекаться, чтобы его каждый раз успокаивать, учитель пока не нашел методов эффективно справляться с его эмоциями) - можно будет разработать более подробный план решения проблемы.

Если все идет гладко на этом этапе, школа, родители и ученик садятся за стол переговоров и выясняют:

  • в чем конкретно заключаются трудности ребенка,
  • какие ресурсы может привлечь для решения проблемы школа, родители, что может сам ребенок.
  • создать план совместной работы,
  • разделить обязанности: кто за что отвечает;
  • наметить контрольные точки его выполнения,
  • выяснить, как будет оцениваться прогресс,
  • назначить режим последующих встреч для коррекции плана,
  • прописать для каждой стороны взятые на себя обязательства.

То есть надо добиться договоренности и точно зафиксировать ее - желательно письменно.

К сожалению, в реальности это дается родителям и школе довольно трудно, опыта такого почти ни у кого нет, и даже если у всех участников процесса есть добрая воля и желание найти решение, то приходится идти методом проб и ошибок. Вот какие этапы может включать разговор с учителем или другим представителем .

Обсуждайте проблемы ребенка, а не его диагноз

Не думаю, что во всех случаях правильно сообщать школе о диагнозе ребенка. Если вы уверены, что учителя разбираются в проблеме и знание диагноза позволит им лучше понять ребенка и грамотно выстроить программу помощи ему - тогда смело сообщайте. Если вы хотите разжалобить учителя или директора, воззвав к его милосердию, тогда не надо. Чем меньше вы доверяете учителю, чем меньше верите в его способность понять, что происходит с ребенком, тем меньше необходимость делиться с ним медицинскими сведениями. Последствия могут быть самыми прискорбными.

На нашем форуме были случаи, когда учителя публично объявляли ребенка ненормальным, заявляли при всем классе "что с него взять - он у невролога на учете состоит", сообщали родителям, что ребенка сначала надо вылечить, а потом в класс приводить (в отношении детей с СДВГ рекомендация абсолютно бессмысленная).

Мой собственный опыт тоже безрадостен: в тот единственный раз, когда я решила сообщить учителю ребенка диагноз (на тот момент ММД - минимальная мозговая дисфункция), учительница сочла, что это "фатальная умственная неполноценность", и ответила: "Если ваш ребенок идиот, отдайте его в школу для идиотов". А когда я заплакала, она припечатала: "Ну, если мать истеричка, откуда же ребенок нормальный будет?".

Сейчас я уже закаленная мать: я проработала мамой школьников 18 лет подряд - с того дня, когда в школу пошла старшая, до того дня, когда ее окончил младший. Сейчас я бы уже не стала плакать, а пошла бы к директору с письменным заявлением о неэтичном поведении учителя. Но далеко не каждая мать способна сохранять самообладание в такой ситуации.

Как слушать учителя

Выразите готовность обсудить с учителем проблему и вместе искать ее решение. Уже на этом этапе можно высказать педагогу свое сочувствие и понимание того, что ему сложно.

Выслушайте учителя внимательно: не надо его перебивать, дайте ему рассказать все, что он хочет, записывайте самое важное и свои вопросы.

Задайте уточняющие вопросы. Вы замечали, когда именно ребенок отвлекается? Бывают ли случаи, когда он не отвлекается, а работает на уроке? С чем это связано? Он так реагирует на слова каждого из одноклассников или чьи-то конкретно?

Что вы имели в виду, когда сказали "он все время пропускает"? Давайте посмотрим, сколько у него пропусков. Вы сказали "она чуть что - и в слезы"; в каких случаях она плакала в последнее время?

Что значит - "реагирует неадекватно"? Выясняйте, что учитель вкладывает в это понятие (качается на стуле, когда просят не качаться, или качается на люстре и плюется оттуда жеваной булкой? Понятия учителей об адекватности очень различаются).

Если описывается драка, постарайтесь выяснить, что ее спровоцировало, где она произошла, как развивались события.

Если учитель жалуется, что ребенок "ничего не делает на уроке", выясняйте, на всех уроках или на некоторых, какие виды работы игнорирует с особенным упорством, что ему удается, что нет; в каких местах урока начинает хулиганить - то есть осторожно подводите оппонента к выводам, которых вы хотите добиться: вторая половина урока, конец дня, скучная письменная работа...

Выясняйте, у всех ли учителей он так себя ведет или есть такие, у которых он держит себя в руках; выясняйте, в чем причина (в некоторых случаях таких учителей даже удается привлечь в качестве союзников и посредников в диалоге).

Помните о цели общения, не уклоняйтесь от нее сами и не давайте уклоняться учителю.

Теперь постарайтесь отсечь оценочные суждения и выявить факты. Можно даже кратко подвести итог: "Итак, как я поняла, Саша легко возбуждается и трудно успокаивается, когда возбужден - шумит на уроке и не перестает, если его об этом попросить". Или: "Как я поняла, примерно через десять минут после начала урока, если он проходит в лекционной форме, Настя перестает слушать, начинает смотреть в окно, шептаться с соседкой и рисовать в тетрадке". Или: "Как я понял, Гриша обозвал Митю нецензурным словом, а Митя прыгнул на него, повалил на пол и несколько раз ударил кулаком. Этим словом мальчишки в классе часто называют Митю, и он всякий раз бурно реагирует". Чем правильнее описана проблема - тем ближе решение.

Можно вводить дополнительные условия для уточнения: "Но вы уже начали излагать материал, так? А тут он входит и говорит одновременно с вами?".

Можно перебирать варианты: "А если молча проводить его на место, не прерывая урока, а потом на перемене сказать? А если в тот момент, когда он начинает кричать, отправить его намочить тряпку в туалет?".


Как сформулировать позицию учителя и свою

Определив, чего хочет учитель, и сформулируйте это: "вам хочется, чтобы Саша на уроке вел себя потише"; "чтобы мальчишки перестали дразнить Митю, а Митя извинился перед Гришей и научился не реагировать на провокации"; "чтобы Настя работала на уроке".

Убедитесь, что вы правильно поняли учителя, и проблема именно в этом. Возможно, учитель уже на этой стадии скажет "Я просто не знаю, что с ним делать", и это самый подходящий момент, чтобы ответить "Я понимаю, как вам должно быть трудно".

Мягко, но настойчиво пресекайте попытки учителя навешивать на вас и на ребенка ярлыки и задавать риторические вопросы типа "Вы вообще с ним занимаетесь когда-нибудь?" или "Да вы сами когда последнюю книгу прочитали?". Оценка личности ребенка, оценка ваших родительских способностей, оценка вас самих совершенно точно не входит в учительские обязанности и сферу его компетенции. "Давайте вернемся к проблеме на уроке", - реагируете вы спокойно.

После этого можно сформулировать свою позицию:

  • "Саше трудно контролировать чувства; ему нужна помощь, чтобы он успокоился; давайте попробуем понять, как это можно сделать, не нарушая ход урока";
  • "Митя болезненно реагирует на обзывания, ему было бы легче, если бы он чувствовал в школе вашу поддержку; чрезвычайно важно, чтобы вы показали классу недопустимость такого поведения; я, со своей стороны, обещаю обсудить с Митей, как еще можно повести себя в этой ситуации, не теряя достоинства";
  • "У Насти небольшой диапазон внимания, ей тяжело воспринимать занятия в лекционной форме. Она лучше работает при чередовании видов деятельности. Можем ли мы придумать что-то, чтобы она могла сосредоточиться на лекции? Например, дать классу список вопросов, на которые они должны услышать ответы и записать их? Или предложить ей нарисовать серию иллюстраций к лекции?"

Будьте готовы к тому, что учитель вам ответит классической фразой "Их много, а я одна". На это можно ответить (спокойно и очень доброжелательно), что вы говорите не об индивидуальном подходе к каждому ученику, - только о том, чтобы переключить вашего ребенка на какое-то конструктивное дело.

Обязательно спрашивайте не только о том, что плохо, но и том, что хорошо: что ребенку удается, какие у него есть способности, за счет чего он может преуспеть. Это, кстати, иногда открывает учителю глаза на то, что в ребенке, оказывается, действительно есть что-то хорошее.

Можно спросить учителя, не порекомендует ли он какие-то другие виды деятельности, с которыми ребенок лучше справляется, другие способы сдачи материала. Например: "Моя дочь быстро устает, теряет нить рассуждений; может быть, здесь можно как-то осторожно ее вернуть обратно к делу? Она трудно и медленно запоминает правописание английских слов, что вы посоветуете? Пока мы над этим работаем (обещаю каждый день писать с ней дома по диктанту), можно вас попросить не ставить ей за диктант двойки, а просто ставить „см“? А материал сдавать в какой-то другой форме, хотя бы эту четверть? Если не четверть, может быть, в течение следующей недели попробуем так работать?".

18.01.2018 15:51:50, мдя

Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог - человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы - ребёнком.

О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист» .

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие - минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста.

Такие дети часто интеллектуально вполне состоятельны, но высидеть 45 минут урока не в состоянии.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе - это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача - учить.

Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей - это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Мне потребовался год, чтобы он стал высиживать хотя бы полчаса.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач - это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.

Поэтому я часто слышу «пусть они отдельно учатся в специальных школах» и «надо заниматься нормальными детьми, а не одним Васей».

И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой - командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него - развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии - контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него - очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии - 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей - это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух»

Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

По разным причинам сложных детей становится всё больше, и всех в коррекционки не запихнёшь.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка - далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог - для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Знаете, что отвечают на вопрос «Что вы делаете вместе с детьми?» практически поголовно все родители учеников начальной школы? Уроки!

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все - родители, учителя, родственники - всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент - неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным - то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

И история заканчивается - ребёнок живет с клеймом придурка или хулигана.

«Мало его лупите» - сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.

Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители - учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе - детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.

Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей - дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице.

Одна из мам, совершенно опустошённая, мне так и сказала «Знаете, я хочу ничего не чувствовать. Давайте сделаем так, чтобы мне всё это говорили, а мне было всё равно».

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок - всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется

В заключение

Это интервью - лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин - уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно - и есть главная тема этого диалога.