Возможные фатальные ошибки в распределении социальных ролей человека в современной семье. Реферат социальные роли семьи и классификации

Социальный педагог ГКУ СО

«Центр социальной помощи семье и детям

Юго-Западного округа» м.р. Приволжский

М.В. Подопригора

Моя социальная роль – приёмный родитель

Человек живёт в самых разных системах (к примеру: в социальной, политической), где прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его семья.

С рождения и до старости в семье любой человек имеет много социальных ролей. Один и тот же человек при общении каждый день, реализует одновременно несколько социальных ролей. Он может быть сразу и родителем, и ребенком, и руководителем, и подчиненным. Но нас интересует семья: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянник, позже муж, жена, зять, сноха, папа, мама – т.е. родитель. Но, есть ещё роль сверхродитель – это приёмный родитель.

В каждом из нас, внутри, есть три ЭГО: Ребёнок-Родитель-Взрослый

    Ребенок - это ваше творческое начало, в позе и мимике лица хорошо читается эмоциональное состояние (улыбка, обида, притворство, отстранённость). В речи часто употребляет выражения: «Я не хочу!», «Мне надоело!», «Я устала!», «Я всё делаю, а ты нет!», «Зачем всё это нужно?», «А почему я, посмотрите на других» и другие. Любимая деятельность – это разговоры (сплетни) и развлечения. Этот «внутренний ребёнок, отвечает за вашу «счастливость».

    Родитель - некое моральное начало, человек сидит откинувшись на спинку стула, выражение лица снисходительное, может ухмыляться. В речи часто проскальзывают выражения: «Это же всем ясно!», «Яснее ясного!», «Здесь ты неправ!», «Сколько можно повторять!», «Кто же так поступает!» и другие. Любимая деятельность - контроль за другими, делать замечания и поправки, совершать напоминания, читать литературу. Осторожно воспитывайте детей, так как ваши догмы, до старости будут звучать в голове ваших детей.

    Взрослый - тело наклонено вперед, взгляд прямой, выражение лица уверенное, понимающее. В речи присутствуют выражения: «А если хорошо подумать?», «Давайте решать вместе!», «А что, если нам сделать так?» и аналогичные. Приоритет деятельности - это решение поставленных целей, помощь нуждающимся, общение, несущее личную или общественную полезность.

Сидят внутри нас и взаимозаменяются в зависимости от ситуации.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами приёмной семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член приёмной семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой, как в спектакле, каждый знает, где его выход. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для хаоса (видение субординации). Вы, какприёмные родители, контролируете этисвязи, корректируете, направляете.

Отрицание или смешение ролей в приёмной семье зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют – или не хотят – распределять семейные роли и хорошо исполнять их: лежащий и бездумный папа на диване (функция обеспечения семьи), или постоянно отсутствующий на работе (функция воспитания, сем. досуга), замученная работой мама (воспитание, забота, привитие нравственности) или мама-шопоголик (бездумно тратящая семейную казну), отсутствие обязанностей у детей, дети-лодыри, не участвующие в общественной жизни, разделение функций у биологических и приёмных детей. Всё это приводит к:

    Стиранию границ каждой соц.роли в семье (ему можно, а мне нельзя? спать, бездельничать, пить, курить, тратить деньги – снежный ком);

    Привитие безнравственного поведения: отсутствие уважения друг к другу в семье, эмоциональное безразличие, чувство одиночества и т.д.

    Жизнь по инерции или развод, упасть на дно.

    Расторжение приёмной семьи.

Дети воспитывающиеся в такой семье не обладают элементарными знаниями и опытом по эффективному родительству, позже они создадут семью, а что могут принести в эту семейную систему они не знают. Какая это будет система?

Таким образом, наша социальная роль приёмного родителя – обладать самим и привить детям безупречное поведение в обществе, максимальное уважение ко всем и всему окружающему, доброту, дипломатичность, сдержанность характера и любовь! То есть, то с чем ребёнок пойдёт в жизнь, и помните:

Глаза – зеркало души, а ребёнок - зеркало семьи!

2.1. Распределением ролей и ролевое поведением членов семьи

Каждая семья строится на взаимных обязанностях, чувстве долга, ответственности. В этом разделе следует обсудить вопрос, играющий одну из основных ролей в удовлетворенности супругов браком. Нужно постараться быть искренними и тактичными в его обсуждении, понять, какие ожидания строит ваш(а) супруг(а) относительно своей и вашей роли в семье.

Любой человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться следующему:

выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь, постольку результаты исследования удовлетворенности вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.

В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы.

1. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности.

Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими занятиями. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению определенных хозяйственных функций, чем она это делает на самом деле и т. д. Такие ситуации достаточно распространены в различных семьях и могут явиться причиной серьезных семейных конфликтов.

2. Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток в этом направлении была предпринята известным американским социологом по изучению семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров и перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в его ожидании следующий вид.

Обязанности жены-матери

Рождение и воспитание детей.

Создание и поддержание дома, жилища.

Обслуживание семьи.

Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа.

Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу.

Терпимость к ограниченной сфере деятельности.

Обязанности мужа-отца

Преданность матери своих детей.

Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи.

Поддерживание семейной влсти и контроля.

Принятие основных решений.

Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье.

Обеспечение алиментов в случае развода.

2.2. Упражнение «Моя роль в семье»

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и

устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Для лучшего понимания проблем друг друга вы можете на некоторое время поменяться ролями: муж может взять на себя рль жены, а она соответственно принимает его роль. В результате вы имеете возможность проникнуть в мир чувств и реакций своего партнера.

Кроме семейной роли каждый из супругов играет социальную роль. Степень ее реализованности также влияет на отношения между супругами. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе с учетом ее индивидуальных способностей или предпочтений.

С существующими достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации.

Допустим, что один из супругов успешно продвигается по профессиональной лестнице, у него постоянная потребность в самосовершенствовании и духовном развитии, а другой остановился в развитии и довольствуется только материальным минимумом. Рано или поздно такие супруги перестанут быть интересны друг для друга, они будут искать удовлетворение своих потребностей на стороне. Для того чтобы этого не произошло, важно помогать друг другу в социальном росте.

3.1.Социальный статус современной городской семьи

Масштабные социально-экономические изменения, происходящие в России последнее десятилетие, коснулись всех сфер жизни социума, в том числе и гендерных отношений. Как показывают западные и российские исследования в современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, когда резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. В основном это связано с ростом профессиональной занятости и расширением образования женщин, в основе которых лежат не только экономические, но и в значительной степени социально- психологические факторы.

Процесс высвобождения из традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской. Благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины сбрасывают иго рли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т.е. для мужчин становится возможна иная заинтересованность и в профессии и в семье.

К сожалению, к участию мужчин в частной сфере в нашей стране долгое время относились подозрительно. Это отразилось в характерном замалчивании в советский период роли мужчин в домашней сфере, в то время как женщин славили и как матерей и как тружениц, советские лозунги о достойных отцах или прославлении роли отца в семье отсутствовали. Советским мужчинам не разрешали соперничать, с подлинными отцами, с патриархами вождями партии.

В современное время большинство мужчин и женщин по-прежнему вовлечены в различные сферы деятельности, и эгалитарный тип семейных отношений еще не достаточно распространенное явление, вместе с тем, очень важен анализ тенденций развития внутрисемейных отношений, в частности гендерного разделения домашнего труда в свете структурных изменений в экономике и занятости.

Задача данного небольшого исследования определить характер ген-дерного разделения домашнего труда в современной российской городской семье, и попытаться выяснить какие факторы влияют на этот процесс, осо-бый интерес вызывают те семьи, где оба партнера работающие.

Для того чтобы определить восприятие разделения труда в семье, респондентам был задан вопрос: Кто в Вашей семье чаще всего выполняет следующие виды домашней работы.

ВВЕДЕНИЕ..3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ СЕМЬИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

1.1. Понятие социального института.6

1.2. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль.12

1.3. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института семьи в России.....19

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ В СЕМЬЕ

2.1. Распределением ролей и ролевое поведением членов семьи.23

2.2. Упражнение «Моя роль в семье»..25

ГЛАВА 3. ПАРАДОКСЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

3.1. Социальный статус современной городской семьи....27

3.2. Перспективы развития института семьи в России и пути его укрепления.34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Однако, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформации образцов семейной жизни, требующие серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Кроме того, актуальность исследования института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его основы и традиционные устои. Безусловно, это усугубляет социальное положение семьи, вызывая кризисные ситуации и падение значимости семьи в целом. Однако излишняя драматизация ситуации не способствует объективному анализу изменений, происходящих в современной семье. Следовательно, необходимо акцентировать особое внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей ее адаптации в условиях изменений и влияния внешней среды при сохранении внутренней устойчивости.

Концепции, объясняющие специфику семьи как социального института, были разработаны в трудах Э. Берджесса, Э. Вестермарка, Э. Дюркгейма, Дж. Мэдока, У. Огборна. В научных трудах данных авторов большое внимание уделяется анализу социокультурных функций семьи, их исторического перехода к другим социальным институтам, сужения круга функций, осуществляемых самой семьей.

В XIX веке возникло также прикладное или эмпирическое изучение семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада. Основоположником этой социологической традиции является Ф. Ле Пле, идеи которого предвосхитили концепцию жизненного цикла семьи как малой группы.

Семью как социально-психологическую группу начали исследовать У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд. Взаимосвязь личности и общества рассматривались ими на уровне первичных, межличностных отношений.

Объектом исследования в данной работе является социальные роли и социальные статусы на современном этапе развития российского общества.

Предмет исследования стабилизация семьи в процессе ее трансформации.

Целью исследования является выявление факторов стабилизации и устойчивого развития современной семьи в условиях ее трансформации в современном российском обществе.

Одной из задач социологического исследования современной городской семьи, было установить, насколько распространен эгалитарный характер разделения домашних обязанностей в городской семье и какие показатели оказывают наибольшее влияние на этот процесс. Под эгалитарным характером гендерного разделения домашнего труда мы понимаем равное участие мужа и жены в выполнении домашних дел, при условии, что оба супруга вовлечены в оплачиваемую занятость. В анкете это фиксировалось через ответы респондентов, что те или иные виды домашней деятельности чаще всего выполняют оба супруга. Мы предположили две группы факторов, могущих оказывать влияние на характер гендерного рспределения домашних обязанностей и отношение к ним. Первая группа связана с реальным экономическим поведением каждого из супругов в домохозяйстве, в первую очередь это размер индивидуального дохода супруга относительно другого, т.е. основной вклад в бюджет семьи. Вторая группа факторов соотносится с влиянием социокультурных норм на супругов, заложенных в процессе социализации и связанных с традиционными гендерными представлениями о предназначении мужчин и женщин в семье и обществе.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

СЕМЬИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

1.1. Понятие социального института

Для анализа социального института используются такие понятия, как цели института, его функции по отношению к обществу, к другим социальным институтам и по отношению к личности; нормы, поддерживаемые институтом, и санкции за их невыполнение; роли, которые выполняют индивиды, включенные в институт, в соответствии с их статусами и приписываемыми им образцами поведения.

Взаимосвязи института и общества следует рассматривать через систему общественных потребностей и функций по их удовлетворению, которые выполняются социальным институтом.

Специфика, характер и основные направления общественных потребностей, связанных с функционированием социального института, рассматриваются на уровне социально-философского и социологического анализа общества в целом, и использование потребностей в качестве отправной точки анализа служит, помимо всего прочего, связующим звеном между общесоциологической и специальными социологическими теориями.

Институциональный анализ призван выявить роль и место различных социальных институтов в совокупной системе общественных отношений, устанавливая соответствие выполняемых ими функций потребностям и целям общественной системы в целом, а также определяя взаимосвязи, существующие между социальными институтами.

Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов. Особое место семьи среди них определяется тремя ее основными функциями. Семья единственная социальная система, увеличивающаяся, разрастающаяся не столько благодаря приему новых членов извне, сколько путем рождения детей. Реализацией своей репродуктивной функции она поддерживает биологическую непрерывность общества. Две другие функции заключаются в передаче культурного наследия последующим поколениям и поддержании существования своих членов. Этим она поддерживает социальную структуру общества. В выполнении этих функций заключается историческая миссия семьи как социального института.

Хотя семья является институтом социальным, т. е. общественно обусловленным, тем не менее она обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в качестве автономной системы. Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, независимо от социальных перемен.

С помощью варьирования отдельных признаков, функциональных ролевых отношений между своими членами семья изменяется, приспосабливаясь к конкретной исторической ситуации, в которую вплетена жизнь людей. Эту особенность семьи отмечал К. Маркс: «Возьмите определенную ступень общественного развития, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общество» .

Будучи самостоятельной в рамках системы общества лишь относительно, семья тем не менее как бы вплетена в ткань социально-экономических отношений, в сеть социальных взаимодействий, которые, функционируя, обновляются и изменяются в каждую данную эпоху, и становится социальным институтом.

Понятие «семья как социальный институт» до сих пор недостаточно изучено.

В Российской социологической энциклопедии дано следующее определение семьи как социального института «это система действий и отношений, выполняющая социальные функции воспроизводства человека, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций» .

Поскольку семья как объект социологического исследования имеет объективно системный характер, при ее анализе следует применять логику системного подхода, т. е. выявление основных элементов системы, их внешних и внутренних связей, целей функционирования системы, ее функций, генезиса и развития.

Системный анализ понятий, описывающих функционирование семьи как социального института, приведен в таблице 1:

Таблица 1

КОМПОНЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ

Внешние связи и отношения

системы Общие социальные условия, в которых функционирует социальный институт. Взаимодействие с другими социальными институтами общества. Социальные потребности института семьи. Характер

удовлетворения социальных потребностей института. Социальные функции института семьи. Характер выполнения социальных функций институтом.

Элементы системы Социальные нормы и ценности. Обычаи, традиции. Предписываемые образцы поведения. Социальные роли. Реальные образцы поведения.

Внутренние связи и отношения элементов системы Система формального социального контроля (правовые нормы и санкции), влияющие на ролевое поведение и взаимодействие. Усвоение ценностей и норм института индивидами.

Этап формирования системы Становление, адаптация к данным социальным условиям основных элементов института и связей между ними. Формирование системы социального контроля.

Продолжение таблицы

КОМПОНЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ПОНЯТИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Этап развития системы Изменение основных элементов и связей института под влиянием меняющихся социально-экономических и идеологических условий и характер его функций

Этап разрушения системы Распад социального института вследствие редукции и деградации общественных потребностей в его функционировании.

Семья анализируется как социальный институт в тех случаях, когда исследователю особенно важно выяснить, насколько образ жизни семьи, ее функционирование в определенных рамках соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель социального института крайне важна для прогноза будущих изменений семьи.

Анализ семьи как социального института имеет свой специфический ракурс, так как исследователя, на наш взгляд, должна интересовать прежде всего трансформация содержания его функций, образцы семейного поведения, установившиеся роли в семье, особенности формальных и неформльных норм и санкций в сфере семейно-брачных отношений.

Использованная литература

  1. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. Ред. Л.И. Абалкина. М., 2004. С.192.
  2. Добреньков В. И., Кравченко А.И.Социология. М.: Инфра-М, 2004. 623с.
  3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 2000. 352 с.
  4. Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
  5. Дмитриев А.В. Общая социология. - М.: Современный гуманитарный университет, 2005. 427 с.
  6. Давидюк Г. П. Прикладная социология. М, 2003. С. 89.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45. М.: Политиздат, 1957. С. 227.
  8. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 2004. С.111 112
  9. Мирошниченко В.Н. Трансформация института семьи в России // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск «Проблемы политологии и социологии». 2006. 0,3 п. л.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие «Семья»

Заключение

Список литературы

Введение

Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов.

Рассматривая эти факторы, можно сделать вывод, что они сводят главную функцию семьи - продолжение рода, на нет. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

По мнению сторонников функционализма, если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать на самотек, так как возникает риск дезинтеграции общества. Признавая все имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты выделяют ряд постоянных функций, типичных для любой семьи. Они делают упор на задачи, выполняемые семьей, которые служат интересам общества в целом.

Социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий.

Ведущие исследователи этой отрасли социологии - Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева, Черняк Е.М. и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.

1. Понятие «Семья»

Все мы пользуемся термином «семья» и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья -- это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире -- социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социальных процессов к результатам социального поведения микросреды и выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.

Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья -- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным социологом А. Г. Харчевым.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт отсутствия одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше, как сказано выше, именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству или даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и С. Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству

2. Основные типы современной семьи

Обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа семьи, встречающихся в человеческом обществе, - традиционную, или классическую, она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прогонную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей, (от лат. nucleus - ядро). Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семья. Все остальные родственники: бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. - относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточняющим определением расширенной семьи выступает слово «многопоколенная». Оно просто уточняет, что семья расширяется именно за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п.

Нуклеарная семья - форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья - стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям:

1). семье происхождения, или родительской семье, в которой они рождены и воспитаны; она включает отца, мать, братьев и сестер;

2). производной, или прокреационной семье, порожденной потомками.

Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную семью - вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей - членов первичной семьи, она включает мужа, жену и детей.

Итак, Нуклеарная семья - это кровнородственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья. Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

В последнее время российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России: патриархальную, детоцентристскую и супружескую. Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. В детоцентристской семье взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья. И только совсем недавно возникла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной.

Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:

Нуклеарная семья -- около 80%;

Неполная семья -- около 19%;

Сложная семья с несколькими брачными парами и многодетная - 1%.

В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.

3. Роль семьи в современном обществе

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие социологи убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что «семейный вопрос», несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение.

Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования - общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь - личная жизнь. Общество образуется из совокупности семей, поэтому семья играет первостепенную роль в современном обществе.

Современная семья весьма существенно отличается от семь и прошлых времен не только экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течении последних десятилетий, становятся все более эмоциональн-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей, именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них:

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений:

Родителей и детей;

Бабушки и дедушки.

Другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями, сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и

«женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье.

Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их время препровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

общество моногамный семья брак

Заключение

Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Сторонники функционализма подчеркивают, что если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать на самотек, так как возникает риск дезинтеграции общества. Признавая все имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты, тем не менее, стремятся выделить ряд постоянных функций, типичных для любой семьи: продолжение рода; социализация; забота, защита и эмоциональная поддержка; придание статуса; регулирование сексуального поведения.

Семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Список литературы

1) Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал, 1996. - №3/4. - с. 99-108.

2) Кравченко, А.И. Социология: учебник / под ред. А.И.Кравченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 536 с.

3) Павленок, П.Д., Савинов Л.И. Социология: учебное пособие. - М.: Изд. Торг. корпорация «Дашков и. К», 2007. - 580 с.

4) Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Академия, 1999. - с. 53-54.

5) Социология: [Учеб. для вузов] / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. -М.: Гардарики, 2000. - 472 c.

6) Социология семьи: учебник для студентов вузов / [А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков и др.]; под ред. А. И. Антонова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 c.

7) Черняк, Е. М. Социология семьи: учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. торговая корпорац. «Дашков и К.», 2006. - 248 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Определение понятия "семья", характеристика ее типов. Особенности детности семьи, роль статуса родителей. Динамика браков и разводов в современном постиндустриальном обществе. Семьи с неродным отцом или матерью, популярным холостяцкого стиля жизни.

    реферат , добавлен 16.06.2013

    Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Функционально-ориентационный подход в исследовании семьи и общества. Смешанные браки и их роль в социально-демографических процессах. Некоторые проблемы семьи: социологический аспект. Сложный этап эволюции семьи - переход от традиционной модели к новой.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях. Социальная защита семьи и детей. Сущность социальных проблем современной семьи. Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи. Семейная политика в Рязанской области.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2011

    Основные функции семьи как фундамента российского общества. Характеристика репродуктивной, воспитательной и восстановительной функций. Межличностные отношения супругов в семье. Социальные функции семьи. Особенности и тенденции развития современной семьи.

    реферат , добавлен 31.07.2014

    Молодая семья как особая социальная категория. Основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в России. Социально-экономические проблемы молодой семьи. Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2009

    Семья - организованная социальная группа, связанная общностью быта, моральной ответственностью и духовной необходимостью; функции семьи. Классификация современной российской семьи по репродуктивной функции, ее основополагающая роль, смысл и установки.

Семейные роли

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и делятся в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, определенных ценностях, чувствах и эмоциях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - мужа и отца.

Еще в период ухаживания начинается процесс распределения ролей в семьи. Активно этот процесс продолжается при вступлении в брак. Семейное благополучие во многом зависит от того, насколько согласованно действуют супруги, насколько каждый из партнеров согласен и готов исполнять определенные роли в семье.

К. Киркпатрик выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предпологают со стороны жены:

* рождение и воспитание детей,
* создание и поддержание дома,
* обслуживание семьи,
* преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
* приспособленность к зависимости,
* терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

· преданность матери своих детей,

· экономическая безопасность и защита семьи,

· поддержание семейной власти и контроля,

· принятие основных решений,

· благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной,

· обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют от жены:

· сохранение внешней привлекательности,

· обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга,

· поддержание полезных для мужа социальных контактов,

· живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

· обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

· восхищение женой,

· рыцарское отношение к ней,

· ответная романтическая любовь и нежность,

· обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

· проведение досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа и от жены:

· экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

· общей ответственности за детей,

· участия в домашней работе,

· распределение правовой ответственности.

Кроме того, от жены требуется : отказ от рыцарства супруга, поскольку супруги равны,

· равной ответственности за поддержание статуса семьи,

· в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи мужа.

А от мужа:

· принятие равного статуса жены и согласия с его равным участием в принятии любых решений .

Семья может чувствовать себя спокойно и стабильно, когда исполняемые мужем и женой роли согласованны.

Часто между супругами возникают конфликты и не согласия по поводу распределения ролей в семье. Например, муж ожидает от жены, что она будет домохозяйкой, а жена хочет делать карьеру, сама принимать решения. Жена претендует на роль лидера в семье. В результате супруги борются за власть в семье. Один принимает решения, другой их не выполняет.

По распределению власти семейные роли могут быть трех типов :

1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене. Глава или лидер принимает решения по всем основным семейным вопросам, является инициатором, генератором идей.

2. Автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого.

3. Демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной степени.

Кроме того, каждый из партнеров приносит определенные представления о том, каким должен быть брак, из своей родительской семьи. Женщине может нравиться романтика, а мужчина может вести себя рационально и делать акцент на карьере, зарабатывании денег. Конфликт возникает тогда, когда кто-то из супругов пытается подогнать своего партнера под свои ожидания.

С самого начала отношений партнерам важно согласовать свои ожидания и представления о браке. Нужно определиться, насколько совпадают ваши взгляды на семью, ожидания. Ответьте для себя на вопрос: можете ли вы принимать своего партнера таким, каков он есть, не пытаясь его переделать? Способны ли вы с уважением относится к его взглядам, привычкам, увлечениям?

От ответов на эти вопросы зависит принятие решения: стоит ли вступать в брак с этим человеком, либо стоит ли нам продолжать наш брак.