Как регионы решают проблему семейного устройства детей: обзор. Проект «мы вместе» проект направлен на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами епишина светлана викторовна, директор бюджетного учреждения социального

Вопрос (задан 28.09.2015)

Добрый день! Наша семья подала документы на участие в пилотном проёкте по имущественной поддержке приёмных семей взявших на воспитание не менее 5 детей. Конечно возникает множество вопросов. В департаменте соц.защиты населения г.Москвы на вопрос о состоянии выделяемой жилплощади нам ответили, что квартира с простеньким ремонтом (линолеум, обои, двери). Мебели в квартире нет. Начала искать в интернете положены ли какие-нибудь "подъёмные " средства и ничего не нашла кроме единовременного пособия пр передаче в семью в размере чуть больше 14000, которые наверняка получим не сразу, так как в рамках проекта семья из другого города регестрируется в полученой во временное пользование квартире, а стало быть только после этого может собирать и подавать доки на выплаты. Это что-же получается? Берём 5 детей (4 из них дети из одной семьи, трое старше 10-ти лет) получаем ключи, спать не на чем, уроки делать негде, ни кроватей, ни подушек, ни одеял....А самое главное ни слова ни где не сказано, что "потенциальные родители" должны иметь "некислый" бюджет для участия в пилотном проекте. Мы с мужем посчитали приблизительно сколько нужно средств для "старта" по ценам Москвы и области: Кровати 5шт=50 000, Письменные столы и стулья 5 компл.=50 000, Шкафы для одежды и стелажи 5 шт=60 000, Матрацы 5 шт.=20 000, Постельные пр-ти (подушка,одеяло,комплект постельного белья) 5 шт. =15-20 000, Плита -20 000, холодильник (на такую семью обычный не подойдёт) - 70 000, стиральная машина - 25 000. На покрытия на пол, карнизы и шторы, люстры для детских комнат - не менее 80 0000, А ещё нужна посуда и множество необходимых в быту вещей, ведь семья огромная, на это ещё около 50 000 . А ещё расходы на переезд из другого города для семьи которая "отважилась" на такой серьёзный шаг. Получилась сумма около 500 тысяч рублей не меньше. Круто не правда-ли?)))). Можно купить всё в кредит и оплачивать средствами на содержание по 25 000 в месяц на протяжении трёх лет (ведь это всё для детей приобретается). Или продать собственный участок? Или машину? Только вот если что-то не так пойдёт, например вдруг возникнет мать восстановленая в правах, а мы детей полюбим и не станем брать других, расторгнем договор и поедем в свой город, нам никто не возместит расходов. Просвятите пожалуйста, может мы чего-то не знаем и для таких семей выделяется какая-нибудь единовременная помощь?

Наталья Карагодина

Добрый день,

рада вашему энтузиазму, и согласна, что расходы на семью, включая расходы на переезд, впечатляют. Также согласна, что это серьезный шаг, который нуждается в поддержке и сделать его могут только люди обладающие ресурсами - материальными и жизненными. Еще хочу обратить ваше внимание на то, что согласно требованиям закона, опекуном могут стать только лица, которые обладают доходом не ниже прожиточного минимум в регионе проживания, в последнее время практика такова, что учитывается не просто минимум на опекуна, но и на каждого члена семьи, включая приемных детей. Для сравнения можно взять семьи в которых живут и не пять, а более детей, и единственное на что могут рассчитывать опекуны - пособия, и не в московских суммах. Воспитание детей - серьезный и ответственный шаг и хорошо, что вы оцениваете его последствия, жаль только что единственно с позиции расходов и компенсаций.

Что касается восстановления матери в правах, то страх перед этим испытывают многие замещающие родители. Но этому есть объективные препятствия - в случае если мать не изменила своего образа жизни, суд не восстановит ее в правах, также если дети усыновлены, то восстановление в правах невозможно, наконец, восстановление в правах детей, достигших возраста 10 лет может быть только с согласия детей, и если они живут в семье, которую считают своей, то нет причин давать согласие на передачу их кровной матери.

Также отмечу, что данный проект является детищем ДСЗН, урегулирован законодательством города Москвы, и решать вопрос о подъемных и иных компенсациях необходимо только в рамках этого проекта.

Карагодина Н., адвокат

В Москве реализуется пилотный проект по выделению необходимого жилья приемным родителям, принявших на воспитание детей-сирот старшего возраста и (или) детей с инвалидностью. М24.ru расскажет о том, как развивается проект и сколько семей к нему подключились.

О проекте

Пилотный проект по имущественной поддержке семей (выделению жилья), принявших на воспитание детей-сирот, запустили 3 февраля прошлого года. В этот день департамент социальной защиты населения города начал прием документов от граждан, желающих принять участие в проекте.

Суть в том, что приемные семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей сирот, из которых три ребенка старше 10 лет и/или имеют ограниченные возможности здоровья (инвалидность), получают жилье, площадь которого достаточна для комфортного проживания большой семьи. Через 10 лет участникам проекта предоставляется жилье по договору социального найма или в собственность.

Обязательное условие участия в проекте: успешное прохождение психологической диагностики, целью которой в определении готовности родителей создать приемную семью.

Приемные родители должны находиться в браке не менее 3 лет. Граждане могут быть из любого региона РФ, при этом дети, передаваемые на воспитание в семьи, должны быть исключительно жителями города Москвы.

Мнение эксперта

Елена Альшанская

Президент благотворительного «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
«Насколько я знаю, уже несколько семей функционируют в рамках проекта. Мне кажется, безусловно, для многих приемных семей была бы важна поддержка, в том числе жилищная. Но я думаю, что такая поддержка нужна не только приемным семьям, но и кровным, которым приходится расставаться со своими детьми, так как им негде жить».

Официальные данные

В 2014 году участниками проекта стали 20 приемных семей. В приемные семьи передано 102 ребенка-сироты, из которых 25 детей являются инвалидами, 58 детей – старше 10 лет и 19 детей – младше 10 лет. Площадь предоставленных для проживания квартир составляет от 105 до 190 квадратных метров.

В целом внедрение новой модели семейного устройства только за прошлый год позволило уменьшить число детей-сирот, воспитывающихся в московских детских домах, на 20 процентов: с 3735 до 2998 детей, говорят в департаменте.

Одним из первых участников проекта стала семья Максима и Людмилы Княгининых. В настоящее время они воспитывают 11 детей, из которых восемь – приемные. Семье предоставлена для проживания шестикомнатная квартира на улице Молодцова.

На сегодняшний день 85 процентов московских детей, оставшихся без попечения родителей, обрели любящих родителей. Это намного больше, чем год назад и тем более 5-10 лет назад. Тем не менее почти 3000 детей-сирот по-прежнему живут в детских домах и интернатах. Поэтому столичное правительство планирует далее развивать и пропагандировать семейное устройство детей-сирот.

Мнение эксперта

Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

«Саму ценность проекта я, конечно, понимаю. У нас очень большая проблема с жильем, люди нуждаются в нем. Есть родители, которые могли бы вырастить больше детей, будь им где это делать. Родители, которые желают стать приемными, должны пройти проверку, в том числе жилищную, и понятно, что если они живут в маленьком доме, большое количество детей им не дадут. Поэтому в идее проекта есть безусловная логика. Но вопрос, как к этому подходить, очень серьезный.

Я бы рассматривала выдачу квартир не по формальным параметрам, а в индивидуальном порядке. Причем выдавала бы жилье только тем семьям, которые уже имеют опыт именно приемного родительства, иначе у нас получится эксперимент. Если вдруг родители не справятся, что будет с детьми?

Родители, которые уже имеют опыт, воспитали определенное количество детей и смогут справиться со следующими, могли бы стать основой для создания профессиональных семей, способных взять на воспитание более тяжелых детей. Но условие взять единовременно пять детей – сложное.

Название документа: (с изменениями на 21 сентября 2016 года)
Номер документа: 8-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 23 января 2014
Дата начала действия: 03 февраля 2014
Дата редакции: 21 сентября 2016

О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.07.2015);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 29.12.2015) (о порядке вступления в силу см. пункт 49 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 27.09.2016).
____________________________________________________________________


В целях развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-инвалидов, а также повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки приемных семей, принявших на воспитание указанных детей, Правительство Москвы

постановляет:

1. Провести с 3 февраля 2014 года в городе Москве пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (далее также - пилотный проект).

2. Утвердить Положение о порядке проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Перечень жилых помещений, подлежащих передаче в установленном порядке в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московская социальная гарантия", предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта на основании договоров безвозмездного пользования, определяется Департаментом городского имущества города Москвы на основе заявок Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
(Пункт 3.1 в редакции, введенной в действие с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП ; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

3.2. Информация об условиях и порядке проведения пилотного проекта размещается на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Пункт 3.2 в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

3.3. На период участия в пилотном проекте детям, воспитывающимся в семьях граждан, признанных участниками пилотного проекта в порядке, предусмотренном настоящим постановлением, и не имеющим места жительства в городе Москве, предоставляется право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы, а также на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении, включая Малое кольцо Московской железной дороги.
(Пункт дополнительно включен с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 577-ПП .

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение о порядке проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (далее - пилотный проект).

2. В пилотном проекте участвуют граждане Российской Федерации, которые состоят в браке между собой не менее трех лет.

3. Гражданам Российской Федерации (п.2 настоящего Положения), заключившим в соответствии с настоящим Положением соглашение об условиях участия в пилотном проекте и принявшим на воспитание по договорам о приемной семье 5 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых не менее трех детей в возрасте старше 10 лет и (или) дети-инвалиды (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), на период участия в пилотном проекте предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору безвозмездного пользования на условиях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

Указанные граждане, заключившие на условиях и в порядке, установленных разделом V настоящего Положения, договор безвозмездного пользования жилым помещением, признаются участниками пилотного проекта.

4. Гражданам, изъявившим желание участвовать в пилотном проекте, на воспитание передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие на территории города Москвы, сведения о которых содержатся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, либо дети, оставшиеся без попечения родителей, выявленные на территории города Москвы и являющиеся жителями города Москвы.

5. В период участия в пилотном проекте численность детей, находящихся на воспитании в семье участников пилотного проекта, как правило, не может превышать 8 человек с учетом родных детей, усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте.

6. Участники пилотного проекта исполняют обязанности по воспитанию и содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения такими детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

II. Порядок рассмотрения обращений граждан, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте

7. Граждане Российской Федерации обращаются в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с письменным заявлением об участии в пилотном проекте, подписанным обоими обратившимися (далее - заявители).

Форма заявления об участии в пилотном проекте утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

8. Одновременно с заявлением об участии в пилотном проекте (далее - заявление) заявителями представляются:

8.1. Документы, удостоверяющие личность заявителей.

8.2. Свидетельство о браке.

8.3. Заключения органа опеки и попечительства о возможности заявителей быть опекунами или попечителями, выданные в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" .

8.4. Документы, подтверждающие наличие у заявителей в собственности и (или) на праве владения и (или) пользования жилых помещений (при наличии).

8.5. Письменное согласие достигших 10-летнего возраста несовершеннолетних детей заявителей (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте), которые будут проживать совместно с заявителями в период участия в пилотном проекте (при наличии таких детей), на принятие в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

8.6. Свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей) (при наличии).

8.7. Договор (договоры) о приемной семье (при наличии).

8.8. Письменное обязательство о совместном проживании заявителей с детьми, оставшимися без попечения родителей, в жилом помещении, предоставляемом на период участия в пилотном проекте, подписанное обоими заявителями.

8.9. Согласие заявителей на обработку персональных данных в целях реализации пилотного проекта.

8.10. Автобиография каждого из заявителей.

9. Рассмотрение заявлений осуществляется в соответствии с Порядком учета заявителей, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте.

Порядок учета заявителей, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте, устанавливается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

10. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в установленном порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

10.1. Осуществляет проверку представленных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

10.2. Запрашивает в образовательных и медицинских организациях, органах опеки и попечительства информацию об исполнении заявителями родительских обязанностей (обязанностей законных представителей) в отношении несовершеннолетних детей (при наличии таких детей у заявителей).

11. При представлении неполного пакета документов, а также при наличии в представленных документах неполных или неточных сведений (пп.7 и 8 настоящего Положения) заявление и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10.1 настоящего Положения, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата.

При повторном обращении заявителей новое заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в порядке и сроки, установленные пунктами 7-10 настоящего Положения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

12. После регистрации Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы заявлений в количестве, соответствующем предельному количеству жилых помещений, переданных в установленном порядке в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московская социальная гарантия" (далее - ГУП "Моссоцгарантия") и предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта (п.3.1 настоящего постановления), рассмотрение заявлений приостанавливается по решению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Информация о приостановлении рассмотрения заявлений размещается на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

13. Рассмотрение заявлений возобновляется:

13.1. При увеличении количества жилых помещений, переданных в установленном порядке в хозяйственное ведение ГУП "Моссоцгарантия" и предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта.

13.2. При возврате заявителям заявления и представленных документов в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.

13.3. При принятии решения об отказе заявителям в участии в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктом 19 настоящего Положения.

13.4. При освобождении жилого помещения в связи с предоставлением участникам пилотного проекта иного жилого помещения в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения.

13.5. При незаключении заявителями соглашения об условиях участия в пилотном проекте.

13.6. При расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.1, 32.2 и 32.5 настоящего Положения (в случае незаключения договора безвозмездного пользования жилым помещением), либо расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в связи с расторжением соглашения об условиях участия в пилотном проекте по указанным основаниям.

13.7. При расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основанию, предусмотренному пунктом 32.4 настоящего Положения.

13.8. При расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в связи с расторжением соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3 и 32.6 настоящего Положения.

13.9. При прекращении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основанию, предусмотренному пунктом 34 настоящего Положения.

14. Информация о возобновлении рассмотрения заявлений и количестве жилых помещений, предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта, размещается на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

III. Порядок и условия принятия решения о возможности участия в пилотном проекте. Основания для отказа в участии в пилотном проекте

15. При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, выдает заявителям направление в организацию, уполномоченную Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - уполномоченная организация), для прохождения психологической диагностики.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

Заявители проходят психологическую диагностику в сроки, указанные в направлении. Оплата проезда и проживания заявителей в целях прохождения психологической диагностики осуществляется за счет собственных средств.

16. Уполномоченная организация в срок не позднее 5 рабочих дней со дня прохождения заявителями психологической диагностики направляет в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы заключение о целесообразности или нецелесообразности участия заявителей в пилотном проекте, основанное на результатах такой диагностики.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

17. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы формирует пакет документов по каждому заявлению и в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения результатов психологической диагностики направляет сформированный пакет документов на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной , для принятия решения о возможности участия заявителей в пилотном проекте либо об отказе заявителям в участии в пилотном проекте.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП ; в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 577-ПП .

18. Комиссия в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения, принимает решение о возможности участия заявителей в пилотном проекте либо об отказе заявителям в участии в пилотном проекте.

На заседание Комиссии приглашаются заявители, в отношении которых решается вопрос о возможности участия в пилотном проекте. Уведомление о дате и месте проведения заседания Комиссии направляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы заявителям в срок не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения такого заседания способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

Решение Комиссии принимается на заседании Комиссии в порядке, установленном Положением о Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" .
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 октября 2016 года постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 577-ПП .

Решение Комиссии принимается путем всестороннего, полного и объективного рассмотрения представленных документов и содержащихся в них сведений, а также сведений, полученных в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, результатов психологической диагностики и с учетом индивидуального собеседования с заявителями, проводимого в рамках заседания Комиссии.

19. Основаниями для отказа заявителям в участии в пилотном проекте являются:

19.1. Наличие сведений о ненадлежащем исполнении заявителями родительских обязанностей (обязанностей законных представителей), полученных в соответствии с пунктом 10.2 настоящего Положения.

19.2. Заключение уполномоченной организации о нецелесообразности участия заявителей в пилотном проекте, полученное в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения.

20. В решении Комиссии об отказе заявителям в участии в пилотном проекте указывается основание такого отказа, предусмотренное пунктом 19 настоящего Положения.

21. В решении Комиссии о возможности участия заявителей в пилотном проекте указываются сведения о предоставлении заявителям по договору безвозмездного пользования жилого помещения при соблюдении условий, установленных разделом IV настоящего Положения.

22. Решение Комиссии (пункты 20 и 21 настоящего Положения) в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

23. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения решения Комиссии направляет копию решения заявителям способом, обеспечивающим подтверждение получения копии решения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

IV. Порядок и условия заключения соглашения об условиях участия в пилотном проекте

24. Заявители, в отношении которых Комиссией принято решение о возможности участия в пилотном проекте, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения копии указанного решения заключают с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы соглашение об условиях участия в пилотном проекте.

Форма соглашения об условиях участия в пилотном проекте утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

25. В срок не позднее 60 календарных дней со дня заключения соглашения об условиях участия в пилотном проекте заявители заключают договоры о приемной семье, в результате которых на воспитание будут приняты не менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей. При этом договоры о приемной семье заключаются с каждым из заявителей.

V. Условия и порядок предоставления заявителям жилых помещений в городе Москве по договорам безвозмездного пользования

26. Заявителям, заключившим договоры о приемной семье (п.25 настоящего Положения), предоставляется жилое помещение по договору безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемого с ГУП "Моссоцгарантия" в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

При этом за заявителями сохраняются жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо на праве владения и (или) пользования.

27. Предоставляемое по договору безвозмездного пользования жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы и находиться в пределах территории города Москвы.

Жилое помещение предоставляется площадью не менее 10 кв.м площади жилого помещения, но не более 18 кв.м площади жилого помещения на каждого из заявителей, заключивших договоры о приемной семье (п.25 настоящего Положения), их несовершеннолетних детей (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте) и детей, оставшихся без попечения родителей.

Форма договора безвозмездного пользования жилым помещением утверждается Департаментом городского имущества города Москвы.
постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП .

28. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договоров о приемной семье (п.25 настоящего Положения) Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы направляет копии указанных договоров и копию соглашения об условиях участия в пилотном проекте в ГУП "Моссоцгарантия" для заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, а также уведомляет заявителей о необходимости заключения такого договора способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

При этом заявители вправе представить указанные документы в ГУП "Моссоцгарантия" по собственной инициативе.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением заключается в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения ГУП "Моссоцгарантия" указанных документов.

Указанный договор заключается сроком на 5 лет. Не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора безвозмездного пользования жилым помещением ГУП "Моссоцгарантия" уведомляет участников пилотного проекта о необходимости продления срока действия этого договора на новый срок.

29. При уменьшении численности детей, оставшихся без попечения родителей и принятых на воспитание в рамках пилотного проекта, участники пилотного проекта обязаны в срок не позднее 60 календарных дней со дня наступления указанного обстоятельства заключить договоры о приемной семье, в соответствии с которыми у них на воспитании будут находиться не менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей.

30. При увеличении численности детей в семье участников пилотного проекта (рождение, усыновление, установление опеки (попечительства) Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления участниками пилотного проекта документов и сведений, подтверждающих наступление указанного обстоятельства, выносит на рассмотрение Комиссии вопрос о предоставлении им иного жилого помещения соответствующей площади взамен ранее предоставленного.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

Рассмотрение вопроса о предоставлении участникам пилотного проекта иного жилого помещения и заключении договора безвозмездного пользования таким помещением осуществляется в порядке, установленном пунктами 18-23, 26-28 настоящего Положения.

31. Гражданам, принимавшим участие в пилотном проекте продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, при условии надлежащего и непрерывного исполнения ими обязанностей по воспитанию 5 и более детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим воспитывать таких детей, не достигших возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), по договору безвозмездного пользования предоставляется жилое помещение из жилищного фонда города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП .

Жилое помещение предоставляется площадью не менее 10 кв.м площади жилого помещения, но не более 18 кв.м площади жилого помещения на каждого гражданина, принимавшего участие в пилотном проекте, несовершеннолетних детей таких граждан (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте) и детей, оставшихся без попечения родителей.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением заключается на срок до достижения детьми, оставшимися без попечения родителей и принятыми в семью в рамках пилотного проекта, возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), но не более чем на 5 лет.

Заключение договора безвозмездного пользования жилым помещением на новый срок осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

VI. Основания и порядок расторжения (прекращения) соглашения об условиях участия в пилотном проекте и расторжения (прекращения) договора безвозмездного пользования жилым помещением

32. Основаниями для расторжения соглашения об условиях участия в пилотном проекте являются:

32.1. Соглашение сторон.

32.2. Вступление в силу актов органа опеки и попечительства об освобождении или отстранении обоих участников пилотного проекта от исполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

32.3. Выявление факта постоянного проживания участников пилотного проекта и (или) одного или нескольких детей, оставшихся без попечения родителей, вне жилого помещения, предоставленного по договору безвозмездного пользования.

32.4. Нарушение установленного пунктом 25 настоящего Положения срока заключения договоров о приемной семье либо незаключения указанных договоров.

32.5. Невозможность исполнения обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, одним из участников пилотного проекта (смерть, признание недееспособным, болезнь, расторжение брака, длительное отсутствие, освобождение (отстранение) от исполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с актом органа опеки и попечительства).

32.6. Нахождение в течение 60 и более календарных дней подряд в семье участников пилотного проекта на воспитании менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей.

33. Решение о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3-32.6 настоящего Положения, принимается Комиссией с учетом:

33.1. Состояния здоровья участников пилотного проекта и несовершеннолетних детей, находящихся на воспитании в семье.

33.2. Возможности создания детям, оставшимся без попечения родителей, необходимых условий для воспитания и развития.

33.3. Взаимоотношений, сложившихся между участниками пилотного проекта и несовершеннолетними детьми, находящимися на воспитании в семье.

34. Соглашение об условиях участия в пилотном проекте прекращается в связи со смертью обоих участников пилотного проекта.

35. Для расторжения (прекращения) соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.1, 32.2 и 34 настоящего Положения, решение Комиссии не требуется.

36. Решение Комиссии о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3-32.6 настоящего Положения, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. При этом Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного решения либо получения информации о наступлении обстоятельства, указанного в пункте 32.2 настоящего Положения, направляет уведомление участникам пилотного проекта либо заявителям о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте способом, обеспечивающим подтверждение получения этого уведомления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

37. В срок не позднее трех рабочих дней со дня расторжения (прекращения) в соответствии с настоящим Положением соглашения об условиях участия в пилотном проекте указанная информация направляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в ГУП "Моссоцгарантия".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП .

38. Договор безвозмездного пользования жилым помещением расторгается в связи с расторжением в соответствии с настоящим Положением соглашения об условиях участия в пилотном проекте путем направления ГУП "Моссоцгарантия" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения информации о расторжении указанного соглашения (п.37 настоящего Положения) соответствующим участникам пилотного проекта уведомления об отказе от исполнения договора безвозмездного пользования жилым помещением (о расторжении указанного договора в одностороннем порядке).

Расторжение договора безвозмездного пользования жилым помещением влечет прекращение участия указанных граждан в пилотном проекте.

39. Договор безвозмездного пользования жилым помещением прекращается в связи с прекращением в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения соглашения об условиях участия в пилотном проекте.

VII. Порядок и условия предоставления участникам пилотного проекта жилых помещений в городе Москве в собственность или по договорам социального найма

40. Участникам пилотного проекта, принимающим (принимавшим) участие в пилотном проекте продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, при условии надлежащего и непрерывного исполнения ими обязанностей по воспитанию 5 и более детей, оставшихся без попечения родителей, при согласии таких граждан однократно предоставляется жилое помещение.

41. Гражданам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не являющимся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение по договору социального найма площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

42. Гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предоставляется жилое помещение в городе Москве в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

43. Гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

44. Гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в городе Москве, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных) или предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору мены с учетом дополнительной площади в размере 10 кв.м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

45. При участии в пилотном проекте единственного участника пилотного проекта (п.32.5 настоящего Положения) продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением такому участнику предоставляется жилое помещение, размер площади которого аналогичен размеру площади жилого помещения, предоставляемого на двоих участников пилотного проекта (пп.40-44 настоящего Положения).

46. Жилые помещения (пп.40-44 настоящего Положения) предоставляются участникам пилотного проекта (гражданам, принимавшим участие в пилотном проекте) в порядке, установленном Департаментом городского имущества города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 431-ПП .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (с изменениями на 21 сентября 2016 года)

Название документа:
Номер документа: 8-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 5, 28.01.2014

Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 23.12.2013

Дата принятия: 23 января 2014
Дата начала действия: 03 февраля 2014
Дата редакции: 21 сентября 2016

Не вызывает сомнения, что наилучшая среда для воспитания ребенка - семья, если она не является крайне дисфункциональной. Проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, ряд учёных пришел к заключению о практически полной согласованности своих выводов с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. В нашей стране медленно, но все же формируется новый профессиональный статус: замещающий профессиональный родитель. Это требует определения круга его профессиональной компетентности.

Стихийно же созданные, несопровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в этих семьях приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Но на всех этапах формирования семьи с приемным ребенком актуализируется потребность в помощи специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности семейной системы, обучение способам принятия общих решений, снижение уровня эмоционального напряжения у всех членов семьи.

Несмотря на многочисленные трудности, развитие института профессиональной замещающей семьи в настоящее время является наиболее приемлемым решением проблемы интеграции детей-сирот в общество. Цель профессиональной замещающей семьи - помочь ребенку успешно социализироваться; научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности. Воспитание ребенка, лишенного родительской заботы и получившего негативный жизненный опыт, является профессионально значимым трудом, который необходимо всемерно поддерживать, в том числе и экономически. Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности.

История разработки и создания проекта возвращает в 2008 год, когда на базе Центра помощи семьи и детям под руководством Чебатковой И.В., заведующей психолого-педагогического отделения начал действовать клуб для приёмных родителей. Цель деятельности клуба – повышение уровня социально-психологической и педагогической компетенции замещающих родителей, оказание им эмоциональной поддержки. В целях реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 сентября 2012г. №386 был утверждён порядок и программа “Школы приёмных родителей” для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, в целях психолого-педагогической и правовой подготовки приёмных родителей. Курс обучения включает в себя 14 занятий с общим объёмом в 62 часа. Занятия проводятся с кандидатами в замещающие родители 2 раза в неделю. По завершении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, выдаётся свидетельство о прохождении подготовки. Так за период с октября 2012 года по 1.04.2014г. на базе Центра проведено 5 курсов обучения, с общим охватом числа обученных в 49 человек. Всем кандидатам выданы свидетельства. Данное направление реализуется в рамках деятельности нашего учреждения. В ходе реализации мероприятий Школы приёмных родителей достигнуты следующие результаты:

Увеличение в районе числа приёмных семей, соответственно и увеличение в них приёмных детей:

  • 2011г – 62/127,
  • 2012г.-64/128,
  • 2013г.- 71/158.

Увеличение в районе опекаемых семей с детьми:

  • 2011г – 89/124,
  • 2012г. – 97/132,
  • 2013г.-103/133.

Увеличение семей с усыновлёнными детьми:

  • 2011г- 1/1,
  • 2012г.-1/1,
  • 2013г-5/9.

Обучение в Школе приёмных родителей, комплексное психологическое сопровождение, поддержка как “до” так и “после” создания замещающих семей с привлечением специалистов различных сфер деятельности: здравоохранения, образования, социальной защиты населения было описано и оформлено в социальный проект “Путь домой”, который представлялся Чебатковой И.В. в мае 2013 года на региональном конкурсе в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Кемеровской области “Лучший по профессии”, где получил наибольшее количество баллов и положительные отзывы членов жюри. В октябре 2013 года администрацией учреждения было принято решение об участии данного проекта в федеральном конкурсе инновационных социальных проектов по развитию социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Была проделана очень большая работа по подготовке к участию Центра в данном конкурсе. Собран и оформлен заявочный пакет документов: информационная карта и описание проекта, бюджет и финансово-экономическое обоснование, нотариально заверенные копии учредительных документов, копии отчётов о финансовых результатах деятельности МКУ “СРЦдН” за последний год, сведения об основных мероприятиях заявителя за предшествующий год, в том числе реализованных за счёт привлечённых благотворительных средств; письмо Главы района К. А. Соловьёва о поддержке данного проекта, письма соисполнителей проекта за подписью главного врача МУЗ ТЦРБ Кошкина С.Н., начальника управления образования Абразумовой О.В., начальника управления социальной защиты населения Саватейкиной О. Н.

529 заявок из 79 субъектов РФ подлежало рассмотрению в отборочном туре конкурса, из них было рассмотрено 295 из 56 субъектов. Остальные отклонены по причине не соответствия условиям оформления пакета документов. Хотелось бы отметить, что из Кемеровской области заявлялись 6 учреждений из городов Кемерово, Калтана, Анжеро-Судженска и пгт. Тяжинского.

В результате правлением Фонда поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москвы, 13 декабря 2013 года был утверждён рейтинговый перечень инновационных проектов для финансовой поддержки Фондом в 1,5 млн. рублей. В перечень было включено всего 87 проектов, получивших наиболее высокую оценку (не менее 85 баллов, из Кемеровской области таких проектов - 2). Сумма рейтинговых оценок представленных проектов составила от 35 до 99 баллов, оценка проекта “Путь домой” - 90 баллов.

В период с января по апрель 2014 года Центр непосредственно сотрудничал с кураторами Проекта от Департамента поддержки социальных проектов и Департамента управления финансами и имуществом. Центром непосредственно предоставлялись проекты плана реализации мероприятий, финансово-экономического обоснования, бюджета, после чего данные документы были утверждены и завизированы в автоматизированной подсистеме для хранения и доступа к электронному архиву программ и проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация проекта началась с 1.04.2014г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и продолжится до 30.09.2015года. Территория реализации проекта - Тяжинский муниципальный район.

Был подписан договор руководителем проекта Карабановой О.В. с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации о выделении денежных средств.

Предоставлен первый транш (50% от выделенных денежных средств 750 тыс.руб). 2-ая (40% - 600 тыс.руб.) и 3 часть (10% -150 тыс.руб.) финансирования будет предоставлена после предоставления в Фонд отчётной документации по финансовой и практической деятельности Проекта в указанные сроки договора.

Создана рабочая группа учреждения и утверждён координационный совет при администрации района. Проведён районный семинар по теме “Презентация социального проекта по созданию и поддержке замещающих семей “Путь домой” (фото 1). Проведены конкурсные процедуры и заключены договора на поставку заказов. Так, в учреждении появилось оборудование сенсорной комнаты, комплект компьютерного оборудования, многофункциональное устройство для выпуска газеты Центра типографским способом, цифровая видеокамера, программное обеспечение: методика “Психологическая автоматизированная экспертная система, методика “Диагностика межличностных о отношений”, “16 когнетивных методик”, дающие возможность выявления межличностных взаимоотношений, акцентуализации характеров и психофизиологического обследования личности (фото 2-5).

С целью повышения квалификации исполнителей Проекта, волонтёров, родителей по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей и по заключённому договору с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования со 2.09. по 10.09.2014г. на базе района проведены курсы по обучению 30-ти специалистов нашего Центра, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, социальных педагогов образовательных учреждений по дополнительной профессиональной программе “Теория и практика правоприменительной деятельности по охране прав и законных интересов несовершеннолетних” (фото 6, 7); 4 специалиста стали участниками курсов повышения квалификации на базе КРИПКиПРО в г. Кемерово по теме “Теория и практика социально-психолого-педагогической деятельности”; проведён практический семинар - практикум с охватом в 30 человек (замещающие родители, психологи, специалисты МКУ “СРЦдН”, органа опеки и попечительства, ОУ, детского дома по теме “Депривационные нарушения в развитии ребёнка из замещающей семьи и проблемы компенсации” с выдачей свидетельств ООО “Консалдинговый центр “25 кадр”” поскольку для достижения устойчивых положительных результатов в работе с замещающими семьями специалисты структур должны владеть современными и эффективными методами социально-психологического воздействия на клиентов.

Проходит активное информирование населения о возможностях создания приёмных семей. Разработано и выпущено типографским способом 15 вариантов буклетов, 2 памятки для родителей, 3 брошюры - 1735 экземпляров данных материалов распространены на территориях сел района, области и в рамках Всероссийской выставки-форума (фото 8). Бесплатно выпущено 9 информационных статей по запуску и реализации социального проекта “Путь домой” в газетах “Призыв”, “Мариинский курьер”, “Кузбасс” (фото 9). Оформлено 12 пресс-релизов в учреждении, 12 на официальном сайте района. Вся информация по проекту предложена на сайте МКУ “СРЦдН” - http://crcdn-tiajin.ucoz.ru/ , открыта и действует страница “Путь домой”. Специалистами учреждения проведено 6 выступлений на родительских собраниях.

С целью отбора и психологической диагностики кандидатов в приёмные родители, изучения внутрисемейной ситуации, выделения специфических проблем кандидата, требующих внимания специалистов; получения объективной информации об окружении кандидата, а так же подготовки психологического заключения в рамках проекта используется адаптированная и разработанная специалистами Центра программа “Психодиагностика будущих приёмных родителей”. За отчётный период в отборе и оценке приняли участие 42 обратившихся кандидатов в приёмные родители (фото 10). Используются адаптированные методики: тест Люшера, опросник родительского отношения (ОРО), методика PARI, характерологический опросник Леонгарда, а так же специализированное программно-методическое обеспечение, приобретённое за счёт средств Гранта ДМО, ПАЭС, АРМ. Девять кандидатов собственных детей не имеют. По результатам психодиагностики все кандидаты имеют положительные заключения, но к экзаменам были допущены 35 человек.

Гендерный потрет кандидатов в замещающие родители: женщин- 34 чел., мужчин – 8 чел. По возрастной категории: до 30 лет – 4 чел., 30-40 лет – 10 чел., 40-50 лет - 17 чел., 50-60 лет – 11 чел.

С целью повышения уровня правовой, социально-психологической и педагогической компетентности замещающих родителей, их обучения способам позитивного общения и взаимодействия с приёмными детьми проведено 3 курса обучения в Школе приёмных родителей. Обучено 37 кандидатов, из них 34 получили свидетельства. 42 кандидата прошли психологическую диагностику на предмет создания семей. Курс обучения состоял из 14 занятий. Занятия проводились по апробированной программе “Подготовка лиц, желающих принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей”, используя имеющийся опыт эффективных технологий и методик “Поуровневого психологического сопровождения замещающей семьи”, “Семейного коучинга”, “Семейный патронаж” (фото 11).

Утверждена и реализуется комплексная программа сетевого взаимодействия в профилактике социального сиротства и поддержке замещающих семей. Это дало новый импульс в работе по профилактике социального сиротства. Помочь семье на раннем этапе неблагополучия, задействовать потенциал семьи в решении её проблем стало возможным благодаря комплексной работе включённых специалистов групп основных партнёров. Как правило, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, нуждается в комплексной реабилитации, включающей в себя психологическую, медицинскую, социальную, юридическую, педагогическую и иную помощь, содействие в преодолении жизненных проблем. Специалисты служб собираются для встречи с семьями, для проведения беседы и содействия в решении поставленных задач.

Сокращение числа детей воспитывающихся вне семьи, создание и развитие приёмных семей, увеличение числа успешных, способных к самостоятельному проживанию детей, снижение социального сиротства в районе проходило через: создание приёмных семей и этап “гостевой” семьи. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул является естественным и обязательным этапом в процессе подготовки ребенка и кандидатов к передаче детей в семью. Такие события позволяют в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, а так же окончательно определиться с решением о создании замещающей семьи и выборе данного ребенка. В данный момент 24 семьи являются “гостевыми”.

За счёт средств гранта в августе 2014г. установлено оборудование для сенсорной комнаты: трапеция с гранулами, пуфик-кресло “Груша” с гранулами, детское панно “кривое зеркало”, панно “Бесконечность”, безопасная пузырьковая колонна, профессиональный источник света к зеркальному шару “Зебра”, зеркальный шар с приводом вращения, звукоактивированный проектор со светоэффектом “Русская пирамида”, комплект “Сенсорный уголок”, безопасный оптиковолоконный пучок торцевого свечения “Светлячок”, набор рыбок для пузырьковой колонны. От полученной экономии по статьям бюджета проекта и по разрешению Фонда после всех проведённых процедур на официальном сайте в ноябре было поставлено дополнительное оборудование в сенсорную комнату: диван “Комфорт”, сенсорный крокодил (диван), мягкая мебель для релаксации “Малютка”, тактильная панель “Акустическая”, двусторонняя ширма, стол для песочной анимации, банкетка, дидактический коврик, настенное панно, сенсорная дорожка, сухой бассейн, горка прямоугольная для бассейна, стол-мозаика (фото 12, 13). Работа проводилась с группой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (35 человек) по действующей программе “Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка” а так же проводилась коррекционная работа с 14 замещающими семьями.

Работа за ходом адаптации и проживания детей в приёмных семьях, предупреждение негативных моментов в их поведении и взаимоотношениях с замещающими родителями специалистами межведомственного взаимодействия осуществляется в рамках выездных дней в сёла района. Проведение коррекционно - развивающей работы специалистами Проекта с приёмными детьми на базе комнаты психологической разгрузки. За отчётный период проведено 13 выездных дней в сёла района. Неоднократно посещено 35 семей, в которых проживает 84 приёмных ребёнка.

С целью повышения роли и значимости замещающей семьи в обществе, распространения положительного опыта семейных отношений, повышения социального статуса замещающей семьи, улучшения внутрисемейных отношений, поддержки таких семей проводились совместные досуговые мероприятия с вручением подарков и сувениров участникам праздников. Так, в отчётный период организованы и проведены: экскурсионные поездки:в музей-заповедник “Томская писаница”; в г. Кемерово- областной краеведческий музей, областной музей изобразительных искусств, музей-заповедник “Красная горка”; г. Мариинск: в краеведческий музей, музей “Береста Сибири”, дом – музей В.А. Чивилихина. Проведены районные соревнования среди замещающих семей: “От семейных побед к спортивным рекордам”, “Осенний марафон”, “Спортивная семья”; прошёл районный конкурс “Творческая семья (фото 14-17). Все мероприятия способствовали укреплению психического и физического здоровья детей, формированию активной жизненной позиции здорового стиля жизни. Охват целевых групп, участвующих в досуговых мероприятиях: приёмные родители – 86 человек, созданные замещающие семьи – 26, приёмные дети - 264 человека, специалисты -30 человек. Обратная связь с целевыми группами Проекта осуществлялась через мнения, пожелания, зафиксированные в книге отзывов.

С целью обобщения опыта работы по реализации проекта и с разрешения Фонда, за счёт полученной экономии и перераспределения денежных средств разработан и типографским способом выпущен сборник “Новые методы и технологии работы с замещающей семьёй” общим тиражом в 100 шт. Сборник распространён среди представителей служб-соисполнителей Проекта, замещающих семей района, а также распространение планируется в марте 2015г. в рамках проведения 3-х дневного семинара - практикума с участием представителей данных служб области.

С 17.09.2014г. по 19.09.2014г. в рамках проекта Чебаткова И.В. стала участницей V Всероссийской выставки-форума “Вместе - ради детей” в г.Уфа. Участию в данном мероприятии предшествовала большая подготовительная работа: разработка и выпуск информационного материала, подготовка выступлений, презентаций, видеофильма о реализации проекта “Путь домой” (фото 18). Ежегодное мероприятие проводит Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 62 субъектах Российской Федерации реализуются многочисленные программы фонда. Так, в 2014 году в 38 регионах РФ Фонд поддержал 72 региональные программы и 199 проектов на общую сумму 680 млн рублей. Выставки-форумы, которые проходили в прошлые годы в Казани, Астрахани, Тюмени и Ульяновске, являются кульминацией работы Фонда с российскими регионами. Именно на выставочных площадках форумов демонстрируется все то, что было достигнуто в исполнении общих программ. Более 500 участников собрались на уфимский форум, чтобы не только показать итоги своей совместной работы с Фондом в данном направлении, но и освоить новый опыт, инновационные технологии. Основные гости мероприятия - профессионалы, работающие в сфере защиты детства. Программа выставки-форума “Вместе - ради детей!” включала в себя работу интерактивных выставочных площадок, тренинги, круглые столы.

13.11.2014г. ответственное лицо за реализацию проекта Чебаткова Инна Викторовна, психолог дневного отделения (по профилактике безнадзорности несовершеннолетних) стала участницей регионального Форума по Всероссийскому проекту “России важен каждый ребёнок”, проводимого на базе Тяжинского муниципального района, где представляла опыт работы по проекту, итоги деятельности за 9 месяцев и методический материал данного направления.

11.12.2014г. наше учреждение радушно встречала участников межведомственного семинара: представителей сфер образования, здравоохранения, социальной защиты населения, общественности района, которые являются соисполнителями социального проекта “Путь домой”. Семинар открыла заместитель главы района по социальным вопросам О.В. Коновалова, остановившись на актуальности реализуемого проекта и важности предупреждения социального сиротства в целом. С докладом об итогах реализации мероприятий в 2014 году и эффективных используемых технологиях в работе по созданию и поддержке замещающих семей выступила психолог Центра Чебаткова И.В.. Ведущая семинара О.В. Карабанова познакомила всех присутствующих с планированием в рамках проекта на 2015год. Вопрос об организации деятельности по возврату детей в кровные семьи осветила Шарычева Н.И., директор детского дома “Ласточкино гнёздышко”. В программу встречи вошла и презентация комнаты психологической разгрузки, оборудование которой так же было приобретено за счёт средств гранта (фото 19, 20). Всем участникам представилась возможность высказать своё мнение о необходимости такой комнаты в работе с детьми специализированного учреждения, познакомиться с приобретённым оборудованием и программным обеспечением психологического изучения личности. В завершении воспитанники социально-реабилитационного центра, исполнив музыкальные номера, подарили хорошее настроение и новогодние сувениры, выполненные своими руками. А участники межведомственного семинара за круглым столом и чашечкой чая обсудили текущие вопросы по проекту и планируемым мероприятиям в 2015 году.

Это половина реализации проекта, но уже видны статистические результаты. Из 37 обученных кандидатов 11 человек уже создали замещающую семью и два кандидата усыновили детей. Так на 31.12.2014 года в районе насчитывается 91 приёмная семья, в которых воспитывается 218 детей и 92 опекаемых семьи, в которых 125 детей. Если сравнивать данные на начало реализации проекта, то в районе проживало – 76 приёмных семей с меньшим количеством детей - 159 и 103 опекаемые семьи, в которых воспитывалось 132 ребёнка).

Из детского дома в этом году 28 детей передано в приёмные семьи Тяжинского района, 7 детей под опеку (выехали за пределы района), усыновлено 24 ребёнка. Снижается и количество возвратов детей из приёмных семей. Так в 2014 году таких случаев - 7, когда в прошлом году таких фактов было 12.

Таким образом, помогая ребенку, семье, и членам общества установить гармоничные отношения, специалисты совместными усилиями решают проблему адаптации ребенка. Комплексная профессиональная работа с семьями опекунов и усыновителей как “до”, так и “после” помещения ребенка в семью, является ключевой для развития ребенка, а, следовательно, при адаптации ребенка и семьи – это необходимое условие для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приёмной семье.