Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Андреева Т.Н. Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему: Сценарий проведения нетрадиционного мероприятия с родительской общественностью - "Фе

В сценарии представлены интересные формы проведения совместного мероприятия с родителями по приобщению старших дошкольников и их родителей к совместному творчеству посредствам театрализованной деятельности. Благодаря большой предварительной работе педагогов по выявлению и приобщению родителей к творческой жизни детского сада, фестиваль прошел в позитивной. творческой атмосфере. Большой интерес вызвали индивидуальные семейные выступления, выставка семейных театральных кукол, изготовленных руками детей и родителей.

Фестиваль семейных театров

Сказочная птица: Здравствуйте, гости дорогие! Я – Сказочная Птица, живу в тридевятой сказочной стране, в тридевятом театральном государстве.

Сегодня с вами мы увидим,

Как дети наши там живут

В театр семейный поиграем –

Крылом взмахну, и он уж тут!

Открывает занавес.

мама Марина, дочка Анечка, дочка Сонечка.

мама Лена, дочка Сонечка.

мама Наташа, сынок Сашенька.
мама Лена, дочка Анечка, дочка Яна.

мама Наташа, дочка

Ведущий (после презентации): Результатом нашей работы по данному направлению стало создание семейных театров. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию небольшие театральные семейные миниатюры. Посмотрим, что у нас получилось…

Сказочная Птица: Дорогие друзья, посмотрите, какая замечательная волшебная книга есть у меня. Стоит только прикоснуться к ее страницам – и мы сразу попадем в театральный мир сказок.

Книжка – умный, добрый друг, В книжку детскую малыш

Знает книжка все вокруг. Только постучится:

Что, зачем, откуда, как Тук, тук, тук –

И о чем писал Маршак… И вот, глядишь,

Оживут страницы!

Ребенок: В мире много сказок –

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сказочная Птица (таинственно): В сказке может все случиться,

Наши сказки впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю:

Вместе с ребенком: Заходи!

Сказочная Птица: Узнали сказочного героя? Да, это - веселый, озорной Буратино. Он очень любил театр и своим золотым ключиком открыл дверь в чудесную сказочную страну. Семья Ивановых тоже любит театр, сказки, и они по-своему открывают этот замечательный театральный мир. Посмотрим их выступление.

(творческий вариант)

После выступления мама делится своим опытом работы:

Мама: Наш театр домашний, любительский. Мы назвали его «Золотой ключик». Поскольку в детстве мне самой не всегда хватало внимания родителей, создав свою семью, я решила, что все вечера постараюсь уделять детям, их интересам, увлечениям. Начинали играть в театр сначала с простыми куклами, затем, увлекшись этим занятием, стали сами шить кукол и писать простые сказки. Потом показывать их

Сказочная Птица: переворачивает страницу)

Ой, какие-то игрушки! Очень веселые зверюшки! Посмотрим, что произошло в этой сказке.

2. Театр «Волшебный крючок»

Мама: В густой траве рос грибок. Недалеко от грибочка жила мышка в норке. Сначала он был маленький, а когда пошел дождик, грибок сразу подрос.

Но бабочка не любила дождь.

Бабочка: Ой, у меня очень нежные крылышки, если они намокнут, я не смогу летать. Грибок! Спрячусь под ним. Под его шляпкой дождик меня не намочит!

Увидела божья коровка, что бабочка спряталась под грибком и тоже поползла к нему.

Божья коровка: Бабочка, тебя там дождик не мочит?

Бабочка: Нет! Что ты! Тут сухо, ползи ко мне!

Мама: Спряталась под грибком и божья коровка. Хорошо им там. Сухо! Они даже запели: «Мы сидим под грибком, дождик нам нипочем»! Услыхал их песню кузнечик.

Кузнечик: Кто это поет?

Мама: Прыгнул кузнечик на грибок. Наверное, он подумал, что сразу увидит, кто поет. А бабочка с божьей коровкой опять запели: «Мы сидим под грибком, дождик нам нипочем»!

Кузнечик: Ах, это под грибком кто-то поет.

Мама: Спрыгнул кузнечик на травку. Видит, под грибком сидят бабочка и божья коровка.

Кузнечик: пустите меня под грибок. Я тоже не хочу мокнуть под дождем.

Все: Иди, места всем хватит.

Мама: А грибок опять подрос. Просторно. Бабочка расправила свои крылышки, удобнее стало и божьей коровке, запели они песенку: «Мы сидим под грибком, дождик нам нипочем»! Услыхала их песенку лягушка. Прискакала послушать ее. А дождь все шел и шел. Вдруг выскочила мышка.

Мышка: Ой! Дождь залил мою норку. Куда спрятаться? Грибок! Я тоже хочу здесь спрятаться. Пустите меня к себе!

Все: Иди, веселее будет!

Мама: А грибок еще подрос. Нашлось место и для мышки. И они запели вчетвером. Приползла улитка, стала тоже песенку подпевать. А тут ежик бежит, бежит, торопится.

ЁЖ: Фу, фу, фу. Я дождь не люблю. Привет, веселая компания! Пустите меня к себе!

Все: Иди, только иголками нас не уколи!

Ёж: Нет, нет. Я осторожно.

Мама: И уже впятером запели они песенку. А тут и зайчик прискакал.

Зайка: Моя шерстка совсем намокла, пустите меня под грибок.

Все: Заходи! Тут сухо и тепло.

Мама: Посмотрел зайчик – тут и ему места хватит, прыгнул под грибок и запел вместе со всеми. Ай да грибок! Всех от дождя укрыл!

Сказочная Птица: Какие интересные у нас получаются истории! Что же будет дальше? Приглашаем семью Федосеевых.

3. Театр в коробке

Жила-была Машенька. Решила однажды она сходить в лес по грибы да по ягоды. Шла-шла и заблудилась. Смотрит - стоит избушка, постучалась, зашла в нее. В избушке было две комнаты. Первая – столовая, вторая – спальня. А жили в той избушке три медведя: отец - Михайло Потапович, мать-Настасья Петровна и сынок-Мишутка. Села Машенька на самый высокий стул – было очень высоко. Села Машенька на средний стульчик – было неудобно. А когда села Машенька на самый маленький стульчик – он ей пришелся в самую пору. На столе стояли чашки с едой и лежали ложки. Поела Машенька из каждой чашки понемногу, покачалась на маленьком стульчике да и сломала его. Пошла, в спальню легла на кроватку и уснула. Тут вернулись домой медведи. Увидели, что кто-то ел из чашек да как заревели: Михайло Потапович грубо и громко: «Кто ел из моей чашки?». Настасья Петровна не так громко: «Кто ел из моей чашки?», а Мишутка

Мама представляет свой театр

обыграть с детьми, то это просто здорово! Дети с увлечением занимались этим делом, и я думаю, что такое совместное творчество будит в душе ребенка много самых хороших черт характера: трудолюбие, старание, терпение, желание играть в театр всей семьей. Такая работа объединяет семью, дает полезные и приятные минуты общения со своими детьми (садятся на места).

Сказочная Птица (переворачивает очередную страницу волшебной книги):

Наступает вечерок -

Зажигаем огонек,

Простынь белую натянем,

В театр теней играть мы станем.

4. Театр Теней

Мама рассказывает о своем театре: «Театр теней создать очень просто. На веревку натягивается белая простынь, сзади включается настольная лампа, ну, а сказочных героев вырезаем из черного картона. А если вы рисовать не умеете, можно их вырезать из раскрасок, наклеить на картон и покрасить черной краской. На это вы потратите не один вечер, но, зато, сколько удовольствия получите от прекрасного мира театра. Сейчас у нас нет проблем, чем занять своих детей вечерами (садятся на места).

Сказочная Птица: Приглашаем на нашу импровизированную сцену семью Васениных.

5. Плоскостной театр –

Музыкальный руководитель: А сейчас, уважаемые гости нашего фестиваля, мы проведем для вас мастер-класс «Как интересно, творчески организовать театральные представления в домашних условиях». Не только покажем творческие приемы, найденные нами в процессе работы, но и попросим вас поучаствовать в них, проявляя свое умение импровизировать». Надеюсь, у нас все прекрасно с вами получится.

6. Мастер-класс

Цель: познакомить с новым методом показа театральных постановок с использованием верхней и нижней части театральной ширмы.

Появляется на верхней ширме

Курочка: Вышла курочка гулять, ко-ко-ко!

Свежей травки пощипать, ко-ко-ко!

Ой, а где ж мои цыплятки,

Славные мои ребятки?

На нижней ширме

Курочка: Вижу, прыгает Лягушка,

Лупоглазая подружка.

Ты ответь мне поскорей

Не встречала ль, где моих детей?

Лягушка: Ква-ква-ква! Встречала. Я по полю все скакала, там цветами любовалась. В травке все они сидели, очень громко песню пели. Ква-ква-ква!

«прыгает» за ширму

Курочка: Поспешу скорей туда. Вдруг с цыплятами беда?!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Где то поле? Где тот луг? Бабочка, скажи, мой друг!

Бабочка: Мама-Курочка, не плач. По тропинке ты иди и цыплят своих зови.

музыка Гусейнли

Музыкальный руководитель: Вначале нашего фестиваля вы увидели разные виды театров и способы их изготовления. А я хочу показать вам, как можно обыграть любую сказку совсем необычным образом – с помощью старых вязаных перчаток. И сейчас я прошу поучаствовать в ней наших гостей. Кто хочет принять в нем участие. Выходите ко мне.

7 Театр перчаток

Фрагмента сказки «Муха-Цокотуха»

Муха: Муха, муха-цокотуха Пошла муха на базар

Позолоченное брюхо, И купила самовар

Муха по полю пошла Приходите к Мухе гости,

Муха денежку нашла. Я вас чаем угощу

Нынче Муха-Цокотуха именинница.

Пчела: Приходила к Мухе бабушка пчела С Днем рожденья поздравляю,

Мухе-Цокотухе меду принесла. Счастья, радости желаю!

Бабочка: Бабочка-красавица в гости прилетала

Муху именинницу тоже поздравляла. («летает-танцует»).

Муха: Бабочка-красавица, Или вам не нравится

Кушайте варенье Наше угощенье?

Бабочка: Спасибо, нравится.

Паук: Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок –

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

Муха: « Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Бабочка: Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися.

Комарик: Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик:

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!» (сражается с Пауком)

Комар: Я злодея зарубил?

Муха: Зарубил.

Комар: Я тебя освободил?

Муха: Освободил.

Комар: А теперь, душа девица, на тебе хочу жениться!

Муха: Я согласна.

Музыкальный руководитель: Приближаются новогодние праздники. Не каждая семья может позволить себе пригласить Снегурочку и Деда Мороза для сюрприза своему ребенку. Но зато, каждая творческая семья с помощью красок, плаката и своей фантазии может организовать праздник для себя и своих детей. А поможет в этом Театр тантамаресок. Образец такого сюрприза мы вам сейчас покажем.

7 Театр тантамаресок

Дед Мороз (поет): Последний лист календаря остался на стене,

Весь год трудился я не зря пора в дорогу мне.

Ау! Ау! Ванечка, ты где?

Сынок: Я здесь! Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дед Мороз: Здравствуй, дорогой внучёк!

С Новым годом поздравляю,

Счастья, радости желаю.

На пороге Новый год

Я привез подарков целый воз! Их собирать мне помогала Снегурочка. Ой, а где же моя внученька? Ай-яй-яй! На дворе метель была, видно она заблудилась… Давай вместе позовем ее, чтобы она дорогу отыскала побыстрей.

Дед Мороз и Ваня: Снегурочка! Снегурочка!

Ну, наконец, я вас нашла! Спасибо, что так громко меня позвали. С Новым годом! С Новым счастьем! Ванечка, какая красивая елочка у тебя стоит, огоньками яркими светится, блестит! Самая лучшая ёлочка на свете!

Посмотри на эту елку:

Очень елка хороша!

Выше папы, выше мамы –

Достает до потолка!

А давайте все вместе споем песенку про нее?!

Дед Мороз и Снегурочка: С Новым годом всех, всех, всех!

Лиса Алиса: Нет в жизни ничего прекрасней,

Чем сказка или волшебство.

И взрослый, и малыш ответят –

Театр лучше, чем кино!

Буратино: Там столько мы всего узнаем,

Научимся добро ценить,

Умнее, лучше все мы станем,

Нам без театра не прожить!

Кощей: Дорогие взрослые, поймите,

Добротою, ласкою – чудо вы растите!

Вырастут малышки и потом сто раз

Вспомнят игры, сказки дома и, конечно, вас!

Кикимора: Вечерами дома, дружною семьей

Вы не просто отдыхали, а в театр все играли:

Шили, красили, творили –

Душу детскую будили

Для добра, любви, труда,

И, поверьте, что не зря!

(

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль семейных театров

Звучит волшебная музыка, из-за закрытого занавеса появляется Сказочная Птица. Она произносит свои слова на фоне тихо звучащей музыки.

Сказочная птица:

Сегодня с вами мы увидим,

Как дети наши там живут

В театр семейный поиграем –

Открывает занавес.

Звучит фонограмма песни «Хлопайте в ладоши», в зал заходят участники фестиваля семейных театров, обходят круг почета, встают полукругом лицом к гостям.

Сказочная Птица представляет семейные театры:

Названная семья выходит на шаг вперед, приветствуют гостей взмахом руки

1. Семья Ивановых - Театр «Золотой ключик» (сказка «Дракоша и его друзья»)

2. Семья Потаповых – Театр «Волшебный крючок» (сказка «Под грибом»)

мама Лена, дочка Сонечка.

3. Семья Федосеевых - «Театр в коробке» (сказка «Три медведя») - мама Наташа, сынок Сашенька.
4. Семья Костецких - «Театр теней» (сказка «Репка») -

5. Семья Васениных - «Плоскостной театр» (сказка «Заюшкина избушка») – мама Наташа, дочка

Под аплодисменты зрителей участники фестиваля садятся на свои места

Мультимедийная презентация проекта работы

Ведущий

Под музыку к центральной стене «вылетает» Сказочная Птица, «подлетает» к большой книге сказок

Сказочная Птица:

И о чем писал Маршак… И вот, глядишь,

Оживут страницы!

Зовет к себе маленького артиста

Ребенок: В мире много сказок –

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сказочная Птица (таинственно ):

Наши сказки впереди.

Скажем гостю:

Вместе с ребенком: Заходи!

Ребенок «открывает» золотым ключиком книгу, Сказочная Птица переворачивают первую страницу

Сказочная Птица:

1.Выступление артистов театра «Золотой ключик» - сказка «Дракоша и его друзья» (творческий вариант)

Мама: бабушке, дедушке, соседям, друзьям. Детям очень нравится сам процесс работы: шить, раскрашивать картинки, наклеивать их на картон для декораций. Работа объединяет нас, воспитывает трудолюбие, усидчивость. Да и сами сказки несут нравственную направленность, учат различать добро и зло, любить ближнего, выручать в беде друзей, воспитывают смелость.

Артисты театра «Золотой ключик» кланяются и садятся на места.

Сказочная Птица: Интересно узнать, а что находится на следующей странице? Страничку открываю, что увижу там – пока не знаю…(переворачивает страницу)

2. Театр «Волшебный крючок»

Показ сказки Сутеева «Под грибом»

Мама:

Но бабочка не любила дождь.

Бабочка:

Божья коровка:

Бабочка:

Мама:

Кузнечик: Кто это поет?

Мама:

Кузнечик:

Мама:

Кузнечик:

Все: Иди, места всем хватит.

Мама:

Мышка:

Все: Иди, веселее будет!

Мама:

ЁЖ:

Все:

Ёж: Нет, нет. Я осторожно.

Мама:

Зайка:

Все: Заходи! Тут сухо и тепло.

Мама:

Семья Потаповых кланяется, мама рассказывает об идеи создания вязаного театра:

В прошлом году у нас в детском саду проходил конкурс театральных уголков. Наша семья приняла в нем участие. Мы вместе со старшей дочкой Викой связали персонажей к сказке В.Сутеева « Под грибком». Эту сказку мы вместе с младшей дочкой показали ребятам своей группы. Детям сказка очень понравилась. Получив предложение от педагогов детского сада, поучаствовать в фестивале семейных театров, с радостью согласились. Сейчас мы ее показали и вам. Это наш дебют.

Сказочная Птица: Какие

3. Театр в коробке

Выходит семья Федосеевых с показом сказки «Три медведя»

Мама представляет свой театр : Вы видели, что наш театр создан из самого простого подручного материала. В доме всегда можно найти пустую коробку, краски, кусочки картона… Ну, а остальное, дело вашей фантазии и желания. Рисовать, вырезать дети очень любят. А если прочитанную сказку еще и

(садятся на места).

Сказочная Птица

Наступает вечерок -

Зажигаем огонек,

Простынь белую натянем,

4. Театр Теней

Выходит семья Костецких с показом русской народной сказки «Репка»

(садятся на места).

Сказочная Птица:

5. Плоскостной театр –

русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Семья кланяется зрителям, мама Наташа кратко рассказывает о своем театре.

Музыкальный руководитель:

6. Мастер-класс

Сценка театра игрушек и кукол марианеток

Появляется на верхней ширме

Курочка:

Ой, а где ж мои цыплятки,

Славные мои ребятки?

На нижней ширме

Раздается громкое кваканье, появляется Лягушка, она «прыгает» в травке.

Курочка: Вижу, прыгает Лягушка,

Лупоглазая подружка.

Ты ответь мне поскорей

Лягушка:

«прыгает» за ширму

Курочка:

Бабочка:

Звучит фонограмма песни «Цыплята» музыка Гусейнли

Мама Курочка спускается уже на нижнюю ширму, там же в траве находятся и цыплята. Они выполняют движения под музыку в соответствии с текстом песни.

Под аплодисменты зрителей артисты выходят на поклон.

Музыкальный руководитель:

7 Театр перчаток

Сверху на перчатки нашиты насекомые (либо готовые игрушки, либо сшитые в домашних условиях), «насекомые» во время выступления шевелят пальчиками-ножками.

Муха:

Пчела:

Бабочка:

Муха:

Бабочка: Спасибо, нравится.

Паук:

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

Муха: « Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Бабочка: Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися.

Комарик: Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик:

«Где убийца? Где злодей?

Комар: Я злодея зарубил?

Муха: Зарубил.

Комар: Я тебя освободил?

Муха: Освободил.

Комар:

Муха: Я согласна.

Персонажи сказки весело пляшут под музыку

Музыкальный руководитель:

7 Театр тантамаресок

«Новогоднее сюрпризное поздравление для вашего ребенка»

Дед Мороз (поет) :

Ау! Ау! Ванечка, ты где?

Сынок:

Дед Мороз: Здравствуй, дорогой внучёк!

С Новым годом поздравляю,

Счастья, радости желаю.

На пороге Новый год

Дед Мороз и Ваня: Снегурочка! Снегурочка!

Снегурочка

Посмотри на эту елку:

Очень елка хороша!

Выше папы, выше мамы –

Достает до потолка!

(поют один куплет песни «В лесу родилась елочка»)

Дед Мороз и Снегурочка:

Звучит музыка, в зал входят сказочные герои с буклетами и подарками для участников фестиваля

Они исполняют песню «Театр» один куплет, затем герои сказок читают напутствия для родителей и участников фестиваля

Лиса Алиса:

Чем сказка или волшебство.

Театр лучше, чем кино!

Буратино: Там столько мы всего узнаем,

Научимся добро ценить,

Умнее, лучше все мы станем,

Нам без театра не прожить!

Кощей: Дорогие взрослые, поймите,

Кикимора:

Шили, красили, творили –

Душу детскую будили

Для добра, любви, труда,

И, поверьте, что не зря!

(дарят гостям буклеты и подарки)

Предварительный просмотр:

Фестиваль семейных театров

Звучит волшебная музыка, из-за закрытого занавеса появляется Сказочная Птица. Она произносит свои слова на фоне тихо звучащей музыки.

Сказочная птица: Здравствуйте, гости дорогие! Я – Сказочная Птица, живу в тридевятой сказочной стране, в тридевятом театральном государстве.

Сегодня с вами мы увидим,

Как дети наши там живут

В театр семейный поиграем –

Крылом взмахну, и он уж тут!

Открывает занавес.

Звучит фонограмма песни «Хлопайте в ладоши», в зал заходят участники фестиваля семейных театров, обходят круг почета, встают полукругом лицом к гостям.

Сказочная Птица представляет семейные театры:

Названная семья выходит на шаг вперед, приветствуют гостей взмахом руки

1. Семья Ивановых - Театр «Золотой ключик» (сказка «Дракоша и его друзья») мама Марина, дочка Анечка, дочка Сонечка.

2. Семья Потаповых – Театр «Волшебный крючок» (сказка «Под грибом»)

мама Лена, дочка Сонечка.

3. Семья Федосеевых - «Театр в коробке» (сказка «Три медведя») - мама Наташа, сынок Сашенька.
4. Семья Костецких - «Театр теней» (сказка «Репка») - мама Лена, дочка Анечка, дочка Яна.

5. Семья Васениных - «Плоскостной театр» (сказка «Заюшкина избушка») – мама Наташа, дочка

Под аплодисменты зрителей участники фестиваля садятся на свои места

Мультимедийная презентация проекта работы

Ведущий (после презентации): Результатом нашей работы по данному направлению стало создание семейных театров. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию небольшие театральные семейные миниатюры. Посмотрим, что у нас получилось…

Под музыку к центральной стене «вылетает» Сказочная Птица, «подлетает» к большой книге сказок

Сказочная Птица: Дорогие друзья, посмотрите, какая замечательная волшебная книга есть у меня. Стоит только прикоснуться к ее страницам – и мы сразу попадем в театральный мир сказок.

Книжка – умный, добрый друг, В книжку детскую малыш

Знает книжка все вокруг. Только постучится:

Что, зачем, откуда, как Тук, тук, тук –

И о чем писал Маршак… И вот, глядишь,

Оживут страницы!

Зовет к себе маленького артиста

Ребенок: В мире много сказок –

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сказочная Птица (таинственно ): В сказке может все случиться,

Наши сказки впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю:

Вместе с ребенком: Заходи!

Ребенок «открывает» золотым ключиком книгу, Сказочная Птица переворачивают первую страницу

Сказочная Птица: Узнали сказочного героя? Да, это - веселый, озорной Буратино. Он очень любил театр и своим золотым ключиком открыл дверь в чудесную сказочную страну. Семья Ивановых тоже любит театр, сказки, и они по-своему открывают этот замечательный театральный мир. Посмотрим их выступление.

1.Выступление артистов театра «Золотой ключик» - сказка «Дракоша и его друзья» (творческий вариант)

После выступления мама делится своим опытом работы:

Мама: Наш театр домашний, любительский. Мы назвали его «Золотой ключик». Поскольку в детстве мне самой не всегда хватало внимания родителей, создав свою семью, я решила, что все вечера постараюсь уделять детям, их интересам, увлечениям. Начинали играть в театр сначала с простыми куклами, затем, увлекшись этим занятием, стали сами шить кукол и писать простые сказки. Потом показывать их бабушке, дедушке, соседям, друзьям. Детям очень нравится сам процесс работы: шить, раскрашивать картинки, наклеивать их на картон для декораций. Работа объединяет нас, воспитывает трудолюбие, усидчивость. Да и сами сказки несут нравственную направленность, учат различать добро и зло, любить ближнего, выручать в беде друзей, воспитывают смелость.

Артисты театра «Золотой ключик» кланяются и садятся на места.

Сказочная Птица: Интересно узнать, а что находится на следующей странице? Страничку открываю, что увижу там – пока не знаю…(переворачивает страницу)

Ой, какие-то игрушки! Очень веселые зверюшки! Посмотрим, что произошло в этой сказке.

2. Театр «Волшебный крючок»

Показ сказки Сутеева «Под грибом»

Мама: В густой траве рос грибок. Недалеко от грибочка жила мышка в норке. Сначала он был маленький, а когда пошел дождик, грибок сразу подрос.

Но бабочка не любила дождь.

Бабочка: Ой, у меня очень нежные крылышки, если они намокнут, я не смогу летать. Грибок! Спрячусь под ним. Под его шляпкой дождик меня не намочит!

Увидела божья коровка, что бабочка спряталась под грибком и тоже поползла к нему.

Божья коровка: Бабочка, тебя там дождик не мочит?

Бабочка: Нет! Что ты! Тут сухо, ползи ко мне!

Мама: Спряталась под грибком и божья коровка. Хорошо им там. Сухо! Они даже запели: «Мы сидим под грибком, дождик нам нипочем»! Услыхал их песню кузнечик.

Кузнечик: Кто это поет?

Мама: Прыгнул кузнечик на грибок. Наверное, он подумал, что сразу увидит, кто поет. А бабочка с божьей коровкой опять запели: «Мы сидим под грибком, дождик нам нипочем»!

Кузнечик: Ах, это под грибком кто-то поет.

Мама: Спрыгнул кузнечик на травку. Видит, под грибком сидят бабочка и божья коровка.

Кузнечик: пустите меня под грибок. Я тоже не хочу мокнуть под дождем.

Все: Иди, места всем хватит.

Мама: А грибок опять подрос. Просторно. Бабочка расправила свои крылышки, удобнее стало и божьей коровке, запели они песенку: «Мы сидим под грибком, дождик нам нипочем»! Услыхала их песенку лягушка. Прискакала послушать ее. А дождь все шел и шел. Вдруг выскочила мышка.

Мышка: Ой! Дождь залил мою норку. Куда спрятаться? Грибок! Я тоже хочу здесь спрятаться. Пустите меня к себе!

Все: Иди, веселее будет!

Мама: А грибок еще подрос. Нашлось место и для мышки. И они запели вчетвером. Приползла улитка, стала тоже песенку подпевать. А тут ежик бежит, бежит, торопится.

ЁЖ: Фу, фу, фу. Я дождь не люблю. Привет, веселая компания! Пустите меня к себе!

Все: Иди, только иголками нас не уколи!

Ёж: Нет, нет. Я осторожно.

Мама: И уже впятером запели они песенку. А тут и зайчик прискакал.

Зайка: Моя шерстка совсем намокла, пустите меня под грибок.

Все: Заходи! Тут сухо и тепло.

Мама: Посмотрел зайчик – тут и ему места хватит, прыгнул под грибок и запел вместе со всеми. Ай да грибок! Всех от дождя укрыл!

Семья Потаповых кланяется, мама рассказывает об идеи создания вязаного театра:

В прошлом году у нас в детском саду проходил конкурс театральных уголков. Наша семья приняла в нем участие. Мы вместе со старшей дочкой Викой связали персонажей к сказке В.Сутеева « Под грибком». Эту сказку мы вместе с младшей дочкой показали ребятам своей группы. Детям сказка очень понравилась. Получив предложение от педагогов детского сада, поучаствовать в фестивале семейных театров, с радостью согласились. Сейчас мы ее показали и вам. Это наш дебют.

Сказочная Птица: Какие интересные у нас получаются истории! Что же будет дальше? Приглашаем семью Федосеевых.

3. Театр в коробке

Выходит семья Федосеевых с показом сказки «Три медведя»

Жила-была Машенька. Решила однажды она сходить в лес по грибы да по ягоды. Шла-шла и заблудилась. Смотрит - стоит избушка, постучалась, зашла в нее. В избушке было две комнаты. Первая – столовая, вторая – спальня. А жили в той избушке три медведя: отец - Михайло Потапович, мать-Настасья Петровна и сынок-Мишутка. Села Машенька на самый высокий стул – было очень высоко. Села Машенька на средний стульчик – было неудобно. А когда села Машенька на самый маленький стульчик – он ей пришелся в самую пору. На столе стояли чашки с едой и лежали ложки. Поела Машенька из каждой чашки понемногу, покачалась на маленьком стульчике да и сломала его. Пошла, в спальню легла на кроватку и уснула. Тут вернулись домой медведи. Увидели, что кто-то ел из чашек да как заревели: Михайло Потапович грубо и громко: «Кто ел из моей чашки?». Настасья Петровна не так громко: «Кто ел из моей чашки?», а Мишутка

Мама представляет свой театр : Вы видели, что наш театр создан из самого простого подручного материала. В доме всегда можно найти пустую коробку, краски, кусочки картона… Ну, а остальное, дело вашей фантазии и желания. Рисовать, вырезать дети очень любят. А если прочитанную сказку еще и

обыграть с детьми, то это просто здорово! Дети с увлечением занимались этим делом, и я думаю, что такое совместное творчество будит в душе ребенка много самых хороших черт характера: трудолюбие, старание, терпение, желание играть в театр всей семьей. Такая работа объединяет семью, дает полезные и приятные минуты общения со своими детьми (садятся на места).

Сказочная Птица (переворачивает очередную страницу волшебной книги):

Наступает вечерок -

Зажигаем огонек,

Простынь белую натянем,

В театр теней играть мы станем.

4. Театр Теней

Выходит семья Костецких с показом русской народной сказки «Репка»

Мама рассказывает о своем театре: «Театр теней создать очень просто. На веревку натягивается белая простынь, сзади включается настольная лампа, ну, а сказочных героев вырезаем из черного картона. А если вы рисовать не умеете, можно их вырезать из раскрасок, наклеить на картон и покрасить черной краской. На это вы потратите не один вечер, но, зато, сколько удовольствия получите от прекрасного мира театра. Сейчас у нас нет проблем, чем занять своих детей вечерами (садятся на места).

Сказочная Птица: Приглашаем на нашу импровизированную сцену семью Васениных.

5. Плоскостной театр –

русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Семья кланяется зрителям, мама Наташа кратко рассказывает о своем театре.

Музыкальный руководитель: А сейчас, уважаемые гости нашего фестиваля, мы проведем для вас мастер-класс «Как интересно, творчески организовать театральные представления в домашних условиях». Не только покажем творческие приемы, найденные нами в процессе работы, но и попросим вас поучаствовать в них, проявляя свое умение импровизировать». Надеюсь, у нас все прекрасно с вами получится.

6. Мастер-класс

Сценка театра игрушек и кукол марианеток

Цель: познакомить с новым методом показа театральных постановок с использованием верхней и нижней части театральной ширмы.

Появляется на верхней ширме

Курочка: Вышла курочка гулять, ко-ко-ко!

Свежей травки пощипать, ко-ко-ко!

Ой, а где ж мои цыплятки,

Славные мои ребятки?

На нижней ширме

Раздается громкое кваканье, появляется Лягушка, она «прыгает» в травке.

Курочка: Вижу, прыгает Лягушка,

Лупоглазая подружка.

Ты ответь мне поскорей

Не встречала ль, где моих детей?

Лягушка: Ква-ква-ква! Встречала. Я по полю все скакала, там цветами любовалась. В травке все они сидели, очень громко песню пели. Ква-ква-ква!

«прыгает» за ширму

Курочка: Поспешу скорей туда. Вдруг с цыплятами беда?!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Где то поле? Где тот луг? Бабочка, скажи, мой друг!

Бабочка: Мама-Курочка, не плач. По тропинке ты иди и цыплят своих зови.

Звучит фонограмма песни «Цыплята» музыка Гусейнли

Мама Курочка спускается уже на нижнюю ширму, там же в траве находятся и цыплята. Они выполняют движения под музыку в соответствии с текстом песни.

Под аплодисменты зрителей артисты выходят на поклон.

Музыкальный руководитель: Вначале нашего фестиваля вы увидели разные виды театров и способы их изготовления. А я хочу показать вам, как можно обыграть любую сказку совсем необычным образом – с помощью старых вязаных перчаток. И сейчас я прошу поучаствовать в ней наших гостей. Кто хочет принять в нем участие. Выходите ко мне.

7 Театр перчаток

Сверху на перчатки нашиты насекомые (либо готовые игрушки, либо сшитые в домашних условиях), «насекомые» во время выступления шевелят пальчиками-ножками.

Фрагмента сказки «Муха-Цокотуха»

Муха: Муха, муха-цокотуха Пошла муха на базар

Позолоченное брюхо, И купила самовар

Муха по полю пошла Приходите к Мухе гости,

Муха денежку нашла. Я вас чаем угощу

Нынче Муха-Цокотуха именинница.

Пчела: Приходила к Мухе бабушка пчела С Днем рожденья поздравляю,

Мухе-Цокотухе меду принесла. Счастья, радости желаю!

Бабочка: Бабочка-красавица в гости прилетала

Муху именинницу тоже поздравляла. («летает-танцует»).

Муха: Бабочка-красавица, Или вам не нравится

Кушайте варенье Наше угощенье?

Бабочка: Спасибо, нравится.

Паук: Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок –

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

Муха: « Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Бабочка: Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися.

Комарик: Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик:

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!» (сражается с Пауком)

Комар: Я злодея зарубил?

Муха: Зарубил.

Комар: Я тебя освободил?

Муха: Освободил.

Комар: А теперь, душа девица, на тебе хочу жениться!

Муха: Я согласна.

Персонажи сказки весело пляшут под музыку

Музыкальный руководитель: Приближаются новогодние праздники. Не каждая семья может позволить себе пригласить Снегурочку и Деда Мороза для сюрприза своему ребенку. Но зато, каждая творческая семья с помощью красок, плаката и своей фантазии может организовать праздник для себя и своих детей. А поможет в этом Театр тантамаресок. Образец такого сюрприза мы вам сейчас покажем.

7 Театр тантамаресок

«Новогоднее сюрпризное поздравление для вашего ребенка»

Дед Мороз (поет) : Последний лист календаря остался на стене,

Весь год трудился я не зря пора в дорогу мне.

Ау! Ау! Ванечка, ты где?

Сынок: Я здесь! Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дед Мороз: Здравствуй, дорогой внучёк!

С Новым годом поздравляю,

Счастья, радости желаю.

На пороге Новый год

Я привез подарков целый воз! Их собирать мне помогала Снегурочка. Ой, а где же моя внученька? Ай-яй-яй! На дворе метель была, видно она заблудилась… Давай вместе позовем ее, чтобы она дорогу отыскала побыстрей.

Дед Мороз и Ваня: Снегурочка! Снегурочка!

Снегурочка (сначала только голос, потом появляется лицо): Ау, ау! Иду! Иду!

Ну, наконец, я вас нашла! Спасибо, что так громко меня позвали. С Новым годом! С Новым счастьем! Ванечка, какая красивая елочка у тебя стоит, огоньками яркими светится, блестит! Самая лучшая ёлочка на свете!

Посмотри на эту елку:

Очень елка хороша!

Выше папы, выше мамы –

Достает до потолка!

А давайте все вместе споем песенку про нее?!

(поют один куплет песни «В лесу родилась елочка»)

Дед Мороз и Снегурочка: С Новым годом всех, всех, всех!

Звучит музыка, в зал входят сказочные герои с буклетами и подарками для участников фестиваля

Они исполняют песню «Театр» один куплет, затем герои сказок читают напутствия для родителей и участников фестиваля

Лиса Алиса: Нет в жизни ничего прекрасней,

Чем сказка или волшебство.

И взрослый, и малыш ответят –

Театр лучше, чем кино!

Буратино: Там столько мы всего узнаем,

Научимся добро ценить,

Умнее, лучше все мы станем,

Нам без театра не прожить!

Кощей: Дорогие взрослые, поймите,

Добротою, ласкою – чудо вы растите!

Вырастут малышки и потом сто раз

Вспомнят игры, сказки дома и, конечно, вас!

Кикимора: Вечерами дома, дружною семьей

Вы не просто отдыхали, а в театр все играли:

Шили, красили, творили –

Душу детскую будили

Для добра, любви, труда,

И, поверьте, что не зря!

(дарят гостям буклеты и подарки)


В пособии рассказывается об одной из форм совместной культурно-досуговой деятельности, объединяющей семьи с детьми дошкольного возраста, успешно апробированной в дошкольных образовательных учреждениях Волгоградской области. В пособии собран богатый практический материал: анкеты, перспективные планы работы творческих мастерских, сценарии театральных постановок и т. д., позволяющий увидеть механизм развития взаимодействия детского сада и семьи. Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, руководителям театральных студий, родителям.

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

* * *

компанией ЛитРес .

Технология «Семейный театр в детском саду»

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития (потребности в любви, в одобрении значимых взрослых; в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.).

Организация социокультурной предметно-развивающей среды детского сада

Непременным условием развития взаимодействия семьи и детского сада в контексте театрального искусства, а также творческих способностей детей и взрослых является социокультурная среда, в которой разворачивается семейная театральная деятельность.

Важными элементами среды могут стать организованные при непосредственном участии семьи:

театральный зал (сцена, авансцена, подиум, занавес) с хорошим освещением (люстры, бра, подсвечники, лампы) и оборудованием (музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон, диапроектор);

костюмерная с театральными костюмами, необходимыми для спектаклей, атрибутами, бижутерией;

гримерная, в которой находятся большие зеркала, сценический грим, парики, веера и т. д.;

фонд театральных кукол, в том числе и из бросового, нетрадиционного материала, театральных костюмов (детских и взрослых);

хранилище декораций, атрибутов, ширм для настольного, теневого театров;

театральная библиотека с фондом соответствующей литературы, в том числе иллюстрированных альбомов, книжек-театров и т. д.;

передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших театральных постановках, семейных театральных газет, посвященных Дню театра;

театральные уголки в каждой группе ДОУ с коллекциями театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, фланелеграф и др.), атрибутами к театральным играм и т. д.

театральная комната - «Комната сказок», – представляющая собой помещение, оборудованное всем необходимым для театральной деятельности детей и взрослых (мини-сцена с занавесом, ширма для кукольных представлений, наборы различных кукол: перчаточные, куклы на гапите, театр ложек, большие куклы, напольные куклы, декорации к спектаклям и т. д.);

мини-музеи: «Театральный», где собраны театральные куклы, фотографии спектаклей прошлых лет, маски, программки, билеты и т. д.; «Казачья горница» и «Русская изба», где собраны мебель, предметы быта, казачья утварь и т. д.

Развитие взаимодействия детского сада и семьи средствами семейного театра разворачивается поэтапно.

Организационно-исследовательский этап

Цели. Изучение воспитательных возможностей семьи и детского сада в контексте театральной деятельности; ознакомление членов семьи с программой занятий театральных мастерских «Чудо по имени Театр», обсуждение ожиданий от совместной художественной деятельности, согласование и достижение договоренности сторон относительно места и времени проведения встреч, обсуждение плана занятий.

Педагог – руководитель семейного театра, находится в ведущей активной субъектной позиции. Родители занимают по своему усмотрению объектную или субъектную позицию. Дети – непосредственные участники – занимают объектную позицию.

Изучение семьи ребенка, детско-взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи (используя диагностические методы: анкетирование, беседы, домашние сочинения, наблюдение в ходе специально организованных театрализованных игр, упражнений, анализ детских рисунков, игр и др.). Знакомство с образовательной программой «Чудо по имени Театр» в ходе проведения театральных гостиных, индивидуальных занятий с детьми и взрослыми; игры-этюды и упражнения на определение и развитие творческих способностей участников совместной деятельности.

В процессе встреч в театральной гостиной участники получают возможность узнать новое друг о друге: о целевых ориентациях семьи и детского сада; о формах культурно-досуговой деятельности в детском саду и семье; об отношении к театральному искусству и др. С этой целью можно использовать следующие методы: «Выбери дистанцию» (по отношению к театру, через использование театрального реквизита), «Ассоциативный ряд» («Ассоциативная цепочка»), «Язык фотографий» («Язык картин») и пр.

Приведем в качестве примера метод «Ассоциативный ряд».

Педагог пишет на висящем при входе в театральную гостиную плакате слово «театр», служащее стимулом для творческого размышления родителей (других членов семьи). Родителям предлагается в специально отведенное время продолжить ряд слов, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов.

Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит во взаимодействие педагогов с родителями (и другими членами семьи) элемент занимательности.

Альтернативой предложенному выше настенному плакату могут являться передаваемые от родителя к родителю листы бумаги. В этом случае каждый родитель получает задание дописать новое придуманное им слово к уже написанным на листе словам (театр, игра, вешалка, декорация, радость).

На первом этапе ведущая роль принадлежит педагогу (воспитателю группы, театральному педагогу, музыкальному руководителю), выполняющему обязанности художественного руководителя. Основа его успешной работы заключается в наличии специальных художественных компетенций; в личном интересе к театральному искусству; в видении ценности совместного театрального творчества; в стремлении к благополучию каждой семьи; в стимулировании развития воспитательного потенциала семей воспитанников.

Поддерживающе-развивающий этап

Цели. Реализация программы «Чудо по имени Театр», направленной на развитие взаимодействия семьи и детского сада; оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досуга с детьми и получить опыт театральных постановок в детском саду и дома; помощь в развитии творческих способностей, социально-коммуникативных компетенций всех участников семейного театра в детском саду.

Позиции участников совместной театральной деятельности. Педагог – руководитель семейного театра сохраняет субъектную позицию, взрослые и дети – соучастники совместной театральной деятельности – осваивают субъектную позицию.

Формы и методы решения задач. Реализация программы «Чудо по имени Театр» осуществляется через систематические занятия в театральных мастерских, встречи с творческими коллективами, театральными студиями, режиссерами и актерами театров; посещение театральных спектаклей, семейного воскресного абонемента «Здравствуй, театр!»; совместную информационно-исследовательскую деятельность детей и взрослых (проекты, этнографические экспедиции); совместные творческие проекты, включающие изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей и педагогов в детском саду, а также домашних представлений.

На данном этапе используются следующие формы организации семейной театральной деятельности в детском саду.

Театральные мастерские – совместная художественная деятельность детей и воспитывающих взрослых по освоению разных видов театра (настольный, пальчиковый, теневой и др.), организуемая и направляемая компетентным педагогом. Создание атмосферы доверия между воспитывающими взрослыми, заинтересованности в диалоге – необходимые условия успешных занятий в мастерских семейного театра. Важная задача руководителя театра – стремиться к доверительным отношениям с родителями (и другими членами семьи) воспитанников. Главные устроители семейного театра в детском саду – педагоги. Но по общей договоренности, при обоюдном желании и готовности занятия могут вести родители, специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (режиссер-постановщик, актеры народного театра и др.)

В процессе реализации программы «Чудо по имени Театр» тематический план работы творческих мастерских может уточняться и корректироваться, члены семей воспитанников могут разрабатывать собственные проекты, готовить аудио– и видеоматериалы, подбирать иллюстрации, создавать сценарии для театральных постановок, изготовлять театральные куклы, костюмы, декорации. В то же время, выполняя функцию поддержки семей, педагог – руководитель театра предлагает родителям (другим членам семьи) для самостоятельного изучения и использования в домашнем воспитании (домашних постановках): литературу, которая знакомит с жизнью выдающихся театральных деятелей, театральными традициями русских семей, культурно-историческим наследием; иллюстративный и аудиовизуальный материал (аудио– и видеокассеты, мультимедийные программы, рекомендуемые для семейного прослушивания и просмотра).

Семейный воскресный абонемент – организуемые учреждениями искусства и культуры в выходной день встречи с искусством по заранее составленной программе, ориентированной на разновозрастную семейную аудиторию. В год проходят 3–4 такие встречи.

Приведем в качестве примера программу семейного воскресного абонемента «Здравствуй, театр!».

Программа абонемента, составленная специалистами в начале учебного года, заранее информирует родителей о встречах с театральным искусством и направляет их внимание на привлекательные для детей и взрослых способы организации семейного досуга. Устроители воскресных встреч с искусством должны продумать время и место встречи, содержание деятельности детей и взрослых.

Проект - средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств. Проектирование востребовано современной информационной ситуацией, адекватно познавательным потребностям детей, направлено на раннее развитие у них способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать его совместно с воспитывающими взрослыми.

Информационно-исследовательский проект направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия (в том числе искусства театра) в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира.

Структура информационно-исследовательского проекта: определение проблемы, цели проекта, его актуальности, методов получения и обработки информации (прочитать, спросить), составление и реализация плана действий, оформление результатов (сочинения, доклада, газеты, альбома с рисунками и фотографиями и пр.) и их презентация. Проект начинается с определения актуальной для детей и взрослых проблемы, формулирования дели. Педагог (или родитель) готовит предварительный план решения проблемы. Участники (взрослые и дети) в процессе планирования или по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, подгруппах или коллективно определяется продукт деятельности. Способы поиска информации семья может определить самостоятельно или при поддержке педагога.

Например, для того, чтобы достоверно передать на сцене жизнь казаков, важно узнать историю казачества. Это обстоятельство определило выбор семьями воспитанников д/с № 6 г. Фролово следующих способов поиска информации:

Знакомство с литературными источниками – журналами и книгами по истории казачества (например, семье Бабкиных удалось найти книгу 1912 г. издания «История казачества», написанную генерал-лейтенантом Самсоновым, последним атаманом Войска Донского);

Сбор и запись воспоминаний коренных казаков и казачек в этнографических экспедициях, маршрутах выходного дня;

Встречи с работниками городских и областных краеведческих музеев;

Творческое сотрудничество с фольклорными коллективами города и области: государственным казачьим ансамблем «Казачий курень», народным коллективом «Песни Дона», народным ансамблем «Веретено» и т. д;

Встречи с казаками и атаманом Фроловского Юрта и т. д.

Форму подачи материала участники проекта определяют самостоятельно. Презентация может проходить в театральной гостиной или мастерской.

Семейная этнографическая экспедиция – поездка семьи (взрослых и детей) к родственникам с целью сбора и записи информации о семейных традициях, обычаях, предметах быта. Прежде чем написать сценарий к театральной постановке, распределить роли, начать изготавливать декорации и костюмы, необходимо собрать соответствующий материал в ходе семейных этнографических экспедиций. Задачи, время их решения и движение по маршруту важно заранее обсудить с взрослыми членами семьи при участии детей.

Например, при подготовке фольклорного (казачьего) спектакля, члены «Семейного театра» д/с № 6 г. Фролово посещали родственников в близлежащих станицах, хуторах; знакомились с казачьими традициями и обычаями, слушали и записывали песни, притчи, игры. Благодаря исследовательской деятельности удалось собрать разнообразный ценный фольклорный материал:

Казачьи песни, запечатлевшие историю донского края, жизнь казаков («Дон, Дон, Дон любимый», «Сказ о сыне», «Травушка», «Походная», «Армейская» и др.);

Игры казачат, отражающие жизнь казаков («Купи коня», «Руби воду», «Джига», «Кулючики», «Оседлай коня», «Кто красивее всех пройдет с коромыслом» и др.);

Казачьи пляски и хороводы («Казачий перепляс», «Топотушки» и др.);

Пословицы, поговорки, сказы, былины, были («…Это было давным-давно: когда на Земле – ни земли, ни неба не было, а торчал один казачий плетень…», «Казак без песни – не казак!», «Хороши казачата – бравые ребята»).

Проведенная исследовательская работа в совокупности с деятельностью театральных мастерских позволила подготовить семейные театральные постановки, основанные на исторически достоверных материалах, жизненном опыте коренных казаков и казачек («Хорошо живем на Дону родном»), костюмированные театральные казачьи посиделки («Песни Дона», «Донские колядки», «Сказ про казака Фрола» и пр.).

Творческий проект не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру, в соответствии с обусловленной этим жанром и принятой творческой группой логикой совместной деятельности.

Участники творческого проекта (взрослые и дети) договариваются о планируемых результатах и форме их представления (спектакль, праздник День театра, оформление декораций и пр.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры – сценария спектакля, программы праздника и т. д.

Семейные театральные постановки (как самостоятельный результат творческого проекта или как часть семейного праздника) создают удивительную атмосферу духовного единения членов семьи, позволяют передавать от старших к младшим традиционный опыт, развивают гуманные взаимоотношения между взрослыми (родителями, прародителями, педагогами) и детьми.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет (Н. В. Додокина, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром -

Сценарий детско-родительского театрального развлечения «Сказка за сказкой»

Иванова Юлия Васильевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №83", город Череповец.
Назначение: Предлагаю вашему вниманию сценарий совместной детско-родительской театральной деятельности. Материал будет интересен педагогам и родителям детей в возрасте четырех лет. Сценарий можно использовать, как итоговое мероприятие во второй младшей группе или, как праздник посвященный началу учебного года в средней группе.
Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе группы, как среди родителей, так и среди детей.
Задачи: Продемонстрировать родителям некоторые игровые приемы, позволяющие обучать детей, играя с ними. Развивать связную речь детей и навыки взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Формировать такие черты характера у детей, как терпение, дружелюбие, ответственность.

Ход развлечения:

Часть 1. Колобок.
Воспитатель-1. Сегодня мы собрались с вами поиграть и послушать сказки. Я хочу вам прочитать сказку про колобка. Вот послушайте (начинает читать, второй воспитатель перебивает на полуслове).
Воспитатель-2. Ну, это же не очень интересно, скучно просто так сидеть. Да и сказку эту все дети знают. Пусть они и расскажут.
Воспитатель-1. Хорошо попробуйте. Я начну читать сначала, а вы, ребята мне помогайте, показывайте. И так: (воспитатель читает текст за автора, в ролях дети, дети-музыканты озвучивают выход всех героев, декорации простые: стол, стул, кукольная кастрюлька, колобок-игрушка, кукольная плита или игрушечная печка-духовка)
«Жили-были дед и баба. Вот дед и говорит.
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла баба крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала Колобок, намазала его маслом, и поставила его в печь жариться».
Воспитатель-2. Пока Колобок жарится в печке, мы сыграем в ладушки (пальчиковая игра «Ладушки», играют и дети и родители, в это время меняются декорации: елочка и стул - это лес).

Ладушки, ладушки, испечем оладушки (хлопают в ладоши, имитируя лепку оладушек).
На окно поставим, остывать заставим (ладони развернуты вверх, покачивать их вверх, вниз).
А, остынут, поедим (одна ладошка пригоршня, второй делают движение от пригоршни ко рту - кушают оладьи).
И воробушкам дадим (из пригоршни делают движение, как будто кидают кусочки воробьям).
Воробушки прилетели, все оладушки съели (пальчиком - клювом, стучат по пригоршне).
Кыш, кыш, полетели (машут ладонями, отгоняют воробьев).
Полетели, полетели, на головку сели (машут ладонями, как крыльями и прижимают к голове).
Сели, посидели, песенку запели (руки вытянуть вперед и опустить на колени).
Воспитатель-1. «Испекся Колобок, и положила его баба, на окошко студится. Колобок полежал, полежал, взял да и покатился (выходит колобок-ребенок, бежит вокруг елочки, музыканты играют бубенчиками) - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше прямо в лес. Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему Заяц:
(заяц-ребенок выскакивает, музыканты играют на ксилофоне)



- Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился по дороге - только Заяц его и видел!»

Воспитатель-2. Зайчик, не расстраивайся. Тебя ребята угостят вкусной капустой (ребенок-зритель, выходит и угощает зайца капустой - муляж, музыканты играют мелодию зайца и он убегает к зрителям).
Воспитатель-1. «Катится Колобок, катится, а навстречу ему Волк (выходит волк, музыканты играют на бубне):
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
(дети-зрители помогают петь песенку)
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, не хитро уйти!
И покатился по дороге - только Волк его и видел!»
(колобок убегает и встает около воспитателя-1, музыканты играют мелодию колобка)
Воспитатель-2. Ты, серый Волк не грусти. Тебя ребята угостят вкусными сосисками (ребенок-зритель, выходит и угощает волка сосисками - муляж, музыканты играют мелодию волка и он убегает к зрителям).
Воспитатель-1. «Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему Медведь (выходит медведь, музыканты играют на барабане):
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Где тебе, косолапому, съесть меня. Я тебе песенку спою!
(дети-зрители помогают петь песенку)
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять покатился - только Медведь его и видел!»
(колобок убегает и встает около воспитателя-1, музыканты играют мелодию колобка)
Воспитатель-2. Медведь, не печалься. Тебя ребята угостят вкусными яблочками (ребенок-зритель, выходит и угощает медведя яблоком - муляж, музыканты играют мелодию медведя и он уходит к зрителям).


Воспитатель-1. «Катится Колобок, а навстречу ему Лиса (выходит лиса, грустит, садится на стульчик, музыканты играют на металлофоне):
- Колобок, Колобок, куда катишься?
- Качусь по дорожке, тороплюсь, некогда мне с тобой разговаривать.
- Вот, так всегда! Никто со мной не дружит. Все думают, что я хитрая и вредная. А, я добрая и ласковая, и мучное совсем не люблю, фигуру берегу.


Колобок пожалел Лису и пригласил ее с собой по лесу гулять».
(лиса и колобок берутся за руки, идут вокруг елочки, музыканты играют мелодию и лисы, и колобка)
Воспитатель-2. Ребята, давайте поможем Колобку вернуться домой к бабушке и дедушке. Вставайте скорее в хоровод (все дети вместе идут по кругу и поют)
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я к дедушке иду,
Я к бабушке иду.
Зайца и Волка
В гости веду!
И Медведя, и Лису,
Тоже в гости я веду!
Воспитатель-1. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
(все садятся на места, меняются декорации: ширма напольная, не большая - имитация теремка, актерам, играющим в следующей сказке, раздаются игрушки - пальчиковый театр или перчаточный)
Часть 2. Теремок.
Воспитатель-1. А теперь пришло время послушать еще одну сказку. Актеры готовы? Зрители помогать будут? Начинаем!
Воспитатель-2. «Стоит в лесу на полянке теремок. Он ни низок, ни высок. Бежит мимо Мышка-норушка (музыканты играют звонким колокольчиком, выбегает мышка, встает около ширмы). Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- никто не отзывается. Вошла Мышка в теремок и стала в нём жить, одна одинешенька».
Воспитатель-1. Ребята покажите на пальчиках, сколько жителей в теремке? (зрители показывают, мышка забегает в теремок, за ширму)
Воспитатель-2. «Прискакала на полянку Лягушка-квакушка (выбегает лягушка, музыканты играют колокольчиком с низким или глухим звуком, можно глиняным).


Увидала теремок, удивилась и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, Мышка-норушка! А ты кто?
- А я Лягушка-квакушка. Возьми меня к себе жить.
- Заходи вместе веселей. Будем весело жить, не тужить! - Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вместе жить».
Воспитатель-1. Ребята, сколько у нас в теремке жителей? (зрители показывают, лягушка забегает за ширму)
Воспитатель-2. «Выскочил на полянку Зайчик-попрыгайчик (выбегает зайчик, музыканты играют на ксилофоне). Увидал теремок, остановился и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, Мышка-норушка!
- Я, Лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я, Зайчик-попрыгайчик. Возьмите меня к себе жить.
- Заходи. Будем и с тобой дружить, места всем хватит! - отвечают Мышка и Лягушка. Заяц скок в теремок! Стали они вместе с ним дружно жить».
Воспитатель-1 Сколько стало жителей в теремке? (зрители показывают, зайчик забегает за ширму)
Воспитатель-2. «Идёт Лисичка-сестричка. Увидала теремок и остановилась (выходит лиса, музыканты играют на металлофоне). Постучала тихонечко в окошко и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, Мышка-норушка.
- Я, Лягушка-квакушка.
- Я, Зайчик-попрыгайчик. А ты кто?
- А я Лисичка-сестричка. Возьмите меня к себе жить, буду с вами дружить, во всем помогать, по хозяйству хлопотать.
- Заходи, тут места всем хватит! - отвечают ей звери. Забралась лисичка в теремок. Стали они жить-поживать, добра наживать».
Воспитатель-1. Сколько же их теперь в теремке живет? Считайте, ни кого не упускайте (зрители показывают, лисичка забегает в теремок).
Воспитатель-2. «Прибежал на полянку Волк-зубами щелк. Походил, посмотрел и остановился у теремка (выбегает волк, музыканты играют на бубне).


Постучался и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, Мышка-норушка.
- Я, Лягушка-квакушка.
- Я, Зайчик-попрыгайчик.
- Я, Лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я, Волк-зубами щелк. Возьмите меня к себе жить, буду теремок сторожить.
- Заходи, и для тебя место найдем! - пригласили его звери. Волк и влез в теремок. Стали все вместе в теремке жить, песни петь да не тужить.
Воспитатель-1. Сколько же их теперь в теремке? (зрители показывают, волк забегает за ширму)
Воспитатель-2. «Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился (выходит медведь, музыканты играют на барабане) и заревел во всю мочь:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, Мышка-норушка.
- Я, Лягушка-квакушка.
- Я, Зайчик-попрыгайчик.
- Я, Лисичка-сестричка.
- Я, Волк-зубами щелк. А ты кто?
- А я, Медведь косолапый. Хочу с вами жить. Пустите меня к себе.
- Да у нас тут и места совсем нет! - отвечают звери.
- Я не гордый. Я у вас на крыше буду жить.
- Да ты нас раздавишь!
- Нет, не раздавлю.
- Ну, тогда полезай! - и полез медведь на крышу. Только уселся, затрещал теремок, покосился, да и развалился (ширма убирается в сторону, звери приседают, грустят, плачут). Выскочили из теремка звери и плачут. Где же они теперь жить будут?»
Воспитатель-1. Не плачьте звери, и ты медведь не расстраивайся. Можно построить новый теремок большой, просторный, чтобы всем места хватило, и можно было бы гостей пригласить.
Воспитатель-2. Ребята, помогайте, в большой круг скорей вставайте! (зрители-дети встают в круг, вместе с актерами, у которых надо забрать игрушки, все выполняют движения в соответствии с текстом) Будем бревна пилить, гвозди молотком заколачивать, стены красить, шторы весить, пыль выметать, полы мыть. Вот и построили теремок! Большой, красивый, лучше прежнего! (все поднимают руки вверх, затем садятся на места)
Часть 3. Репка.
Воспитатель-1. Здорово поиграли. Уже две сказки рассказали. Молодцы у нас дети! Теперь пришла очередь родителей, показать сказку (выходят родители, с которыми заранее договорились воспитатели, надевают маски, можно раздать записки с именем героя и так распределить роли, воспитатель читает сказку, делая паузы, взрослые выполняют действия в соответствии с текстом).
«Посадил дед репку. Выросла репка сладка;, крепка;, большая-пребольшая. Пошел дед репку из грядки вытаскивать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка кошку. Кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, тянут-потянут… Вытянули репку! Кашу сварили и всех накормили!»

Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» Задера Ираида Александровна г. Лысьва Пермский край

Одна из форм сотрудничества, которую я использую в своей группе - совместное театральное творчество родителей и детей.

Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребёнок, преодолевший робость, обычно участвует в инсценировке, постановке спектаклей как актер драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. И мы – педагоги, помогая детям, решили привлечь в этот процесс родителей. Так возникла идея создать и реализовать совместный детско-взрослый творческий проект «Совместное театральное творчество родителей и детей» .

Перед тем как приступить к работе - заинтересовали родителей, вовлекли в совместную работу: к постановке сказки, к пошиву костюмов.

Для детей создавалась мотивация к предстоящей деятельности: стать настоящими артистами. Вместе с родителями познакомили детей с театром, как видом искусства. Дома и в детском саду детям читали различные сказки: народные и авторские, обыгрывали их с детьми. Работали над выразительностью речи, интонациями пантомимических действий под музыку. Просматривали кукольные и драматические спектакли, показанные в детском саду и в городском драматическом театре. Привлекали к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, вечера развлечений, викторины) .

После обговорили, какую сказку хотели бы они показать. Выбор пал на сказку «Репка» . Детям и родителям предлагалось договориться, кто кого будет играть, и что каждый будет делать. Во время работы дети и родители общались, родители подсказывали детям, дети при необходимости просили совета. В конце сказки разбирали то, что получилось, а что нет.

Занятия проводились один раз в неделю, в вечернее время, в игровой форме. Сначала создавалась мотивация к будущей деятельности: приход героя из сказки, поход в театр, и т.д. Все вместе (воспитатель, дети и родители) определяли цель и что необходимо сделать для достижения результата (например, изготовить атрибуты к спектаклю) . Родителям предлагалось несколько вариантов изготовления атрибутики или изготовлении костюмов к сказке. Каждая пара – родитель и ребенок, - вместе выбирали способ, материал и место работы. После подготовки начиналось совместное творчество.

На занятиях, проводимых индивидуально, с подгруппой детей, мы учили детей пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим сценкам. Во время занятий по театральному искусству мы учили детей исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Умели выражать динамикой голоса, жестами, сказочный персонаж, представить своего героя, не только выразительным исполнением текста, но и пением. Раскрытию творческих способностей детей в детском саду, к театральному искусству способствовало помещение - музыкальный зал с декорациями, атрибутами, с музыкой, а также театральный уголок в групповой комнате, с кукольным театром.

В итоге дети и родители совместными усилиями поставили сказку «Репка» . Показали педагогам и детям других групп.

Актуальность формы работы совместное театральное творчество родителей и детей очевидна: театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания, каждый сказочный персонаж сопровождается своей музыкой, которая помогает выразительного исполнения образа. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре (знакомятся с устройством театра, с профессиями театра) .

Таким образом, в процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения сверстников и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в деятельности, дети помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек) , но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Землякова Татьяна Михайловна, воспитатель.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №25 Петроградского района г. Санкт-Петербурга (отделение дошкольного образования)

Цель : дать родителям опыт спонтанного участия в игре-драматизации в роли игровых партнёров своих детей. Использовать театрально-игровую деятельность для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Подготовка встречи. К игре-драматизации готовим следующие атрибуты: «забор», «дом», «дерево», стол, детские стульчики, самовар, чашки, баранки.

Возле «дома» имитация грядки, две лопатки, лейка, репка из папье-маше с помещёнными внутрь её конфетами (сюрприз к чаю), атрибуты костюмов к сказке «Репка».

Проведение встречи. Воспитатель обращает внимание взрослых и их детей на предметы, находящиеся в зале. Предлагает выбрать наиболее подходящие каждому по душе роли и, соответственно, атрибуты к ней. Мизансцены родители и их дети проговаривают между собой. Роли взрослых: дед, бабка, мама-мышь (или папа), папа или мама-кошка. Роли детей: внучка, внук «котёнок», «щенок», «мышонок» (причём детей в «кошачьей» или «мышиной» семье может быть сколько угодно. Все дети и взрослые должны получить роль в игре. Определившись с ролью, все надевают костюмы, помогая друг другу.

Звучит музыка (желательно русская народная).

/дед, бабка, внучата, сидя за общим столом, пьют чай с баранками/

Воспитатель: всё лето у деда с бабулей внуки гостили

жили дружно, не тужили, чай с бараночками пили.

чай горячий, ароматный, сладок вкус его приятный!

/участники игры в свободном диалоге произносят фразы, выполняют действия, соответствующие их ролям. Например, бабка угощает всех чаем, наливает его в чашки, внучата хвалят баранки и одновременно сетуют на горячий чай и прочее/

Воспитатель: бабка чаем напоила и дедулю попросила

«в огород скорей пойди, сладку репку посади».

/между участниками игры происходит общение в свободном диалоге/

Воспитатель: дед собрался в огород и внучка с собой зовёт

/дед зовёт с собой внука (их может быть больше, чем один)/

Воспитатель: вместе дружно, веселей, взяли лейку и лопатку

и отправились на грядку.

/дед и внук берут лопатки и «копают грядку»/

Воспитатель: ловко, дружненько шагают, внучек деду помогает.

с дедом грядку он копает. Посадили и полили.

и сказали вместе ей: подрастай, репка, скорей!

Вырасти большая, сладкая такая,

чтоб без сахара мы ели и

и ничуть не потолстели!

Воспитатель: от работы уморились и до дому воротились.

/общение участников игры-драматизации в свободной форме. Под музыку выбегает ребёнок, имитирует движения порхающей птички. Птичка летает над грядкой, затем ставит «репку» и улетает/

Воспитатель: сладка репка не дремала, а на грядке подрастала,

дождик репку поливал, деда репку рвать позвал.

/дед идёт на грядку, удивляется урожаю, пытается «тянуть репку»/

Воспитатель: вот спешит дед в огород, чудо-репка там растёт.

дед от радости такой стал как будто молодой!

вокруг «грядки» стал плясать и плечами пожимать!

/во время слов воспитателя дед произвольно выполняет движения, передающие его радость, удовольствие, удивление/

Воспитатель: приступил наш дед к работе, тянет репку из земли,

пот со лба рукой стирает - крепко держат корешки!

/дед зовёт себе на помощь бабку/

Воспитатель: бабка к дедушке спешит репку из земли тащить.

/бабка, увидев репку, начинает охать от удивления, показывает свою радость, хвалит деда и внука за работу./

Воспитатель: дедка за репку,

бабка за дедку,

тянут-потянут -

вытянуть не могут.

что же делать? Как тут быть?

надобно внучат просить.

/дед и бабка зовут своих внучат на помощь. Внуки, прибежав и увидев репку на грядке, так же начинают удивляться, радоваться хорошему урожаю, просят деда и бабку угостить их кусочком репки. Те объясняют, что им нужна помощь, чтобы вытащить репку из земли./

Воспитатель: внучата за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

тянут-потянут -

вытянуть не могут.

/все участники, взявшись друг за друга, «тянут из земли репку», но вытащить не могут.

Воспитатель: ох, устали, вот так труд!

пот со лба все вместе трут.

что же делать? Как нам быть?

Внуки: знаем! Жучку попросить!

/все зовут Жучку. Она, прибежав, тоже начинает хвалить урожай, просит кусочек попробовать./

Внуки: тише, Жучка, подожди, с нами репку вытащи!

/жучка со всеми вместе тянет репку./

Воспитатель: жучка за внучат,

Внучата за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут-потянут -

Вытянуть не могут.

Жучка: что же делать? как нам быть?

тяв-тяв-тяв, зовите кошку,

она поможет нам немножко.

/появляется кошка-мама со своими котятами. Все они удивляются, какая большая выросла репка, выражают желание попробовать репку на вкус. Жучка и внучата отвечают им, что не могут вытащить репку, просят помочь./

Воспитатель: кошка за жучку,

жучка за внучат,

внучата за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

тянут-потянут -

вытянуть не могут.

/все дружно тянут репку./

Воспитатель: пот со лба они стирают

и опять всех вопрошают:

что же делать? как же быть?

Кошка: мяууу…мышку попросить!

/прибежавшие мама-мышка с мышатами восхищаются выросшей репкой, просят угостить их. Все просят помочь вытащить репку./

Воспитатель: мышка за кошку,

кошка за жучку,

жучка за внучку,

внучата за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку,

тянут-потянут, вытянули репку!

Все вместе: это дружная работа принесла победу!

мы её сейчас очистим - сварится к обеду!

/дед поднимает репку, все радуются. Кто-то из участников зхамечает, что внутри репка не пустая. Предлагают кому-нибудь из детей проверить это. Дед с бабкой достают конфеты. Все садятся за стол пить чай./

Воспитатель: ай,да репка-чудеса, угощенье принесла!

по труду награда, все мы очень рады!

Спросить, как родители чувствовали себя в роли? Помогала ли им игровая роль вступать в контакт с детьми? Что было для родителей новым, неожиданным? Что новое удалось узнать и увидеть про своего ребёнка в игровом взаимодействии с ним?