Трансформируемое развивающее пространство дошкольных групп. Требования фгос до к развивающей предметно-пространственной среде доу Интерьер группы в доу доступно трансформируемой

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Федеральные государственные требования направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Теперь мы должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

В течение 2010-11 учебного года мы в группе провели качественный анализ среды на соответствие Федеральным государственным требованиям. Анализ показал, что необходимо усовершенствовать центры развития. Мы выяснили, что необходимо обновлять игровое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, сюжетной игры, театрализованных игр. При создании предметной развивающей среды мы старались руководствоваться следующими принципами: - полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать ребёнку множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. --трансформируемости среды : этот принцип связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). С этой целью был приобретён передвижной стол-модуль на колёсах, на котором разместили материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. Мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей. Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей. При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду специфичным материалом для девочек и мальчиков. Также мы опирались на принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться детьми в ходе реализации других областей. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. Обращаем внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Поэтому «насильно» не привлекаем ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Психологическое состояние ребенка мы контролируем совместно с логопедом и психологом.

Развивающая среда разнообразна по оформлению центров детской деятельности и определяется также сенситивными периодами в развитии детей. В подготовительной группе это развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей дошкольников, подготовка детей к школе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
В связи с тем, что игровые замыслы детей подготовительной группы разнообразны, весь игровой материал мы разместили так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны, которые были раньше полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Для этого мы приобрели универсальную складную ширму, стойку с штурвалом, настольную ширму-театр, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

Мы в тесном контакте сотрудничаем с родителями. Они предложили создать в группе мини – музей часов. И сами приняли активное участие в пополнении музея экспонатами.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования направлен на развитие и поддержание детской инициативы, поэтому, в рамках реализации данного проекта необходимо изменить среду, в которой ребенок развивается. Предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и обеспечивать игровую и познавательную активность, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Что такое трансформируемость пространства

Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы.

Предметно-пространственная среда

Для изменения предметно-пространственной среды используется мобильный материал, который видоизменяется, что позволяет разнообразить образовательное пространство группы, обогатить сюжетные игры.


Построение предметной среды

Предметная среда - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Предметная среда - это открытая, незамкнутая система, способная к изменению, корректировке и развитию. Такая среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности ребенка.

Принцип трансформируемости

Комплект столов «Парковка-2» Легкие конструкции, как например, модульная мебель (комплект столов «Парковка - 2») можно изменять функционально.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Выполнила,

воспитатель МАДОУ ЦРР №39 «Светлячок»

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В период раннего детства малыш активно познает окружающий мир. Наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным. Детский сад – второй дом для детей, в котором должно быть уютно и радостно. Оформление помещений группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Особенное влияние развивающая предметно-пространственная среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью малыша. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения.


· Рациональность (задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободного места).

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

· Трансформируемой;

· Полифункциональной;

· Вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды (детской мебели, модулей и т. д.).

4) Вариативность среды предполагает :

· Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.), а также игр, игрушек и оборудования…;

· Периодическую сменяемость игрового материала , появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей.

· Двигательная (ходьба, бег, прыжки, катание на машинах и т. д.);

· Игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дидактические игры);

· Коммуникативная (взаимодействие со взрослыми и сверстниками устной речью, как основным средством общения);

· Познавательно-исследовательская (исследование объектов, экспериментирование с ними);

· Элементарная трудовая деятельность (каждой игрушке – свое место).

Развивающие игры" href="/text/category/razvivayushie_igri/" rel="bookmark">развивающих игр собран игровой дидактический материал, предметные игрушки для обыгрывания.

В гараже собраны машины разного размера по разной тематике: автобусы, вертолеты , скорая помощь, легковые автомобили и т. д. В основном для мальчиков. Но наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью детей, замечаем, что девочки тоже играют с машинами.


В уголке развития мелкой моторики расположены шнуровки, разного вида вкладыши (по цвету, геометрические фигуры, животные, транспорт и т. д.), мозаика, пирамидки, матрешки, панно для застегивания и расстегивания пуговиц, мешочки на тактильные ощущения…

https://pandia.ru/text/80/031/images/image003_2.png" align="left" width="210" height="210 src=">В игровой жилой комнате: кухонная игровая детская мебель, стол, стулья, наборы столовой и чайной посуды, подставка для хранения муляжей овощей и фруктов и вешалка-матрешка для фартуков.

В парикмахерской: трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечный набор для парикмахерской, пелеринки, кресло для отдыха.

В кукольном уголке: кроватки с постельными принадлежностями по размеру, кроватка-качалка, ванночка для купания кукол, детские утюги, куклы-голыши, пупсы, дидактическая кукла с комплектом одежды, мягкие куклы, коляски для катания кукол.

Уголок ряженья расположен рядом с парикмахерской. Для ряженья детей имеются юбочки, фартучки, косыночки, пилотки, бусы. В течение года материал дополняется и обновляется.

Дидактический стол (уголок сенсорного развития) включает разноцветные счеты, горку для прокатывания шариков, игровой разного размера основных цветов, конструктор «LEGO».

В уголке ИЗО: мольберт, рулон раскручивающейся бумаги, фломастеры, карандаши, восковые мелки. Дети имеют к ним свободный доступ в любое время дня, а также они рисуют за столами красками.

Для уединения детей мы используем легкий складывающийся домик из тканевого материала.

В зоне двигательной активности находятся дорожки здоровья, массажные мячики, платочки, султанчики, кегли, кубики для занятий, шапочки для игр, шишки для метания.

В поликлинике: доктор в профессиональной одежде, градусник, тематический набор для игры «больница», халаты и шапочки для детей.

В магазине: весы, пластиковые баночки и бутылочки, муляжи некоторых продуктов, муляжи овощей и фруктов, корзиночки и сумочки, накидки и пилотки.

В раздевальной комнате в работе с родителями мы используем выставку детских рисунков, наглядно-информационный стенд, полочку с работами детей по лепке, папку-передвижку (памятки, рекомендации, советы), ширму-раскладушку с консультациями.

https://pandia.ru/text/80/031/images/image005_2.png" align="left" width="218" height="163"> малышей, снежные фигуры для метания снежков, создан набор посуды изо льда для игр, корабль для игрушек.

Предметный мир игрушек, окружающий ребенка в группе постоянно пополняем и обновляем. Так, бумажные коробки для хранения игрового материала, сменили на пластиковые корзиночки - они яркие, красочные, удобные в применении. В ближайшее время приобретем уголок для предметных игрушек. С его приобретением пространство развивающей среды будет изменено. Вся мебель легкая в использовании легко передвигается и переносится в любое место в зависимости от интересов детей. Таким образом, созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда удовлетворительно соответствует требованиям ФГОС.

Список литературы:

1. , «От рождения до школы» М. Мозаика-Синтез, 2012.

2. «Развитие игровой деятельности» М. Мозаика-Синтез, 2011

3. , «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» M. Изд. дом МЦФЭР 2008.

4. ,. М,. И «Среда как средство реализации личности дошкольника» M. Изд. дом МЦФЭР 2010.

5. «Сенсрное развитие детей раннего возраста» М. Мозаика-Синтез, 2011

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Развивающая предметно - пространственная среда, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива является создание такой предметно-развивающей среды, которая должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Согласно ФГОС ДО развитие предметно - пространственной среды нашего детского сада формируется с учетом следующих принципов:

1. Насыщенность

Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.

Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.

Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.

(художественно – эстетический, познавательно - речевой, физический)

Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.

2. Трансформируемость

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,

в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)

За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.

Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.

Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.

Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).

В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.

В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).

В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.

3. Полифункциональность

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.

Полифункциональность позволяет ребенку гибко использовать элементы развития предметно - пространственной среды в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры.

Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей.

Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.

Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.

Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).

4. Доступность

ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Вариативность

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.

В центрах периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Кроме этого возможна появления центров по интересам (мини - музей и индивидуальные выставке детей)

Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.

6. Безопастность

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.

Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.