Как воспитывать ребенка с учетом его типа темперамента. Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражительности и значительно слабее тормозным процессом. Поэтому ребенок холерик «быстро вспыхивает», но и быстро устает именно тогда, когда от него требуется ежедневная мелкая работа. Ребенок холерик — это тот самый «крикун с характером», которого со временем обычно начинают называть «электровеник». Это ребенок, который «постоянно куда-то ползет» или бежит, лезет т.д.. В семьях, где есть холерики, лекарства прячутся в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол покрыт ровным слоем машинок, солдатиков и других игрушек, их владелец, поиграв пять минут к ним потерял интерес. Часто холерики имеют проблемы с речью — просто потому, что им не хватает терпения говорить последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может иметь славу драчуна, но он бьется не в сердцах — просто объяснить что-то с помощью кулаков можно быстрее и понятнее. Но иногда могут побить и его, — он так кричит и размахивает руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — безудержные крики младенца, постоянное волнение и суетливость дошкольника — могут быть не проявлением темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте. Но, предположим, что ваш ребенок здоров, «просто характер такой ». Что делать? Стараться не ругать (хотя это иногда очень и очень сложно). «Я люблю тебя и не могу тебе позволить причинить вред себе или другим» — эти слова обращены для вашего ребенка. Именно для него созданы упражнения для расслабления и концентрации внимания. Старайтесь обращать внимание малыша на последствия его поступков: «Видишь, ты ударил девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя с площадки. Видишь, ты бросил машину на асфальт, и теперь она сломалась ». Приготовьтесь повторить это сто раз, и на сто первый малыш обязательно поймет. Большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семьи найти 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, не расплачутся когда, что в их машинки врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке (скорее всего, с мамами этих приятелей вы найдете общий язык).

Спортивная секция с опытным тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, — и вовсе избавит Вас от напряжения. Если ребенок ходит в садик, старайтесь позитивно взаимодействовать с воспитателем. Ваш ребенок часто плохо себя контролирует, ее необходимо останавливать прежде, чем она наделает глупостей, но это не значит, что на нее можно навешивать ярлыки «драчуна», «хулигана», «неуправляемого и невоспитанного», «педагогически запущенного». Учите ребенка холерика подвижных игр чтобы он мог быть заводилой на детской площадке. А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им бегая! . Вы сидите на полу (например, с географической картой или набором букв), а ребенок пробегает мимо, «схватывая биты знаний». Часто это является достаточно эффективным — холерики имеют живое воображение и все быстро усваивают. Ближе к 5 лет попробуйте устраивать для ребенка 10-15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепка, занятия по книжкам), а за год до поступления в школу попробуйте посещать с ним какие-то подготовительные курсы: не нужно ни английского языка, ни углубленного знания математики — пусть просто научат сидеть на одном месте в течение 30-35 минут, слушая преподавателя.

У такого характерного малыша довольно широкое лицо, решительный рот и глубоко посаженные глаза, над которыми слегка нависают надбровные дуги. Всем своим видом ребенок демонстрирует свою значимость. Маленький холерик с самого рождения строит «планы по захвату мира». Он очень волевой и интеллектуально развит. Можно быть уверенными в том, что все задуманное холериком обязательно осуществится, главное ему не мешать.

Он очень протестует по любому поводу, вызывающему его дискомфорт. Даже малейшая неприятность выводит его из равновесия. Ребенок-холерик ведет себя возбужденно в течении дня, поэтому крепко засыпает ночью и лишь иногда . В такие моменты ему необходимо присутствие матери, которая ассоциируется с покоем и защитой.

Можно сказать, что такой малыш «лучше вас» знает, что именно ему нужно. Он достаточно самостоятелен, решения им принимаются мгновенно, реакция очень быстрая, иногда излишне эмоциональная.

Запреты искренне злят малыша, он рано становится самостоятельным и объяснять ему, что мир не так безопасен, как может показаться на первый взгляд, кажется бесполезным. Для ребенка лучший учитель - это собственный опыт, который строится на примере проб и ошибок. Самое простое что могут сделать родители такого малыша, это довериться его самостоятельности и просто быть рядом, чтобы предотвратить возможные неприятности.

У ребенка есть четкое, врожденное понимание происходящего. Он может молча послушать ваши слова, кивнуть в знак согласия, но остаться при своем собственном мнении.

Ребенок любит поесть, особенно, как следует все разжевать. Он не любит вязкой, жидкой пищи, а отдает предпочтение кусочкам еды, особенно малыша привлекает пища из родительских тарелок.

Его аппетит непостоянный. Ребенок то хочет есть целый день, то вообще отказывается от пищи.

В принципе общение с холериком весьма предсказуемо, он с раннего возраста может четко выразить свои желания, причем довольно активно, а иногда в резкой форме. Он очень самостоятельный, сам выбирает занятия, сам определяет во что будет играть, сам берет то, чего хочет. Есть важный нюанс, малыш не понимает и не чувствует потенциальной опасности.

Но в ваших силах дать ребенку понять, что основные правила устанавливаете вы и вы ведете малыша за собой, а не семените или бежите за ним следом. Самое главное, создать вокруг холерика безопасную среду, это означает, убрать из его доступности все потенциально опасные вещи и предметы. Подробнее об этом можно почитать в цикле наших статей, посвященных .

Чтобы привить крохе правильные глубинные ценности и скоординировать направленность не всегда беспечных детских экспериментов, будьте рядом. Не запрещайте и не мешайте, но в тоже время будьте начеку.

С холериком важно добиться взаимного доверия, только так вы сможете мягко и без давления управлять малышом.

Основные характеристики ребенка холерика

  • Очень активный и несдержанный.
  • Резкий, вспыльчивый, агрессивный и конфликтный, задира.
  • Нетерпеливый и неугомонный.
  • Энергичный и решительный.
  • Свое мнение высказывает возбужденно, убедительно, иногда категорично, громко, подкрепляет слова жестами.
  • Быстро определяет окружающую обстановку, принимает решения в зависимости от ситуации.
  • Непредсказуем и неустойчив в своем поведении.
  • Переживает цикличность в настроении, переживаниях, учебе или работе.

Как воспитывать ребенка холерика

Пожалуй, в ближайшее время вам необходимо будет направлять свои усилия на «тушение пожара» или предотвращение «пожароопасной ситуации». Малыш холерик слишком бурно выражает свои эмоции, и родителям нужно сделать все возможное, чтобы в окружении крохи не было никаких возбуждающих моментов.

В общении с холериком:

  • Поощряйте спокойные, требующие сосредоточения игры.
  • В каждом процессе, в котором участвует ребенок, воспитывайте усидчивость. Не позволяйте бросать начатое в случае первой неудачи.
  • Учите доводить дела до конца.
  • С самого раннего возраста соблюдайте порядок, но не стройте воспитание на обилии запретов и ограничений.
  • Не нарушайте собственные установленные правила.
  • Придумайте для малыша хобби, которое по-настоящему увлечет его и поощряйте «расширение коллекции», создание новых картин, поделок, участие в соревнованиях или конкурсах.
  • Мягко, но последовательно контролируйте действия маленького холерика и его поступки.
  • Имейте ввиду, что такой ребенок крайне не восприимчив к крикам, ругани или монотонным уговорам. На малыша гораздо лучше действуют тактичные, строгие, но спокойные требования.
  • Холерика ни в коем случае нельзя наказывать физически, это только усугубляет его природную агрессивность. Напротив, агрессию следует погашать в зародыше.
  • Малыш-холерик легко теряет доверие, если родители культивируют приказной тон, крик или частые наказания. На него также нельзя давить.
  • Основная задача родителей сводится к тому, что малыша необходимо научить владеть собой, своими эмоциями и физической силой. Объясняйте, что он может испытывать разные чувства, в том числе и негативные, их не нужно бояться или стыдиться, но вовсе не обязательно так громко протестовать или кричать, драться, топать ногами, хлопать дверью и пр.
  • Не позволяйте ребенку обижать слабых или менее эмоциональных детей, учите договариваться, общаться дружелюбно, вежливо и тактично.
  • Самое главное, не подавлять холерика, не «забивать» его природную энергичность и открытость. Не пытайтесь изменить характер малыша, учитесь мягко управлять им и быть ему лучшим другом.

Основная статья цикла

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.

Холерик по натуре неутомим. Природа, отведя ему роль первооткрывателя, борца, мужественно встречающего опасность и стойко переносящего лишения, наделила его могучим энергетическим потенциалом. Уже в раннем возрасте малыш начинает проявлять свой темперамент, и окружающие с пониманием произносят: «да-а, характер!» Задача взрослых в данном случае - помочь крохе расти в меру гибким, компромиссным и достаточно сдержанным.

Типичный холерик

Маленький обладатель такого темперамента очень подвижен. Его движения порывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним. Не выносит ожидания, поэтому не может быть и речь о том, чтобы он спокойно сидел на одном месте без дела.

Разговаривает холерик быстро, отрывисто, эмоционально. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова. Порой так увлекается монологами, что уже никого не слышит. Иногда теряет над собой контроль и начинает кричать, громко спорить.

Холерик . При этом подвержен резким переменам настроения и может изменить своё решение в последнюю минуту с точностью до наоборот. Так что никогда не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, - да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Холерик мгновенно принимает решения, - поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Всё новое он тоже схватывает мгновенно, но столь же легко и быстро забывает через короткий срок. В обучении способный, но концентрируется только на том, что ему интересно в данный момент.

Засыпает маленький холерик (да и большой тоже) долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатлением событий дня. Просыпаться может в различном настроении: от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, какие дела его ждут.

У холерика масса положительных качеств. Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный, уверенный в себе. Но в то же время - неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, конфликтный. В общем, есть над с чем и над чем работать.

Как его правильно воспитывать?

Поскольку дети-холерики эмоционально нестабильны, то их родителям в первую очередь следует научиться контролировать свои собственные эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве досады или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли в конкретной ситуации окрики и нотации.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика? Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребёнка. Учите его проговаривать этапы работы сначала вслух, потом про себя, и следовать своему плану.

Кроме того, холерикам настойчиво рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, а тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Такому ребёнку необходимо много жизненного пространства, поэтому чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе.

Для развития внимания и усидчивости, которых маленькому холерику катастрофически не хватает, занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите малышу осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Помните, что именно вам придется постоянно следить за тем, чтобы чадо проверяло свою работу и доделывало её до конца. Старайтесь не раздражаться, если ребёнок отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения.

Чему нужно осознанно учить ребёнка-холерика? Во-первых, как следует обдумывать свои решения и оценивать резервы своих сил, а уж потом действовать. Пусть его девизом станет поговорка «семь раз отмерь - один отрежь». Во-вторых, вежливости в любых ситуациях. Потому что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.

Особенно важно научить чадо налаживать отношения в коллективе - ведь вы не сможете быть рядом с ним постоянно. А он, как правило, сталкивается с двумя основными проблемами (хотя сам не видит в них проблемы). Первая заключается в том, что он часто навязывает лидерство другим детям, но не всем этом нравится. Вторая роднит его с сангвиником: постоянные друзья рядом с ним не задерживаются, поскольку он стремится к большему разнообразию. Побуждайте ребёнка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы.

Стремление холерика быть первым можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль наставника, учителя, - и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Как избежать конфликтов, вызванных плохим настроением ребёнка-холерика? В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору. Покажите ребёнку способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях. Самоконтролю поможет и дыхательная гимнастика.

Что нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребёнка-холерика? Можно применять отвлекающие приёмы. Ребёнка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша ещё до того, как он расплачется или сильно разозлится. И ни в коем случае не дразнить маленького холерика!

– один из четырех типов темперамента человека, его нервной организации (или психотипа). Это самый взрывной и самый неуправляемый тип.

Не надо путать психотип человека и его характер. Темперамент – генетически заложенный тип нервной системы, а характер – результат воспитания. Поэтому холерическая натура взрослого человека, сдерживаемая воспитанием (то есть под воздействием разума) вполне может вести себя сдержанно, и лишь в минуты большого эмоционального воздействия проявляться бурными всплесками эмоций.

У ребенка же нервная система еще неокрепшая, и нервные центры, отвечающие за его поведение, еще неразвиты в полной мере, поэтому ребенок холерического типа более часто подвержен смене настроений, от бурной радости и подвижности до горьких слез и желания уединиться.

Люди-холерики обычно легко уживаются в обществе, правда, общество достаточно быстро от них устает: им, как правило, всегда бывает необходимо выговориться, дать волю своим эмоциям. Часто холерики обладают весьма разнообразными талантами, обширными интересами, так как их мощный темперамент и внутренняя энергия «требуют выхода».

Это прирожденные лидеры, из холериков вырастают талантливые актеры, политики, художники, режиссеры – то есть, люди публичные, желающие и имеющие, что сказать другим.

Холерик-ребенок характеризуется своей подвижностью, громким голосом. Про таких детей говорят: способный, но чересчур активный и капризный. Они легко усваивают материал, но быстро устают от неподвижного сидения на уроке, и поэтому на переменах превращаются в маленький смерч, сметающий все на своем пути. Такие дети часто страдают от травм, у них постоянно ломаются вещи и игрушки. Приучить их к чему-то, требующему неспешности и аккуратности, очень трудно. Например, у девочки-холерики прекрасно и быстро справляются с уборкой квартиры, но вот тесто у них никогда не поднимается так, как у их подружек-флегматиков, а булочки из этого теста часто подгорают.

В обучении дети-холерики обычно все схватывают «на лету», если же этого не происходит, они часто теряют интерес к предмету, и тогда заставить их выучить урок – задача очень тяжелая. Вальдорфская педагогика рекомендует таких детей не сажать рядом, чтобы учителю не пришлось ежечасно гасить ссоры и скандалы на уроках, также не рекомендуется их подсаживать и к , чтобы не угнетать последних. Идеальный сосед для холерика – флегматик, которого даже полезно немного «расшевелить».

Любимый цвет ребенка-холерика – яркий, насыщенный оранжевый или солнечно-желтый. При большой доле красного цвета в его рисунках можно говорить о тревожности, излишней возбужденности в характере ребенка.

Вследствие воспитания, общественного сознания психотип холерика, обусловленный его врожденным темпераментом, как правило, сдерживается, сглаживается, и проявляется в полной мере лишь при сильном эмоциональном воздействии или под воздействием алкоголя, наркотиков или возбуждающих лекарственных препаратов. При воспитании ребенка следует учитывать его психотип и, чтобы снять его излишнее эмоциональное и нервное напряжение, рекомендуется сочетать обучение ребенка с посещением спортивных секций, различных кружков и других мероприятий, чтобы дать выход излишней энергии.